«Было нечего почитать, поэтому решил написать роман»: как я издавал собственную книгу

История читателя

49
«Было нечего почитать, поэтому решил написать роман»: как я издавал собственную книгу
Аватар автора

Тимофей Разов

выяснил подробности

Страница автора

Читатель Тинькофф Журнала несколько лет писал роман и в 2021 году издал его.

Илья прошел путь от создания концепции книги до публикации в крупном издательстве и уже планирует два продолжения. В своей истории читатель рассказал, как готовил книгу к выпуску, искал помощников и издательство, а также сколько потратил в процессе. Оказалось, что опубликовать свое произведение стоит недешево, а деньги писательство приносит совсем небольшие.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория и идея книги

Аватар автора

Илья Шевцов

инженер, который конструирует сюжеты

Страница автора

Я живу и работаю в Москве. В 2015 году окончил омский политех, получив специальность инженера-конструктора в ракетостроении, а после разрабатывал элементы ракетных двигателей и проектировал элементы каркасов самолетов. Сейчас контролирую производство серверного оборудования для крупнейших ИТ-компаний России.

По призванию я конструирую не только ракеты и самолеты, но еще и увлекательные сюжеты. Родители с детства привили мне любовь к чтению и книгам, поэтому мне самому захотелось стать автором: рассказывать истории людям, чтобы вдохновлять и увлекать их новыми приключениями. Десять лет я писал «в стол», периодически выкладывая самые, на мой взгляд, удачные истории на сайт «Проза-ру» и в свою группу во «Вконтакте».

Я поставил себе цель до 30 лет написать и опубликовать полноценный роман, продолжал работать над стилем и умением рассказывать — и, забегая вперед, скажу, что мне это удалось. Правда, пришлось самому стать издателем.

Идея сюжета книги родилась спонтанно и задолго до того, как я нашел издательский сервис от «Литреса». Мне было нечего почитать, поэтому решил написать роман сам. В 2014 году по пути домой из гипермаркета я внезапно осознал, что могу сделать масштабную и захватывающую историю. В тот же вечер я взялся за свой первый полноформатный роман.

Мой роман называется «Долгая поездка», и он полностью оправдывает свое название: это была большая эпопея как для героев книги, так и для меня. История начинается на склонах исландского вулкана, а заканчивается хоть и тоже в Исландии, но после солидного крюка. В пути герои не только переживают невероятные приключения, но и заново осознают и переосмысляют себя, чтобы начать по-настоящему жить по возвращении домой.

Что-то похожее произошло и со мной. Но главное, чему я научился у собственных персонажей, — это умение действовать смелее: очертя голову я бросился в издательское дело.

Баннер с предложением зарабатывать на роялти был очень привлекательным
Баннер с предложением зарабатывать на роялти был очень привлекательным

Опыта в бизнесе у меня не было. Я решился сделать коммерческий продукт из своего произведения в 2019 году, когда узнал о сервисе «Самиздат» от «Литреса».

Одно время я думал превратить роман в сценарий для приключенческого сериала и всерьез собирался поучаствовать в каком-нибудь питчинге, но вовремя себя одернул: это затратный и непростой процесс, многое пришлось бы упростить, что казалось мне преступным. Поэтому я остановился на книге.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Тестовая публикация

Как я уже говорил выше, подходящий сервис для публикации книги за деньги я нашел только в 2019 году, а в предыдущие пять лет наскоками работал над текстом, женился, обзавелся детьми и собакой и окончательно обосновался в Москве.

В 2019 году я опубликовал в «Самиздате» от Литреса небольшую детективную историю «Запертая комната». Подготовил текст по правилам сервиса, нашел на фотостоках картинку для обложки, прошел все этапы модерации, и раза с третьего моя книга появилась на сайте.

По той же схеме я выпускал роман «Долгая поездка». Пока я заканчивал свой магнум опус  , в «Самиздате» появилась возможность публиковать произведение частями. Я сделал из своего романа своеобразный сериал: с 21 июля по 24 октября 2021 года выпускал по главе раз в пять дней, подстегивая читателей подписываться на этот черновик, — они получали всю книгу из 30 глав за 50 ₽, просто с отсрочкой в несколько месяцев. Это было выгодно, так как после публикации романа произведение целиком должно было стоить дороже — 300 ₽.

Для черновиков на «Литресе» есть отдельный раздел. У такого способа публикации есть сторонники и противники, но, на мой взгляд, роман читали по главам и ожидали те, кто хотел узнать всю историю целиком
Для черновиков на «Литресе» есть отдельный раздел. У такого способа публикации есть сторонники и противники, но, на мой взгляд, роман читали по главам и ожидали те, кто хотел узнать всю историю целиком

Я продал роман по главам 20 раз за 50 ₽, а после перевода книги из черновика в готовый роман ее купили еще 24 человека за 300 ₽ — учитывая комиссию сервиса, за тот период я получил 2311 ₽.

В процессе публикации романа по главам читатели стали спрашивать, можно ли купить книгу в бумажном виде. Раньше печать по требованию для авторов была прямо на сайте «Самиздата», и я даже бесплатно выпустил для себя пару копий своего детективчика «Запертая комната». Но для читателя это было накладно: тоненькая брошюра на 100 страниц у партнеров «Литреса» могла потянуть на 700 ₽, а сколько бы стоил мой гигантский роман, я даже представить боялся. Да и к моменту публикации романа производство бумажных книг на сайте стало недоступно, так что я решил искать другой способ.

Продажи в «Самиздате». Скачок в апреле 2022 — интерес к роману со стороны австралийского читательского клуба: его участница рассказала о книге подругам
Продажи в «Самиздате». Скачок в апреле 2022 — интерес к роману со стороны австралийского читательского клуба: его участница рассказала о книге подругам
Так выглядел мой самиздат от «Литреса», я сделал две копии для себя
Так выглядел мой самиздат от «Литреса», я сделал две копии для себя

Команда

Еще в начале 2021 года, когда голый текст стал превращаться в произведение с коммерческим потенциалом, я задался вопросом о художественном оформлении и о дополнительной паре глаз, которая поможет мне с редактурой рукописи.

Среди знакомых нашел двух художниц и составил дополнительные лицензионные соглашения на интеллектуальную собственность — это нужно для издательств, чтобы распространять иллюстрации вместе с текстом. Договор я нашел в интернете, мы его дистанционно подписали и начали работу.

Эти талантливейшие девушки к началу публикации бумажной версии «Долгой поездки» в июле 2021 года создали иллюстрации и обложку романа. Пока они рисовали, я попросил двух своих друзей-книгоманов стать моими редакторами и бета-ридерами  , и вместе с ними мы корпели над текстом.

Мои «офисы»: при работе над романом я вполне обходился вагонами метро, парками, кафе и квартирой, где жил
Мои «офисы»: при работе над романом я вполне обходился вагонами метро, парками, кафе и квартирой, где жил
Мои «офисы»: при работе над романом я вполне обходился вагонами метро, парками, кафе и квартирой, где жил

За пару месяцев, с сентября по ноябрь 2021 года, мы с ребятами причесали макет текста с иллюстрациями, подготовили художественную обложку под формат печати, а с сотрудниками типографии согласовали типы бумаги, картона и переплета, после чего лишь осталось нажать кнопку «Распечатать».

Команда состояла из друзей и знакомых, так что искать кого-то и обсуждать оплату практически не приходилось.

Все работали на чистом творческом энтузиазме и при символических капиталовложениях. Например, редактор предпочитал оплате угощение фастфудом во время обсуждения правок, а художницам достаточно было возместить расходы на материалы. В качестве бонуса каждому участнику команды я подарил по печатному экземпляру романа.

Как мне тогда казалось, если бы я попытался найти подрядчиков на стороне, то столкнулся бы с огромным рынком предложений, долгими прениями о заработной плате, затянутыми сроками и лишними нервами.

Возможно, я ошибался, но, поскольку писатели вообще люди закрытые и им сложно работать в команде, для своего первого масштабного проекта я постарался создать дружелюбную и приятную атмосферу среди знакомых мне людей.

Наша команда: я, редактор Руслан Мамедов, художницы Саша Шевченко и Наташа Зеленская, бета⁠-⁠ридер Артем Лобанов
Наша команда: я, редактор Руслан Мамедов, художницы Саша Шевченко и Наташа Зеленская, бета⁠-⁠ридер Артем Лобанов

Рабочий процесс

У каждого члена команды была конкретная задача, основанная на техническом задании, которое я выдавал. Я пересылал части текста редактору, чаще всего по главам, и просил посмотреть, нет ли там нелогичных моментов или вопросов к действиям персонажей, оценить общую атмосферу текста, а также проверить стилистические моменты, опечатки и орфографические ошибки.

Для автора обложки я в меру своих сил набросал черновик изображения, мы обсудили цветовую гамму, художественные приемы и мелкие элементы, отсылающие к событиям романа. Через несколько промежуточных этапов обложка была готова.

Черновик обложки
Черновик обложки
Готовая картина, ставшая обложкой
Готовая картина, ставшая обложкой

Примерно в том же ключе я работал над заданиями для автора иллюстраций: чаще текстом, иногда корявыми набросками объяснял ей, что должно выйти. Результатом остался очень доволен — у нас получилось 30 картин к каждой главе и три бонусных изображения, подготовленных специально для печатного издания.

Легче всего было работать с бета-ридером: его задача была читать, выдавать свое ревью и обсуждать сюжетные повороты. Мне оставалось только выслушивать его, все записывать и вовремя вносить правки в дальнейшие события в книге. Коммуникация происходила через электронную почту, в мессенджерах и по телефону.

В результате у нас получилась масштабная книга, прекрасно оформленная как с точки зрения текста, так и с точки зрения атмосферных сопроводительных картинок.

Часть иллюстраций романа
Часть иллюстраций романа

Выпуск печатной книги

Осенью 2021 года я хотел организовать оперативную печать тиража через какое-нибудь издательство, но это было дорого: экземпляр на 420 страниц в твердом переплете стоил бы почти 1400 ₽. Однако запросы от читателей продолжали поступать, поэтому я нашел небольшую типографию, которая была готова напечатать любой тираж, от одной книги до бесконечности, главное — вовремя оплатить счет.

Формально это были даже не книги, а скорее очень объемные брошюры, так как у них не было ISBN  и других специальных кодов, которые нужны для распространения книги в торговых сетях и автоматизации любой работы с печатным изданием.

Каждый экземпляр «Долгой поездки» обошелся читателям в 700 ₽ — в два раза дешевле, чем при обращении в крупные издательства. Мне удалось продать все 30 заказанных книг. Заработать на этом я не пытался, просто был посредником между типографией и заказчиками. Можно сказать, что даже ушел в небольшой минус, так как большую часть книг рассылал почтой и потратил на это около 2000 ₽. Но я все равно был доволен, а лучшим вознаграждением для меня были отзывы на «Литресе» и потенциальный приток читателей.

Параллельно я пытался выпустить книгу через издательства: выбрал несколько известных с книгами моего жанра, отправил письмо с информацией о себе и романе, синопсисом, кратким описанием сюжета и анонсом будущих продолжений. В ответ получал вежливые отказы либо ничего.

Мне даже устроили небольшую экскурсию по производству — я был доволен, словно ребенок на фабрике игрушек
Первый тираж из типографии
Я со своей книгой

Доходы и расходы

Я работаю с двумя форматами продуктов: электронными книгами и бумажными. После запуска романа на «Литресе» в июле 2021 года я заключил с «Самиздатом» лицензионный договор на распространение электронных версий моих произведений на их площадке и у партнеров. Сервис передавал мне 35% роялти с каждой продажи, перед этим уплачивая все налоги с прибыли и получая свой процент за издательские услуги.

В марте 2023 года я передал права на электронную книгу «Долгая поездка» издательству «Эксмо». Схема осталась прежней: издатель заботится о налогах и выплачивает мне 33% роялти — примерно 56 ₽ с продажи одного экземпляра, — а связывают нас все те же договорные отношения по лицензионному соглашению.

Две электронные книги — «Запертая комната» и «С новым домом!» — в «Самиздате» стоят по 50 ₽ каждая, это самая низкая цена, которую автор может выставить на сайте.

Я сделал это сознательно, потому что произведения короткие и в основном нужны для репрезентации меня как автора. Но, поскольку, на мой взгляд, любой труд должен быть оплачен, я беру за эти книги денежку, пусть и небольшую.

Все мои произведения есть на странице автора в «Литресе», но часть из них можно прочесть бесплатно. Книга «Аврора» — подарок читателям на День святого Валентина
Все мои произведения есть на странице автора в «Литресе», но часть из них можно прочесть бесплатно. Книга «Аврора» — подарок читателям на День святого Валентина

Роман «Долгая поездка» издательство продает за 170 ₽. Пока я продавал ее сам, книга стоила 300 ₽ за электронную версию и 700 ₽ за печатную — все экземпляры в бумаге были изготовлены по предзаказам за себестоимость. На цену, которую поставило издательство, я никак не могу повлиять, хоть она и кажется мне заниженной.

С бумажными книгами сейчас полная вакханалия. Самиздатовские произведения на «Литресе» по-прежнему не производят в бумаге из-за технических проблем сервиса, а роман под эгидой «Эксмо» только начал свой путь, и, как мне сказали в издательстве, о печатной версии думать пока рано.

После февраля 2022 года издание книг обходится примерно в два раза дороже.

Бумага, краски для промышленных принтеров и запчасти к ним стали дефицитным товаром. К тому же я заметил, что на фоне всего происходящего в мире читательская способность людей поубавилась. Печатных книг я сейчас не продаю, хотя идеи для реализации печатной «Долгой поездки» имеются — у меня все права на эту версию, — жду достаточного количества предзаказов.

Я платил по 500 ₽ в месяц за безлимитный интернет и около 2500 ₽ за проездной на метро, где я в основном и работал над романом по пути в офис и домой, — фактически я просто решил монетизировать свой интеллектуальный труд. За время создания «Долгой поездки» с 2019 по 2021 год я потратил около 75 000 ₽ из личных средств и заработал примерно 2600 ₽ через «Самиздат». От «Эксмо» я еще не получил выплаты — не накопилась нужная сумма для вывода, — но знаю, что на сегодня книга продалась на сумму 600—700 ₽.

Реклама

Главной проблемой для моего «бизнеса» была необходимость сначала наладить рынок сбыта, а потом уже запускать производство. Возможно, перед выходом на книжный рынок мне стоило вложиться в рекламу, но, поскольку свободных денег не было, я работал с тем, что есть: с подписчиками на специально созданные профили в «Инстаграме» и во «Вконтакте», друзьями и знакомыми.

Еще я обратился к нескольким «читающим» блогерам. Отправил пять заявок с предложениями о сотрудничестве, откликнулись трое, причем согласились поучаствовать бесплатно. Благодаря им у книги появились развернутые отзывы и дополнительные читатели. С некоторыми из ребят я до сих пор поддерживаю теплые отношения.

Средний портрет моих «клиентов» — дети от 12 лет и взрослые, любящие вдумчиво читать, погружаться в сюжет и не стесняющиеся задавать автору и себе вопросы о событиях в книге. «Сарафанное радио» среди читателей иногда срабатывает и приводит новых людей, но не все готовы платить за электронную книгу или вкладываться в издание печатной версии.

Роман «Долгая поездка» с новой обложкой специально для серии «Red. Детективы и триллеры» — издатель использует другое изображение, чтобы не переживать за авторские права и единообразие в оформлении
Роман «Долгая поездка» с новой обложкой специально для серии «Red. Детективы и триллеры» — издатель использует другое изображение, чтобы не переживать за авторские права и единообразие в оформлении

Продвижение — это то, чем я планирую активно заниматься, но пока не трачу на это денег. Мне и моим коллегам-художницам особенно греет душу то, что именно обложка и иллюстрации внутри текста привлекли большую часть читателей: этого мы и добивались. Так, обложка романа заинтересовала русскоязычную читательницу из Австралии, она рассказала о нем друзьям из книжного клуба, и все они приобрели роман — это вызвало скачок продаж в апреле 2022 года. Позже мы провели встречу-обсуждение с моим участием в соцсети.

Издательство выпустило книгу с другой обложкой, но изначальный вариант до сих пор присутствует в тексте книги, во всех моих соцсетях и всячески участвует в промоматериалах. Последние пару лет тренд на электронные книги скорее усиливается, поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее.

Выводы

Я считаю, что лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего. Я потратил почти семь лет на создание романа, художественное оформление, продвижение и поиск своих читателей. А сколько было попыток передать рукопись в издательства! Но, увидев потенциал в своей книге, я довел ее до ума, превратил в настоящий продукт и вывел его на рынок. Получилось не идеально, но мне удалось узнать много нового, познакомиться с интересными людьми из книжной индустрии и, главное, донести свой роман до читателей.

По заверениям менеджера издательства, электронная версия книги продается довольно бодро. Я собираю предзаказы на печатную версию книги, права на которую до сих пор у меня, а мои читатели уже ждут обещанные мной два продолжения романа. Сейчас я стремлюсь продвинуть свою книгу, увеличить читательскую аудиторию и в конце концов выпустить книгу в печатном виде крупным тиражом, чтобы роман оказался на полках книжных магазинов по всей стране.

Как вы считаете, при каких условиях можно заработать на писательстве?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество