Что лучше: шипы или липучка
Авто
50K
Фотография — AnyVidStudio / Shutterstock

Что лучше: шипы или липучка

Если ездить по снегу, льду, асфальту и мокрой трассе
53
Аватар автора

Андрей Давиденко

предпочитает шипы

Страница автора

Менять шины на зимние нужно, когда дневная температура несколько суток держится на отметке +5 °C.

Во многих регионах России это произойдет совсем скоро. У зимней резины более глубокий протектор, а еще она гораздо мягче летней, поэтому в холодную погоду лучше держит сцепление с дорогой.

Расскажу, чем шипованная резина отличается от фрикционной.

Отличить зимнюю резину от летней можно по маркировке. На боковине зимней шины есть снежинка, три горных пика и буквы М и S — mud и snow, «для грязи и снега». Фотография: A7N8X / Wikimedia
Отличить зимнюю резину от летней можно по маркировке. На боковине зимней шины есть снежинка, три горных пика и буквы М и S — mud и snow, «для грязи и снега». Фотография: A7N8X / Wikimedia

Шипы и липучка — в чем разница

Для зимних дорог выпускают три типа шин: фрикционные, шипованные и всесезонные. Последние подходят в основном для регионов с очень теплыми зимами, где температура редко опускается ниже нуля. В остальных случаях лучше выбрать именно зимний вариант: фрикционную или шипованную резину.

Фрикционные шины — «липучка». В протекторе таких шин нарезают множество ламелей — узких канавок для отведения воды. Резина у таких шин мягче, чем у летних и шипованных, поэтому они как бы прилипают к дороге, из-за чего их и называют липучкой. На самом деле фрикционные шины цепляются за покрытие и держат дорогу за счет высокой силы трения. Есть две разновидности липучки:

  1. Европейская — для теплых южных регионов, где температура зимой около нуля и редко опускается ниже −5 °C. Ламелей в протекторе меньше, они шире, а профиль плеча шины — покатый, слегка закругленный. Такая резина хорошо держит на сухой, мокрой или слегка присыпанной пушистым или мокрым снегом дороге. В сильный мороз она теряет эластичность и «дубеет». Рисунок протектора на таких шинах чаще направленный дождевой, в виде «елочки», но это не жесткое правило: бывают и модели с асимметричным рисунком.
  2. Скандинавскую липучку делают из очень мягкой резины, которая не «дубеет» даже при морозах ниже −20 °C. Ламелей больше, но они более узкие. У протектора ярко выраженные плечевые зоны, это увеличивает пятно контакта. Липучка скандинавского типа хорошо цепляется в сильный мороз за твердый гладкий лед, укатанный снег и обледеневший асфальт, но в оттепель на средней каше работает плохо.
Липучка — шины с протектором из мягкой резины со множеством дренажных канавок, или ламелей. Они отводят воду и снежную кашу из пятна контакта. Фотография: nikkytok / Shutterstock
Липучка — шины с протектором из мягкой резины со множеством дренажных канавок, или ламелей. Они отводят воду и снежную кашу из пятна контакта. Фотография: nikkytok / Shutterstock

Шипованные шины. В протекторе обязательно будут металлические шипы, которые прокалывают лед и врезаются в дорожное покрытие. У шипов составная конструкция: алюминиевый корпус сложной формы и стальной или твердосплавный сердечник.

У разных шин разное количество и расположение шипов, но не более 60 штук на погонный метр. Действующий в России технический регламент разрешает и большее количество шипов, если в независимой аккредитованной испытательной лаборатории подтвердят, что они не вредят дорожному покрытию. Чтобы шипы дольше не выпадали, шину делают из более жесткой резины и с меньшим числом ламелей, чем у липучек.

Новую шипованную резину нужно обкатать — проехать 300—500 км со скоростью не выше 80—100 км/ч, без пробуксовок и скольжений, чтобы шипы правильно «сели» в протекторе. Если в это время ездить агрессивно, часть шипов может выпасть.

У шипованных шин меньше ламелей: главную роль играют тип и количество шипов. Фотография: BigTunaOnline / Shutterstock
У шипованных шин меньше ламелей: главную роль играют тип и количество шипов. Фотография: BigTunaOnline / Shutterstock

Шипы и липучка на дороге

Водитель, который соблюдает ПДД, почти не заметит разницу между фрикционными и шипованными шинами, но она есть.

На снегу. Фрикционные шины эффективнее работают на свежем снеге и снежной каше — смеси осадков и льда с реагентами. Мягкая резина и широкие дренажные ламели лучше отводят воду от пятна контакта — у липучек на снегу лучше разгон, курсовая устойчивость и короче тормозной путь. Автомобиль на шипах будет хуже тормозить и чаще буксовать, а когда протектор забьется — будет хуже держать курс.

На укатанном снеге при температуре до −20 °C шипованная резина может оказаться лучше липучки, но многое зависит от качества шин и дорожных условий: скорости авто, плотности трафика, состояния покрытия. Хорошая шипованная резина лучше дешевой липучки, и наоборот.

На льду. Шипы хорошо работают на свежем льду, при гололедице и когда поверх льда есть слой воды. Шипы врезаются в лед, и автомобиль сохраняет сцепление с дорогой. Фрикционные шины в таких условиях начинают скользить или буксовать, поскольку мягкая резина не может зацепиться за такое покрытие.

На мокрой трассе. У фрикционных шин больше ламелей, поэтому они лучше отводят воду от пятна контакта. После дождя, в слякоть и в лужах липучка лучше, чем более твердая шипованная резина с меньшим количеством ламелей. Но только в том случае, если под слоем воды нет льда.

На сухом асфальте. При движении по сухому твердому покрытию липучка тоже лучше шипов — за счет более мягкой резины.

Есть мнение, что шипы скользят по сухому асфальту, но это не так. Просто шипы и твердая резина цепляются за дорогу хуже липучки.

Как работают ламели на Nokian Hakkapeliitta CR3. Источник: ikontyres.ru
Как работают ламели на Nokian Hakkapeliitta CR3. Источник: ikontyres.ru
Как работают шипы на Nokian Hakkapeliitta 8. Вгрызаются в лед и снег, а если асфальт сухой — утапливаются в шину. Источник: kolesa.ru
Как работают шипы на Nokian Hakkapeliitta 8. Вгрызаются в лед и снег, а если асфальт сухой — утапливаются в шину. Источник: kolesa.ru

Шипы и липучка в мороз и в межсезонье

Липучка хорошо держит дорогу, если ездить в оттепель при плюсовых температурах, и покрытие успевает высохнуть. Но когда будет стабильно тепло, фрикционные шины станут слишком мягкими, будут изнашиваться быстрее более твердой шипованной резины, а главное — у автомобиля на липучке хуже управляемость и длиннее тормозной путь.

При температуре от 0 до −20 °C на поведение шины больше влияют дорожное покрытие и состав резины. В небольшой и средний мороз фрикционные и шипованные шины на одинаковом покрытии будут вести себя примерно одинаково, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для каждого типа резины.

Когда температура опускается ниже −30 °C, фрикционные шины скандинавского типа работают лучше шипов, а европейская липучка — хуже. При длительном сильном морозе лед становится очень твердым, шипы уже не могут проколоть его и скользят. Мягкие скандинавские фрикционные шины, наоборот, будут максимально прилегать к дороге, а европейская липучка при таком морозе «дубеет».

Что лучше для внедорожников

Для внедорожников и кроссоверов выпускают свои версии шин — и шипованных, и фрикционных. Эти машины тяжелее обычных легковушек, поэтому у шин для внедорожников и кроссоверов усиленный каркас, более прочные и жесткие боковины.

Такие шины больше ориентированы на глубокий снег, наст и снежную кашу бездорожья, а не на городские дороги. Но описанные выше принципы выбора шипованных шин или липучки остаются верными и для внедорожников.

Как определить, что шины пора менять

На шины наносят индикатор, который показывает глубину оставшегося протектора. Он подскажет, когда резину пора заменить. Если такого индикатора нет, толщину канавок протектора можно измерить специальным инструментом или любым тонким стержнем. Шины пора менять, когда глубина протектора станет меньше 4 мм.

Со временем резина теряет свойства, поэтому производители рекомендуют не использовать шины, с момента выпуска которых прошло больше 10 лет. Такие шины лучше заменить, даже если они совершенно новые. Дату выпуска обычно пишут на боковине шины, хотя разные производители делают это по-разному.

Индикаторы износа шины — цифры или символы, прорезанные в протекторе на разную глубину
Индикаторы износа шины — цифры или символы, прорезанные в протекторе на разную глубину
Индикаторы износа шины — цифры или символы, прорезанные в протекторе на разную глубину
Глубину протектора измеряют с помощью специального прибора. Но можно использовать для этого обычный штангенциркуль или любой тонкий стержень и линейку. Источник: market.yandex.ru
Глубину протектора измеряют с помощью специального прибора. Но можно использовать для этого обычный штангенциркуль или любой тонкий стержень и линейку. Источник: market.yandex.ru
Достаточно старая шина: дата выпуска — 45⁠-⁠я неделя 2017 года
Достаточно старая шина: дата выпуска — 45⁠-⁠я неделя 2017 года

Преимущества и недостатки липучки

✅ Хороши на чистом и сухом асфальте, мокрой дороге, в слякоть, снежной каше и на рыхлому снегу. Это хороший выбор для Москвы или Санкт-Петербурга и других крупных городов.

✅ Шины намного тише шипованных — меньше шума в салоне, а еще они лучше справляются с мелкими неровностями.

✅ Скандинавская липучка лучше работает в условиях суровых морозов — при температурах ниже −20 °C.

❌ Хуже сцепление на укатанном снегу: тормозной путь длиннее, машиной сложнее управлять. На мокром льду в оттепель машина может стать неуправляемой.

❌ Быстрее изнашиваются в межсезонье — переобуваться на лето приходится раньше.

Преимущества и недостатки шипованных шин

✅ Шипы лучше держат автомобиль при гололедице или на укатанной снежной трассе. Шипованные шины — популярный выбор для жителей Сибири.

✅ Лучше работают на грунтовых дорогах и бездорожье.

✅ Незаменима там, где часто оттепель и мокрый лед.

❌ Требуют больше внимания: нужно обкатывать 300—500 км в спокойном режиме. Когда шипы вылетят, работают гораздо хуже.

❌ Сильно шумят, особенно при движении по твердому покрытию или на трассе на высокой скорости. В салоне не так тихо, как в случае с липучкой.

❌ Выше расход топлива: шипованная резина обычно тяжелее фрикционной.

❌ Нельзя въехать в некоторые страны Европы и Азии: в Болгарию, Германию, Испанию, Молдавию, Хорватию, Чехию, Словакию, Черногорию, Японию и Турцию.

Когда выбирать шипы, а когда липучку

УсловияЧто выбрать
Большой город, мегаполисВ черте города, где регулярно чистят дороги и используют реагенты, фрикционная резина удобнее. Но если ездить не только по главным улицам — стоит взять шипы
Небольшой город, пригородШипованная резина предпочтительнее, но если важен комфорт в салоне — можно взять дорогую липучку
Грунтовые дорогиЛучше шипованные шины
ТрассаСтоит учитывать температурные условия региона: для сухих и влажных дорог брать липучку, при морозе и гололедице — шипы
Регионы с очень холодной зимойВ регионах с умеренными морозами до −20 °C шипы имеют небольшое преимущество, хотя и дорогая липучка ведет себя очень хорошо. При частых морозах ниже −30 °C лучше предпочесть фрикционную резину скандинавского типа
Регионы с теплой зимойВ теплом климате можно рассматривать шины обоих типов. Если температура редко падает ниже нуля, лучше взять фрикционные шины, а если часто бывают непродолжительные заморозки — шипы
Автомобиль без ABS и ESPДля машин без ABS и ESP предпочтительнее шипы
На автомобиле нужно ездить в страны, где запрещена шипованная резинаФрикционная резина

Когда выбирать шипы, а когда липучку

УсловияЧто выбрать
Большой город, мегаполисВ черте города, где регулярно чистят дороги и используют реагенты, фрикционная резина удобнее. Но если ездить не только по главным улицам — стоит взять шипы
Небольшой город, пригородШипованная резина предпочтительнее, но если важен комфорт в салоне — можно взять дорогую липучку
Грунтовые дорогиЛучше шипованные шины
ТрассаСтоит учитывать температурные условия региона: для сухих и влажных дорог брать липучку, при морозе и гололедице — шипы
Регионы с очень холодной зимойВ регионах с умеренными морозами до −20 °C шипы имеют небольшое преимущество, хотя и дорогая липучка ведет себя очень хорошо. При частых морозах ниже −30 °C лучше предпочесть фрикционную резину скандинавского типа
Регионы с теплой зимойВ теплом климате можно рассматривать шины обоих типов. Если температура редко падает ниже нуля, лучше взять фрикционные шины, а если часто бывают непродолжительные заморозки — шипы
Автомобиль без ABS и ESPДля машин без ABS и ESP предпочтительнее шипы
На автомобиле нужно ездить в страны, где запрещена шипованная резинаФрикционная резина

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Андрей ДавиденкоКакую резину вы выбираете и почему:
  • MLКак раз вечером ездила покупала свою новую бэушную нокиан тайрс хакка 7 19 год, протектор 8 мм, шипы 90%, без ремонтов и нюансов, цена радости 12к, в нагрузку штампы ваговские отдали. Пока не ставлю, Санкт-Петербург.4
  • АнтиконсьюмеристУ нас в последние годы ни нормального снега, ни полноценной зимы, всё время мокрый асфальт и снежно-соляная жижа, так что думаю отказаться от шипов при следующей покупке новой резины. Надоело шуршать шипами по асфальту.8
  • Кактус ИнтровертУ меня шипы доставшиеся от предыдущих владельцев. По городу езжу с шумом, как только переобуешься голова болит с не привычке, но только стоит съехать с трассы на дорогу к даче-шипы начинают отрабатывать свое. На даче мне с шипами легче, чем сестре на липучке5
  • cat ownerУ меня шипы. По московским улицам на них, конечно, как на коньках, - шкряб-шкряб. Но вот когда я выбираюсь за город на конюшню, шипы себя оправдывают на все сто.2
  • Карина МальцеваДолгое время ездила зимой не шипованной. Последние зимы в РФ пересела на липучки и не могла нарадоваться — будто на другую машину пересела. Вообще, конечно, в Питере-Москве шипы не нужны, а в условном Новосибирске на липучках убьешься, поди 🤔4
  • Туманный туманЯ на летних гоняю. Держит отлично. У меня велик, кстати.10
  • Андрей ДавиденкоML, комплект колес с дисками за эту цену почти подарок. Поздравляю с покупкой6
  • Андрей ДавиденкоКактус, да, чем дальше от города и хороших дорог, тем лучше видна разница в пользу шиповки2
  • Андрей ДавиденкоТуманный, на велики тоже шиповки есть)2
  • Андрей ДавиденкоКарина, у хороших липучек гораздо меньше недостаток, чем у шипов. Если условия позволяют - отличный выбор!0
  • Туманный туманАндрей, я знаю. Но они избыточны для легких покатушек. Летняя качественная резина отлично держит, если не выезжать на лед0
  • ЭнчиладосВ семье несколько машин. Уже переобул, пока очередей нет. Кроссовер для дальних поездок всегда в шипах зимой, помельче для Москвы хорошая липучка. Резину покупаю только от ведущих производителей, цена тут роли не играет, если ездить много. И только новую в хороших центрах, с установкой и осмотром / правкой дисков. Зимняя на своих дисках чуть меньшего диаметра, чем летняя. Колеса это единственная часть машины, которая соприкасается с дорогой и экономить на безопасности нельзя. Что б шипы не шумели и в целом для комфорта, делаю шумку на машинах, зимой так же тихо, как и летом по сухому.5
  • Far AwayДля города липучка, для трасс и пригородов только шипы. Ну большинство людей так думают. Мой опыт показывает, что даже при отсутствии снега наледь на дорогах никуда не девается, а с ней лучше работают именно шипы.3
  • МаргаритаЕзжу на Hakkapeliitta 81
  • Vladimir NoskovЗа два года пробег 3000 км, исключительно мегаполис, вот думаю - может, ну нафиг этот геморрой с переобувкой дважды в год, и продолжать эти редкие поездки на липучках круглый год? :))2
  • Александр ЛозяковДля МСК с частыми оттепелями и ледяными дождями выбираю шипы. Днём +2 дождь со снегом, вечером-ночью -3, гололедица. Реагентами не всегда успевают обработать, а ехать надо. Не спорю хорошая фрикционка тоже справится, но хорошие модели ощутимо дороже шипов + фрикционка хорошо работает при большом морозе, а -3 большим, морозом называть сложновато. Главное не сам тип резины, а манера вождения в зимний период ее надо менять на зимнюю и будет счастье )5
  • Андрей ДавиденкоVladimir, тогда лучше взять хорошую всесезонку, так как липучка летом слишком мягкая - машина будет плавать от руля и дольше тормозить.1
  • Сидор СидоровРайонный центр в Челябинской области, однозначно шипы , липучка просто бесполезна. Дороги включая трассу М-5 с обильными снегопадами зимой ( за зиму трасса встаёт из-за снега минимум раза 3) чистят плохо. Липучка забивается.2
  • Андрей ДавиденкоАлексей, этот тест не видел, но думаю не все так однозначно)2
  • Алексей МасловскийАндрей, статья называется "Когда переобуваться: в +7 градусов, 0 или –7?". Не знаю, чего там неоднозначного.1
  • АлексейНикогда не понимал, где тут выбор. Есть несколько типов условий/покрытия дороги, на которых обе резины - плюс-минус. И есть одно условие/покрытие, на котором едет только одна резина. «Давайте подумаем, какие взять, а то я недалёкий…» 😁1
  • АлексейАлексей, как-то запланировал переобувку попозже и в одну ночь приморозило. Не смог утром въехать на летней резине в 15-градусную горку. Вероятно, я омывайку зимнюю забыл залить, ведь твои журналюхи не могут ошибаться. :)0
  • Алексей МасловскийАлексей, проспаться, скорее, ты забыл. Читай внимательно про тест: минус семь, сухой асфальт.1
  • АлександрЛучше фрикционные сейчас нет зимы с сильно заснеженной дорогой дороги почти все время без льда но если будет лёд можно и поосторожнее0
  • АлександрАлександр, я давно даже на оку покупал липучку хотя она стоила дороже чем ока0
  • Андрей КузнецовНажать на тормоз и покатиться по льду — это страшно. Лучше уж я буду шкрябать по асфальту шипами.15
  • Алёна ЁрминаВторую зиму езжу на шипованных Tigar Ice SUV, на липучке в Новосибирске невозможно ездить зимой1
  • AlexML, новую бэушную это хорошо))5
  • Не ОлегОчевидно, что и в Москве лучше брать шипы. Логика проста - шипы на некоторых поверхностях хуже липучки, но именно хуже. Липучка же на голом льду вообще не работает. Да, дней когда липучка вообще не работает не так много в Москве - дней 10 в году. Но ведь и ABS срабатывает далеко не каждый день. При альтернативе между безопасностью и шумовым комфортом при 140 км/ч я выбираю первое.4
  • Кроха КартохаКарина, в Сибири только шипы! Хотя после переезда в Псков продолжаем ездить на ранее купленных шипах. Довольны. К липучке у меня предубеждение. На шипах чувствую себя уверенно и в лёд, и в снег, и в оттепель.3
  • Мальчик в пузыреТуманный, по тому, что содержится в «если», детектится житель как минимум миллионника )1
  • Мальчик в пузыреВ ледяной дождь на горке липучки - такое себе. Жена не осилила. В остальном нормально, если не придется из ледяной колеи выезжать 😂 Ну и на трассу не рискую на них соваться, страшно.2
  • HughMDВсю жизнь езжу на хакапелите. Год назад купила новую, лепота. В Сибири без шипов ездят только неадекваты.1
  • Туманный туманМальчик, 150 тыс население города. Но город в отличном состоянии1
  • Arsenii SemenovТуманный, велосипед теперь всегда "переобуваю" на зиму. На летней резине на осенней гололедице несколько раз падал, причём неожиданно и плохо для себя. Решил больше так не делать) Даже одно шипованное переднее колесо позволяет больше не падать. А если поставите второе шипованное - не будет пробуксовки. По 240 шипов, Nokian Hakka Санкт-Петербург3
  • Юрий Мтак что при смене погоды менять липучку на шипы или шипы на липучку? или все-таки поставить шипы и успокоится?0
  • Dasha_dashaКупила hakkapeliitta 10. Первые впечатления - шумновато. Но у нас выпал снег и сразу плюсовая погода, сейчас все растаяло. Но зимой, думаю, оправдают себя (живу на Урале). На липучке в том году отъездила только март (машину купила в начале марта), был лед и некомфортно .. продала2
  • Андрей БЕсли не путаю, то менять резину нужно на зимнюю, когда среднесуточная температура опускается ниже +7, а не держится несколько дней +5.0
  • ЕвгенийФорестер 2009 года. Резина летняя и зимняя досталась от первого владельца. Родная 2009 г.в. Протектор на летней уже подходит к индикаторам. На зимней почти все шипы сломаны. Езжу и проблем не знаю. Всем интересующимся отвечаю: "Отходит еще пару сезонов"))) От манеры езды многое зависит. При неадекватной манере можно убиться на самой новой, свежей, современной, технологичной резине.0
  • Туманный туманArsenii, пока не падал, но задумался. Спасибо2
  • KonstantinЕсть же тесты автомобильных журналов (те же Авторевю и За рулем) сделанные профессионально, с соответствующим оборудованием. И выводы там в общем совпадают – современные шипы лучше на всех покрытиях. Минусы шипов – шум и разрушение дорожного полотна. Плюсы липучки – тишина, комфорт, что не нужно спешить шиномонтажом при смене сезонов. Ну и плюс в карму, что не разрушаешь дорожное полотно. А вот о чем мало говорят, так это то, что при одинаковом уровне износа липучка быстрее теряет свои изначальные качества (именно из-за своей мягкости).1
  • АлексСамое главное правило переобувания шин. Как только переобулись надо сразу забыть летнюю манеру вождения, потому что тормозной путь однозначно вырастет и вырастет значительно. Ибо зима не лето, как ни крути. А если вы переобулись несколько заранее или на зимней резине попали в оттепель, то у всех кто остался на летней резине тормоза будут всё ещё существенно лучше. То есть на дороге будет куча машин и водителей не готовых к новым условиям с разных сторон. Думайте. :) P.S. Если на улице +5, и сухо или даже прошёл дождь, но нет снега и льда, то летние колеса будут тормозить лучше и лучше довольно сильно. Это проверено сотни раз в куче тестов. Любой найдёт, если захочет. Правило, что раз стало +5, то срочно переобувайся, оно хорошее. Но не потому, что оптимальное, а потому что большинство людей не хотят, не могут и не должны разбираться во всяких тонкостях. Просто удобно. Сё ля ви.3
  • Алексей Б"При движении по сухому твердому покрытию липучка тоже лучше шипов — за счет более мягкой резины" Казалось бы, почему же тогда на такой хорошей и мягкой липучке не ездить и летом? А нет, на самом деле "твёрдая" летняя резина на асфальте лучше чем "мягкая" зимняя практически всегда - и в +20, и в +5, и в -5. Некий паритет наступает примерно только при -15.1
  • Алексей БЭнчиладос, безопасность в машине начинается совсем не с колёс2
  • Мальчик в пузыреТуманный, эх, а у нас 600 тысяч и иногда днями центральную улицу от снега почистить не могут…0
  • Михаил АкимовАндрей, езжу на липучке, ниразу не катался на льду) тормозит отлично)5
  • Михаил АкимовЭнчиладос, не понимаю ваш комментарий."цена тут роли не играет" и "Колеса это единственная часть машины, которая соприкасается с дорогой и экономить на безопасности нельзя" - мне кажется эти фразы противоречат друг другу)1
  • ЭнчиладосМихаил, ни в коем случае. Имелось в виду что не важно насколько дорого стоит качественная по моим меркам резина. Она просто должна быть. Это затраты к которым я был готов на этапе покупки определеного автомобиля.0
  • Виктор КовалевТуманный, тоже поставил как только вел выстрелил из под меня) Хотяб переднее колесо но должно быть с шипами. Велик не авто, не 4 колеса и 1.4т масса0
  • Михаил РоманченкоЭнчиладос, фраза про колёса из серии цитат Стэтхэма, "фары это единственное чем вы освещаете путь", "сиденье это единственное на чём вы сидите", "дверь это единственный ваш выход из машины".0