Я не фотограф, но из любой поездки привожу гигабайты разных фотографий.

В основном снимаю природу. Все эти снимки годами хранятся без дела и занимают пространство на жестком диске — пользы от них нет, а удалить жалко. Чтобы исправить ситуацию, я решила продавать свои фото на фотостоках. В статье расскажу, что такое фотостоки, какие фотографии подойдут для продажи, а какие нет, как и сколько можно на этом заработать.

Чтобы наглядно сравнить требования к изображениям на разных фотостоках, я выбрала три популярных сервиса, создала там аккаунты и загрузила одинаковые фотографии. О результатах этого эксперимента тоже расскажу в статье.

Как работают фотостоки

Фотостоки — это гигантские хранилища фотографий, картинок, видеороликов и прочих медиаматериалов, которые любой может скачать и использовать в своих целях. Как правило, такие файлы востребованы у контент-менеджеров, редакторов сайтов и СМИ, блогеров, производителей различной продукции, например фотообоев. Всем им нужны изображения для продуктов или рекламных кампаний, а своей большой базы у них нет.

Фотостоки могут быть бесплатными, например на Pixabay в открытом доступе больше 2,2 млн изображений. На таких стоках автор контента ничего заработать не сможет.

Могут быть и платными, например «Шаттерсток», «Адоб-сток», «Депозитфотос», «Дримстайм» и др. В этом случае за каждую продажу автор фото, картинки или видео получает свой процент. Как правило, в деньгах это всего несколько центов.

Если одна фотография продается неограниченное число раз — это модель микростоков. На микростоках покупатель один раз платит за контент и использует его столько раз и так, как хочет. Примеры микростоков — это те же «Шаттерсток», «Депозитфотос», «Адоб-сток», «Дримстайм» и т. д. Именно об этой модели я буду рассказывать в статье, потому что только она доступна новичкам.

Есть еще модель макростоков — покупатель платит каждый раз, когда хочет использовать фото, картинку или видео. Контент на таких стоках стоит дороже, потому что он более качественный, стокеры отобраны администрацией стока. Примеры макростоков — PhotoShelter, Cavan, Alamy и др.

Чем чаще контент продается, тем больше денег зарабатывает автор. На некоторых стоках, например на «Дримстайм», работает прогрессивная шкала вознаграждения: чем больше фотографий автора покупают, тем дороже каждая его продажа. При этом для покупателей контента на стоках есть свои системы подписок и льготных тарифов, благодаря которым они покупают фото, картинки и видео дешевле, а продавцы, соответственно, из-за этого зарабатывают меньше.

Главная проблема фотостоков с точки зрения автора контента — очень высокая конкуренция. Например, на «Шаттерстоке» в ноябре 2020 года было больше 350 млн изображений от авторов со всего мира. И конечно, большая часть этих изображений сделана фотографами и дизайнерами. Они следят за трендами и снимают специально для стоков, потому что это их основной заработок. Но это не значит, что не стоит даже пытаться заходить на фотостоки со своим контентом. Просто для больших заработков — от 500 $ (36 890  Р) — и работать придется регулярно и много.

Для примера приведу здесь десятку самых известных фотостоков, про первые три я подробно расскажу в статье:

  1. «Шаттерсток».
  2. «Депозитфотос».
  3. «Дримстайм».
  4. «Адоб-сток».
  5. IStock.
  6. 123RF.
  7. «Фотодженика».
  8. «Лори».
  9. CanStockPhoto.
  10. Bigstock.

Лицензии и авторские права на стоковые изображения

Когда автор загружает свои фотографии на бесплатный фотосток, он, как правило, может сам установить ограничения на их использование. Например, разрешить использовать фото в некоммерческих целях и запретить печатать их на футболках или сувенирной продукции. А может разрешить коммерческое использование, но с обязательным указанием его авторства.

У авторов на платных фотостоках такой возможности нет — правила лицензирования файлов в этом случае диктуют стоки. У каждого стока своя политика продажи лицензий, но, как правило, всегда можно купить стандартную лицензию и расширенную.

Стандартная лицензия дает возможность покупателю использовать фото:

  1. В интернете — на сайтах и соцсетях, в онлайн-рекламе и т. д.
  2. В печатном виде — на упаковках товаров, визитках, журналах, газетах и т. д.
  3. В наружной рекламе, в том числе на билбордах.
  4. В фильмах, видео, телесериалах, рекламе и пр.
  5. В некоммерческих целях.

Расширенная лицензия позволяет покупателю использовать фото:

  1. В тех же целях, что и по стандартной лицензии.
  2. Для печати на сувенирной продукции, магнитах, календарях, канцелярских принадлежностях, открытках, футболках, кружках, обертках конфет и т. д.
  3. Для создания шаблонов сайтов.
  4. В собственных произведениях, например книгах.

Отправляя файлы на сток, автор соглашается с тем, что они могут продаваться как по стандартной, так и по расширенной лицензии. При этом авторское право все равно остается у автора, то есть никакая компания, даже напечатав фото на своих визитках, не может считаться его автором. Также и автор фото, которое напечатали на визитке, не может считаться автором визитки.

Некоторые фотостоки, например «Дримстайм», рекомендуют покупателям при использовании указывать автора изображения, но это только рекомендация. Другие стоки, например «Фотодженика» — это крупный российский фотобанк, сразу фиксируют в правилах, что имя автора может указываться, а может и не указываться — и автор с этим должен быть согласен.

Кто может продавать файлы на фотостоках

Обычно фотостоки не предъявляют особых требований к авторам контента. То есть неважно, профессиональный вы фотограф или любитель, на какую технику снимаете и как давно, главное — чтобы фото подходили стоку по качеству.

Единственное ограничение — возраст: продавец файлов должен быть не моложе 18 лет. Это правило актуально, например, для таких стоков, как «Шаттерсток», «Депозитфотос» и «Дримстайм». Чтобы проверить возраст пользователя, сток может запросить скан его паспорта — так, например, делает «Депозитфотос». Либо пользователю придется указать дату рождения при заполнении налоговой формы, как у «Шаттерстока».

Узнать, может ли несовершеннолетний загружать и продавать свои фотографии на конкретном стоке, можно из правил этого стока — рекомендую внимательно их изучать перед регистрацией.

Экзамен. У некоторых стоков, например у «Депозитфотос», предусмотрены более строгие правила отбора авторов: нельзя просто зарегистрироваться и начать продавать фото — нужно пройти экзамен. Как правило, для экзамена придется загрузить несколько своих работ и дождаться, пока модераторы их проверят. Если качество их устроит, автору дадут возможность пользоваться сервисом.

По правилам «Депозитфотос» прежде чем продавать свои фото, нужно пройти экзамен
По правилам «Депозитфотос» прежде чем продавать свои фото, нужно пройти экзамен

Какими должны быть фото

У любого фотостока есть два основных требования к файлам, которые он пропустит на продажу:

  1. У пользователя должны быть права на продажу этих файлов.
  2. Файлы должны быть качественными.

Права и разрешения. Не будет проблем с продажей фото, которые автор делает сам. Но нельзя, например, купить фото на стоке и продавать его на другом стоке как свое авторское. Кроме этого, если на продажу выставляются фотографии людей, нужно получить их разрешение на публикацию. А если съемка проходила на частной территории — согласие на публикацию от владельца этой территории.

Разрешение от модели называется Model Release. Его потребует любой сток, если на фото есть лица, фигуры или другие признаки людей, по которым их можно узнать. Если на фото несколько человек — потребуется согласие от каждого.

На разных стоках формы Model Release, как правило, похожи: всегда указывается информация об авторе и модели и требуется подпись свидетеля. При желании можно добавить фото модели крупным планом. Если модель на фото обнажена, нужно добавить удостоверение ее личности, чтобы подтвердить, что она совершеннолетняя.

Разрешение от собственника — это Property Release. Оно требуется в случае, если съемка проводилась на частной территории и по фотографиям можно точно узнать, где именно, например в музеях или усадьбах. Отдельное разрешение нужно, если на фото есть узнаваемые элементы интерьера, например картины.

В форме Property Release заполняют сведения об авторе, описание собственности и адрес, информацию о владельце собственности и подпись свидетеля.

Разрешения на съемку не требуются для изображений, которые размещаются для редакционного использования. Это значит, что купленные по такой лицензии фото нельзя использовать в коммерческих целях — только в описательных или иллюстративных, например для новостей, документальных фильмов, научно-популярных книг.

Качество. На разных фотостоках критерии качества фотографий могут различаться — одно и то же изображение модераторы на одном стоке могут отклонить, а на другом — принять. Кроме того, на стоках разные технические требования к фото, их тоже нужно учитывать. Расскажу об этом подробнее в разделе с разбором правил «Дримстайм», «Шаттерстока» и «Депозитфотос».

Чтобы лучше понять, какие фото востребованы на стоке, можно изучать тематические подборки — крупные фотостоки регулярно публикуют коллекции наиболее популярных фотографий по темам. Например, у «Шаттерстока» есть:

Конечно, в такие подборки вряд ли попадают новички и непрофессиональные фотографы, но они точно помогают развивать насмотренность и понимание, какие фото можно публиковать, а какие не принесут денег.

Дополнительно есть смысл анализировать запросы по профессиям, в которых обычно фотографа не встретишь. Например, фото стройки многоэтажек или уборки зерновых. Если у вас есть возможность делать снимки в уникальных местах, они будут востребованы даже при среднем качестве.

Ключевые слова. Чтобы фото лучше продавались, нужно также работать с метаданными — заголовком, описанием и ключевыми словами для изображения. По метаданным фото ранжируются в базе фотостока — чем они точнее, тем легче покупателю их найти. На старте даже можно заимствовать ключевые запросы с самых продаваемых фото, если у вас схожая тематика.

Как работать с хэштегами, ключевыми словами и развиваться на фотостоках

Для Т⁠—⁠Ж я постоянно покупаю фотографии на фотостоках и часто сталкиваюсь с тем, что чтобы найти какую-то одну классную картинку для обложки, мне приходится перелистывать до 70 страниц поиска. Это связано с тем, что люди добавляют неуместные ключевые слова к тем картинкам, к которым напрямую это не относится.

Лучше всего, чтобы ключевые слова были именно ассоциированы с тем, что находится на изображении. То есть не надо вбивать лишнего: если снял красивый цветок, на котором сидит жук, то так и надо написать «лето», «жук», «фиалка», «цветок», «россия». Не надо ничего больше писать типа «creative» и пр. Чем меньше лишней информации, тем лучше. Это уважение к тем, кто будет искать фотографии.

С хэштегами тоже много проблем. Например, часто их пишут неграмотно, с ошибками в английских словах. Но я редко ищу по хэштегам — это не мой вариант поиска. Мой вариант — поиск по ключевым словам, причем ключевики нужно вбивать не во множественном числе, а совсем упрощенно, например «лопата», «камень», «россия». Или «человек», «рука», «россия», «москва». То есть использовать самый простой язык, как и в поисковиках. Также я часто ищу по ключевикам на английском. Но русским авторам я рекомендую дублировать ключевые слова — и русские, и английские. И следить, чтобы перевод был корректный.

Начинающим фотографам я бы порекомендовал зарегистрироваться на «Депозитфотос», «Шаттерсток», Adobe Stock, Gettyimages. Также есть крутой бесплатный сток «Unsplash». Его используют, например, в той же «Медузе». В Т⁠—⁠Ж мы тоже там присматриваем фотографии. Можно выложить туда свои работы, и если кто-то решит их использовать, автора обязательно укажут. Всегда есть шанс, что благодаря подписи на фотографа перейдут другие люди, которые будут использовать его фотографии и даже, возможно, потом позовут фотографировать. То есть даже благодаря бесплатным стокам могут открыться перспективы.

В «Шаттерстоке» можно специально собирать коллекции, то есть делать папки, в которые удобно добавлять понравившиеся фотографии. Также я делаю закладки с интересующими меня авторами, у которых есть хорошие фотографии. Когда мне нужны фотографии, я быстро перехожу к этим фотографам и смотрю, какие из их работ мне могут подойти. С папками — аналогично. У нас на сайте Тинькофф-журнала есть рубрики. Я делаю папки с названиями этих рубрик и в них складываю обложки, которые могут потенциально пойти в наш материал. Мне частенько при поиске выпадают крутые фотографии, которые можно использовать в других рубриках. Когда потом у меня возникает потребность, я их покупаю.

Зачастую фотографы могут и напрямую писать фоторедактору в издание и предложить свои услуги или фотографии для использования. Например, если фотограф видит, что издание использует определенный стиль фотографий и что его фотографии попадают под эту стилистику, он может показать эти фотографии изданию. Например, у нас в Т⁠—⁠Ж есть рубрика Екатерины Мирошкиной «Ну и что», для которой я иногда покупаю фотографии напрямую у фотографов.

Какие фото нельзя размещать на фотостоках

Кроме того, что на фотостоках нельзя размещать чужие работы, выдавая их за свои, есть еще ряд ограничений. Все они сводятся к тому, что снимки не могут иллюстрировать что-то незаконное или аморальное.

Так, не пройдут модерацию изображения порнографического характера или обнаженные фото без согласия совершеннолетней модели, а на «Шаттерсток» — модели моложе 21 года.

Нельзя публиковать оскорбительный контент, связанный, например, с наркотиками или расизмом, нарушающий права третьих лиц. Любые снимки, на которых изображены незаконные или насильственные действия, а также жестокое обращение с животными, к публикации приняты не будут. Если на фото демонстрируется реализация какой-либо мошеннической схемы, его тоже отклонят.

Если вы хотите глубоко погрузиться в правила подбора фото для фотостоков, рекомендую изучить документ от «Фотодженики», он на русском языке и учитывает практически все нюансы, с которыми может столкнуться начинающий стокер.

Все о работе и заработке
Как сменить профессию, получать больше и на чем заработать. Дважды в неделю в вашей почте

Сколько можно зарабатывать на фотостоках

Размер заработка автора на всех фотостоках, как правило, зависит от двух параметров:

  1. Много ли его контента покупают. От этого зависит уровень автора — чем он выше, тем выше процент или минимальная ставка за каждое проданное изображение.
  2. Сколько фактически платит за него покупатель. От этого зависит фактический доход: можно иметь высокий уровень и получать по 60% от каждой продажи, но если стоимость фото для покупателя — 0,1 $ (7  Р), то и 60% от этой суммы особо заработку не способствуют.

Некоторые фотостоки, например «Фотодженика», гарантируют автору стабильный процент заработка — уровневой системы там нет. Но второе условие это не отменяет.

Иногда фотостоки, например «Дримстайм», предлагают более высокую цену за размещение каких-то изображений именно у них — это продажа эксклюзивных изображений, или они готовы продавать ваши работы дороже, если у вас нет аккаунтов на других стоках — это работа с эксклюзивным пользователем. У «Дримстайм», например, неэксклюзивный пользователь за продажу неуникального изображения получает 25% от цены и минимум 0,34 $ (25  Р), а за продажу уникального изображения — 27,5% и минимум 0,37 $ (27  Р). Эксклюзивный автор в любом случае получает 60% и минимум 0,82 $ (60  Р).

Учитывая фактические цены на изображения, заработок на старте вряд ли подойдет людям, которые хотят бросить основную работу и жить только на деньги от стоков, но можно рассмотреть это как подработку.

Сколько можно заработать и как выводить деньги

Я работаю на стоках уже больше четырех лет. Последние полгода ничего не загружаю — нет времени, но мои фото все равно продаются, и я ежемесячно получаю за них деньги. За все это время заработал около 15 000 $ (1 106 700  Р).

Сколько вообще можно заработать на стоках, зависит от активности фотографа: чем больше фотографий он загружает, тем больше у него продаж и выше доход. Работает правило: чем больше фотографию покупают, тем лучше она продается. То есть система оценивает фотографии, которые хорошо покупаются, как более ценные и выводит в топ, чтобы они продавались еще больше.

Можно начать с 10 $ (737  Р) в месяц, потом получать 20—100 $ (1475 7378  Р) и выйти на доход в 1000—6000 $ (73 780 442 680  Р) в месяц — какого-то ограничения по сумме заработка вообще нет. При этом фото может продаться сразу после загрузки, а может лежать очень долго — год, два или три, а потом даже выйти в топ. Никто не может этого предсказать — как повезет.

Сейчас я работаю на двух фотостоках и зарабатываю по 200—300 $ (14 756 22 134  Р) с каждого, хотя почти ничего не делаю для этого. Но я хорошенько поработал раньше — за три года загрузил 4000 фотографий. Если я снова начну загружать по 100 фотографий в месяц, то быстро увеличу свой доход примерно до 500 $ (36 890  Р) в месяц с одного стока, а если по 100 фото в неделю — то смогу выйти на 1000—2000 $ (73 780 147 560  Р) в месяц.

Со всех стоков, с которыми я работаю, деньги выводятся только на электронные кошельки. Но для меня это удобно: комиссий нет, для вывода нужно просто нажать кнопку «Вывести деньги» и указать нужную сумму. Зачисление, как правило, приходит на следующий день, с кошелька деньги можно перевести на любую банковскую карту.

На некоторых стоках, например на «Адоб-стоке», чтобы вывести деньги, нужно нажать кнопку в личном кабинете, указать сумму. На других стоках, например на «Шаттерстоке», настраивается автоматический вывод денег — каждый месяц деньги просто перечисляются на кошелек.

Естественно, на старте нужно потратить время на то, чтобы выбрать и зарегистрировать электронный кошелек, прикрепить к нему карту, указать реквизиты на стоке, но это легко — для каждого действия есть инструкции.

Единственный минус — со стока деньги уходят в долларах, а на кошелек зачисляются в рублях по курсу ЦБ РФ. Но если это очень важно, можно сделать электронный долларовый счет.

На каких фотостоках можно зарабатывать

Фотостоков, на которых можно зарегистрироваться и продавать свои фотографии, много. Но правила и условия работы у большинства из них очень похожи: автор загружает фото, модератор их проверяет, в случае успешной проверки они появляются в продаже, и если их кто-то покупает, автор получает свой гонорар. Расскажу об этом подробнее на примере трех крупных фотобанков — «Дримстайм», «Шаттерсток» и «Депозитфотос».

Как работать на «Дримстайм»

«Дримстайм» — это сток с фотографиями, иллюстрациями, видео и аудиофайлами. В ноябре 2020 года там 148 млн фото и почти 39 млн пользователей, включая 671 тысячу авторов.

Чтобы начать работу на «Дримстайм», нужно зарегистрироваться. Никакие документы для регистрации не нужны — только адрес электронной почты и пароль. Проверять вас и ваш аккаунт тоже не будут, так что загружать фото можно сразу после регистрации.

К контенту, который вы загружаете, у «Дримстайм» есть два требования: он должен принадлежать вам и быть качественным. Подходят ваши материалы или нет, проверяют модераторы сайта.

Пока идет проверка — от 1 до 24 часов, — файлы находятся во вкладке «Файлы на проверке». Если проблем не возникнет, материалы появятся у вас во вкладке «Мои файлы» и в каталоге «Дримстайм». Если модераторам что-то не понравится, они попадут во вкладку «Непринятые файлы», там же будет причина отказа, плюс ее продублируют на почту. После исправления всех замечаний можно будет снова их загрузить.

Требования к изображениям. Чтобы фото не нарушало чьи-то авторские права, на нем не должно быть чужих символов, логотипов, персонажей и т. д. Например, нельзя сфотографировать экран компьютера, на котором видно персонажа из мультфильма или фильма, не подойдут фотографии бутылок кока-колы, олимпийских колец, автомобилей, на которых видны эмблемы.

Модераторы проверяют это и, скорее всего, не пропустят изображение с чужими логотипами в каталог. Но даже если его пропустили, нести ответственность и разбираться с претензиями автора, если они появятся, будете вы — «Дримстайм» по условиям использования сайта за это не отвечает.

Технических требований к изображениям немного: они должны быть установленного формата и размера. Для растровой графики, а это как раз любые фото, допускаются форматы JPEG и RGB, и их размер не должен быть больше 1 Гб, а разрешение не должно быть меньше 3 Мп. Для векторной графики список форматов больше, а ограничений по весу и расширению нет.

В правилах «Дримстайм» есть перечень всех векторных форматов, которые можно загружать на сток
В правилах «Дримстайм» есть перечень всех векторных форматов, которые можно загружать на сток

После загрузки на фото автоматически появляются водяные знаки «Дримстайм». Всего можно загрузить до 7000 изображений в неделю, но этот лимит зависит от процента принятых файлов: если принятых 0—10%, то лимит загрузки 1166 изображений, 10—30% — 1750 и т. д. Процент приемки всегда есть в вашем личном кабинете.

В блоге «Дримстайм» есть англоязычная статья с советами и примерами, какие изображения попадают на сток, а какие нет. Вот основные рекомендации оттуда:

  1. Лучше не делать фото очень распространенных предметов, например цветов, пока не убедитесь, что ваша работа лучше всех тех, что уже есть в каталоге.
  2. Если вы загружаете много похожих фото, то сами создаете себе конкуренцию. Выбирайте разные изображения.
  3. Качественное изображение не должно быть пиксельным при приближении. Пиксели могут вылезти из-за некачественной техники или постобработки. На нем также не должно быть цифрового шума, то есть хаотичных пикселей случайного цвета по всему кадру, пересветов — когда в светлых местах картинка совсем белая — или недосветов — когда картинка черная в темных местах. Важно следить за светом, балансом белого, фокусом, композицией и последующей обработкой — фильтры не должны слишком искажать фото.
На фотографии с морем при приближении видно, что дальний план размыт. На фотографии в парке не только появляются пиксели, но и искажаются цвета. На снимке с телефонной трубкой пересвет — в светлом месте картинка совсем белая и нет деталей. На фото с горами при приближении контуры становятся нечеткими — появляются пиксели.
На фотографии с морем при приближении видно, что дальний план размыт. На фотографии в парке не только появляются пиксели, но и искажаются цвета. На снимке с телефонной трубкой пересвет — в светлом месте картинка совсем белая и нет деталей. На фото с горами при приближении контуры становятся нечеткими — появляются пиксели.

Сколько можно заработать, зависит от статуса автора, количества продаж его контента и фактической цены, по которой его фото покупают.

У «Дримстайм» есть три вида авторов:

  1. Кто работает на других стоках и не загружает на «Дримстайм» уникальный контент.
  2. Кто загружает эксклюзивный контент — такой, который будет только на «Дримстайм».
  3. Кто работает только с «Дримстайм».

Первые на начальном этапе получают 25% от продаж и максимум 3,06 $ (225  Р) за фото, вторые — 27,5% и максимум 3,37 $ (248  Р), эксклюзивные юзеры получают до 60% и до 7,34 $ (541  Р) за изображение. Кроме того, у уникальных фото и авторов есть дополнительные бонусы. Чем больше продаж, тем больший процент с каждой продажи получает автор. Чем дороже для покупателя стоит каждое фото, тем больше денег за него получает автор.

Вывести можно от 100 $ (7378  Р) через чеки, PayPal, MoneyBookers и Payoneer.

В правилах «Дримстайм» есть интерактивная табличка, в которой расписаны все возможные доходы авторов
В правилах «Дримстайм» есть интерактивная табличка, в которой расписаны все возможные доходы авторов

Правила работы на «Шаттерстоке»

«Шаттерсток» — это сток, принадлежащий американской компании, где размещаются изображения — фото и векторная графика, видео и музыка. В ноябре 2020 года на сервис загружено более 350 млн изображений, а вот количество авторов нигде не афишируется — по неофициальным данным, их больше 1 млн.

«Шаттерсток» предлагает авторам изображений четыре модели заработка:

  1. Классическую — авторы просто загружают те фото, которые у них есть, и ждут, что их кто-то купит.
  2. Кастомную — бренды размещают на платформе заказы на конкретные материалы, а авторы их выполняют.
  3. Редакционную — авторы размещают качественный контент для СМИ и журналов, там можно найти фото спортсменов, политиков и знаменитостей.
  4. Творческую — для профессиональных фотографов и дизайнеров. Здесь размещаются изображения на любую тематику.

Начать работу на «Шаттерстоке» можно только с классической модели, для участия в остальных нужно проходить отборы. Процедура регистрации и загрузки первых изображений такая.

Для начала на странице contributor-accounts.shutterstock.com укажите свое имя на английском языке, адрес электронной почты и пароль:

Затем подтвердите адрес электронной почты — на нее придет письмо со ссылкой, перейдите по ней. Далее, в личном кабинете укажите свой адрес на английском языке и телефон:

На этом регистрация заканчивается, проверять ваш аккаунт не будут — можно сразу загружать фотографии:

Первый раз рекомендуется загрузить 10—15 изображений. К каждому нужно придумать короткое — до 200 символов — описание на английском языке и до 50 ключевых слов, выбрать 1—2 категории и указать локацию съемки:

Все загруженные изображения попадут на проверку редакторам сервиса. Проверка длится до 7 рабочих дней, все это время материалы находятся во вкладке «Портфолио» → «Материалы на рассмотрении» → «Ожидание». О результатах проверки вас оповестят по электронной почте. Кроме того, информация отобразится у вас в личном кабинете:

Если изображения будут одобрены, то они поступят в продажу в течение трех суток с момента одобрения. Если что-то будет отклонено, то причины опишут в письме и в личном кабинете во вкладке «Проверено». Даже если всю первую отправку забракуют, вы сможете заново загрузить другие изображения — количество попыток отправки материалов не ограничено.

Важное правило для работы на стоке — у каждого автора может быть только один активный аккаунт и индивидуальный электронный кошелек — два автора не могут получать деньги на один счет.

Требования к изображениям. Кроме общих правил о том, что изображения должны принадлежать автору и быть качественными, «Шаттерсток» просит загружать только EPS — для векторной графики — или JPEG-файлы с разрешением не менее 4 Мп.

Кроме того, не нужно самостоятельно клеить на изображения водяные знаки, названия сайтов или имя автора — «Шаттерсток» добавляет свой водяной знак, когда принимает материал.

У стока много русскоязычных инструкций и советов, как сделать изображения качественными и какие материалы не будут приняты, рекомендую их изучить:

Относительно фотографий известных достопримечательностей тоже есть ряд ограничений — не все их можно спокойно фотографировать и продавать на стоке.

Например, изображения московских памятника Петру I и скульптуры «Рабочий и колхозница», а также фото из музея-заповедника «Петергоф» в Санкт-Петербурге можно загружать только для редакционного использования, в коммерческую продажу такие снимки не допускаются. А вот Нью-Йоркскую Статую свободы или английский Стоунхендж вполне можно фотографировать и продавать на стоках без ограничений.

Если все же хотите загрузить фото достопримечательности, но не уверены, что оно пройдет, попробуйте на этапе загрузки выбрать редакционное использование. К таким материалам не требуются дополнительные разрешения, но они продаются по лицензии Editorial, поэтому их нельзя использовать в рекламе, и из-за этого их могут хуже покупать. У «Шаттерстока» есть подробная статья о том, как заполнить описание editorial-изображений.

В случае нарушения авторских прав «Шаттерсток» может вынести предупреждение или заблокировать аккаунт, но в суде сервис никого преследовать не станет — это ответственность автора изображения. Если кто-то нарушил ваши права, сток может помочь вам восстановить их по вашему уведомлению.

Описание изображения — это категории, заголовки и ключевые слова, расскажу о них подробнее.

Категории помогают определить место фотографии в каталоге «Шаттерстока». При загрузке обязательно нужно указать одну категорию, вторую — по желанию. Ориентироваться в категориях довольно просто: в «Животные / дикая природа» загружают фото диких и домашних животных, в «Природа» — пейзажные фото с растениями, облаками, водоемами и пр., в «Транспорт» — фото любых видов транспорта. Но есть несколько нюансов:

  1. «Знаменитости» — это фото известных людей, а не каких-то торжеств.
  2. «Праздники» — это государственные или национальные праздники, а не личные и семейные торжества, например дни рождения.
  3. «Еда и напитки» — это фотографии еды, а не просто те, на которых еда присутствует.

Если поначалу сложно разобраться, какие фото для какой категории больше подходят, вот полезная статья по теме.

Заголовки и ключевые слова — это метаданные, они помогают потенциальным покупателям найти ваши фотографии. В «Шаттерстоке» и заголовок, и ключи заполняются на английском языке, а система сама переводит их на все остальные языки пользователей.

Заголовок — это уникальное и подробное описание вашего фото, не список слов и не одно слово, а законченное предложение — до 200 символов, которое отвечает на вопросы кто, что, когда, где и зачем. Не рекомендуется добавлять в заголовки какие-либо специальные символы, например ç, é, å.

Ключевые слова — это список слов, которые не составляют полноценного предложения, но со всех сторон описывают, что находится на изображении, для чего его можно использовать, например в качестве обоев для рабочего стола, какова концепция фото и т. д. На «Шаттерстоке» можно добавить до 50 ключевых слов, многие из них подсказывает удобный встроенный подсказчик.

Чтобы лучше в этом разобраться, вот подробная статья с примерами удачных и неудачных заголовков, а также подходящих и неподходящих ключевых слов.

Чтобы легче было заполнить метаданные при загрузке фото на сток, рекомендую заранее их подготовить в отдельном текстовом файле — описания и несколько важных для вас ключей, а потом просто копировать их.

Вот так после модерации выглядит страница с вашим изображением: на фото водяной знак «Шаттерстока», справа возможность загрузить его, под фото — описание и локация, ниже — автор, список ключевых слов и категории
Вот так после модерации выглядит страница с вашим изображением: на фото водяной знак «Шаттерстока», справа возможность загрузить его, под фото — описание и локация, ниже — автор, список ключевых слов и категории

Сколько можно заработать. На «Шаттерстоке» автор изображения получает от 15 до 40% от каждой продажи, минимальных и максимальных сумм нет — чем продаж больше, тем выше уровень автора и процент его заработка. При этом процент считается от фактической цены, за которую сток продал фото, поэтому, например, в период распродаж на сервисе доход автора может быть ниже. Кроме того, деньги поступают автору на счет за вычетом всех налогов, пошлин, сборов, комиссий за обмен валют и т. д.

Уровень автора сбрасывается до начального ежегодно 1 января.

Дополнительно можно зарабатывать, приглашая других авторов или заказчиков регистрироваться на стоке. При этом важно, чтобы новый автор не просто зарегистрировался, но и загрузил свои фото и их кто-то купил — от каждой продажи в этом случае вам приходит 0,04 $ (2,95  Р). За нового заказчика можно получить больше, но сумма зависит от размера его первого платежа — вам выплатят до 20% от него, но не больше 200 $ (14 756  Р).

Вывод заработанных денег возможен только на электронные платежные сервисы — Payoneer, PayPal, Skrill. Минимальная сумма выплаты — 35 $ (2582  Р). Учтите, для новых аккаунтов в «Шаттерстоке» действует 90-дневный период ожидания — до истечения этого периода вывести деньги нельзя.

И еще один важный нюанс: «Шаттерсток» работает по американскому законодательству, и даже если вы не резидент США, налоговую форму W-8BEN все равно придется заполнить, чтобы получать деньги. Сделать это можно, перейдя в личном кабинете автора с вкладки «Доходы» в «Налоговый центр».

Размер роялти за изображения на «Шаттерстоке» от 15 до 40%
Размер роялти за изображения на «Шаттерстоке» от 15 до 40%
Получить заработанные на «Шаттерстоке» деньги на банковскую карту нельзя
Получить заработанные на «Шаттерстоке» деньги на банковскую карту нельзя
Наблюдать за количеством продаж, популярными фотографиями, авторским уровнем можно в личном кабинете автора — у «Шаттерстока» удобно оформлена часть с аналитикой
Наблюдать за количеством продаж, популярными фотографиями, авторским уровнем можно в личном кабинете автора — у «Шаттерстока» удобно оформлена часть с аналитикой
Чтобы заполнить налоговую форму W-8BEN, перейдите с вкладки «Доходы» в «Налоговый центр». Сначала нужно ответить на два вопроса: живете ли вы в США и кто вы — физлицо или организация
Чтобы заполнить налоговую форму W-8BEN, перейдите с вкладки «Доходы» в «Налоговый центр». Сначала нужно ответить на два вопроса: живете ли вы в США и кто вы — физлицо или организация
Далее в форме нужно указать имя и фамилию, страну проживания и адрес, в строке 6 — российский ИНН, дату рождения и снова выбрать страну из списка. С российских авторов «Шаттерсток» никакие налоги не удерживает
Далее в форме нужно указать имя и фамилию, страну проживания и адрес, в строке 6 — российский ИНН, дату рождения и снова выбрать страну из списка. С российских авторов «Шаттерсток» никакие налоги не удерживает

Заработала на фотостоке больше 300 тысяч рублей за 4 года

Впервые на фотостоки я попала в 2016 году — в начале своей иллюстраторской карьеры. Для старта выбрала «Дримстайм»: он хорош тем, что там нет никаких экзаменов и особых проверок — загружай и продавай. Минус в том, что это не самый популярный сток и вряд ли там можно получить много продаж — у меня там так ничего и не купили.

Позже я решилась сдать экзамен на «Шаттерстоке» — загрузила несколько своих изображений и они успешно прошли проверку. Первая продажа там у меня случилась в первый же день, когда мои работы появились в каталоге.

Сейчас зарегистрироваться на «Шаттерстоке» стало проще — экзамен отменили и можно просто создать аккаунт и загружать свои работы на продажу. А вот заработать стало сложнее: раньше сумма за одну продажу зависела от подписок покупателей и была не меньше 0,25 $ (18,44  Р), а сейчас заработок напрямую зависит от вовлеченности и продаваемости твоих работ — чем больше продаешь, тем больше получаешь, а минимальная стоимость изображения снизилась до 0,1 $ (7,3  Р).

Прежде чем что-то рисовать для стока, я обязательно провожу маленькое расследование. Смотрю, что сейчас в топе, ищу нишу или тему, которая достаточно востребована, но по которой не очень много работ. Мой опыт на фрилансе помогает мне в выборе тем для новых работ: я примерно знаю, что сейчас требуется на рынке.

Еще я всегда знаю, для кого я рисую — кто мой потенциальный покупатель. Как правило, это мои коллеги — иллюстраторы или моушн-дизайнеры. Поэтому я рисую различных персонажей, подготовленных к анимации, покадровые анимации или элементы дизайна для мобильных игр или приложений.

На одну иллюстрацию я трачу 1—3 часа — время всегда зависит от сложности работы и количества элементов в ней.

Я не была профессионалом, когда начала работать на стоке, поэтому считаю, что любой может попробовать. Но важно понимать, что работы плохого качества продаваться не будут, даже если загружать их 24/7.

С 2019 года я совсем ничего не загружаю на стоки — слишком занята основной работой. Но раньше старалась хотя бы раз в неделю загружать по 2—3 иллюстрации хорошего качества. За 4 года мне удалось загрузить всего 459 работ — это очень мало, но даже эта горстка иллюстраций приносит мне стабильный ежемесячный доход от 100 $ (7378  Р) в месяц.

Мой доход рос постепенно: в первые два месяца работы на «Шаттерстоке» у меня на счету было 2 $ (147  Р), а затем продажи резко возросли — на третий месяц на счету было уже 20 $ (1475  Р), в следующем месяце — 60 $ (4426  Р). В итоге я остановилась на стабильном доходе 150—200 $ (11 067 14 756  Р) в месяц, но если бы продолжала активно загружать иллюстрации, зарабатывала бы больше.

За все время на «Шаттерстоке» я заработала более 5000 $ (368 900  Р), а самая большая выплата за месяц была около 300 $ (22 134  Р) — точные цифры по правилам стока называть не могу.

В любом случае работа на стоке — это тоже работа, которая требует много сил, труда и терпения. Чтобы делать классные и продаваемые иллюстрации, нужно постоянно учиться и повышать свой уровень. Это точно не история про легкий и доступный заработок — как раз наоборот, чем больше вкладывается труда, тем большая отдача от стока.

Часто я рисую вот такие иллюстрации — из них легко можно сделать анимацию, поэтому они востребованы
Часто я рисую вот такие иллюстрации — из них легко можно сделать анимацию, поэтому они востребованы
А так выглядит моя самая продаваемая иллюстрация
А так выглядит моя самая продаваемая иллюстрация

Как работать с «Депозитфотос»

«Депозитфотос» — это фотобанк, в котором есть фотографии, векторные изображения и видео, но нет других форматов, например аудио. В ноябре 2020 года на стоке было почти 188 млн файлов и всего 90,5 тысячи авторов.

Чтобы начать продавать свои фото на «Депозитфотос», нужно:

  1. Зарегистрироваться на сайте.
  2. Загрузить 5 своих лучших работ на модерацию — это называется экзаменом.
  3. Загрузить скан паспорта.
  4. Дождаться одобрения экзаменационных фотографий, это займет несколько дней. Если файлы примут, они появятся на витрине стока, а автору откроется доступ к загрузке других файлов для продажи и статистике.

Фото для экзамена могут быть любыми, но обязательно в JPEG или JPG-формате с цветовым пространством RGB, разрешением от 3,8 Мп — 2400 × 1600 пикселей — и весом до 50 Мб. Также при загрузке экзаменационных фотографий не нужно заполнять их описание и подбирать ключевые слова — сделать это нужно будет после экзамена и перед загрузкой фото на продажу.

Кроме стандартных данных при регистрации на «Депозитфотос» потребуется обязательно указать еще и телефон
Кроме стандартных данных при регистрации на «Депозитфотос» потребуется обязательно указать еще и телефон
Прежде чем у вас появится возможность загружать и продавать фото на «Депозитфотос», придется пройти экзамен. Загруженные экзаменационные файлы до окончания проверки будут отображаться у вас в личном кабинете во вкладке «Незавершенные»
Прежде чем у вас появится возможность загружать и продавать фото на «Депозитфотос», придется пройти экзамен. Загруженные экзаменационные файлы до окончания проверки будут отображаться у вас в личном кабинете во вкладке «Незавершенные»
После успешного прохождения экзамена можно заполнить описание и ключевые слова и отправить фото на продажу. Правила здесь такие же, как и на «Шаттерстоке»
После успешного прохождения экзамена можно заполнить описание и ключевые слова и отправить фото на продажу. Правила здесь такие же, как и на «Шаттерстоке»

Требования к изображениям, которые можно загружать на продажу, такие же, как и к экзаменационным:

  1. Формат только JPEG или JPG.
  2. Минимальное разрешение — 3,8 Мп и 2400 × 1600 пикселей.
  3. Вес фото до 50 Мб.

Кроме того, действуют и общие правила о том, что у автора должны быть права на продажу фото и согласия моделей и собственников частных территорий, на которых проводилась съемка.

Отдельно «Депозитфотос» подчеркивает, что файлы, которые автор будет загружать на продажу, не должны использоваться ни в прошлом, ни в будущем самим автором в каких-либо логотипах или зарегистрированных торговых марках.

Например, нельзя загрузить на продажу фото с воздушными шариками, а потом сделать из него логотип для компании по организации праздников. Но если эта компания купит это фото на «Депозитфотос» и сделает из него логотип, то так можно.

Интересно, что сервис нигде не акцентирует внимание на качестве фотографий — нет ни соответствующих инструкций, ни указания на это в требованиях. Вряд ли это означает, что можно загружать совсем уж некачественные снимки, но, возможно, политика в вопросах качества у «Депозитфотос» мягче, чем у того же «Шаттерстока».

Сколько можно заработать, зависит от того, по какой цене покупатель фактически купил изображение, потому что гонорар рассчитывается только от этой суммы, а не от базовой стоимости файла. Следовательно, распродажи, промоакции и индивидуальные скидки заработку не способствуют.

Также от цены продажи сервис вычтет любые обязательные платежи третьим лицам, которые он должен совершить с этой сделки. Например, если покупка была сделана через мобильное приложение, процент от нее может уйти владельцу этого приложения.

Кроме того, процент вознаграждения зависит от уровня автора — чем он выше, тем больше ставка за каждый купленный файл. А уровень, в свою очередь, зависит от количества проданных файлов — чем больше продаж, тем он выше.

И еще на размер роялти влияет, какой тип аккаунта на «Депозитфотос» у покупателя. Если он покупает изображения через пакеты скачиваний, то автор получает процент от продажи. Если же у покупателя есть подписка и он совершает покупку по ней, то автору выплачивается фиксированная сумма за каждую продажу. Объясню на примере.

Предположим, что обычная цена за фото 3 $, а статус автора — «Начинающий».

Первый покупатель покупает это фото через пакет скачиваний, у него в пакете 10 изображений, поэтому каждое обходится ему в 4,9 $ — дороже обычной цены. С этой продажи автор фото получает 34% от суммы, которую покупатель фактически заплатил: 4,9 $ × 34% = 1,6 $.

У второго покупателя месячная подписка на 10 изображений, при которой каждое фото обходится ему в 1 $ — дешевле обычной цены. С такой продажи начинающий автор получит фиксированные 0,30 $.

Вывести деньги с «Депозитфотос» можно только на электронные платежные сервисы — Payoneer, PayPal, Skrill. Минимальная сумма вывода — 50 $ (3689  Р).

Уровни и гонорары авторов на «Депозитфотос»

Уровень Статус Количество скачиваний Процент вознаграждения (при пакетах) Сумма вознаграждения (при подписках)
Первый Начинающий До 499 34% 0,3 $ (22,1  Р)
Второй Бронзовый 500—4999 36% 0,31 $ (22,8  Р)
Третий Серебряный 5000—24 999 38% 0,32 $ (23,6  Р)
Четвертый Золотой 25 000—149 999 40% 0,33 $ (24,3  Р)
Пятый Платиновый От 150 000 42% 0,35 $ (25,8  Р)
Первый уровень
Статус
Начинающий
Количество скачиваний
До 499
Процент вознаграждения (при пакетах)
34%
Сумма вознаграждения (при подписках)
0,3 $ (22,1  Р)
Второй уровень
Статус
Бронзовый
Количество скачиваний
500—4999
Процент вознаграждения (при пакетах)
36%
Сумма вознаграждения (при подписках)
0,31 $ (22,8  Р)
Третий уровень
Статус
Серебряный
Количество скачиваний
5000—24 999
Процент вознаграждения (при пакетах)
38%
Сумма вознаграждения (при подписках)
0,32 $ (23,6  Р)
Четвертый уровень
Статус
Золотой
Количество скачиваний
25 000—149 999
Процент вознаграждения (при пакетах)
40%
Сумма вознаграждения (при подписках)
0,33 $ (24,3  Р)
Пятый уровень
Статус
Платиновый
Количество скачиваний
От 150 000
Процент вознаграждения (при пакетах)
42%
Сумма вознаграждения (при подписках)
0,35 $ (25,8  Р)
Пакет скачиваний позволяет купить определенное количество изображений и не привязан к отрезку времени. Подписка позволяет купить какое-то количество изображений в установленный период — месяц или год. При подписке каждое фото стоит дешевле, чем в пакетах
Пакет скачиваний позволяет купить определенное количество изображений и не привязан к отрезку времени. Подписка позволяет купить какое-то количество изображений в установленный период — месяц или год. При подписке каждое фото стоит дешевле, чем в пакетах

Требования к фотографиям для стоков и главные ошибки новичков

Во-первых, чтобы фото приняли на стоке, оно должно быть технически качественным — резким, правильным по экспозиции, не пересвеченным и не слишком темным, без шумов. Шумы — это когда на изображении есть зерно и оно похоже на пленочную фотографию.

Во-вторых, чтобы фото хорошо продавалось, оно должно быть привлекательным, интересным, цеплять зрителя. Плохо работают всякие арт-фотографии со сложным сюжетом, который понимает только фотограф, и наоборот — хорошо продаются простые и понятные изображения. Например, яблоко, лежащее на деревянной доске на фоне зелени, — это привлекательная и чистая фотография, ею можно украсить какой-нибудь баннер о здоровом питании или статью о витаминах.

Важно думать о том, что фотография — это вход потребителя в статью, товар или услугу. Она как бы говорит: «Смотри сюда, заходи сюда, нажми вот это, бери это». Поэтому, чтобы человек отвлекся от своих дел и действительно что-то сделал — пошел читать статью или покупать этот товар — фотография должна его зацепить. Например, фото, на котором человек ремонтирует машину идеально чистым гаечным ключом и улыбается, отлично подойдет для рекламы, хотя такого и не бывает в жизни. Или пример из моей практики: мы снимали рекламу, как мужчина держит заправочный пистолет у своей машины. У него аккуратный пиджак и чистая машина — не совсем реалистично. Но это фото быстро вылетело в топ и продается почти каждый день.

То самое фото с заправки, которое хорошо продается
То самое фото с заправки, которое хорошо продается

Большая ошибка новичков — это загрузить десять или сто фотографий и ждать своих продаж. Эти фото попадают в миллиард других фотографий и становятся каплей в море — шансов, что их купят, практически нет. Поэтому нужно не ждать прибыли, а нужно каждый день загружать, загружать и загружать новые фотографии — не останавливаться в самом начале. Например, у меня на стоке 4000 фотографий, и я считаю, что этого мало. Если бы у меня за 4 года накопилось хотя бы 20 000 фотографий, я бы получал с их продаж 1000—2000 $ (73 692 148 724  Р) в месяц.

Еще одна ошибка — сложные фотографии со сложными сюжетами и суперобработкой. Они не продаются. Отлично, когда фото не слишком постановочные и более жизненные, когда не использовался сложный реквизит, а на моделях простая, не слишком яркая, но чистенькая и привлекательная одежда. Все должно быть максимально естественно.

Рекомендую, если удастся поймать момент, когда какое-то фото начинает хорошо продаваться, сделать много снимков того же самого, но в разных обстоятельствах. Например, поняли, что хорошо продается рука с телефоном, ее можно снять вечером или днем, чтобы она снимала еду или пейзаж, в квартире или на улице — сюжетов миллион. Главное — регулярно снимать и выкладывать.

Например, я как-то от скуки сфотографировал обогреватель на работе. Эта фотография немного полежала, а потом начала продаваться и продается каждый год. Потом я даже купил еще один обогреватель, уже не для того чтобы греться, а чтобы его сфотографировать, — и он тоже начал хорошо продаваться.

У меня несколько фотографий с обогревателями, они начинают хорошо продаваться примерно с сентября
У меня несколько фотографий с обогревателями, они начинают хорошо продаваться примерно с сентября

Как я пыталась заработать на фотостоках

Я никогда не работала с фотостоками ни как автор контента, ни как покупатель — всегда пользовалась только бесплатными стоками. Поэтому сначала я долго изучала правила. Дальше выбрала три стока, о которых рассказала в статье, и загрузила на них одинаковый набор фотографий. Особо фото я не отбирала, взяла несколько из тех, что делала в поездках, — цветы и пейзажи.

Вот какие фото подошли всем фотостокам, на которые я их загрузила, — «Дримстайм», «Шаттерсток» и «Депозитфотос». Все снимки я делала на зеркальный фотоаппарат Nikon D5100, а потом немного обрабатывала в «Лайтруме» — делала чуть светлее и ярче.

Но не все фото из тех, что я отобрала, мне удалось загрузить на стоки. Некоторые снимки отклонили по качеству или из-за необходимости получить Model Release. Например, На «Дримстайм» у меня не приняли фото из Рускеалы: на нем люди в лодках, а значит, я должна получить их разрешения на публикацию, даже несмотря на то, что они находятся далеко и их лиц не видно. «Шаттерсток» тоже отклонил фото из Рускеалы как недостаточно четкое — основной объект съемки не в фокусе.

Другой пример — фото с одуванчиками на темном фоне. «Дримстайм» его отклонил, посчитав некачественным, зато на «Шаттерсток» я загрузила его без проблем. Другой букет, наоборот, «Шаттерсток» отклонил, посчитав, что основной объект съемки не в фокусе, но «Дримстайм» принял.

Не понравилась «Шаттерстоку» и фотография волгоградской скульптуры «Родина-мать зовет!», он решил, что оно без фокуса, но с шумами или зернистостью пленки. А вот на «Дримстайм» я загрузила его без проблем.

На «Депозитфотос» мне удалось загрузить все эти фотографии — требования там оказались самыми мягкими.

Таким образом, на «Шаттерстоке» у меня отклонили 4 фото из 7, на «Дримстайм» — 2 из 7, а на «Депозитфотос» приняли все. Три из отклоненных на «Шаттерстоке» изображения оказались недостаточно качественными: «Основной предмет изображения не в фокусе из-за дрожания фотоаппарата, нерезкости, вызванной движением, чрезмерного использования шумоподавления или технических ограничений используемого оборудования».

С одним отклонением я не согласна: сервис посчитал, что на съемку скульптуры «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде нужно разрешение владельца собственности.

Я не знаю, у какого собственника нужно получить разрешение на съемку памятника, поэтому перезалила это фото для редакционного использования — по лицензии Editorial, так его приняли
Я не знаю, у какого собственника нужно получить разрешение на съемку памятника, поэтому перезалила это фото для редакционного использования — по лицензии Editorial, так его приняли

Этот эксперимент с загрузкой одинаковых фотографий наглядно подтверждает, что у разных фотостоков разные требования к изображениям и не каждую фотографию из отпуска получится выставить на продажу.

Кроме того, не стоит ждать продаж, если в портфолио всего 5—10 снимков: они просто теряются в миллионах других изображений и покупателю до них не добраться. Но не стоит и расстраиваться — первое время нужно просто регулярно подгружать новые фотографии, учиться подбирать подходящие ключевые слова и писать качественные описания.

Кратко: сравнение стоков

Критерий «Дримстайм» «Шаттерсток» «Депозитфотос»
Экзамены или дополнительная модерация аккаунта Нет Нет В качестве экзамена нужно загрузить 5 работ и скан паспорта
Требования к изображениям Средние — отклонили 2 тестовых фото из 7 Строгие — отклонили 4 тестовых фото из 7. Одно из отклоненных позже приняли по лицензии Editorial Мягкие, о качестве изображений в правилах ничего не сказано. Приняли 5 тестовых фото из 5
Роялти 25—60% 15—40% 34—42% и/или 0,30—0,35 $
Вывод денег Только на электронные платежные системы Только на электронные платежные системы Только на электронные платежные системы
Минимальная сумма вывода 100 $ 35 $ 50 $
Принцип заработка Больше и дороже продаешь — больше получаешь Больше и дороже продаешь — больше получаешь Больше и дороже продаешь — больше получаешь
Конкуренция / кол-во авторов 671 тысяча Не афишируется, по неофициальным данным, больше 1 млн 90,5 тысячи
Прочее Интерфейс на русском, но качество перевода невысокое, пользоваться сайтом неудобно. Все материалы-подсказки на английском Интерфейс на русском и интуитивно понятный. На каждом этапе появляются понятные подсказки. Есть много русскоязычных статей-рекомендаций. Есть удобные инструменты аналитики в профиле, например можно увидеть 5 самых продающихся изображений Интерфейс на русском, понятный, есть подсказки. Статьи в блоге на русском, но нет статей-рекомендаций.

Не понравилось, что требуют паспорт и телефон. Сложная система начислений, которая зависит от множества факторов
«Дримстайм»
Экзамены или дополнительная модерация аккаунта
Нет
Требования к изображениям
Средние — отклонили 2 тестовых фото из 7
Роялти
25—60%
Вывод денег
Только на электронные платежные системы
Минимальная сумма вывода
100 $
Принцип заработка
Больше и дороже продаешь — больше получаешь
Конкуренция / кол-во авторов
671 тысяча
Прочее
Интерфейс на русском, но качество перевода невысокое, пользоваться сайтом неудобно. Все материалы-подсказки на английском
«Шаттерсток»
Экзамены или дополнительная модерация аккаунта
Нет
Требования к изображениям
Строгие — отклонили 4 тестовых фото из 7. Одно из отклоненных позже приняли по лицензии Editorial
Роялти
15—40%
Вывод денег
Только на электронные платежные системы
Минимальная сумма вывода
35 $
Принцип заработка
Больше и дороже продаешь — больше получаешь
Конкуренция / кол-во авторов
Не афишируется, по неофициальным данным, больше 1 млн
Прочее
Интерфейс на русском и интуитивно понятный. На каждом этапе появляются понятные подсказки. Есть много русскоязычных статей-рекомендаций. Есть удобные инструменты аналитики в профиле, например можно увидеть 5 самых продающихся изображений
«Депозитфотос»
Экзамены или дополнительная модерация аккаунта
В качестве экзамена нужно загрузить 5 работ и скан паспорта
Требования к изображениям
Мягкие, о качестве изображений в правилах ничего не сказано. Приняли 5 тестовых фото из 5
Роялти
34—42% и/или 0,30—0,35 $
Вывод денег
Только на электронные платежные системы
Минимальная сумма вывода
50 $
Принцип заработка
Больше и дороже продаешь — больше получаешь
Конкуренция / кол-во авторов
90,5 тысячи
Прочее
Интерфейс на русском, понятный, есть подсказки. Статьи в блоге на русском, но нет статей-рекомендаций.

Не понравилось, что требуют паспорт и телефон. Сложная система начислений, которая зависит от множества факторов

Какой фотосток выбрать новичку

Думаю, новичкам следует рассматривать «Шаттерсток» и «Адоб-сток» — они работают одинаково. На остальных стоках, например на «Дримстайме», фото продаются плохо, поэтому на старте это может сильно разочаровать и отбить желание вообще этим заниматься. При этом, работая с любым стоком, важно загружать как можно больше фото: 5—10 в день.

Для сравнения: когда на «Шаттерстоке» доход поднимается до 100 $ (7378  Р), на «Депозитфотос» он будет в районе 5 $ (368  Р). С другой стороны, если доход на «Шаттерстоке» увеличится до 500 $ (36 890  Р), то на «Дримстайм» или «Депозитфотос» уже можно будет зарабатывать по 50 $ (3689  Р) — тоже неплохо.

Дополнительный плюс работы на «Адоб-стоке» — бесплатная лицензионная подписка на «Фотошоп» и «Лайтрум», если фото хорошо продаются.

Если фотограф уже крутой и состоявшийся, имеет свой стиль и хорошее портфолио, то идти в микростоки вообще не стоит — лучше пытаться попасть на макросток. Там фотографии стоят намного дороже. Например, если на микростоках одно фото продается по цене 0,1 $ (7,3  Р), то на макро — по 100—150 $ (7378 11 067  Р).

При этом если удалось попасть на макросток, придется уйти со всех микростоков.

Можно ли заработать на фотостоках

  1. Фотостоки могут быть бесплатными и платными. На платных стоках одна фотография продается неограниченное количество раз, а ее автор получает процент от продаж.
  2. Размер заработка автора зависит от того, по какой цене сток продал его фотографию — чем дороже, тем лучше, и от того, как много фотографий этого автора вообще продаются.
  3. Чтобы зарабатывать больше, автору придется повышать свой уровень и делать более востребованные, а значит, и более дорогие фотографии. Для этого нужно следить за трендами, анализировать аккаунты успешных стокеров, фотографировать много и качественно и наполнять портфолио — чем там больше работ, тем лучше. Например, в моем портфолио на «Дримстайм» всего 5 фото, за три месяца — с августа по ноябрь 2020 года — у меня не было там ни одной продажи, потому что фотографий слишком мало. Отлично, когда удается загружать по 5—10 изображений в день. Но в этом и заключается главная сложность заработка на фотостоках — для пассивного дохода он требует слишком много активных действий.