«Первые три правки бесплатно, остальные — за деньги»: сколько зарабатывает графический дизайнер
Читатели продолжают делиться с нами историями о своих профессиях.
По образованию героиня этого выпуска «Профессий» — художница по костюмам, но разрабатывать лекала и шить ей не нравилось никогда. Зато еще в школе она увлеклась графическим дизайном, и это хобби переросло в работу. Она рассказала, как осваивала «Фотошоп» по урокам на форумах, за какие заказы не берется, переживает ли по поводу конкуренции с искусственным интеллектом и почему не решается уйти из найма в «свободное плавание».
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала
Выбор профессии
Я с раннего детства знала, что стану дизайнером. Окончила четыре класса художественной школы и уже в подростковом возрасте создавала свои первые «проекты». Тогда я много времени проводила на сайте онлайн-дневников Beon, где и узнала о существовании «Фотошопа». Находила там тематические группы, где были уроки в виде постов со скриншотами, и по ним училась, — обучения на «Ютубе», как сейчас, еще не было.
Там же нашлись первые клиенты: на портале были сообщества, в которых юзеры могли заказать, например, дизайн дневника или аватарки. Берешь заказ, выполняешь, кидаешь превью, и, если все хорошо, тебе на счет отправляют местную валюту — «позитивки». Такая вот древняя форма модного сегодня фриланса :)
Перевести «позитивки» в рубли было нельзя. Зато на сайте за них покупался вип-статус, с него падало много плюшек: более качественное изображение при загрузке дизайна дневника, большой размер аватарки, ну и пафосная подпись под ней.
Еще мне всегда нравилось фотографировать. В 2010 году папа на день рождения подарил мне Canon 500D и все необходимые аксессуары. Помню, что была в восторге и вскоре начала снимать друзей, мы устраивали тематические фотосессии.
Не думаю, что я прям умела фотографировать — синдром самозванца, привет, — но мне это нравилось. С 16—17 лет снимала свадьбы, выпускные, корпоративы. Заказы на фото у меня были всегда, хотя я не старалась пиариться — работало сарафанное радио. Снимала и за деньги — около тысячи рублей за час-полтора, — и за бесценный опыт. Справедливости ради стоит сказать, что мне это и правда было интересно и важно.
После девятого класса я поступила в колледж при Институте экономики и культуры в Москве на художника по костюмам. Это было не то направление, которое я хотела: родители изначально планировали отдать меня в Британскую высшую школу дизайна, но из Подмосковья до нее сложно добираться. А этот колледж был ближе к дому. И все равно приходилось выезжать на автобусе в 6:30, чтобы успеть на первую пару.
По сути, из всех предметов в колледже мне были интересны лишь «Академический рисунок» и «Живопись». Терпеть не могла выкройки и технологию пошива, а костюмы создавала только для защиты дипломной коллекции. Кстати, свою выпускную капсулу сама и отфотографировала, снимала и работы других студентов.
Обучение стоило 8500—9000 ₽ в месяц, если не ошибаюсь, плюс цена росла с каждым курсом.
Занятия я посещала в свободном графике, параллельно работала. Сначала трудилась официанткой. Зарплату выплачивали нестабильно, уже не помню, сколько у меня выходило в месяц с чаевыми, зато помню, что многих моих несовершеннолетних коллег тогда «кинули» на оклад в 9000 ₽. Пришлось коллективно идти писать заявление в трудовую инспекцию. Вообще, тогда компании часто так или иначе обманывали малолетних сотрудников, сейчас с этим строже. Потом работала на промостойках крупной сотовой компании, была барменом-кассиром в ресторане, консультантом в сетке косметики и парфюмерии, иногда брала смены администратора в медклинике, где работала бабушка.
После колледжа я решила не поступать в вуз. Конкретно в Институте экономики и культуры меня не устраивало отношение руководства к учебному процессу. Да и бюджетных мест на факультете не было, только платное отделение.
Другие университеты не рассматривала, потому что надо было зарабатывать. Ни о чем не жалею: все, что ни делается, — для чего-то нужно :)
Где-то полгода-год после выпуска я работала продавцом на окладе 45 000 ₽. Особо важных финансовых обязательств в тот период у меня не было. Я жила у бабушки в трехкомнатной квартире; помимо меня, там тогда жили еще человек пять, но я все равно домой приходила по сути ночевать. Оплачивала только свои нужды, продукты покупала под настроение. После увольнения мне выплатили еще и компенсацию за неотгулянный отпуск, так что я позволила себе уйти на доход вполовину меньше, чтобы набраться опыта работы дизайнером.
Устроилась в фотостудию прямо напротив дома, делала там практически все, от фотографий до макетов на сувенирную продукцию. Нормального портфолио у меня не было — просто увидела вакансию, пришла на собеседование и показала кое-какие работы. В итоге договорились об испытательном сроке.
Зарабатывала на старте 1000 ₽ за смену при графике 5/2, иногда 6/1 с 9:00 до 18:00. Потом оплату подняли до 1200—1500 ₽, в месяц получалось около 22 000—25 000 ₽.
Много было разных заказов, приятных и не очень — оформить полиграфию для похорон или овалы для памятников, например.
Работать с такими проектами для меня было сложнее всего. Еще приносили на реставрацию разные интересные фотографии начиная с 1840-х годов, выглядели некоторые из них крипово!
Эта работа дала мне основы, плацдарм для реального входа в профессию. За такую возможность, конечно, спасибо руководителю.
Место работы
Уже почти пять лет я работаю в небольшой организации, которая оказывает услуги загородного туризма. Мой отдел занимается дизайном для нее и еще пары дочерних предприятий. В штате несколько дизайнеров, специализации как таковой у нас нет, руководитель распределяет задачи в зависимости от загруженности.
Где-то первые два года я чувствовала, что нахожусь именно там, где должна быть. Мне нравилась локация, территория предприятия. Нравилось, что пришла в полноценный рекламный отдел. Зарплата и карьерный рост первое время тоже устраивали. Потом начался упадок, сейчас понимаю, что я почти на дне. Это как первая любовь — все сложно :)
Я многому здесь научилась, освоила несколько программ, узнала кое-что из сферы маркетинга и полиграфии. Векторную графику полноценно начала изучать именно тут. За эту возможность я благодарна, но мне хочется двигаться дальше, а некуда. Предлагала руководству отправить меня на обучающие курсы, но им это неинтересно — видимо, хватает моих навыков. Зарплату не поднимали уже пару лет, бонусов не дают, премий тоже.
Еще из досадного — иногда поступают такие задачи, как «разработать ландшафтный дизайн для последующей реализации на объекте», «сделать цветочную композицию», «украсить фотозону». Ну камон, ребята, это же вообще не моя зона ответственности. Зачастую это раздражает и выбивает из колеи.
Чтобы зарабатывать больше, придется уходить с этого места работы и, скорее всего, ехать в Москву.
Для этого надо менять многое, в том числе и что-то делать с машиной — продавать, видимо. Потому что самый верный способ передвижения в городе — это скорее метро, чем личное авто. Эта и некоторые другие причины меня останавливают.
Сейчас мониторю вакансии поблизости, в области, но откликаюсь редко — как-то страшно. Работодатели и сами зовут на собеседования, они сейчас активизировались. Резюме не обновляю, избегаю конфликтов — на работе не знают, что я рассматриваю другие варианты, и в целом на подобные движения реагируют слишком эмоционально.
Суть профессии
Графическим дизайнерам нередко «приплетают» все, что связано с дизайном и красотой. На самом деле, нашу миссию можно описать так: мы обеспечиваем бренду индивидуальность.
Я разрабатываю элементы айдентики — это по сути фирменный стиль компании, все то, с чем она будет ассоциироваться у потребителя. Брендирую упаковку, создаю меню для пабов и ресторанов, дизайн для сувенирки, визиток, листовок, афиш и прочей полиграфии. Могу оформить соцсети, конкретнее — «скелет» аккаунта: сделать шаблоны для постов и сторис, иконки для актуальных историй. В дальнейшем просто редактирую макеты. Контентом и текстами обычно не занимаюсь, хотя по запросу могу сделать пост в определенном стиле.
Графический дизайнер не должен уметь рисовать. Знать основы композиции и рисунка — да, было бы супер, но тоже, считаю, не обязательно. Для меня художник в классическом понимании — это скорее человек, у которого руки растут из нужного места, он умеет что-то делать, именно физически. Дизайнер — все-таки больше генератор идей.
Для меня самой рисование как медитация, получаю от него большое удовольствие, но в амплуа художника не была давно.
Что входит в мои задачи:
- логотипы;
- брендирование и айдентика;
- оформление соцсетей;
- любая полиграфия — визитки, меню, прайс-листы, афиши, календари, листовки, буклеты;
- PrePress — предпечатная подготовка;
- дизайн упаковки;
- баннеры/вывески для наружной рекламы;
- баннеры для интернет-рекламы;
- сувенирная продукция;
- email-рассылка;
- разработка карточки товара;
- простая предметная фотография.
Что не входит в мои задачи:
- разработка сайта — что-то серьезнее, чем «Тильда» или превью визуала;
- разработка приложения — UX/UI-дизайн;
- изготовление декораций;
- дизайн интерьера;
- дизайн среды, ландшафтный дизайн;
- моушен-дизайн, анимация — вижу, что сейчас графических дизайнеров этому учат, но я не умею;
- ведение соцсетей;
- фотосессии, требующие специальных навыков и техники;
- создание сложных иллюстраций и разработка персонажей.
В идеале проект начинается с техзадания. Детальное ТЗ — это залог успеха! Но в моей компании «база» такая: есть клиент, ему нужно вот это, «хотим красиво», разбирайтесь сами. Я придумываю пару вариантов, скидываю руководителю, а он говорит, что больше нравится, что добавить или исправить. Иногда приходится креативить всем отделом, если тема совсем «лютая» и над ней нужно поразмышлять.
Как-то был заказчик, который не предоставил бриф и примеры того, что ему нравится. Не было ничего :)
Требовалось проработать название и логотип маркетплейса товаров для дома и кухни. Было много мозговых штурмов, отрисованных вариантов, клиент советовался с какими-то своими людьми. В итоге ничего толком не согласовали и вообще делать сайт передумали.
Еще пример сложной задачи для дизайнера: наняли фотографа для фуд-съемки, он очень плохо сфотографировал коктейли, ужасно обработал снимки с синим и розовым градиентами и «виньеткой» по углам, а оригиналы не предоставил. Пришлось мне как-то выкручиваться, было достаточно трудно из этого сделать меню, но получилось очень даже.
После утверждения идеи приступаю к разработке макета, делаю его чаще всего сразу в программе, обычно это софт Adobe: Photoshop, InDesign, Illustrator. Для вдохновения просматриваю референсы — вспомогательные изображения, на которые можно опираться в процессе работы. Логотип или иллюстрацию могу и на бумаге отрисовать, а затем отсканировать и перерисовать в программе. Было бы круто для этого обзавестись планшетом с Apple Pencil, но пока это лишь мечты.
Я считаю, что в начале карьеры какая-то особая техника графическому дизайнеру не нужна. У меня на старте был только старенький ноутбук. Сейчас дома стационарный компьютер и монитор LG 29" UltraWide IPS. Не так давно взяли ноутбук среднего класса — ASUS Vivobook 16X. Чувствую, что для простых задач подойдет, для более сложных — нет. На работе стоит сборный компьютер с двумя 30-дюймовыми мониторами.
Время выполнения заказа зависит от того, что делаешь и какая тематика. Например, недавно разрабатывала меню для кофейни — ушло два-три часа, не считая правок. А вот над логотипом могу долго фантазировать, это мне интереснее всего, наверное.
Следующий этап — согласование, обсуждение, внесение правок. Обычно я создаю два макета и на этапе согласования показываю оба. Благодаря этому переделывать с нуля ничего не приходится, клиенту нравится либо один, либо другой, причем почему-то чаще выбирают менее эстетичные и минималистичные варианты.
Мелкие правки бывают почти всегда. И клиент у нас в этом плане не ограничен, может вносить их бесконечно.
Я в целом легко переключаюсь с проекта на проект. Помимо логотипов, люблю работать с меню, афишами, презентациями. Только вкусами мы с руководством не сходимся, поэтому все это превращается в то, что не нравится.
Когда проект мне интересен, погружаюсь в него полностью. Из последнего, над чем работала с удовольствием, — афиша школьных каникул по мотивам сериала «Очень странные дела». Еще делали книжку для отеля по услугам для детей — тоже было приятно, когда согласовали и почти ничего не меняли в дизайне, несмотря на более высокую стоимость из-за нетипичной резки в типографии. Вообще, всегда радостно, когда твою идею принимают полностью.
Самое трудное в моей профессии — побороть синдром самозванца, понять, что далеко не все так умеют и видят. Ну и просадки в продуктивности бывают, когда ничего не получается, не придумывается. В такие моменты стараюсь делать то, что делается: другие задачи, связанные с потоковой работой, что-то однотипное. Руководитель воспринимает это нормально, если проект не срочный. Самое серьезное последствие такого состояния — это плохие макеты на выходе, на которые смотреть совсем тошно. Но от этого никуда не денешься. Обычно все проходит само через пару дней, не больше.
Еще одна личная проблема для меня — вопрос постоянного самосовершенствования. В подростковом возрасте мне нравилось учиться, но сейчас новое и непонятное я не люблю. Наверняка так сложилось потому, что теперь у меня больше обязанностей, ответственности, меньше свободного времени, да и острой потребности в параллельном с работой обучении нет. В итоге приходит ощущение стагнации, а значит, и деградации. Поэтому в перерывах между сном, работой и семейными обязанностями все-таки стараюсь изучать новые программы — хотя бы поверхностно. Для меня важно не утыкаться в тупик консервативности.
Вдохновение ищу вообще где угодно и когда угодно, люблю «Пинтерест», «Беханс», «Инстаграм». Посматриваю логотипы на сайте студии Артемия Лебедева, люблю разглядывать варианты оформления от дизайнеров во вкладке «Процесс», также хочу оформить подписку на его «Журналус».
Периодически читаю разные статьи о трендах в дизайне, хотя и считаю, что они, как и любая мода, цикличны, да и вообще — есть вечная классика. Устаревшие тенденции определяю по тому, насколько они «мозолят глаз». А на работе ориентируюсь на вкус руководителя.
Рабочий день
Мой рабочий день начинается с долгой поездки на работу на машине. Я живу в Электростали, а офис находится в другом городе. Примерно 40 км от дома плюс пробки — дорога занимает где-то полтора часа.
Пока завтракаю йогуртом с чаем, открываю почту и просматриваю висящие задания. Если их нет, то в течение дня обязательно кому-нибудь что-нибудь внутри организации да понадобится. Эти задачи мы раскидываем вместе с другими дизайнерами и руководителем, их я выполняю параллельно долгосрочным. Задания разные: от «распечатать документы», «сделать баннер на сайт» до «сверстать каталог», «изменить подпись в корпоративной почте». По количеству — от двух до десяти в день, чаще всего это правки к существующим макетам, внутренние объявления, акции.
Время выполнения задач у нас не отслеживают, как в некоторых других компаниях. Но у меня в любом случае проблем с тайм-менеджментом не было никогда.
Вообще, я считаю, что время работы над крупным проектом, где нужно воображение, контролировать невозможно. Это все-таки творчество, как заставить человека что-то сделать, если нет вдохновения? Но, конечно, всегда есть дедлайн, к которому заказ должен быть готов. Что-то да нужно изобразить.
Рабочий день заканчивается вовремя, задерживаться не приходится. О проделанной работе отчитываемся через корпоративную почту.
Подработки
Иногда беру задачи как фрилансер — могу себе такое позволить, так как все делаю быстро, это не мешает основной работе, да и лишняя копейка всегда к месту. У меня есть постоянные клиенты, есть приходящие-уходящие. В основном заказы на полиграфию: визитки, меню, афиши. Предпочитаю те, которые могу выполнить сразу, не затягивая. Не люблю длинные сторонние проекты, так как помимо этого еще куча дел.
Как человеку тревожному, мне не нравится, когда тяготит что-то незавершенное.
На фрилансе я не хочу усложнять себе жизнь и прошу заказчика четко ставить задачу и письменно заполнять бриф. Редко когда мне объясняют все до мельчайших подробностей, но попадаются и те, кто говорит сделать именно «вот так и вот так». Это круто: у меня есть навыки, а у клиента — ясное видение результата, и мы как Инь и Ян.
Получив заказ, смотрю среднюю стоимость услуги на рынке, оцениваю, есть ли у меня время и выгодно ли мне брать задачу, вывожу итоговую сумму, иногда запрашиваю чуть больше из-за занятости. Вилку сроков всегда оговариваю заранее. Срочные заказы чаще всего не беру.
Работаю по предоплате: 50% после согласования техзадания, остальное — по итогам последних правок. Первые три вношу бесплатно, остальные — за деньги, одна правка — 200 ₽.
Однажды меня попросили уже после оплаты, где-то спустя месяц, внести правки в макет. Я отправила превью, его согласовали, а потом заказчик исчез. Но я показала низкокачественное изображение, а не оригинал, так что на этот счет не волнуюсь.
Еще я продолжаю фотографировать — и для души, и по запросу. Прикупила фотокуб размером 40 х 40 х 40 см со светом, штатив у меня был, объективы тоже. Предлагаю услуги для сайтов или карточек товара. В основном соглашаюсь на предметную фотографию, для других съемок моя техника устарела. Мечтаю о современном беззеркальном фотоаппарате «Сони», по типу модели RX100 VII — с ним будут получаться еще более сочные снимки.
У некоторых дизайнеров цель — начать работать на себя, в этом есть свои плюсы: гибкий график и возможность выбрать клиента. Но я никогда даже не пыталась попробовать — интроверт во мне кричит «нет». Я всегда вежлива, обходительна, но многие люди раздражают с первых минут. Что же будет после ежедневного контакта с разными клиентами и вникания в их ТЗ?
Основная причина того, почему я остаюсь в найме, — это стабильность выплат. Я всегда веду финансовую отчетность семьи и четко знаю, что и куда распределяю, например, в следующем месяце. Если будет фриланс, доход с него отложу или куплю что-то приятное.
Доходы и расходы
Моя зарплата — 62 000 ₽ в месяц. Думаю, что могла бы получать больше, но для значительного финансового роста пока не хватает навыков в других направлениях.
Подработки дают от 2 000 до 10 000 ₽ в месяц, но нестабильно, ибо объявление об услугах просто висит на «Авито», сама я себя продвигать не пытаюсь. Хотела разместить работы на сайте Kwork, но у них неудобный формат — под каждую категорию необходимо создавать отдельную услугу. А поскольку я могу предоставить достаточно широкий спектр услуг по полиграфии, это затянется надолго. Но планирую к этому вернуться.
Еще собиралась начать вести запретнограм о профессии, но на это тоже нужно выделить время, а его вообще дефицит :(
О своих тратах я писала дневник в Т—Ж пару лет назад. Сейчас повысились доходы, расходы тоже изменились — за счет того, что съехались с партнером. Мы с ним договорились так: он выделяет определенную сумму в месяц на основные категории — продукты, коммуналка, ремонт. Я добавляю к ней свою долю и управляю общими расходами. Все остальное — раздельно.
Текущая экономическая ситуация меня беспокоит: цены растут, уровень жизни снижается, лишнюю копейку просто так уже не потратишь. Конечно, приходится экономить, как и многим сейчас. Беру товары по акции, что-то заказываю в интернете. Себе во многих покупках отказываю, если речь не идет о здоровье и уходе за собой. При этом стараюсь копить: на поездки, подарки, подушку безопасности, ремонт.
Финансовая цель
Все «отложки» сейчас уходят на ремонт в моей квартире: в ноябре прошлого года решили попробовать сделать его сами, так как мой молодой человек более-менее разбирается в строительстве и материалах. Посчитали, что нам нужно около двухсот тысяч рублей. Ремонт мы растянули — сейчас идет седьмой месяц, основные расходники уже приобрели, по мере необходимости докупаем то, что требуется. Потратили примерно половину суммы. Планируем закончить к концу этого года.
Моя цель — выйти на финансовую подушку в 350 000 ₽.
Я даже открыла отдельный неприкосновенный счет, удается по чуть-чуть его пополнять именно благодаря тому, что ремонт делаем сами и не спешим с ним. Накопила пока немного: откладываю мало, зато стабильно. Главная «фишка» с этим неприкосновенным счетом в том, что он скрыт от глаз: я перевожу туда пару тысяч с каждого поступления и не вижу этих денег, забываю, пусть лежат себе на крайний случай. Даже в дневник доходов и расходов их не записываю, чтобы не замечать.
У меня много копилок с небольшими суммами: одна скрыта, одна в наличных дома в кошельке, два счета-копилки — личный и совместный с мужчиной. «С миру по нитке», как говорится.
Будущее
Я постараюсь остаться в профессии и увеличивать доход. Сейчас кто-то переживает по поводу искусственного интеллекта, но я к этим технологиям отношусь спокойно. Думаю, что базовые потребности людей и так перекрывает какой-нибудь генератор логотипов. Негатива к ИИ у меня нет, я и сама использую его возможности. Например, с его помощью удобно генерировать картинки по конкретному запросу. Последнее, что я сделала в нейросети, — тортик нужных параметров (цвет, форма, начинка) для рекламы. Забавно! Жду, когда это явление станет шире.
Меня вдохновляет, что даже после такого количества времени, проведенного в том же «Фотошопе», я осознаю, что все его возможности нереально изучить от корки до корки. Все дизайнеры работают по-разному, видят по-разному. Это очень воодушевляет — хочется совершенствоваться.
Я пока не могу себе позволить пойти на курсы от знаменитых сервисов, которые выдают дипломы. Учусь самостоятельно, когда припекает: скачала курсы в стоках по парочке программ, этого пока достаточно. Планирую освоить 3D и моушен.
Хотелось бы попробовать поработать в рекламном агентстве, чтобы каждый раз делать что-то новое.
Или в большой современной компании по типу «Яндекса», «ВКонтакте» — даже с низов дойти до хорошей должности было бы уже неплохо.
Если помечтать о будущем, то я вижу себя так: занимаюсь любимым делом — это может быть дизайн, фотография, рисование. Неважно где, но там уютно, много света, рабочее место — большой стол и эргономичное кресло. Рядом близкие люди, у меня есть свободное время на то, что мне нравится. Доход комфортный — около 100 000 ₽, мне не надо гнаться за деньгами и другими успешными людьми. Не могу назвать себя карьеристом, скорее я трудоголик и семьянин.