Как подключить частный дом к электросетям с мощностью больше 15 киловатт
Иногда в доме много «прожорливых» электроприборов и надо запросить у энергетиков побольше мощности.
Частные дома обычно подключают к электричеству с ограничением по мощности в 15 киловатт. Этого достаточно, чтобы работали все бытовые приборы и, например, пять-шесть конвекторов для отопления. Но часто бывает, что мощности не хватает: в доме стоит мощный электрокотел или теплые полы, пристроена мастерская со станками, а во дворе есть курятник, который зимой тоже отапливается электричеством.
В статье расскажу, как подключить электричество к частному дому, когда нужна мощность более 15 киловатт, как правильно рассчитать прибавку и что делать, если сетевая компания откажет.
Что вы узнаете
- Когда нужна большая мощность для дома
- Как подать заявку на подключение более 15 киловатт
- Сколько стоит подключение
- Когда сетевая компания может потребовать индивидуальный проект
- Как оформить документы
- Что сделать в доме до подключения
- Что делать, если отказывают в выделении повышенной мощности
- Как выбрать оптимальный тариф на электричество
- Как увеличить мощность, если дом уже построен и подключен
- Почему стороны могут расторгнуть договор техприсоединения
- Стоит ли обращаться к посредникам
Когда нужна большая мощность для дома
В идеале при строительстве дома нужно сделать проект электрической схемы: проектировщик не только расположит кабели и розетки, чтобы было удобно и красиво, но и посчитает, сколько мощности будут потреблять все приборы. Но в целом этот расчет несложно сделать самостоятельно. Тем более что мощность указана в паспортах приборов.
Как правило, самые «прожорливые» устройства — нагревательные. В частном доме это, в первую очередь, электрокотел. Чем большую площадь он может обогреть, тем больше его мощность.
Еще наверняка потребуется водонагреватель — бойлер. В частных домах обычно ставят накопительные бойлеры.
Чтобы правильно рассчитать мощность, нужно учитывать не только имеющиеся приборы, но и те, что появятся в перспективе. Например, сейчас на участке нет теплицы, но через несколько лет владельцы дома планируют сделать теплицу со специальным освещением для лучшего роста овощей и электрическим подогревом грядок.
Расчет делают исходя из предположения, что все приборы могут быть одновременно включены на полную мощность. Только так точно удастся избежать конфликтов, когда в щитке будет выбивать «пробки» из-за того, что несколько устройств включили одновременно.
Пример расчета мощности электричества на дом
Прибор | Мощность |
---|---|
Электрокотел | 12 кВт |
Электроплита | 5 кВт |
Бойлер | 3,5 кВт |
Утюг | 2,3 кВт |
Чайник | 2 кВт |
Пылесос | 2 кВт |
Лампы освещения | 2 кВт |
Стиральная машина | 0,6 кВт |
Два телевизора | 0,28 кВт |
Холодильный ларь | 0,05 кВт |
Холодильник | 0,05 кВт |
Итого | 29,78 кВт |
Пример расчета мощности электричества на дом
Прибор | Мощность |
Электрокотел | 12 кВт |
Электроплита | 5 кВт |
Бойлер | 3,5 кВт |
Утюг | 2,3 кВт |
Чайник | 2 кВт |
Пылесос | 2 кВт |
Лампы освещения | 2 кВт |
Стиральная машина | 0,6 кВт |
Два телевизора | 0,28 кВт |
Холодильный ларь | 0,05 кВт |
Холодильник | 0,05 кВт |
Итого | 29,78 кВт |
Как подать заявку на подключение более 15 киловатт
Когда известна нужная мощность, подают заявку на подключение в сетевую организацию. Владельцы домов часто путают сетевую компанию и энергосбыт. Объясню разницу.
Сетевая компания — это транспортировщик электричества, который владеет подстанциями и кабелями. Сетевая организация отвечает за подключение домов, а также за то, чтобы электричество было нужного качества — например, не прыгало напряжение.
Энергосбыт — это сбытовая компания, которая занимается только продажей электричества. Как только дом подключен, квитанции за свет будут приходить с реквизитами энергосбыта. Сетевики и энергосбыт дальше сами разберутся, как делить плату между собой.
Пока мы рассмотрим вариант подключения нового дома, а дальше я отдельно расскажу, как увеличить мощность, если дом уже подключен к стандартным 15 кВт.
Бланк заявки на технологическое присоединение к электросетям утвержден законом и одинаков во всех регионах .
Разберем по пунктам, как заполнить заявку. Для частного дома нужно заполнить пункты 1, 3—5 и 9—10, все остальные можно оставить как есть.
Пункт 1. Указать фамилию, имя и отчество.
Пункт 3. Указать адрес с индексом, а в пункте 3(1) — СНИЛС.
Пункт 4. Обозначить причину подключения и название объекта. Для нового дома это будут: «новое строительство» и «жилой дом».
Пункт 5. Вписать максимальную мощность энергопринимающих устройств — это и есть мощность в киловаттах, которую мы посчитали заранее.
Пункт 9. Здесь надо выбрать наиболее удобный вариант оплаты.
Пункт 10. Указать гарантирующего поставщика. Гарантирующий поставщик — это энергокомпания, которая обеспечивает электрической энергией. Список гарантирующих поставщиков есть на сайте ФАС России. В некоторых регионах несколько разных гарантирующих поставщиков, в таком случае регион поделен между ними на зоны. Придется зайти на сайт каждого гарантирующего поставщика и выяснить, где он работает. Вариант проще — спросить у соседей, кому они платят за электричество.
Самый удобный способ заполнить и отправить заявку — через единый портал технологического присоединения. Тогда и ответ на заявку, и вся другая переписка с сетевой компанией будет идти через портал и ничего точно не потеряется.
Но также можно отправить заявку в сетевую компанию письмом с описью вложения: тогда потребуется положить в конверт два экземпляра документа, чтобы один потом забрать с подписями и печатями компании. И еще можно отнести заявку лично.
К заявке нужны следующие документы:
- План расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить. В законе нет требований к такому плану, поэтому делают кто как может. Обычно просто указывают на публичной кадастровой карте земельный участок. Также можно воспользоваться любым другим картографическим сервисом.
- Копии документов на дом. Подойдут выписки из ЕГРН, их давность обычно не имеет значения.
- Если подаете заявку очно или почтой, потребуется заполненное согласие на обработку персональных данных. Бланк иногда можно скачать на сайте сетевой компании или же использовать типовую форму.
У сетевой компании есть три дня на проверку заявки: если чего-то не хватает или оформлено неправильно, энергетики должны сообщить об этом. На дополнение или исправление документов отводится еще 20 дней: если за это время владелец дома ничего не сделает, заявку аннулируют .
А если с заявкой сразу все в порядке, то в течение 20 дней сетевая компания отправит проект договора и технические условия подключения. Срок действия технических условий по закону не менее двух и не более пяти лет .
Сколько стоит подключение
Прикинуть стоимость подключения можно на портале электросетевых услуг. Правда, летом 2024 года калькулятор не работал из-за изменения расценок и обновления базы данных. Калькулятор поможет, если хозяин примерно представляет, какая линия нужна, знает сечение кабеля и может выбрать между деревянными и железобетонными опорами.
Точно узнать стоимость подключения можно будет из договора. Сумма в договоре — это как бы денежное выражение технических условий. В отличие от подключения до 15 кВт, для подключения по повышенной мощности нет льгот. То есть не работает условие про расстояние от опор в 300 и 500 метров, когда можно подключиться по низкой ставке в городе и селе соответственно. За присоединение большей мощности платят только по стандартизированным ставкам.
Стандартизированные тарифные ставки — это фиксированные цены, которые утверждает региональная энергетическая комиссия — РЭК — для сетевых компаний. Владелец дома может не задумываться, сколько на самом деле потратит сетевая компания на подключение. Если выйдет больше, чем по стандартизированным ставкам, доплату с хозяина не потребуют. Но если меньше, перерасчет тоже не сделают.
Внутри каждой ставки есть разделения.
Например, ставка С1 состоит из двух ставок: С1.1 — расходы на подготовку и выдачу технических условий, С1.2 — расходы на проверку выполнения технических условий. Эта ставка дробится еще на две: С1.2.1, если надо подключать до 15 кВт мощности, и С1.2.2, если больше.
Расходы на выполнение технических условий — ставки от С2 до С7. Это самые затратные работы: строительство кабельных линий, подстанций и похожие работы. Последняя ставка, С8 — плата за установку счетчика. Все расходы по этим ставкам оплачивает владелец дома.
Возьмем для примера дом в Свердловской области, который нужно подключить к электросетям в сельской местности. Предположим, для присоединения 25 кВт сетевая компания должна построить 70 м воздушной линии напряжением 0,4 кВ с сечением кабеля не менее 50 мм². Кабель сетевики будут крепить к железобетонным опорам.
Чтобы сделать расчет, выбираем нужные ставки по Свердловской области.
Наша основная ставка — С2.3.1.4.2.1 — воздушные линии на железобетонных опорах изолированным алюминиевым проводом сечением от 50 до 100 мм² включительно на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже. По этой ставке строительство километра линии стоит 2 670 597 ₽. То есть 70 метров обойдутся в 186 942 ₽.
Еще нам нужен счетчик — это ставка С8. Внутри этой ставки надо найти трехфазный счетчик прямого включения для напряжения 0,4 кВ — такие ставят в сельской местности. Это ставка С8.2.1 — 39 169 ₽.
Не забываем, что выдача технических условий и их проверка тоже будут в плате за подключение — это ставки С1.1 и С1.2.2, 9375 и 18 492 ₽ соответственно.
Таким образом, плата за технологическое присоединение составит 253 978 ₽. Но это еще не все. Если сетевая компания платит НДС, то к этой сумме прибавляем налог 20%. Получится 304 774 ₽.
В договоре, возможно, не будет такой детализации, поскольку при подключении более 15 кВт для сетевых компаний нет утвержденной формы договора и они сами решают, раскрывать стоимость или нет. Но по отдельному запросу расчет должны предоставить.
Из расчета видно, что чем дальше дом от ЛЭП, тем подключение дороже. Бывают случаи, когда энергетики просят огромные суммы, например 127 млн рублей, как случилось в Карелии, где надо было построить 35 км электрической линии до частного дома.
А еще бывает, что у собственника дома просят доплатить за работы, которые якобы не учтены в расчете. Это незаконно: сетевая компания не имеет права требовать деньги сверх платы по стандартизированным тарифным ставкам.
Также сетевики не имеют права требовать оплатить реконструкцию электросетевых объектов — например, старой подстанции. Такие объекты стоят на балансе сетевой компании, она и должна их модернизировать за свой счет .
Когда сетевая компания может потребовать индивидуальный проект подключения
С 1 июля 2024 года в правила технологического присоединения внесены изменения: присоединяться по индивидуальному проекту будут только заявители, чья мощность больше 150 кВт.
До 1 июля 2024 года в случае отсутствия технической возможности сетевая компания присоединяла по индивидуальному проекту. Если вы подали заявку до 1 июля 2024 года и у сетевой компании нет технической возможности присоединить дом, она сделает это по индивидуальному проекту.
А если заявку подали после 1 июля 2024 года и объем мощности у вас меньше 150 кВт, нормы об индивидуальном проекте на вас не распространяются .
Если у сетевой компании нет технической возможности присоединить дом, это означает, что при присоединении:
- Будут нарушены условия электроснабжения других домов — например, появятся скачки напряжения.
- Смежной сетевой организации придется реконструировать или строить новые объекты.
- Понадобится строительство или реконструкция генерирующих объектов, то есть тех, которые вырабатывают электричество, например ГРЭС.
- У сетевой компании есть ограничения на максимальную мощность.
- Невозможно будет сохранить допустимые параметры в действующей энергосистеме — например, напряжение будет постоянно слишком низким.
Когда есть такие ограничения, сетевая компания выполняет подключение по индивидуальному проекту и плату за присоединение утверждает региональная энергокомиссия. Об этом сетевики в течение 30 дней после получения заявки должны уведомить комиссию — отправить заявку на установление платы. А в течение трех дней после уведомления комиссии — сообщить потребителю, что подключение возможно только по индивидуальному проекту .
Владелец дома может запросить материалы, которые сетевая компания отправила в энергетическую комиссию, выдать их должны за три дня.
Советую сделать такой запрос: по ответу на него будет сразу понятно, сколько сетевики насчитали за подключение. Тарифная комиссия может и не утвердить расчет, но такое происходит редко.
С момента получения материалов у комиссии есть 30 дней, чтобы определиться с платой в рамках индивидуального проекта. Срок может увеличиться, если сетевики что-то не предоставили или ошиблись в расчетах. В таком случае 30 дней будут считаться с того момента, когда в РЭК пришли все нужные документы.
Решение тарифной комиссии — это приказ об утверждении платы. Как только он вступит в силу, у сетевой компании есть три дня, чтобы отправить его заявителю.
Основное отличие подключения по индивидуальному проекту от обычного — технические условия на стороне сетевой компании может целиком или частично выполнить сам владелец дома. То есть он может нанять частную строительную компанию, у которой есть нужные допуски, чтобы построить ЛЭП или даже подстанцию .
В договоре заранее прописывают, кто и что будет делать. Размер платы из приказа РЭК в итоге должен уменьшиться на расходы владельца дома, то есть на ту сумму, которую он заплатит подрядчику.
Как оформить документы
Если договор устраивает собственника дома, надо подписать его в течение 10 дней. Можно подписывать по доверенности: например, если электрификацией дома родителей занимается их сын. Заверять доверенность у нотариуса не нужно, но ее копию надо изначально приложить к заявке.
10 дней даются на то, чтобы сделать замечания к договору. Если какие-то пункты не устраивают, то в сетевую организацию отправляют отказ в подписании договора и указывают, что именно не так .
Но не получится изменить договор по своему усмотрению. Например, ни к чему не приведет отказ с мотивировкой «слишком дорого»: дешевле не станет. Главное требование к договору — он должен соответствовать правилам технологического присоединения. Поэтому отказ будет обоснован, только если собственник дома найдет нарушения этих правил. В таком случае сетевики изменят договор, а во всех остальных — ответят, что все правильно и потребитель волен ничего не подписывать и ни к чему не подключаться.
Если сетевая компания отправила проект договора, но через 30 дней не получила никакого ответа, заявка аннулируется. Это не страшно, можно тут же подать новую, никаких санкций за это нет.
Когда договор подписан всеми сторонами, сетевая компания обязана в течение двух дней уведомить энергосбыт о том, что у них скоро будет новый пользователь и отправить туда копии документов .
Что сделать в доме до подключения
Собственник дома отвечает за оборудование на своей территории, то есть после счетчика. В техусловиях будет прописано, что именно надо сделать до подключения. Эти требования не зависят от того, какую мощность запрашивали на дом, и обычно сводятся к тому, что надо смонтировать щиток, поставить там автоматические выключатели, а также запастись кабелем, который пойдет от щитка до опоры со счетчиком.
Фактическое присоединение, то есть соединение электросети дома и магистрали, делает сама сетевая компания. Дополнительно за это платить не нужно.
В идеале после того, как потребитель выполнил свою часть техусловий, он сообщает об этом сетевикам, они приезжают с проверкой и, если все в порядке, подключают дом. Но на практике могут быть следующие проблемы.
- Сетевая компания просит отдельно оплатить установку счетчика. Это незаконно: скорее всего, просто самоуправство отдельных сотрудников. Можно пожаловаться руководству компании или в прокуратуру.
- При подключении более 15 кВт мощности сетевая компания требует согласование Ростехнадзора. Якобы нужен акт проверки оборудования в доме о том, что оно выдержит повышенную мощность. На самом деле для подключения по повышенной мощности такое согласование не нужно, об этом прямо сказано в подпункте «г» пункта 7 правил технологического присоединения. А все случаи, когда нужно звать Ростехнадзор, описаны в правилах выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок.
- Сетевая компания говорит, что опоры надо ставить на участке соседей или прямо рядом с их заборами, поэтому хозяин должен сам идти к этим соседям и договариваться. На самом деле преодолевать все преграды на пути к присоединению — обязанность сетевой компании. Верховный суд подтвердил это.
Уведомление о выполнении техусловий можно подать через личный кабинет на портале техприсоединения, отправить почтой или отнести сетевикам лично.
В правилах написано, что к уведомлению нужно приложить копии сертификатов соответствия на электрооборудование и проект электропроводки .
Однако для обычной бытовой электрики, например для автоматических выключателей, обязательной сертификации в России нет.
В Градостроительном кодексе РФ сказано, что при строительстве частного дома проект электропроводки не требуется. А в правилах техприсоединения есть оговорка, что если для строительства проект не нужен, то и для подключения электричества он тоже не обязателен .
То есть к уведомлению о выполнении техусловий можно ничего не прикладывать, а отправить его как есть.
Когда сетевая компания получит уведомление, что в доме все готово, у нее есть 10 дней, чтобы это проверить. Придет электрик, осмотрит щиток и кабели и выдаст акт о присоединении. Бывает, что-то сделано не так: например, заявитель повесил щиток, но не смонтировал автоматы или использовал не тот тип кабеля, который прописан в техусловиях. В таком случае инспектор выдаст список замечаний. Когда хозяин устранит их, он должен сообщить об этом в сетевую компанию. У той есть три дня для повторной проверки.
Если заявитель затягивает с устранением замечаний и уже год не может ничего сделать, сетевики могут расторгнуть договор через суд. Об этом расскажу ниже.
Свою часть техусловий сетевики должны выполнить :
- за четыре месяца со дня заключения договора, если участок располагается от электросети на расстоянии не далее 300 метров в городе и 500 метров на селе;
- за один год в остальных случаях.
Как только энергетики выполнят подключение, они должны в течение одного рабочего дня уведомить об этом владельца дома. Уведомление придет в личный кабинет на портале техприсоединения.
Сетевая компания также отправит почтой два экземпляра договора энергоснабжения. Этот договор будет подписан энергосбытом: один экземпляр надо оставить себе, а второй подписать и потом лично отнести в энергосбыт.
Что делать, если отказывают в выделении повышенной мощности
Сетевая компания может сказать, что у нее отсутствует техническая возможность подключить потребителя по повышенной мощности. Мотивировка — резерва мощности просто нет и даже по индивидуальному проекту ничего не получится. Так на самом деле бывает.
Мнение сетевиков можно проверить. Так, сетевые компании обязаны на своих сайтах публиковать информацию о свободной мощности.
А еще в каждом регионе есть подразделения Ростехнадзора, куда можно обратиться и спросить, действительно ли сетевики не могут предоставить нужную мощность. Ростехнадзор обязан ответить в течение 30 дней .
Советую сразу же спросить, возможно ли решить проблему путем присоединения к смежной сети. По закону сетевая организация обязана подать заявку на такое присоединение, если у нее самой недостаточно мощности. Упрощенно говоря, сетевики могут «забрать» мощность у соседней сетевой организации. Но это тоже возможно не всегда .
Формы для заявления в Ростехнадзор нет. Можно просто написать: «01.03.2022 сетевая компания такая-то в ответ на мою заявку о технологическом присоединении дома по адресу такому-то ответила, что отсутствует возможность подключения с предоставлением мощности 25 кВт. Прошу проверить, действительно ли имеется такое ограничение и возможно ли предоставить необходимую мощность путем присоединения к смежной сети».
Если Ростехнадзор ответит, что на самом деле возможность есть, надо написать жалобу в сетевую компанию с приложением ответа от Ростехнадзора. Если не помогло — жаловаться в управление Федеральной антимонопольной службы. ФАС может оштрафовать сетевую компанию на сумму от 100 000 до 500 000 ₽ и обязать выполнить подключение .
Кроме того, можно попробовать добиться подключения нужной мощности через суд.
Если же Ростехнадзор ответил, что мощности действительно нет и даже присоединение к смежной сети вопрос не решит, то ничего не поделать. По закону сетевики обязаны обеспечить только 15 кВт мощности .
Возможен еще вариант, что сетевая компания согласует с другими потребителями уменьшение мощности. К примеру, если к той же сети подключена ферма, половина которой давно заброшена, сетевики могут поговорить с владельцем, чтобы он отказался от части выделенной мощности. Тогда энергетики смогут использовать эту мощность для других подключений. Но на практике такими переговорами сетевые компании занимаются крайне редко.
Как выбрать оптимальный тариф на электричество
Когда сетевая компания подключит дом и подаст электричество, она предоставит договор электроснабжения. Напомню, сетевики лишь предоставят договор, а стороны в этом договоре — энергосбыт и владелец дома.
Если на дом выделена большая мощность, важно правильно подобрать тарифы, по которым потом платить. Сейчас сбытовые компании предлагают для жилых частных домов три варианта.
- Одноставочный тариф. Электричество в любое время суток стоит одинаково.
- Двухзонный тариф, когда сутки и тарифы разделены надвое: день и ночь. Днем, с 07:00 до 23:00, тариф выше, а ночью ниже.
- Трехзонный тариф, где сутки и тарифы поделены на три части — пик, полупик и ночь. Пиковым считается время с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 21:00, полупиковое — с 10:00 до 17:00, а ночь — с 23:00 до 07:00. Для каждой из этих трех зон свой тариф. В пиковое время он максимальный, в полупиковое средний, а ночью — минимальный.
О выборе тарифа надо уведомить энергосбыт. Утвержденного образца такого уведомления нет, поэтому можно просто приложить к договору энергоснабжения бумагу в произвольной форме. В ней указать: «Прошу рассчитывать электропотребление по такому-то тарифу с 01.12.2022». Название тарифа лучше слово в слово переписать из официальных документов. Например: «одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток» .
Если нужен двух- или трехзонный тариф, то счетчик должен уметь считать электричество по зонам суток. С новыми счетчиками такой проблемы быть не должно, ведь по закону сетевики обязаны ставить интеллектуальные приборы учеты, где такая функция есть по умолчанию.
Закон не ограничивает потребителя, сколько раз менять тарифы и когда. Поэтому можно сколько угодно переходить с тарифа на тариф: для этого нужно каждый раз писать уведомления в энергосбыт и указывать дату перехода.
Чтобы сразу правильно выбрать тариф, надо понять, как работают электроприборы. Можно использовать для расчетов шаблон таблицы. В таблицу вписывают мощности приборов и указывают особенности их использования по времени суток — это нужно для двух- и трехзонного тарифа.
Например, я сделала расчет для дома в сельской местности в Калужской области со стандартным набором бытовой техники и электроники: холодильник, электроплита, стиральная машина, приборы освещения, два ноутбука. Из особенностей — отопление электрокотлом и электрическая печь в бане. Тарифы на электричество узнала на сайте гарантирующего поставщика — Калужской сбытовой компании, — еще они есть на сайте министерства конкурентной политики Калужской области.
Вот какие платежи за электричество получились (при условии, что хозяева дома ведут обычный образ жизни — ночью спят, а днем делают все дела, не выгадывая в тарифах):
- Одноставочный тариф — 49 285 ₽ в месяц.
- Двухзонный тариф — 49 155 ₽ в месяц.
- Трехзонный тариф — 49 045 ₽ в месяц.
Оптимальным стал трехзонный тариф: его выгода по сравнению с одноставочным — 240 ₽, с двухзонным — 110 ₽. На первый взгляд это немного. Но чем больше в доме мощных электроприборов и особенностей их использования по времени суток, тем больше может быть разница между тарифами.
К примеру, если в доме установлена буферная емкость с водой, которую можно нагревать ночью, чтобы потом днем расходовать это тепло для отопления, то нужен двух- или трехзонный тариф. А если у хозяина сварочная мастерская, где он работает в основном днем, то подойдет одноставочный или трехзонный тариф, в котором выделено полупиковое время — дневные рабочие часы.
Любой подобный расчет будет примерным, потому что, например, электрокотел работает по 18 часов в сутки только зимой, а освещение чаще включают тоже зимой, когда темно. Если хочется учесть все это, можно сделать расчет на год, куда включить особенности работы системы отопления и кондиционеров.
В некоторых регионах России введена социальная норма потребления электрической энергии, и это тоже надо учитывать, так как тарифы в пределах социальной нормы и сверх нее различаются. В России регионов с социальной нормой шесть. Это Забайкальский край, Красноярский край, Владимирская, Нижегородская, Орловская и Ростовская области .
Точно распланировать на будущее выгоду не получится, ведь тарифы каждый год растут. Причем рост по зонам суток неравномерен. Например, в Московской области в 2024 году тарифы в ночной зоне с 1 июля выросли на 14,1%, в дневной зоне — на 8,9%, в пиковой — на 8,6%, в полупиковой — на 8,89%.
Как увеличить мощность, если дом уже построен и подключен к электричеству
Бывает, что при строительстве дома хозяева заявили стандартную мощность в 15 кВт, но спустя время поняли, что этого мало. Например, дом реконструировали и увеличили площадь отопления или сделали на участке отапливаемые хозпостройки с электрооборудованием.
В таком случае подают заявку на увеличение мощности. Схема та же, что и с технологическим присоединением, только в заявке указывают, что дом уже подключен, и пишут уже выделенную мощность.
Отличие в том, что электросеть до дома уже построена и если она слабовата, то это проблема энергетиков — они обязаны за свой счет сделать реконструкцию. Эти расходы несет сетевая компания, по ним нет стандартизированных тарифных ставок, поэтому сетевики не смогут официально переложить их на владельца дома .
Но увеличение мощности не бесплатная услуга. Ее стоимость будет складываться из стандартизированной ставки С1 — подготовка и выдача техусловий — и иногда из С8 — если надо будет поменять счетчик.
Почему стороны могут расторгнуть договор техприсоединения
И сетевая компания, и владелец дома могут расторгнуть договор техприсоединения и отказаться от подключения.
Сетевая компания может сделать это, если она все подготовила для подключения, но владелец дома больше года не может выполнить свою часть техусловий. Чтобы расторгнуть договор, сетевики обязаны обратиться в суд .
Считается, что потребитель нарушил срок, если:
- Не отправил уведомление о выполнении своей части техусловий или уведомление об устранении замечаний.
- Уклоняется от проверки выполнения техусловий: не может согласовать время и дату для визита инспектора, не открывает дверь или не берет трубку телефона.
- Не устранил замечания, которые нашли при проверке выполнения техусловий.
- В течение года не оплатил подключение или оплатил его не полностью.
Владелец дома может отказаться от подключения и разорвать договор в любой момент без объяснения причин. В суд для этого идти не надо, здесь применяются стандартные правила расторжения любого договора.
Владельцу дома придется возместить сетевой компании фактически понесенные ею расходы. То есть если сетевики к моменту отказа от договора успели поставить опору, повесить кабель и смонтировать счетчик, то за это надо будет заплатить .
Если же внесен аванс и его сумма превышает стоимость выполненных работ, компания обязана вернуть неиспользованные средства. Если же аванса недостаточно для покрытия расходов сетевой компании, придется доплатить .
Дата отказа от договора зачастую становится принципиальным моментом, ведь от нее зависит, когда понесла расходы сетевая компания — до отказа или уже после. А от этого зависит, кто их будет оплачивать. Поэтому потребителю стоит зафиксировать момент, когда он заявляет об отказе от заключения договора.
Это можно сделать так:
- Если сообщаете об отказе от подключения на сайте сетевой компании через форму — сделайте снимок экрана и сохраните получившееся изображение.
- Если отправляете отказ электронной почтой, не удаляйте письмо из папки «Отправленные», а еще распечатайте его.
- Если отправляете отказ обычной почтой, оформите опись вложения.
- Если подаете заявление лично в офисе сетевой компании, подготовьте два экземпляра и попросите, чтобы там указали дату принятия, входящий номер и фамилию того, кто принял.
Суды принимают и другие доказательства отказа от услуг, например распечатки телефонных звонков на номер исполнителя, но бумаги лишними не будут.
Стоит ли обращаться к посредникам
В интернете много предложений от людей и компаний, которые помогают в технологическом присоединении. Цены на такие услуги варьируются в зависимости от требуемой мощности. Мне попадались на глаза объявления, где предлагали подключить от 15 до 150 кВт за 59 000—130 000 ₽. Эти деньги владелец дома заплатит дополнительно к стоимости договора техприсоединения.
Мне кажется, если и заключать договор с посредником, то только при условии, что его можно будет расторгнуть на любом из этапов, а платить посреднику по частям, по мере продвижения работ. Ведь может случиться так, что, когда хозяин получит расчет стоимости подключения, то решит повременить или вовсе отказаться от подведения электричества.
Также важно четко прописать, как посредник будет отчитываться о проделанной работе. Лучше требовать документальное письменное подтверждение, иначе потом будет не разобраться, кто кому что обещал и кто что сделал или не сделал.
Иногда посредники просят доверенность на все действия по подключению. Пожалуй, не стоит доверять самого главного — подписывать договор на технологическое присоединение, в рамках которого потребитель соглашается с суммой подключения. Иначе может получиться так, что посредник согласует сумму, которая вас не устроит.
Памятка для тех, кто будет увеличивать мощность
- Сделайте расчет, сколько именно мощности вам требуется. Вариант, когда все приборы работают сразу, маловероятен.
- Подайте заявку на подключение.
- Получите расчет стоимости и техусловия.
- Подпишите договор, если все в порядке.
- Выполните свою часть техусловий: установите щиток, автоматы, разведите проводку в доме.
- Дождитесь подключения.
- Заключите договор энергоснабжения и выберите тариф, по которому будете платить за электричество.