Пять лет назад я купил БМВ F30.

Это было начало 2015 года. Доллар резко вырос, а вместе с ним — и цены на автомобили. К этому времени я только что продал старую машину, и нужно было срочно купить новую, пока они не подорожали еще сильнее.

Я приехал к официальному дилеру БМВ в Нижнем Новгороде: в наличии была БМВ 3 в кузове F30 по старой цене — 1,38 млн рублей. Главный недостаток — практически минимальная комплектация SE: простые сиденья с механическими регулировками, руль с минимальным набором кнопок, AUX для внешних аудиоустройств, климат-контроль, датчики света и дождя, омыватели фар, ксеноновый свет, задние парктроники. В общем, «барабан»: так называют БМВ с минимальным набором опций.

Я все равно решил купить эту машину и добавить опции, которые могут мне пригодиться. В статье расскажу, что я установил в свой автомобиль и сколько это стоило.

Моя БМВ сейчас. Добавил передние парктроники, хорошее головное устройство с навигацией, hands free и USB. Есть круиз-контроль и камера заднего вида
Моя БМВ сейчас. Добавил передние парктроники, хорошее головное устройство с навигацией, hands free и USB. Есть круиз-контроль и камера заднего вида

Прежде чем дооснащать. Теория

Сейчас самая дешевая БМВ 3 стоит 2,4 млн рублей. Самая дорогая — чуть больше 5 млн. Конфигуратор на официальном сайте не даст установить в базовую версию круиз-контроль или навигатор. Если нужно больше комфорта — придется выбрать комплектацию подороже.

Для тех, кто не хочет с этим мириться, есть специализированные мастерские, справочники и опыт тех, кто устанавливал все это самостоятельно. Вот где я брал информацию:

  1. Newtis.info — информационно-техническая система БМВ. Сайт для энтузиастов, которые переделывают или ремонтируют БМВ самостоятельно. Здесь можно найти электрические схемы, инструкции по замене тормозных колодок, узнать принцип реализации какой-нибудь опции и многое другое.
  2. Realoem.com и bmwcats.com — зарубежный и отечественный каталоги оригинальных запчастей.

Баварские инженеры предусмотрели возможность неоднократно и без последствий разбирать и собирать практически все элементы автомобиля. Если все делать по инструкции, ничего не сломается и будет выглядеть так, как сделали бы на заводе. У многих современных автомобилей с этим беда: некоторые элементы почти невозможно собрать без последствий. Сломаются какие-нибудь одноразовые фиксаторы, деталь не получится поставить на место, что-нибудь обязательно будет брякать или повиснет на честном слове.

По запчастям есть три варианта: покупать новые оригинальные, б/у оригинальные или новые неоригинальные. Стоимость новых оригинальных запчастей может в несколько раз превышать б/у или неоригиналы, поэтому я старался совмещать. В конце статьи есть таблица, в которой я посчитал экономию при таком способе.

В автомобиле очень много электроники. Чтобы новые опции заработали, необходимо не только добавить недостающее оборудование, но и закодировать все нужные блоки под это дело: например, если не закодировать головное устройство с опцией парктроников, на дисплее не будут отображаться данные с передних парктроников — машина просто не поймет, что они установлены.

Для дооснащения и кодирования продают много оборудования и программного обеспечения под разные задачи и кошелек. Например, самая распространенная комбинация выглядит так:

  1. Диагностический адаптер.
  2. Ноутбук на Виндоус с минимум 120 Гб свободного пространства на жестком диске.
  3. Программа E-sys.

Сначала я думал кодировать самостоятельно: купил адаптер и скачал программу по ссылке с клубного форума. На форумах говорят, что разобраться несложно: в сети много информации. Но возникла проблема: я так и не смог найти нормальный действующий ключ к программе.

В итоге я решил, что выгоднее и проще обратиться в специализированный сервис: с меня взяли по 1000 Р за кодирование каждой опции. Сам процесс занимает несколько минут.

Тачки, деньги, права
Расскажем всё о покупке и продаже авто, о новых законах и штрафах в нашей рассылке для автолюбителей

Установка передних парктроников

Я паркуюсь около дома, и вечером приходится втискиваться между машинами соседей. Задние парктроники были изначально, и они очень выручают. Поэтому я решил поставить передние, чтобы было совсем хорошо.

На большинство БМВ кто-то уже ставил парктроники, многие писали подробные отчеты в интернете, моя машина не исключение. Потребовался день, чтобы разобраться, что делать, какие комплектующие нужны и где их купить.

Один датчик парковки в цвет кузова в розничных магазинах запчастей на момент дооснащения стоил от 10 000 Р. Я чуть было не купил на разборке старые, но нашел новые на «Алиэкспрессе» по 1000 Р за штуку. Я допускал, что они могут работать не так или вообще не подойти, но рискнул. Посылка пришла через две недели. Датчики ничем не отличались от тех, что стояли в заднем бампере с завода: надпись «Сделано в Испании», сопутствующая информация, логотип и QR-код на корпусе — все как у оригинала.

Часть деталей я заказал в «Мире запчастей России», нашел их через агрегатор Zzap.ru. Через пару недель магазин отправил их в мой город «Деловыми линиями».

При заказе запчастей я ошибся с комплектом крепления парктроников для переднего бампера. Оказалось, что он для БМВ первой серии, но это не проблема. После доработки все встало как надо.

Я установил все на автомобиль, закодировал в сервисе. Электроника приняла парктроники с «Алиэкспресса» как родные.

Теперь передние и задние парктроники активируются одновременно при включении передачи заднего хода и продолжают работать, если автомобиль движется вперед. Отключаются при наборе скорости выше 15 км/ч или при перемещении на несколько десятков метров при меньшей скорости. Если необходимо парковаться без включения передачи заднего хода, парктроники нужно активировать принудительно кнопкой на центральной консоли.

Запчасти для установки парктроников — 18 451 Р

ДетальНомер детали в каталогеСтоимостьГде покупал
Панель управления центральной консоли; провода переднего бампера; комплект дооснащения сигнализацией аварийного сближения при парковке (перед); комплект креплений датчиков парковки для переднего бампера61319252913, 61129326025, 66202338070, 5111739193914 060 РГермания, под заказ
Датчики парковки, 4 штуки662092615814211 Р«Алиэкспресс»
Контакты MQS, 6 штук61131383776180 Р«Автодок»
Панель управления центральной консоли; провода переднего бампера; комплект дооснащения сигнализацией аварийного сближения при парковке (перед); комплект креплений датчиков парковки для переднего бампера
Номер детали в каталоге
61319252913, 61129326025, 66202338070, 51117391939
Стоимость
14 060 Р
Где покупал
Германия, под заказ
Датчики парковки, 4 штуки
Номер детали в каталоге
66209261581
Стоимость
4211 Р
Где покупал
«Алиэкспресс»
Контакты MQS, 6 штук
Номер детали в каталоге
61131383776
Стоимость
180 Р
Где покупал
«Автодок»

Инструмент для установки парктроников — 2663 Р

ИнструментСтоимостьГде покупал
Инструмент для обжима контактов MQS1113 Р«Алиэкспресс»
Инструмент для пробивания отверстий в бампере 18 мм, Skoda BEA 000001900 Р«Автодок»
Лопатки для разборки салона500 Р«Алиэкспресс»
Клей Cosmofen CA12150 РСтроительный магазин
Стоимость
1113 Р
Где покупал
«Алиэкспресс»
Инструмент для пробивания тверстий в бампере 1 мм, Skoda BEA 000001
Стоимость
900 Р
Где покупал
«Автодок»
Стоимость
500 Р
Где покупал
«Алиэкспресс»
Клей Cosmofen CA12
Стоимость
150 Р
Где покупал
Строительный магазин
Датчики парковки с «Алиэкспресса»
Датчики парковки с «Алиэкспресса»
Работа переднего парктроника
Работа переднего парктроника
Датчики парковки на переднем бампере
Датчики парковки на переднем бампере

Камера заднего вида

Многим достаточно заднего парктроника, но мне важно видеть, что происходит за машиной. Поэтому я решил поставить камеру заднего вида. Теперь при движении задним ходом на мультимедийном экране автоматически отображается вид сзади.

Запчасти для установки камеры заднего вида — 21 614 Р

ДетальНомер детали в каталогеСтоимостьГде покупал
Блок камер с поддержкой кругового обзора 16129510 9240 Р«Ибэй», б/у
Камера заднего вида665392403516600 Р«Ибэй», б/у
Комплект дооснащения проводами камеры заднего вида611221836602990 Р«Автодок»
Кнопка багажника, она же выключатель багажной двери512473687531599 Р«Автодок»
Удлинитель HSD-провода от камеры до блока камер, Land RoverLR025932773 Р«Автодок»
Кронштейн для установки блока камер66539232797315 Р«Автодок»
Винт со сфероцилиндрической головкой для крепления кронштейна к кузову0714915818297 Р«Автодок»
Блок камер с поддержкой кругового обзора
Номер детали в каталоге
16129510
Стоимость
9240 Р
Где покупал
«Ибэй», б/у
Камера заднего вида
Номер детали в каталоге
66539240351
Стоимость
6600 Р
Где покупал
«Ибэй», б/у
Комплект дооснащения проводами камеры заднего вида
Номер детали в каталоге
61122183660
Стоимость
2990 Р
Где покупал
«Автодок»
Кнопка багажника, она же выключатель багажной двери
Номер детали в каталоге
51247368753
Стоимость
1599 Р
Где покупал
«Автодок»
Удлинитель HSD-провода от камеры до блока камер, Land Rover
Номер детали в каталоге
LR025932
Стоимость
773 Р
Где покупал
«Автодок»
Кронштейн для установки блока камер
Номер детали в каталоге
66539232797
Стоимость
315 Р
Где покупал
«Автодок»
Винт со сфероцилиндрической головкой для крепления кронштейна к кузову
Номер детали в каталоге
07149158182
Стоимость
97 Р
Где покупал
«Автодок»
Комплектующие для дооснащения камерой заднего вида
Комплектующие для дооснащения камерой заднего вида
Работа камеры заднего вида. Зеленые линии означают возможную траекторию движения и меняют положение на картинке в зависимости от положения руля. Удобно
Работа камеры заднего вида. Зеленые линии означают возможную траекторию движения и меняют положение на картинке в зависимости от положения руля. Удобно

Установка круиз-контроля

Круиз-контроль — система, которая поддерживает скорость автомобиля на заданном уровне. Можно не нажимать на педали газа и тормоза: машина будет ехать с нужной вам скоростью, пока вы не измените ее кнопками управления круиз-контролем или не деактивируете нажатием на педаль тормоза.

Я понял, что эта опция пригодится, когда ехал с семьей на море. Меня утомили 1700 километров по трассе М5 в одну сторону и столько же обратно: надоело постоянно давить на педаль газа.

БМВ предлагает два варианта опции: обычный круиз с функцией торможения и активный круиз Stop&Go с поддержкой заданной дистанции до впередиидущего автомобиля. Первый вариант — бюджетный, достаточно поменять кнопки на руле. Для второго варианта придется поставить более сложный и дорогой блок кнопок, заменить комбинацию приборов, датчики АБС, гидроагрегат АБС, радар и провести проводку. К этому я не был готов.

Я выяснил, что возможен и последовательный переход к активному круизу: нужно сразу установить на руль дорогой блок кнопок. Так и поступил: заказал их для своего руля в «Мире запчастей России». Оказалось, что эти кнопки всего на 300 Р дороже, чем для обычного круиза.

На этот раз магазин подвел со сроками. Задержали на пару недель, но извинились и оплатили доставку в мой город «Деловыми линиями». На радостях я невнимательно осмотрел товар и только спустя три дня обнаружил, что у правого блока кнопок обломан нижний левый угол. После установки никто бы этого не заметил, но я хотел, чтобы все было идеально, поэтому поставил электронную начинку новых кнопок в корпус от старых.

Запчасти для установки круиз-контроля — 10 177 Р

ДетальКнопки в руль
Номер детали в каталоге61319316953
Стоимость10 177 Р
Где покупалГермания, под заказ
Деталь
Кнопки в руль
Номер детали в каталоге
61319316953
Стоимость
10 177 Р
Где покупал
Германия, под заказ
Кнопки под адаптивный круиз-контроль. Скол на корпусе правого блока кнопокБазовый руль с максимальными кнопками. В штатном варианте слева была только кнопка ограничения скорости и качелька для управления имБМВ активировала круиз-контроль

Установка головного устройства, hands free и навигации

В машине с завода стояло базовое головное устройство Entry Basis: не было ни громкой связи, ни возможности воспроизведения аудио по блютусу, ни USB. Навигация тоже отсутствовала, а ее задачу выполнял «Яндекс-навигатор» в телефоне. Его приходилось крепить на панели приборов при помощи разных держалок с «Алиэкспресса». Я решил исправить все это установкой головного устройства High (HU-H).

Сначала я установил головное устройство и два микрофона, затем — USB в подлокотник и перчаточный ящик. Все заработало, кроме навигации. Выяснилось, что если головное устройство от одной машины, то в любой другой она просто так работать не будет, даже если там была навигация с завода.

Для таких случаев на «Алиэкспрессе» продают обходчики — устройства, которые помогают это исправить. Их подключают к шлейфу непосредственно перед головным устройством: режут проводку или используют специальный переходник. С ним было сложнее установить головное устройство, но навигацию удалось оживить.

Я установил контроллер управления мультимедиа версии High, который приобрел у владельца БМВ, пожелавшего поменять его на более продвинутую версию.

Вот что заработало, когда я закодировал оборудование:

  1. Голосовое управление — можно попросить выключить монитор или включить навигацию, запустить воспроизведение музыки на конкретном носителе или открыть голосовую записную книжку.
  2. Блютус — теперь можно слушать музыку с телефона, управлять ею с кнопок на руле. То же с разговорами по телефону — можно принять входящий звонок с кнопки на руле и поговорить по громкой связи.
  3. USB-порты в подлокотнике и перчаточном ящике. С ними удобно обновлять карты навигации, программное обеспечение головного устройства и просто слушать музыку с флешек.
  4. Навигация. Пока что она не умеет сообщать о пробках и о текущем скоростном режиме на конкретном участке дороги, как «Яндекс-навигатор». Для этого нужен отдельный блок. Здесь нет информации о камерах наблюдения. Но она удобна хотя бы тем, что в моем салоне больше нет держалок и присосок.

Программное обеспечение головного устройства позволяет бесплатно обновлять карты для навигации в течение трех лет с даты производства автомобиля, в котором оно было изначально установлено. Обновления выходят два раза в год. По истечении трехлетнего периода придется покупать код. Он бывает одноразовым, многоразовым и пожизненным. В устройстве, которое я купил, оставался один бесплатный запуск обновления, и я его использовал: обновил карты до актуальной версии.

Запчасти для установки нового головного устройства, hands free и навигации — 42 669 Р

ДетальНомер детали в каталогеСтоимостьГде покупал
Головное устройство 6512681995014 000 Р«Ибэй», б/у
Монитор6550938745312 000 Р«Авито», б/у
HSD-кабель USB в подлокотник611192158543047 Р«Автодок»
HSD-кабель USB в вещевой ящик611192517032798 Р«Автодок»
Контроллер на 7 кнопок658292866992500 Р«Авито», б/у
Микрофоны, 2 шт.841092637442254 Р«Ибэй», новые
Розетка USB в подлокотник841092292462234 Р«Автодок»
Розетка USB в вещевой ящик841092292941499 Р«Автодок»
Обходчик FSC1388 Р«Алиэкспресс»
Блютус-антенна61119310540699 Р«Автодок»
Контакты MQS, 10 штук61131393724250 Р«Автодок»
Головное устройство
Номер детали в каталоге
65126819950
Стоимость
14 000 Р
Где покупал
«Ибэй», б/у
Монитор
Номер детали в каталоге
65509387453
Стоимость
12 000 Р
Где покупал
«Авито», б/у
HSD-кабель USB в подлокотник
Номер детали в каталоге
61119215854
Стоимость
3047 Р
Где покупал
«Автодок»
HSD-кабель USB в вещевой ящик
Номер детали в каталоге
61119251703
Стоимость
2798 Р
Где покупал
«Автодок»
Контроллер на 7 кнопок
Номер детали в каталоге
65829286699
Стоимость
2500 Р
Где покупал
«Авито», б/у
Микрофоны, 2 шт.
Номер детали в каталоге
84109263744
Стоимость
2254 Р
Где покупал
«Ибэй», новые
Розетка USB в подлокотник
Номер детали в каталоге
84109229246
Стоимость
2234 Р
Где покупал
«Автодок»
Розетка USB в вещевой ящик
Номер детали в каталоге
84109229294
Стоимость
1499 Р
Где покупал
«Автодок»
Блютус-антенна
Номер детали в каталоге
61119310540
Стоимость
699 Р
Где покупал
«Автодок»
Обходчик FSC
Номер детали в каталоге
Стоимость
1388 Р
Где покупал
«Алиэкспресс»
Контакты MQS, 10 штук
Номер детали в каталоге
61131393724
Стоимость
250 Р
Где покупал
«Автодок»
Базовый контроллер управления мультимедиа с пятью кнопками и расширенная версия High
Базовый контроллер управления мультимедиа с пятью кнопками и расширенная версия High
Навигация активирована на новом головном устройстве
Навигация активирована на новом головном устройстве
Карта навигатора на новом экране
Карта навигатора на новом экране

В итоге

Я потратил 99 574 Р на инструменты, запчасти и кодирование опций в специализированном автосервисе и примерно 160 часов своего времени. Если бы я использовал только новые и оригинальные комплектующие, а также платил за установку опций, я бы потратил 641 434 Р. Все работы по физическому внедрению новых комплектующих я выполнял в своем гараже, так что на инструмент особо тратиться не пришлось: ключи и автомобильные принадлежности у меня уже были.

Конфигуратор БМВ на официальном сайте не позволяет поставить на автомобиль в комплектации SE все эти опции. Они доступны в комплектациях подороже: с более мощными двигателями, другой отделкой салона и оптикой.

Потратил на дооснащение БМВ — 99 574 Р

ОпцияЯ потратилЕсли бы покупал новое и оригинальноеЕсли бы ставил в мастерской под ключ
Мультимедийное устройство43 669 Р445 927 Р55 000 Р
Камера заднего вида22 614 Р89 001 Р35 000 Р
Передние парктроники22 114 Р60 903 Р30 000 Р
Круиз-контроль11 177 Р10 177 Р15 000 Р
Итого99 574 Р606 008 Р135 000 Р
Мультимедийное устройство
Я потратил
43 669 Р
Если бы покупал новое и оригинальное
445 927 Р
Если бы ставил в мастерской под ключ
55 000 Р
Камера заднего вида
Я потратил
22 614 Р
Если бы покупал новое и оригинальное
89 001 Р
Если бы ставил в мастерской под ключ
35 000 Р
Передние парктроники
Я потратил
22 114 Р
Если бы покупал новое и оригинальное
60 903 Р
Если бы ставил в мастерской под ключ
30 000 Р
Круиз-контроль
22 114 Р
Я потратил
11 177 Р
Если бы покупал новое и оригинальное
10 177 Р
Если бы ставил в мастерской под ключ
15 000 Р
Итого
Я потратил
99 574 Р
Если бы покупал новое и оригинальное
606 008 Р
Если бы ставил в мастерской под ключ
135 000 Р