Культовый хэтчбэк MINI Cooper в кузове R56: обзор, плюсы и мину­сы
Авто
4K
Фотография — Suvorov_Alex / Shutterstock

Культовый хэтчбэк MINI Cooper в кузове R56: обзор, плюсы и мину­сы

О чем стоит знать перед покупкой компактного хэтчбэка второго поколения, чтобы не разочароваться

6
Аватар автора

Константин Ищенко

автоэксперт

Страница автора

Очень часто эту машину выбирают за оригинальный внешний вид, но забывают изучить ее технические особенности.

Автомобили марки Mini выпускали в Великобритании с 1959 года. В 1994 компанию Rover Group, которой принадлежали Mini и Land Rover, купила BMW AG. В 2000 году Land Rover продали компании Ford, а Mini выделили в дочернюю компанию. Бренд переименовали в MINI, чтобы отделить новые автомобили от классических Mini. Первые автомобили совместной разработки MINI и BMW увидели свет в 2001 году — тогда началась современная история марки.

Второе поколение MINI выпускали с 2006 по 2013 год: универсал R55 Clubman, хэтчбэк R56 Hatchback, кабриолет R57 Cabrio, купе R58 Coupe, родстер R59 Roadster и кроссовер R60 Countryman. Все они используют одну платформу и конструктивно очень похожи, но описать особенности каждого кузова в рамках одной статьи невозможно. Этот текст — о хэтчбэках R56. Стоят такие автомобили от 650 000 ₽, а самые дорогие экземпляры доходят до 2 500 000 ₽.

Расскажу, на что обратить внимание при покупке и что важно учитывать при выборе R56.

Все варианты кузовов MINI второго поколения слева направо: R56, R57, R58, R59, R55, R60. Источник: libraryofmotoring.info
Все варианты кузовов MINI второго поколения слева направо: R56, R57, R58, R59, R55, R60. Источник: libraryofmotoring.info

Что такое MINI второго поколения

Многие называют эти машины MINI Cooper, но это не совсем правильно. MINI — это марка, а Cooper — название модели. Всего выпускали четыре модели разной мощности: One, Cooper, Cooper S и John Cooper Works.

Размеры кузова соответствуют названию бренда: длина хэтчбэка — 3,7 м, колесная база — 2,4 м. В салоне есть место для четырех человек, а регулировки переднего сиденья позволяют удобно сесть за руль человеку любой комплекции. Но заднему пассажиру сидеть за высоким водителем неудобно: места для ног очень мало.

Объем багажника — всего 160 л, со сложенными задними сиденьями — 680 л. Привод только на передние колеса. Передняя подвеска типа макферсон, задняя — многорычажная с алюминиевыми продольными рычагами.

Задний диван хэтчбэка подходит только для двух пассажиров, места для третьего здесь нет. Источник: directmotorsj28.co.uk
Задний диван хэтчбэка подходит только для двух пассажиров, места для третьего здесь нет. Источник: directmotorsj28.co.uk

Дорестайлинговые версии

Годы выпуска: 2007—2010.

Двигатели:

  1. One — N12 (N12B14) 1,4 л, атмосферный, 95 л. с.
  2. One D — W16 (W16D16) 1,6 л, турбодизель, 90 л. с.
  3. Cooper — N12 (N12B16) 1,6 л, атмосферный, 120 л. с.
  4. Cooper D — W16 (W16D16) 1,6 л, турбодизель, 109 л. с.
  5. Cooper S — N14 (N14B16) 1,6 л, турбированный, 175 л. с.
  6. John Cooper Works — N14 (N14B16C) 1,6 л, турбированный, 211 л. с.

МКПП: шестиступенчатые. Для бензиновых One и Cooper — Getrag GS6-55BG, для Cooper S, John Cooper Works и дизельных моделей — Getrag GS6-53BG/DG.

АКПП: шестиступенчатая Aisin GA6F21WA, она же TF-60SN.

Различия. У Cooper S — сплошная нижняя решетка в бампере и решетка радиатора с мелкими сотами. У One и Cooper — другие радиаторные решетки и капоты, фара только со светлым корпусом внутри, другие цвета отделки в салоне и опциональная система навигации CCC.

Ранние версии R56 доставляли владельцам много хлопот сразу после окончания гарантии. В машинах MINI и BMW масло меняли не по пробегу или сроку, как у корейских и японских машин, а по команде бортового компьютера. Обычно межсервисные интервалы составляли 20—25 тысяч километров. К концу интервала изношенное моторное масло теряло свои свойства, это приводило к отложениям в моторе, залеганию поршневых колец и масложору. А еще выходили из строя клапаны и муфты системы VANOS. Иногда уже на 60 000 км требовался серьезный ремонт мотора.

Кузов и крыша разных цветов — самая узнаваемая черта MINI. Полосы на капоте — опция. Источник: netcarshow.com
Кузов и крыша разных цветов — самая узнаваемая черта MINI. Полосы на капоте — опция. Источник: netcarshow.com
Пластик в салоне дорестайлинговых машин светло-серого цвета. Источник: netcarshow.com
Пластик в салоне дорестайлинговых машин светло-серого цвета. Источник: netcarshow.com

Рестайлинговые версии

Годы выпуска: 2010—2013.

Двигатели:

  1. One — N16 (N16B16) 1,6 л, атмосферный, 98 л. с.
  2. One D — N47 (N47C16A) 1,6 л, турбодизель, 90 л. с.
  3. Cooper — N16 (N16B16) 1,6 л, атмосферный, 122 л. с.
  4. Cooper D c МКПП — N47 (N47C16A) 1,6 л, турбодизель, 110 л. с.
  5. Cooper D c АКПП — N47 (N47C20A) 2,0 л, турбодизель, 112 л. с.
  6. Cooper S — N18 (N18B16) 1,6 л, турбированный, 184 л. с.
  7. Cooper SD — N47 (N47C20A) 2,0 л, турбодизель, 143 л. с.
  8. John Cooper Works — N14 (N14B16C) 1,6 л, турбированный, 211 л. с. до 2012 года и N18 (N18B16C) 1,6 л, турбированный, 218 л. с. после 2012 года.

МКПП и АКПП: без изменений.

Различия. У Cooper S в бампере добавили воздухозаборники для охлаждения тормозов. Решетка радиатора с крупными сотами. Изменили отделку заднего бампера. У One и Cooper — новая форма капота и радиаторной решетки. Фары базово идут со светлым корпусом внутри, а с темным можно заказать как опцию. Изменили задние фонари, цвет кнопок и деталей в салоне стал черным. Систему навигации CIC можно заказать как опцию.

Обновленные двигатели N16 и N18 стали надежнее, а главное — в бортовом компьютере изменили межсервисный интервал: у рестайлинговых версий он уменьшился до 10—12 тысяч км. Это решило часть проблем с мотором, но не все: и у дорестайлинга, и у рестайлинга бывают проблемы с системой охлаждения, трескается корпус термостата.

Хромированная отделка воздухозаборников в бампере — опция, дополнительные фары дальнего света — тоже. Источник: collectingcars.com
У рестайлинговых автомобилей все кнопки и отделка черные. Источник: nfautomotive.nl
С двигателями у рестайлинговых версий проблем намного меньше. На фото — Cooper S с мотором N18. Источник: collectingcars.com

Все двигатели и коробки передач MINI R56

Годы выпускаИндексТопливоОбъемМощностьМКППАКПП
2007—2010N12B14Бензин1,6 л95 л. с.GS6-55BGGA6F21WA
2007—2010W16D16Дизель1,6 л90 л. с.GS6-53BG/DGGA6F21WA
2007—2010N12B16Бензин1,6 л120 л. с.GS6-55BGGA6F21WA
2007—2010W16D16Дизель1,6 л109 л. с.GS6-53BG/DGGA6F21WA
2007—2010N14B16Бензин1,6 л175 л. сGS6-53BG/DGGA6F21WA
2007—2010N14B16CБензин1,6 л211 л. с.GS6-53BG/DG
2010—2013N16B16Бензин1,6 л98 л. с.GS6-55BGGA6F21WA
2010—2013N47C16AДизель1,6 л90 л. с.GS6-53BG/DGGA6F21WA
2010—2013N16B16Бензин1,6 л122 л. с.GS6-55BGGA6F21WA
2010—2013N47C16AДизель1,6 л110 л. с.GS6-53BG/DG
2010—2013N47C20AДизель2.0 л112 л. с.GA6F21WA
2010—2013N18B16Бензин1,6 л184 л. с.GS6-53BG/DGGA6F21WA
2010—2013N47C20AДизель2.0 л143 л. с.GS6-53BG/DGGA6F21WA
2010—2013N18B16CБензин1,6 л218 л. с.GS6-53BG/DGGA6F21WA

Все двигатели и коробки передач MINI R56

ИндексN12B14
Годы выпуска2007—2010
ТопливоБензин
Объем1,6 л
Мощность95 л. с.
МКППGS6-55BG
АКППGA6F21WA
ИндексW16D16
Годы выпуска2007—2010
ТопливоДизель
Объем1,6 л
Мощность90 л. с.
МКППGS6-53BG/DG
АКППGA6F21WA
ИндексN12B16
Годы выпуска2007—2010
ТопливоБензин
Объем1,6 л
Мощность120 л. с.
МКППGS6-55BG
АКППGA6F21WA
ИндексW16D16
Годы выпуска2007—2010
ТопливоДизель
Объем1,6 л
Мощность109 л. с.
МКППGS6-53BG/DG
АКППGA6F21WA
ИндексN14B16
Годы выпуска2007—2010
ТопливоБензин
Объем1,6 л
Мощность175 л. с
МКППGS6-53BG/DG
АКППGA6F21WA
ИндексN14B16C
Годы выпуска2007—2010
ТопливоБензин
Объем1,6 л
Мощность211 л. с.
МКППGS6-53BG/DG
АКПП
ИндексN16B16
Годы выпуска2010—2013
ТопливоБензин
Объем1,6 л
Мощность98 л. с.
МКППGS6-55BG
АКППGA6F21WA
ИндексN47C16A
Годы выпуска2010—2013
ТопливоДизель
Объем1,6 л
Мощность90 л. с.
МКППGS6-53BG/DG
АКППGA6F21WA
ИндексN16B16
Годы выпуска2010—2013
ТопливоБензин
Объем1,6 л
Мощность122 л. с.
МКППGS6-55BG
АКППGA6F21WA
ИндексN47C16A
Годы выпуска2010—2013
ТопливоДизель
Объем1,6 л
Мощность110 л. с.
МКППGS6-53BG/DG
АКПП
ИндексN47C20A
Годы выпуска2010—2013
ТопливоДизель
Объем2.0 л
Мощность112 л. с.
МКПП
АКППGA6F21WA
ИндексN18B16
Годы выпуска2010—2013
ТопливоБензин
Объем1,6 л
Мощность184 л. с.
МКППGS6-53BG/DG
АКППGA6F21WA
ИндексN47C20A
Годы выпуска2010—2013
ТопливоДизель
Объем2.0 л
Мощность143 л. с.
МКППGS6-53BG/DG
АКППGA6F21WA
ИндексN18B16C
Годы выпуска2010—2013
ТопливоБензин
Объем1,6 л
Мощность218 л. с.
МКППGS6-53BG/DG
АКППGA6F21WA

Особенности комплектаций и специальных версий

У MINI R56 не было фиксированных комплектаций. При покупке автомобиля у дилера можно было выбрать один из трех пакетов оснащения: Salt, Pepper и Chili. Но дополнительные опции все равно можно было заказать из большого списка. Пакеты оснащения позволяли сэкономить, но не определяли окончательную комплектацию машины. При продаже подержанного автомобиля их почти никто не упоминает.

Уровень оснащения можно косвенно связать с мощностью двигателя: хорошо укомплектованные Cooper S и John Cooper Works встречаются намного чаще. Почти невозможно увидеть в One или Cooper много дополнительного оборудования: такие машины обычно покупали новыми в более скромных комплектациях.

Исключения бывают очень редко — найти One с ксеноновыми фарами или Cooper с кожаным салоном почти невозможно. Вот на какие опции стоит обратить внимание при покупке:

  1. Биксеноновые фары. В продаже много машин с галогеновыми фарами.
  2. Спортивные передние сиденья с комбинированной отделкой из ткани или кожи или полностью кожаные. Базовые сиденья могут быть только в One и Cooper.
  3. Система климат-контроля. Иногда попадаются машины только с кондиционером, без автоматического управления.
  4. Аудиосистема harman/kardon. Звук намного лучше, чем с базовой акустикой.

А вот какие еще опции бывают, но найти машину с ними непросто:

  1. Система бесключевого доступа. Ее легко определить по маленьким черным кнопкам на ручках дверей.
  2. Система навигации. Ее круглый экран расположен в центре спидометра. Визуально делает салон более современным, но использовать ее для навигации в 2023 году не имеет смысла.

Узнать точную комплектацию автомобиля с описанием всех опций можно по VIN на некоторых сайтах — например, на bimmer.work или cats.parts. К сожалению, ресурсы работают нестабильно и не всегда обрабатывают такие запросы.

Особые серии и специальные версии MINI. У них нет больших отличий от обычных машин. Могут быть особые сочетания цветов кузова и салона, специальные наклейки и шильды на кузове. Избегать таких версий не стоит, технически это те же самые автомобили.

MINI inspired by Goodwood — самая роскошная версия R56. В ней использовали материалы отделки от Rolls Royce. Машину выпустили серией всего в 1000 экземпляров. Источник: mowogman.wordpress.com
Искать в 2023 году машину с опциональной родной системой навигации нет смысла: достать свежие карты непросто, а Apple Carplay и Android Auto система не поддерживает. Источник: collectingcars.com
В честь 50⁠-⁠летия марки выпустили MINI Camden и MINI Mayfair. Это были переходные версии с дорестайлинговой внешностью и интерьером, но рестайлинговыми моторами. Источник: drive.com.au

На что обращать внимание при покупке

В первую очередь важно оценить свою потребность в автомобиле и готовность его ремонтировать. Купить R56 и ездить только на плановое техобслуживание для замены расходников, скорее всего, не выйдет. Если критично планировать все расходы на содержание машины, а оставлять ее на несколько дней в сервисе неприемлемо — лучше поискать автомобиль другой марки.

Мотор — самое слабое место MINI второго поколения. Все бензиновые моторы очень требовательны к интервалам замены масла. Если предыдущие владельцы экономили на обслуживании авто или делали это в первом попавшемся сервисе, серьезный ремонт двигателя почти гарантирован. Высока вероятность, что залягут поршневые кольца и выйдет из строя механизм газораспределения. Расход масла у изношенного двигателя может быть больше литра на 1000 км пробега.

У всех бензиновых моторов R56 алюминиевый блок цилиндров, поэтому расточить его и поставить поршни ремонтного размера не выйдет: блок нужно менять или ставить гильзы. Капитальный ремонт в профильном сервисе обойдется в 200 000—300 000 ₽. Эта стоимость включает запчасти и работу, но только при грамотном сочетании оригинальных деталей от BMW и от Peugeot или Citroen: такие же двигатели устанавливали на многие модели Peugeot и Citroen и некоторые детали от них гораздо дешевле оригинальных запчастей MINI.

Менее серьезные поломки моторов тоже не редкость. Цепь привода газораспределительного механизма растягивается, поэтому ее стоит менять через каждые 100—150 тысяч км. Выходят из строя и управляющие механизмы системы изменения фаз газораспределения — у MINI это аналог системы VANOS от BMW.

Часты отказы системы вентиляции картерных газов. По оригинальной технологии для ее ремонта нужно целиком менять пластиковую клапанную крышку. Можно купить ремкомплект с резиновой мембраной, но установить его нелегко. К врожденным слабым местам относят и систему охлаждения: в пластиковом корпусе термостата часто возникают трещины. Отремонтировать его нельзя — придется менять на новый.

У моделей Cooper S и John Cooper Works с дизельными двигателями в системе подачи топлива есть насос высокого давления — ТНВД. Эта деталь нередко ломается, а поменять ее стоит примерно 100 000 ₽. Предложений о ремонте таких насосов много, но, судя по опыту профильных сервисов, это неэффективно. ТНВД переберут примерно за 25 000—35 000 ₽, а работает такой насос обычно меньше полугода. Это касается дизельных MINI, пригнанных из Европы: такие машины не продавали в России официально.

Трансмиссия у большинства машин MINI второго поколения — классический шестиступенчатый гидроавтомат Aisin GA6F21WA. Этот агрегат обычно служит без ремонта 150—200 тысяч км. Но лучше не принимать на веру утверждение производителя, что масло в АКПП работает на протяжении всего срока службы, а менять его раз в 60—80 тысяч км: так можно продлить ресурс коробки в полтора-два раза. Для этой модели АКПП Aisin нет проблем с запчастями. Во многих сервисах такие КПП умеют ремонтировать и даже полностью перебирать.

Можно встретить машины и с механической трансмиссией — с ней обычно нет проблем, они очень надежны.

Электрика. Самая известная проблема MINI R56 — выход из строя модуля бортовой электроники FRM. Ее легко опознать: блок начинает самопроизвольно включать или выключать электрические системы, например опускает стекла, выключает фары. Замена этого модуля стоит дорого и в ней нет смысла: плату можно восстановить за 8000—15 000 ₽. Часто выходят из строя ультразвуковые датчики парктроника и их проводка, а еще есть проблемы с контактами задних фонарей.

Ходовая часть у MINI R56 очень надежна. Из частых проблем можно выделить только стойки и втулки стабилизаторов. Замена стоек — дешевая и простая процедура, а вот победить стук от передних втулок непросто. Чтобы заменить их, нужно снять передний подрамник — это стоит 15 000—20 000 ₽.

Чтобы избежать большей части этих проблем, лучше купить ухоженный автомобиль у понимающего владельца. Если машину грамотно обслуживали в специализированном сервисе MINI — скорее всего, типичные слабые места уже исправили. Цена на хорошие экземпляры высокая, и на них есть устойчивый спрос, поэтому искать подходящую машину можно очень долго.

Объем багажника хэтчбэка MINI — скромные 160 л. Сетки для крепления груза — опция. Источник: oldcolonelcars.co.uk
Объем багажника хэтчбэка MINI — скромные 160 л. Сетки для крепления груза — опция. Источник: oldcolonelcars.co.uk
R56 — единственное поколение MINI, у которого поднимаются обе части люка. Переднюю секцию можно открыть полностью. Источник: collectingcars.com
R56 — единственное поколение MINI, у которого поднимаются обе части люка. Переднюю секцию можно открыть полностью. Источник: collectingcars.com

Запомнить

  1. Проверять машину перед покупкой и обслуживать ее нужно именно у специалистов по MINI. Универсальный сервис и даже хороший мастер по BMW справятся далеко не со всеми проблемами.
  2. Лучше купить ухоженную машину с правильным обслуживанием, пусть и дороже. Ремонт авто, который обслуживали плохо, потребует много времени и средств.
  3. Даже очень удачный экземпляр MINI R56 не гарантирует, что с ним не будет проблем. Некоторые поломки происходят внезапно.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Константин ИщенкоПокупали подержанный автомобиль, а потом много потратили на его ремонт? Расскажите, как это было:
  • Михаил ШардинЕздил на Mini несколько месяцев - её нельзя назвать практичной машиной...2
  • fghfghfgh1Владела мини кантримэн пять лет, нареканий нет. Зимой не застревала. Теперь конечно купить сложно, а обслуживать дорого..1
  • котенок с авитомое чудовище)) термостат ломался ✅, коробка ломалась ✅ но правда все починили довольно легко за статью спасибо!8
  • Левин АлексейПриобрел МИНИ Супер S 2013г/в у знакомого, машина превосходно управляется на любой дороге в дождь, в снег, и конечно на сухом покрытии. Неожиданно прекрасно перестраивается из ряда в ряд на снежной дороге. По эксплуатационных расходах, потребляет масло где-то один литр на 8-10 тыс. км., хотя турбину предыдущий хозяин менял, заменил передние тормозные диски, и топливный фильтр, и масло в Акпп. Плановое ТО стоит примерно 15 тыс. Руб конечно не у официального дилера. Наверное дорого, но получаешь огромное удовольствие от вождения и запоминающегося внешнего вида этого маленького автомобильчика.0
  • Иван ТрифоновНе ожидал тебя тут увидеть😅 Я покупал подержанный r50, в нем ломалось наверное все 😅1

Сообщество