Что такое холдинги и как они устроены?
Холдинг — чуть ли не самая популярная форма организации нескольких компаний в России. Но не совсем понятно, в чем его преимущества для бизнеса и в чем отличие от того же концерна или группы компаний. Кроме того, на практике холдингом называют почти все, если одна компания владеет акциями другой.
Что же именно можно назвать холдингом и какая у них специфика в России?
Холдинговой называют компанию, которая получает прибыль не за счет производственной деятельности или перепродаж, а за счет владения существенными пакетами акций других предприятий, управления ими и предоставления своих услуг. Кроме того, на практике так могут называть и группы производственных компаний, где холдинг — материнская структура.
Расскажу, что это такое и чем холдинг отличается от других форм объединения предприятий.
О чем вы узнаете
Что такое холдинг
Холдинг — это форма объединения компаний, в которой материнская структура владеет дочерними.
Холдинги владеют акциями или долями в разных предприятиях, но не занимаются основной производственной деятельностью. Их роль — предоставлять управленческие, финансовые и иные услуги своим «дочкам». Это также позволяет централизованно управлять активами и стратегией развития всех участников.
В классическом понимании холдинговая компания ничего не производит, не продает товары или услуги и не ведет других коммерческих операций. Свою выгоду она получает от владения долями других предприятий и управления ими. Часто такие структуры называют зонтичными или материнскими компаниями.
Есть много вариантов объединения разных компаний для повышения эффективности. Вот признаки того, что объединение — это холдинг.
Централизованное управление. Холдинг осуществляет общее управление входящими в его состав структурами. Он координирует их деятельность и принимает стратегические решения. При этом степень вмешательства может сильно различаться.
Общая собственность. Холдинг владеет акциями или долями нескольких юридически независимых предприятий. Он также может владеть их собственностью.
Отсутствие основной деятельности. Главная функция холдинга — управление активами и предоставление услуг дочерним компаниям. Он не занимается повседневными операциями, а скорее наблюдает и контролирует их.
Многоуровневая структура. Холдинг может включать в себя не только дочерние, но и «внучатые» и другие родственные компании. Это позволяет ему охватить широкий спектр отраслей и регионов. Чтобы иметь право заниматься управлением, нужно быть одним из основных акционеров — владеть контрольным или хотя бы блокирующим пакетом акций.
Возможность концентрации акций компаний из одной или разных отраслей. Холдинг может владеть акциями компаний из одной сферы или разных отраслей экономики, регионов. Это позволяет ему диверсифицировать риски и снизить издержки включенных в состав предприятий.
Для чего создают холдинги и что они делают
Цель холдинговой компании — владеть долями в других корпорациях и контролировать их, получая прибыль. Грубо говоря, холдинги профессионально занимаются инвестициями и выкупают доли, достаточные, чтобы принимать ключевые решения на собраниях акционеров. Но этим их возможная деятельность не ограничивается.
Можно владеть имуществом, например недвижимостью, патентами, товарными знаками. Это имущество можно за деньги предоставлять дочерним фирмам или использовать, чтобы снизить их издержки, повысить их прибыль, а значит, и прибыль холдинга как одного из основных акционеров.
При достаточном уровне владения акциями дочерней компании можно нанимать и увольнять ее руководителей. Ответственность за свою деятельность при этом все еще несут они сами.
Наконец, можно выделить отдельные команды в дочерние предприятия — например, ИТ, бухгалтерию и HR — и предоставлять через них услуги другим участникам холдинга.
Холдинг может стремиться максимально эффективно кооперировать компании из одной сферы с целью завоевать большую долю рынка, а может, наоборот, скупать акции из самых разных сфер, чтобы диверсифицировать собственные риски. То, какой формат используется, сильно влияет на роль и задачи материнской структуры.
Как устроена холдинговая компания
Холдинги могут сильно отличаться принципами устройства и работы. Обычно такая группа компаний включает в себя несколько структур.
Головной офис. Здесь принимают решения по всем компаниям в структуре холдинга.
Дочерние компании. Они могут быть независимыми, сами принимать решения касательно бизнес-процессов, назначать руководство. Но холдинг в любом случае будет отслеживать их деятельность на предмет того, следует ли «дочка» общей стратегии.
Структура управления. В дополнение к головному офису в холдинге может быть команда специалистов, занимающихся управлением всей структурой, руководством над управленческими органами дочерних компаний.
Финансовые ресурсы. Деятельность, связанная с финансами, может быть выделена в отдельную компанию, у которой дочерние предприятия будут заказывать услуги. В отдельное предприятие может быть вынесен единый бухгалтерский отдел для всех компаний.
Операционные ресурсы. Холдинг может собрать операционные ресурсы для всех своих «дочек» в одном месте, чтобы все имели доступ к общему капиталу. Например, если речь о сети розничных магазинов, у них может быть одно на всех предприятие, которое занимается логистикой и транспортировкой.
Организация холдинга. Холдинг может быть горизонтальным и вертикальным. В первом случае дочерние предприятия производят один и тот же продукт. Во втором предприятия разделены в соответствии с разными циклами производства. Например, одно растит пшеницу, другое занимается ее первичной переработкой, третье создает готовую продукцию, а четвертое продает.
Антимонопольное регулирование. Выкуп долей акций, достаточных, чтобы воздействовать на принятие решений, сразу у многих компаний отрасли может привести к формированию монополиста на рынке. То есть может возникнуть ситуация, когда у одного человека или компании есть контроль над слишком большой долей рынка.
Федеральная антимонопольная система контролирует холдинги на предмет чрезмерного влияния. Например, нужно получать одобрение сделок, если выкупаемая доля акций больше 25% или если выкупается имущество на слишком крупную сумму .
Чем холдинг отличается от концерна и группы компаний
Концерн — это объединение компаний с очень высокой централизацией, с одной стороны, и сохранением независимости — с другой. Их часто создают для какого-то сложного продукта, требующего задействовать разные отрасли. Например, популярный концерн — Volkswagen.
Отличия холдинга и концерна
Признак | Холдинг | Концерн |
---|---|---|
Структура управления | Контролирует активы своих «дочек» через долю в их капитале | Участники сохраняют управленческую независимость |
Цель создания | Владение акциями других компаний и управление ими | Оптимизация ресурсов и координация деятельности для общих интересов |
Контроль и влияние | Активное влияние и контроль над дочерними структурами в зависимости от доли владения | Контроль над другими участниками ограничен, и каждый сохраняет корпоративную культуру и менеджмент |
Владение активами | Материнская структура владеет акциями или долями в капитале дочерних компаний | Участники могут иметь разную структуру собственности |
Степень координации | Холдинг следит за деятельностью дочерних компаний, может активно участвовать в управлении | Основное внимание уделяется сотрудничеству и координации в рамках общей стратегии |
Отчетность | Холдинг готовит общую отчетность по дочерним компаниям | Каждое предприятие составляет свою отчетность |
Отличия холдинга и концерна
Структура управления | |
Холдинг | Контролирует активы своих «дочек» через долю в их капитале |
Концерн | Участники сохраняют управленческую независимость |
Цель создания | |
Холдинг | Владение акциями других компаний и управление ими |
Концерн | Оптимизация ресурсов и координация деятельности для общих интересов |
Контроль и влияние | |
Холдинг | Активное влияние и контроль над дочерними структурами в зависимости от доли владения |
Концерн | Контроль над другими участниками ограничен, и каждый сохраняет корпоративную культуру и менеджмент |
Владение активами | |
Холдинг | Материнская структура владеет акциями или долями в капитале дочерних компаний |
Концерн | Участники могут иметь разную структуру собственности |
Степень координации | |
Холдинг | Холдинг следит за деятельностью дочерних компаний, может активно участвовать в управлении |
Концерн | Основное внимание уделяется сотрудничеству и координации в рамках общей стратегии |
Отчетность | |
Холдинг | Холдинг готовит общую отчетность по дочерним компаниям |
Концерн | Каждое предприятие составляет свою отчетность |
От группы компаний холдинг отличается в основном степенью активного участия и уровнем контроля над «дочками»:
- Холдинг часто не вмешивается в операционную деятельность дочерних компаний, оставляя эту функцию их менеджменту, в то время как группа компаний часто имеет централизованное управление, где высшее руководство принимает ключевые решения.
- Холдинг — более пассивный инвестор, в то время как группа компаний активно участвует в управлении и принятии решений.
Из всех структур группа компаний — самое плотное объединение. Холдинг означает владение акциями, и степень распоряжения ими может различаться от просто контроля и права отменить ключевые решения до активного участия в назначении менеджмента и управлении. Концерн же — это объединение разных предприятий для общего сотрудничества и цели.
А еще бывают консорциумы. В Т—Ж есть отдельная статья о том, что такое консорциумы и в чем их польза.
Какие виды холдингов существуют
Сейчас холдингом называют почти любую структуру, где одна компания в достаточной степени владеет акциями другой.
Если есть одна материнская структура и много дочерних, это классический холдинг, а если все участники могут владеть акциями друг друга — перекрестный. Есть еще промежуточные холдинги, которые сами принадлежат другим холдингам.
Также различают чистые холдинги и смешанные в зависимости от того, занимается головная структура только управлением или производственной деятельностью тоже.
Очень часто приводят классификацию по направлению деятельности.
Агрохолдинг — объединение сельскохозяйственных предприятий, занимающихся производством, переработкой и реализацией продукции растениеводства и животноводства. Часто это корпорация с полным циклом производства, то есть от выращивания сырья до его реализации.
Крупнейший агрохолдинг в России — «Русагро».
Медиахолдинг — объединение СМИ, таких как телеканалы, радиостанции, печатные издания, интернет-порталы и социальные сети. Медиахолдинг производит и распространяет контент и зарабатывает на рекламе.
В России один из ключевых — «Газпром-медиа-холдинг».
Финансовый холдинг — объединение финансовых организаций, таких как банки, страховые компании, инвестиционные фонды и лизинговые компании. Оно предоставляет финансовые услуги своим клиентам и управляет их активами.
Один из самых ярких примеров в России — TCS Group, который сейчас называется Т-Технологии.
Торговый холдинг — объединение компаний, занимающихся оптовой и розничной торговлей. Оно обеспечивает координацию деятельности своих дочерних компаний и оптимизирует логистику.
В России, например, в торговый холдинг входят «Пятерочка», «Перекресток» и другие структуры X5 Group.
Промышленный холдинг — объединение промышленных предприятий, специализирующихся на производстве товаров или оказании услуг. Оно может быть ориентировано на производство автомобилей, электроники, оборудования, текстиля и других товаров.
В России крупнейший холдинг с акцентом на производстве высокотехнологичной продукции — «Ростех».
Энергетический холдинг — объединение энергетических компаний, занимающихся производством, передачей и распределением электроэнергии, а также оказанием услуг в сфере энергетики. Это обеспечивает надежное и эффективное функционирование энергетической системы страны или региона.
В России многие компании из сферы энергетики работают в формате холдинга, но заметным и классическим примером можно считать «Интер РАО».
Примеры холдингов
Холдинги могут формироваться по-разному:
- создается новая компания, и она покупает акции и доли в других предприятиях, чтобы управлять ими и получать прибыль;
- корпорация уже давно занимается какой-то деятельностью, но разрастается настолько, что становится удобнее выделить свои подразделения в дочерние структуры.
Второго варианта холдингов и в России, и в мире очень много. Один из самых известных в мире — Berkshire Hathaway, компания инвестора Уоррена Баффетта. Холдингу принадлежит больше 70 компаний, в том числе Clayton Homes, Duracell, GEICO, Fruit of the Loom, RC Willey Home Furnitures, Marmon Holdings и Kraft Heinz. У Berkshire Hathaway также есть доли в крупных публичных компаниях, например в Coca-Cola.
Известен и холдинг российских СМИ — «Рамблер-медиа-групп» с LiveJournal, «Рамблером», Lenta.ru, «Газетой-ру» в составе. В целом к этой структуре прибегает очень много крупных корпораций, и часто головная организация вынесена в офшорную юрисдикцию.
На Мосбирже самый яркий представитель холдинга в классическом понимании — АФК «Система». Это именно владелец акций других компаний из самых разных отраслей. Например, ему принадлежат акции МТС, Ozon, «Медси» и «Биннофарма».
Также яркий пример на Мосбирже — уже упомянутый агрохолдинг «Русагро».
Какие у холдингов преимущества
Итак, компании часто становятся холдингами, когда разрастаются. Управлять такой достаточно разрозненной структурой — не самый простой вариант, требующий ресурсов. Тем не менее предприятия идут на это, потому что у холдингов есть преимущества перед одиночными корпорациями.
Снижение рисков. То, что материнская компания владеет долей акций, не делает ее ответственной за все происходящее и тем более это не приводит к ответственности других дочерних структур. Например, если один участник обанкротится, это не приведет к закрытию всего холдинга, а его кредиторы не смогут законно потребовать компенсации от самого холдинга. То есть структура более стабильна, ее риски диверсифицированы.
Поэтому, чтобы защитить активы, компания может выделить структуру и стать холдингом, где каждая «дочка» — отдельное бизнес-направление или даже отдельные ресурсы. Например, отдельная компания для товарных знаков и патентов, отдельная — для недвижимости.
Оптимизация налогов. Холдинги часто используют сложные схемы, чтобы минимизировать налоговые обязательства. Это позволяет им эффективно управлять финансовыми потоками и оптимизировать расходы.
Так, у них могут быть налоговые льготы. А еще можно размещать части бизнеса в юрисдикциях или регионах с выгодными налоговыми ставками.
Повышение конкурентоспособности. Объединение различных компаний в одну позволяет повысить общую конкурентоспособность на рынке. Это достигается за счет многих факторов, таких как:
- Синергия между разными видами бизнеса.
- Расширение рынка сбыта. Объединение позволяет увеличить объем продаж и расширить географию присутствия на рынке.
- Защита от конкурентов и коммерческих рисков благодаря совместным ресурсам.
- Привлечение инвестиций. Формирование холдинга делает компанию более привлекательной для инвесторов, так как она становится крупнее и стабильнее.
- Престиж и репутация холдинга, что облегчает получение кредитов.
- Обмен информацией, достижениями и опытом внутри структуры.
- Наличие общих ресурсов, что привлекает специалистов и крупных инвесторов.
- Обеспечение более дешевого оборотного капитала для участников структуры.
Концентрация капитала и управления. Объединение в одну структуру позволяет сконцентрировать капитал и ресурсы для реализации крупных проектов и расширения бизнеса.
Управление входящими в структуру компаниями становится проще, так как централизованная структура может координировать их деятельность. Централизация капитала и ресурсов позволяет быстро направлять их в нужную сферу.
Недостатки холдингов
Стоит учитывать, что у такого формата объединения есть и недостатки, причем как для самой компании, так и для ее инвесторов или входящих в состав предприятий:
- Нет конкуренции между взаимозависимыми компаниями, и это может привести к их нерентабельности.
- Бюрократия и сложный документооборот могут способствовать снижению прозрачности, из-за чего инвесторам и кредиторам будет тяжелее оценить состояние предприятия.
- Инвесторам и кредиторам может быть сложно составить точную картину общего финансового состояния объединения, а не отдельных фирм или только головной структуры.
- Неэтичные директора могут скрывать свои убытки, распределяя долги между дочерними структурами.
- Сложности в налоговой оптимизации, так как налогообложение каждой из «дочек» различается.
- Сложные трудовые отношения и повышенные транзакционные издержки.
- Работа с огромным штатом сотрудников.
Компании, чьи акции выкупили, могут столкнуться с неэффективным управлением. Материнская структура может вынуждать дочерние фирмы покупать друг у друга товары по завышенным или, наоборот, заниженным ценам.