![Как выбрать аккумулятор для легкового автомобиля](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/new-battery-main.q0odmg.jpg)
Автомобильный аккумулятор можно купить как оригинальную запчасть, но это очень дорого. Например, оригинальный аккумулятор для BMW 120i стоит 23 000 ₽.
Мы уже разбирались, что делать, если аккумулятор разрядился. Сегодня расскажем, что делать, если ситуация повторяется или вы решили заменить батарею ради профилактики.
Что вы узнаете
![В специализированных магазинах выбор аккумуляторов огромен, запутаться очень просто](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/noviy-akkumulyator-01.9ryfgz.jpg)
Когда менять аккумулятор
Возраст. Аккумуляторы современных машин способны работать в штатном режиме в течение 2—7 лет. Есть два главных фактора, которые сводят срок эксплуатации к минимуму:
- Режим использования. Редкие, короткие городские поездки сильно сокращают ресурс: аккумулятор не успевает заряжаться, это может привести к его перегреву. Могут быть и внутренние повреждения, например разрушение пластин в ячейках.
- Дополнительное оборудование. Предпусковые подогреватели и охранные комплексы всех видов постоянно разряжают батарею. Это также негативно влияет на свойства аккумулятора: есть вероятность, что он не сможет регулярно заряжаться на 100%.
На практике это выглядит так: если вы иногда допускаете полный разряд аккумулятора, часто совершаете короткие поездки с большим энергопотреблением или с электрикой в авто что-то не так, то батарея выйдет из строя за пару лет. И наоборот: если поездки длительные, вы постоянно пользуетесь машиной и поддерживаете ее в хорошем техническом состоянии — аккумулятор прослужит максимально долго.
Глубокий разряд. Когда напряжение на клеммах аккумулятора ниже 12,4 В, он глубоко разряжен. Каждый глубокий разряд сокращает ресурс аккумулятора и ухудшает его состояние. На пластинах образуются кристаллы сульфата свинца. Чем больше разряд, тем они крупнее. Три полных разряда могут испортить аккумулятор, он потеряет емкость.
Сейчас многие АКБ оснащены индикатором состояния — специальным окошком в верхней части корпуса. Этот индикатор не покажет, что аккумулятор пора менять, но может сообщить о разряде.
![В зависимости от производителя индикатор на аккумуляторе может быть двух- или трехцветным. Он подскажет, когда АКБ нужно зарядить или долить электролит, если батарея обслуживаемая](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/noviy-akkumulyator-02.ciyyqw.jpg)
Проблемы с запуском. Если стартер работает вяло и двигатель запускается лишь на третью секунду и дольше — это плохой признак. Особенно это заметно в холодное время года.
Дефекты корпуса. Корпус аккумулятора должен быть целым. Если есть трещины или дыры, аккумулятор нужно срочно менять. Белый налет и отложения на клеммах тоже говорят о плохом состоянии самой батареи, постоянном недозаряде или просто о плохо затянутых клеммах. Для начала стоит почистить контакты и проверить, хорошо ли затянуты пробки.
Перед покупкой нового аккумулятора обязательно проверьте состояние старого, попробуйте его зарядить. Для этого потребуется специальное зарядное устройство: неплохой вариант стоит примерно 6000 ₽. Также потребуется набор инструментов: аккумуляторы часто спрятаны за пластиковыми кожухами и их сложно достать. А еще аккумулятор тяжелый, в среднем 16 кг. Вес зависит от емкости: батарея на 45 А·ч весит 12 кг, на 60 А·ч — 15 кг, а на 90 А·ч — 23 кг.
Проверку и обслуживание аккумулятора можно поручить автосервису, за это возьмут 1000—2000 ₽. Этот вариант больше подходит тем, у кого нет инструмента, который позволяет снять и зарядить аккумулятор.
![Простые зарядные устройства продают даже в гипермаркетах. Но пользоваться ими сложнее, чем автоматическими: придется самому выбирать силу тока или напряжение. Если ошибиться, есть риск повредить батарею](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/noviy-akkumulyator-03.8hz5ft.jpg)
Какие аккумуляторы бывают
Автомобильные аккумуляторы — свинцово-кислотные, но вариантов много. Различия — в материалах и технологиях. Вот какие АКБ можно найти в магазинах.
Сурьмянистые аккумуляторы, Sb|Sb. Пластины в таких сделаны из свинца с добавлением сурьмы. Свинец не обладает достаточной прочностью — сурьма решает эту проблему. Есть существенный недостаток: вода быстрее выкипает из электролита и газы выделяются более интенсивно.
К этой же группе относят гибридные батареи Sb|Ca. Их отрицательные пластины делают с добавлением кальция, а положительные — из сурьмы. Это самый распространенный тип АКБ, есть обслуживаемые и необслуживаемые варианты.
Обслуживаемые АКБ можно спасти даже после серьезных повреждений: например, если батарея потеряет емкость из-за глубокого разряда или из нее выкипит вся вода. Но сделать это можно только с зарядным устройством, ареометром и руками человека, который знает, как всем этим пользоваться. В электролите таких батарей есть серная кислота — H2SO4. В процессе обслуживания электролит может выплеснуться, попасть на одежду, домашнюю мебель, на кожу или даже в глаза. Так что неопытному в этом вопросе автолюбителю лучше не связываться с обслуживаемыми аккумуляторами.
С обычным аккумулятором все проще: максимум, что с ним можно сделать, — отнести домой и подзарядить, если потребуется.
![На крышке обслуживаемых аккумуляторов есть пробки. Через них можно долить в секции батареи кислоту или дистиллированную воду, а также проверить состояние электролита](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/noviy-akkumulyator-04.axdye5.jpg)
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Самые дешевые — от 2000 ₽ за самый простой, 5000 ₽ за вариант среднего качества | Быстро саморазряжаются — теряют примерно 5% заряда в месяц |
Можно заряжать простейшими устройствами для АКБ — постоянным током или постоянным напряжением | Служат 3—4 года — меньше, чем аккумуляторы других типов |
Вряд ли пострадают, если с ними неправильно обращаться |
Достоинства сурьмянистых аккумуляторов:
- Самые дешевые — от 2000 ₽ за самый простой, 5000 ₽ за вариант среднего качества.
- Можно заряжать простейшими устройствами для АКБ — постоянным током или постоянным напряжением.
- Вряд ли пострадают, если с ними неправильно обращаться.
Недостатки:
- Быстро саморазряжаются — теряют примерно 5% заряда в месяц.
- Служат 3—4 года — меньше, чем аккумуляторы других типов.
Кальциевые аккумуляторы, Ca|Ca. Более современные и технологичные аккумуляторы. Свинцовые пластины-электроды в них покрыты кальцием. С ним пластины прочнее, такие АКБ менее склонны к испарению воды при зарядке. Благодаря сложной форме пластин у них больше площадь — при той же массе и размерах можно получить больший пусковой ток.
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Саморазряжаются медленнее, чем сурьмянистые, теряют в месяц 2—4% | Чувствительны к глубоким разрядам, могут потерять до 20% емкости от одного случая |
Служат в среднем 5 лет | Медленно заряжаются — не подходят для частых коротких поездок |
Не пострадают, если заряжать больше, чем нужно | |
Вряд ли пострадают, если с ними неправильно обращаться |
Достоинства кальциевых аккумуляторов:
- Саморазряжаются медленнее, чем сурьмянистые, теряют в месяц 2—4%.
- Служат в среднем 5 лет.
- Не пострадают, если заряжать больше, чем нужно.
- Вряд ли пострадают, если с ними неправильно обращаться.
Недостатки:
- Чувствительны к глубоким разрядам, могут потерять до 20% емкости от одного случая.
- Медленно заряжаются — не подходят для частых коротких поездок.
AGM (Absorbed Glass Matt) аккумуляторы. Внутри уже нет жидкого электролита, вместо него — пропитанное электролитом стекловолокно. Такой аккумулятор можно эксплуатировать в любом положении: из него в любом случае ничего не вытечет. Нет заводских автомобилей, у которых АКБ располагают таким образом, но это добавляет безопасности при использовании.
А еще это полезно при различных доработках: например, если нужно установить серьезную аудиосистему с дополнительным аккумулятором. Такие АКБ можно хранить почти без потери заряда. Они отлично подходят, если автомобилем пользуются в определенный сезон.
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Саморазряжаются медленно, теряют примерно по 2% заряда в месяц | Заряд напряжением более 14,4 В может испортить батарею |
Служат 6—8 лет | Требуют современного автоматического зарядного устройства. В идеале — с отдельным режимом заряда AGM. Важно знать, как заряжать такой аккумулятор после глубокого разряда |
Пусковой ток до 50% больше по сравнению с кальциевыми и сурьмянистыми АКБ | Стоят в 2—3 раза дороже сурьмянистых. Минимальная цена — 9000 ₽, средняя — 16 000 ₽ |
Быстро заряжаются: подходят для коротких поездок и системы «старт-стоп» |
Достоинства AGM-аккумуляторов:
- Саморазряжаются медленно, теряют примерно по 2% заряда в месяц.
- Служат 6—8 лет.
- Пусковой ток до 50% больше по сравнению с кальциевыми и сурьмянистыми АКБ.
- Быстро заряжаются: подходят для коротких поездок и системы «старт-стоп».
Недостатки:
- Заряд напряжением более 14,4 В может испортить батарею.
- Требуют современного автоматического зарядного устройства. В идеале — с отдельным режимом заряда AGM. Важно знать, как заряжать такой аккумулятор после глубокого разряда.
- Стоят в 2—3 раза дороже сурьмянистых. Минимальная цена — 9000 ₽, средняя — 16 000 ₽.
Гелевые аккумуляторы — вершина эволюции автомобильных батарей. В жидкий электролит добавляют загуститель, который доводит его до гелеобразного состояния. Благодаря этому батарея надежно защищена от кристаллизации пластин даже при очень глубоком разряде. Если полностью разрядить обычный аккумулятор с жидким электролитом, то он может значительно потерять емкость, а гелевый это спокойно переживет.
Еще гель позволяет сделать аккумулятор полностью закрытым, даже без вентиляции. Необслуживаемые АКБ не всегда полностью герметичны: в них есть вентиляционное отверстие для отвода паров электролита, которые образуются при работе батареи. У БМВ, например, предусмотрена специальная трубочка для отвода этих паров. Но для гелевых АКБ она не нужна.
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Большой ресурс: в 2 раза больше циклов заряда, чем у AGM-батареи | Работают в более узком диапазоне температур: от −30 до +50 °С |
Большой срок службы — до 8 лет | Требуют специального зарядного устройства |
Не боятся повреждений корпуса, электролит не вытекает | Быстро выходят из строя при неправильном заряде: если заряжать напряжением в 17 В, растворится гель и батарея будет испорчена |
Очень медленно саморазряжаются, теряют примерно 1,5% заряда в месяц | Стоят в 3—5 раз дороже свинцово-кислотных. Минимальная цена — 15 000 ₽, средняя — 23 000 ₽ |
Достоинства гелевых аккумуляторов:
- Большой ресурс: в 2 раза больше циклов заряда, чем у AGM-батареи.
- Большой срок службы — до 8 лет.
- Не боятся повреждений корпуса, электролит не вытекает.
- Очень медленно саморазряжаются, теряют примерно 1,5% заряда в месяц.
Недостатки:
- Работают в более узком диапазоне температур: от −30 до +50 °С.
- Требуют специального зарядного устройства.
- Быстро выходят из строя при неправильном заряде: если заряжать напряжением в 17 В, растворится гель и батарея будет испорчена.
- Стоят в 3—5 раз дороже свинцово-кислотных. Минимальная цена — 15 000 ₽, средняя — 23 000 ₽.
EFB (Enhanced Flooded Battery) аккумуляторы. Самая свежая технология, она появилась как попытка совместить свойства AGM с ценой сурьмянистых АКБ. Электролит — жидкий, пластины — из чистого свинца и более массивные.
Главное отличие — специальный «мешок» из микроволокна на каждой пластине. Он позволяет эффективно бороться с сульфатацией пластин при глубоком разряде аккумулятора. EFB можно назвать переходным вариантом от сурьмянистых к AGM-батареям
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Не требуют обслуживания | Стоят в 2—2,5 раза дороже сурьмянистых. Минимальная цена — 6000 ₽, средняя — 12 000 ₽ |
Работают в широком температурном диапазоне от −50 до +60 °С | |
Легко переносят глубокие разряды и после восстанавливают 100% своей емкости | |
Быстро заряжаются: подходят для коротких поездок и системы «старт-стоп» |
Достоинства EFB-аккумуляторов:
- Не требуют обслуживания.
- Работают в широком температурном диапазоне от −50 до +60 °С.
- Легко переносят глубокие разряды и после восстанавливают 100% своей емкости.
- Быстро заряжаются: подходят для коротких поездок и системы «старт-стоп».
Недостаток один: стоят они в 2—2,5 раза дороже сурьмянистых. Минимальная цена — 6000 ₽, средняя — 12 000 ₽
Как выбрать аккумулятор
Чтобы подобрать аккумулятор, важно знать максимальное количество его параметров. Есть критически важные, есть желательные. Вот что точно нужно узнать.
Размеры. У каждого автомобиля свои особенности места установки АКБ. Лучше подбирать батарею с размерами оригинальной. Аккумулятор нужно снять с машины и измерить рулеткой три его стороны. Выступающие части и особую форму крышки не учитывайте. Можно ничего не измерять и обратиться в специализированный магазин, там подберут аккумулятор по каталогу производителя.
Не рекомендую доверять разным сайтам по подбору батарей на марку/модель автомобиля: есть шанс промахнуться. Даже 5 мм могут быть критичны. Исключение — официальные сайты именитых производителей — Varta, Bosch, Exide, Optima, им доверять можно.
Тип крепления. Для жесткой фиксации аккумулятора используют два вида креплений: нижние и верхние. Обратите внимание, как закреплена батарея в вашем автомобиле, и выбирайте новую под такой же тип крепления. Экспериментировать опасно, самодельные варианты крепежа недопустимы: из-за них машина может загореться.
![Верхнее крепление аккумулятора: специальная рамка или пластина прижимает его к площадке сверху через два болта или шпильки. Фото: Nor Gal / shutterstock](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/noviy-akkumulyator-05.7r1u8v.jpg)
Возможность обслужить. Можно ли подобраться к отсекам аккумулятора, есть ли на них винтовые пробки. Продвинутым автолюбителям и желающим сэкономить можно посоветовать обслуживаемую батарею — она дешевле. При этом важно, чтобы был инструмент, потому что если помимо такой батареи вы купите и его, то сильно переплатите.
Большинству водителей подойдет кальциевая АКБ: она самая сбалансированная по цене и характеристикам. Для автомобиля с системой «старт-стоп» больше подойдет необслуживаемый аккумулятор EFB или AGM.
Полярность у аккумуляторов бывает прямой и обратной. В первом случае плюсовая клемма слева, во втором — справа. Если купить аккумулятор с неправильной полярностью, его вряд ли получится установить и подключить.
Дата изготовления. Единого стандарта маркировки для АКБ нет. В зависимости от производителя на корпусе может быть штамповка по пластику или наклейка с кодом. У российских производителей код простой, из четырех цифр: первые две — месяц, оставшиеся — год изготовления. У импортных аккумуляторов код может потребовать расшифровки. Инструкция обычно есть на сайте производителя, в редких случаях приходится искать ее где-то еще.
Для сурьмянистых батарей лучше ориентироваться на срок годности в пределах 6 месяцев, для остальных — до 18 месяцев. Может показаться, что полгода — не срок, но у сурьмянистых самый большой саморазряд, поэтому важно купить свежую батарею.
Стандарты клемм автомобильных аккумуляторов
Диаметр «+» клеммы | Диаметр «−» клеммы | |
---|---|---|
Европейский (EN), ГОСТ РФ | 19,5 мм | 17,9 мм |
Японский (JIS), для многих азиатских авто | 14,7 мм | 13 мм |
Американский (США и Канада) | Возможны резьбовые и боковые клеммы | Возможны резьбовые и боковые клеммы |
Стандарты клемм автомобильных аккумуляторов
Европейский (EN), ГОСТ РФ | |
Диаметр «+» клеммы | 19,5 мм |
Диаметр «−» клеммы | 17,9 мм |
Японский (JIS), для многих азиатских авто | |
Диаметр «+» клеммы | 14,7 мм |
Диаметр «−» клеммы | 13 мм |
Американский (США и Канада) | |
Возможны резьбовые и боковые клеммы |
Клеммы аккумуляторов EN всегда утоплены в корпус, верхушка клеммы по высоте равна высоте крышки батареи. У батарей для автомобилей с Востока, наоборот, АКБ имеет форму прямоугольника с торчащими из него клеммами. Подключить аккумулятор другой формы может быть затруднительно, такое соединение не будет надежным.
![Клемма причудливой конструкции на Пежо 207](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/noviy-akkumulyator-06.r9mlbm.jpg)
Объем двигателя и емкость аккумулятора. При запуске двигателя стартер должен привести в движение коленвал и все связанные детали. Чем больше двигатель, тем больше энергии нужно стартеру — соответственно, нужен аккумулятор с большей емкостью.
Емкость АКБ указывают в ампер-часах — А⋅ч. Но с точки зрения классической физики это не совсем верно. Не нужно просить в магазинах автозапчастей АКБ с характеристикой в джоулях, просто воспользуйтесь этой таблицей.
Рекомендованная емкость аккумулятора в зависимости от объема двигателя
Объем двигателя | Емкость АКБ |
---|---|
1,6 л и менее | 44 А⋅ч |
1,6—2,5 л | 55—60 А⋅ч |
2,5—3,5 л | 62—66 А⋅ч |
3,5 л и более | 70 А⋅ч и более |
Рекомендованная емкость аккумулятора в зависимости от объема двигателя
Двигатель 1,6 л и менее | |
Емкость АКБ | 44 А⋅ч |
Двигатель 1,6—2,5 л | |
Емкость АКБ | 55—60 А⋅ч |
Двигатель 2,5—3,5 л | |
Емкость АКБ | 62—66 А⋅ч |
Двигатель 3,5 л и более | |
Емкость АКБ | 70 А⋅ч и более |
Для дизельных двигателей прибавьте к указанным емкостям 10—20 А⋅ч, для современных автомобилей с большим количеством электроники — 5—10 А⋅ч.
Пусковой ток — количество амперов, которое аккумулятор может выдавать кратковременно для запуска двигателя. При выборе по этому параметру можно ориентироваться на климат. В южных регионах, где зимой температура не падает ниже −10 °С, про пусковой ток можно не задумываться. Для запуска двигателя небольшого легкового автомобиля при температуре +3 °С потребуется 200 А, при −10 °С — уже 260 А, а при −20 °С — в полтора раза больше, 300 А.
Чем ниже температура, тем хуже чувствуют себя любые батарейки: замедляется скорость электрохимических реакций. Это очень примерно, но при понижении температуры на каждые 10 °С скорость всех процессов в аккумуляторе снижается в два раза. Формул подбора по пусковому току для средней полосы и северных районов нет. Как ориентир — 300—400 А будет достаточно для большинства легковых автомобилей, для больших внедорожников — не менее 500 А.
Бренд, магазин и цена. Выбирайте специализированный магазин, это убережет вас от безграмотных консультаций. Здесь можно сдать старый аккумулятор в обмен на скидку в 300—1500 ₽. На многих сайтах указывают две цены: обычную и цену, если сдаете аналогичный аккумулятор.
Если выбираете аккумулятор AGM или гелевый, то присмотритесь к батареям известных брендов — Bosch, Varta, Exide, Hyundai. Такой аккумулятор будет стоить от 8000 до 30 000 ₽. Отечественные аккумуляторы проще по конструкции, но и значительно дешевле. Самые известные производители — «Тюменские батареи», «Зверь», «Титан», «Катод». Цены — от 3500 ₽. Изучите тесты известных автожурналов: по ним легко разобраться в актуальных моделях и характеристиках.
![Аккумуляторы продаются и в автомобильных отделах гипермаркетов, но выбор там весьма скромный. Осенью ассортимент расширяют. На фото — магазин «Окей»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/noviy-akkumulyator-07.y3hazp.jpg)
Как проверить аккумулятор перед покупкой
Самый простой способ проверить АКБ — измерить напряжение с помощью мультиметра. Если у вас нет такого прибора — попросите его в магазине. Если заказываете онлайн, подготовьте мультиметр или аналогичный прибор: аккумулятор могли неправильно хранить и это повлияло на его свойства.
Полностью исправный, новый аккумулятор должен выдавать 12,6—12,7 В. Если напряжение немного ниже, 12,5 В, то батарею нужно зарядить. В остальных случаях от покупки лучше отказаться: это глубоко разряженная батарея.
- 12,5 В
- минимальное напряжение, при котором аккумулятор можно покупать
Как утилизировать старый аккумулятор
Если у вас не взяли в зачет старый аккумулятор при покупке нового, пункт приема отработанных батарей найти легко через интернет. Часто они совмещены с приемом металлолома. За аккумулятор дадут 300—900 ₽, а еще вы избавите себя от забот по утилизации. АКБ запрещено выкидывать в контейнеры для бытового мусора: серная кислота, свинец, кадмий из аккумулятора серьезно загрязняют окружающую среду, их нужно сдавать на утилизацию.
Запомнить
- Перед покупкой новой батареи проверьте состояние своего аккумулятора: возможно, его нужно просто зарядить. Если нет инструмента и зарядного устройства, обратитесь в сервис по обслуживанию аккумуляторов — их легко найти в интернете.
- Узнайте все характеристики своего аккумулятора и выбирайте новый строго по ним. Или обратитесь к каталогу на сайте интернет-магазина и подберите по марке и модели автомобиля.
- Для замены аккумулятора может понадобиться различный инструмент и сервисная инструкция. Если сомневаетесь в своих навыках — обратитесь в автосервис.
- Старый аккумулятор нельзя просто выкинуть, его нужно сдать на утилизацию. За это дадут 300—1500 ₽.