«Выпила успокоительные и выполнила задания»: 3 истории о тяжелой учебе на онлайн-курсах
Порой получение новых знаний требует больших усилий и самодисциплины.
Особенно если у онлайн-школы, в которую вы пошли учиться, жесткая система дедлайнов, а за невыполнение домашних работ могут исключить. В то же время отсутствие четких сроков, наоборот, расслабляет: тогда есть риск и вовсе забросить учебу. Узнали у читателей Т—Ж о самых сложных онлайн-курсах, которые они проходили.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
«Сидела над тестами, пытаясь разобраться в логике преподавателей»
Направление: копирайтинг, редактура
Где: в Школе Бюро Горбунова
Я работала копирайтером несколько лет. Мне нравилось, но в профессии я никак не росла. В какой-то момент захотелось перестать просто писать о том, что мне скажут, поэтому я начала саморазвиваться. Ходила на дополнительные курсы, слушала лекции, следила за тематическими блогами.
В дальнейшем поняла, что хочу стать редактором. Сначала я думала, что для этого достаточно врожденной грамотности и филологического образования. Оказалось, все немного не так: редактор не только знает правила, но и умеет отличать хороший текст от плохого, устраняет логические ошибки, проверяет факты, повышает читабельность текста. Кроме того, в идеале такой специалист должен разбираться хотя бы в базовых правилах дизайна и верстки.
Тогда я решила пройти обучение редакторскому делу. В конце весны 2021 года подалась на стажировку в агентство «Сделаем». Как мне кажется, я хорошо сделала тестовое задание, но меня не взяли. Тогда я ужасно расстроилась и на несколько месяцев отбросила мысли об учебе.
Летом того же года я прошла подготовительный курс в Школе редакторов Бюро Горбунова. За три недели мои навыки сильно выросли: я узнала о редакторской гигиене, самопрезентации, основах верстки. А после окончания обучения захотела попасть в саму школу.
Всего в ней предусмотрено три ступени. На первую попасть легко — достаточно заплатить за обучение. На вторую ступень проходят 30 лучших студентов с первой ступени, на третью — 10 лучших со второй.
В 2021 году первая ступень стоила 50 000 ₽. Те, кто по итогам подготовительных курсов набрал много баллов, могли претендовать на бесплатные места. Ко мне это не относилось, потому что я легкомысленно отнеслась к заданиям и набрала мало баллов.
Лишних денег у меня не было, так что я решила подождать скидок. Мне повезло в Черную пятницу: школа устроила распродажу, и я приобрела курс за 25 500 ₽.
- 25 500 ₽
Начать обучение можно было в любое время, но не позже 365 дней после оплаты. Я планировала приступить к занятиям в феврале 2022 года, но всем известные события выбили меня из колеи.
О том, что у меня куплен курс, я вспомнила лишь в сентябре. Думала открыть первый урок, но что-то меня постоянно останавливало: не было то сил, то времени, то желания. Так тянулось аж до ноября. В итоге я начала учиться только за неделю до окончания доступа.
Обучение на первой ступени длится 16 недель, то есть четыре месяца. Каждые семь дней открывается новый блок с лекциями, практическими заданиями и дополнительной литературой. Также требуется регулярно проходить тесты.
В школе рассказывают, как редактировать тексты, проводить переговоры, управлять проектами. А еще значительная часть обучения обучения посвящена дизайну интерфейсов и верстке. Как человек, крайне далекий от этой сферы, я часто путалась и ошибалась, решая задания. В результате почти все тематические тесты сдала на 50—60 баллов из 100.
Пытаясь освоить верстку, я даже купила дополнительные видеоматериалы к курсу. В тот момент на них была скидка, и годовой доступ обошелся мне в 2000 ₽. Большая часть информации оттуда повторяла текст лекций, но я не пожалела о покупке. Благодаря этому я стала понимать предмет немного лучше.
Тесты по предметам иногда бывали очень сложными. Некоторые вопросы так лихо закручивали, что я долго сидела над ними в надежде понять логику преподавателя.
Набрать 100 баллов получилось лишь однажды — на 14-й неделе по курсу «Переговоры и отношения». То событие стало для меня знаменательным.
Учиться мне нравилось, хотя нагрузка была большой: в среднем я проводила за компьютером не менее четырех часов в день. Все материалы конспектировала от руки — иначе ничего не запоминала.
В большинстве занятий была полезная и актуальная информация. Мне особенно понравились три курса: про текст и редактуру, переговоры и управление.
Обратной связи на первой ступени не было. Предполагается, что все практические задания сразу оцениваются на максимальный балл. Как нам объяснили, такие работы больше даются для самоконтроля и набивания руки. Тем не менее два способа получить комментарий преподавателя все-таки есть:
- Через вебинар. Максим Ильяхов, читавший лекции про текст и редактуру, устраивал такие занятия несколько раз. Студенты могли заранее прислать свои тексты и услышать мнение о них в прямом эфире. Я хотела поучаствовать, но так ни разу и не решилась.
- После сдачи курсовой. На подготовку работы даются две недели в конце ступени. Ее проверяет тоже Максим, а потом ставит оценку и озвучивает общее впечатление. Подробнее о курсовой расскажу дальше.
Что касается тестов, то посмотреть, где вы ответили неверно, нельзя. Организаторы сделали так намеренно, чтобы студенты не передавали друг другу правильные варианты. Но, на мой взгляд, такое решение спорное, ведь если вы не знаете, в чем состояла ваша ошибка, то не сможете ее проработать.
Впрочем, теорию, знание которой проверяли тесты, разрешалось обсуждать в общем чате — разумеется, без перехода на конкретные вопросы и ответы. Иногда к дискуссии присоединялись преподаватели, и любой мог уточнить что-то у них.
Самый большой минус и одновременно плюс обучения в школе — это строжайшие дедлайны. На каждый блок дается ровно неделя, а те, кто не сдает работы вовремя, нарушают принципы Бюро Горбунова. Не соблюсти установленный срок можно лишь дважды, а на третий раз студента исключают. При этом количество баллов за просроченные задания делят на два.
Я ни разу не нарушила дедлайны, но знаю, что такие меры применяли. С другой стороны, в жизни может произойти разное.
Например, зимой 2023 года я была в Турции. 6 февраля произошло землетрясение, в котором погибли более 40 тысяч человек. Город, где я тогда находилась, не пострадал, но случившееся меня безумно напугало.
Я спросила у поддержки, можно ли перенести дедлайн, потому что мне страшно и, вероятно, чисто физически у меня не получится сдать работу вовремя. Мне сухо ответили, что им очень жаль, но сдвинуть срок нельзя. Вместо этого можно уйти в академический отпуск и начать обучение заново в следующем потоке. Такой вариант меня совсем не привлекал, поэтому я выпила успокоительные и выполнила задания вовремя. Но впечатление осталось крайне неприятное.
В последние две недели курса почти не давали лекций и заданий — их заменило выполнение итогового проекта в виде обучающей статьи. От нас требовалось написать текст, проиллюстрировать его и сверстать — то есть показать все приобретенные в школе знания и навыки.
Тему студенты выбирали из списка готовых или предлагали свою. Ее должен был одобрить лично Максим Ильяхов, но у меня с этим проблем не возникло.
Всю первую неделю, которая отводилась на подготовку курсовой, я прокрастинировала. Переживала, что не справлюсь с работой, и не знала, с чего начать. В начале второй все же села за текст и начала продумывать иллюстрации. Затем показала работу друзьям и отредактировала дополнительно. Параллельно занималась фотографиями и верстала — на это ушло еще полтора дня. В итоге сдала работу за день до дедлайна.
Результатов пришлось ждать почти три месяца: студенты потока начинали учиться в разное время, а дедлайн установили для всех общий — 29 мая.
Максим Ильяхов оценил мою работу в 390 баллов из 500. Считаю, что это неплохо, к тому же мой результат стал одним из лучших на потоке. В то же время, судя по комментарию преподавателя, курсовая не идеальна — ну и пусть. Например, Максим заметил, что у статьи страдает структура, поэтому не помешает еще раз критически оценить весь текст. В то же время он похвалил материал и иллюстрации, и это было приятно.
На вторую ступень я не прошла по баллам. В общем рейтинге студентов потока я заняла 48-е место, а принимают, напомню, только первых 30 человек. Но я не расстроена, потому что мои планы изменились и сейчас мне не до учебы. Насколько я знаю, на второй ступени занятия отнимают еще больше времени, а у меня его и так нет.
Еще в школе действует странный принцип: если студент попадает на следующую ступень, но отказывается от обучения, его диплом сгорает. А так как дальше меня не позвали, мой сертификат в любом случае остается.
Сам факт того, что я училась в Школе редакторов, повышает мою ценность как специалиста. За четыре месяца я научилась отличать хороший дизайн от плохого, верстать таблицы и статьи, рассказывать о себе, вести переговоры. Кроме того, некоторые принципы Бюро Горбунова стали моими личными — например, «Не делать, а сделать» и «ФФФ — fix time, fix budget, flex scope».
Сейчас я работаю редактором в компании, куда мечтала попасть несколько лет. Думаю, дополнительное образование помогло: если бы не школа, я бы даже не смогла выполнить тестовое задание.
«Приходилось все делать крайне быстро, обычно в течение часа»
Направление: подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Где: в школе «Гора»
В феврале 2023 года я решила пройти курс подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Я изучала философию в НИУ ВШЭ и занималась репетиторством, поэтому сдать экзамен планировала для работы. Мой выбор пал на школу «Гора», так как я знала, что там хорошо готовят к экзаменам.
Кроме того, занятия в этой школе привлекали доступными ценами. Мой предел был 3000 ₽ в месяц, а подготовка там стоила именно столько. Далее на каждый последующий месяц давалась скидка 200 ₽, а за совместную оплату мая и июня — 1000 ₽.
При записи есть несколько вариантов обучения: экспресс-курс на полтора месяца, трехмесячная программа, на которой учили решать самые сложные задания, и более комплексная полугодовая подготовка. На нее я и записалась.
- 16 400 ₽
Каждые пару дней, кроме воскресенья, нам присылали конспекты. После чтения теории нужно было решить тест и сдать письменное задание из четырех упражнений. На это давалось где-то полтора дня. Затем наши ответы проверял и комментировал куратор.
Три раза в месяц можно было перенести дедлайн, но только на день, для чего требовалось написать своему куратору. При невыполнении задания ученикам не присылали ответы на задания, из-за чего те не могли нормально проработать тему. На мой взгляд, такое правило крайне неудобно в случае форс-мажоров.
В случае четырех задолженностей студента исключали с курса. Конечно, на это могли быть и уважительные причины, но, по моим наблюдениям, они не учитывались. В результате все, кто не успевал выполнить задания в срок, теряли доступ к образовательным материалам и потраченные на обучение деньги. Такие моменты в политике школы меня не очень устраивали.
Я прошла обучение до конца, но система дедлайнов меня сильно угнетала и злила. Из-за этого у меня не было возможности спланировать изучение тем и нормально выполнять задания. Взяться за них я могла только по вечерам, поэтому мне приходилось все делать крайне быстро, обычно в течение часа. В противном случае я не успевала уложиться в срок.
С одной стороны, такая строгая система помогала мне дисциплинировать себя, а с другой — нехватка времени и постоянное напряжение стали причиной стресса.
На мой взгляд, стоило бы сделать более гибкую и лояльную к студентам систему дедлайнов. Такую, чтобы одно невыполненное задание не становилось причиной страданий и можно было учиться в индивидуальном темпе.
Тем не менее после окончания программы я, безусловно, вынесла для себя много полезной информации. Но не уверена, что в ближайшем будущем снова запишусь на подобный курс.
«Сил и времени на учебу у меня уже не оставалось»
Направление: графический дизайн
Где: в школах SKVOT и Contented
Я интересовалась графическим дизайном, но его изучение требовало денег, времени и сил. Чтобы понять, стоит ли мне этим заниматься, я прошла в 2021 году буткемп в украинской школе SKVOT. Обучение там длилось два месяца.
Я заранее посмотрела преподавателей, содержание программы, работы выпускников и отзывы. То, что я увидела, мне понравилось и убедило записаться на обучение. За него я заплатила 500 $ — около 40 700 ₽ по курсу на тот момент. Хотела оформить рассрочку, но не получилось из-за банка — зато в школе разрешили разделить платеж на две части.
Обучение в буткемпе оказалось интенсивным. Каждую неделю были пара лекций или семинаров и домашние задания, которые требовалось выполнить в определенные сроки. Их разрешали перенести, но только два раза за весь курс.
- 40 700 ₽
Разумеется, я использовала все попытки продления дедлайнов и даже выпросила одну дополнительную. Я типичный перфекционист-прокрастинатор и часто выполняю все в последний момент. Но делать так постоянно с дизайном не прокатывало: на проекты требовалось куда больше времени, чем пара часов до установленного срока. Так что мне пришлось менять свой подход к выполнению задач и учиться их планировать.
Дополнительным испытанием стала сессия в университете, которая проходила параллельно буткемпу. К счастью, у меня было достаточно сил, чтобы вывезти такую нагрузку, поэтому училась я полноценно и с интересом.
Я старалась делать и изучать все, что только предлагали на курсе. Тем более что знания, которыми с нами делились, были не поверхностными и легко применялись на практике. Ничего лишнего, странного и нелогичного нам не давали.
Преподаватели школы оказались очень приятными людьми и настоящими профессионалами своего дела. Занятия у нас вели основательницы студии графического дизайна Holystick Мила Силенина, Яна Эткина и Юля Кондратьева. Девушки отвечали на любые вопросы, даже самые занудные, и всегда объясняли свои оценки. Кроме того, они делали подробный разбор домашних работ и всячески мотивировали вкладываться в учебу на 100%.
Диплом об окончании курса выдавался, если 80% дедлайнов были закрыты, а итоговая работа успешно защищена. В рамках обучения студенты придумывали фестиваль и создавали для него айдентику. Я разработала проект, посвященный секспросвету, и сдала задание на отлично.
На самом деле я очень хотела получить сертификат. Но совсем не для потенциальных работодателей, а для себя: хотела гордиться тем, что дошла до финиша. Я приложила все усилия, чтобы это случилось, так что ощущения от выдачи диплома были просто потрясающими. Еще бы, мне удалось организовать себя и завершить начатое до конца.
Кроме того, я поняла, что мне нравится изучать дизайн и хочется развиваться в этой сфере. Поэтому начала искать более длительную и углубленную программу.
Продолжить изучение дизайна я решила в школе Contented: у них оказались максимально приятные финансовые условия. Цена курса была средней по рынку, но там предлагали выгодную для меня рассрочку, которую банк одобрил без лишних вопросов.
Программа и уровень преподавателей меня устраивали, и я выбрала тариф «Оптимальный». Он предполагал персональные консультации с наставниками по каждому разделу. Я посчитала, что это поможет мне лучше погрузиться в материал.
Для оплаты обучения взяла образовательный кредит на два года, который закрыла менее чем за 12 месяцев. Если учитывать проценты, то я заплатила около 100 000 ₽ за годовую программу.
- ~100 000 ₽
Сначала нас учили работать в Figma и программах Adobe: Illustrator, Photoshop и After Effects. Затем шли блоки, посвященные кей-вижуалу и айдентике, продуктовому и веб-дизайну. После этого мы выбирали специализацию и готовили финальный проект.
Для закрепления материала сдавали тесты и домашние задания, довольно объемные. Дедлайны сдвигать разрешали, причем сколько угодно раз. Но само их существование все равно держало в тонусе и не позволяло затягивать со сдачей работ.
После каждой домашки я получала подробный видеоразбор с комментариями. Оценивание я бы охарактеризовала как справедливое, но не ужасно строгое. На мой взгляд, так и следует обучать творческим профессиям. Например, если отметку снижали, то всегда аргументировали почему, а низкие баллы ставили редко. Для этого нужно было или не сдать работу вообще, или сделать ее из рук вон плохо.
Программа курса продолжает обновляться, я и сама стала свидетелем многих изменений — в плане как содержания, так и технической стороны. Мне импонирует такой подход, когда организаторам не все равно и они постоянно работают над своим продуктом.
Например, в какой-то момент нас перевели на другую образовательную платформу: сначала там было много багов, но техподдержка старалась оперативно их исправлять. А когда Slack, где мы общались, перестал работать в России, нас в короткие сроки перевели в другой мессенджер.
Отдельно стоит отметить работу координаторов. Мне быстро помогали с любыми вопросами и четко все объясняли. И каждый раз, когда моя активность на курсе затухала, писали и спрашивали, как дела с обучением и не нужна ли помощь.
Примерно половину курса я прошла в комфортном для себя темпе, периодически сдвигая сроки сдачи работ. Но после февраля 2022 года в моей жизни очень многое изменилось, и сил и времени на учебу у меня уже не оставалось.
В тот момент школа как раз ввела бездедлайновый режим. Это более гибкий формат, который предполагает обучение в своем темпе. Единственная критическая дата — день окончания курса для вашего потока. К этому времени нужно закрыть все долги и сдать финальный проект.
Я подумала, что такой режим мне подходит, и перевелась на него. Это стало огромной ошибкой, так как в результате я полностью забросила учебу.
Раза три я пыталась возобновить занятия и переводилась на другой поток, чтобы добавить себе времени. Но вернуться к прежнему темпу не выходило ни разу. У меня была учеба кроме школы, огромное количество работы и проблемы со здоровьем — как физическим, так и ментальным.
Если студент не успевал проходить уроки, он мог попросить о переводе на следующий поток. В какой-то момент это стало платным. Я надеялась уложиться в сроки, но воспользоваться такой услугой все-таки пришлось. Основную часть программы я уже прошла, поэтому перевод стоил для меня меньше 2500 ₽.
Сейчас у меня есть три месяца, чтобы пройти оставшиеся уроки, а также сделать все домашки и финальную работу. В качестве нее планирую сдать реальный проект, который веду для одного клиента. Разумеется, с его согласия.
Задания, которые мне нужно выполнить, не требуют изучения чего-то кардинально нового, но очень трудоемкие. Я также работаю и пишу магистерскую диссертацию, поэтому нагрузка получается большой.
Чувствую огромное сожаление, что распустилась и не смогла собраться вовремя, но стараюсь себя не винить. Наверное, если бы не подвело здоровье, у меня бы лучше получилось все спланировать.
Что касается курса, я не жалею, что начала его проходить. На мой взгляд, эта программа однозначно стоит своих денег, потому что она очень подробная и интересная. Кроме того, обучение направлено на получение актуальных практических навыков.
Так что в ближайшее время я хочу наконец-то закрыть все дедлайны и получить сертификат. К курсу также есть дополнительные материалы — от полезных ссылок до книг и фильмов, — которые если бы мне бы хотелось освоить. Но, видимо, это получится сделать только после окончания магистратуры.
Я и правда надеюсь, что у меня хватит сил и воли на осуществление задуманного. Тем более что я уже работаю в сфере дизайна и занимаюсь реальными проектами на позиции джуна. Сам этот факт мотивирует меня дойти до конца, несмотря ни на что.