Меня зовут Сергей Ночовный, я совладелец hardware-агентства. К нам обращаются предприниматели, которым нужно организовать производство в Китае.
Мы помогаем бизнесу и так называемым hardware-стартапам — тем, кто придумывает физические продукты и разрабатывает новые устройства. Наше агентство называется «Руки». Сейчас оборот компании около 2 000 000 $ (137 669 000 ₽).
Я занимаюсь бизнесом с 20 лет. Начал с продажи секонд-хенда для футбольных фанатов, потом переехал в Китай, выучил китайский язык, стал агентом между производителями Китая и бизнесом из России, потерял 100 000 $ (6 883 450 ₽) на попытке сделать технологический инкубатор.
Сейчас мне 38 лет. «Руки» в прошлом году принесли 140 000 $ (9 636 830 ₽) чистой прибыли. Это довольно сложный бизнес с несколькими направлениями работы. Расскажу, как он работает.
Магазин одежды и начало бизнеса в Китае
В нулевых годах в России процветала субкультура футбольных фанатов, представители которой предпочитают одежду определенных брендов. На российском рынке предложений толком не было, поэтому мы с товарищем ездили на Украину и привозили оттуда британский секонд-хенд. Рынок менялся, и поставки одежды из Китая казались логичным продолжением нашего бизнеса.
В марте 2007 года я уехал в Китай. План был такой — подучить язык, освоиться на месте и поставлять одежду в Россию. Знакомый, который часто летал в Китай, рассказал, что мне нужно на юг, в Гуанчжоу. Я изучил вопрос и понял, что основы языка лучше освоить в университете на севере — там преподают правильный мандаринский диалект. Так я попал на полгода в небольшой город Цзиньчжоу в провинции Ляонин. Получил студенческую визу и начал учиться. Семестр стоил около тысячи долларов.
Через 4 месяца я переехал в Гуанчжоу, где сосредоточены основные производства одежды — оттуда занимался поставками в наш магазин и продолжал учить язык уже в местном университете — за год учебы платил около 3000 $ (по курсу 2007 года — около 77 100 ₽).
- 4000 $
Это были 2007—2008 годы, стоимость учебы была для меня вполне приемлема.
К 2011 году у нас было четыре магазина в России — два в Москве и еще по одному в Самаре и Ростове-на-Дону. Партнер занимался операционным управлением в России, а я занимался поставками из Китая. В 2013 запустили свой бренд одежды, Apparel Bear Company. Делали кроссовки, ботинки, ветровки, поло, шорты, все небольшими партиями, по 150—200 штук. Потратили на эту историю около десяти тысяч долларов, заработали в два раза больше.
Когда студенческая виза закончилась, я получил бизнес-визу — обращаешься в агентство, платишь 500 $ (34 417 ₽) и получаешь F-визу — «для поддержания деловых контактов». Сейчас она называется M-виза.
Это многократные визы, которые выдают на полгода-год с разрешенным пребыванием в Китае не более 30, 60 или 90 дней после въезда. Поэтому периодически нужно делать так называемый «виза-ран» — въезжать в Гонконг и возвращаться. Гонконг — часть Китая, но между островом и континентом по-прежнему существует граница. По работе нужно было часто бывать в Гонконге, а Гуанчжоу и Шэньчжэнь расположены близко к границе — такие поездки не были чем-то специальным.
История с магазинами закончилась ближе к 2013 году. Я находился в Китае, у меня не было физической возможности развивать этот бизнес в России. Рынок стал другим — в 2010-е люди уже могли позволить себе покупать дорогую одежду, стали появляться оригинальные магазины крупных брендов. Я решил выйти из этого бизнеса. Партнер еще работал какое-то время, но потом тоже вышел.
К тому времени я освоился в Китае, появилось много связей, и я помогал организовывать поставки разных товаров в Россию.
Консалтинговое агентство: работа вместо «Алиэкспресса»
В 2011 году ко мне обратился знакомый — у него было небольшое консалтинговое агентство в Гуанчжоу — Fusion Group Ltd. с хорошей клиентской базой, но не хватало времени заниматься им. Мы договорились, что за символические 15 000 $ (1 032 518 ₽) я получаю половину доли компании и вхожу операционным директором.
Ltd — это одна из форм собственности, по которой регистрируются компании в Гонконге, аналог нашего ООО. Это может быть компания с полностью иностранным капиталом, а директором может быть резидент другой страны.
Владельцами компании могут быть граждане любой страны, и нет требований к месту проведения собраний.
Юридические вопросы, взаимодействие с контролирующими органами, функции бухгалтера и секретаря берет на себя местная сервисная компания. На все это мы тратим сейчас около 3000 $ (206 504 ₽) в год, в 2011 обслуживание стоило примерно столько же.
Когда я пришел в бизнес, у компании было несколько направлений. В основном мы помогали российским предпринимателям организовать оптовые закупки одежды и обуви. Вот как это выглядело:
- В Гуанчжоу приезжал байер — так называют людей, которые закупают товар, чаще всего в индустрии одежды и обуви. Мы организовывали встречу в аэропорту, размещение в гостинице.
- Несколько дней вместе посещали местные рынки и фабрики.
- Байеры размещали заказы — мы помогали переводить с китайского на русский, вносили предоплату, по готовности товара контролировали качество, собирали заказы, формировали груз и контролировали его отправку в РФ или Украину. За работу брали процент от суммы финального инвойса.
Мы занимались поставками одежды, обуви, электроники, мебели, автозапчастей, сувенирной продукции, оборудования.
Оборот и прибыль в 2011 и 2014 годах
2011 год | 2014 год | |
---|---|---|
Оборот | 300 000 $ | 900 000 $ |
Прибыль | 50 000 $ | 120 000 $ |
Оборот и прибыль в 2011 и 2014 годах
2011 год | |
Оборот | 300 000 $ |
Прибыль | 50 000 $ |
2014 год | |
Оборот | 900 000 $ |
Прибыль | 120 000 $ |
Операционные расходы за месяц в 2011 году
ФОТ | 3000 $ |
Аренда офиса | 2000 $ |
Аренда склада | 1000 $ |
Юридическая поддержка и налоги | 250 $ |
Операционные расходы за месяц в 2011 году
ФОТ | 3000 $ |
Аренда офиса | 2000 $ |
Аренда склада | 1000 $ |
Юридическая поддержка и налоги | 250 $ |
Остальные траты получаются разными от проекта к проекту. Основная статья расходов — оплата заказа производителю или поставщику.
Обычно получается так:
- Товар стоит 100 000 $ (6 883 450 ₽).
- На счет мы получаем 110 000 $ (7 571 795 ₽).
- Оплачиваем производителю по инвойсу 100 000 $ (6 883 450 ₽).
- Оплачиваем ФОТ, склад, транспорт — 5000 $ (344 173 ₽).
- Прибыль 5000 $ (344 173 ₽).
Есть другой вариант — заказчик платит напрямую производителю, если у последнего есть возможность принять платеж из-за рубежа, а мы берем комиссию за наши услуги по организации закупки, контролю качества и т. д. Обычно это 5—20%, в зависимости от сложности исполнения заказа.
В компании этим направлением занимаются три человека: это менеджеры, которые хорошо знают специфику работы с китайскими производителями. Они понимают, что такое контроль качества и соответствие стандартам.
К нам обращаются с разными задачами. Вот общий принцип организации нашей работы:
- Над любым проектом всегда работают два менеджера.
- Один говорит на китайском и еще на русском или английском и работает непосредственно с заказчиком.
- Второй — его китайский коллега — работает с производителями и поставщиками: готовит контракты, запускает производство образцов, контролирует качество, общается с местными рабочими, которых мы нанимаем на проект. И дает обратную связь русскоязычному коллеге, который общается с клиентом.
- Получается цепочка: заказчик ↔ менеджер 1 ↔ менеджер 2 ↔ производитель.
Это позволяет нам на выходе получать качественный продукт, а также обеспечивать адекватную коммуникацию между всеми участниками процесса.
Одним из ранних направлений Fusion Group была организация закупок на «Тао-бао». По сути мы выполняли функции «Алиэкспресса» за несколько лет до их выхода на российский рынок.
«Тао-бао» — это крупнейший китайский маркетплейс от Alibaba Group, на котором миллионы продавцов оптом и в розницу предлагают широкий ассортимент продуктов от чехлов для телефонов до мопедов и автомобилей.
Покупать на «Тао-бао», не находясь в Китае, до сих пор сложно — весь интерфейс на китайском, оплата преимущественно локальными картами через Alipay, а доставка внутри Китая. Поэтому и появилась ниша — закупки на «Тао-бао». Наши закупщики покупали товар по ссылкам, которые присылал клиент, на складе мы принимали груз, проверяли качество, формировали посылки и объединяли груз для отправки на экспорт. Этот бизнес активно работал около трех лет — пока не появился «Алиэкспресс».
Ребрендинг в hardware-агентство и старт своего бизнес-инкубатора
2014 год стал годом изменений. Прошлый партнер вышел из бизнеса. Я предложил долю в компании одному из своих лучших сотрудников, и он согласился — я не люблю работать один, мне важно правильно разделять компетенции: сейчас Владимир занимается оперативным управлением, а я — развитием бизнеса.
Агентство росло — мы на регулярной основе обслуживали около пяти крупных компаний и десятки более мелких клиентов. Новые клиенты приходили через рекомендации тех, с кем мы уже работали.
Через общих знакомых о нас узнал Вадик Мармеладов — основатель и идеолог компании Lapka, которая производила красивые датчики для контроля окружающей среды. В 2015 году их купил Airbnb. В 2014 они работали над производством второго продукта — алкотестера — их не устраивали партнеры в Китае, были сложности с качеством продукта. Вадик обратился к нам и попросил организовать контроль и общение с производством, а также найти новых партнеров для следующих продуктов. Мы справились с задачей.
Мы много общались с Вадиком, и я предложил ему объединить компетенции в совместном проекте. Мыслили примерно так: он делает дизайн и умеет рассказывать историю продукта, а мы знаем, как организовать производство в Китае.
В итоге решили сделать инкубатор, в котором будем помогать запускать hardware-стартапы — дорабатывать идеи, создавать прототипы, производить и выводить на рынок. Нам хотелось, чтобы в мире было больше по-настоящему красивых продуктов, созданных с нашим участием. Я считал, что мы можем вложить в эту историю порядка 100 000—150 000 $ (6 883 450—1,03252e+07 ₽).
Fusion Group преобразовались в агентство «Руки» — то есть в бизнес, который станет и инкубатором, и консалтинговым агентством. Такая экосистема в сфере hardware и технологических разработок.
Подготовка. В начале 2015 года мы объявили в соцсетях и блоге о том, что запускаем hardware-инкубатор. К нам стали обращаться создатели со своими идеями. За полгода мы провели сотни созвонов и десятки встреч. В рекламу не нужно было вкладывать — мы были достаточно известны по другим проектам.
Мы запустили сайт, сделали свой блог, много писали про разработку, промдизайн и производство, активно вели социальные сети — в команде работали журналист и редактор.
Мы не снимали отдельный офис под инкубатор больше года, а в ноябре 2016 года открыли в Шэньчжэне в технопарке Ruki Hub, который объединил офис агентства и инкубатора. В этой части города сосредоточено много производств, где можно быстро произвести любой прототип или запустить мелкую серию.
Затраты на открытие офиса
Ремонт | 10 000 $ (688 345 ₽) |
Мебель, компьютеры, оборудование | 5000 $ (344 173 ₽) |
Аренда в месяц | 2000 $ (137 669 ₽) |
Затраты на открытие офиса
Ремонт | 10 000 $ (688 345 ₽) |
Мебель, компьютеры, оборудование | 5000 $ (344 173 ₽) |
Аренда в месяц | 2000 $ (137 669 ₽) в месяц |
Первый и последний проект инкубатора. Мы не хотели строить инкубатор традиционным путем. Обычно инвесторы вкладывают деньги во много компаний в расчете, что одна из них выстрелит и окупит все остальные инвестиции. Мы решили сосредоточиться на одном стартапе, получить опыт и уже потом масштабироваться.
В ноябре 2016 года остановили выбор на проекте по созданию «умных кулеров» Аpas — это был не просто девайс, а прежде всего система распределения питьевой воды, в которой сам кулер является своеобразным интерфейсом.
Мы договорились с основателем, что получаем 10% в компании за то, что доведем проект до стадии полноценного прототипа и производства первых 10—20 единиц. Концепцию запуска, идею системы дистрибуции, корректировку дизайна кулера и даже тексты на сайты писали мы.
Вадик занимался концептуальной частью, коллеги в Китае общались с производствами, готовились к запуску, основатель компании создавал прототип в Санкт-Петербурге и собирался приехать в Шэньчжэнь.
Но когда мы привезли основателя компании в Шэньчжэнь, стало понятно, что мы не сходимся по некоторым фундаментальным параметрам. Одно дело общаться в «Скайпе» из Китая и США, и другое дело работать вместе в едином пространстве. В итоге мы разошлись, зафиксировав убытки и отправив полгода работы коту под хвост.
Потенциально мы владели 10%, но без работающего прототипа и плана по производству компания не стоила ничего, так и осталась красивой картинкой в «Инстаграме».
Создание hardware — долгий и дорогой процесс. Разработка, прототипирование — это месяцы сложной работы, на которую необходимо тратить время и деньги. Мало кто выдерживает такой темп, основателям все это надоедает и ничего не получается. Классические инкубаторы вкладывают в несколько проектов, понимая, что выживут единицы. Было наивно и самоуверенно с моей стороны предполагать, что мы с одного выстрела попадем в цель.
Мы поняли, что не готовы повторять такой путь еще раз и в середине 2017 года закрыли инкубатор.
Расходы инкубатора за 2015—2017 годы
Всего потратили | Около 110 000 $ (7 571 795 ₽) |
ФОТ — дизайнеры, журналист, разработчик, инженеры-консультанты, менеджеры в Китае | 60 000 $ (4 130 070 ₽) |
Аренда офиса | 22 000 $ (1 514 359 ₽) |
Инвестиции в офис | 15 000 $ (1 032 518 ₽) |
Прочие расходы | 5000—10 000 $ (344 173—688 346 ₽) |
Трансферы | 3000 $ (206 504 ₽) |
Расходы инкубатора за 2015—2017 годы
Всего потратили | Около 110 000 $ (7 571 795 ₽) |
ФОТ — дизайнеры, журналист, разработчик, инженеры-консультанты, менеджеры в Китае | 60 000 $ (4 130 070 ₽) |
Аренда офиса | 22 000 $ (1 514 359 ₽) |
Инвестиции в офис | 15 000 $ (1 032 518 ₽) |
Прочие расходы | 5000—10 000 $ (344 173—688 346 ₽) |
Трансферы | 3000 $ (206 504 ₽) |
Выводы. Мы не заработали на инкубаторе, но наш агентский бизнес получил дополнительный импульс:
- Мы расширили спектр услуг за счет новых ниш, связанных с разработкой, прототипами и сборкой сложных продуктов.
- Появилось много новых контактов — это и стартапы, с которыми мы обсуждали потенциальное участие в инкубаторе, и крупные компании, с которыми мы реализовали совместные проекты под NDA.
- Мы собрали вокруг проекта заинтересованную аудиторию и продолжаем вести с ними диалог через соцсети.
За счет всего этого агентство активно развивалось. В 2015 году Fusion Group получила прибыль около 200 000 $ (по курсу 2015 года — около 12 200 000 ₽). Работали уже 8 менеджеров.
Как работает hardware-агентство
«Руки» — это бренд, но юридически мы до сих пор оперируем как Fusion Group. Это связано со сложностями — в Китае нельзя просто взять и перерегистрировать компанию.
Наша основная задача — произвести качественный продукт. Для этого мы находим профильных производителей, координируем их работу, контролируем качество, при необходимости обеспечиваем сборку. Для бизнеса наших клиентов мы являемся по сути дистанционным офисом в Китае и полностью закрываем вопросы прототипирования, производства и поставок.
Есть несколько типичных ситуаций, когда к нам обращаются.
Прототипирование и производство корпусов. Заказчик присылает файл в 3Д. Мы проводим DFM-анализ — то есть оцениваем документацию с точки зрения реализуемости при массовом производстве. Вносим правки, чтобы деталь можно было произвести, например, методом литья — на это влияют толщина стенок, углы, скосы, конструкция крепежных элементов и т. д. Затем производим прототип на станке или печатаем на 3Д-принтере. Когда тесты пройдены — производим пресс-форму и отливаем тираж.
Организация закупки. Например, российская компания продает оптом кузовные запчасти для корейских автомобилей. Мы получаем заказ с номерами деталей по каталогу, марку автомобиля, требования по качеству и необходимые количества. Наш менеджер летит в командировку в провинцию Цзянсу, где сосредоточены профильные производители, посещает производства, размещает заказы, контролирует качество, консолидирует грузы от нескольких производителей и загружает контейнер.
Производство. Например, производство одежды в Америке. Получили от заказчика техническое задание, перевели на китайский, отправили на фабрику. Произвели образцы, внесли правки, затем вторая итерация образцов — и так, пока мы не получим идеальный образец. Далее размещаем заказ, контролируем процесс производства, контролируем качество готовой партии и отгружаем партию в США.
Консалтинг. Это консультации по поиску поставщиков, проведение инспекций, контроль качества готовых партий. Помощь в переговорах, когда у клиентов есть сложности с уже существующими партнерами в Китае. Регистрация торговых марок для защиты интеллектуальной собственности.
Сборка и логистика. Мы организуем сборочные линии в собственном цеху. Храним грузы на складе, формируем посылки и занимаемся точечной пересылкой конечному потребителю. Администраторами процессов по всем проектам выступают наши менеджеры. Для сборки дополнительно нанимаем персонал — зарплата в месяц около 600 $ (41 301 ₽), либо фриланс — 4—5 $ (275—343,75 ₽) в час.
Основные наши клиенты — предприниматели из России, которые развивают международные проекты, с продажами по всему миру. В Китае отлично организованы цепочки поставок и логистика на уровне всей страны, поэтому ему сложно найти альтернативу.
Мы много работаем с проектами, которые получили финансирование на краудфандинговых платформах, например на «Кикстартере». Деньги собрали, а в процессе производства столкнулись со сложностями. Крупным фабрикам зачастую неинтересно заниматься новым продуктом, прототипировать без гарантий крупных заказов, а менеджерить средние и мелкие производства дистанционно — нерешаемая задача, тогда обращаются к нам. Мы помогаем организовать процессы.
Команда и сложности в работе
Наш основной персонал — менеджеры. Работа ведется в постоянном контакте с заказчиком. Разработка и запуск в производство любого продукта — это всегда итерационный процесс, с постоянными согласованиями и обязательной обратной связью.
Менеджер фиксирует все договоренности, контролирует перевод и правки ТЗ, прописывает с заказчиком требования к качеству, подтверждает образцы.
- 10 000 $
Сейчас у нас постоянно работают около 10 человек, четыре россиянина и шесть китайцев. Для сборки мы дополнительно привлекаем фрилансеров. На зарплаты в среднем тратим 10 000 $ (688 345 ₽) в месяц.
При разработке в основном мы привлекаем фрилансеров: конструкторов, электронщиков. Этих специалистов дорого держать в штате. У нас есть несколько хороших инженеров, с которыми мы работаем постоянно. Идеально, когда грамотного инженера можно найти на той фабрике, где планируется производить продукт — к профессионализму добавляется знание особенностей конкретного производства.
Стоимость разработки зависит от сложности продукта. Это может быть как несколько сотен, так и несколько десятков тысяч долларов.
В Китае у большинства производителей одна и та же проблема — они стараются делать добросовестно, но не всегда получается то, что вы заказывали.
В простых продуктах чаще всего это проблемы с брендированием — например, нанесение логотипа с ошибкой, не тем цветом, не в том месте, не тем шрифтом. Но бывают и фатальные проблемы, исправление которых требует повторного производства всей партии.
Надеяться на юристов и суды бесполезно, в Китае суд — не лучшее место для решения арбитражных споров по международным контрактам. Поэтому при заключении сделки нужно полностью зафиксировать условия сотрудничества, требования к качеству, к материалам, к обработке, к цвету. И обязательно предусмотреть возможность полной замены партии, если она не соответствует образцу.
Обязательное условие сотрудничества — находиться в цеху в процессе производства или контролировать процесс по фотографиям и видеосвязи.
Например, недавно мы заказали гранитный фонтан с постаментом в виде цилиндра. Передали чертеж производителю, он сказал, что все понятно. Через неделю прислал промежуточное фото образца, а на нем постамент в форме куба. Пришлось оперативно переделывать. Если вы не контролируете процесс, то рискуете уже в России обнаружить, что вам прислали не совсем то, что вы заказывали.
Именно поэтому, когда речь идет о запуске массового производства, мы сначала делаем образец — доводим его до идеала, потом запускаем мелкую серию и только после этого большую партию. Наличие финального образца для успешного производства — это аксиома работы с китайскими поставщиками и производителями.
Как устроена работа в Китае
В Китае построена идеальная инфраструктура для прототипирования и для массового производства. Это сотни тысяч производств разного размера и профиля, а также эффективная внутренняя логистика.
Процесс коммуникации в Китае максимально демократичен — нашел производителя на 1688.com, написал, уточнил условия, предоставил ТЗ, и можно начинать работать. В России большинство производителей заинтересованы только в крупных заказах, а часть технологий вообще недоступна на этапе прототипирования.
Сложный продукт — это не просто взять что-то готовое и поставить лого. Это результат координации труда нескольких производителей, чтобы получить необходимый заказчику результат. Например, один из наших клиентов — детские образовательные наборы по подписке Oyster — это сотни различных компонентов плюс упаковка и сборка.
В России реализация такого проекта в адекватные сроки просто невозможна — нет ни производственных цепочек, ни международной логистики для работы с другими странами.
Клиенты и кейсы нашего производства
Я не могу подробно рассказывать о том, что мы делаем для каждого клиента — это и подписанные NDA, которые не позволяют раскрывать детали и цифры, и этика ведения бизнеса. Расскажу коротко о нескольких проектах.
Фитнес-трекер для животных Mishiko. Это GPS-трекер и фитнес-браслет для животных. Если собака потеряется, ее можно найти на карте. А специальное приложение отслеживает, насколько питомец активен, и на основании данных составляет для него корректный рацион.
По контракту за наши услуги мы получали 5000 $ (344 173 ₽) в месяц. Наши расходы — около 2000 $ (137 669 ₽) в месяц — это зарплаты коллег, которые занимались сопровождением проекта. Все основные расходы — услуги фрилансеров, прототипирование, производство и логистику — заказчик оплачивал отдельно. Всего за два года работы в проект было инвестировано больше миллиона долларов.
Процесс организован так:
- Перевели на китайский язык техническую документацию устройства.
- Отправили чертежи и документы нашим партнерам — фабрикам, которые специализируются на выпуске сложных девайсов. Для отдельных элементов были свои производства: беспроводных зарядок, ошейников, USB, полиграфии, упаковки. Всего семь поставщиков.
- Сделали несколько итераций при создании прототипа для подбора правильного цвета и правильной степени обработки поверхности.
- Произвели идеальный финальный образец. Составили контракт, согласовали документы по контролю качества.
- Наш менеджер находился на фабрике и проверял каждый этап производства. Каждое устройство после сборки активировалось, затем связывалось со спутником и только после проверки сигнала GPS уходило на линию упаковки.
- Параллельно получили международные сертификаты соответствия стандартам качества, а также зарегистрировали торговую марку.
- На последнем этапе готовый товар передали транспортному агенту для отправки заказчику.
- 5000 $
Наша работа — это координация и контроль нескольких производителей.
Развивающие наборы для детей Oyster Kit. Наборы знакомят детей с разными профессиями. Например, в «Докторе» есть игрушечные инструменты для скрининга, лечения зубов, лабораторные колбы и рентгеновские снимки.
На данный момент мы произвели компоненты для 12 различных наборов, в том числе «Доктор», «Эколог», «Археолог», «Детектив» и «Художник». Работаем над проектом 10 месяцев.
Мы размещаем заказы на производство элементов каждого набора. Переводим чертежи и документацию на китайский, заказываем и дорабатываем образцы, контролируем качество. Также мы производим полиграфию и организуем сборку наборов. Всего в проекте заняты три человека.
Проект по продаже предметов из природного камня Quarz. Аксессуары и массажеры из кристаллов и природных камней. Мы ищем поставщиков камня, заказываем образцы изделий, контролируем чистоту и качество камня. Наносим брендинг. Ремонтируем и собираем готовые изделия.
Пандемия и работа в кризис
Сейчас у агентства 10 постоянных клиентов, а также около 40 краткосрочных проектов в год. В 2019 году общий оборот был около 2 000 000 $ (137 669 000 ₽), а чистая прибыль — 140 000 $ (9 636 830 ₽).
- 140 000 $
В начале 2019 года я вернулся в Москву и активно занялся развитием компании. В январе 2020 случился кризис сначала в Китае, а потом и во всем мире. Часть клиентов приостановили деятельность, в результате наша выручка упала примерно на 30%.
Проблемы начались в феврале — после китайского Нового года ввели жесткий карантин, и мы не смогли вернуться в офис в Шэньчжэне. Китай полностью выключился, поэтому мы три недели не могли обслуживать ни один проект. Ограничения в Китае частично сняли в конце февраля, но к тому времени вирус начал стремительно распространяться в США и Европе — несколько проектов решили не запускаться до стабилизации ситуации.
Сейчас деловая активность начала восстанавливаться. Ждем, когда растерянность от кризиса пройдет и мы сможем вернуться к росту.
Прибыль hardware-агентства за последние годы
2017 | 2018 | 2019 | |
---|---|---|---|
Прибыль по направлениям | 115 000 $ | 130 000 $ | 140 000 $ |
Организация производства | 35 000 $ | 40 000 $ | 50 000 $ |
Организация закупок | 50 000 $ | 35 000 $ | 30 000 $ |
Разработка прототипов | 20 000 $ | 25 000 $ | 30 000 $ |
Консалтинг | 10 000 $ | 10 000 $ | 15 000 $ |
Логистика | — | — | 15 000 $ |
Прибыль hardware-агентства за последние годы
2017 | |
Прибыль по направлениям | 115 000 $ |
Организация производства | 35 000 $ |
Организация закупок | 50 000 $ |
Разработка прототипов | 20 000 $ |
Консалтинг | 10 000 $ |
2018 | |
Прибыль по направлениям | 130 000 $ |
Организация производства | 40 000 $ |
Организация закупок | 35 000 $ |
Разработка прототипов | 25 000 $ |
Консалтинг | 10 000 $ |
2019 | |
Прибыль по направлениям | 140 000 $ |
Организация производства | 50 000 $ |
Организация закупок | 30 000 $ |
Разработка прототипов | 30 000 $ |
Консалтинг | 15 000 $ |
Логистика | 15 000 $ |
Оборот и расходы компании за последние годы
2017 | 2018 | 2019 | |
---|---|---|---|
Оборот | 1,9 млн $ | 2,1 млн $ | 2 млн $ |
Расходы | 1,785 млн $ | 1,97 млн $ | 1,86 млн $ |
Закупка товаров | 1,6 млн $ | 1,75 млн $ | 1,65 млн $ |
ФОТ | 100 000 $ | 115 000 $ | 120 000 $ |
Аренда офиса/склада | 48 000 $ | 48 000 $ | 48 000 $ |
Представительские и накладные расходы | 20 000 $ | 35 000 $ | 15 000 $ |
Оборот и расходы компании за последние годы
2017 | |
Оборот | 1,9 млн $ |
Расходы | 1,785 млн $ |
Закупка товаров | 1,6 млн $ |
ФОТ | 100 000 $ |
Аренда офиса/склада | 48 000 $ |
Представительские и накладные расходы | 20 000 $ |
2018 | |
Оборот | 2,1 млн $ |
Расходы | 1,97 млн $ |
Закупка товаров | 1,75 млн $ |
ФОТ | 115 000 $ |
Аренда офиса/склада | 48 000 $ |
Представительские и накладные расходы | 35 000 $ |
2019 | |
Оборот | 2 млн $ |
Расходы | 1,86 млн $ |
Закупка товаров | 1,65 млн $ |
ФОТ | 120 000 $ |
Аренда офиса/склада | 48 000 $ |
Представительские и накладные расходы | 15 000 $ |