Как учителю получить миллион по программе «Земский учитель»
Как у нас
158K
Фотография — Akimov Igor / Shutterstock

Как учителю получить миллион по программе «Земский учитель»

И сколько лет нужно отработать за эти деньги

31

С 2020 года в России работает программа «Земский учитель».

Молодым учителям выплачивают миллион рублей при условии, что они отработают пять лет в сельской школе. В этой статье я расскажу, как устроиться в школу, получить деньги и какие есть подводные камни в программе.

Законодательная база

Порядок выплаты миллиона сельским учителям определен в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования».

На федеральном уровне есть методические рекомендации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Регионы на основе этих методических рекомендаций приняли свои правовые акты. Вот, например, порядки предоставления компенсационной выплаты учителям в Нижегородской области, а вот — в Республике Карелии.

Условия предоставления выплаты

Выплату учитель получит, если устроится на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа или в город с населением до 50 тысяч человек.

Чтобы получить выплату, учитель должен:

  1. Быть не старше 55 лет (в некоторых регионах — не старше 50) на дату подачи документов.
  2. Иметь среднее профессиональное или высшее педагогическое образование и соответствовать требованиям к педагогическим работникам: например, не быть судимым за ряд преступлений, подходить по состоянию здоровья. Формально работать учителем на момент подачи документов не обязательно, хотя очень часто в регионах устанавливают это требование.
  3. Устроиться в школу на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку.
  4. Взять на себя обязательство отработать в школе 5 лет на этой должности с такой же нагрузкой.

Декретный отпуск могут зачесть в пятилетний срок отработки по решению властей области. Но большинство регионов так не делают.

Если учитель уволится из школы раньше, чем через пять лет, он обязан вернуть полученный миллион в полном объеме независимо от того, сколько лет он уже отработал.

Где придется работать

Список вакансий в школах регионы формируют до конца года, предшествующего году отбора, и отправляют данные на официальный сайт программы «Земский учитель».

В разделе «Банк вакансий» нужно выбрать регион, школу и предмет, который готовы вести.

Это официальный сайт проекта «Земский учитель». Вакансии можно искать по региону, школе, предмету, расстоянию от своего города или по объему нагрузки
Это официальный сайт проекта «Земский учитель». Вакансии можно искать по региону, школе, предмету, расстоянию от своего города или по объему нагрузки

Подать документы на получение выплаты можно только в школу, которая находится на определенном минимальном расстоянии от текущего места жительства или работы учителя. Например, в Ленинградской области это минимум 200 км, в Омской области — 100 км.

Это правило ввели, чтобы избежать ситуаций, когда учитель увольняется и подает документы в свою же или соседнюю школу, но уже с правом получения выплаты.

Сельские школы в основном выглядят так: типовые советские здания, детей с каждым годом становится все меньше, но школы в соседних деревнях объединяют, и учеников возят автобусами. За 18 часов в неделю зарплата будет около 15 000 ₽. В богатых регионах зарплата выше.

Взять больше часов, как в городе, получится не всегда: просто нет такого количества классов и детей. Зато зачастую в сельских школах не хватает учителей по другим предметам, поэтому можно совмещать. Например, учитель физкультуры может взять ведение нескольких секций, ОФП и спецзанятия для детей с инвалидностью. Еще можно взять классное руководство, за которое из федерального бюджета платят 5000 ₽, плюс есть региональная доплата.

Коллектив сельских школ в основном состоит из женщин пенсионного и предпенсионного возраста, за исключением учителей физкультуры и труда.

Занятия проходят в первую смену и заканчиваются примерно к обеду. После школы надо готовиться к урокам на следующий день и проверять тетради. У молодых учителей это занимает много времени.

Июль и август — это гарантированный отпуск, во время которого можно уехать домой.

При переезде местные власти, как правило, стараются помочь с жильем, например могут предоставить служебное жилье или порекомендовать съемное. Скорее всего, это будет деревенский дом. Иногда даже подселяют к семьям местных жителей, дети которых выросли и уехали в город.

Как и куда подать документы

Нужно зарегистрироваться на федеральном портале «Земский учитель» и подать электронную заявку.

Первый шаг — выбрать вакансию
Первый шаг — выбрать вакансию
Это страница с описанием вакансии. Здесь нужно нажать кнопку «Подать заявку на вакансию»
Это страница с описанием вакансии. Здесь нужно нажать кнопку «Подать заявку на вакансию»
Здесь надо заполнить все поля формы и зарегистрироваться. На электронную почту придет письмо с логином и паролем от личного кабинета портала
Здесь надо заполнить все поля формы и зарегистрироваться. На электронную почту придет письмо с логином и паролем от личного кабинета портала
Теперь надо снова открыть страницу с вакансией, поставить галочку в графе «Я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных» и нажать на кнопку «Отправить». Заявка подана
Теперь надо снова открыть страницу с вакансией, поставить галочку в графе «Я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных» и нажать на кнопку «Отправить». Заявка подана

Чтобы устроиться на вакантную должность, учителю необходимо пройти конкурсный отбор. Ежегодно Министерство просвещения выделяет регионам деньги на выплаты сельским учителям.

Например, в Челябинской области в 2023 году выплаты обещали выдать 77 учителям, значит, из бюджета выделено 77 млн рублей. Но вакансий в сельских школах обычно гораздо больше. Поэтому на уровне области власти устанавливают список вакансий, где положена выплата, и на эти вакансии объявляют конкурс. На оставшиеся вакансии устроиться тоже можно, но миллиона не получить.

Аватар автора

Елена Ожегова

участник программы «Земский учитель», переехала из Кировской области

Сельский учитель может неплохо получать за счет совмещения

Подать заявку и участвовать в конкурсе по программе «Земский учитель» несложно. Учитель может подавать заявки в несколько регионов — хоть сразу во все. Я подавала в четыре области, которые поближе к дому. У меня шестеро детей, и хотя старшие уже студенты и живут в других городах, далеко ехать мне не хотелось. В двух регионах я победила. Я заранее посмотрела на школы в интернете, потом лично съездила в оба региона. Выбрала Вологодскую область и стала работать учителем начальных классов в школе поселка Чебсара Шекснинского района Вологодской области.

К сожалению, случилась проблема с жильем: мне обещали служебную квартиру, но пришлось снимать за свои деньги трешку. Оказалось, что большие муниципальные квартиры в непригодном состоянии, а в однокомнатную мы не можем заехать по закону, потому что мы многодетная семья и не проходим нормы по метражу на человека. Решение проблемы я искала вместе с администрацией школы и администрацией поселения.

Платят в Вологодской области больше, чем в Кировской. Многие учителя, которые участвуют в программе, берут дополнительную нагрузку: совмещают ставки, чтобы получать больше. В сельских школах большой дефицит кадров, и земский учитель может стать еще, например, замом по воспитательной работе или педагогом-психологом.

Участники программы создали паблик во «Вконтакте», где делятся впечатлениями и консультируют новичков. Это очень полезная группа, там обсуждают условия, зарплаты, инфраструктуру, проблемы с жильем. Я сама там отвечаю на вопросы, если есть время.

Большая загвоздка программы в том, что люди боятся сообщать своему руководству об участии в ней. Один из критериев — подтвердить, что вы работающий педагог. И когда нужно делать копию трудовой книжки, брать выписки приказов, естественно, в твоей школе возникают вопросы. Тут все по-разному действуют: одни раскрывают все карты директору, другие придумывают отговорки. Страшно ведь проиграть, и потом на тебя будут в своей же школе показывать: вот он не прошел. Поэтому к конкурсу нужно готовиться еще и морально. Быть готовым и к большим переменам, и к тому, что может не получиться.

Документы на конкурс подаются в структуру власти или учреждение, которое отвечает за сферу образования в регионе. Например, в Омской области это казенное учреждение «Региональный информационно-аналитический центр системы образования», а в Республике Карелии — государственное учреждение «Карельский институт развития образования».

Обычно у кандидатов просят такие документы:

  1. Заявление.
  2. Копию паспорта.
  3. Копию диплома.
  4. Копию документа об установлении первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель».
  5. Заверенную работодателем или нотариусом копию трудовой книжки.
  6. Копию ИНН.
  7. Копию СНИЛС (выписки из ПФР).
  8. Согласие на обработку персональных данных.
  9. Согласие о готовности к переезду в сельские населенные пункты либо города с населением до 50 тысяч человек.
  10. Банковские реквизиты.

Дополнительно можно представить любые документы. Рекомендую приложить все бумаги, которые подтверждают достижения в педагогической или научной деятельности. Это могут быть сертификаты о повышении квалификации и прохождении профессиональной переподготовки, присвоении категории или ученой степени.

Если учитель подает заявку на вакантную должность в школу, в которой в свое время учился, то следует приложить копию аттестата. Ниже объясню, почему это повысит шансы пройти конкурсный отбор.

Организаторы конкурса также попросят учителя указать, куда он хочет потратить миллион. Эта информация ни к чему не обязывает, она необходима государству для статистики.

При сдаче документов попросите, чтобы вам выдали документ с указанием даты и времени, когда принят пакет документов. Это поможет в спорных ситуациях. Например, в случае если вы наберете одинаковое количество баллов с другим претендентом на вакансию, при прочих равных победит тот, кто раньше сдал документы.

Как проходит конкурсный отбор

Конкурс проводится в четыре этапа.

Первый этап: прием документов, регистрация претендентов. Этот этап проходит примерно с 10 января по 15 апреля ежегодно. Каждый регион вправе устанавливать свои сроки. Отслеживать информацию нужно в начале года на сайте регионального департамента образования или на сайте «Земский учитель». В начале года там появляется перечень вакантных должностей с указанием срока приема документов.

Второй этап: экспертная оценка документов, выставление баллов претендентам, формирование рейтинга. Этап проходит примерно с 16 по 30 апреля. На основании документов эксперты выставляют баллы, а по ним выстраивается рейтинг.

Среди критериев оценки документов, например, уровень квалификации учителя, наличие ученой степени, право преподавать смежные предметы, учительский стаж. Дополнительные баллы можно получить, если учитель устраивается в школу, из которой сам выпустился. Списки критериев незначительно отличаются по регионам.

Во многих регионах дополнительные 10 баллов получают учителя, которые готовы ехать в школу за 200 км от областного центра. Еще 5 баллов можно получить, если учитель готов устроиться на вакансию, которая свободна больше 3 лет.

Третий этап: определение победителей. Итоги конкурса подводят, как правило, с 1 по 15 мая.

Если на вакансию несколько кандидатов, ее отдают тому, кто набрал больше баллов. Важный нюанс: вакансии не перераспределяются по рейтингу в зависимости от баллов и может получиться, что при отсутствии конкуренции места в программе получат учителя с относительно небольшим количеством баллов.

Объясню для наглядности с помощью таблицы.

Пример распределения вакансий по программе «Земский учитель»

ФИОКоличество балловВакансия
1Иванов100Школа в поселке Гридино
2Петров90Школа в поселке Гридино
3Смирнова89Школа в поселке Гридино
4Долгова85Школа в деревне Извоз
5Белова83Школа в деревне Извоз
6Шестов71Школа в ПГТ Конома
7Семак70Школа в селе Дресвянка

Пример распределения вакансий по программе «Земский учитель»

Школа в поселке Гридино
Иванов100
Петров90
Смирнова89
Школа в деревне Извоз
Долгова85
Белова83
Школа в ПГТ Конома
Шестов71
Школа в селе Дресвянка
Семак70

Допустим, всего по конкурсу распределяют три вакансии. В этом случае победителями станут Иванов, Долгова и Шестов. Шестов с 71 баллами опередит Петрова, хотя у Петрова 90 баллов, Смирнову с 89 баллами и Белову с 83 баллами. Ведь на вакансию Шестова других кандидатов не было, а на вакансии Петрова, Смирновой и Беловой нашлись претенденты с более высокими баллами.

Четвертый этап: по желанию претендента выезд в школу. Учитель, победивший в конкурсе, может выехать на будущее место работы и познакомиться с коллективом. На этом же этапе учитель подписывает согласие на переезд и заключает договор на пять лет. Если в установленный регионом срок, обычно до 15 июня, учитель не подписывает согласие, считается, что он отказался от работы.

Порядок получения выплаты

Кроме трудового договора сельский учитель должен подписать трехсторонний договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Сторонами этого договора являются учитель, школа и правительство области.

Образец договора между регионом, школой и учителем в Омской области. Источник: РИАЦ системы образования Омской области
Образец договора между регионом, школой и учителем в Омской области. Источник: РИАЦ системы образования Омской области
Образец договора между регионом, школой и учителем в Омской области. Источник: РИАЦ системы образования Омской области
Образец договора между регионом, школой и учителем в Омской области. Источник: РИАЦ системы образования Омской области

С этими документами учитель должен обратиться в региональный департамент образования. Еще потребуется написать заявление на выплату.

Миллион будет перечислен до 1 декабря этого же года по банковским реквизитам, которые учитель предоставлял во время конкурсного отбора.

Выплата для учителей не облагается налогами.

В каких случаях придется вернуть деньги

Но закон определяет исключения, когда деньги учитель может не возвращать:

  1. Учитель получил медицинский отвод, а другую должность, на которой разрешают работать медики, школа предоставить не может.
  2. Школу закрыли.
  3. В школе сократили штат или численность.
  4. Работника призвали в армию.
  5. Восстановили по решению государственной инспекции труда или суда учителя, который делал эту работу раньше.
  6. Учителя признали полностью неспособным к трудовой деятельности по медицинским показаниям.
  7. Учитель умер или наступил форс-мажор: война, ЧС, эпидемия.

Если правительство региона посчитает, что учитель нарушил условия договора и должен вернуть деньги, ему направят уведомление. Если он добровольно не вернет выплату, государство подаст в суд.

Например, в Омской области суд обязал учителя вернуть региональному министерству образования 1 млн рублей после того, как он уволился из школы, проработав там чуть больше года.

Аналогичное решение было вынесено в Московской области, только в этом деле учитель перед вынесением решения добровольно выплатил 750 000 ₽. Поэтому суд взыскал с него 250 000 ₽.

А вот в Иркутской области суд отказал в удовлетворении требований к педагогу. Ответчик, участвовавший в программе «Земский учитель», самостоятельно вернул государству 800 000 ₽ — пропорционально количеству неотработанного времени. Но с него хотели взыскать еще 200 000 ₽. Суд указал, что такое условие было предусмотрено договором, а значит, больше ничего платить не нужно.

Другая ситуация произошла в Саратовской области. Местный суд отказал в требовании о взыскании 1 млн рублей с учителя, призванного на военную службу. Согласно закону, за призывниками сохраняется рабочее место в течение трех месяцев после увольнения со службы. Поэтому потребовать вернуть выплату можно, только если учитель вернется из армии и не восстановится. Повторно идти в суд региональное министерство образования, видимо, не стало: других дел с этим ответчиком найти не удалось.

Что запомнить земскому учителю

  1. Информацию о вакансиях надо смотреть на сайте «Земский учитель».
  2. Документы лучше подавать как можно раньше, чтобы опередить конкурентов с одинаковыми заслугами и квалификацией.
  3. В сельской школе придется отработать пять лет, иначе миллион заставят вернуть. Лучше заранее понять, в каких условиях придется жить и преподавать.
  4. Чем дальше от областного центра находится выбранная школа, тем меньше конкуренция и больше шансов стать победителем конкурсного отбора.
А вы бы согласились пять лет работать в сельской местности за миллион?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

1 млн за 5 лет - это 200 тыс в год или около 16,5 тыс в месяц.
Деньги, которые можно и так откладывать, не живя ни в какой деревне.

14

Ivan, 1млн дают сразу + зарплата от 15тыс-20тыс. Ежемесячно откладывать 16,5тыс не получится, со средней заплатой в 20тыс.

4

Fati, вот и я говорю.1 млн + з.п.

0

Ivan, я так понимаю.что 1 млн одно.з/п другое! Этот млн + з.п.

1

Иван, и я так понимаю, что миллион одно, а з/п это другое )

Статья о том, что ради этого миллиона нужно потратить 5 лет жизни живя в деревне.
Мой комментарий о том, что за 5 лет можно накопить миллион в деревне не живя.

3

Ivan, мы в деревне живём и так хоть какая то копейка не помешает

0
0

Боже упаси

8
0

Это очередной обман наивных учителей государством. На 5 лет надбавка 16,667 тысяч рублей в месяц - ничего не стоит. Кроме этого, жилья скорее всего не предоставят, придется снимать жилье. Вот все деньги и уйдут на оплату жилья, на покупки продуктов, которые дороже в деревне, придется выращивать еще огород, чтобы выжить. Чтобы грамотные учителя поехали в деревню, нужно:
0. Ввести систему контрактов для учителей в зависимости от дефицитности специальности, а не мизерных ставок школы.
00. Студентам педагогических вузов установить стипендию в зависимости от дефицитности предмета, но не меньше минимальной заработной платы в регионе.
1. Доплата к заработной плате 25 000 к окладу из фонда области за полное отработанное время.
2. Предоставление бесплатного служебного отремонтированного жилья с водоснабжением, электрификацией, канализацией, связью, земельным участком ровно на 3 года.
3. После 3 лет успешной работы открытие счета в банке, при трехстороннем договоре - администрации края, учителя и банка. На счет единовременно кладется сумма из средств области, которая равняется средней стоимости нового жилья в данном поселении, учитель может сразу купить необходимое жилье в собственность, если сумма его не устроит, может уехать, отказавшись от денег. Если сумма его устроит, учитель купит жилье в данном поселении, он уже никуда не уедет, будет заводить семью, заводить детей. За это жилье учитель должен отработать 5 лет в сельской школе.
4. В бюджете области, края, региона предусмотреть целевые деньги на привлечение квалифицированных учителей. Это стратегическая задача для страны - если хотим запустить свою экономику, а не быть чьим-то сырьевым придатком. Будущий чиновник департамента образования (кроме финансистов и юристов) должен иметь практику преподавания в школе хотя бы 3 года с отличными характеристиками, а то лезет в управление всякое *****, чьи-то любовницы, родственнички и прочая плесень, типа Раковой.
5. Ввести оценку работы департамента образования региона, области, края, по тому, как обеспечены школы города и сельских поселений учителями, каков средний балл выпускников. Сейчас чиновники от образования работают только сами на себя - возят своих детей в Сириус, пристраивают их в элитные школы, решают свои мелкие делишки, пуская мыльные пузыри отчетов о проделанном. Больше ни за что они не отвечают. Если нет учителей - не созданы условия для них - 3 года дать руководителю департамента на раскачку, не справился - уходи из управления без права занимать должности в госструктурах.
У меня в практике был случай -гениальная девочка с отличием окончила пед - физик, математик, информатик, 1 разряд по шахматам. Но нет жилья - она не смогла работать в городе - заработная плата начинающего педагога не позволяет снять квартиру в городе- теперь она преподает в глухой деревне - там жилье дешевле, но она на сдалась, ее детки выигрывают серьезные олимпиады. А у нас в городе учителей физики, информатики и математики катастрофически не хватает. Дошло до того, что студенты Вузов преподают математику, справляясь постоянно к компьютере, так ли они рассказывают.
Наши чиновники от образования прикидываются, или совсем уж недалекие, модернизируют школы, а учителей квалифицированных вообще почти нет и не готовят. В пед идут только те, кто никуда не поступил, или хотят иметь хоть какое-то высшее образование, но не собираются работать в этой сфере. В общем, пока нами в образовании управляют одни Раковы и К, страна деградирует.

С уважением, Татьяна Ивановна, действующий репетитор со стажем с 1996 года, профессиональный математик, юрист, экономист на пенсии.

8
0

Наверное нормально тем, кто купит себе там свой дом :)
Может днём учить детей за копейки, всего 18ч/неделя, а в остальное время заниматься репетиторством по удалёнке и не только. Наверное, неплохой заработок можно сделать!

6
0

Если учитель работал в одной деревне, то вполне может переехать в другую и получить выплату. Для всех остальных смысла нет: этот миллион быстрее в крупном городе заработать за счёт зарплаты, подработок, репетиторства (оффлайнового пока значительно больше онлайнового).

6
0

19.05.21, 07:51

Отредактировано

Так это же копейки, за 5 лет то, нет?) Я конечно понимаю все деньги хороши, но тут слишком не привлекательное предложение, как по мне.

5
0

Ужасные копейки, унижают врачей этими копейками. Сами в Госдуме по миллиону в месяц получают .По миллиону в год надо давать хотя бы , чтоб что-то купить, вы цены на жильё то видели? За миллион, что можно сейчас купить то ? Столько лет учиться надо на врача , всё это здавать, потом учёба в интернатуре, ординатуре ,это посидеть можно , а тут такие копейки дают, просто позор

5
0
Герой

19.05.21, 08:39

Отредактировано

Миллион за 5 лет это очень мало. Так что эту программу можно рассмотреть только если человек и так собирался ехать в какую-то деревню (на дачу там на ПМЖ, просто идейный переселенец), который хотел бы продолжить работать в школе. И так совпало, что именно по его предмету в ближайшей школе можно поучаствовать в программе и на этот миллион как раз обновить дачу или прикупить домик в глухомани.

А ради миллиона 5 лет жизни тратить на то, что и так не планировал считаю глупым и недальновидным. Но судя по тому, что люди вчера (в мнении про квартиру детям) писали про проблемы с жкт и невылеченные зубы ради досрочного погашения ипотеки, рискну предположить, что кому-то такое покажется справедливым обменом.

3
0

29.08.21, 18:48

Отредактировано

1 миллион это очень мизерная расплата за потерю 5-ти лет своей жизни.
За миллиона 3-4 я возможно бы и рассмотрел такую перспективу, так хотя бы на квартиру ребенку заработал без ипотек.

А это получается 16 с небольшим тысяч в месяц, если разбить миллион на 5 лет.

И еще вопрос с жильем так и остался открытым, за жилье частично самому платить?

Ах да, и не забываем во что превратится миллион через 5 лет с нашей инфляцией и ростом цен.

3

Евгений, не платят там миллион в год,вы чего. Там вообще нет никакого миллионп

3
0

Что вы мелите,приехал в деревню 20км от Томска получил миллион,зарплата 27000,работаю и радуюсь,другие люди другие дети,по окончании пяти лет посмотрю куда дальше или тут остаться…

2

Сергей, а у нас в Бурятии в своем же регионе нельзя устроиться по закону - можно только если ты не работал здесь в школе последние полгода перед подачей заявления.

0

Сергей, это где Вы работаете?

0
0

Только если в Краснодарском Крае в горном селе в районе Сочи.

1
0

Доброго времени суток всем.
В 2024 году- получу диплом учителя и попробую поехать в сельскую школу- по этой программе.

1
0

Я бы согласилась работать в сельской местности, у меня есть диплом учителя физкультуры, учителя начальных классов, прошла переподготовку на преподавателя адаптивной физкультуры, учителя ОБЖ, логопеда.

0
0

Почитал более подробные условия этой программы. Там ведь недостаточно устроиться в деревенскую школу, необходимо жить в этой деревне, переехав туда? Или я что-то не так понял?

0
0

Нет, это очень мало

0
0

Да

0
0

Да

0
0

ДА

0

Сообщество