В 2021 году в России продано 1,02 млн новых автомобилей.

По данным агентства «Автостат», 66,5% из них были оснащены автоматической коробкой переключения передач — вариатором, роботом или классическим автоматом. Это на 11% больше, чем годом ранее. Водители выбирают АКПП: они удобнее, с ними проще, даже если речь идет о такси.

Но, чтобы такая коробка служила максимально долго, ее нужно правильно эксплуатировать. В этой статье я расскажу, как не повредить коробку-автомат любого типа и как увеличить ее ресурс.

Почему АКПП может сломаться

Уровень и качество масла. Во всех автоматических коробках есть масло. Даже в роботизированных с сухими сцеплениями, несмотря на название. Например, в роботе DQ200 концерна «Фольксваген» в мехатронике одно масло, а в самой коробке — другое. Если масло очень долго не менять или его уровень опустится из-за течи, коробка перестанет нормально работать.

Уровень масла в АКПП может резко упасть, только если сильно повредить корпус или контур охлаждения. Например, так бывает, если наехать на камень. Но если очень долго не менять текущие сальники или прокладки, то постепенно уровень масла снизится ниже нормального. В лучшем случае нужно будет долить масло, в худшем — агрегат придется серьезно ремонтировать.

Проверить уровень масла в коробке можно только при наличии специального щупа — он есть на большинстве машин 2005—2010 годов с АКПП. Если его нет, придется обратиться в автосервис.

У некоторых автоматических коробок есть отдельная пробка для контроля уровня масла. Если поднять машину на подъемнике и открутить эту пробку, масло будет немного капать. Это значит, что все в порядке. Бывают коробки, в которых нельзя проверить уровень масла — можно только слить его и залить новое в нужном объеме. Я бы не советовал проверять уровень масла без специального инструмента: велик риск что-то сломать, машину придется эвакуировать в сервис.

Также масло может сочиться после обслуживания. Так бывает, когда экономят на прокладке масляного поддона и особенно часто — когда меняют сам поддон на дешевый аналог.

Перегрев. Любая автоматическая трансмиссия боится перегрева: важно соблюдать температурный режим, который предусмотрел производитель. На некоторых автомобилях — не обязательно мощных — установлен дополнительный радиатор для охлаждения масла АКПП. Если масло перегреть, то оно потеряет свои свойства и подвижные части коробки могут пострадать.

Вот из-за чего возможен перегрев:

Датчик температуры для таких случаев есть не во всех АКПП, но некоторые машины умеют предупреждать о перегреве. Чтобы избежать поломки, блок управления может перевести коробку в аварийный режим. Машина будет работать в этом режиме, пока коробка не остынет.

Механические неисправности. Они могут быть разными в зависимости от типа коробки. У вариаторов это износ ремня, цепи и конусов. У роботизированных коробок часто выходят из строя пакеты сцепления, маховик и вилки переключения передач. Для гидравлических характерны проблемы с гидроблоком, его соленоидами и пакетами фрикционов.

Все эти неисправности могут быть из-за перегрева, неправильной эксплуатации или большого пробега. Автоматические КПП с ресурсом более 200—250 тысяч километров встречаются редко. Самые неудачные модели требуют ремонта уже на 50—70 тысячах.

Проблемы с электроникой. У современных АКПП есть блок управления и датчики. И то и другое может сломаться. В зависимости от неисправности коробка может плохо переключать передачи или вставать в аварийный режим.

Общего стандарта индикации нет. У одних машин бортовой компьютер сообщит о проблеме с АКПП, у других начнет мигать индикатор выбранного положения селектора. Иногда в аварийном режиме может работать только первая и задняя передачи.

АКПП переднеприводного автомобиля, снят поддон, виден гидроблок. Источник: Setta Sornnoi / Shutterstock
АКПП переднеприводного автомобиля, снят поддон, виден гидроблок. Источник: Setta Sornnoi / Shutterstock

Ошибки при эксплуатации АКПП

Механическая коробка передач устроена проще, а сломать ее — сложнее. Если пользоваться ею неправильно, раньше выйдет из строя сцепление. Автоматическая коробка любого типа — более сложный механизм, а ремонтировать ее в случае неисправности сильно дороже. Избежать поломок и ускоренного износа АКПП нетрудно — достаточно выполнять простые рекомендации.

Пользуйтесь стояночным тормозом — ручником. В режиме P колеса автомобиля заблокированы, он не покатится под уклон. Но при начале движения рычаг АКПП придется передвинуть со значительным усилием. Сразу после этого может быть сильный толчок. У автоматических коробок есть встроенный стопор, но при парковке на неровной поверхности лучше не заставлять машину висеть на нем.

Вот что важно сделать:

  1. Закончить все маневры, выжать педаль тормоза.
  2. Включить стояночный тормоз рычагом, педалью или кнопкой — в зависимости от модели машины.
  3. Переключить коробку в режим P.
  4. Заглушить двигатель.
  5. Отпустить педаль тормоза.

Когда будете отъезжать, все нужно сделать в обратном порядке:

  1. Запустить двигатель, прогреть при необходимости.
  2. Выжать педаль тормоза.
  3. Выключить стояночный тормоз.
  4. Перевести коробку в режим D.
  5. Отпустить педаль тормоза, начать движение.

Не буксуйте продолжительное время. Это не значит, что нужно бояться ездить зимой и опасаться каждой пробуксовки на скользком покрытии. Но, если машина застряла в грязи или снегу, не стоит буксовать дольше 10 секунд за раз. Более длительная нагрузка может привести к перегреву коробки, о котором написано выше.

В случае с вариатором буксовать особенно опасно: ремень и конусы могут износиться и, когда машину вытянут из ямы, она может не поехать.

Также я не рекомендую дрифтовать на машинах с АКПП: даже в движении коробка может перегреться при таком вождении. Исключения — современные автомобили, у которых есть drift mode. Считается, что их коробка способна выдерживать такие нагрузки. Но как это отразится на ее ресурсе в будущем, производители не говорят.

Если машина застряла и не может сдвинуться с места — не пытайтесь долго буксовать. Это вряд ли поможет выехать, но может повредить АКПП. Источник: INDz / Shutterstock
Если машина застряла и не может сдвинуться с места — не пытайтесь долго буксовать. Это вряд ли поможет выехать, но может повредить АКПП. Источник: INDz / Shutterstock

Не буксируйте автомобиль с АКПП. Если ваш автомобиль с автоматической коробкой передач не на ходу или нуждается в серьезном ремонте — внимательно прочитайте инструкцию к нему. Некоторые машины с АКПП можно буксировать ограниченное количество километров на малой скорости. Но если инструкции нет, не стоит экспериментировать — лучше сразу вызвать эвакуатор с полной погрузкой.

Даже на нейтральной передаче полностью отключить коробку-автомат от колес не получится: приводные валы все равно будут передавать к ней кинетическую энергию. Это не штатный режим эксплуатации, и после буксировки придется ремонтировать АКПП. Возможно, вам повезет и буксировка с нарушением инструкции пройдет без последствий. Но вы рискуете ремонтом на десятки тысяч рублей, эвакуатор обычно стоит дешевле.

Старайтесь не таскать прицеп, если не уверены, что машина для этого подходит. Гидромеханическая трансмиссия крупных внедорожников и пикапов может быть рассчитана на буксировку тяжелых прицепов. Машине с вариатором прицеп полностью противопоказан: даже надежный вариатор перегреется за пару километров. Роботизированная коробка передач должна быть с запасом прочности — то есть я бы не стал таскать прицеп на машине с DQ200, о которой писал выше. Обычный автомат с прицепом будет работать в повышенном температурном режиме, что тоже опасно.

Даже если по ПДД вы можете перевозить прицеп определенной массы, а в соседнем магазине запчастей можно купить фаркоп — лучше этого не делать. Как минимум нужно прочитать инструкцию и следовать рекомендациям производителя машины.

Это же справедливо для буксировки других автомобилей. Если у вас большой рамный внедорожник и вы хорошо знаете его особенности, то можно вытащить из сугроба застрявший седан без последствий для коробки. Но помогать соседу на загруженной Газели и возить ее за своим хэтчбэком на тросе — плохая идея.

Тяжелый американский пикап с мощным двигателем в состоянии буксировать очень тяжелый прицеп. У его автоматической коробки передач даже может быть специальный режим для этого. Но менее подготовленной машине такой прицеп может навредить. Источник: Sundry Photography / Shutterstock
Тяжелый американский пикап с мощным двигателем в состоянии буксировать очень тяжелый прицеп. У его автоматической коробки передач даже может быть специальный режим для этого. Но менее подготовленной машине такой прицеп может навредить. Источник: Sundry Photography / Shutterstock

Не используйте режим N при вождении. Некоторые водители после автомобилей с механической коробкой продолжают включать нейтральную передачу и на автоматах. Это ошибка. Нет смысла переключать селектор с D на N на светофорах и в пробках: так вы не сэкономите на бензине, но вызовите повышенный износ АКПП.

Не стоит включать N и пытаться ехать накатом: коробка-автомат не создана для переключения в движении с D на N на скорости, это может ей навредить. У некоторых современных автомобилей для экономии топлива автомат сам может переключаться в N и обратно, но это не значит, что так можно делать с любой АКПП.

Селектор коробки передач KIA Soul GT Line. Справа от кнопки «старт-стоп» — пластиковая заглушка. Под ней кнопка, которая позволяет перевести робот в положение N, если у машины разрядится аккумулятор или сломается двигатель
Селектор коробки передач KIA Soul GT Line. Справа от кнопки «старт-стоп» — пластиковая заглушка. Под ней кнопка, которая позволяет перевести робот в положение N, если у машины разрядится аккумулятор или сломается двигатель

Прогревайте автомобиль перед поездкой. С понижением температуры любое масло густеет. Двигатель прогревается намного быстрее любой коробки передач: в нем сгорает топливо и выделяется тепло. Прогрев АКПП занимает больше времени.

Если на улице минусовая температура, стоит постоять с запущенным двигателем и коробкой в режиме P две-три минуты. Затем можно включать режим D и начинать движение. Избегайте резких ускорений или переключения передач в ручном режиме первые 15 минут поездки. Пока масло холодное, это не пойдет коробке на пользу.

Не используйте старт с двух педалей. Этот способ часто применяют для максимального ускорения с места. Обычно делают так: нажимают одновременно газ и тормоз — обороты двигателя поднимаются до 1500—3500. Потом резко бросают тормоз и выжимают газ «в пол». Такой старт действительно будет быстрее, но это очень сильно нагружает коробку. Ее трущиеся части могут быть повреждены, особенно на старых автомобилях с большим пробегом.

У современных и спортивных автомобилей часто есть специальный режим для быстрых стартов — launch control. Это предусмотрено производителем, режим можно использовать после изучения инструкции. Косвенно о вреде таких действий с АКПП говорит ограничение количества «лаунчей». Есть машины, у которых в гарантийный период функцию можно использовать не более 50 раз, и об этом написано в инструкции.

Если launch control включен, то на приборной панели некоторых машин будет специальное сообщение. У более старых моделей он может включаться без дополнительной индикации. У подавляющего большинства машин всех возрастов такого режима нет. Источник: ютуб-канал Arkadiusz Wójcik
Если launch control включен, то на приборной панели некоторых машин будет специальное сообщение. У более старых моделей он может включаться без дополнительной индикации. У подавляющего большинства машин всех возрастов такого режима нет. Источник: ютуб-канал Arkadiusz Wójcik

Как продлить срок службы АКПП

Своевременно меняйте масло, даже если автопроизводитель пишет, что оно на весь срок службы автомобиля. Помните, что им важно, чтобы машина проездила без серьезных проблем в течение гарантийного срока — а потом, по легенде, следует покупать новую. В общем, загляните в сервисную книжку: если там прописан регламент — соблюдайте его.

Если по инструкции масло менять не надо, проконсультируйтесь со специалистом из сервиса именно по марке вашей машины. Еще вариант — обратиться в сервис по АКПП, которому вы доверяете. Вам с радостью расскажут, когда, чего и сколько лить в вашу коробку.

Для вариаторов и классических гидравлических автоматов работает правило, о котором знают в хороших мастерских. Если масло ни разу не меняли за 100—120 тысяч километров пробега, то выгоднее его не менять, а ждать, когда коробка потребует ремонта.

Когда масло все-таки поменяют, велика вероятность, что коробка начнет пинаться или вовсе сломается. Мы бы не рекомендовали менять масло в коробке передач машины с большим пробегом и неподтвержденной историей обслуживания. В Тинькофф Журнале выйдут отдельные статьи по гидравлическим автоматам, вариаторам и роботам — все технические подробности будут там.

Примерный сервисный интервал для разных АКПП

Классический гидравлический автомат 60 000 км
Робот с двойным сцеплением, сухой 100 000—120 000 км — и в мехатронике, и в основной части
Робот с двойным сцеплением, мокрый 60 000 км
Робот с одним сцеплением 100 000—120 000 км, как в МКПП
Вариатор 60 000 км
Классический гидравлический автомат
60 000 км
Робот с двойным сцеплением, сухой
100 000—120 000 км — и в мехатронике, и в основной части
Робот с двойным сцеплением, мокрый
60 000 км
Робот с одним сцеплением
100 000—120 000 км, как в МКПП
Вариатор
60 000 км

Прочитайте инструкцию. В зависимости от типа коробки передач и марки автомобиля, могут быть особенности эксплуатации. Это особенно важно и для АКПП — ею приходится пользоваться буквально постоянно. Из инструкции вы узнаете, как правильно пользоваться дополнительными режимами, например L или snow.

Запомнить

  1. Автоматическую коробку передач легко сломать или ускорить ее износ, но очень дорого чинить. Обычно ремонт стоит от 30 000 Р до бесконечности.
  2. Если планируете долго эксплуатировать автомобиль, обращайтесь с АКПП бережно и периодически меняйте в ней масло.
  3. Внимательно изучите инструкцию к автомобилю: в ней подробно описаны особенности именно вашей автоматической коробки передач.
  4. Не экономьте на эвакуаторе, если сомневаетесь, можно ли буксировать ваш автомобиль.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.