С 15 июля 2019 года проходит эксперимент по маркировке молочных продуктов.
Теперь на каждый творожный сырок, пачку молока или кефира завод обязан наносить специальный код. Пока что маркировать молочку производители могут по желанию, но с 21 января 2021 года это станет обязательным.
Я работаю в агрохолдинге, который производит сырое молоко и молочные продукты: пастеризованное молоко, сметану, творог, кефир, йогурты, мягкие и полутвердые сыры. Внедрять систему маркировки мы начали уже в марте, чтобы откатать процесс и прийти к дедлайну подготовленными. Некоторые технологии мы дорабатываем до сих пор. В статье объясню, что потребуется для маркировки и сколько денег на это уйдет.
Для кого эта статья
Эта статья написана на личном опыте автора и в первую очередь полезна тем, кто производит молочку: сыроварням, фермерам, средним и крупным предприятиям. Но если вы производите другие товары, которые нужно будет маркировать, вам текст тоже пригодится: чтобы понимать, к чему готовиться.
Что такое маркировка товаров
Маркировка — это специальный код на упаковке, который помогает отследить путь товара от завода до покупателя. В коде зашифрована вся информация о товаре: где, когда и кем он произведен, состав и срок годности. Эти же данные поступают в информационную систему «Честный знак» — она отслеживает оборот маркированных товаров.
Маркировку наносят на каждую единицу товара, она похожа на обычный QR-код, только меньше:

Код наносят на каждую упаковку молока, сыра или баночку йогурта и сканируют на протяжении всего пути продукта к покупателю. В любой момент через систему маркировки можно отследить, на каком этапе находится товар.
Код маркировки нужен, чтобы защитить продукты от подделок. В индивидуальном коде зашифрованы уникальные для каждого товара данные — производитель как бы заранее отчитывается за каждую единицу товара. Он не может взять маркировку с бутылки отборного молока, скопировать и расклеить уже на обезжиренное молоко — на кассе пробьется только оригинальный код, у которого нет копии.
Зачем это нужно
Главная цель маркировки — сделать оборот молочных продуктов прозрачным. Так будет проще отсекать подделки и контрафакт, следить за качеством и регулировать рынок. Это не нововведение: такие коды уже используют на алкогольной продукции, табаке и сигаретах. С 2019 года к списку добавились парфюмерия и лекарства, с 2020 года — обувь и молочная продукция.
Подделки и контрафакт. Когда ввели продовольственные санкции в 2014 году, на рынок хлынул поток подделок. Самые частые примеры: маргарин и технологический спред вместо сливочного масла, нарушение гостов и технологий, манипуляции с жирностью продуктов — например, продажа 10% сметаны по цене высокожирной.
Качество. Если раньше торговая сеть могла взять кусок сыра, переклеить на нем этикетку с новым сроком годности и продать, то с новым кодом так не выйдет. Товар просто не смогут пробить на кассе. Переработать просроченное молоко или сметану в йогурт собственного производства тоже не получится. По каждому коду магазин обязан отчитаться производителю: утилизировать товар или вернуть на завод.
Кроме того, покупателям будет проще пожаловаться на некачественный продукт. Можно установить на телефон приложение, отсканировать код и сразу отправить жалобу в Роспотребнадзор.
Регулирование рынка. В первую очередь это выгодно крупным заводам и холдингам: мелким и подпольным производителям будет гораздо сложнее работать без маркировки. Это сокращает количество конкурентов и монополизирует рынок.
Что будет, если не маркировать продукты
С 21 января 2021 года начнут действовать штрафы для производителей. Сейчас максимальный для производителей-юрлиц — до 100 000 Р, для тех, кто продает — до 300 000 Р для юрлиц.
Но в Госдуму уже внесли законопроект о повышении штрафов, если его одобрят, то смогут оштрафовать на сумму до полумиллиона рублей.
Какие продукты нужно маркировать
Печатать коды нужно на всех готовых молочных продуктах. Это относится не только к коровьему, но и к любому другому животному молоку, например козьему или кобыльему. Продукты из растительного молока вроде овсяного или кокосового маркировать не нужно.
Вот точный список товаров:
- Молоко и сливки несгущенные.
- Молоко и сливки сгущенные.
- Свернувшиеся молоко и сливки — в эту категорию попадают йогурты, сметана, пахта, кефир, ряженка, ацидофилин.
- Сливочное и топленое масло, спреды и маргарин. Спред — это заменитель животного жира из пальмового, тростникового или рапсового масла.
- Сыры и творог.
- Мороженое, щербеты с добавлением молока и пищевой лед — например, фруктовое мороженое.
- Сыворотка.
Код придется наносить и на каждую единицу товара, и на всю упаковку: например, маркируют сначала каждую баночку йогурта, а потом всю упаковку из 4 штук. Немаркированную групповую упаковку торговые сети не примут.
Кто обязан этим заниматься
Маркировку должны наносить производители молочных продуктов. Размер компании не важен: маркировать товары обязан и молокозавод с миллионными оборотами, и фермер с небольшим хозяйством — ИП или глава КФХ — Крестьянского фермерского хозяйства.
Магазины тоже участвуют в процессе. Им не нужно ничего маркировать, но по закону запрещено продавать товары без маркировки. Немаркированную партию магазин обязан вернуть производителю.
Что такое «Честный знак»
Все маркированные товары проходят через систему мониторинга «Честный знак». Ее регулирует Центр развития перспективных технологий, или ЦРПТ.
Система отслеживает не только оборот молочки, но табака, алкоголя, шуб, лекарств — в общем, всех товаров, которые нужно маркировать.
Эта же система генерирует код маркировки для каждого товара. В документах он называется Data Matrix код. Процесс выглядит так:
- Производитель регистрируется на сайте честныйзнак.рф.
- Описывает товары по нескольким критериям и отправляет запрос в ЦРПТ.
- ЦПРТ генерирует коды для товаров и присылает одним файлом. Производителю остается их напечатать и наклеить на товар.
Чтобы начать маркировать товары, нужно зарегистрироваться на сайте честныйзнак.рф:

Сама регистрация простая, но для нее понадобится УКЭП — усиленная квалифицированная цифровая подпись. Это флешка с вашей цифровой подписью, ее можно получить в удостоверяющем центре. Стоит это примерно 3000—4000 Р. Подпись должна быть оформлена на руководителя организации или ИП.
Вместе с подписью удостоверяющий центр выдает программы и драйверы для работы с ней. К ним обычно прилагается памятка, но если нет — на сайте «Честного знака» есть подробная инструкция, как установить цифровую подпись: со скриншотами, все как надо.
Когда получили УКЭП, регистрация на сайте займет минут 10. После этого нужно заполнить профиль, описать товары и можно заказывать коды маркировки. Вот, например, перечень того, что нужно указать в описании товаров:

После этого можно заказывать коды на продукцию. Система будет генерировать коды максимум час, потом пришлет их в личный кабинет.
У крупных производителей есть отдельное программное обеспечение, которое сразу забирает коды из личного кабинета и передает их на принтер. Например, у нас это программа, которую разработали для производств в тетрапаке.
Сколько стоит оборудование для маркировки
Чтобы печатать коды, нужны промышленные принтеры, расходники для них и 2Д-сканер, который может считывать Data Matrix код.
Промышленные принтеры — это не какое-то отдельное оборудование для маркировки, крупные производители давно его используют для печати информации на упаковках. Надписи, иллюстрации, штрихкоды — это все делается принтером. Они бывают двух видов: каплеструйные и аппликаторы. Первые печатают на самой упаковке, вторые — печатают этикетки, которые нужно потом приклеить на товар.
Каплеструйный принтер подойдет для печати не более 150 000 этикеток в месяц. Он смешивает краску с растворителем и под давлением разбрызгивает на поверхность. Пример такого изображения:

В минуту такой принтер может напечатать от 30 до 90 отпечатков. Его стоимость — от 280 000 до 800 000 Р. Цена зависит от скорости, ресурса печатающей головки и срока службы. Ресурс печатающей головки — это на сколько отпечатков ее хватит. У каплеструйных принтеров ресурс от 60 до 100 километров.
Покупать такой принтер имеет смысл, если вы планируете наносить не более 100 000—150 000 отпечатков в месяц, иначе расходники обойдутся дорого. Расходники — это печатающая головка, краска и растворитель. Насколько их хватит, зависит от размера этикетки. Далее я подробнее об этом расскажу.
Каплеструйные принтеры в России можно купить у «Форинтек», «Новэкс», «Сато» и «Хитачи». Все принтеры иностранного производства.
Принтер-аппликатор напечатает до 600 000 этикеток в месяц. Он наносит отпечаток на этикетку и приклеивает ее на товар. За минуту аппликатор может промаркировать от 40 до 126 упаковок.



Принтер-аппликатор для крупных производств стоит от 700 000 до 1 600 000 Р. Цена зависит от скорости печати, срока службы и ресурса печатающей головки. Максимум такой принтер прослужит семь лет. Ресурс печатающей головки принтера 70 километров, она стоит от 28 000 до 48 000 Р.
Такие принтеры покупают крупные производства и агрохолдинги, которые печатают по 400 000—600 000 этикеток в месяц. Все принтеры иностранного производства: «Видеоджет», «Маркем Имаж», «Домино», «Сато», «Вентос». Расходники тоже импортные, поэтому мы считаем себестоимость и структуру расходов в евро, а потом переводим в рубли по курсу.
Непрофессиональное оборудование и ручная маркировка подойдут для небольших производств. Фермеры и маленькие компании могут использовать более дешевый принтер: он просто печатает этикетки на ленте, клеить их придется вручную.

Если нет денег на покупку принтера, можно использовать ручную маркировку: печатать этикетки на обычном принтере и наклеивать самостоятельно. По закону каждая единица продукции должна быть маркирована, а как это сделано — неважно, хоть на обычном листе А4.
Если все-таки компания решит покупать принтеры, стоит расписать бизнес-план на 5—7 лет и посчитать окупаемость оборудования, чтобы не разориться на стоимости расходников. До октября точно стоит определиться с моделью принтера: их поставляют из-за рубежа, поэтому ждать оборудование придется до полутора месяцев.
Сканер для считывания кода Data Matrix, QR- и штрихкодов. Производителям он нужен, чтобы проверять, пропечатался ли код на товаре. Если завод привез в магазин партию молока, а код на ней плохо пропечатан и не читается, партию придется забирать и маркировать заново.
Сканер для крупных производителей, который считывает коды сразу на конвейере, стоит от 90 000 до 150 000 Р. Сейчас на рынке известны производители «ИФМ-электроник» и «Тёрк».
Для небольших фирм можно взять ручной сканер, он стоит от 4000 Р.


Вместо сканера можно даже использовать приложение «Честного знака»: оно бесплатное, его нужно загрузить на телефон с камерой и выборочно проверять коды на товарах.
По моему опыту маркировочная техника редко есть в наличии у дилеров, ее нужно заказывать. Поэтому нужно закладывать 4—6 недель на доставку в РФ и 1—2 недели на запуск процесса в производстве. Это касается среднего бизнеса и небольших молокозаводов. Если речь идет о мелкотоварном производстве, фермерстве или крафтовом цехе, то стоит ориентироваться на срок, в который поставщик обязуется привезти вам оборудование.
Как рассчитать стоимость маркировки
Чтобы понять, во сколько обойдется маркировка, нужно знать размер этикетки и ресурс головки принтера — от этого будет зависеть, как часто понадобится покупать расходники. Для примера возьмем принтер-аппликатор, так как он рассчитан на более-менее большие объемы продукции, и рассчитаем себестоимость маркировки.
Допустим, размер этикетки на пачке молока — 100 × 60 мм. Печатающая головка сможет нанести максимум 70 километров отпечатков, потом ее придется менять. Переводим в миллиметры и считаем: 70 000 000 /60 = 1 166 667 отпечатков. Столько изображений максимум сможет нанести головка.
Сама головка стоит от 28 000 Р, возьмем минимальную цену. Чтобы узнать стоимость печати одного изображения, делим цену головки на количество отпечатков. Получается 2,7 копейки.
Еще для печати нужна красящая лента — с ее помощью изображение переносится на этикетку. Стандартная длина ленты — 560 метров, цена 480 Р. Ее хватит, чтобы распечатать более 93 тысяч этикеток. Затраты на печать одной этикетки — 0,5 копейки.
И, наконец, этикетировочная лента, которая приклеивается на упаковку. Она стоит 610 Р за 1000 штук. Одна этикетка обойдется в 60 копеек.
Итого одна этикетка обойдется в 63,2 копейки.
Давайте посчитаем расходы производителя за месяц с такими же параметрами.
Допустим, сыроварня выпускает в месяц 250 000 упаковок разных сыров. Размер этикетки тот же: 100 × 60 мм. Ресурс печатающей головки — более миллиона отпечатков, то есть ее хватит примерно на 4 месяца работы.
Теперь ленты. Красящих лент понадобится минимум три штуки — это около 1500 Р. В одной этикетировочной ленте 1000 этикеток, значит, сыроварне нужно 250 рулонов. Один стоит 610 Р, за 250 штук сыроварня отдаст 152 500 Р.
Получается, расходники на первый месяц маркировки обойдутся сыроварне в 182 000 Р.
Плюс сам принтер и сканер: самый дешевый аппликатор стоит 700 000 Р, сканер, который будет автоматически проверять маркировку — минимум 90 000 Р. Итого на покупку оборудования и расходников сыроварня потратит от 972 000 Р. Это все примерные расчеты, но в целом суть ясна.
В холдинге, где работаю я, разливается 12 000 бутылок молока в час. При таких объемах стоимость техники и расходников для маркировки по плану должна окупиться лет через пять.
С чем придется столкнуться при внедрении маркировки
Внедрить маркировку — это значит добавить еще один этап производства, который нужно автоматизировать и контролировать. Нужно сделать так, чтобы коды наносились и проверялись сами, найти человека, который будет обслуживать принтеры. Мы несколько недель пытались разобраться только с тем, с какой стороны этот принтер ставить. Вот с какими сложностями мы столкнулись.
Размер этикетки. Код маркировки должен быть достаточно крупным, минимум 1,5 см по сторонам — чтобы можно было его считать, даже если поверхность упаковки повредили при погрузке. При этом на этикетке остаются описание товара для покупателей и штрихкод. Чтобы все это уместилось, нам пришлось менять размер и макет этикетки.
Это не затратно по деньгам, но от размера этикетки зависит все остальное: вид и скорость печати принтера, количество расходников. Кажется, что поменять макет этикетки несложно, но этот процесс у нас занял месяц.
Что нужно сделать, чтобы поменять этикетку
Чтобы изменить этикетку на заводе, нужно сначала поставить задачу дизайнеру, потом согласовать все изменения. После этого этикетку нужно зарегистрировать в Роскачестве и «Товарном знаке», а затем настроить технику для печати так, чтобы кроме одинаковой информации она дополнительно печатала индивидуальный код для каждой этикетки.
Месяц — это еще быстро, все может затянуться на больший срок. Для маленького производства это тоже потребует ресурсов. Даже если все делать вручную, нужно либо нанимать еще одного работника, который будет клеить дополнительную этикетку с кодом, либо нагружать уже существующих сотрудников.

Этап нанесения маркировки. На крупных заводах продукты разливаются и упаковываются автоматически, на конвейере. Упрощенно процесс выглядит так: молоко разливается по бутылкам, бутылки закрываются крышками, на них наносится этикетка с информацией и кодами и дальше бутылки расфасовываются по ящикам. Эти ящики остается погрузить в грузовики и отправить в магазины.
В час через конвейер может проходить более 10 000 бутылок молока. Каждую порцию нужно разлить, нанести этикетку с общей информацией и напечатать на ней уже индивидуальный код маркировки.
Поэтому, чтобы добавить один дополнительный код, нужно внедрить еще один шаг производства. По моему опыту удобнее всего маркировать сразу при разливе: как только сметана оказалась в банке, банка закрывается, сразу маркируется, упаковывается вместе с другими банками и едет на склад.
Если в цехе для разлива нет места для принтера или его нельзя подставить к конвейеру, придется докупать стойку с регулировкой в нескольких плоскостях. Она позволяет принтеру клеить этикетки с разных сторон.

На какую сторону приклеивать этикетку. Кажется, что мелочь, но не совсем. В крупных магазинах товар принимают автоматически: в зоне отгрузки установлен сканер, который считывает маркировку на группе товаров — например, на коробке с бутылками молока. Поэтому этикетка должна быть расположена в той зоне, где ее может «захватить» сканер.
Мы потратили несколько недель, пытаясь разместить принтер так, чтобы упаковка выезжала сразу этикеткой вперед и в таком виде отправлялась на погрузку. Некоторые производства могут использовать даже несколько принтеров: один маркирует каждый товар, второй — групповую упаковку.
Дополнительный работник. Небольшим предприятиям, которые не могут купить дорогостоящую технику, нужно маркировать вручную: печатать и наклеивать этикетки и проверять их сканером. Придется либо нанимать отдельного человека, либо добавить работы кому-то из сотрудников.
Всю систему рекомендую выстраивать от размера этикетки. От нее зависит вид принтера, какая нужна скорость печати и расходники. Если есть возможность, лучше обратиться к специалистам — дилерам производителей, чтобы они подготовили техническое решение под ключ. Если настраивать процесс, как мы, своими силами, то стоит сравнить коммерческие предложения и посчитать, во сколько выльется стоимость маркировки в первые пять лет. Главный лайфхак: считать не стоимость принтера, а стоимость расходов на маркировку на 5—7 лет.
Чек-лист: как настроить маркировку товаров
- Зарегистрироваться в «Честном знаке». Для этого понадобится усиленная квалифицированная цифровая подпись. Сама регистрация простая, занимает 10—15 минут.
- Разработать этикетки — индивидуальную и групповую, придумать, где разместить код.
- Решить, каким способом наносить этикетку: вручную или автоматически. Крупные и средние предприятия наносят только автоматически, но крафтовым сыроварням и фермерам дешевле наклеивать вручную.
- Закупить и запустить оборудование. На доставку дорогой техники из-за рубежа может уйти несколько месяцев, на запуск — еще какое-то время.
- Протестировать систему: промаркировать пробную партию и проверить, действительны ли коды маркировки.
Работала в этом самом "честном" знаке. Легализованный отмыв бабла. Доступ к системе маркировки выдает единственная компания ООО "центр распила бабла"... Простите, ООО "центр развития перспективных технологий". Безо всяких конкурсов и тендеров компания, аффилированная миллиардером Алишеровым, получила 22 млрд от министерства промышленности. И получает 50-60 копеек за каждую этикетку на продукте (на данный момент сигареты, обувь, духи, молочка, в дальнейшем планируется маркировать всё)
Техподдержка работает через задницу - клиенты по два месяца ждут ответа. Номера штрихкодов вечно теряются, личный кабинет работает по настроению разработчиков, время от времени.
Изнутри - все начальники (тимлиды, тестлиды, проджект-менеджеры) - друзяшки господина Боброва, директора филиала разработки (привет ему). Тупы, как пробки, конечно же. Толковые специалисты бегут. В процессе разработки все хреново - распилили денег на разработке на джаве, теперь можно переписать с нуля на Котлин и распилить бабло ещё раз. Мониторинга нет, дежурных специалистов нет, у техподдержки доступов нет, полный абзац.
Проект мертворождённый и держится исключительно за счёт распила. Была б здоровая конкуренция - пошел ко дну.
Алиса, ну да, есть такое.
Роман, очень сочувствую вам и другим клиентам. Увы, мне ничего в структуре нашей работы изменить не удалось
Алиса, про 22 ярда вы откровенно лжете - ЦРПТ существует на частные инвестиции.
Спасибо за материал, интересно почитать про реальные цифры. Молочный союз заявлял о каких-то бешеных десятках миллиардов долларов.
Но важнее другое - вы разве не слышали, что ЦРПТ в этом году ставит оборудование молочникам за свой счет? Т.е. получается можно сделать все это бесплатно.
https://www.dairynews.ru/news/tsrpt-profinansiruet-zatraty-uchastnikov-eksperime.html
Алексей, слышали и читали, но реализовать на деле пока не получилось. Сам Честный знак отпихивается всеми силами: "бюджеты же треснут"(с)
занимался маркировкой обуви, а в конце года придется взяться еще и за одежду. Благослови Господь наше руководство, что не оставляет нас, бедных 1Сников без работы
С маркировкой обуви это какой-то абсурд. Вместо того чтобы маркировать непосредственно обувь (хотябы номером), приняли решение маркировать КОРОБКИ(!!!), то есть покупаешь условный адик в фирменом магазине и можешь быть уверен только в том, что у тебя оригинальная КОРОБКА.
Работаю с маркировкой алкоголя (егаис), сигарет и обуви. Идея здравая, но реализация не учитывает процессов рынка - это норма для государственного управления, там нет практически профессионалов. Сроки неадекватные по отношению к качеству продукта маркировки црпт. Кризис назревает и через него придется пройти, одна надежда, что в конце-концов это будет отлажено. Но видя планируемые категории к маркировке - становится страшновато. Про црпт изнутри уже сказали все.
Автор еще не написал про интеграцию с ЭДО, при передаче товара от производителя продавцу. Даи много про что наверное можно написать. :)
Denis, это вообще отдельная тема. Да, она стоит отдельного повествования.
Роман, срок жизни кодов ограничен, что делать с браком печати и и браком продукции, на который уже нанесена акцизная марка - непонятно, конвейерные линии приходится обновлять для повышения качества печати, нагрузка на склад возрастает, усложняется формирование отгрузки и приемки, групповая упаковка предусматривает только один уровень вложения - это усложняет палетную отгрузку. Пересорты, инвентаризации :((
Вы тут разговариваете о 150тыс единиц продукции в месяц, а что делать тем у кого в день столько?
Мария, у нас столько в час: линия Кронос выдает 12 000 бутылок молока в час. Нужно работать с размером этикетки, располагая отпечаток с кодом таким образом, что бы даже с двумя=тремя битыми пикселями датаматрикс код читался. Я бы посоветовал вам располагать контрольный сканер сразу за маркиратором, на выносной стойке. Так, хотя бы не придется возвращать из сети продукцию с бракованной маркировкой.
Роман, у нас групповые упаковки трех уровней вложенности(блок, короб, палета). Так что коды сканеры проверяют, но количество брака в первые недели, да и до сих пор, сильно возросло из-за плохо пропечатанных кодов: вибрация на линии, наслоение целофана, блики на глянцевой упаковке. Сейчас думаем как поступать с плохо пропечатанными кодами: можно ли их заклеивать наклейкой с новым кодом или такой товар придется заново пропускать через фасовочную ленту, а акцизную марку списывать как порванную
Мария, о боже, у вас акциз((( я искренне сочувствую
Приходится иметь дело, только со стороны считывания этой маркировки. Сколько боли было при введении сигаретного датаматрикса. Штрих-код инверсный, мелкий и размещён под перехлёстом защитной пленки на пачках сигарет.
Работаю со стороны разработчика решения для крупной торговой сети с собственными товарами. Что такое нормальный сон уже забыл. Сроки сжатые, api црпт работает мягко говоря не очень
А вы уверены, что 6 шт. x 1000мл = 6 кг молока? (на этикетке так указано)
Андрей, сам не взвешивал, но где то так. Во всяком случае, весовой контроль проходим.
Спасибо за статью. Актуально! Однако, затронули только маленький кусочек всего процесса работы с маркировкой. Очень интересно как вы выстроили логистику на складе и какую учётную систему использовали.
Добрый день, Роман!
В Вашей статье я не вижу указания на стоимость самих штрих кодов. Сколько нужно платить за их выпуск?
Вячеслав, зависит от времени жизни штрихкода. Если не ошибаюсь, бывают 15, 21 и 30 дней. Мы покупаем самые краткосрочные - они стоят 50копеек. После заказа штрихкода необходимо отчитаться ЦРПТ о нанесении. Если отчитался за 1000 кодов - заплатил 500 рублей. Остальными не воспользовался в течение срока их жизни - заказываешь заново. При большом списке артикулов - база пухнет как на дрожжах )
Не нужна маркировка!!! Есть система Меркурий, там все видно. Опять будет поднятие цен на товар. Кто то хочет на маркировке(внедрении этой системы) заработать.