Какие уловки используют магазины, чтобы продавать просрочку
![Какие уловки используют магазины, чтобы продавать просрочку](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/main_galya-u-nas-otmena.qpu59r.jpg)
В супермаркетах головку сыра продают по кусочкам, каждый — в целлофановой упаковке. Если невнимательно отнестись к такой покупке, можно отравиться.
Обычно на упаковку развесного товара клеят этикетку, на которой указаны срок годности, состав и цена. Законы регламентируют, что именно и как должно быть написано на этикетке, но некоторые продавцы не соблюдают требования. Из-за этого мы рискуем купить с виду хороший продукт, который на деле окажется просроченным и непригодным к употреблению.
В статье расскажу, на какие уловки идут магазины, чтобы продавать товары, которые пора утилизировать, и как не купить просрочку.
Что такое срок годности
Чтобы понять, почему у магазинов получается продавать просроченные продукты, нужно разобраться, что такое срок годности, как его правильно исчислять и каким он может быть.
Срок годности — это период, по истечении которого товар становится непригодным к использованию. Производитель обязан устанавливать его на продукты, парфюмерию и косметику, бытовую химию и даже некоторые услуги. Продавать товары, у которых истек срок годности, запрещено законом.
Срок годности начинается со дня изготовления товара и действует в течение всего времени, пока его можно использовать. По сути, срок годности устанавливает дату, до которой продукт считается безопасным и пригодным к употреблению.
Например, корову подоили 10 апреля, а срок годности молока — 10 суток. То есть после 20 апреля пить молоко нельзя: у него истечет срок годности, и дата покупки тут значения не имеет. При этом молоко еще можно продать как качественное до 23:59:59 19 апреля, а вот уже после полуночи оно станет непригодным к употреблению.
Магазины должны сразу списывать товары, у которых срок годности подходит к концу. Но снять продукт с продажи заранее — значит потерять деньги. Ведь если срок годности истекает в 00:00 19 апреля, то до 23:59 товар еще можно продать, что магазин и будет делать. Так просрочка и задерживается на прилавках.
Почему сроки годности везде прописаны по-разному
Продуктов много — их нужно по-разному хранить и по-своему исчислять срок годности. Такие требования зафиксированы в техническом регламенте Таможенного союза.
Вот правила, которые обязаны соблюдать изготовители:
- Если срок годности не больше 72 часов, пишут: «Годен до 12:00 11 марта».
- Если срок годности больше 72 часов, но меньше трех месяцев, могут написать так: «Годен до 12 марта 2022 года».
- Если срок годности не меньше трех месяцев, напишут: «Годен до конца июля 2022 года» или «Годен до 30 июля 2022 года».
- Можно и не называть конкретных дат, а просто указать срок, например: «Годен восемь суток».
Иногда фразу «годен до» могут заменить словами «годен», «до конца», «употребить до» и другими близкими по смыслу выражениями.
![То, как прописан срок годности, зависит от продукта. Иногда указывают месяц, день и время, а иногда пишут, в течение скольких дней, месяцев или лет продукт годен к употреблению. Например, если хранить яйца в холодильнике, срок их годности — 90 суток](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/galya-u-nas-otmena-pic-01.xk1gmw.jpg)
![Срок годности сахара — четыре года с момента изготовления, то есть с 2021 года](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/galya-u-nas-otmena-pic-02.wxhqmn.jpg)
Как магазин может продать просрочку
Есть три частых ситуации, когда супермаркеты могут продать товар с истекшим или отсутствующим сроком годности.
Сотрудники оставили просрочку на прилавке. Обычно так поступают с не очень дорогими товарами: по моим ощущениям, часто на полке залеживаются просроченные шоколадки, жвачки и то, что мы привыкли видеть рядом с кассой.
За сроком годности таких товаров следит мерчандайзер. Это не штатный сотрудник магазина, а представитель какого-либо бренда. Он может раз в неделю приезжать в супермаркет, чтобы выложить товары на прилавки и проверить сроки годности продукции бренда.
На практике получается замкнутый круг. Сотрудник магазина обязан проверять срок годности продуктов и вовремя убирать просрочку, но надеется, что это сделает мерчандайзер, а тот, в свою очередь, надеется на добросовестность штатного продавца. Кроме того, иногда у мерчандайзеров просто нет времени внимательно читать срок годности каждого товара. В итоге просрочка остается в продаже.
Магазины рассчитывают, что если товар дешевый, то покупатель вряд ли придет за возвратом нескольких десятков рублей и просто выкинет его. Продавец все равно получит прибыль, а если и найдется дотошный потребитель, то вину спишут на мерчандайзера.
Производитель не напечатал срок годности на этикетке. Техника может дать сбой, и срок годности не пропечатается на этикетке. Заметить это при массовом производстве сложно — так товар без срока годности может оказаться в магазине.
При поступлении товара сотрудники супермаркета должны проверить целостность упаковки и наличие на ней срока годности. Все эти действия входят в стоимость наценки на продукцию. На практике работники магазина относятся к этому невнимательно: за день им нужно выложить на полки сотни разных товаров, на которых по-разному указан срок годности. Они могут просто не заметить, что на какой-то упаковке его нет.
Магазин переупаковал товар и использовал свою маркировку. Именно собственная маркировка — этикетка, которую напечатал сам супермаркет, — помогает недобросовестным продавцам вводить покупателей в заблуждение.
По закону на маркировке указывают все, что нужно знать потребителю: состав, энергетическую ценность, срок годности товара. Свою маркировку магазины печатают в двух случаях:
- Когда нужно расфасовать товар. Например, поставщик привез 10 кг конфет в одной коробке, а супермаркету нужно распределить их по 20 пакетам.
- Когда есть собственное производство. Например, если в магазине работает своя пекарня или столовая продает готовые блюда.
На маркировке сообщают, как называется продукт, его состав, количество и дату изготовления, срок годности и условия хранения. Еще указывают, кто и где производит этот продукт, его пищевую ценность, есть ли компоненты ГМО и так далее.
Когда супермаркет печатает свою этикетку, его задача — просто взять информацию от производителя и перенести ее слово в слово. Если продавец хоть что-то пропустит, товар можно признать некачественным и опасным.
![Так выглядит правильно оформленная маркировка магазина](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/galya-u-nas-otmena-pic-03.cgfpfr.jpg)
Как магазины обманывают покупателей с помощью маркировки
Есть несколько способов продать просроченные товары при помощи маркировки.
Информацию на этикетке оформляют не по правилам. Например, не указывают сведения о составе продукции. В некоторых случаях это опасно для жизни: так, у покупателя может быть сильная аллергия на орехи, а он не знал, что они есть в блюде из супермаркета.
Также магазины часто не пишут на своей маркировке об условиях хранения, и продукт портится значительно быстрее.
![В этом случае не указан состав, способ копчения рыбы и срок ее годности. Товар с такой маркировкой продавать нельзя](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/galya-u-nas-otmena-pic-04.jehhu2.jpg)
Не печатают срок годности. Логика недобросовестных магазинов такая: когда на маркировке нет срока годности, он становится вечным. А если находится покупатель, который обращает на это внимание, персонал списывает все на неполадку оборудования, которое печатает этикетки.
Часто такая ситуация возникает, когда в супермаркете появляется новый товар. Его уже нужно продавать, а маркировка еще не подготовлена.
Дату изготовления заменяют на дату упаковки. Напомню, что срок годности исчисляется с даты изготовления, а не с даты упаковки или продажи товара. Но часто на готовой продукции — салатах, закусках и горячих блюдах, которые делают прямо в супермаркете, — дату изготовления подменяют датой упаковки. Обычно такие продукты готовят рано утром и потом продают весь день. Это не всегда законно.
Например, срок годности салата — от шести часов до суток, зависит от ингредиентов. Так, салат из консервированных овощей с майонезом может храниться не более шести часов. А в магазине он часто лежит на прилавке весь рабочий день. Если посмотреть на этикетку, скорее всего, на ней будет указана именно дата упаковки.
![На этой этикетке нет срока годности салата, только дата упаковки — 26 февраля, 17:11](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/galya-u-nas-otmena-pic-05.kb4wcs.jpg)
Срок годности намеренно продлевают. Часто на упаковке может оказаться несколько маркировок: как только срок годности заканчивается, наклеивают этикетку с новым сроком. И так до тех пор, пока не продадут товар.
Иногда магазин может пойти на хитрость — обернуть продукт в пищевую пленку и наклеить на нее этикетку со сроком годности. Как только он истекает, пленку снимают, упаковывают товар заново и наносят новую маркировку с измененной датой. Обычно так поступают с сырами и колбасами.
![На этой фотографии видно, что на каждой этикетке свой срок годности. На нижней — до 6 августа, на верхней — уже до 12 августа](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/galya-u-nas-otmena-pic-06.aovdcr.jpg)
![А на этой колбасе три этикетки. Скорее всего, ей трижды «продлевали жизнь»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/galya-u-nas-otmena-pic-07.jk4olg.jpg)
Срок годности закрывают акционной наклейкой. Акция — это приятно, но часто такой маркировкой закрывают срок годности продукта, и в таких случаях определить реальный не получится. Особенно если продукт упакован в пищевую пленку: от нее физически невозможно отодрать наклейку.
![Определить срок годности такого товара не получится: он скрыт под наклейкой, которую не выйдет отлепить от упаковки](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/galya-u-nas-otmena-pic-08.t0an84.jpg)
Срок годности умышленно завышают. Обычно магазин идет на такую уловку, если у продукта слишком маленький срок годности, а продать нужно все до последнего грамма.
Например, заправленный салат «Оливье» может храниться 12 часов — так написано в нормах санпина. Но в магазине «Перекресток» установлен срок годности 24 часа, а в маркировке вообще написано, что салат годен с 7:15 25.02.2022 по 27.02.2022 13:58 — а это 58 часов.
![По нормам санпина салат можно хранить 12 часов, а магазин продлил срок его годности до 58](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/galya-u-nas-otmena-pic-09.imn7w6.jpg)
Как не купить просроченный продукт
- Обращайте внимание на упаковку. Она должна быть целой, без следов вскрытия.
- Покупайте продукты в упаковке изготовителя, а не те, которые магазин перепаковал сам. То есть лучше купить целый батон колбасы, чем готовую нарезку: неизвестно, когда ее порезали и чистым ли был нож.
- Требуйте у продавца аннотацию изготовителя: только в ней содержится полная и достоверная информация о товаре. Аннотацию хранит магазин и обязан предоставлять ее покупателям по закону о защите прав потребителей.
- Если покупаете готовые продукты, просите бракеражный журнал — это документ, в котором пишут, что и когда приготовили. Его ведет повар.
- Если приобретаете продукцию без информации на маркировке, попросите сделать вам копию сведений с упаковки изготовителя. Так у вас хотя бы будет понимание, как хранить товар.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.