Техосмотр автомобиля: зачем он нужен и как пройти его по правилам
Авто
226K
Фотография — Natalie Dmay / Unsplash

Техосмотр автомобиля: зачем он нужен и как пройти его по правилам

Как его проверяют и как наказывают за нарушения
5
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

знает все про техосмотр

Страница автора

В России часть автовладельцев каждый год проходит обязательный технический осмотр автомобиля.

Точной статистики по количеству оформленных диагностических карт в открытом доступе нет. Это неудивительно: операторы техосмотра — частные фирмы, которые не обязаны публиковать данные. Диагностическую карту придется предъявить в ГИБДД при постановке на учет автомобиля с пробегом. Владельцы коммерческого транспорта проходят техосмотр каждый год.

Расскажем, как пройти техосмотр и в каких случаях нужна диагностическая карта.

Что такое технический осмотр автомобиля

Технический осмотр — это проверка технического состояния транспортных средств на соответствие обязательным требованиям безопасности  .

Можно спутать технический осмотр и техническое обслуживание: и то и другое сокращают одинаково — ТО. В статье пойдет речь о техническом осмотре. Законов, регламентирующих техобслуживание, в России нет.

Основной документ о порядке и периодичности проведения технического осмотра, порядке аккредитации компаний и индивидуальных предпринимателей, которые его проводят, — закон «О техническом осмотре транспортных средств».

Техосмотр также упоминается в законе «О государственной регистрации транспортных средств» — например, в статье 15 указано, когда нужно предъявлять диагностическую карту сотрудникам ГИБДД.

Правила проведения техосмотра устанавливают, что именно будут проверять и на каком основании могут аннулировать диагностическую карту.

Для чего нужен техосмотр. Государство устанавливает обязательные требования к безопасности ТС, поэтому в некоторых случаях обязывает владельцев предоставить к осмотру свой транспорт, чтобы проверить его техническое состояние.

Проводят проверки операторы технического осмотра — аккредитованные компании или ИП  .

Какие обязанности у операторов техосмотра

Оператор должен  :

  1. Провести процедуру техосмотра.
  2. Оформить диагностическую карту в единой автоматизированной информационной системе  , передать в нее информацию о техническом состоянии автомобиля.
  3. Обеспечить сохранность автомобиля, представленного для ТО.

Пройти техосмотр можно в любом регионе. Неважно, где живет человек или находится компания: оператор обязан оказать услугу любому обратившемуся.

Когда нужно проходить техосмотр

Периодичность техосмотра зависит от категории автомобиля, его возраста и целей использования  .

Освобожден от техосмотра транспорт с ДВС объемом менее 50 см³ или электродвигателем до 4 кВт, максимальная скорость которого не выше 50 км/ч. ТО не нужен прицепам к таким ТС  .

Для остальных автомобилей учитывают год, а не дату выпуска. Неважно, произведен автомобиль в январе или декабре. Даже если он покинул конвейер 31 декабря, 1 января следующего года считается, что уже прошел год с его выпуска.

Год выпуска и год, в который регистрируется автомобиль, полностью включают в возраст.

Автомобиль выпущен в декабре 2023 года. Если его будут регистрировать в ГИБДД в 2024 году, его возраст — два года. Если в январе 2025 — уже три.

Информация о периодичности техосмотра автомобилей в зависимости от их категории и возраста — в таблице:

Как понять, что автомобиль используется в личных целях. По полису ОСАГО: при его оформлении водитель указывает, с какой целью планирует использовать автомобиль. Если она личная, регулярный ТО не нужен.

Если в поле с целями отмечено, например, «Такси», техосмотр придется проходить раз в год или полгода — зависит от возраста автомобиля.

В теории таксист может попытаться обмануть страховую и указать, что использует автомобиль как личный. Если это выяснится, ему грозит штраф за отсутствие техосмотра. Но если он окажется виновным в ДТП, возмещать ущерб придется из собственного кармана: страховая откажет в выплате по ОСАГО.

Водитель сам указывает цель использования автомобиля при оформлении полиса ОСАГО
Водитель сам указывает цель использования автомобиля при оформлении полиса ОСАГО

Какие документы нужны для ТО

Для прохождения техосмотра нужны:

  1. Паспорт водителя.
  2. СТС.
  3. ПТС  .

Если автомобиль не соответствует данным в документах, отметку об этом внесут в единую автоматизированную информационную систему ТО.

Возникнут проблемы, если при осмотре заметят проблемы с номером кузова  . Доступ к единой автоматизированной системе техосмотра есть у сотрудников ГИБДД — у них возникнут вопросы к человеку, который пригнал такую машину.

Документы может показать владелец машины или его представитель по простой письменной доверенности — заверять ее нотариально не нужно.

Где проходить техосмотр

На станции техобслуживания могут найти неисправности и устранить их, но техосмотр там не проводят. Потому что технический осмотр — это проверка автомобиля, по результатам которой выдают диагностическую карту. Сделать это может только оператор технического осмотра, которого Российский союз автостраховщиков внес в реестр операторов технического осмотра.

Как найти пункт техосмотра. Водители могут узнать об адресах и графике работы пунктов техосмотра на сайте РСА. Там есть форма поиска, которая позволяет найти адрес оператора по населенному пункту или по улице в нем.

Искать ближайшего оператора можно по названию населенного пункта или по адресу. Источник: oto⁠-⁠register.autoins.ru
Искать ближайшего оператора можно по названию населенного пункта или по адресу. Источник: oto⁠-⁠register.autoins.ru

Что проверяют на техосмотре

Продолжительность проверки зависит от категории ТС  . Легковой автомобиль категории В будут проверять до 30 минут, мотоцикл — максимум 10 минут. Дольше всего могут осматривать ТС для перевозки опасных грузов — 88 минут.

Автомобиль проверяют диагностическим оборудованием и осматривают, оценивают исправность его основных систем.

Тормозные системы  . Нет повреждений и трещин на тормозных дисках, барабанах и колодках. Тормозные шланги целые, без трещин, следов набухания и подтеков. Работают стояночный тормоз и все стоп-сигналы.

Рулевое управление  . Все детали рулевого механизма на месте. Резьбовые соединения затянуты и зафиксированы. В рулевом механизме и рулевом приводе нет поврежденных узлов. Работают усилитель руля и фиксатор положения рулевой колонки, если они есть.

Внешние световые приборы  — фары, фонари на местах, предусмотренных заводом-изготовителем. Лампы должны соответствовать его же требованиям. Фары должны быть одинаковыми  и симметричными.

Стеклоочистители и стеклоомыватели  — в наличии и исправны.

Шины и колеса  . Все гайки креплений на месте, шины — без следов разрывов и торчащего корда. Колесные диски круглые, без трещин и следов сварки. На одну ось нельзя устанавливать шины разного размера и с разным рисунком протектора. Если резина шипованная, она должна стоять на всех колесах.

Двигатель и его системы  . Крышка на бензобаке целая и сидит плотно. Подтеки топлива недопустимы. Содержание загрязняющих веществ в отработавших газах соответствует требованиям техрегламента.

Прочие элементы конструкции  . Лобовое стекло без трещин. Если на нем и на стеклах передних дверей тонировка, она должна пропускать не менее 70% света.

Замки дверей, механизмы регулировки сидения водителя, обогрев и обдув ветрового стекла должны работать.

Поручни в автобусах, запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья, огнетушители на автомобилях, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны быть надежно закреплены.

Как подготовить машину к техосмотру

Для прохождения техосмотра не нужно приобретать ничего, что не предусмотрено самой конструкцией автомобиля. Это значит, что если производитель установил крепление огнетушителя, то на техосмотре проверяют эти крепления. Сам огнетушитель смотреть не будут.

Водителю достаточно следить, чтобы все болты и гайки были на месте, из колес не торчал корд, нигде ничего не текло и не капало, все лампы в световых приборах горели. Тогда, скорее всего, техосмотр получится пройти без проблем.

Нужна ли аптечка. На техосмотре аптечку не проверяют. Но, как и в случае с огнетушителем, если конструкцией предусмотрены крепления аптечки, их проконтролируют.

Мы все же рекомендуем собрать аптечку и возить ее в автомобиле. О том, как это сделать, рассказали в статье «Как собрать автомобильную аптечку».

Как получить диагностическую карту

Оператор оформляет диагностическую карту после технического осмотра. Информация сразу попадает в ЕАИСТО, даже если автомобиль не соответствует обязательным требованиям безопасности. В карте укажут, какие проблемы есть, эту информацию внесут в систему — владельцу машины придется устранить неисправности и пройти техосмотр повторно.

Образец диагностической карты. Форму диагностической карты утвердило правительство, а правила заполнения — Минтранс.

По сути, карта — это запись в базе данных. У оператора ТО можно запросить ее копию на бумаге  . Вот как она выглядит:

Форма диагностической карты
Форма диагностической карты
Форма диагностической карты
Форма диагностической карты
Форма диагностической карты
Форма диагностической карты
Форма диагностической карты
Форма для результатов диагностики
Форма для данных транспортного средства

Можно ли купить диагностическую карту. Оплатить услугу придется. Но нет смысла договариваться с сотрудниками пункта техосмотра, чтобы они выписали диагностическую карту без прохождения проверки. Если выяснится, что машина не была на пункте ТО  , ГИБДД аннулирует диагностическую карту, уведомив в течение трех дней владельца ТС и его страховую компанию. Если автомобиль зарегистрировали на основании подобной диагностической карты, его снимут с учета  .

Ответственность за поддельные диагностические карты предусмотрена в уголовном кодексе.

В Якутии мужчина получил диагностическую карту у сотрудника пункта техосмотра, а саму процедуру не проходил. По приговору непонятно, как именно выявили подделку, но мужчину признали виновным в совершении сразу двух преступлений:

  1. Пособничество в подделке официального документа, предоставляющего права, в целях его использования и сбыта  .
  2. Использование заведомо подложного документа  . Наказание — год лишения свободы условно.

Сколько стоит пройти техосмотр  . Размер платы за техосмотр ежегодно устанавливают регионы по методике ФАС.

Максимальная стоимость техосмотра в 2024 году в Москве составляет 1101 ₽, в Санкт-Петербурге — 1730 ₽. В 2025 году ожидают, что стоимость техосмотра вырастет.

Что будет, если не пройти техосмотр

Для владельцев транспорта категорий М и В, используемых в личных целях, нет административной ответственности за отсутствие диагностической карты. Но при коммерческом использовании диагностическая карта нужна — если ее нет, оштрафуют на 2000 ₽  .

Менеджер по продажам на своем автомобиле ездит по рабочим делам, а по выходным возит друзей на дачу, используемую в личных целях. Водителя не оштрафуют, если на машину нет диагностической карты.

Но если человек будет работать в такси на том же автомобиле, он обязан проходить техосмотр. Иначе оштрафуют на 2000 ₽  . Фиксируют нарушение не только сотрудники ГИБДД, но и камеры автоматической фиксации.

Компанию тоже накажут. Сотрудника, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию автомобиля, который выпустил на линию ТС без техосмотра, оштрафуют на 500 ₽, малое предприятие — на 25 000 ₽, остальные компании — на 50 000 ₽  .

Регресс к виновнику ДТП

Регресс — право страховой компании взыскать ущерб с виновника ДТП после выплат потерпевшим  . Это возможно, если владелец автомобиля по закону обязан проходить технический осмотр, но не прошел.

Страховщики не могут требовать регресс с владельцев автомобилей, для которых техосмотр не обязателен  .

Оформят ли ОСАГО без диагностической карты

Для покупки полиса ОСАГО нужно представить документы на машину и паспорт страхователя. Страховщики не контролируют, прошел ли автомобиль техосмотр.

Если диагностической карты нет или она просрочена, отказать в оформлении полиса нельзя.

Изменение в проведении техосмотра в 2024 году

Единственное изменение в законах о техосмотре в 2024 году — операторы ТО теперь обязаны уплачивать НДС. Для водителей изменений нет.

Запомнить

  1. Техосмотр не отменили. Но легковые автомобили и мотоциклы, используемые в частных целях, должны проходить его только при совершении регистрационных действий или внесении изменений в конструкцию.
  2. Пройти техосмотр можно лишь у аккредитованного оператора.
  3. По итогам техосмотра выдадут диагностическую карту.
  4. Оплата техосмотра — за счет автовладельца
  5. Оштрафовать за отсутствие диагностической карты могут только тех, для кого периодический техосмотр обязателен.
  6. За подделку диагностической карты предусмотрена уголовная ответственность.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевПроходили техосмотр? Расскажите, как все прошло:
  • cat ownerГод назад ставила на учет на себя машину, оставшуюся в наследство от папы. Диагностическую карту получила со второго раза, в первый завернули: была разбита одна противотуманка, свежекупленный на "Озоне" огнетушитель оказался пустым (а я и не знала, специально ж к ТО покупала!), а главное - ровно перед заездом на пункт ТО накрылся электроусилитель. За неделю все устранила, сгоняла за новым электроусилителем из Москвы в Тольятти (я тут про это писала в комментариях), со второго раза все прошла. Во второй раз проверяли только те пункты, по которым не прошла в первый. Заплатила 750 руб., а во второй раз ничего не стали брать, - просто проверили, все ли косяки устранены, и выдали диагностическую карту.3
  • Dinzel54Правильно понимаю что страховая не предъявит регресс к виновнику, даже если причиной аварии стала техническая неисправность автомобиля? (в случае когда автомобиль виновника для личного пользования и отсутствует тех.осмотр)0
  • Lis BGEО, это же фотография из новосибирского академгородка) И машине эта жёлтая там постоянно стоит3
  • АндрейРаньше техосмотр просто покупался, сейчас техосмотр также покупается, но приходится стоять и ждать отведенное регламентом время. Ну и сервисмены, которые техосмотр проводят, заворачивают технику при любом случае, когда им что-то не нравится. Особенно с мотоциклами - уже давно ГИБДД не считает кофры и дуги безопасности внесением изменений в конструкцию, но сервисмены все равно требуют снимать все «нештатное». Пользы от техосмотра как не было, так и никакой нет, кроме заработка для точек, их проводящих.1
  • АндрейSpitfire82, чтобы предъявить такой регресс необходимо доказать, что причиной ДТП стала именно техническая неисправность. А это сделать крайне сложно, практически невозможно даже.0