Авто
33K

Как самостоятельно заменить колесо на автомобиле

И с какими сложностями можно столкнуться
28
Как самостоятельно заменить колесо на автомобиле
Аватар автора

Эдуард Солодин

сам меняет колеса

Страница автора

Каждый водитель должен уметь менять колесо.

Иначе даже банальный прокол шины надолго задержит в дороге и испортит планы. Самый очевидный выход — вызвать эвакуатор и отвезти машину на шиномонтаж. Но в этом нет смысла, если в машине есть инструмент и запаска.

Поменять колесо просто: нужно открутить несколько гаек или болтов, снять одно колесо, поставить другое и прикрутить его к ступице. Но когда дело доходит до практики, неопытный водитель может столкнуться со сложностями.

Еще школьником я помогал отцу менять колеса на автомобиле и знаю все сложности процесса. Для своих машин покупаю второй комплект колес и самостоятельно меняю их дважды в год уже 15 лет. На шиномонтаж заезжаю только для того, чтобы колесо собрали или отбалансировали. В этой статье поделюсь накопившимся опытом.

Какие инструменты потребуются

Баллонный ключ. Обычно он идет в комплекте к автомобилю и подходит к штатным колесам. Если на машине стоят не оригинальные диски, то штатный баллонник может не подойти по толщине и придется подбирать подходящий.

Также у автомобиля могут быть «секретки» — болты или гайки для дисков со специальным ключом. Их ставят, чтобы злоумышленники не могли снять колеса. В любом из этих случаев потребуется возить с собой головку-переходник или второй баллонный ключ.

Головка ключа, который шел в комплекте к автомобилю, больше, чем отверстие для крепежа в литом диске. Чтобы заменить колесо, приходится возить с собой второй баллонный ключ
Головка ключа, который шел в комплекте к автомобилю, больше, чем отверстие для крепежа в литом диске. Чтобы заменить колесо, приходится возить с собой второй баллонный ключ

Домкрат. Машины часто комплектуют механическим домкратом ромбического типа. Его удобно хранить в специальном органайзере, который часто кладут поверх запасного колеса. Чтобы домкрат занимал меньше места в машине, его ручку можно снять или сложить. Иногда ручкой может быть крючок, который соединяют с баллонным ключом — так легче откручивать колесо.

У ромбических и реечных домкратов есть недостаток: если поставить его неровно или на рыхлую поверхность, машина может упасть с него. Подкатные и гидравлические домкраты надежнее — возможно, есть смысл поискать компактную модель и положить ее в багажник.

Грузоподъемность штатного домкрата рассчитана на массу автомобиля. Учтите это при замене колеса: домкрат от седана может не справиться с внедорожником.

Минимум, который нужен для замены колеса в полевых условиях: знак аварийной остановки, штатный домкрат ромбического типа, баллонный ключ и компрессор
Минимум, который нужен для замены колеса в полевых условиях: знак аварийной остановки, штатный домкрат ромбического типа, баллонный ключ и компрессор
Домкрат, у которого вместо ручки — крюк и баллонный ключ
Домкрат, у которого вместо ручки — крюк и баллонный ключ

Крепеж. Гайки для крепления диска бывают с открытой и закрытой резьбой. Закрытые гайки не ржавеют и их невозможно прикрутить неправильно. Гайку с открытой резьбой нужно прикручивать к диску той стороной, на которой есть конус или сфера: так центруется диск.

Гайки и болты для штампованных, литых и кованых дисков различаются. Следите, чтобы крепеж соответствовал диску, иначе со временем на прижимной поверхности появится бороздка и крепление ослабнет. Важно, чтобы форма крепления совпадала с формой диска. Например, сферическое крепление часто используется для штампованных дисков, а конусное — для литых и кованых. Если с выбором крепления возникают сложности, лучше обратиться к специалистам.

Также могут различаться крепежи для запаски, зимнего и летнего комплекта колес. Поэтому с собой нужно возить подходящий комплект гаек или болтов на случай замены колеса.

У колесных гаек с открытой резьбой одна стороны конусная, а другая плоская. Прикручивать к диску нужно конусной стороной. Источник: marekusz / Shutterstock
У колесных гаек с открытой резьбой одна стороны конусная, а другая плоская. Прикручивать к диску нужно конусной стороной. Источник: marekusz / Shutterstock

Противооткатные упоры нужны, чтобы машина не съехала с домкрата. Их ставят под колесо с обеих сторон.

Если под рукой нет упоров, можно использовать любые бруски или кирпичи.

Готовые противооткатные упоры продаются в супермаркетах и стоят около 100 ₽
Готовые противооткатные упоры продаются в супермаркетах и стоят около 100 ₽

Компрессор с манометром, который показывает давление в шине, потребуется после монтажа. Он выравнивает давление в шинах. Если на компрессоре нет манометра, его можно купить отдельно.

Запасное колесо находится в багажнике, на задней двери или под днищем автомобиля. Вместо обычной запаски в машине может быть докатка — компактное колесо с ограничением скорости 80 км/ч.

Нельзя устанавливать шины с разным рисунком протектора на одну ось. Если рисунок на запасном колесе отличается, можно аккуратно доехать до шиномонтажа. Важно не допускать резких торможений и стартов. Если запасного колеса нет, придется вызывать эвакуатор или попробовать самостоятельно устранить прокол — например, с помощью специального ремкомплекта. Про него мы напишем отдельный материал.

Как подготовить автомобиль к замене колеса

Выбрать безопасное место. Если колесо повреждено, оставлять машину на дороге опасно — лучше съехать на обочину. Выберите ровную площадку без уклонов с твердым покрытием, например асфальт или бетон. Гравий, песок и земля — рыхлая поверхность, на которой машина может упасть с домкрата. В этом случае под него нужно подложить что-то твердое. Например, широкую доску.

Включите аварийную сигнализацию и наденьте световозвращающий жилет. Затем выставите знак аварийной остановки в 15 метрах от машины в населенных пунктах и в 30 метрах — на остальных дорогах. Пассажиры должны выйти из салона.

Зафиксировать машину. Важно, чтобы она не могла свободно катиться вперед или назад во время монтажа. Для этого нужно затянуть ручник и поставить механическую коробку передач на скорость, а автоматическую — в положение парковки. Дополнительно используйте противооткатные упоры с двух сторон противоположного колеса. Чем больше упоров будет под колесами, тем надежнее зафиксируется машина.

Как самостоятельно заменить колесо

В этой инструкции мы будем говорить про штатный ромбический домкрат. Если конструкция будет другой, суть не изменится, просто вместо ручки может быть педаль или рычаг.

Ослабить крепеж. Проверните гайки или болты против часовой стрелки, пока колесо стоит на земле. Позже это будет опасно: машина может сорваться с домкрата и покатиться. Как быть, если гайки не откручиваются, мы расскажем дальше — в главе «С какими сложностями можно столкнуться».

Установить домкрат. Специальная точка подъема для установки домкрата находится на пороге автомобиля, рядом с колесом. Ее можно найти в инструкции по эксплуатации или визуально — обычно это небольшая впадина для ромбического домкрата или квадратная полость для реечного. Если ставить домкрат в другое место, можно повредить кузов машины или замять пороги.

Устанавливать домкрат нужно перпендикулярно земле, без перекосов. Если он начал крениться в сторону, поднимать машину нельзя — нужно опустить автомобиль и переустановить домкрат.

Домкрат нужно установить строго вертикально в специальную точку подъема на пороге. Если поверхность рыхлая — земля, песок, гравий, — обязательно подложить под домкрат доску. Источник: Bargais / Shutterstock
Домкрат нужно установить строго вертикально в специальную точку подъема на пороге. Если поверхность рыхлая — земля, песок, гравий, — обязательно подложить под домкрат доску. Источник: Bargais / Shutterstock
Домкрат установили в неправильном месте — порог не выдержал нагрузки
Домкрат установили в неправильном месте — порог не выдержал нагрузки

Поднять колесо. Для этого вращайте ручку домкрата по часовой стрелке. Усилие на ручку будет постепенно возрастать. Если у домкрата нет специальной ручки, используйте крюк из набора и баллонный ключ. В крайнем случае можно вставить отвертку в отверстие для ручки домкрата.

Перестраховаться. Когда поднимете машину, положите запаску под днище рядом с домкратом. Если машина сорвется с домкрата, запаска не даст повредить тормозной диск.

Открутить гайки. Открутите ослабленные гайки или болты. Верхний крепеж откручивайте в последнюю очередь: так колесо до последнего момента будет держаться на ступице. Не бросайте гайки или болты на землю, в песок, снег или лужу, чтобы не потерять их и не загрязнить резьбу.

Заменить колесо. Поставьте запасное колесо вместо того, которое сняли. Диск должен встать на посадочное место, плотно и без зазоров прилегать к ступице. Гайки или болты нужно закрутить от руки конусной частью к колесу. Чтобы колесо не перекосило, закручивайте крепежи по диагонали или крест-накрест. Подтяните крепления ключом, но без усилия, чтобы машина не слетела с домкрата.

Опустите автомобиль на землю — для этого вращайте ручку ромбического домкрата против часовой стрелки.

Затяните крепления по диагонали или крест-накрест баллонным ключом по часовой стрелке. Усилия рук достаточно: перетягивать гайки ногой или ключом с длинным рычагом опасно.

Маловероятно, что в багажнике будет динамометрический ключ, но если он есть — лучше воспользоваться им. Момент затяжки можно посмотреть в руководстве по эксплуатации. Обычно для легковых автомобилей это 100—130 Нм.

Вытащите домкрат из-под машины и уберите противооткатные упоры.

1/2

Что проверить после замены колеса

Давление в шинах. Перекачивать или недокачивать колеса вредно для шин и опасно для жизни.

О том, как правильно измерять давление в шинах и где узнать нормативы, мы подробно писали в отдельном материале. Не забудьте закрутить обратно колпачок вентиля.

Состояние резины. Осмотрите резину на снятом колесе. Если протектор стерт неравномерно, нужно отрегулировать углы установки колес. Если игнорировать этот признак, новая шина быстро сотрется.

При сезонной замене резины стоит поменять колеса местами, потому что шины изнашиваются неравномерно. Чтобы не запутаться, можно отметить их мелом — например, «переднее правое», «переднее левое» и так далее.

После монтажа проверьте, чтобы давление в шинах было в норме
После монтажа проверьте, чтобы давление в шинах было в норме
Вероятно, неравномерный износ шины случился из⁠-⁠за неправильного угла установки колес. Если не отрегулировать схождение и развал на автомобиле, новая шина тоже быстро сотрется. Источник: Steve Heap / Shutterstock
Вероятно, неравномерный износ шины случился из⁠-⁠за неправильного угла установки колес. Если не отрегулировать схождение и развал на автомобиле, новая шина тоже быстро сотрется. Источник: Steve Heap / Shutterstock

С какими сложностями можно столкнуться

Крепление не откручивается. Если гайка прикипела к диску, побрызгайте на соединение средством WD-40 или его аналогами и подождите несколько минут, пока жидкость проникнет в соединение и начнет действовать.

Также обратите внимание на баллонный ключ. Крестовым баллонным ключом пользоваться легче. Ключи Г-образной формы с короткой ручкой требуют больше усилий.

В крайнем случае можно удлинить рычаг — например, вставить ключ в кусок трубы и плавно провернуть гайку.

Колесо не снимается. Иногда колесный диск прикипает к ступице. Тогда на место соприкосновения нужно побрызгать WD-40. Попробуйте аккуратно раскачать колесо или постучать ногой по резине. Следите, чтобы машина не съехала с домкрата.

Чтобы колесо не прикипало, после демонтажа очистите ступицу от ржавчины и грязи. Обработайте ее высокотемпературной смазкой — медной, графитовой или керамической, но осторожно. Важно понимать, как будет взаимодействовать металл со смазкой. Например, если обработать ступицу медной смазкой, соединение окислится при контакте меди с литым колесным диском. Смазка не должна попасть на шпильки или на резьбу для колесных болтов. Подробно об этом расскажу в другой главе.

Колесо не устанавливается. Машину на домкрате перестают поднимать, как только спущенное колесо отрывается от земли. Если запасное колесо не устанавливается на посадочное место, проверьте, достаточно ли поднят автомобиль. Если у резины глубже протектор или колесо больше по диаметру, стоит еще приподнять автомобиль — колесо должно встать на место.

Машину уводит в сторону. Если на запасном колесе тот же рисунок протектора, но его ни разу не использовали, лучше установить такую запаску на заднюю ось независимо от привода. Иначе автомобиль может уводить в сторону на скорости или заносить при торможении. Та же проблема возникнет при разном давлении в шинах.

Появились биения на руле. Если водитель чувствует биение на руле, нужно заехать на шиномонтаж и попросить мастера отбалансировать колесо. Возможно, от колесного диска отвалился балансировочный грузик.

Загорелся индикатор «давление в шинах». Актуально для машин с датчиками давления в шинах. Они не всегда оперативно считывают информацию — иногда достаточно проехать небольшое расстояние, чтобы индикатор погас. Если этого не случилось, попробуйте снова подкачать колеса. Возможно, манометр сломался или измеряет давление с погрешностью. Если с давлением все в порядке, откалибруйте датчики через меню в головном устройстве.

Разрядился аккумулятор. Старый аккумулятор может разрядиться, если накачивать шины компрессором при неработающем двигателе. Компрессор потребляет много энергии, а генератор в это время не восполняет заряд батареи. Поэтому проверять давление и подкачивать шины стоит только с запущенным двигателем.

Сломалась шпилька ступицы. Это может случиться, если в последний раз крепления колеса перетянули. Например, использовали пневмопистолет на шиномонтаже или на шпильку случайно попала смазка. С одной сломанной шпилькой допустимо аккуратно добраться своим ходом до автосервиса или шиномонтажа, с двумя и более — уже опасно.

Не всегда сломанную шпильку возможно заменить. Из-за конструктивных особенностей отдельных моделей приходится менять ступицу целиком. Если чувствуете, что шпилька может сломаться, не рискуйте — обратитесь на шиномонтаж или в автосервис.

Обломанная шпилька ступицы
Обломанная шпилька ступицы

Чего не стоит делать при замене колес

Пренебрегать безопасностью. Соблюдайте технику безопасности и работайте в светоотражающем жилете. Не проверяйте рукой, оторвалось ли колесо от земли. Не засовывайте голову в колесную арку. Не ложитесь под автомобиль, который стоит на домкрате. Не раскачивайте поддомкраченный автомобиль.

Смазывать резьбу креплений. Некоторые автовладельцы, а иногда и мастера на шиномонтаже обрабатывают гайки, шпильки и болты колесных креплений машинным маслом, солидолом, медной или графитовой смазкой. Так крепеж не ржавеет и легче откручиваются.

Крепеж ни в коем случае нельзя смазывать и нельзя допускать, чтобы какая угодно смазка попадала на них случайно. Чтобы затянуть болт или гайку на смазанной резьбе, придется приложить большее усилие и велика вероятность, что болт или шпилька растянутся, а потом лопнут. Шпильку или даже ступицу придется менять целиком, а болт — высверливать. И то и другое — серьезная проблема и лишние траты.

Переживать насчет коррозии на креплениях стоит только тем, кто откручивает колеса раз в три года. Среднестатистический автовладелец делает это при сезонном шиномонтаже.

Перетягивать крепеж. Если вы затягиваете колесо баллонным ключом, достаточно усилия рук. Если неграмотно использовать пневмопистолет или ключ с длинным рычагом, затягивать гайки ногой или прыгать на ключе, это может обломить крепеж или привести к травмам.

В руководстве по эксплуатации Hyundai Creta указан момент затяжки гаек крепления колеса
В руководстве по эксплуатации Hyundai Creta указан момент затяжки гаек крепления колеса

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Эдуард СолодинА вы сами меняете колеса на автомобиле?
  • МаргаритаМеняла дважды на разных машинах. В ночи. На трассе. Инструкции не было. Порог не помяла, болты не потеряла, колеса по дороге не отвалились 🤣10
  • Сергей СоколенкоМаргарита, вы просто волшебница!0
  • АнтиконсьюмеристРуководства, которые мы заслужили. Что дальше - как запустить двигатель и как открыть дверь? :)6
  • Антиконсьюмерист, именно. Я читал вчера редполитику, великий Ильяхов велел этим людям причинять пользу, а они делают инструкции на семи экранах про открывание холодильника.0
  • МаргаритаСергей, сама диву даюсь, чего я только не умею ))0
  • МаргаритаБензином еще можно капнуть на болты вместо WD-40.0
  • Пасмурный ЧудакСледующая статья на ТЖ - как правильно сходить в туалет без посторонней помощи.1
  • НеОнМаргарита,1
  • НеОнПасмурный, было уже2
  • НеОнРаньше менял на зиму/лето сам. Резина на дисках. Потом надоело - обязательно не открутится какая-то гайка. За гаражами на шиномонтаже 20 минут и 1000₽. Бывает конечно они затянут от души, ну вот потом сами пусть откручивают. А если в дороге пробью, сам могу поменять, но как правило случаются дырки маленькие, можно и доехать до шиномонтажа, периодически подкачивая. Еще вожу с собой набор для ремонта шин. Но ни разу не использовал.0
  • Андрей Белогубов"Если на машине стоят не оригинальные диски, то штатный баллонник может не подойти по толщине и" (с) после этих слов читать дальше расхотелось. Кто там куда может не подойти, по какой толщине? Говорю ж Т-Ж не оч получается вам писать про автомобильные темы. Лучше бы вы писали в ключе: куда позвонить и сколько заплатить что бы приехали чуваки и выполнили любой каприз... И где что по чем там. А дальше, если автолюбитель ставит неоригинальный диск с секретками - он уже минимум будет знать что у него и где (это про то что надо возить с собой ключ).0
  • Vadim RybalkoСмех-смехом, а я был свидетелем, как у доставщика еды слетело колесо на его лохматых годов бэхе и он в спешке пытался его "перенадеть" снова, воспроизведя почти все ошибки, от которых предостерегает статья: сначала у него не было домкрата, пришлось пожертвовать ему свой, его балонник не влезал в отверстия диска, подобрал ему головку из своего запаса, далее он поддомкратил, но машина стала ехать, поддомкратил снова уже поаккуратнее, но ничего не подложил и стал на весу пытаться отвинтить приржавевшую последнюю гайку, машина с грохотом съехала с домкрата и села на ступицу, только что в силу "дубовости" старого автомобиля ничего не погнулось. Несколько гаек ему не хватало, две шпильки были со слизанной резьбой. В итоге кое-как перераспределил гайки с иных колёс (где тоже не хватало) и поехал восвояси.1
  • Руслан БегалиевАндрей, достаточно просто начинающему автолюбителю купить поддержанный автомобиль на сторонних дисках и с секретками. Так что может и не знать, подходит ли балонник к этим колёсам или нет0
  • aye-ayeНе увидел важного - всегда следите, как закручивают колеса в сервисе и на шиномонтаже. Могут пневмопистолетом так затянуть, что взвоете. Хорошо, если приедете туда же на следующую переобувку - "их проблемы". Хуже, если это случится ночью на трассе. Штатным баллонником без удлинителя не открутите. Секретки откручиваются первыми, закручиваются последними. Как-то я помогал на трассе в Кировской области ребятам, которые купили машину, чтобы доехать на ней из Москвы куда-то в Сибирь и там продать (окупается). Пробили колесо, домкрата нет, баллонника нет, обувь на тонкой подошве, температура -25. Иногда мелкая в одних обстоятельствах проблема может стать критичной в других :) Следите за машиной, чините сразу, как заметили неисправность, не тяните. Ну и помогайте на дорогах, это святое.4
  • Твой учитель французскогоАндрей, вы никогда не встречали диски, у которых диаметр отверстия для гаек меньше, чем в штатных дисках? Вы не знаете, что, например, используется специальная тонкостенная головка в таких случаях, потому что штатный балонник не входит в отверстие?2
  • Твой учитель французскогоЯ все же убеждён, что если в не в состоянии самостоятельно заменить колесо - за руль садиться не стоит. В то же время таких горе-водителей тысячи, у меня жена такая. По тексту - Г-образный баллонный ключ позволяет приложить большее усилие, чем крестообразный, именно потому, что как правило, рукоять длиннее. Если туго закрученная гайка не откручивается крестообразным ключом- ее ещё можно попробовать открутить Г-образным. Если же не откручивается Г-образным, то крестообразным не открутится уже точно3
  • StevenДожили, статьи про замену колес пишут и спрашивают, меняли ли вы колеса. Тепличные условия довели хипстеров до цугундера, а автора статьи до высасывания из пальца инструкции. Вообще зря я так людей обижаю. Пошел писать статью про переход дороги. И опрос создам.0
  • StevenАнтиконсьюмерист, как подать в суд на автопроизводителя, если машина упала с домкрата0
  • АнтиконсьюмеристAlexey, всегда удивляют люди, ездящие без мощного баллонника, домкрата и троса. Это всё равно что босиком на улицу пойти :)2
  • АнтиконсьюмеристТвой, на Г-образный ещё и кусок стальной водопроводной трубы отлично надевается, любая гайка сдастся ))2
  • АнтиконсьюмеристVadim, у таких безалаберных наездников надо права отбирать. Сами то ладно, но ещё и других участников движения подвергают опасности, ездя на машинах в таком состоянии... Подходящий баллонник и гайки не так дорого стоят, меньше чем зарплата доставщика за один день. И трос ручника тоже не шибко дорогой, можно и поменять, чтобы машина с домкрата не сваливалась :)1
  • aye-ayeАнтиконсьюмерист, компрессор, провода, малый набор инструмента, лопата... Этот список можно продолжать бесконечно :) Но зависит от места всё-таки. В окрестносях Москвы достаточно телефона и денег. А, ну в принципе даже машина не нужна :)1
  • никАнтиконсьюмерист, нет это не элементарная операция, не все знают как тот же домкрат работает, как правильно его ставить. Плюс помимо снятия колеса нужно знать, какие детали и чем обработать, что прочистить.2
  • никАнтиконсьюмерист, Мда... Хейтить статью за банальность, но при этом советовать искать всю инфу точно так же в интернете3
  • Владимир ЮрьевичНадеюсь никому не пригодится, но все же: если вдруг потеряли под секретку ключ - можно использовать подходящую головку. Ее следует набить на секретку и отвернуть. Возможно, не прокатит с секретками со скользящим кольцом. Разумеется, головка пойдет в расход. У меня еще была ситуация, когда ломали секретку - к ней приваривали шестигранник и только потом ее открутили.0