Я не фотограф, но из любой поездки привожу гигабайты разных фотографий.
В основном снимаю природу. Все эти снимки годами хранятся без дела и занимают пространство на жестком диске — пользы от них нет, а удалить жалко. Чтобы исправить ситуацию, я решила продавать свои фото на фотостоках. В статье расскажу, что такое фотостоки, какие фотографии подойдут для продажи, а какие нет, как и сколько можно на этом заработать.
Чтобы наглядно сравнить требования к изображениям на разных фотостоках, я выбрала три популярных сервиса, создала там аккаунты и загрузила одинаковые фотографии. О результатах этого эксперимента тоже расскажу в статье.
Что будет в статье- Как работают фотостоки
- Лицензии и авторские права на стоковые изображения
- Кто может продавать файлы на фотостоках
- Какими должны быть фото
- Как работать с хэштегами, ключевыми словами и развиваться на фотостоках
- Какие фото нельзя размещать на фотостоках
- Сколько можно зарабатывать на фотостоках
- На каких фотостоках можно зарабатывать
- Как работать на «Дримстайм»
- Правила работы на «Шаттерстоке»
- Как работать с «Депозитфотос»
- Как я пыталась заработать на фотостоках
- Какой фотосток выбрать новичку
Как работают фотостоки
Фотостоки — это гигантские хранилища фотографий, картинок, видеороликов и прочих медиаматериалов, которые любой может скачать и использовать в своих целях. Как правило, такие файлы востребованы у контент-менеджеров, редакторов сайтов и СМИ, блогеров, производителей различной продукции, например фотообоев. Всем им нужны изображения для продуктов или рекламных кампаний, а своей большой базы у них нет.
Фотостоки могут быть бесплатными, например на Pixabay в открытом доступе больше 2,2 млн изображений. На таких стоках автор контента ничего заработать не сможет.
Могут быть и платными, например «Шаттерсток», «Адоб-сток», «Депозитфотос», «Дримстайм» и др. В этом случае за каждую продажу автор фото, картинки или видео получает свой процент. Как правило, в деньгах это всего несколько центов.
Если одна фотография продается неограниченное число раз — это модель микростоков. На микростоках покупатель один раз платит за контент и использует его столько раз и так, как хочет. Примеры микростоков — это те же «Шаттерсток», «Депозитфотос», «Адоб-сток», «Дримстайм» и т. д. Именно об этой модели я буду рассказывать в статье, потому что только она доступна новичкам.
Есть еще модель макростоков — покупатель платит каждый раз, когда хочет использовать фото, картинку или видео. Контент на таких стоках стоит дороже, потому что он более качественный, стокеры отобраны администрацией стока. Примеры макростоков — PhotoShelter, Cavan, Alamy и др.
Чем чаще контент продается, тем больше денег зарабатывает автор. На некоторых стоках, например на «Дримстайм», работает прогрессивная шкала вознаграждения: чем больше фотографий автора покупают, тем дороже каждая его продажа. При этом для покупателей контента на стоках есть свои системы подписок и льготных тарифов, благодаря которым они покупают фото, картинки и видео дешевле, а продавцы, соответственно, из-за этого зарабатывают меньше.
Главная проблема фотостоков с точки зрения автора контента — очень высокая конкуренция. Например, на «Шаттерстоке» в ноябре 2020 года было больше 350 млн изображений от авторов со всего мира. И конечно, большая часть этих изображений сделана фотографами и дизайнерами. Они следят за трендами и снимают специально для стоков, потому что это их основной заработок. Но это не значит, что не стоит даже пытаться заходить на фотостоки со своим контентом. Просто для больших заработков — от 500 $ (36 890 Р) — и работать придется регулярно и много.
Для примера приведу здесь десятку самых известных фотостоков, про первые три я подробно расскажу в статье:
- «Шаттерсток».
- «Депозитфотос».
- «Дримстайм».
- «Адоб-сток».
- IStock.
- 123RF.
- «Фотодженика».
- «Лори».
- CanStockPhoto.
- Bigstock.
Лицензии и авторские права на стоковые изображения
Когда автор загружает свои фотографии на бесплатный фотосток, он, как правило, может сам установить ограничения на их использование. Например, разрешить использовать фото в некоммерческих целях и запретить печатать их на футболках или сувенирной продукции. А может разрешить коммерческое использование, но с обязательным указанием его авторства.
У авторов на платных фотостоках такой возможности нет — правила лицензирования файлов в этом случае диктуют стоки. У каждого стока своя политика продажи лицензий, но, как правило, всегда можно купить стандартную лицензию и расширенную.
Стандартная лицензия дает возможность покупателю использовать фото:
- В интернете — на сайтах и соцсетях, в онлайн-рекламе и т. д.
- В печатном виде — на упаковках товаров, визитках, журналах, газетах и т. д.
- В наружной рекламе, в том числе на билбордах.
- В фильмах, видео, телесериалах, рекламе и пр.
- В некоммерческих целях.
Расширенная лицензия позволяет покупателю использовать фото:
- В тех же целях, что и по стандартной лицензии.
- Для печати на сувенирной продукции, магнитах, календарях, канцелярских принадлежностях, открытках, футболках, кружках, обертках конфет и т. д.
- Для создания шаблонов сайтов.
- В собственных произведениях, например книгах.
Отправляя файлы на сток, автор соглашается с тем, что они могут продаваться как по стандартной, так и по расширенной лицензии. При этом авторское право все равно остается у автора, то есть никакая компания, даже напечатав фото на своих визитках, не может считаться его автором. Также и автор фото, которое напечатали на визитке, не может считаться автором визитки.
Некоторые фотостоки, например «Дримстайм», рекомендуют покупателям при использовании указывать автора изображения, но это только рекомендация. Другие стоки, например «Фотодженика» — это крупный российский фотобанк, сразу фиксируют в правилах, что имя автора может указываться, а может и не указываться — и автор с этим должен быть согласен.
Кто может продавать файлы на фотостоках
Обычно фотостоки не предъявляют особых требований к авторам контента. То есть неважно, профессиональный вы фотограф или любитель, на какую технику снимаете и как давно, главное — чтобы фото подходили стоку по качеству.
Единственное ограничение — возраст: продавец файлов должен быть не моложе 18 лет. Это правило актуально, например, для таких стоков, как «Шаттерсток», «Депозитфотос» и «Дримстайм». Чтобы проверить возраст пользователя, сток может запросить скан его паспорта — так, например, делает «Депозитфотос». Либо пользователю придется указать дату рождения при заполнении налоговой формы, как у «Шаттерстока».
Узнать, может ли несовершеннолетний загружать и продавать свои фотографии на конкретном стоке, можно из правил этого стока — рекомендую внимательно их изучать перед регистрацией.
Экзамен. У некоторых стоков, например у «Депозитфотос», предусмотрены более строгие правила отбора авторов: нельзя просто зарегистрироваться и начать продавать фото — нужно пройти экзамен. Как правило, для экзамена придется загрузить несколько своих работ и дождаться, пока модераторы их проверят. Если качество их устроит, автору дадут возможность пользоваться сервисом.

Какими должны быть фото
У любого фотостока есть два основных требования к файлам, которые он пропустит на продажу:
- У пользователя должны быть права на продажу этих файлов.
- Файлы должны быть качественными.
Права и разрешения. Не будет проблем с продажей фото, которые автор делает сам. Но нельзя, например, купить фото на стоке и продавать его на другом стоке как свое авторское. Кроме этого, если на продажу выставляются фотографии людей, нужно получить их разрешение на публикацию. А если съемка проходила на частной территории — согласие на публикацию от владельца этой территории.
Разрешение от модели называется Model Release. Его потребует любой сток, если на фото есть лица, фигуры или другие признаки людей, по которым их можно узнать. Если на фото несколько человек — потребуется согласие от каждого.
На разных стоках формы Model Release, как правило, похожи: всегда указывается информация об авторе и модели и требуется подпись свидетеля. При желании можно добавить фото модели крупным планом. Если модель на фото обнажена, нужно добавить удостоверение ее личности, чтобы подтвердить, что она совершеннолетняя.
Разрешение от собственника — это Property Release. Оно требуется в случае, если съемка проводилась на частной территории и по фотографиям можно точно узнать, где именно, например в музеях или усадьбах. Отдельное разрешение нужно, если на фото есть узнаваемые элементы интерьера, например картины.
В форме Property Release заполняют сведения об авторе, описание собственности и адрес, информацию о владельце собственности и подпись свидетеля.
Разрешения на съемку не требуются для изображений, которые размещаются для редакционного использования. Это значит, что купленные по такой лицензии фото нельзя использовать в коммерческих целях — только в описательных или иллюстративных, например для новостей, документальных фильмов, научно-популярных книг.


Качество. На разных фотостоках критерии качества фотографий могут различаться — одно и то же изображение модераторы на одном стоке могут отклонить, а на другом — принять. Кроме того, на стоках разные технические требования к фото, их тоже нужно учитывать. Расскажу об этом подробнее в разделе с разбором правил «Дримстайм», «Шаттерстока» и «Депозитфотос».
Чтобы лучше понять, какие фото востребованы на стоке, можно изучать тематические подборки — крупные фотостоки регулярно публикуют коллекции наиболее популярных фотографий по темам. Например, у «Шаттерстока» есть:
- ежегодная подборка будущих трендов;
- ежемесячные подборки самых популярных изображений, например вот лучшие изображения октября 2020;
- ежемесячные прогнозы самых востребованных материалов.
Конечно, в такие подборки вряд ли попадают новички и непрофессиональные фотографы, но они точно помогают развивать насмотренность и понимание, какие фото можно публиковать, а какие не принесут денег.
Дополнительно есть смысл анализировать запросы по профессиям, в которых обычно фотографа не встретишь. Например, фото стройки многоэтажек или уборки зерновых. Если у вас есть возможность делать снимки в уникальных местах, они будут востребованы даже при среднем качестве.
Ключевые слова. Чтобы фото лучше продавались, нужно также работать с метаданными — заголовком, описанием и ключевыми словами для изображения. По метаданным фото ранжируются в базе фотостока — чем они точнее, тем легче покупателю их найти. На старте даже можно заимствовать ключевые запросы с самых продаваемых фото, если у вас схожая тематика.
Какие фото нельзя размещать на фотостоках
Кроме того, что на фотостоках нельзя размещать чужие работы, выдавая их за свои, есть еще ряд ограничений. Все они сводятся к тому, что снимки не могут иллюстрировать что-то незаконное или аморальное.
Так, не пройдут модерацию изображения порнографического характера или обнаженные фото без согласия совершеннолетней модели, а на «Шаттерсток» — модели моложе 21 года.
Нельзя публиковать оскорбительный контент, связанный, например, с наркотиками или расизмом, нарушающий права третьих лиц. Любые снимки, на которых изображены незаконные или насильственные действия, а также жестокое обращение с животными, к публикации приняты не будут. Если на фото демонстрируется реализация какой-либо мошеннической схемы, его тоже отклонят.
Если вы хотите глубоко погрузиться в правила подбора фото для фотостоков, рекомендую изучить документ от «Фотодженики», он на русском языке и учитывает практически все нюансы, с которыми может столкнуться начинающий стокер.
Сколько можно зарабатывать на фотостоках
Размер заработка автора на всех фотостоках, как правило, зависит от двух параметров:
- Много ли его контента покупают. От этого зависит уровень автора — чем он выше, тем выше процент или минимальная ставка за каждое проданное изображение.
- Сколько фактически платит за него покупатель. От этого зависит фактический доход: можно иметь высокий уровень и получать по 60% от каждой продажи, но если стоимость фото для покупателя — 0,1 $ (7 Р), то и 60% от этой суммы особо заработку не способствуют.
Некоторые фотостоки, например «Фотодженика», гарантируют автору стабильный процент заработка — уровневой системы там нет. Но второе условие это не отменяет.
Иногда фотостоки, например «Дримстайм», предлагают более высокую цену за размещение каких-то изображений именно у них — это продажа эксклюзивных изображений, или они готовы продавать ваши работы дороже, если у вас нет аккаунтов на других стоках — это работа с эксклюзивным пользователем. У «Дримстайм», например, неэксклюзивный пользователь за продажу неуникального изображения получает 25% от цены и минимум 0,34 $ (25 Р), а за продажу уникального изображения — 27,5% и минимум 0,37 $ (27 Р). Эксклюзивный автор в любом случае получает 60% и минимум 0,82 $ (60 Р).
Учитывая фактические цены на изображения, заработок на старте вряд ли подойдет людям, которые хотят бросить основную работу и жить только на деньги от стоков, но можно рассмотреть это как подработку.
На каких фотостоках можно зарабатывать
Фотостоков, на которых можно зарегистрироваться и продавать свои фотографии, много. Но правила и условия работы у большинства из них очень похожи: автор загружает фото, модератор их проверяет, в случае успешной проверки они появляются в продаже, и если их кто-то покупает, автор получает свой гонорар. Расскажу об этом подробнее на примере трех крупных фотобанков — «Дримстайм», «Шаттерсток» и «Депозитфотос».
Как работать на «Дримстайм»
«Дримстайм» — это сток с фотографиями, иллюстрациями, видео и аудиофайлами. В ноябре 2020 года там 148 млн фото и почти 39 млн пользователей, включая 671 тысячу авторов.
Чтобы начать работу на «Дримстайм», нужно зарегистрироваться. Никакие документы для регистрации не нужны — только адрес электронной почты и пароль. Проверять вас и ваш аккаунт тоже не будут, так что загружать фото можно сразу после регистрации.
К контенту, который вы загружаете, у «Дримстайм» есть два требования: он должен принадлежать вам и быть качественным. Подходят ваши материалы или нет, проверяют модераторы сайта.
Пока идет проверка — от 1 до 24 часов, — файлы находятся во вкладке «Файлы на проверке». Если проблем не возникнет, материалы появятся у вас во вкладке «Мои файлы» и в каталоге «Дримстайм». Если модераторам что-то не понравится, они попадут во вкладку «Непринятые файлы», там же будет причина отказа, плюс ее продублируют на почту. После исправления всех замечаний можно будет снова их загрузить.



Требования к изображениям. Чтобы фото не нарушало чьи-то авторские права, на нем не должно быть чужих символов, логотипов, персонажей и т. д. Например, нельзя сфотографировать экран компьютера, на котором видно персонажа из мультфильма или фильма, не подойдут фотографии бутылок кока-колы, олимпийских колец, автомобилей, на которых видны эмблемы.
Модераторы проверяют это и, скорее всего, не пропустят изображение с чужими логотипами в каталог. Но даже если его пропустили, нести ответственность и разбираться с претензиями автора, если они появятся, будете вы — «Дримстайм» по условиям использования сайта за это не отвечает.
Технических требований к изображениям немного: они должны быть установленного формата и размера. Для растровой графики, а это как раз любые фото, допускаются форматы JPEG и RGB, и их размер не должен быть больше 1 Гб, а разрешение не должно быть меньше 3 Мп. Для векторной графики список форматов больше, а ограничений по весу и расширению нет.

После загрузки на фото автоматически появляются водяные знаки «Дримстайм». Всего можно загрузить до 7000 изображений в неделю, но этот лимит зависит от процента принятых файлов: если принятых 0—10%, то лимит загрузки 1166 изображений, 10—30% — 1750 и т. д. Процент приемки всегда есть в вашем личном кабинете.
В блоге «Дримстайм» есть англоязычная статья с советами и примерами, какие изображения попадают на сток, а какие нет. Вот основные рекомендации оттуда:
- Лучше не делать фото очень распространенных предметов, например цветов, пока не убедитесь, что ваша работа лучше всех тех, что уже есть в каталоге.
- Если вы загружаете много похожих фото, то сами создаете себе конкуренцию. Выбирайте разные изображения.
- Качественное изображение не должно быть пиксельным при приближении. Пиксели могут вылезти из-за некачественной техники или постобработки. На нем также не должно быть цифрового шума, то есть хаотичных пикселей случайного цвета по всему кадру, пересветов — когда в светлых местах картинка совсем белая — или недосветов — когда картинка черная в темных местах. Важно следить за светом, балансом белого, фокусом, композицией и последующей обработкой — фильтры не должны слишком искажать фото.

Сколько можно заработать, зависит от статуса автора, количества продаж его контента и фактической цены, по которой его фото покупают.
У «Дримстайм» есть три вида авторов:
- Кто работает на других стоках и не загружает на «Дримстайм» уникальный контент.
- Кто загружает эксклюзивный контент — такой, который будет только на «Дримстайм».
- Кто работает только с «Дримстайм».
Первые на начальном этапе получают 25% от продаж и максимум 3,06 $ (225 Р) за фото, вторые — 27,5% и максимум 3,37 $ (248 Р), эксклюзивные юзеры получают до 60% и до 7,34 $ (541 Р) за изображение. Кроме того, у уникальных фото и авторов есть дополнительные бонусы. Чем больше продаж, тем больший процент с каждой продажи получает автор. Чем дороже для покупателя стоит каждое фото, тем больше денег за него получает автор.
Вывести можно от 100 $ (7378 Р) через чеки, PayPal, MoneyBookers и Payoneer.

Правила работы на «Шаттерстоке»
«Шаттерсток» — это сток, принадлежащий американской компании, где размещаются изображения — фото и векторная графика, видео и музыка. В ноябре 2020 года на сервис загружено более 350 млн изображений, а вот количество авторов нигде не афишируется — по неофициальным данным, их больше 1 млн.
«Шаттерсток» предлагает авторам изображений четыре модели заработка:
- Классическую — авторы просто загружают те фото, которые у них есть, и ждут, что их кто-то купит.
- Кастомную — бренды размещают на платформе заказы на конкретные материалы, а авторы их выполняют.
- Редакционную — авторы размещают качественный контент для СМИ и журналов, там можно найти фото спортсменов, политиков и знаменитостей.
- Творческую — для профессиональных фотографов и дизайнеров. Здесь размещаются изображения на любую тематику.
Начать работу на «Шаттерстоке» можно только с классической модели, для участия в остальных нужно проходить отборы. Процедура регистрации и загрузки первых изображений такая.
Для начала на странице contributor-accounts.shutterstock.com укажите свое имя на английском языке, адрес электронной почты и пароль:

Затем подтвердите адрес электронной почты — на нее придет письмо со ссылкой, перейдите по ней. Далее, в личном кабинете укажите свой адрес на английском языке и телефон:

На этом регистрация заканчивается, проверять ваш аккаунт не будут — можно сразу загружать фотографии:

Первый раз рекомендуется загрузить 10—15 изображений. К каждому нужно придумать короткое — до 200 символов — описание на английском языке и до 50 ключевых слов, выбрать 1—2 категории и указать локацию съемки:

Все загруженные изображения попадут на проверку редакторам сервиса. Проверка длится до 7 рабочих дней, все это время материалы находятся во вкладке «Портфолио» → «Материалы на рассмотрении» → «Ожидание». О результатах проверки вас оповестят по электронной почте. Кроме того, информация отобразится у вас в личном кабинете:

Если изображения будут одобрены, то они поступят в продажу в течение трех суток с момента одобрения. Если что-то будет отклонено, то причины опишут в письме и в личном кабинете во вкладке «Проверено». Даже если всю первую отправку забракуют, вы сможете заново загрузить другие изображения — количество попыток отправки материалов не ограничено.
Важное правило для работы на стоке — у каждого автора может быть только один активный аккаунт и индивидуальный электронный кошелек — два автора не могут получать деньги на один счет.
Требования к изображениям. Кроме общих правил о том, что изображения должны принадлежать автору и быть качественными, «Шаттерсток» просит загружать только EPS — для векторной графики — или JPEG-файлы с разрешением не менее 4 Мп.
Кроме того, не нужно самостоятельно клеить на изображения водяные знаки, названия сайтов или имя автора — «Шаттерсток» добавляет свой водяной знак, когда принимает материал.
У стока много русскоязычных инструкций и советов, как сделать изображения качественными и какие материалы не будут приняты, рекомендую их изучить:
Относительно фотографий известных достопримечательностей тоже есть ряд ограничений — не все их можно спокойно фотографировать и продавать на стоке.
Например, изображения московских памятника Петру I и скульптуры «Рабочий и колхозница», а также фото из музея-заповедника «Петергоф» в Санкт-Петербурге можно загружать только для редакционного использования, в коммерческую продажу такие снимки не допускаются. А вот Нью-Йоркскую Статую свободы или английский Стоунхендж вполне можно фотографировать и продавать на стоках без ограничений.
Если все же хотите загрузить фото достопримечательности, но не уверены, что оно пройдет, попробуйте на этапе загрузки выбрать редакционное использование. К таким материалам не требуются дополнительные разрешения, но они продаются по лицензии Editorial, поэтому их нельзя использовать в рекламе, и из-за этого их могут хуже покупать. У «Шаттерстока» есть подробная статья о том, как заполнить описание editorial-изображений.
В случае нарушения авторских прав «Шаттерсток» может вынести предупреждение или заблокировать аккаунт, но в суде сервис никого преследовать не станет — это ответственность автора изображения. Если кто-то нарушил ваши права, сток может помочь вам восстановить их по вашему уведомлению.
Описание изображения — это категории, заголовки и ключевые слова, расскажу о них подробнее.
Категории помогают определить место фотографии в каталоге «Шаттерстока». При загрузке обязательно нужно указать одну категорию, вторую — по желанию. Ориентироваться в категориях довольно просто: в «Животные / дикая природа» загружают фото диких и домашних животных, в «Природа» — пейзажные фото с растениями, облаками, водоемами и пр., в «Транспорт» — фото любых видов транспорта. Но есть несколько нюансов:
- «Знаменитости» — это фото известных людей, а не каких-то торжеств.
- «Праздники» — это государственные или национальные праздники, а не личные и семейные торжества, например дни рождения.
- «Еда и напитки» — это фотографии еды, а не просто те, на которых еда присутствует.
Если поначалу сложно разобраться, какие фото для какой категории больше подходят, вот полезная статья по теме.
Заголовки и ключевые слова — это метаданные, они помогают потенциальным покупателям найти ваши фотографии. В «Шаттерстоке» и заголовок, и ключи заполняются на английском языке, а система сама переводит их на все остальные языки пользователей.
Заголовок — это уникальное и подробное описание вашего фото, не список слов и не одно слово, а законченное предложение — до 200 символов, которое отвечает на вопросы кто, что, когда, где и зачем. Не рекомендуется добавлять в заголовки какие-либо специальные символы, например ç, é, å.
Ключевые слова — это список слов, которые не составляют полноценного предложения, но со всех сторон описывают, что находится на изображении, для чего его можно использовать, например в качестве обоев для рабочего стола, какова концепция фото и т. д. На «Шаттерстоке» можно добавить до 50 ключевых слов, многие из них подсказывает удобный встроенный подсказчик.
Чтобы лучше в этом разобраться, вот подробная статья с примерами удачных и неудачных заголовков, а также подходящих и неподходящих ключевых слов.
Чтобы легче было заполнить метаданные при загрузке фото на сток, рекомендую заранее их подготовить в отдельном текстовом файле — описания и несколько важных для вас ключей, а потом просто копировать их.

Сколько можно заработать. На «Шаттерстоке» автор изображения получает от 15 до 40% от каждой продажи, минимальных и максимальных сумм нет — чем продаж больше, тем выше уровень автора и процент его заработка. При этом процент считается от фактической цены, за которую сток продал фото, поэтому, например, в период распродаж на сервисе доход автора может быть ниже. Кроме того, деньги поступают автору на счет за вычетом всех налогов, пошлин, сборов, комиссий за обмен валют и т. д.
Уровень автора сбрасывается до начального ежегодно 1 января.
Дополнительно можно зарабатывать, приглашая других авторов или заказчиков регистрироваться на стоке. При этом важно, чтобы новый автор не просто зарегистрировался, но и загрузил свои фото и их кто-то купил — от каждой продажи в этом случае вам приходит 0,04 $ (2,95 Р). За нового заказчика можно получить больше, но сумма зависит от размера его первого платежа — вам выплатят до 20% от него, но не больше 200 $ (14 756 Р).
Вывод заработанных денег возможен только на электронные платежные сервисы — Payoneer, PayPal, Skrill. Минимальная сумма выплаты — 35 $ (2582 Р). Учтите, для новых аккаунтов в «Шаттерстоке» действует 90-дневный период ожидания — до истечения этого периода вывести деньги нельзя.
И еще один важный нюанс: «Шаттерсток» работает по американскому законодательству, и даже если вы не резидент США, налоговую форму W-8BEN все равно придется заполнить, чтобы получать деньги. Сделать это можно, перейдя в личном кабинете автора с вкладки «Доходы» в «Налоговый центр».





Как работать с «Депозитфотос»
«Депозитфотос» — это фотобанк, в котором есть фотографии, векторные изображения и видео, но нет других форматов, например аудио. В ноябре 2020 года на стоке было почти 188 млн файлов и всего 90,5 тысячи авторов.
Чтобы начать продавать свои фото на «Депозитфотос», нужно:
- Зарегистрироваться на сайте.
- Загрузить 5 своих лучших работ на модерацию — это называется экзаменом.
- Загрузить скан паспорта.
- Дождаться одобрения экзаменационных фотографий, это займет несколько дней. Если файлы примут, они появятся на витрине стока, а автору откроется доступ к загрузке других файлов для продажи и статистике.
Фото для экзамена могут быть любыми, но обязательно в JPEG или JPG-формате с цветовым пространством RGB, разрешением от 3,8 Мп — 2400 × 1600 пикселей — и весом до 50 Мб. Также при загрузке экзаменационных фотографий не нужно заполнять их описание и подбирать ключевые слова — сделать это нужно будет после экзамена и перед загрузкой фото на продажу.



Требования к изображениям, которые можно загружать на продажу, такие же, как и к экзаменационным:
- Формат только JPEG или JPG.
- Минимальное разрешение — 3,8 Мп и 2400 × 1600 пикселей.
- Вес фото до 50 Мб.
Кроме того, действуют и общие правила о том, что у автора должны быть права на продажу фото и согласия моделей и собственников частных территорий, на которых проводилась съемка.
Отдельно «Депозитфотос» подчеркивает, что файлы, которые автор будет загружать на продажу, не должны использоваться ни в прошлом, ни в будущем самим автором в каких-либо логотипах или зарегистрированных торговых марках.
Например, нельзя загрузить на продажу фото с воздушными шариками, а потом сделать из него логотип для компании по организации праздников. Но если эта компания купит это фото на «Депозитфотос» и сделает из него логотип, то так можно.
Интересно, что сервис нигде не акцентирует внимание на качестве фотографий — нет ни соответствующих инструкций, ни указания на это в требованиях. Вряд ли это означает, что можно загружать совсем уж некачественные снимки, но, возможно, политика в вопросах качества у «Депозитфотос» мягче, чем у того же «Шаттерстока».
Сколько можно заработать, зависит от того, по какой цене покупатель фактически купил изображение, потому что гонорар рассчитывается только от этой суммы, а не от базовой стоимости файла. Следовательно, распродажи, промоакции и индивидуальные скидки заработку не способствуют.
Также от цены продажи сервис вычтет любые обязательные платежи третьим лицам, которые он должен совершить с этой сделки. Например, если покупка была сделана через мобильное приложение, процент от нее может уйти владельцу этого приложения.
Кроме того, процент вознаграждения зависит от уровня автора — чем он выше, тем больше ставка за каждый купленный файл. А уровень, в свою очередь, зависит от количества проданных файлов — чем больше продаж, тем он выше.
И еще на размер роялти влияет, какой тип аккаунта на «Депозитфотос» у покупателя. Если он покупает изображения через пакеты скачиваний, то автор получает процент от продажи. Если же у покупателя есть подписка и он совершает покупку по ней, то автору выплачивается фиксированная сумма за каждую продажу. Объясню на примере.
Предположим, что обычная цена за фото 3 $, а статус автора — «Начинающий».
Первый покупатель покупает это фото через пакет скачиваний, у него в пакете 10 изображений, поэтому каждое обходится ему в 4,9 $ — дороже обычной цены. С этой продажи автор фото получает 34% от суммы, которую покупатель фактически заплатил: 4,9 $ × 34% = 1,6 $.
У второго покупателя месячная подписка на 10 изображений, при которой каждое фото обходится ему в 1 $ — дешевле обычной цены. С такой продажи начинающий автор получит фиксированные 0,30 $.
Вывести деньги с «Депозитфотос» можно только на электронные платежные сервисы — Payoneer, PayPal, Skrill. Минимальная сумма вывода — 50 $ (3689 Р).
Уровни и гонорары авторов на «Депозитфотос»
Уровень | Статус | Количество скачиваний | Процент вознаграждения (при пакетах) | Сумма вознаграждения (при подписках) |
---|---|---|---|---|
Первый | Начинающий | До 499 | 34% | 0,3 $ (22,1 Р) |
Второй | Бронзовый | 500—4999 | 36% | 0,31 $ (22,8 Р) |
Третий | Серебряный | 5000—24 999 | 38% | 0,32 $ (23,6 Р) |
Четвертый | Золотой | 25 000—149 999 | 40% | 0,33 $ (24,3 Р) |
Пятый | Платиновый | От 150 000 | 42% | 0,35 $ (25,8 Р) |

Как я пыталась заработать на фотостоках
Я никогда не работала с фотостоками ни как автор контента, ни как покупатель — всегда пользовалась только бесплатными стоками. Поэтому сначала я долго изучала правила. Дальше выбрала три стока, о которых рассказала в статье, и загрузила на них одинаковый набор фотографий. Особо фото я не отбирала, взяла несколько из тех, что делала в поездках, — цветы и пейзажи.
Вот какие фото подошли всем фотостокам, на которые я их загрузила, — «Дримстайм», «Шаттерсток» и «Депозитфотос». Все снимки я делала на зеркальный фотоаппарат Nikon D5100, а потом немного обрабатывала в «Лайтруме» — делала чуть светлее и ярче.



Но не все фото из тех, что я отобрала, мне удалось загрузить на стоки. Некоторые снимки отклонили по качеству или из-за необходимости получить Model Release. Например, На «Дримстайм» у меня не приняли фото из Рускеалы: на нем люди в лодках, а значит, я должна получить их разрешения на публикацию, даже несмотря на то, что они находятся далеко и их лиц не видно. «Шаттерсток» тоже отклонил фото из Рускеалы как недостаточно четкое — основной объект съемки не в фокусе.
Другой пример — фото с одуванчиками на темном фоне. «Дримстайм» его отклонил, посчитав некачественным, зато на «Шаттерсток» я загрузила его без проблем. Другой букет, наоборот, «Шаттерсток» отклонил, посчитав, что основной объект съемки не в фокусе, но «Дримстайм» принял.
Не понравилась «Шаттерстоку» и фотография волгоградской скульптуры «Родина-мать зовет!», он решил, что оно без фокуса, но с шумами или зернистостью пленки. А вот на «Дримстайм» я загрузила его без проблем.
На «Депозитфотос» мне удалось загрузить все эти фотографии — требования там оказались самыми мягкими.




Таким образом, на «Шаттерстоке» у меня отклонили 4 фото из 7, на «Дримстайм» — 2 из 7, а на «Депозитфотос» приняли все. Три из отклоненных на «Шаттерстоке» изображения оказались недостаточно качественными: «Основной предмет изображения не в фокусе из-за дрожания фотоаппарата, нерезкости, вызванной движением, чрезмерного использования шумоподавления или технических ограничений используемого оборудования».
С одним отклонением я не согласна: сервис посчитал, что на съемку скульптуры «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде нужно разрешение владельца собственности.

Этот эксперимент с загрузкой одинаковых фотографий наглядно подтверждает, что у разных фотостоков разные требования к изображениям и не каждую фотографию из отпуска получится выставить на продажу.
Кроме того, не стоит ждать продаж, если в портфолио всего 5—10 снимков: они просто теряются в миллионах других изображений и покупателю до них не добраться. Но не стоит и расстраиваться — первое время нужно просто регулярно подгружать новые фотографии, учиться подбирать подходящие ключевые слова и писать качественные описания.
Кратко: сравнение стоков
Критерий | «Дримстайм» | «Шаттерсток» | «Депозитфотос» |
---|---|---|---|
Экзамены или дополнительная модерация аккаунта | Нет | Нет | В качестве экзамена нужно загрузить 5 работ и скан паспорта |
Требования к изображениям | Средние — отклонили 2 тестовых фото из 7 | Строгие — отклонили 4 тестовых фото из 7. Одно из отклоненных позже приняли по лицензии Editorial | Мягкие, о качестве изображений в правилах ничего не сказано. Приняли 5 тестовых фото из 5 |
Роялти | 25—60% | 15—40% | 34—42% и/или 0,30—0,35 $ |
Вывод денег | Только на электронные платежные системы | Только на электронные платежные системы | Только на электронные платежные системы |
Минимальная сумма вывода | 100 $ | 35 $ | 50 $ |
Принцип заработка | Больше и дороже продаешь — больше получаешь | Больше и дороже продаешь — больше получаешь | Больше и дороже продаешь — больше получаешь |
Конкуренция / кол-во авторов | 671 тысяча | Не афишируется, по неофициальным данным, больше 1 млн | 90,5 тысячи |
Прочее | Интерфейс на русском, но качество перевода невысокое, пользоваться сайтом неудобно. Все материалы-подсказки на английском | Интерфейс на русском и интуитивно понятный. На каждом этапе появляются понятные подсказки. Есть много русскоязычных статей-рекомендаций. Есть удобные инструменты аналитики в профиле, например можно увидеть 5 самых продающихся изображений | Интерфейс на русском, понятный, есть подсказки. Статьи в блоге на русском, но нет статей-рекомендаций. Не понравилось, что требуют паспорт и телефон. Сложная система начислений, которая зависит от множества факторов |
Не понравилось, что требуют паспорт и телефон. Сложная система начислений, которая зависит от множества факторов
Можно ли заработать на фотостоках
- Фотостоки могут быть бесплатными и платными. На платных стоках одна фотография продается неограниченное количество раз, а ее автор получает процент от продаж.
- Размер заработка автора зависит от того, по какой цене сток продал его фотографию — чем дороже, тем лучше, и от того, как много фотографий этого автора вообще продаются.
- Чтобы зарабатывать больше, автору придется повышать свой уровень и делать более востребованные, а значит, и более дорогие фотографии. Для этого нужно следить за трендами, анализировать аккаунты успешных стокеров, фотографировать много и качественно и наполнять портфолио — чем там больше работ, тем лучше. Например, в моем портфолио на «Дримстайм» всего 5 фото, за три месяца — с августа по ноябрь 2020 года — у меня не было там ни одной продажи, потому что фотографий слишком мало. Отлично, когда удается загружать по 5—10 изображений в день. Но в этом и заключается главная сложность заработка на фотостоках — для пассивного дохода он требует слишком много активных действий.