«Не считаю себя звездным учителем»: как я стал преподавать математику и получил грант

Опыт читателя

11
«Не считаю себя звездным учителем»: как я стал преподавать математику и получил грант

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Лада Кошман

задавала вопросы

Страница автора
Аватар автора

Игорь Барышев

влюбляет в алгебру и геометрию

Страница автора

С 2010 года я готовлю школьников к олимпиадам по математике и стараюсь заинтересовать ребят своим предметом.

Я вел математические кружки в нескольких московских школах и преподавал на выездных сборах. Также я несколько раз становился победителем и призером творческого конкурса учителей математики от Московского центра непрерывного математического образования, МЦНМО. В материале расскажу, как любовь к предмету привела меня в преподавание, организацию тематических кружков и создание авторских методик.

Образование

Математикой я заинтересовался в начальной школе и плотно ею занимался, в четвертом классе даже участвовал в городской олимпиаде. Мне было интересно решать нестандартные задачи и придумывать приемы, отличные от тех, что давал на уроке учитель.

После пятого класса, к сожалению, родители перевели меня в юридический лицей, и я на четыре года выпал из мира математики. Я не мог полноценно заниматься любимым предметом, так как не было необходимой литературы и педагога, а интернет был дорогим и недоступным.

Вернулся в школьную математику, когда в 2006 году поступил в школу-интернат СУНЦ МГУ и познакомился со своими великими учителями. Несмотря на то что я выбрал химический класс, математика у нас была на очень достойном уровне. С момента поступления в интернат я осознал, что математика — это совсем не то, что мне рассказывали в прошлой школе, а отдельный интересный мир. Особенно меня увлекали уроки алгебры, геометрии и математического анализа. Я уже тогда начал допускать, что когда-то приду в эту школу работать преподавателем. Позже так и случилось.

В десятом классе я начал посещать кружок по олимпиадной математике. Честно признаюсь, после нескольких упущенных лет на факультативе было тяжело, но я понимал, что он раскроет передо мной новые горизонты. Сильнее всего меня увлекала геометрия, и за год я набрал приличный уровень, мог уверенно решать задачи с устной олимпиады по геометрии и регионального этапа Всероса. Остальные разделы освоил достаточно для поступления в вуз, но не на олимпиадном уровне. Благодаря фундаментальным знаниям, полученным в СУНЦ, в 2008 году я поступил на мехмат МГУ.

На факультете приветствовалась самостоятельность студентов. Можно было регулярно ходить на пары, выполнять задания и закрывать сессии или же самостоятельно изучать материал по согласованию с педагогом и просто приходить на экзамены. На мой взгляд, программа мехмата сбалансирована. Можно спорить, устарела она или нет, но то, что в ней точно нет сдвига в ту или иную сторону, — однозначно. Кто-то злится на то, что на мехмате много счета и мало науки, но мне так не показалось.

Работа в школе

В том же 2008 году я вернулся в СУНЦ — меня позвали работать вторым педагогом. Такая практика развита в интернате, когда на уроке одновременно присутствует несколько учителей. Эта система невероятно полезна для молодых специалистов: они на практике учатся у более мудрых наставников.

Я начал с преподавания геометрии в химических классах вместе с одним из моих любимых наставников, но быстро переключился на предметы в физико-математических классах, на старших курсах и даже в одногодичном потоке интерната.

Когда я работал в СУНЦ МГУ, мне казалось, что я познал всю мудрость педагогики, но это не так. Настоящим боевым крещением себя как учителя я считаю 2014 год, когда я пришел работать в московскую школу № 2101. Мне досталось то, что многие называют «обычными» классами.

Я получил девятый класс, в котором треть ребят не знала таблицу умножения, а порог ОГЭ на первом пробнике преодолели четыре школьника из 23.

Сначала я был полон самонадеянности и непонимания. В результате только 19 человек смогли преодолеть порог ОГЭ. Проанализировав свои ошибки, на следующий год мы с коллегами сосредоточились на новом «обычном» классе, и у нас не сдал всего один человек из 25.

Со временем мы запустили в школе математический профиль, в который устраивали отбор. Но нашей основной задачей была возможность учить ребят, которые не смогли поступить в спецклассы и спецшколы, но у которых явно имелись способности и желание учиться.

В рамках нашей школы математические классы считались элитой, но по меркам города отбор считался смехотворным. Каждого ребенка собеседовал руководитель параллели или я. Нашей задачей было понять, зачем ребенок идет к нам и есть ли у него пробелы.

Мы часто брали ребят, которые не блистали знаниями, но очень хотели учиться. Многие спрашивали, почему я создал профиль, а не остался вести свой предмет в обычных классах. Ответ простой: есть огромный спрос на углубленное изучение математики и смежных дисциплин, но мест на всех в спецшколах не хватает. Этот спрос мы и старались удовлетворить. При этом объективно не хватало времени в сутках, чтобы вести уроки и у непрофильных классов.

Многие люди оторваны от реалий обычных российских школ.

Мы видим выдающиеся успехи лицеев и гимназий, в которых конкурс по десять человек на место, но забываем, что большая часть школ страны не такая. Я снимаю шляпу перед региональными школьными учителями, которые берут по 30—40 часов нагрузки и показывают приличные результаты. На мой взгляд, они настоящие герои.

Научить класс, который отобрали и постоянно учат, угрожая отчислением, может даже средний студент мехмата. А взять обычных ребят, которые пришли после начальной школы, и довести их до девятого класса, чтобы все сдали ОГЭ, — вот задача настоящего профессионала. Я не считаю себя звездным учителем, но моя сильная сторона — это возможность вести занятия как у спецклассов или на выездных сборах у олимпиадников, так и у обычных детей.

Параллельно с преподаванием в школе я вел кружки. Первым стал факультатив в школе № 179 в Орлово-Давыдовском переулке. Еще вел дополнительные занятия в родной школе № 2101, Физтех-лицее и на большом количестве выездных школ. На каждом факультативе у нас была разная образовательная траектория: где-то готовились к Всеросу и Московской математической олимпиаде, а где-то — к перечневым соревнованиям.

Занятия строились таким образом: сначала я рассказываю теорию или какие-то важные вводные вещи, а затем выдаю ученикам листок с задачами. На кружках виды деятельности чередуются: я что-то рассказываю, выдаю задания, слушаю устные ответы, подсказываю с решением, в следующий раз дослушиваю и обязательно разбираю листок с задачами.

В последнее время я скорее занимаюсь методической и организационной работой, чем преподаванием на уроках и кружках. В будущем хочу передавать накопленный опыт, а также выстраивать связи между образовательными организациями в разных регионах России. Мне кажется, что сейчас как никогда нужны мостики между крупными компаниями, вузами, школами, образовательными центрами, колледжами. Важно, чтобы школьные педагоги чувствовали поддержку, особенно в тех вопросах, на которые у других экспертов есть ответы.

Педагогические методики

Уроки и кружки. На них я применял индивидуальный подход — пытался понять, что происходит с моим учеником в жизни, а не только на уроках: чем он увлекается, ходит ли на спорт или в музыкальную школу, какие книги читает. Я старался выстраивать доверительные отношения, и это давало мне преимущество на занятиях. Убежден, что между учителем и учеником не должно быть стены.

Я всегда старался ставить планку ученику на 5—10% выше, чем его реальный уровень знаний. Главное — не упустить момент, когда школьник пытается сдаться: важно его поддержать и объяснить, почему ему сложно.

Одним из моих фирменных педагогических приемов было прохождение тяжелой темы в октябре-ноябре, на фоне которой все остальные до конца года казались ученикам простыми. Такая хитрость позволяла использовать страх во благо.

На кружках мы делали целые игровые дни: математические регаты, домино, перестрелки. Ребята обожали играть в бои, особенно между параллелями. Самые сильные параллели мы ставили на матбоях против учителей, причем педагоги стремились не просто выиграть, а все-таки чему-то научить. Умышленно пытались придумывать какие-то решения с «дырами», чтобы ребята учились искать ошибки в чужих рассуждениях.

Я не жалел времени на такие мероприятия для учеников, как сбор конструктора или решение головоломок. Здесь важна именно коллективная работа, и это поднимает командный дух для предстоящих математических соревнований.

Устные зачеты. Я регулярно проводил их по геометрии — в среднем три раза в год — начиная с седьмого класса. Они были отличной тренировкой для ребят перед будущими сессиями в вузе.

Постепенно ученики привыкали к таким условиям, и к 8—9 классам зачет для них становился таким же обычным делом, как и контрольная. Также я давал задание старшеклассникам проверять знания у 7—8 классов. Формат оказался полезным для всех: принимая задачи у ребят помладше, школьники из старших классов чаще замечали ошибки в своих рассуждениях и повторяли пройденный материал.

Игровые уроки. Приведу пример одного интерактива: ученики в начале урока получают 30 задач, по десять на силу, ловкость и интеллект — навыки взяты из когда-то популярной у детей игры «Варкрафт». Правильно решая задачу под определенным номером, школьник переходит на следующий уровень. Выполнять задания нужно в порядке возрастания. Задачи на интеллект сложнее, чем на ловкость, а на ловкость сложнее, чем на силу. В такой игре кроме решения примеров важно выбрать правильную стратегию. Состязание прекращается с окончанием урока или если кто-то достигает высшего уровня.

Выигрывает ученик с лучшим результатом. При равенстве в первую очередь считается, кто решил больше заданий на интеллект. Если двое учеников к концу урока дошли до девятого уровня, но первый решил восемь задач на интеллект и одну на силу, а второй — семь на интеллект и две какие-то еще, то победил первый.

Профессиональные конкурсы

Я несколько раз участвовал в творческом конкурсе учителей математики от Московского центра непрерывного математического образования: дважды — в 2015 и 2019 годах — стал победителем, а в 2017 году — призером.

Участие в конкурсе добровольное и открытое. Единственное условие — преподаватель должен вести не менее девяти часов уроков в неделю. Для меня самое важное, что полагается победителям, — признание коллег, так как это профессиональный конкурс высокого уровня. Также победитель получает сертификат на книги МЦНМО и денежное вознаграждение — когда я участвовал, оно составляло около 35 000 ₽. Но для меня победа в конкурсе имела репутационное значение.

Формат конкурса не меняется: в назначенные день и час в одном пространстве собираются педагоги по математике и 4,5 часа решают задачи. В первой части пять заданий проверяют знание предмета, другие пять — методику предмета. На втором этапе кроме задачи написано решение, и участнику нужно либо найти в нем ошибку, либо понять, в чем заключается противоречие условия и решения — например, некорректная или неоднозначно трактуемая формулировка.

Недавно я узнал о грантовом конкурсе Тинькофф Образования, но решил, что не буду подавать заявку. Причина проста: не хочу отнимать место у коллег, которым это нужнее. Я советую поучаствовать всем педагогам, которые не боятся вызовов и видят в себе силы вырваться из бесконечной нагрузки повседневных уроков.

Надеюсь, что учителя в регионах, которые ведут по 30 и более часов в неделю, не проигнорируют эту возможность и поучаствуют в конкурсе. Мне кажется, это отличный шанс попробовать свои силы и получить обратную связь.

Аватар автора

Редакция образования

разбирается в вопросе

Коротко о гранте

«Вклад в поколение» — это конкурс для учителей математики 9—11 классов. Поучаствовать могут преподаватели алгебры, геометрии, статистики, теории вероятности, проектной деятельности по математике, олимпиадной математики и аналогичных дисциплин.

50 победителей получат гранты на 150 000 ₽, которые можно потратить на что угодно. Кроме финансовой поддержки учителям предоставят доступ к образовательным курсам и материалам Тинькофф Образования, методики и задания из которых они смогут использовать на уроках. Это позволит дополнить школьную программу, дать ученикам прикладные знания и еще больше заинтересовать предметом.

Победителям предложат провести три занятия по математике в феврале — апреле 2024 года, используя дополнительные материалы от Тинькофф Образования. Тему урока учитель сможет определить сам.

Чтобы поучаствовать, нужно до 13 декабря 2023 года заполнить заявку на странице проекта. Дополнительно предстоит загрузить документы, подтверждающие статус учителя математики, педагогический стаж и рабочую нагрузку по предмету, а еще представить портфолио — при наличии — и видеофрагмент урока по математике, пройти предметное тестирование и решить педагогический блок.

Выводы

Сейчас у преподавателей есть приемы, с помощью которых они могут показать ученикам, почему в современном мире математика — это не только интересно, но и жизненно необходимо.

Я часто читал ребятам лекции, приводя примеры из книги Николая Андреева «Математическая составляющая». На основных уроках показывал, как конкретная тема помогает при решении задач здесь и сейчас. Приводил примеры, почему без знаний математики нечего делать ни в программировании, ни в финансах, ни в биоинженерии, ни даже в социологии. Я отношусь к занудам, которые считают, что гуманитарий — это следующая ступень эволюции после математики. Сначала — математика, затем — уже другие науки.

Не верю, что учитель в одиночку способен заинтересовать ребенка, это всегда совместная работа с родителями, другими учителями. Например, мы часто просили литераторов потратить уроки на разбор текста: ребята читали какую-нибудь научную статью и рассказывали, что из нее усвоили. Среда может создать интерес, отдельная личность не может этого сделать. Многие мои ученики, получив хорошую математическую школьную базу в 7—9 классах, переключались на кружки по лингвистике, физике, информатике, биологии. И для меня как для педагога по математике это было большей победой, чем если бы они оставались только в моем предмете.

Работаете в образовании? Расскажите о проблемах, с которыми сталкиваетесь, и станьте героем следующего материала

Редакция
Участвовали в профессиональных конкурсах? Поделитесь опытом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество