«Московские экскурсоводы отбирают наш хлеб»: сколько зарабатывает гид в Рыбинске
В последние несколько лет Рыбинск стал одним из самых популярных направлений для путешествий по России.
У меня небольшой бизнес — я веду экскурсии по городу. Но я не всегда работала гидом. Я была журналисткой, потом открыла частный театр кукол, с которым путешествовала по России. После ковида и некоторых проблем, о которых я расскажу дальше, театр пришлось закрыть — и я вернулась к журналистике.
После моей статьи в Т—Ж про то, что посмотреть в Рыбинске за один день, мне предложили вести экскурсии в городе. Так началась моя карьера в туристическом бизнесе. Компанию никак называть не стала: просто зарегистрировала ИП и решила развивать свой личный бренд.
Зарабатываю на экскурсиях до 50 000 ₽ в месяц. Но это не предел, некоторые мои коллеги зарабатывают и 150 000 ₽.
Закрыли кукольный театр
В последние несколько лет Рыбинск прославился вывесками в старинном стиле, и к нам стали приезжать туристы. Поэтому я решила стать гидом.
Я попробовала много профессий. В 2004 году я окончила университет в Иванове по специальности «журналистика». Потом работала в Петербурге журналистом и немного преподавала.
В 2009 году я поехала на три месяца путешествовать по Индии. Эта поездка не только помогла мне свободно заговорить по-английски, но и научиться общаться с людьми разных национальностей и стать более открытой. В том же году я поступила в магистратуру Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, изучала историю костюма. Потом открыла ИП и восемь лет делала свой частный театр кукол.
Мы ездили по стране и показывали спектакли в детских садах и школах. В 2012 году кукольный театр был выгодным бизнесом: мы с мужем зарабатывали от 50 000 до 100 000 ₽ в месяц. Спустя пять лет заработки стали уменьшаться. Работать с образовательными учреждениями становилось все сложнее, нужно было оформлять договоры через администрацию, получать разрешения, продавать билеты.
Некоторые родители были недовольны тем, что сады принимали спектакли, и обвиняли их в коррупции.
Таких были единицы, но для департаментов образования даже одно заявление в прокуратуру на район могло быть поводом запретить все выступления. Многие заведующие начали отказываться от сотрудничества с театрами.
Началась пандемия, сады и школы перестали принимать вообще всех. Пришлось срочно искать новые идеи для заработка. Мы с мужем вернулись к своим профессиям. Я стала писать статьи, а муж — преподавать английский. Я даже закрыла ИП и перешла на самозанятость, чтобы не платить взносы в пенсионный фонд.
С одной из статей и началась карьера экскурсовода. Я написала текст в Т—Ж о том, что можно посмотреть в Рыбинске за один день. До этого экскурсий я не проводила, но часто водила по городу друзей и знакомых, так что был небольшой опыт и знания. Статью прочитал директор туристско-информационного центра Рыбинска и предложил вести экскурсии для туристов.
Об этом я задумывалась и до предложения. В 2017 году я придумала проект с городскими маршрутами и прокатом велосипедов — c мобильным приложением и аудиогидом. Назвала его «Истории на колесах», или Wheels and Tales. По задумке люди брали велосипед напрокат, а потом двигались по точкам рекомендованного маршрута и в определенных местах слушали аудиогид.
Я представила проект на заседании городской администрации. Туризм в Рыбинске тогда только начинал развиваться, приезжих было немного, около 100 тысяч человек в год. Разработка мобильных приложений тоже только начинала набирать обороты и была не совсем понятной сферой. Инфраструктура для передвижения велосипедистов была не развита. Проект одобрили, но финансово администрация никому не помогает. Они говорят: классно, делайте, если есть на что и знаете как. Но у меня не нашлось свободных денег на развитие дела.
Так что мы с мужем отказались от идеи. Но знания о городе, полученные при разработке маршрутов, пригодились мне в первых частных экскурсиях.
Первые экскурсии
Туристско-информационный центр, в котором я начала работать в январе 2020 года, — это муниципальное учреждение, его финансирует администрация города. Такие есть почти во всех туристических городах. Они привлекают гостей в город и помогают найти гостиницы, музеи и экскурсоводов тем, кто уже приехал.
Я устроилась на полставки: консультировала людей, вела соцсети и проводила экскурсии. Туристы часто обращались в поисках гидов. У нас уже был список, который я обзванивала, и находила экскурсоводов. Когда было свободное время, брала экскурсии сама.
К первой экскурсии я готовилась два дня. Прошерстила книги, которые у меня были дома, погуглила, почитала статьи об основных достопримечательностях. Потом составила план: выписала и выучила основные даты и имена, связанные с историей города.
Я очень волновалась — это был большой экскурсионный автобус. Но как ни странно, все прошло хорошо и туристам все понравилось. На следующий день я провела экскурсию для семейной пары. Они тоже остались довольны и пообещали рекомендовать меня своим друзьям. За две экскурсии по два часа я заработала 4000 ₽.
- 4000 ₽
Цену назначила сама. Позвонила подруге в Иваново, которая несколько лет работала гидом, и спросила, сколько она берет за работу. Потом я узнала, что экскурсоводы в Рыбинске берут от 700 ₽ до 1000 ₽ в час, так что с ценой я угадала.
Как сотрудник центра я проводила экскурсии для официальных делегаций и гостей мэра Рыбинска. Им они тоже нравились, так что казалось, я развиваюсь в правильном направлении.
Через центр я очень быстро познакомилась с музейщиками, экскурсоводами, директорами туристических компаний. Через пару месяцев я уже знала всех, постепенно местные гиды и туроператоры стали приглашать меня проводить экскурсии для своих клиентов.
Я работала в центре до мая 2021 года — даже немного успела побыть исполняющим обязанности директора. Параллельно присматривала за частным музеем «Затопленные святыни Мологского края». Для работы в этом проекте я снова открыла ИП. Как раз тогда появился режим «Налог на профессиональный доход», при котором предприниматель не обязан платить страховые взносы.
Чем больше знаний, тем больше вопросов
Предыдущий опыт пригодился в новой профессии. Но пришлось серьезно изучить историю Рыбинска. Мои знания на первых экскурсиях были очень эпизодическими. С тех пор я постоянно вычитываю новое. В моей домашней библиотеке около 20 книг об истории города. Покупаю их в музеях и местном издательстве, которое выпускает краеведческую литературу. Часто ищу на «Авито».
Книги в среднем стоят от 400 до 1000 ₽ — это недешево. Я уже потратила больше 6000 ₽. Но некоторые издания обязательно нужно иметь дома. Те книги, журналы и газеты, которые уже невозможно приобрести, я читаю в библиотеке. Например, недавно я изучала историю рыбинского костела, а сейчас готовлю подробную экскурсию про женщин-предпринимательниц города.
Чем больше узнаешь, тем больше появляется вопросов. Зато и экскурсия становится интереснее. В городе есть сообщество гидов: обсуждаем в чатике спорные вопросы по истории, делимся информацией о событиях Рыбинска. Еще организуем «Экскурсии для экскурсоводов» — собираемся и исследуем какое-то место или тематику. Например, недавно ездили на заброшенный фарфоровый завод Кузнецова рядом с Рыбинском, в поселке Песочное. Экскурсию вела жительница поселка.
Чтобы составить маршрут, можно пользоваться любыми источниками — от архива и научной литературы до статей из интернета и документальных фильмов. При этом все нужно проверять и перепроверять. Сравнивать источники, сопоставлять с историческими фактами.
Не обязательно заучивать десятки дат и фамилий. Туристам они часто не интересны, достаточно запомнить основное. Главное, чтобы события и даты не путались и не противоречили друг другу. Если есть сомнения, лучше уточнить у опытных экскурсоводов или краеведов. Особенно если экскурсия для горожан. Туристы из других городов, скорее всего, не заметят оплошность, если это не грубая ошибка по истории России в целом. Но жители города бывают очень придирчивыми.
Например, на одной из первых экскурсий я говорила о князе Ухтомском и по привычке поставила ударение на «о». В конце ко мне подошла женщина и поправила: правильно ставить ударение на «у». Я об этом не знала, так как встречала фамилию только в печатных источниках, а одноименную улицу в городе всегда называли с ударением на «о».
Недостоверная или устаревшая информация бывает даже в серьезных книгах. Например, принято считать, что пивовар Иван Дурдин стал прототипом героя произведения Салтыкова-Щедрина. Но писатель был в Рыбинске в 1873-м, а Дурдин приехал годом позже.
Много историй связано с братьями Николасом и Джозефом Шенками, выходцами из Рыбинска. Их часто называют основателями Голливуда, но на деле они были только сооснователями двух больших студий. Если информация недостоверная, но интересная, я предупреждаю, что это местная байка. Например, когда рассказываю, что проект рыбинского собора был первоначально проектом Исаакиевского.
Для новой экскурсии я обязательно тезисно составляю план и маршрут. Лучше ее протестировать на родственниках или знакомых или пройти самостоятельно. У меня был неудачный опыт: я придумала экскурсию про церкви и подворья Рыбинска, написала ее, но не прошла ногами. Маршрут получился вдвое дольше, чем было заявлено, и мы не успели пройти весь путь.
Важно, чтобы у экскурсовода был громкий голос и четкая дикция. Многие ходят на курсы вокала, ораторского мастерства или в театральную студию. Цена курсов ораторского мастерства в Рыбинске — 12 000 ₽ в месяц или 1500 ₽ в час. Занятия в театральной студии стоят 3000 ₽ в месяц.
Каждый экскурсовод старается выделиться. Когда в городе появились старинные вывески, несколько компаний начали вести экскурсии в костюмах 19 века. Например, популярен маршрут «Байки на крыше», которую проводит режиссер местного театра, переодетый купцом.
У меня тоже есть костюм, я его сшила сама. Туристам нравится, когда гид в одежде из другого времени, поэтому на экскурсии в город тоже иногда надеваю длинное платье или шубку в стиле 19 века. Пошив костюма в Рыбинске стоит примерно 6000 ₽.
Оборудование и курсы
Экскурсовод по закону должен пройти курсы. Раньше такого не было, и многие работали без туристского образования. Но сейчас курсы повышения квалификации нужны для допуска к аттестации. О ней расскажу подробнее дальше.
Курсы можно выбрать любые. Но если нет опыта, то лучше найти программу, где уделяют внимание методике составления экскурсий, технике безопасности, работе с группами. Это пригодится в работе с автобусными экскурсиями и группами больше 10 человек.
Индивидуальные чаще проходят как обычная прогулка, на них важнее найти общий язык с людьми, расположить их к себе, а этому на курсах не учат. Стоимость курсов варьируется от 7000 ₽ до 25 000 ₽. Я проходила их в этом году, стоили они 12 000 ₽.
Для экскурсий нужны не только знания, но и техника. Небольшие группы можно вести и без нее. Но с автобусами по 40—45 человек нужен громкоговоритель. Модель я выбрала по нескольким параметрам: громкость, время работы, качество звука. Громкость лучше брать не меньше 25 Вт. Время работы — 10 часов и больше. Качество звука и удобство можно проверить только на месте, поэтому лучше попробовать громкоговорители, которыми пользуются коллеги. Я использую устройство фирмы «Говоритель».
С группами удобно пользоваться ресиверами. Это когда у туриста наушник, а у гида радиопередатчик с микрофоном — экскурсия транслируется в уши туристу. Мы часто используем такие, когда проводим экскурсии для туристов с теплоходов. Но в этом случае их выдают судоходные компании. Туристы могут останавливаться и фотографироваться, отставать от группы, а гид не мешает другим экскурсиям.
У частных экскурсоводов редко бывают ресиверы: комплект наушников и передатчик на 10 человек стоит от 70 000 ₽. У меня есть знакомые в Петербурге, которые берут оборудование в аренду. Но у нас я пока такого не видела.
Расходы на запуск бизнеса в 2021 году
Всего расходов | 28 700 ₽ |
Курсы экскурсовода | 12 000 ₽ |
Книги | 6000 ₽ |
Костюм | 5000 ₽ |
Громкоговоритель | 4500 ₽ |
Пошлина за аттестацию | 1200 ₽ |
Расходы на запуск бизнеса в 2021 году
Всего расходов | 28 700 ₽ |
Курсы экскурсовода | 12 000 ₽ |
Книги | 6000 ₽ |
Костюм | 5000 ₽ |
Громкоговоритель | 4500 ₽ |
Пошлина за аттестацию | 1200 ₽ |
Как проходит аттестация
Теперь нельзя просто взять и начать проводить экскурсии: гиды должны пройти аттестацию. Закон был принят в июле 2022 года и вступит в действие в июле 2023. Аттестация действительна пять лет.
Закон вызвал много споров в сообществе. Часть гидов считает, что он необходим, аттестация повысит качество экскурсий и защитит экскурсоводов в регионах. Дальше я рассказываю, что московские гиды отбирают наш хлеб. Так вот, согласно закону, можно будет вести экскурсии только в своем регионе. Гостям города придется обращаться к местным аттестованным гидам. Чтобы водить экскурсии, например, в соседнем Иванове, который в трех часах езды от Рыбинска, мне нужно сдать аттестацию два раза.
Другие скептически относятся к закону и считают, что аттестация — для галочки и уровень экскурсоводов не повысит. В любом случае ее придется пройти всем. Для этого нужно заплатить пошлину, получить диплом о повышении квалификации и сдать экзамен.
Экзамен состоит из двух частей. Первая — тест: вопросы по истории, культуре региона, по методике и безопасности проведения экскурсий. Вторая — виртуальная экскурсия по одному из маршрутов своего региона. Гид проводит ее в аудитории перед комиссией, а экспонаты показывает на экране. В комиссию входят несколько человек из туристического сообщества региона.
Гиды, которые официально работают в туриндустрии больше трех лет, освобождаются от теста и сдают только практическую часть. Тем, у кого есть профильное образование или оконченные курсы, второй раз учиться не нужно.
У меня не было курсов, а официального опыта немного не хватило, поэтому пришлось пойти учиться. На аттестации меня ждет и тест, и практическая часть. Я пока сдала только тренировочную аттестацию в своем городе — нам ее проводили на курсах, чтобы попробовать себя. Настоящую пройду в середине февраля. Уже записалась и оплатила пошлину на госуслугах. Прохождение аттестации стоит 1200 ₽.
- 1200 ₽
Каждый, кто прошел аттестацию, получает карточку экскурсовода. Пока непонятно, каким образом будут контролировать тех, кто работает без карточки и какое будет за это наказание. Но большинство гидов предпочитают не рисковать и проходят аттестацию.
Московские гиды отбирают хлеб
В Рыбинске сложились хорошие отношения между местными гидами. Мы часто делимся экскурсиями, даем друг другу книги, помогаем, если возникают исторические вопросы. Большинство экскурсоводов — самозанятые. Некоторые работают в музеях, а экскурсии проводят в свободное время. В городе три большие турфирмы, в штате гиды есть не у всех. Поэтому, как правило, они приглашают кого-то из нас.
У меня оформлен ИП с режимом «Налог на профессиональный доход». То есть условия работы как у самозанятых. Я не плачу взносы в пенсионный фонд и ФСС, а налог — 4—6% от дохода в зависимости от того, кому я оказываю услугу: компании или физлицу. Это удобно, так как некоторые туристические фирмы работают только по безналу. Так что мой ИП помогает получить больше работы.
Сейчас в городе постоянно работает не меньше 25 экскурсоводов. Два года назад, когда я начинала, гидов было в два раза меньше.
Экскурсоводы из других городов создают дополнительную конкуренцию. Плюс информация, которую они рассказывают, зачастую бывает неточной. Такое случается во многих городах, особенно недалеко от Москвы.
Переславские гиды рассказывают, что москвичи искажают факты и отбирают хлеб у местных. Это проблема.
В Рыбинске многие компании нанимают только местных гидов. За последние три года город стал одним из самых популярных направлений для путешествий. Например, два года назад принял чуть больше 80 теплоходов за сезон, а в этом — 160.
Последние пару лет жители России стали меньше ездить за границу и начали искать интересные места в стране.
Рыбинск оказался очень удачно расположен. Он на расстоянии 700 км от Петербурга, 400 км от Нижнего Новгорода, 300 км от Москвы и 200 км от Вологды, Костромы и Иванова. Поэтому сюда едут туристы из всех этих городов.
Чуть раньше, в 2018 году, в Рыбинске произошли изменения, которые сделали город привлекательным. У нас отремонтировали две главные улицы и создали необычный дизайн-код.
В центре города все вывески поменяли на исторические. Это была идея местного жителя Мити Кузнецова, которую поддержали в администрации города. В исторической части предпринимателей обязали снять современные вывески и повесить новые, в стилистике конца 19 — начала 20 века.
Например, «Магнит», «Вкусвилл» и 585. Этот проект привлек в город туристов и блогеров. У нас побывали Илья Варламов, Юрий Дудь, Владимир Познер.
Были съемочные группы многих телеканалов. Им интересны не только вывески, но и история затопленного города Молога, который был уничтожен при создании Рыбинского водохранилища. На эти две темы выходит много сюжетов.
Сейчас Рыбинск можно найти почти в любом списке популярных направлений. Летом даже приходится отказываться от экскурсий, особенно если это долгие выходные или праздничные дни.
Как мы находим туристов, а они — нас
У каждого гида своя норма экскурсий в день. Я не беру больше двух. Летом день длиннее и гулять приятнее, поэтому могу взять и три — от полутора до двух с половиной часов. Бывает, что группа приглашает быть с ними целый день — это пять-восемь часов.
Ноябрь и декабрь — низкий сезон, но заказы все равно есть. Обычно осенью и зимой люди приезжают в выходные. Провожу от двух до шести обзорных экскурсий в неделю.
Первые клиенты пришли из туристического центра. Часть людей находила и до сих пор находит меня после выхода статьи в Т—Ж. Это примерно 10—15% от всех заказов. Уже через два-три месяца после старта начало работать сарафанное радио. Клиенты стали приходить по рекомендации гостей или других гидов.
В горячие дни заказы передают другие экскурсоводы или приглашают поработать местные турфирмы — это примерно 15% от общего числа. Летом я сотрудничала с компанией, которая принимает теплоходы, водила экскурсии для тех, кто путешествует по Волге. Обычно туристов делят на группы по 20—25 человек — с одним теплоходом работает несколько гидов. Экскурсии проводим либо по историческому центру, либо на автобусе по всему городу.
Многие проводят экскурсии только по городу, но я сотрудничаю и с музеями. Например, меня пригласили владельцы выставки «Затопленные святыни Мологского края», чтобы я разработала и вела экскурсию в их пространстве.
На местном пивзаводе организовали тематическую экспозицию об истории купцов Дурдиных, построивших рыбинскую пивоварню в 1878 году. Меня пригласили помочь с составлением программы. Саму экспозицию разработали сотрудники местного музея, а я написала экскурсию.
Летом работа с музеями приносила мне от 20 000 до 30 000 ₽, сейчас — 10 000—15 000 ₽ в месяц.
Несколько гидов зарегистрированы на «Трипстере» и «Спутнике». Размещение бесплатное, но агрегатор берет себе 20—30%. Обычно цену указывают, уже учитывая стоимость услуг агрегатора. На сайтах есть отзывы, это увеличивает шансы экскурсовода получить заказ. По похожему принципу работает агрегатор «Яндекс-услуги».
Если часто отказываться от экскурсий, сайт понижает рейтинг, и экскурсию могут удалить. На этих сайтах существует лимит экскурсий из одного города, поэтому сейчас зарегистрироваться на них не так просто, как год назад. Мое предложение пока на модерации. Возможно, ближе к высокому сезону, когда спрос увеличится, экскурсию добавят.
У меня есть объявление на «Авито», но оттуда клиенты приходят нечасто. Без дополнительных вложений оно работает не очень хорошо. С рекламой чуть лучше, но вложения не всегда окупаются. С «Авито» я получила не более десяти заказов за полгода.
Когда я купила машину, сделала наклейку на стекло со своим телефоном и QR-кодом страницы во «Вконтакте». У моих коллег есть рюкзаки с рекламой. Не могу сказать, что этот канал хорошо работает. Экскурсии, которые мне принесла надпись на машине, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Я решила не делать страницу во «Вконтакте» специально для экскурсий, вместо этого развиваю личную. На ней у меня более 2000 друзей и подписчиков. Я рассказываю о рыбинском туризме, выкладываю анонсы до мероприятий и отчеты после. Страница приносит мне примерно 20% заказов. Раньше у меня были фейсбук и инстаграм, но после блокировки перестала их вести.
Моей коллеге большинство заказов приносит сайт. Сейчас я тоже думаю о том, чтобы сделать лендинг на «Тильде». С соцсетями все ненадежно, хочу иметь запасной аэродром.
Поскольку я ИП, с сайта можно продавать свои услуги по Пушкинской карте. Это проект министерства культуры — карту выдают людям от 14 до 23 лет. На нее государство начисляет деньги, которые можно потратить на культурные мероприятия, которые прошли модерацию в системе. Для владельцев карты такие экскурсии будут бесплатными, а предприниматель получает деньги на счет. Чтобы присоединиться к программам Пушкинской карты, нужно быть ИП или юрлицом и иметь возможность продавать билеты онлайн.
Сколько я зарабатываю на экскурсиях
Некоторые гиды в Рыбинске занимаются только экскурсиями, у других есть дополнительный заработок. В самом начале, в 2020 году, я называла цену 1000 ₽ за час независимо от количества людей в группе.
Но часовая экскурсия на 40 детей требует больше напряжения, чем час с милой семейной парой. Сейчас я оцениваю все: время, количество участников, маршрут, способ передвижения.
Средняя стоимость по-прежнему от 1000 до 1500 ₽ за час работы для туристов. С больших групп я беру от 2000 до 4000 ₽. Стандартная экскурсия длится от полутора до четырех часов. В высокий сезон бывает от 20 до 30 экскурсий в месяц, в низкий — до 10. Проводить слишком много экскурсий тяжело — физически и морально. Я редко беру больше двух экскурсий, потом перестаешь получать удовольствие.
За работу с туристами с теплоходов платят меньше — от 400 до 800 ₽. Группы там большие, но экскурсии короткие и стандартные. Некоторые гиды ухитряются брать по семь-восемь круизных экскурсий в день. Они зарабатывают около 20 000 ₽ в месяц только на них. Я ни разу не осилила больше четырех. Теплоходные группы берут не все, для многих цена слишком низкая. Но мне нравится работать с теплоходами, и это стабильный доход. Летом заказы есть почти всегда, даже в будни.
Я зарабатываю не только на экскурсиях по городу. Моя экскурсия в музеях стоит от 700 до 1500 ₽, обычно длится 40 минут.
Еще я провожу экскурсии на сапбордах, получаю в среднем 1000 ₽. Я узнала, что в городе открывается прокат сапов, и написала его владельцу, что умею кататься и готова проводить экскурсии. Он заинтересовался и включил это в программу. За лето я провела около 15 таких экскурсий.
Часто на меня выходят турфирмы из других городов по рекомендации коллег. Иногда я езжу на туристические выставки и знакомлюсь с туроператорами. Например, на «Интурмаркет» в Москву или «Ворота севера» в Вологду.
Турфирмы просят не только провести экскурсию, но и составить план посещения Рыбинска для их групп — и все организовать на месте. Я все планирую, договариваюсь с музеями, заказываю обеды и ужины, могу даже купить сувениры. За это беру от 1000 до 3000 ₽ сверх стоимости экскурсии.
У меня почти всегда параллельно есть еще работа, мне нравится заниматься разной деятельностью. Поэтому зарабатываю на экскурсиях не так много — от 20 000 до 50 000 ₽ в месяц.
При большей загрузке и более активной рекламе вполне реально даже в небольшом городе зарабатывать до 150 000 ₽ в месяц в высокий сезон. Но работа нестабильная. Иногда может быть такой насыщенный день, что некогда присесть и выпить кофе. А иногда по пять дней ничего нет. Особенно в ноябре, декабре и феврале.
В такие периоды мы придумываем тематические сборные экскурсии. Стоит такая — 300—400 ₽. На них собирается до десяти человек. В продвижении помогает туристско-информационный центр.
Мой друг из Петербурга возит группы туристов в Казань, Архангельск, Вологду, Тверь. Он полностью продумывает программу, такие туры стоят 17 000 ₽ с человека на два дня. Мне тоже интересен такой формат. Я пока запланировала однодневный тур. Повезу группу в Иваново — я там училась и хорошо знаю город. Пока не могу сказать, будут ли такие поездки выгодными, у нас средний чек поездки меньше, чем в Москве и Петербурге. Но мне нравится планировать туры и находить интересные места и людей.
Операционных расходов в моем бизнесе никаких нет, только траты во время запуска. Разве что бензин для машины, чтобы добраться до самой экскурсии. Но город маленький — это несерьезные траты.
Сколько приносят разные направления
Экскурсии по городу | 50% |
Экскурсии в музеях | 40% |
Разработка экскурсионных программ | 10% |
Выездные туры | новое направление |
Сколько приносят разные направления
Экскурсии по городу | 50% |
Экскурсии в музеях | 40% |
Разработка экскурсионных программ | 10% |
Выездные туры | новое направление |
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.