Авто
35K

Дроссельная заслонка: зачем нужна и как ломается

Как ее чистят и зачем ее адаптировать

13
Дроссельная заслонка: зачем нужна и как ломается

Дроссельная заслонка — устройство, которое ограничивает и регулирует поток воздуха в бензиновых двигателях.

Их работа зависит от количества топливовоздушной смеси. В дизелях дело в ее качестве: воздух поступает без преград и регулируется только количеством топлива, которое попадает в цилиндр. Дроссельная заслонка тоже есть, но у нее другие задачи:

  1. Заглушить ДВС — штатно или аварийно.
  2. Ограничить поток воздуха для более эффективной работы системы EGR.

В этой статье я подробно расскажу про дроссельную заслонку в бензиновых двигателях: зачем она нужна, как она работает, а также зачем и как ее чистить.

Какие дроссельные заслонки бывают

Механическая заслонка мгновенно откликается на педаль газа, машина ведет себя предсказуемо и незамедлительно реагирует на команды водителя. Наиболее сложная, устаревшая и наименее надежная конструкция. Педаль газа соединена с дроссельной заслонкой тросиком. Чем сильнее водитель нажимает педаль газа, тем сильнее открывается заслонка.

В конструкции есть шаговый двигатель с клапаном на штоке, он же регулятор холостого хода — РХХ. Он необходим, чтобы открывать или закрывать отдельный канал воздуха для обеспечения стабильной работы, когда водитель не трогает педаль газа и двигатель работает на холостых оборотах.

Такие заслонки ставили почти на все Жигули с инжекторным двигателем, на БМВ Е34, Е36, Мерседес W123.

Механическая дроссельная заслонка. Черная деталь слева — сектор привода заслонки: к нему приходит тросик от педали газа. Под ним пружина, которая автоматически закрывает заслонку. Через обе детали проходит шкив привода датчика положения, к которому также прикреплена заслонка. Большая темная полость сверху справа — канал РХХ. Трубки в нижней части позволяют включить дроссельную заслонку в контур системы охлаждения двигателя, чтобы в мороз механические детали заслонки работали как положено. Источник: monte_a / Shutterstock
Механическая дроссельная заслонка. Черная деталь слева — сектор привода заслонки: к нему приходит тросик от педали газа. Под ним пружина, которая автоматически закрывает заслонку. Через обе детали проходит шкив привода датчика положения, к которому также прикреплена заслонка. Большая темная полость сверху справа — канал РХХ. Трубки в нижней части позволяют включить дроссельную заслонку в контур системы охлаждения двигателя, чтобы в мороз механические детали заслонки работали как положено. Источник: monte_a / Shutterstock

Электромеханическая. Такой же отклик на педаль газа, но мотор работает плавнее: если резко нажать педаль газа, он не будет дымить. На автомобиле с такой дроссельной заслонкой проще трогаться с места, он реже глохнет при ошибках водителя. Конструкция более простая и надежная. Вместо РХХ и датчика положения — блок управления: в нем несколько датчиков и моторедуктор. Между педалью газа и заслонкой есть дополнительная пружина.

Блок управления без участия водителя может изменять положение дроссельной заслонки через редуктор с электродвигателем. Вот какая от этого польза:

  1. Двигатель более стабилен на холостом ходу.
  2. Водителю проще трогаться с места и двигаться в гору под нагрузкой, если он недостаточно сильно нажимает на педаль.
  3. Двигатель выбрасывает в атмосферу гораздо меньше вредных веществ.

Такие дроссельные заслонки стояли на Фольксвагене Гольфе 4, а также на БМВ E36 и E46 с двигателями M52TU и частично M54.

Электромеханическая дроссельная заслонка. Источник: Aleksandr Kondratov / Shutterstock
Электромеханическая дроссельная заслонка. Источник: Aleksandr Kondratov / Shutterstock

Электрическая. Такая конструкция реагирует на педаль газа с задержкой. Дело в экологии: блоку управления нужны доли секунды, чтобы правильно рассчитать угол открытия дросселя и количество топлива, которое будет соответствовать экологическим нормам.

В результате пользы еще больше:

  1. Формируется правильная смесь, которая полностью сгорает — из выхлопной трубы не идет дым и копоть.
  2. Экономится топливо.
  3. Двигатель работает более плавно, есть возможность обеспечить работу круиз-контроля.
  4. Конструкция самая надежная: в ней буквально труба, заслонка и электрический блок, который ей управляет.

Педаль газа и заслонка не связаны: на педали датчик, по которому блок управления ДВС считывает фактическое положение и скорость изменения положения педали газа. В соответствии с этими параметрами блок управления подает команды на дроссель, топливные форсунки и блок управления коробки передач. Моторы с таким дросселем более эффективны по показателям экономии топлива, экологичности и плавности хода. Такая стоит практически на всех автомобилях с 2008—2010 года.

Дроссельная заслонка атмосферного двигателя 1.6 MPI концерна Фольксваген
Дроссельная заслонка атмосферного двигателя 1.6 MPI концерна Фольксваген

Где искать дроссельную заслонку

На атмосферных ДВС дроссельная заслонка установлена сразу после корпуса воздушного фильтра. На турбированных сначала стоит турбокомпрессор, за ним может стоять интеркулер, и только потом — дроссельная заслонка.

Двигатель 1.6 MPI, Фольксваген. Корпус воздушного фильтра прямо над ДВС. Его несложно снять и получить доступ к дроссельной заслонке
Двигатель 1.6 MPI, Фольксваген. Корпус воздушного фильтра прямо над ДВС. Его несложно снять и получить доступ к дроссельной заслонке
Двигатель 1.6 MPI, Фольксваген. Корпус воздушного фильтра прямо над ДВС. Его несложно снять и получить доступ к дроссельной заслонке
Двигатель Фольксваген 1.4 TSI. Стрелкой мы показали направление воздуха от турбины, а в круг обвели элементы, за которыми прячется дроссельная заслонка. Чтобы до нее добраться, придется снять корпус воздушного фильтра, патрубок от турбины до дросселя, обязательно отключить все электрические разъемы, ослабить провода — это чтобы ничего не натянулось, — а также аккуратно отсоединить трубки вакуумного насоса и шланги вентиляции картерных газов. Не стоит делать это самостоятельно
Двигатель Фольксваген 1.4 TSI. Стрелкой мы показали направление воздуха от турбины, а в круг обвели элементы, за которыми прячется дроссельная заслонка. Чтобы до нее добраться, придется снять корпус воздушного фильтра, патрубок от турбины до дросселя, обязательно отключить все электрические разъемы, ослабить провода — это чтобы ничего не натянулось, — а также аккуратно отсоединить трубки вакуумного насоса и шланги вентиляции картерных газов. Не стоит делать это самостоятельно
Бензиновый двигатель Фольксвагена Туарега. Заслонка на впускном коллекторе, после воздушного фильтра, винты крепления выкручиваются в сторону моторного щита, сложности добавляют провода и воздушные трубки. На машинах с большим пробегом все резиновые шланги и пластиковые трубки с быстросъемами пересыхают, поэтому их достаточно просто повредить
Бензиновый двигатель Фольксвагена Туарега. Заслонка на впускном коллекторе, после воздушного фильтра, винты крепления выкручиваются в сторону моторного щита, сложности добавляют провода и воздушные трубки. На машинах с большим пробегом все резиновые шланги и пластиковые трубки с быстросъемами пересыхают, поэтому их достаточно просто повредить

Неисправности дроссельных заслонок

Дроссельная заслонка работает некорректно, когда у нее засорены стенки и каналы. Все дело в далеко не чистых картерных газах. Вот что в них есть:

  1. Пары моторного масла.
  2. Выхлопные газы, которые просачиваются через поршневые кольца в картер ДВС.
  3. Пары топлива, которые также просачиваются, если случился пропуск зажигания и смесь сгорела не полностью.

Через систему вентиляции картерных газов все это попадает во впускной коллектор и оседает на его стенках. Дроссельная заслонка обычно открыта не полностью, воздух проходит с затруднением, поэтому отложения масла и сажи более серьезные, чем до и после нее.

Со временем отложений становится больше, сечение дроссельной заслонки сокращается. В двигатель поступает меньше воздуха, проявляются симптомы неисправности: двигатель троит, он работает нестабильно и теряет мощность. Поэтому важно не забывать чистить дроссельную заслонку раз в 40—50 тысяч километров, чтобы она не доставляла проблем. Просто почистить недостаточно, ее нужно адаптировать — но об этом мы поговорим в следующей главе.

Например, на турбированных двигателях автомобилей Опель первой половины десятых годов устанавливали дроссельную заслонку небольшого сечения: это позволяло сэкономить немного места под капотом. Но когда она засорялась, на панели приборов загорался «Чек энджин». Диагностика показывала ошибку «Недостаточное количество воздуха на холостых оборотах».

На этом проблемы электрических дроссельных заслонок заканчиваются. С механическими и электромеханическими все гораздо сложнее. Вот что может сломаться:

  1. РХХ, датчик положения заслонки, шестерня в редукторе.
  2. Трос, который соединяет заслонку и педаль газа, может перетереться, пострадать от коррозии и оборваться.
  3. Трубки, по которым идет антифриз, могут потечь.
Дроссельная заслонка двигателя Фольксваген 1.6 CFNA до и после очистки
Дроссельная заслонка двигателя Фольксваген 1.6 CFNA до и после очистки
1/2
Дроссельная заслонка двигателя Фольксваген 1.6 CFNA до и после очистки
Дроссельная заслонка двигателя Фольксваген 1.6 CFNA до и после очистки

Как почистить дроссельную заслонку

Механически все просто: заслонку необходимо снять и почистить. Средство для очистки так и называется: очиститель дроссельной заслонки. Продают в любом автомагазине, на заправках, в гипермаркетах и в онлайне.

Когда дроссельная заслонка засоряется, ЭБУ двигателя вынужден подстраивать ее работу с поправкой на отложения на стенках. Это касается даже РХХ на классических Жигулях. Когда грязь убирают, заслонка продолжает работать так, как работала до чистки. Двигатель может запуститься с первого раза, может с третьего, может какое-то время работать нестабильно, а может зажечь «Чек Энджин» на панели приборов. Чтобы двигатель начал работать так, как должен, заслонку нужно адаптировать.

Дроссельную заслонку могут адаптировать по-разному, все зависит от конкретной модели автомобиля. Например:

  • подключить диагностический прибор, выбрать пункт «Адаптация дроссельной заслонки». Будет слышно, как работает электромотор редуктора;
  • скинуть клемму, выждать определенное время, при необходимости — повторить процедуру;
  • в обязательном порядке отключить все потребители электроэнергии, запустить двигатель, и оставить работать на холостом ходу до тех пор, пока не заработают вентиляторы.

На станциях технического обслуживания за чистку просят от 1500 ₽. Цена в большей степени зависит от того, насколько сложно добраться до дроссельной заслонки. В некоторых случаях для этого приходится снимать впускной коллектор: тогда услуга может стоить 5000—7000 ₽.

Запомнить

  1. Дроссельную заслонку стоит чистить ради профилактики раз в 40—50 тысяч километров. Если она засоряется чаще — есть проблемы с вентиляцией картерных газов.
  2. Уточняйте про адаптацию. Обратите внимание, чтобы она не стояла в заказ-наряде отдельной строкой — это часть чистки дроссельной заслонки. В приличных мастерских за это не берут отдельные деньги.
  3. Без адаптации машина может не запуститься, поэтому не стоит чистить дроссельную заслонку самостоятельно. Есть риск заплатить за эвакуатор или за выезд специалиста с оборудованием.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Теги: авто
У вас были проблемы с дроссельной заслонкой? Расскажите, как все решали
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

А может быть такое, чтобы чистка не помогла? У меня раз было такое приключение: машина просто не едет, дергается. Доползла до ближайшего сервиса. Пл совпадению то был официальный сервис для моей машины, хотя к тому времени машина давно уже была не на гарантии. Через сутки машину отдали, сказали, что засорилась дроссельная заслонка и понадобилось заменить вот этот управляющий блок. Мол, если бы чистили регулярно, такой ремонт не понадобился бы. Денег ещё содрали нормально так. А я до сих пор думаю, что, возможно, можно было обойтись меньшими затратами - почистить, помыть хорошенько, а не менять дефектный узел целиком. Но что с меня взять - девочка :), да ещё в состоянии стресса.

1
0

У меня такое на пятнаре было! Сломался датчик дроссельной заслонки, и на нейтралке бешено росли обороты двигателя. Не понимала, в чем дело, было страшновато. Поменяла, стало все ок.

0
0

Тоже было один раз, что засорилась заслонка. Я тогда не понял, что произошло и обратился сразу в сервис. Все быстро почистили и объяснили, что нужно делать и как за этим следить, так что больше с ней проблем не было.

0
0

"скинуть клемму, выждать определенное время, при необходимости — повторить процедуру" - какую клемму? РХХ? Разве двигатель от этого не заглохнет? И что вообще должно происходить в этот момент?

"в обязательном порядке отключить все потребители электроэнергии" - это какие? Вентилятор - тоже потребитель. Можно его отключить и он никогда не заработает.

Про адаптацию сегодня узнал впервые, но техническая сторона этого вопроса не рассмотрена вообще.

0

Сергей, клемму с АКБ скинуть и вся система как бы "забудет" настройки и будет выставлять всё заново. Соответственно и заслонка правильно встанет.

Потребители - магнитола, кондей, свет в салоне, внешний свет и т.п. Ну то есть всё, что можно не включать)

1

Сергей, имеется в виду клемма с 12в АКБ разумеется

0
0

На Renault Symbol постоянно барахлили обороты. Всё вроде бы нормально, но в какой-то момент обороты резко повышается и если не отработать сцеплением - можно приехать кому-нибудь в зад.

Менял РХХ, чинил рычаг за который тянет трос педали газа, но в итоге помогла переустановка этой самой педали, т.к. она была криво установлена другим мастером ещё до моей покупки авто. Такая вот история.

0
0
Герой

01.08.22, 08:42

Отредактировано

И вы называете это руководством?
Ок, дополняю:
1.Система EGR, особенно если заливаете плохое масло или не меняете до угольной черноты, - очень сильно засоряет заслонку.
2.На механической (за электрическую на скажу, не видел конструкцию) - есть сальники на оси дросселе - они имеют свойства дубеть и со временем начинает "подсасывать" воздух, в следствие чего пропуски зажигания и т.д.
3.Почему не сказано, что после чистки дросселя могут быть еще хуже проблемы?
Почему?
А потому что этот "пятак" со временем стирается, и появляются щели\зазоры, между ним и самим корпусом - это неучтенный воздух и последствия также - пропуски и т.д., нестабильная работа двигателя. И если раньше сажа\грязь эти щели закрывала, то теперь её нет и они "открылись". Особенно люди по незнанию стирают особое напыление на этом "пятаке", что чревато последствиями.
....
P.S.: Чтобы картерные газы не засоряли впуск, надо ставить перед ним маслопомойку, это ничего сложного, но двигатель потом спасибо скажет.
А EGR глушить надо, настойчиво рекомендую, эти летящие фекалии пипец как двигатель засоряют, а во впускном коллекторе потом сажа на стенках толщиной с палец.

Еще вспомнил:
Не сказан ключевой момент, что когда чистите заслонку - надо снимать РХХ, иначе вся эта грязь по каналам придёт к нему и убьёт его, а вы потом будите в недоумении не понимать, что происходит.

0

Август, при наличии на двс EGR имеет смысл чистить его одновременно с заслонкой, правда бюджет этого мероприятия будет уже порядком выше, в зависимости от трудности съема EGR.

Также в статье не сказано, что электронные заслонки имеет точно такие же пластиковые шестерни привода, которые тоже имеют свойство терять зубья, от чего начинаются глюки и требуется замена заслонки.

0
0

Двигатель 7а ефи. Тойота Карина 1995 АТ191. Самодиагностика выдала ошибку 33.это грязный дросель либо поврежденна цепь в регуляторе холостого хода и третья причина блок эбу. Опишу после чего перестали плавать обороты! Был снят блок эбу пропаяна одна сгоревшая дорожка заменен кондецатор с которого уже начала выдяляться какоето гель, также был заменен клапан холостого хода хотя все три выхода показывали напряжение и почищен дроссель 2 раза😁всё машина запела! Еще вычитал что с завода дросель смазываеться твердой смазкой ну не знаю может доберусь! Всего доброго ребята следите за железом почаще меняйте масло стало темнее ручки щупа ощутимо, все замена! И рекомендация большим шприцом 50 и ка пельнецей остатки масла с поддона высосать ну там будет не масло а свернувшиеся ошметки!

0
0

Дайте совет

0
0

Газель плохо заводится на горячую давишь пидаль газа начинает дёргается

0
0

Проще простого , очистка это одно а главное выходит из строя пластмассовая изоляция между токоведущими проводами(пластинчатыми) от блока устройства к разъёму надо ее убрать залить эпоксидкой и все дела. Этот узел делали в Италии вот вам и качество, макаронники. Авто фольсваген поло 2013г

0

Сообщество