
Что лучше: шипы или липучка
Если ездить по снегу, льду, асфальту и мокрой трассе
Менять шины на зимние нужно, когда дневная температура несколько суток держится на отметке +5 °C.
Во многих регионах России это произойдет совсем скоро. У зимней резины более глубокий протектор, а еще она гораздо мягче летней, поэтому в холодную погоду лучше держит сцепление с дорогой.
Расскажу, чем шипованная резина отличается от фрикционной.

Шипы и липучка — в чем разница
Для зимних дорог выпускают три типа шин: фрикционные, шипованные и всесезонные. Последние подходят в основном для регионов с очень теплыми зимами, где температура редко опускается ниже нуля. В остальных случаях лучше выбрать именно зимний вариант: фрикционную или шипованную резину.
Фрикционные шины — «липучка». В протекторе таких шин нарезают множество ламелей — узких канавок для отведения воды. Резина у таких шин мягче, чем у летних и шипованных, поэтому они как бы прилипают к дороге, из-за чего их и называют липучкой. На самом деле фрикционные шины цепляются за покрытие и держат дорогу за счет высокой силы трения. Есть две разновидности липучки:
- Европейская — для теплых южных регионов, где температура зимой около нуля и редко опускается ниже −5 °C. Ламелей в протекторе меньше, они шире, а профиль плеча шины — покатый, слегка закругленный. Такая резина хорошо держит на сухой, мокрой или слегка присыпанной пушистым или мокрым снегом дороге. В сильный мороз она теряет эластичность и «дубеет». Рисунок протектора на таких шинах чаще направленный дождевой, в виде «елочки», но это не жесткое правило: бывают и модели с асимметричным рисунком.
- Скандинавскую липучку делают из очень мягкой резины, которая не «дубеет» даже при морозах ниже −20 °C. Ламелей больше, но они более узкие. У протектора ярко выраженные плечевые зоны, это увеличивает пятно контакта. Липучка скандинавского типа хорошо цепляется в сильный мороз за твердый гладкий лед, укатанный снег и обледеневший асфальт, но в оттепель на средней каше работает плохо.

Шипованные шины. В протекторе обязательно будут металлические шипы, которые прокалывают лед и врезаются в дорожное покрытие. У шипов составная конструкция: алюминиевый корпус сложной формы и стальной или твердосплавный сердечник.
У разных шин разное количество и расположение шипов, но не более 60 штук на погонный метр. Действующий в России технический регламент разрешает и большее количество шипов, если в независимой аккредитованной испытательной лаборатории подтвердят, что они не вредят дорожному покрытию. Чтобы шипы дольше не выпадали, шину делают из более жесткой резины и с меньшим числом ламелей, чем у липучек.
Новую шипованную резину нужно обкатать — проехать 300—500 км со скоростью не выше 80—100 км/ч, без пробуксовок и скольжений, чтобы шипы правильно «сели» в протекторе. Если в это время ездить агрессивно, часть шипов может выпасть.

Шипы и липучка на дороге
Водитель, который соблюдает ПДД, почти не заметит разницу между фрикционными и шипованными шинами, но она есть.
На снегу. Фрикционные шины эффективнее работают на свежем снеге и снежной каше — смеси осадков и льда с реагентами. Мягкая резина и широкие дренажные ламели лучше отводят воду от пятна контакта — у липучек на снегу лучше разгон, курсовая устойчивость и короче тормозной путь. Автомобиль на шипах будет хуже тормозить и чаще буксовать, а когда протектор забьется — будет хуже держать курс.
На укатанном снеге при температуре до −20 °C шипованная резина может оказаться лучше липучки, но многое зависит от качества шин и дорожных условий: скорости авто, плотности трафика, состояния покрытия. Хорошая шипованная резина лучше дешевой липучки, и наоборот.
На льду. Шипы хорошо работают на свежем льду, при гололедице и когда поверх льда есть слой воды. Шипы врезаются в лед, и автомобиль сохраняет сцепление с дорогой. Фрикционные шины в таких условиях начинают скользить или буксовать, поскольку мягкая резина не может зацепиться за такое покрытие.
На мокрой трассе. У фрикционных шин больше ламелей, поэтому они лучше отводят воду от пятна контакта. После дождя, в слякоть и в лужах липучка лучше, чем более твердая шипованная резина с меньшим количеством ламелей. Но только в том случае, если под слоем воды нет льда.
На сухом асфальте. При движении по сухому твердому покрытию липучка тоже лучше шипов — за счет более мягкой резины.
Есть мнение, что шипы скользят по сухому асфальту, но это не так. Просто шипы и твердая резина цепляются за дорогу хуже липучки.


Шипы и липучка в мороз и в межсезонье
Липучка хорошо держит дорогу, если ездить в оттепель при плюсовых температурах, и покрытие успевает высохнуть. Но когда будет стабильно тепло, фрикционные шины станут слишком мягкими, будут изнашиваться быстрее более твердой шипованной резины, а главное — у автомобиля на липучке хуже управляемость и длиннее тормозной путь.
При температуре от 0 до −20 °C на поведение шины больше влияют дорожное покрытие и состав резины. В небольшой и средний мороз фрикционные и шипованные шины на одинаковом покрытии будут вести себя примерно одинаково, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для каждого типа резины.
Когда температура опускается ниже −30 °C, фрикционные шины скандинавского типа работают лучше шипов, а европейская липучка — хуже. При длительном сильном морозе лед становится очень твердым, шипы уже не могут проколоть его и скользят. Мягкие скандинавские фрикционные шины, наоборот, будут максимально прилегать к дороге, а европейская липучка при таком морозе «дубеет».
Что лучше для внедорожников
Для внедорожников и кроссоверов выпускают свои версии шин — и шипованных, и фрикционных. Эти машины тяжелее обычных легковушек, поэтому у шин для внедорожников и кроссоверов усиленный каркас, более прочные и жесткие боковины.
Такие шины больше ориентированы на глубокий снег, наст и снежную кашу бездорожья, а не на городские дороги. Но описанные выше принципы выбора шипованных шин или липучки остаются верными и для внедорожников.
Как определить, что шины пора менять
На шины наносят индикатор, который показывает глубину оставшегося протектора. Он подскажет, когда резину пора заменить. Если такого индикатора нет, толщину канавок протектора можно измерить специальным инструментом или любым тонким стержнем. Шины пора менять, когда глубина протектора станет меньше 4 мм.
Со временем резина теряет свойства, поэтому производители рекомендуют не использовать шины, с момента выпуска которых прошло больше 10 лет. Такие шины лучше заменить, даже если они совершенно новые. Дату выпуска обычно пишут на боковине шины, хотя разные производители делают это по-разному.





Преимущества и недостатки липучки
✅ Хороши на чистом и сухом асфальте, мокрой дороге, в слякоть, снежной каше и на рыхлому снегу. Это хороший выбор для Москвы или Санкт-Петербурга и других крупных городов.
✅ Шины намного тише шипованных — меньше шума в салоне, а еще они лучше справляются с мелкими неровностями.
✅ Скандинавская липучка лучше работает в условиях суровых морозов — при температурах ниже −20 °C.
❌ Хуже сцепление на укатанном снегу: тормозной путь длиннее, машиной сложнее управлять. На мокром льду в оттепель машина может стать неуправляемой.
❌ Быстрее изнашиваются в межсезонье — переобуваться на лето приходится раньше.
Преимущества и недостатки шипованных шин
✅ Шипы лучше держат автомобиль при гололедице или на укатанной снежной трассе. Шипованные шины — популярный выбор для жителей Сибири.
✅ Лучше работают на грунтовых дорогах и бездорожье.
✅ Незаменима там, где часто оттепель и мокрый лед.
❌ Требуют больше внимания: нужно обкатывать 300—500 км в спокойном режиме. Когда шипы вылетят, работают гораздо хуже.
❌ Сильно шумят, особенно при движении по твердому покрытию или на трассе на высокой скорости. В салоне не так тихо, как в случае с липучкой.
❌ Выше расход топлива: шипованная резина обычно тяжелее фрикционной.
❌ Нельзя въехать в некоторые страны Европы и Азии: в Болгарию, Германию, Испанию, Молдавию, Хорватию, Чехию, Словакию, Черногорию, Японию и Турцию.
Когда выбирать шипы, а когда липучку
Условия | Что выбрать |
---|---|
Большой город, мегаполис | В черте города, где регулярно чистят дороги и используют реагенты, фрикционная резина удобнее. Но если ездить не только по главным улицам — стоит взять шипы |
Небольшой город, пригород | Шипованная резина предпочтительнее, но если важен комфорт в салоне — можно взять дорогую липучку |
Грунтовые дороги | Лучше шипованные шины |
Трасса | Стоит учитывать температурные условия региона: для сухих и влажных дорог брать липучку, при морозе и гололедице — шипы |
Регионы с очень холодной зимой | В регионах с умеренными морозами до −20 °C шипы имеют небольшое преимущество, хотя и дорогая липучка ведет себя очень хорошо. При частых морозах ниже −30 °C лучше предпочесть фрикционную резину скандинавского типа |
Регионы с теплой зимой | В теплом климате можно рассматривать шины обоих типов. Если температура редко падает ниже нуля, лучше взять фрикционные шины, а если часто бывают непродолжительные заморозки — шипы |
Автомобиль без ABS и ESP | Для машин без ABS и ESP предпочтительнее шипы |
На автомобиле нужно ездить в страны, где запрещена шипованная резина | Фрикционная резина |
Когда выбирать шипы, а когда липучку
Условия | Что выбрать |
Большой город, мегаполис | В черте города, где регулярно чистят дороги и используют реагенты, фрикционная резина удобнее. Но если ездить не только по главным улицам — стоит взять шипы |
Небольшой город, пригород | Шипованная резина предпочтительнее, но если важен комфорт в салоне — можно взять дорогую липучку |
Грунтовые дороги | Лучше шипованные шины |
Трасса | Стоит учитывать температурные условия региона: для сухих и влажных дорог брать липучку, при морозе и гололедице — шипы |
Регионы с очень холодной зимой | В регионах с умеренными морозами до −20 °C шипы имеют небольшое преимущество, хотя и дорогая липучка ведет себя очень хорошо. При частых морозах ниже −30 °C лучше предпочесть фрикционную резину скандинавского типа |
Регионы с теплой зимой | В теплом климате можно рассматривать шины обоих типов. Если температура редко падает ниже нуля, лучше взять фрикционные шины, а если часто бывают непродолжительные заморозки — шипы |
Автомобиль без ABS и ESP | Для машин без ABS и ESP предпочтительнее шипы |
На автомобиле нужно ездить в страны, где запрещена шипованная резина | Фрикционная резина |
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal
30.10, 00:47
Нажать на тормоз и покатиться по льду — это страшно. Лучше уж я буду шкрябать по асфальту шипами.
08.11, 17:49
Андрей, езжу на липучке, ниразу не катался на льду) тормозит отлично)
20.10, 13:50
Я на летних гоняю. Держит отлично. У меня велик, кстати.
03.11, 09:13
Туманный, велосипед теперь всегда "переобуваю" на зиму. На летней резине на осенней гололедице несколько раз падал, причём неожиданно и плохо для себя. Решил больше так не делать)
Даже одно шипованное переднее колесо позволяет больше не падать.
А если поставите второе шипованное - не будет пробуксовки.
По 240 шипов, Nokian Hakka
Санкт-Петербург
03.11, 14:14
Arsenii, пока не падал, но задумался. Спасибо
20.10, 15:01
Туманный, на велики тоже шиповки есть)
20.10, 23:51
Андрей, я знаю. Но они избыточны для легких покатушек. Летняя качественная резина отлично держит, если не выезжать на лед
03.11, 08:16
Туманный, по тому, что содержится в «если», детектится житель как минимум миллионника )
03.11, 08:45
Мальчик, 150 тыс население города. Но город в отличном состоянии
05.11, 08:55
Туманный, эх, а у нас 600 тысяч и иногда днями центральную улицу от снега почистить не могут…
20.10, 11:27
У нас в последние годы ни нормального снега, ни полноценной зимы, всё время мокрый асфальт и снежно-соляная жижа, так что думаю отказаться от шипов при следующей покупке новой резины. Надоело шуршать шипами по асфальту.
20.10, 12:33
У меня шипы доставшиеся от предыдущих владельцев. По городу езжу с шумом, как только переобуешься голова болит с не привычке, но только стоит съехать с трассы на дорогу к даче-шипы начинают отрабатывать свое. На даче мне с шипами легче, чем сестре на липучке
20.10, 15:01
Кактус, да, чем дальше от города и хороших дорог, тем лучше видна разница в пользу шиповки
21.10, 08:24
В семье несколько машин. Уже переобул, пока очередей нет.
Кроссовер для дальних поездок всегда в шипах зимой, помельче для Москвы хорошая липучка.
Резину покупаю только от ведущих производителей, цена тут роли не играет, если ездить много. И только новую в хороших центрах, с установкой и осмотром / правкой дисков.
Зимняя на своих дисках чуть меньшего диаметра, чем летняя.
Колеса это единственная часть машины, которая соприкасается с дорогой и экономить на безопасности нельзя.
Что б шипы не шумели и в целом для комфорта, делаю шумку на машинах, зимой так же тихо, как и летом по сухому.
04.11, 11:30
Энчиладос, безопасность в машине начинается совсем не с колёс
08.11, 17:54
Энчиладос, не понимаю ваш комментарий."цена тут роли не играет" и "Колеса это единственная часть машины, которая соприкасается с дорогой и экономить на безопасности нельзя" - мне кажется эти фразы противоречат друг другу)
12.11, 06:00
Михаил, ни в коем случае. Имелось в виду что не важно насколько дорого стоит качественная по моим меркам резина. Она просто должна быть. Это затраты к которым я был готов на этапе покупки определеного автомобиля.
22.10, 09:43
Для МСК с частыми оттепелями и ледяными дождями выбираю шипы. Днём +2 дождь со снегом, вечером-ночью -3, гололедица. Реагентами не всегда успевают обработать, а ехать надо. Не спорю хорошая фрикционка тоже справится, но хорошие модели ощутимо дороже шипов + фрикционка хорошо работает при большом морозе, а -3 большим, морозом называть сложновато. Главное не сам тип резины, а манера вождения в зимний период ее надо менять на зимнюю и будет счастье )
20.10, 11:00
Как раз вечером ездила покупала свою новую бэушную нокиан тайрс хакка 7 19 год, протектор 8 мм, шипы 90%, без ремонтов и нюансов, цена радости 12к, в нагрузку штампы ваговские отдали. Пока не ставлю, Санкт-Петербург.
20.10, 14:59
ML, комплект колес с дисками за эту цену почти подарок. Поздравляю с покупкой
31.10, 12:54
ML, новую бэушную это хорошо))
02.11, 08:31
Очевидно, что и в Москве лучше брать шипы. Логика проста - шипы на некоторых поверхностях хуже липучки, но именно хуже. Липучка же на голом льду вообще не работает.
Да, дней когда липучка вообще не работает не так много в Москве - дней 10 в году. Но ведь и ABS срабатывает далеко не каждый день.
При альтернативе между безопасностью и шумовым комфортом при 140 км/ч я выбираю первое.
20.10, 13:37
Долгое время ездила зимой не шипованной. Последние зимы в РФ пересела на липучки и не могла нарадоваться — будто на другую машину пересела. Вообще, конечно, в Питере-Москве шипы не нужны, а в условном Новосибирске на липучках убьешься, поди 🤔
03.11, 06:26
Карина, в Сибири только шипы! Хотя после переезда в Псков продолжаем ездить на ранее купленных шипах. Довольны. К липучке у меня предубеждение. На шипах чувствую себя уверенно и в лёд, и в снег, и в оттепель.
20.10, 15:03
Карина, у хороших липучек гораздо меньше недостаток, чем у шипов. Если условия позволяют - отличный выбор!
21.10, 15:08
Для города липучка, для трасс и пригородов только шипы. Ну большинство людей так думают. Мой опыт показывает, что даже при отсутствии снега наледь на дорогах никуда не девается, а с ней лучше работают именно шипы.
21.10, 18:13
За два года пробег 3000 км, исключительно мегаполис, вот думаю - может, ну нафиг этот геморрой с переобувкой дважды в год, и продолжать эти редкие поездки на липучках круглый год? :))
22.10, 13:37
Vladimir, тогда лучше взять хорошую всесезонку, так как липучка летом слишком мягкая - машина будет плавать от руля и дольше тормозить.
22.10, 13:43
Андрей, спасибо, как текущие комплекты колес "облысеют", подумаю в этом направлении (если доживу)
04.11, 06:37
Самое главное правило переобувания шин. Как только переобулись надо сразу забыть летнюю манеру вождения, потому что тормозной путь однозначно вырастет и вырастет значительно. Ибо зима не лето, как ни крути. А если вы переобулись несколько заранее или на зимней резине попали в оттепель, то у всех кто остался на летней резине тормоза будут всё ещё существенно лучше. То есть на дороге будет куча машин и водителей не готовых к новым условиям с разных сторон.
Думайте. :)
P.S. Если на улице +5, и сухо или даже прошёл дождь, но нет снега и льда, то летние колеса будут тормозить лучше и лучше довольно сильно. Это проверено сотни раз в куче тестов. Любой найдёт, если захочет.
Правило, что раз стало +5, то срочно переобувайся, оно хорошее. Но не потому, что оптимальное, а потому что большинство людей не хотят, не могут и не должны разбираться во всяких тонкостях. Просто удобно. Сё ля ви.
20.10, 13:31
У меня шипы. По московским улицам на них, конечно, как на коньках, - шкряб-шкряб. Но вот когда я выбираюсь за город на конюшню, шипы себя оправдывают на все сто.
23.10, 07:11
Районный центр в Челябинской области, однозначно шипы , липучка просто бесполезна. Дороги включая трассу М-5 с обильными снегопадами зимой ( за зиму трасса встаёт из-за снега минимум раза 3) чистят плохо. Липучка забивается.
23.10, 09:29
Алексей, этот тест не видел, но думаю не все так однозначно)
23.10, 10:10
Андрей, статья называется "Когда переобуваться: в +7 градусов, 0 или –7?". Не знаю, чего там неоднозначного.
03.11, 08:18
В ледяной дождь на горке липучки - такое себе. Жена не осилила. В остальном нормально, если не придется из ледяной колеи выезжать 😂
Ну и на трассу не рискую на них соваться, страшно.
03.11, 11:07
Купила hakkapeliitta 10. Первые впечатления - шумновато. Но у нас выпал снег и сразу плюсовая погода, сейчас все растаяло. Но зимой, думаю, оправдают себя (живу на Урале).
На липучке в том году отъездила только март (машину купила в начале марта), был лед и некомфортно .. продала
21.10, 17:16
Езжу на Hakkapeliitta 8
23.10, 21:59
Никогда не понимал, где тут выбор.
Есть несколько типов условий/покрытия дороги, на которых обе резины - плюс-минус. И есть одно условие/покрытие, на котором едет только одна резина.
«Давайте подумаем, какие взять, а то я недалёкий…» 😁
31.10, 05:40
Вторую зиму езжу на шипованных Tigar Ice SUV, на липучке в Новосибирске невозможно ездить зимой
03.11, 08:29
Всю жизнь езжу на хакапелите. Год назад купила новую, лепота. В Сибири без шипов ездят только неадекваты.
03.11, 16:08
Есть же тесты автомобильных журналов (те же Авторевю и За рулем) сделанные профессионально, с соответствующим оборудованием. И выводы там в общем совпадают – современные шипы лучше на всех покрытиях.
Минусы шипов – шум и разрушение дорожного полотна.
Плюсы липучки – тишина, комфорт, что не нужно спешить шиномонтажом при смене сезонов. Ну и плюс в карму, что не разрушаешь дорожное полотно.
А вот о чем мало говорят, так это то, что при одинаковом уровне износа липучка быстрее теряет свои изначальные качества (именно из-за своей мягкости).
04.11, 11:26
"При движении по сухому твердому покрытию липучка тоже лучше шипов — за счет более мягкой резины"
Казалось бы, почему же тогда на такой хорошей и мягкой липучке не ездить и летом? А нет, на самом деле "твёрдая" летняя резина на асфальте лучше чем "мягкая" зимняя практически всегда - и в +20, и в +5, и в -5. Некий паритет наступает примерно только при -15.
23.10, 22:10
Алексей, как-то запланировал переобувку попозже и в одну ночь приморозило. Не смог утром въехать на летней резине в 15-градусную горку.
Вероятно, я омывайку зимнюю забыл залить, ведь твои журналюхи не могут ошибаться. :)
24.10, 04:51
Алексей, проспаться, скорее, ты забыл. Читай внимательно про тест: минус семь, сухой асфальт.
27.10, 17:43
Лучше фрикционные сейчас нет зимы с сильно заснеженной дорогой дороги почти все время без льда но если будет лёд можно и поосторожнее
27.10, 17:48
Александр, я давно даже на оку покупал липучку хотя она стоила дороже чем ока
03.11, 10:45
так что при смене погоды менять липучку на шипы или шипы на липучку? или все-таки поставить шипы и успокоится?
03.11, 11:57
Если не путаю, то менять резину нужно на зимнюю, когда среднесуточная температура опускается ниже +7, а не держится несколько дней +5.
03.11, 13:01
Форестер 2009 года. Резина летняя и зимняя досталась от первого владельца. Родная 2009 г.в. Протектор на летней уже подходит к индикаторам. На зимней почти все шипы сломаны. Езжу и проблем не знаю. Всем интересующимся отвечаю: "Отходит еще пару сезонов")))
От манеры езды многое зависит. При неадекватной манере можно убиться на самой новой, свежей, современной, технологичной резине.