Как я поступил в Гарвард на полное финансирование

Благодаря подготовке к Всеросу, волонтерству и театральному кружку

42
Как я поступил в Гарвард на полное финансирование
Аватар автора

Арсений Звягинцев

учится в Гарварде

Аватар автора

Лада Кошман

спрашивала о Лиге плюща

Страница автора

В 2021 году я поступил в Гарвард на полное финансирование, которое покрывает расходы на обучение, проживание и питание.

До этого я планировал идти в МФТИ, поэтому усердно занимался подготовкой к Всероссийской олимпиаде школьников по физике. В десятом классе съездил к брату в Америку, после чего решил попробовать свои силы и подать заявку в лучшие университеты США.

У меня получилось, и я поступил в Гарвард на полное финансирование. В статье расскажу о своей подготовке и о том, что представляет собой учеба в университете Лиги плюща.

Как я выбирал университет

Я всю жизнь ориентировался на учебу в России, мечтал пойти в МФТИ на прикладную математику и физику. Поэтому заинтересовался перечневыми олимпиадами и Всеросом, углубленно занимался профильными предметами.

Но в 2020 году, в середине десятого класса, я съездил в гости к брату в Америку. Он окончил Международный институт экономики и финансов НИУ ВШЭ, а потом получил МВА в Стэнфорде и остался жить в США. Именно он убедил меня подать заявки в сильные американские вузы. Я прислушался к его совету, так как понимал, что, даже если не получится, я ничего не потеряю: всегда был вариант с МФТИ по Всеросу.

Первой задачей было выбрать университет. Когда я анализировал варианты, мне хотелось, чтобы это были лучшие учебные заведения. Под этот критерий попадала вся Лига плюща и другие топовые вузы, например Стэнфорд, MIT, Амхерст, Дьюк. Я ориентировался на известные рейтинги U. S. News Best Global Universities Rankings и QS World University Rankings.

QS публикуют рейтинги каждый год. В этом году на первом месте — MIT, Гарвард — на пятом. Источник: topuniversities.com
QS публикуют рейтинги каждый год. В этом году на первом месте — MIT, Гарвард — на пятом. Источник: topuniversities.com

Второй фактор — наличие стипендий. Семья не могла оплачивать мое образование в США в полном объеме: в среднем обучение в тех вузах, которые я рассматривал, стоило от 40 000 до 70 000 $ в год. Поэтому нужна была стипендия.

52 659 $
стоит год обучения в Гарварде

Стипендия может давать скидку на обучение, компенсировать его полностью или покрывать также проживание в кампусе и питание — full financial aid. Это зависит от того, на каком основании вуз выдает финансовую помощь: благодаря достижениям кандидата — merit-based или если достатка его семьи не хватает, чтобы покрыть стоимость обучения, — need-based.

Университет рассматривает заявку кандидата и, если она понравилась, смотрит на его материальное положение и сам определяет, в каком размере помощь ему оказать. Для расчета стипендии абитуриенту нужно представить информацию о доходах семьи, зарплате родителей, дивидендах, активах, недвижимости. Это могут быть справка 2-НДФЛ и выписки с банковских счетов, которые подтверждают, что у абитуриента нет возможности оплачивать обучение в полном объеме.

Даже с учетом стипендии стоимость обучения может быть весомой нагрузкой для семьи, если вуз не предлагает full financial aid. Поэтому я делал упор на вузы с политикой need-blind. Они не рассматривают финансовое состояние кандидата, а просто полностью покрывают все его расходы, если им понравятся его достижения. В год, когда я поступал, пять вузов придерживались такого подхода: Гарвард, Амхерст, MIT, Принстон и Йель.

В итоге я отобрал для подачи заявки 15 университетов: пять, где можно получить полное покрытие стоимости обучения, и десять вузов, где я рассчитывал на финансовую помощь. Кроме того, в выборе опирался на места в рейтингах и условия поступления. Гарвард я считал одним из приоритетных вариантов, у него была подходящая мне политика относительно финансовой помощи и очень высокий уровень преподавания.

Вот какие вузы я выбрал:

Я не выбирал факультет, потому что в США студенты выбирают специальность только на втором курсе. Достаточно было определиться с университетом.

«Чем больше нужна финансовая помощь, тем сильнее должна быть заявка»

Аватар автора

Милена Озернова

эксперт по поиску стипендий в зарубежных вузах

Страница автора

В США более 30 университетов предоставляют полную финансовую помощь иностранным студентам бакалавриата на основании их материального состояния — need-based. Проблема в том, что не существует базы или единой системы с перечнем таких университетов, поэтому необходимо смотреть на сайте каждого вуза, кому и в каком объеме он выдает стипендии.

Процесс поступления и получения финансовой помощи проходит в два этапа. Сначала абитуриент подает заявление в интересующий его вуз — чаще всего через портал Common Application, а затем прикладывает финансовые документы либо на сайте самого университета, либо через систему CSS Profile.

За исключением need-blind-вузов университеты будет выносить решение о зачислении студента на основе его мотивационного письма, профиля, рекомендаций, достижений, а также достатка семьи.

Если приемная комиссия посчитает заявку кандидата достаточно сильной и вынесет решение о зачислении, то университет будет готов покрыть полную стоимость обучения. Чем ниже достаток семьи, тем больше нужна финансовая помощь университета и тем сложнее поступить. Поэтому чем больше нужна финансовая помощь, тем сильнее должна быть заявка.

Как я готовился к поступлению

Все лето после десятого класса и первую половину одиннадцатого я занимался подготовкой к Всеросу по физике и к поступлению за границу. Для этого нужно было хорошо поработать: изучить формат и стандарты экзаменов, успешно сдать их, научиться писать эссе и подготовить безупречный профайл. Профайл — это портрет студента, портфолио, которое отражает увлечения и успехи в учебе. Его невозможно составить на скорую руку — подготовка может занять несколько месяцев или даже лет.

Я работал по нескольким направлениям:

  • боролся за высокий средний балл в школе;
  • поддерживал сильный профайл разносторонне развитого студента;
  • готовился к экзамену по английскому языку TOEFL и экзаменам по предметам SAT — и сдал их;
  • учился писать вступительное эссе.

Еще я продолжал уделять время Всеросу, потому что не отбрасывал возможность учиться в МФТИ. В подготовке мне очень помог дистанционный формат обучения, который ввели из-за коронавируса. Когда стали действовать ограничения, я договорился с администрацией своего лицея и перешел на индивидуальный учебный план. Посещал только физику, математику и литературу, все остальное осваивал самостоятельно, выполнял индивидуальные задания и отправлял их на проверку. Благодаря такому расписанию я все успевал.

Средний балл. Нужно было заранее позаботиться об идеальных оценках в школе. Американские вузы всегда смотрят на GPA — grade point average, средний балл. У абитуриентов запрашивают выписку годовых оценок за последние четыре года.

Я учился в физико-математическом классе лицея № 1535 — тогда он был лучшим в рейтинге школ Москвы. Получать только пятерки было непросто: требования учителей были высокими, они хотели, чтобы ученики уделяли равное внимание всем предметам. Важно было найти подход к каждому преподавателю, и у меня это получилось даже с учительницей химии, с которой у многих лицеистов были проблемы. Поэтому успеваемость по всем предметам была отличная. Я смог окончить лицей со всеми пятерками и средним баллом 5,00. За последние четыре года учебы у меня не было ни одной четверки среди итоговых оценок, даже по химии.

Профайл. В американских вузах обязательно обращают внимание на разнообразные интересы кандидатов, поэтому хорошо иметь парочку хобби, не связанных со специализацией. Поступающим часто советуют работать над профайлом, то есть дополнять свою заявку новыми достижениями. Чтобы усилить свой профайл в глазах комиссии, я занимался большим количеством внешкольных активностей. Но главным аспектом моей заявки я считал участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физике.

Мое личное предположение — призерство на Всеросе значительно увеличивает шансы попасть в топовые вузы за границей. Американцы все равно понимают, что это уровень, ведь сборная России на Международной физической олимпиаде стабильно занимает третье место. Конечно, сама по себе олимпиада не дает прав при поступлении, но подчеркивает много факторов, которые учитывают вузы: углубленные знания по предмету, стремление узнавать больше, стрессоустойчивость.

В десятом классе из-за коронавирусных ограничений финал Всероссийской олимпиады по физике отменили. Но я проходил отбор в сборную России и по результатам общего зачета занял 34-е место. Получается, если бы заключительный этап провели, я бы однозначно стал призером. В одиннадцатом классе я уже стал им официально — на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике.

Параллельно я играл главные роли в театральной студии в лицее — например, Чацкого. Начал заниматься еще в девятом классе, когда еще никаких мыслей о поступлении в Америку не было. Выбрал это занятие исключительно для души: хотелось отточить свое актерское мастерство, еще я любил литературу, а постановки зачастую ставились по классическим произведениям. Времени на репетиции уходило не очень много — пять-шесть часов в неделю, у меня получалось совмещать студию с учебой. Сейчас понимаю, что это помогло мне прокачать целый комплекс качеств: харизму, навыки публичного выступления и ораторского искусства, широкий кругозор. А еще это был прекрасный круг общения, состоящий из очень талантливых ребят. Впоследствии я понял, что это увлечение станет интересной частью профайла.

Еще я занимался волонтерством — бесплатно преподавал программирование на Python в онлайн-школе. С девятого класса организовывал мероприятия в лицее, например концерты и день самоуправления. Я никогда не отказывался от такой управленческой работы. Волонтерская работа в США очень приветствуется вузами и говорит о том, что будущий студент готов делать мир лучше и помогать другим.

Хорошая репутация помогла мне с рекомендательными письмами. Для поступления я должен был представить одно письмо от гуманитарного преподавателя, другое — от технического и третье — от представителя администрации. В рекомендациях учителя литературы и математики, а также педагог-организатор по воспитательной работе охотно поделились разными ситуациями из школьной жизни, в которых я проявил себя с хорошей стороны. Они рассказали про мое увлечение олимпиадами, театром и школьным самоуправлением.

Все мои увлечения пригодились и для CV. С его заполнением проблем не было: я просто указал стандартную для резюме информацию из заявки в форме bullet points — место учебы, средний балл, внешкольные активности и проекты.

Экзамены TOEFL и SAT. Для поступления необходим высокий уровень английского, который нужно подтвердить языковым экзаменом TOEFL. Раньше от абитуриентов требовалось также представить результат экзамена SAT — Scholastic Assessment Test. Это стандартизированный тест для поступления в американские вузы, в который входит проверка знаний математики и английского.

Сейчас из-за коронавируса американские вузы отменили обязательную сдачу SAT. В мой год экзамен тоже можно было не сдавать, но я подумал, что это повысит мои шансы поступить, так как укажет на повышенную мотивацию, и решил подготовиться.

К TOEFL я готовился с репетитором и иногда самостоятельно, главной целью было расширение словарного запаса: в экзаменах были задания, в которых нужно объяснять смысл сложных терминов. Еще пользовался сайтом BestMyTest TOEFL — там нашел нужные шаблоны для письма и говорения, решал демоверсии. До этого я не сдавал никаких международных экзаменов.

Курс для подготовки к TOEFL затрагивает как грамматические, так и лексические аспекты. Есть модули со специфической лексикой: археология, антропология, искусство, сельское хозяйство. Источник: bestmytest.com
Курс для подготовки к TOEFL затрагивает как грамматические, так и лексические аспекты. Есть модули со специфической лексикой: археология, антропология, искусство, сельское хозяйство. Источник: bestmytest.com

Первый раз я сдавал TOEFL в августе после десятого класса, это стоило 250 $⁣ (14 665 ₽). Я специально записался на тест заранее, чтобы в случае неудачи успеть пересдать его. Но в итоге получил нужный результат с первого раза — 105 из 120, то есть подтвержденный уровень С1.

Сумма лучших оценок по разделам в результате двух попыток сдачи у меня составила 111 из 120. Это тоже важный критерий, он указывается в заявке, именно на него смотрит вуз, чтобы удостовериться в достаточном уровне владения английским языком. Я решил улучшить результат, поэтому сдавал экзамен второй раз в октябре одиннадцатого класса, но мои баллы не изменились.

К SAT я тоже стал готовиться летом после десятого класса. Занимался своими силами: решал пробные варианты, смотрел тексты и книги для ускорения навыка чтения и вычленения нужной информации. Пользовался ресурсом Khan Academy — там есть англоязычный курс для подготовки к SAT.

Курс предлагает пройти тестирование, а затем помогает рассчитать, сколько времени уйдет на подготовку. Источник: khanacademy.org
Курс предлагает пройти тестирование, а затем помогает рассчитать, сколько времени уйдет на подготовку. Источник: khanacademy.org
Курс предлагает пройти тестирование, а затем помогает рассчитать, сколько времени уйдет на подготовку. Источник: khanacademy.org

SAT я сдавал в сентябре на базе школы «Летово». Для этого зарегистрировался на сайте организации и выбрал удобное место проведения и дату. Стандартная версия, которая включает математику и английский, стоила 49,50 $⁣ (2904 ₽), а версия с эссе — 64,50 $⁣ (3784 ₽). Я писал стандартный тест без эссе. Общий результат был 1470 из 1600 баллов: 670 за английский и 800 за математику.

Я хотел улучшить результаты и пересдать, даже зарегистрировался в декабре одиннадцатого класса на SAT в Киргизии, потому что в России все места были заняты, но в последний момент тестовый центр закрылся. За экзамен вернули деньги, сдать еще раз не получилось, хотя я очень этого хотел.

Эссе. Абитуриент пишет одно универсальное эссе, которое называется personal statement, именно его посылают во все университеты вместе с заявкой. И еще дополнительные эссе в каждый вуз по отдельности. Здесь нет никакой регламентированной структуры письменной работы, как в международных экзаменах, — приветствуется креатив и оригинальность, то, что отличит кандидата от тысячи других конкурентов. Лучше написать о какой-то конкретной ситуации, опыте или занятии, которое раскроет ваш характер и мысли. Например, можно рассказать о волонтерстве или поделиться семейной историей.

Хорошо написанное эссе однозначно добавляет очки абитуриенту. Ты должен продать себя, но не перехвалить. Мой совет — почитать успешные тексты, посмотреть блоги и ютуб-каналы. Лучшие материалы, на мой взгляд, это 50 Successful Harvard Application Essays, 50 Successful Stanford Application Essays — сборники самых оригинальных эссе, благодаря которым абитуриенты поступили в топовые вузы.

В написании моим ментором и наставником был старший брат. Он раскритиковал практически все мои варианты — всегда было что улучшить. У меня не получалось добиться идеала, конечные эссе были написаны за пару дней до дедлайна.

Как я подавал документы и проходил интервью

Для поступления в американский вуз требуется отправить заявку Common Application — это самая распространенная анкета, которую заполняют иностранные студенты для поступления в вузы США. За рассмотрение заявки приемной комиссии абитуриенты платят невозвратный сбор — application fee. В каждый университет этот налог нужно уплачивать отдельно, для Гарварда он составил 75 $⁣ (4400 ₽).

Есть возможность получить освобождение от уплаты из-за тяжелого материального положения — application fee waiver. Для этого директор школы должен написать письмо для университета с просьбой освободить кандидата от сбора, но я этим путем не пользовался.

К заявке требуется приложить:

  1. Документы об образовании — аттестат и транскрипт, то есть выписку оценок, по которой виден средний балл — GPA, grade point average.
  2. Результат экзаменов TOEFL, по желанию — сертификат о сдаче SAT.
  3. Два рекомендательных письма с характеристикой на английском языке от преподавателей. Кроме того, я подготовил еще одно — от представителя администрации школы.
  4. Эссе.
  5. CV.

Все документы нужно переводить на английский язык и заверять у нотариуса. Перевод, выполненный сертифицированным переводчиком из бюро переводов или международного отдела университета, называется certified translation, а заверенный документ — certified copy. Я заверял и переводил все бумаги в бюро переводов, это стоило 3000—5000 ₽.

Сбор документов и заполнение анкеты заканчивается в декабре. 31 декабря — дедлайн подачи заявки практически во все американские вузы.

Подача заявки. Нужно было бесплатно зарегистрироваться на официальном сайте Common Application, создать аккаунт и заполнить заявку отдельно для каждого вуза. Я долго заполнял ее, это была очень объемная работа: нужно внимательно проверить все поля, постараться не забыть упомянуть все свои достижения, которые будут важны для приемных комиссий.

На официальном сайте есть пошаговый гайд о том, как правильно заполнить заявку. Источник: commonapp.org
На официальном сайте есть пошаговый гайд о том, как правильно заполнить заявку. Источник: commonapp.org

В заявке я написал, что вошел в топ участников Всероса. Еще указал, что был неоднократным призером Московской олимпиады школьников по математике и информатике. Это мне действительно помогло: члены комиссии увидели, что я сильный технарь.

Я занимался многими вещами, которые по отдельности представляли не такую большую ценность, как вместе. Если бы я просто волонтерил или играл в театральной студии, это бы не так впечатлило комиссию, но в анкете все мои успехи и занятия сложились в целостную мозаику. Американские вузы всегда заинтересованы в активных студентах: им близка концепция well-rounded education, то есть разностороннее образование и развитие. Я показал себя как умный абитуриент, который занимается многим в дополнение к физике: играет в театральной студии, волонтерит, пробует себя в управлении. Такого человека еще называют T-shape person. Вертикальная линия Т означает глубокие знания в основной специализации, горизонтальная линия Т — широкий кругозор в других областях, комплиментарные интересы и занятия.

Подача документов о финансовом положении требуется для тех, кто претендует на стипендию. После отправки заявки был месяц, чтобы предъявить их. Документы нужно было отправлять на том же сайте, что и заявку.

Прохождение интервью. В феврале, через месяц после подачи заявки, меня пригласили на четыре онлайн-интервью: в Принстон, Колумбийский университет, Гарвард и Стэнфорд. От остальных университетов приглашений не было, но это нормально, потому что интервью в Америке проводят только самые топовые вузы.

Вопросы кандидату в основном задают уже выпустившиеся студенты университета, интервью строится как разговор один на один. Этот вид называется alumni interview. Бывают случаи, когда кандидата собеседует член приемной комиссии, — это admission officer interview, которое носит более формальный характер. Иногда абитуриенту могут предложить automatic interview — тогда вопросы будут появляться на экране, а ответы запишет компьютер.

В целом все мои интервью проходили по одному сценарию. Сначала просят рассказать о себе. Здесь нужно уметь за пару минут презентовать себя. После этого интервьюер начинает задавать вопросы по всем аспектам заявки. Нюанс в том, что он не читает заявку перед разговором, поэтому задача кандидата — представить сведения из нее в устной форме.

Расскажу о собеседовании в Гарвард, хотя, повторюсь, вопросы задают практически одни и те же. Все началось с разговора про школу: на каком профиле учился, какие были оценки. Далее меня попросили рассказать про хобби и внешкольные успехи.

Еще обязательно задают вопросы про семейный бэкграунд: кто мои родители, братья и сестры, есть ли у них высшее образование, учился ли кто-то из них в США. В Америке высшее образование считается критерием элитарности — если у родителей его нет, это может стать жирным минусом для иностранных студентов. Если же родственники учились в том же вузе, возьмут гораздо более охотно. По статистике, в Гарварде у ⅔ студентов есть члены семьи, которые учились в этом университете раньше.

Когда закончились рутинные вопросы, мы начали говорить о более интересных вещах. Мне очень повезло с интервьюером, он мог поддержать беседу на любую тему. Я рассказывал ему о своем увлечении физикой, а он в ответ попросил меня привести в пример какие-нибудь сногсшибательные физические концепции. Я рассказал про кота Шредингера и про замедление времени.

Потом упомянул, что занимаюсь в театре. Так постепенно перешли на разговор о литературе, он спросил, какие произведения мне нравятся. Тут мы начали обсуждать Достоевского, Толстого, я смог поделиться знаниями биографий писателей. Все же литература в лицее преподавалась на очень высоком уровне даже в физмате. После этого мы перешли к истории, обсудили общественно-политические процессы и события. Я рассуждал обо всем этом через призму взглядов Толстого. Интервьюер был в шоке от моих рассуждений. Скорее всего, после разговора у него сложилось впечатление, что я эрудированный и разносторонний человек.

Решение комиссии, в том числе о финансовой помощи. Я ждал решения до середины марта, когда мне пришло письмо от Гарварда, что университет принял решение по заявке. Я перешел по ссылке и увидел поздравления и информацию о том, что я зачислен в университет на полное финансирование. Это был очень счастливый день.

Кроме того, меня приняли в университет Амхерста и зачислили в категорию waitlisted в Уильямс-колледже, то есть в список ожидания. Из них всех я выбрал Гарвард.

Результаты. В 2021 году я окончил лицей № 1535, в июле оформил учебную визу.

В России посольства США уже много лет как не работают, поэтому я рассматривал для подачи заявки на визу Казахстан. Были огромные очереди, и попасть на собеседование было невозможно. Пришлось воспользоваться услугами автоматического бота, который записал меня.

Летом я немного отдохнул и был готов к учебе в Гарварде. На момент въезда в Америку мне было 17 лет, а значит, о прививке от коронавируса можно было не думать: обязательную вакцинацию требовали от граждан старше 18 лет. Позже, уже по приезде, я привился «Пфайзером».

Учеба в Гарварде

На первом курсе у нас был только один обязательный предмет — академическое письмо, где изучают теорию написания хороших работ и практикуются в формате эссе. Остальные предметы мы выбирали сами в зависимости от интересов.

Студенты определяются с основным предметом на втором курсе. Выбирают так называемый major — область науки, которую они будут изучать. Именно по этому предмету они получают степень бакалавра по окончании учебы.

Большинство студентов на первом курсе уже знают, на чем хотели бы специализироваться. На 100% я определюсь в следующем семестре, но пока планирую взять программирование и электроинжиниринг — Joined Concentration of Computer Science and Electrical Engineering. Получается, что это будет double major, то есть двойная специализация, где два главных предмета дополняют друг друга.

Курсы, лекции и семинары. На первом курсе я брал курсы прицельно для своей специальности. Обычно студенты берут четыре курса за семестр, но я взял пять: по высшей математике Calculus 3, по программированию, введению в электроинженерное дело, обязательный курс по академическому письму и для общего развития — по психологии.

Как правило, один курс подразумевает три лекции в неделю и семинар. На семинарах собирается по 10—15 человек, на лекциях в среднем по 100. Темы лекций в этом году было разнообразные: «Комплексный анализ цепей» по электроинжинирингу, «Эволюционные принципы психологии», «Как нужно писать вступление» по академическому письму.

Учиться здесь проще, чем готовиться к олимпиадам. Математика на Всеросе у меня была сложнее, чем на первом курсе Гарварда. Меня даже освободили от нескольких курсов по математике. Кроме того, я уже знаю большую часть годичного курса по физике, который мне придется взять в следующем году, — это механика и электромагнетизм.

Тем не менее занимаются студенты много и интенсивно. Без жесткого расписания выжить в Гарварде невозможно. Я просыпаюсь в 08:00—08:30, завтракаю и с 09:00 до 21:00 учусь. Самая ранняя лекция начинается в 09:00, самое позднее занятие — трехчасовая работа в лаборатории в 18:30. Между парами делаю домашние задания, читаю дополнительную литературу и готовлюсь к экзаменам. И так шесть дней в неделю, в воскресенье — выходной.

На заднем плане — Гарвард⁠-⁠Ярд, самый центр кампуса
На заднем плане — Гарвард⁠-⁠Ярд, самый центр кампуса

Домашние задания. Большая часть домашних заданий — это самостоятельная работа, которая занимает много времени. В технических дисциплинах есть понятие problem set, набор задач по дисциплине, их 5—10 штук. По ним за неделю нужно написать работу в среднем на 6—8 страниц.

По гуманитарным предметам студент несколько раз за семестр пишет что-то вроде эссе объемом около 1500 слов. В конце семестра на многих курсах мы делаем final projects, то есть готовим реальный проект по дисциплине. По психологии я писал что-то вроде курсовой работы о пропаганде. На электроинжиниринге мы с группой неделю не выходили из лабораторий и собирали собственный девайс, электронно-механическую игру «Морской бой». На программировании писали большой кусок кода — интерпретатор языка программирования OCaml. По академическому письму финальной работой было эссе на восемь страниц, тему студент всегда выбирает сам. Я писал одну работу о российско-китайских отношениях, а в других рассуждал на темы радикализации конгресса в Америке и предательства.

Оценки. Оценка за предмет складывается из посещения, домашних заданий и ответа на экзамене. Похожая система сейчас в Высшей школе экономики.

Важно отметить, что оценка за экзамен может весить от 10 до 50% от общих баллов за предмет. Вот пример разбивки баллов на курсе Engineering Sciences 50: Intro to Electrical Engineering:

  1. Домашние работы — 25%.
  2. Лабораторные работы — 25%.
  3. Финальный проект — 25%.
  4. Экзамен — 25%.

Обычно итоговая шкала оценки примерно такая:

  • A: 93—100%;
  • A−: 90—93%;
  • B+: 87—90%;
  • B: 83—87%;
  • B−: 80—83% и так далее.

Но зачастую оценка зависит от того, как справились с работой другие студенты. Преподаватель смотрит на общий уровень группы и определяет, где будет заканчиваться один балл и начинаться другой. Это называется curved grade, тогда вышеупомянутая шкала носит очень примерный характер.

Первую сессию я сдал на все А, вторую сессию — тоже на все А, кроме академического письма, по нему у меня А−. Примечательно, что между А и А− есть ощутимая разница, потому что это все это влияет на GPA — grade point average, средний балл оценок. Оценка А весит 4 балла в GPA, оценка А− дает 3,67 балла, В+ — 3,33, просто В — 3 и так далее.

GPA — это, пожалуй, главный фактор, который определяет успех в вузе. Высокий GPA необходим для получения хорошей стажировки и работы в будущем, а также для поступления на PhD. Еще он сильно повышает шансы на получение научных грантов и других бонусов от университета.

Экзамены. В основном для студентов экзамены — большой стресс, поэтому все очень усердно готовятся к ним. На то, чтобы систематизировать знания, дается неделя — в целом времени хватает. У нас две сессии в конце каждого семестра, еще по многим курсам пишем рубежные контроли в середине семестра.

Сейчас я общаюсь с моими друзьями, которые получают высшее образование в России. Сделал вывод, что сессии в российских вузах и американских сильно различаются. В Америке сессия — это просто сдача финальных проектов и экзамены. В России — стрессовое мероприятие, от которого почти на 100% зависит итоговая оценка по предмету. В США же по каждому курсу студенты должны сдать либо финальный проект, либо экзамен, то есть работы не так много.

Экзамен — далеко не единственное, на что нужно делать ставку при учебе в Гарварде. В общем процентном зачете он может весить не так много, а значит, в случае не особо блестящего ответа могут помочь оценки за другие части: домашние задания, работу на парах, проекты и так далее.

Я не переживаю из-за экзаменов, потому что уже прошел школу олимпиад. Человек, который взял Всерос по техническому предмету, не будет испытывать на первом курсе Гарварда никаких сложностей, потому что олимпиадная программа подразумевает куда более глубокое понимание предмета.

Это лабораторная работа в Harvard Science and Engineering Complexity по курсу Engineering Sciences 50: Introduction to Electrical Engineering. На фото мы собираем машинку с детектором препятствий
Это лабораторная работа в Harvard Science and Engineering Complexity по курсу Engineering Sciences 50: Introduction to Electrical Engineering. На фото мы собираем машинку с детектором препятствий

Научная работа. За первый курс у меня появился любимый преподаватель — Марко Лонкар, он ведет электроинжиниринг. Это очень харизматичный и успешный человек, он входит в топ-100 инженеров Америки по академическому цитированию и в топ-200 по миру. Еще он сооснователь инжиниринговой компании, у него есть своя лаборатория, а преподает для души. Благодаря ему я понял, что хочу заниматься именно электроинжинирингом, и устроился на работу в его лабораторию как ассистент исследования.

В рамках этой работы я писал программу на Python для управления микроскопом в лаборатории и его настройки с помощью клавиатуры. Я начал работать с марта и продолжу до конца лета.

Еще в этом году я подал заявку на грант от университета на научные исследования по программе Harvard College Research. Мою заявку одобрили, так что грант начну получать летом. Это хорошая строчка в резюме на будущее.

Жизнь в Гарварде

Мне было очень тяжело адаптироваться весь первый семестр. Дело было даже не в языковом барьере — его я преодолел где-то за месяц, а в культурных различиях. Было сложно общаться с американцами и поддерживать так называемые small talks. Такие разговоры занимают 80% диалогов, и это меня откровенно раздражало.

Мне также было особенно важно поддерживать контакт с близкими людьми. Поэтому я отвел в своем расписании фиксированное время каждую неделю, когда звоню родным и друзьям.

В столовой для первокурсников всегда стоит гул, студенты-экстраверты постоянно общаются между собой
В столовой для первокурсников всегда стоит гул, студенты-экстраверты постоянно общаются между собой

Позже у меня появились тесные дружеские связи, я стал общаться с третьекурсником из России и однокурсниками из Литвы и Германии.

Кстати, почти все мои знакомые русские ребята в кампусе выигрывали Всерос: четыре из пяти студентов были олимпиадниками, одна девочка была зачислена за спортивные достижения. Все русские находились на полном финансировании.

В результате удалось наладить дружеские связи с ребятами из разных стран
В результате удалось наладить дружеские связи с ребятами из разных стран

Кампус. Атмосфера в кампусе энергичная, дружелюбная, кругом всегда компании студентов. Архитектура, на мой взгляд, красивая и гармоничная, это в основном кирпичные старинные дома в стиле 18 века.

Все студенты живут в общежитиях, на занятия нельзя приезжать из города. У первокурсников свои здания в Гарвард-Ярде, распределяют по ним случайным образом, но все живут в довольно аскетичных условиях: их комнаты меньше и не такие обновленные, как у других студентов. В целом состояние зданий нормальное, но мне не очень повезло: досталась самая неудачная общага в Гарварде, которая, по легендам, строилась во время Вьетнамской войны, и в ней жили американские солдаты перед отправкой на фронт. Можно сказать, что я живу в спартанских условиях, — это касается состояния комнат и холлов, чистоты и порядка. У нас в общежитии год не выбрасывали мусор, я видел двух тараканов. Каждый убирается и старается поддерживать чистоту как может. В других общежитиях условия гораздо лучше, мне просто не повезло.

По окончании первого курса студентов определяют в одно из 12 общежитий для старшекурсников, там условия лучше. Так что скоро я тоже перееду в другое место.

Все первокурсники питаются в общей столовой. Она работает в формате шведского стола, но еда там обычная. Начиная со второго курса студенты питаются в своих общежитиях для старшекурсников — там еда лучше. Набор блюд стандартный: сосиски, каша, омлет, на обед и ужин можно взять какие-то мясные и рыбные блюда, а также гарниры. Еда тоже включена в стипендию, поэтому я за нее не плачу.

Вспоминаем фильм «Социальная сеть». На фото статуя Джона Гарварда, которую называют статуей трех неправд. Первая неправда — на табличке указан не тот год основания, вторая — это статуя не Гарварда, а совсем другого человека, третья — его нельзя назвать founder, то есть основателем, как гласит табличка на памятнике
Вспоминаем фильм «Социальная сеть». На фото статуя Джона Гарварда, которую называют статуей трех неправд. Первая неправда — на табличке указан не тот год основания, вторая — это статуя не Гарварда, а совсем другого человека, третья — его нельзя назвать founder, то есть основателем, как гласит табличка на памятнике

Деньги в Гарварде практически не трачу благодаря полному финансированию. Даже интернет бесплатный, так как он входит в проживание. Учебники тоже покупать не надо: все они есть онлайн, да и в принципе большинство пользуется своими методичками вместо привычных учебников. Из расходов можно назвать разве что походы в кафе и покупку средств гигиены.

Дисциплина. В Гарварде важна дисциплина, но это касается скорее поведения в обществе и прилежности на занятиях, чем внешнего вида. Посещаемость на большинстве предметов контролируют, это входит в итоговую оценку. А то, как студенты выглядят, никого не волнует — некоторые вообще ходят на лекции в тапочках.

Но в определенных аспектах дисциплина и соблюдение этических норм очень важны. Ты должен быть аккуратен в своих словах в кампусе, особенно если это касается сексизма, расизма и других острых тем в современном обществе. Если студент будет позволять себе провокационные высказывания, у него состоится неприятный разговор с администрацией или проктором. В лучшем случае сделают предупреждение, в худшем — поставят на внутренний учет и могут отчислить.

Мои фото с друзьями в кампусе
Мои фото с друзьями в кампусе

Досуг. У среднестатистического студента, который берет четыре предмета и не работает, есть возможность нормально заниматься досугом и посещать клубы по интересам в кампусе. Много творческих кружков — это музыкальные группы, танцевальные коллективы, клубы дебатов. Есть дополнительные академические занятия, где можно заниматься исследованиями. Например, экономисты могут ходить на дополнительные занятия по консалтингу, это увеличит их шансы на хорошее трудоустройство.

В первом семестре я занимался в драматическом кружке — там было столько талантливых ребят, что на роли проводили полноценные кастинги. Честно говоря, не понимал, как меня приняли, потому что отбор был очень серьезный. Я уже был не так уверен в своих силах, но все равно участвовал в постановке французской пьесы Ubu Roi. И все же театральная студия в России нравилась больше своей атмосферой, там было более душевно.

Сейчас я уже не участвую в таких активностях, потому что работа в лаборатории занимает все свободное время. Успеваю только ходить в качалку — в каждом здании общежития в кампусе есть свой бесплатный тренажерный зал, он тоже входит в проживание. Вообще, есть клубы по самым разным видам спорта — возможно, когда-нибудь я поучаствую в них, но не сейчас.

Так выглядит одна из качалок в кампусе
Так выглядит одна из качалок в кампусе

Если студент кроме английского не владеет ни одним иностранным языком, его обязывают брать дополнительные языковые курсы — это бесплатно. Мне это не обязательно, потому что я знаю русский. В школе учил немецкий и мог продолжить в Гарварде, но сейчас у меня другие приоритеты.

Чтобы понять, сколько экономлю за год благодаря стипендии, я проверил данные о стоимости обучения и услуг в Гарварде, и вот что получилось.

Стоимость обучения и проживания в Гарварде за год — 74 777 $⁣ (4 503 056 ₽)

Обучение52 659 $⁣ (3 088 977 ₽)
Аренда комнаты в общежитии12 056 $⁣ (707 204 ₽)
Сборы за здравоохранение5384 $⁣ (315 825 ₽)
Сбор за вспомогательные сервисы: медицинские услуги, тренажерный зал и прочее3298 $⁣ (194 460 ₽)
Бумажные версии учебников980 $⁣ (57 487 ₽)
Сбор за студенческие активности400 $⁣ (23 464 ₽)

Стоимость обучения и проживания в Гарварде за год — 74 777 $⁣ (4 503 056 ₽)

Обучение52 659 $⁣ (3 088 977 ₽)
Аренда комнаты в общежитии12 056 $⁣ (707 204 ₽)
Сборы за здравоохранение5384 $⁣ (315 825 ₽)
Сбор за вспомогательные сервисы: медицинские услуги, тренажерный зал и прочее3298 $⁣ (194 460 ₽)
Бумажные версии учебников980 $⁣ (57 487 ₽)
Сбор за студенческие активности400 $⁣ (23 464 ₽)

Коротко об учебе в Гарварде на полном финансировании

  1. Финансовая помощь выдается либо на основании достатка семьи, либо на основании заслуг. Я подавал заявку в вузы, которые либо могут дать солидную стипендию, либо полностью оплатить учебу, питание, проживание и еду — full financial aid.
  2. Для поступления в университет Лиги плюща на полное финансирование нужно иметь хороший профайл, отличные оценки, сдать TOEFL на высокий балл и показать разностороннее развитие — рассказать об участии в олимпиадах, волонтерстве, внеклассных активностях, продемонстрировать лидерские качества.
  3. Для получения стипендии нужно в течение месяца после подачи заявки отправить документы о доходах родителей из налоговой, которые подтвердят неспособность заплатить полную сумму за обучение.
  4. На первом курсе Гарварда студенты не выбирают факультет и набирают четыре-пять курсов по выбору. На втором курсе они уже определяются со специализацией — major или двойной специализацией — double major.
  5. В Гарварде у студентов есть много возможностей для активного досуга: спортивные секции, творческие кружки, дополнительные клубы академической направленности.
  6. После окончания университета я бы хотел набраться опыта, продвинуться по карьерной лестнице и заработать — в Америке всего этого можно добиться. После США я бы хотел поездить по Европе, посмотреть мир, а годам к тридцати вернуться в Россию.
Теги: учеба
Учились за границей? Расскажите про свой опыт:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество