За восемь лет я сменила три подержанные машины.

На двух я ездила и меняла только расходники. Только одна потребовала серьезного ремонта — неделю в автосервисе и 50 000 Р.

Последняя моя машина — шестилетний Хендай Солярис с автоматической коробкой. Я купила его в 2017 году и намучилась с выбором. Эта модель популярна у такси и каршерингов, поэтому на один нормальный автомобиль приходится десять «убитых».

Почитайте, на какие только уловки ни идут продавцы, чтобы продать «убитую» машину.

Дорогие автолюбители!

Выбирать даже новое авто — целая наука. Я уверена, что не знаю о многих нюансах, а на некоторые просто закрываю глаза. Возможно, вы бы искали машину совсем по-другому — расскажите нам об этом в комментариях.

Но за то время, что я езжу на подержанных авто, я повидала много автопродавцов и их машин. Мне кажется, я научилась распознавать плохие варианты и поняла, как не попадаться на развод перекупщиков. Именно об этом опыте я и хочу рассказать читателям.

Выбрать продавца

Автосалоны. Салоны зарабатывают за счет разницы между покупкой и продажей, поэтому им выгодно взять машину дешевле, пусть и с дефектами, а продать по рыночной цене.

Автомобиль в хорошем состоянии жалко отдавать за бесценок. Поэтому владелец отказывается от услуг салонов и ищет покупателя сам. А если машина «сыпется», то хозяин готов продать ее за любые деньги, лишь бы купили. Поэтому салоны задешево скупают автомобили с дефектами, моют и выставляют на продажу.

Когда я продавала полуторалетний Форд Фокус в идеальном состоянии, автосалоны предлагали на 60 тысяч рублей меньше рыночной цены. Меня это не устроило, и я продала машину на «Авито».

Бывает, в трейд-ин сдают и хорошие авто. Салоны предлагают скидки на новую, если хозяин сдаст старую машину в зачет. Мой знакомый работал у дилера и рассказывал, что такая машина даже не попадает в открытую продажу. Ее забирают либо друзья менеджеров, либо клиенты, которые их замотивировали и ждут подходящего варианта.

Мои друзья покупали Ленд Ровер Дискавери, а в зачет сдали свой трехлетний Ленд Ровер Фрилендер. Они очень аккуратные люди, ездили спокойно, машину обслуживали по регламенту. Фрилендер был продан еще до того, как они ушли из автосалона. Новый покупатель приехал, пока они ждали документы.

Салоны привлекают покупателей с помощью объявлений в интернете. Обычно в объявлении честно сказано, что авто продается от дилера, кратко описаны только достоинства машины, а потом — условия кредитования. На фото — красивый намытый автомобиль либо в помещении, либо на открытой площадке.

Я ездила по салонам все три раза, когда выбирала машину, и ни разу ничего приличного не увидела. Мне даже диагност не нужен, чтобы заметить кривой кузов и подтеки под капотом. Но неопытный водитель может и не заметить дефектов. Поэтому я считаю, что ничего хорошего на площадках не бывает и ездить по ним — пустая трата времени.

Салонные фото всегда красивые, а по факту машина может быть совсем не такой, как на фотографии, вплоть до комплектации. Однажды я поехала смотреть симпатичную пятидверную Опель Корсу, а на площадке стояла трехдверная
Салонные фото всегда красивые, а по факту машина может быть совсем не такой, как на фотографии, вплоть до комплектации. Однажды я поехала смотреть симпатичную пятидверную Опель Корсу, а на площадке стояла трехдверная

Перекупщики работают по такому же принципу, что и салоны: берут подешевле, продают подороже. Поэтому у перекупщиков автомобили тоже с дефектами.

В интернете перекупщик маскируется под частное лицо: машины сфотографированы во дворе, на проспекте или возле автомойки. Если позвонить по объявлению, он представляется братом, другом или соседом хозяина. Хозяин якобы уехал и попросил его помочь с продажей машины.

Объявления перекупщиков в основном типовые, и их легко распознать. В таких объявлениях стандартные фразы: «не битая, не крашеная, в салоне не курили», а госномер автомобиля скрыт.

Когда я искала свою первую подержанную машину, несколько раз звонила по таким объявлениям. Отвечали хмурые мужчины, никакой дополнительной информации не сообщали. Мол, авто нормальное, приезжайте и смотрите, торга нет. Больше я звонить не стала.

Пару раз я столкнулась с «продвинутыми» перекупщиками. Их объявления были очень хороши: под фотографией — развернутый текст с подробным описанием автомобиля и комплектации. Оба раза я поверила в объявление и поехала на осмотр. Там уже становилось понятно, что это не хозяева: продавцы не рассказывали, что и когда меняли в машине, не отвечали на прямые вопросы. По моему опыту, настоящий хозяин сообщит все подробности, если его спросить.

Есть еще один способ отличить перекупщика. Я всегда прошу у продавца документы — паспорт и ПТС. Если это действительно хозяин автомобиля, то фамилия в паспорте и в ПТС будет совпадать. В случае с перекупщиком данные разные, а он начинает выкручиваться, мол, это брат попросил помочь с продажей.

Перекупщики пишут стандартные фразы. В их объявлениях нет информации о ремонте и дополнительном оборудовании. Номер машины, как правило, закрыт
Перекупщики пишут стандартные фразы. В их объявлениях нет информации о ремонте и дополнительном оборудовании. Номер машины, как правило, закрыт

Частные лица. Все три свои машины я купила у частных лиц. Такой продавец расскажет, как он обслуживал автомобиль, что в нем ломалось и менялось. При встрече я вижу человека вживую и понимаю, как именно он ездил на машине.

Частник пишет объявления подробно, рассказывает, что в машине ремонтировалось и что установлено. Такие объявления отличаются от сухих и лаконичных предложений перекупщиков. Машины сфотографированы как угодно: чистые и грязные, во дворах, на улицах и у частных домов. Госномер часто видно.

Мне кажется, лучше всего брать авто именно у таких продавцов. Тут есть шанс найти авто в приличном состоянии без неисправностей, в то время как в салонах и у перекупщиков ничего хорошего не бывает.

Типичные фразы из объявлений

ПерекупЧастное лицо
Авто не битое не крашеноеПерекупщиков и салоны прошу не беспокоить
В салоне не курилиУстановлена супер музыка, самая надежная противоугонная система или необычные диски
Авто в отличном состоянииПродаю машину, потому что решил купить внедорожник/квартиру/дачу…
ПТС оригиналОтдаю зимнюю резину в подарок
Пробег реальныйНа авто езжу каждый день
Перекуп
Частное лицо
Авто не битое не крашеное
Перекупщиков и салоны прошу не беспокоить
В салоне не курили
Установлена супер музыка, самая надежная противоугонная система или необычные диски
Авто в отличном состоянии
Продаю машину, потому что решил купить внедорожник/квартиру/дачу…
ПТС оригинал
Отдаю зимнюю резину в подарок
Пробег реальный
На авто езжу каждый день

Покажу на примерах объявлений.

Здесь хозяин не только хвалит свою машину, но и рассказывает о недостатках. Продавец готов предоставить авто для любой проверки или диагностики, а с посредниками связываться не хочет. Мне кажется, это частный продавец
Здесь хозяин не только хвалит свою машину, но и рассказывает о недостатках. Продавец готов предоставить авто для любой проверки или диагностики, а с посредниками связываться не хочет. Мне кажется, это частный продавец
Продавец подробно расписывает комплектацию автомобиля. Авто неплохое, но дорогое
Продавец подробно расписывает комплектацию автомобиля. Авто неплохое, но дорогое

Проверить объявление

Я смотрю объявления на «Авито» и «Авто-ру». Сначала подбираю автомобили по комплектации и внешнему виду, потом оцениваю пробег машины, продавца и количество хозяев.

Пробег. Нормальным считается пробег в 30 000 км в год. Если на машине работают, то за год накатывают больше 70 000 км. На такой машине придется чаще менять расходники, и ломаться она тоже будет чаще.

Если машина из объявления проезжала меньше 30 000 км в год, есть шанс, что пробег скрутили. Обычно это делают после 150 000 км на машинах из такси или каршеринга. Чаще всего это Хендай Солярис, Шкода Октавия, Киа Рио и Фольксваген Поло — самые популярные модели в таксопарках.

Бывает, что на машине просто давно никто не ездил. Это тоже не очень хорошо. Машина живет, пока ездит. Если машина стоит, в первую очередь страдает все, что сделано из резины — это патрубки, сальники и пыльники. Резина трескается, все жидкости и смазка начинают вытекать. А без смазки агрегаты выходят из строя.

Я как-то купила Шевроле Лачетти, которая до этого полтора года стояла во дворе. После покупки я начала интенсивно ездить, и через два месяца коробка передач стала «пинаться» — переключаться с рывками. Проверила уровень масла, а его уже почти не было. Масло ушло через рассохшийся сальник.

Мне кажется, лучше выбирать автомобиль, на котором ездят немного, но регулярно. Обычно их продают люди, которые живут недалеко от работы, не увлекаются дачей и автопутешествиями. Или домоседы, которые ездят только по магазинам и возят детей на занятия. По объявлению распознать таких невозможно. Остается только при встрече задать вопрос: «У вас пробег такой небольшой, как вам это удалось?»

Владелец. Мне кажется, у женщин и пожилых мужчин более аккуратные машины, чем у молодежи. Они более спокойные, не гоняют и лучше относятся к автомобилю.

Моя мама в 2010 году покупала новый Хендай i20. Сейчас машине девять лет, а пробег — всего 68 000 км. Мама делает ТО раз в год, пару раз меняла тормозные колодки и ремонтировала подвеску. У нее было одно ДТП, ремонт делали у дилера по каско. Автомобиль чистый, в прекрасном состоянии. Купить такой — большая удача.

В то же время, владелец-женщина — частая уловка перекупщиков. Они берут машину после такси и пишут в объявлении, что на автомобиле ездила только жена, возила ребенка в садик и на занятия. Уловку можно легко раскрыть по состоянию кресел и детским вещам.

Когда я смотрела Хендай Солярис 2011 года, продавец говорил, что на машине ездила супруга с двухлетней дочкой. Он даже показал детское кресло на заднем сиденье, но я ему не поверила. В машине с ребенком всегда могут заваляться детские атрибуты: влажные салфетки, игрушка или шапочка. Если владелец все еще ездит на машине, их не будут убирать при осмотре. Еще маленький ребенок всегда пинает ботинками спинку переднего кресла. Даже если отмыть следы, все равно будут видны потертости. В том Солярисе, конечно же, ничего такого не было.

Мои друзья вешают полиэтиленовую шторку на кресло, чтобы маленькая внучка елозила обувью по ней и не портила сиденье
Мои друзья вешают полиэтиленовую шторку на кресло, чтобы маленькая внучка елозила обувью по ней и не портила сиденье
Мужчина пишет, что продает автомобиль жены. Может, и правда, но стоит насторожиться
Мужчина пишет, что продает автомобиль жены. Может, и правда, но стоит насторожиться

Проверить автомобиль по базам. ГИБДД не поставит автомобиль на учет, если автомобиль был в залоге и на него наложили запрет на регистрационные действия. Чтобы такого не произошло, я заранее проверяю вин-код автомобиля по открытым базам. Об этом хорошо написано в другой статье Т—Ж.

Количество хозяев. Подержанную машину лучше всего брать у первого хозяина. Он расскажет, где ездил, на какой СТО обслуживал авто, что ремонтировал. Обычно количество хозяев всегда указано в объявлении. Все свои машины я купила у первых владельцев: количество владельцев указано в объявлении, это обязательный пункт. Я смотрела много-много объявлений и выбирала.

В объявлениях попадаются варианты с тремя, четырьмя и пятью владельцами. Меня это сразу настораживает. Если шестилетний автомобиль так часто продавали, значит, с ним что-то не так: владельцы старались поскорее избавиться от обузы.

Перекупщики часто пишут в объявлениях, что у машины только один владелец. В ПТС их намного больше, но это не мешает им обманывать покупателей.

Однажды я смотрела Хендай Солярис и попросила показать ПТС. Там было пять владельцев — два юрлица и три частных. Продавец начал рассказывать, что первые две записи — это салоны, в которых продавалась новая машина. Потом друг продавца попросил его продать машину жены, а сам уехал за границу. Чтобы не возиться с доверенностью, друг сначала переписал машину на себя, а потом на продавца. А интервалы в год они выдерживали, чтобы не возникало вопросов у налоговой. Я ему, конечно же, не поверила.

Справа — первая страница моего ПТС. Первый собственник — завод-изготовитель. Если машина ввезена из-за границы, первым собственником будет указана компания-импортер
Справа — первая страница моего ПТС. Первый собственник — завод-изготовитель. Если машина ввезена из-за границы, первым собственником будет указана компания-импортер
На развороте указаны компания «Хендэ-мотор» и автосалон, где продавали машину. Бывшая хозяйка Елена купила авто в салоне в 2011 году, а потом в 2017 году продала мне
На развороте указаны компания «Хендэ-мотор» и автосалон, где продавали машину. Бывшая хозяйка Елена купила авто в салоне в 2011 году, а потом в 2017 году продала мне

Осмотреть автомобиль

В Т—Ж уже была подробная статья о том, как осматривать кузов и салон автомобиля. Я не буду повторяться. Вместо этого напишу, на что обращать внимание, чтобы распознать продавца-обманщика или просто неаккуратного владельца.

Салон. Чтобы отличить перекупщика от частного лица, я придумала простую проверку. Обычно когда люди продают машину, они продолжают на ней ездить. Значит, в багажнике и салоне останутся разные полезные мелочи. Поэтому при осмотре я спрашиваю хозяина, продолжает ли он ездить на машине, а потом ищу разложенные вещи. Если машина чисто вымыта и в ней ничего нет, кроме страховки ОСАГО, очень вероятно, что продавец хочет меня обмануть.

У меня в багажнике стоит ящик с инструментами и коробка с жидкостями — маслом, WD-40 и тормозухой. Зимой к ним добавляется щетка для снега, лопата и скребок. В салоне разложены зарядка для телефона, расческа, помада, зажигалки, скотч, солнечные очки и флешки с музыкой. В бардачке в основном бумаги: страховка, а также всякие бланки и договоры, про которые давно забыли. Бывает, что на полу валяются пустые бутылки из-под воды и фантики от мороженого.

Подкапотное пространство. Неспециалист мало что поймет, заглянув под капот автомобиля. Но кое-какие выводы можно сделать. Мне нравится, когда под капотом пыльно. Значит, никто специально там не мыл перед показом. Значит, если из какого-либо стыка подтекает жидкость, ее будет видно. Мне кажется, даже не обязательно знать, что именно течет. Если есть подтеки или масляные пятна — лучше отказаться от этой машины.

Я видела машины с подтекающей клапанной крышкой и рулевой рейкой. Ремонт стоил бы около 20 000 Р. Если бы продавец помыл подкапотное пространство, я бы не заметила подтеков.

Я всегда проверяю масло в двигателе и в коробке передач с помощью штатного щупа. Обращаю внимание на уровень и цвет. Уровень масла должен быть в норме — на щупе есть для этого специальная метка.

Масло в двигателе может быть цвета от бежевого до шоколадного. Если его меняли недавно, то цвет будет более светлый. А ближе к концу срока эксплуатации масло темнеет. Если масло черное, значит, его не меняли по регламенту. Если уровень ниже нормы, значит, двигатель с неисправностями и «ест» масло.

Масло в коробке передач должно быть светло-розовое. Если оно черное, значит, коробка передач неисправна, а владелец не следит за машиной.

Это подкапотное пространство моего Соляриса. Довольно пыльно, зато видно, что нигде ничего не течет. Щупы для проверки масла: желтый — масло в двигателе, красный — масло в АКПП
Это подкапотное пространство моего Соляриса. Довольно пыльно, зато видно, что нигде ничего не течет. Щупы для проверки масла: желтый — масло в двигателе, красный — масло в АКПП
Это щуп для проверки уровня масла в АКПП. Масло светлое, поэтому его даже не видно на фото
Это щуп для проверки уровня масла в АКПП. Масло светлое, поэтому его даже не видно на фото

Тест-драйв. Я всегда заранее спрашиваю хозяина, можно ли встретиться на пустой парковке возле любого гипермаркета и прокатиться за рулем. Если хозяин отказывает, я даже не еду на осмотр.

Во время пробной поездки я прислушиваюсь к работе двигателя — он должен звучать равномерно, без резких стуков. Всегда смотрю под капот заведенной машины. Если двигатель сильно вибрирует и трясется, значит, с ним что-то не так.

Чтобы послушать работу подвески, я стараюсь пару раз проехать через «лежачих полицейских». Если слышен стук, значит, в подвеске неисправности и придется что-то менять.

Чтобы оценить коробку передач, я разгоняюсь на прямой. Коробка должна переключать передачи ровно, без рывков. Если рывки есть, значит, коробку нужно ремонтировать.

Если во время тест-драйва я нахожу неисправности, о которых хозяин не говорил заранее, я отказываюсь от покупки. Хозяин должен знать о проблемах, которые вскрываются при такой короткой поездке. Если он о них умолчал, значит, хотел меня обмануть.

Проверить историю обслуживания

Хорошо, если машину обслуживали и ремонтировали на одной станции. Тогда вся информация о ремонтах будет храниться в базе автосервиса. Покупатель может приехать туда и узнать, что ремонтировали и как регулярно делали ТО.

Когда я покупала свою Шевроле Лачетти, хозяин предложил съездить в автосервис, в котором ремонтировался. Администратор по госномеру нашла машину в базе и распечатала историю обслуживания. Когда я купила этот автомобиль, я продолжила ездить на ту же станцию.

Бывший хозяин моего Соляриса обслуживался сначала у официального дилера, а потом на сервисе у друзей. Я созвонилась со станцией, позадавала вопросы, но ездить к ним не стала — слишком далеко. Сейчас я обслуживаю Солярис в сервисе неподалеку от дома. Когда соберусь продавать, попрошу распечатать всю историю и покажу ее покупателю.

Для меня нет разницы, ремонтировали машину у официального дилера или просто в автосервисе. Но я знаю людей, которые больше доверяют официальным дилерам. Недобросовестные продавцы пользуются этим, чтобы обмануть покупателя.

Мошенники пишут в объявлении, что есть сервисная книжка, и первым делом показывают ее на осмотре. Вот, делали все у дилера, даже когда кончилась гарантия, не жалели денег и ездили к официалам. А на самом деле они прошли одно ТО, потом заказали такую же печать по оттиску. ТО проходили там, где дешевле, и часто не по регламенту, записи в сервисную книжку вносили сами. Я знаю двоих автовладельцев, которые так делают.

Однажды я смотрела Хендай Солярис с пробегом 61 000 км. Продавец первым делом показал сервисную книжку: последнее ТО было месяц назад. Когда я проверила масло в коробке передач, оно оказалось черным. На этой машине положено менять масло в коробке каждые 60 000 км. Если бы он и вправду сделал ТО месяц назад, то масло было бы светлым. Я решила, что продавец хотел меня обмануть, и отказалась от этой машины.

Продавец пишет о сервисной книжке. Возможно, он на самом деле всегда ездил к дилеру, возможно — просто набивает цену автомобилю
Продавец пишет о сервисной книжке. Возможно, он на самом деле всегда ездил к дилеру, возможно — просто набивает цену автомобилю

Провести диагностику на СТО

Я не специалист-автомеханик, поэтому перед покупкой всегда делаю диагностику автомобиля на станции техобслуживания — СТО. Если автомобиль всем меня устроил на осмотре и тест-драйве, я предлагаю хозяину проехаться на диагностику за мой счет.

Удобнее всего провести диагностику на знакомой станции. Если хозяину слишком далеко до нее, я ищу в интернете СТО, которые делают предпродажную диагностику. Еще ни один хозяин не отказывался проехаться со мной на осмотр.

Я ездила на осмотры четыре раза. Первые две машины прошли диагностику успешно, и я их купила. А вот Солярис выбирала дольше: первый вариант забраковала и смотрела еще.

Я считаю, что лучше не пожалеть 3000 Р и загнать автомобиль на диагностику, чем купить кота в мешке. Мастер с оборудованием увидит гораздо больше, чем самый дотошный покупатель.

Компьютерная диагностика. Все неисправности двигателя, коробки передач и других систем автомобиля хранятся в бортовом компьютере. Когда что-то ломается, на приборной панели загорается значок. Например, если пришла в негодность свеча зажигания, загорится значок check engine. После того как проблему устраняют, значок гаснет, но информация о поломке навсегда остается в истории компьютера.

Ходовая часть. Мастер поднимает машину на подъемнике и осматривает подвеску.

Когда я проверяла свой Солярис, мастер нашел неисправный сайлентблок. Я позвонила на знакомую станцию и спросила, сколько стоит запчасть и замена. Получалось около 7000 Р. Хозяин без проблем скинул эту сумму на ремонт.

Кузов. Мастер осматривает геометрию кузова и проверяет зазоры. Потом с помощью специального толщиномера проверяет детали, которые перекрашивались после аварии.

Когда я проверяла один из Солярисов на диагностике, мастер сказал, что весь правый бок машины перекрашивали. По его мнению, машина лежала на боку после аварии. Хозяин не знал об этом и расстроился. Он покупал машину уже подержанной в салоне официального дилера и три года ездил без аварий. После осмотра я решила отказаться от этого варианта.

Попросить скидку

Когда я уже выбрала подходящий автомобиль, я прошу скидку. Люди, которые покупали машину у меня, тоже просили скидку. Мне кажется, нет ничего плохого в том, чтобы ее просить, даже если продавец откажет.

Я не встречала идеальных подержанных машин. Всегда что-то было не так. Когда на диагностике выплывал список дефектов, я смело просила у продавца скидку на будущий ремонт. Хозяева всегда соглашались.

Еще скидку можно попросить просто за срочность. Парень, который покупал мою Лачетти, был готов ехать на сделку прямо сейчас, но просил скинуть целых 40 000 Р. Мы договорились с ним на 20 000 Р.

Свой Солярис я купила на 20 000 Р дешевле: десятку вычла на ремонт, еще десятку за срочность.

Сходить в ГИБДД вместе с продавцом

Чтобы в ГИБДД внезапно не узнать, что на только что купленную машину наложен запрет на регистрацию, я всегда прошу продавцов сходить со мной в отделение. На практике это занимало около двух часов.

Я вежливо объясняю продавцам, что я их ни в чем не подозреваю, просто у меня свои «тараканы». Просила отнестись к этому с пониманием. В итоге все соглашались. Я и сама не против сходить в ГИБДД со своим покупателем. Когда я продавала Шевроле Лачетти, так и сделала.

Деньги я отдаю, когда инспектор вызывает меня расписаться в свидетельстве о регистрации. Это значит, что в ГИБДД уже сделали все проверки и готовят бумаги к выдаче. У меня еще нет на руках документов, но я знаю, что все хорошо. Продавец тоже не нервничает, что я сбегу не заплатив.

Повторим

  1. Покупайте машину у частных лиц. В салонах и у перекупщиков почти все автомобили с дефектами.
  2. Выбирайте автомобиль с небольшим пробегом и у которого было не более двух владельцев.
  3. Просите хозяина подтвердить историю обслуживания авто и проверьте авто по базам.
  4. Тщательно осмотрите салон и подкапотное пространство. Договоритесь о пробной поездке.
  5. Загоняйте выбранную машину на диагностику на СТО. Мастер в любом случае увидит больше, чем обычный человек.
  6. Если вас пытаются обмануть — сразу отказывайтесь от машины.
  7. Всегда просите скидку на машину.
  8. Просите продавца сходить с вами на регистрацию. Не платите до тех пор, пока не переоформите автомобиль на себя.