Я работаю продакт-менеджером в банке и делаю маршмеллоу. За полтора года потратил на свое дело больше двух миллионов рублей.

Аватар автора

Артем Феоктистов

открыл кондитерскую

Я начал работать по профессии с третьего курса университета, и за пять лет дорос от стажера до ведущего инженера и тимлида. В какой-то момент заскучал: мне не хватало вызовов.

В 2016 году знакомые предложили мне возглавить финтех-стартап Beelme — сервис бесконтактной оплаты и программы лояльности для ресторанов и магазинов. Через какое-то время основатели проекта потеряли к нему интерес: мы слишком долго пытались сделать идеальный продукт и поздно начали его продавать. Этот стартап я пытался тянуть на собственные сбережения, но летом 2019 года ушел.

Несмотря на неудачу в этом проекте, я получил колоссальный опыт: исследовал рынок и аудиторию, проверял гипотезы, собирал команду и вел разработку продукта. Позже это помогло мне открыть собственный бизнес по производству маршмеллоу и не прогореть в кризис. Расскажу, как все это удалось.

Поверил в идею бизнеса с маршмеллоу

К началу 2019 года у меня были загибающийся стартап и приличные накопления, которые я не хотел держать мертвым грузом на счету. Я искал, куда можно вложить деньги и навыки: в стартапы идти не хотел, в работу по найму тоже. Попробовал купить франшизу балетной школы, но франчайзер не выполнил ни одного подписанного KPI, и деньги пришлось забрать обратно.

В это же время в одном из чатов про кофе и бизнес я познакомился с парнем, который планировал делать лучший в мире маршмеллоу и собирал деньги на создание цеха. Не знаю, что побудило меня ему написать, но меня увлекла его история.

Сначала он работал официантом, потом управляющим в ресторане, и как это часто бывает у официантов, он хотел открыть свою кофейню с уникальной концепцией.

Посреди кофейни должен был быть очаг, вокруг которого собирались бы гости и жарили маршмеллоу.

Помещение с очагом найти было невозможно, а сам десерт на российском рынке ассоциировался только с вечно живой крахмальной субстанцией от американских брендов. Ничего воздушного, мягкого и сносящего крышу не было.

Парень решил делать все сам: изучил ролики на «Ютубе» и стал мешать домашним миксером сахар и кукурузный сироп в разных пропорциях. Спустя сотни килограммов сахара и десятка литров сиропа он наконец-то намешал идеальный воздушный маршмеллоу. А потом все закрутилось, и появились первые вкусы, которые до сих пор покупают чаще всего: сыр горгонзола, матча, фисташка, лаванда.

В общем, проект мне понравился. На тот момент на рынке даже близко не было чего-то похожего, а покупатели не представляли, что маршмеллоу можно есть как самостоятельный десерт, а не просто добавлять в какао. Я изучил рынок, примерно понял, кому и как мы будем продавать, и сколько маршмеллоу должен стоить. Я предполагал, что средний чек будет высоким: не только из-за дорогого производства, но и потому что к таким продуктам обычно стремятся люди с достатком выше среднего. Так мы стали партнерами с моим инвестированием.

Запуск и условия партнерства

Мы договорились, что я вкладываю 500 000 ₽ и получаю 35% доли. При этом партнер получает зарплату, а я принимаю участие только в стратегических вопросах и помогаю с сайтом и эквайрингом. Стартанули в феврале 2019 года.

Делать сразу решили все вбелую: открыть ООО, подключить эквайринг и онлайн-кассу. На тот момент план и предполагаемые траты были такие:

  1. Зарегистрировать ООО — 25 000 ₽ за подготовку документов и пошлину. Еще в 28 000 ₽ обошелся юридический адрес.
  2. Найти цех — до 30 000 ₽.
  3. Сделать ремонт — до 200 000 ₽.
  4. Докупить оборудование — 80 000—100 000 ₽.
  5. Оформить товарный знак — 60 000 ₽.

Сырье, упаковку и мелкие расходы отдельно не просчитывали, а зарплату выдали с первой выручки, которую успели заработать к этому моменту. Выйти в плюс планировали на третий месяц работы.

Дизайн нам сделал знакомый из креативного агентства. Источник: Ксения Колесникова
Он разработал минималистичную айдентику и попал с ней в точку для нашей целевой аудитории. Источник: Ксения Колесникова

Поиск кондитерского цеха

Цех искали срочно на «Авито» и «Циане». Нам нужно было место под пищевое или кондитерское производство или помещение свободного назначения. Найти было сложно: в Москве полно помещений под офисы, но мало для пищевых цехов — особенно внутри Мкада и до 30 000 ₽ в месяц. Подходящие по цене и месту были либо в плохом состоянии, либо сдавались под автоцентры или металлообработку.

К тому же мы искали светлое место: планировали снимать прямые эфиры и фотографии прямо в нем, в будущем — проводить мастер-классы. В марте нам повезло: удалось снять просторный цех в пределах Мкада. Цех площадью 40 м² обошелся нам в 28 000 ₽ в месяц плюс такой же залог.

28 000 ₽
мы платили за аренду цеха в месяц

С оборудованием случился фейл. У нас был полупрофессиональный миксер за 6000 ₽, который сломался спустя 9 месяцев. Мы решили не искать ничего нового и купили такой же. Миксер отработал месяц и поступил аналогично. Тут мы поняли: для серьезных нагрузок и профессиональной работы надо брать соответствующую технику и не жалеть на нее денег. Купили полупрофессиональный миксер EasyLine за 27 000 ₽.

Расходы на ремонт цеха и оборудование — 280 632 ₽

Работа строителей60 000 ₽
Холодильники60 000 ₽
Стройматериалы46 339 ₽
Электрика42 902 ₽
Столы для готовки22 600 ₽
Стеллажи18 500 ₽
Мойка13 000 ₽
Мелкий инвентарь: посуда, приборы11 291 ₽
Миксер6000 ₽
Работа строителей60 000 ₽
Холодильники60 000 ₽
Стройматериалы46 339 ₽
Электрика42 902 ₽
Столы для готовки22 600 ₽
Стеллажи18 500 ₽
Мойка13 000 ₽
Мелкий инвентарь: посуда, приборы11 291 ₽
Миксер6000 ₽
В цехе уже был готовый хороший пол — это позволило сильно сэкономить на ремонте
А после того как мы отделали стены и купили мебель, цех идеально подошел для фото в «Инстаграм»: светлый, просторный, минималистичный

Регистрация ООО и первая серьезная ошибка

К апрелю мы открыли ООО и расчетный счет. Документы на ООО мы оформили довольно быстро, назвали его ООО «Незефир». Наши друзья упорно называли маршмеллоу зефиром, и постоянно приходилось пояснять, что это не зефир — отсюда и название.

Мы оставили прежний бренд Oh, Mallow и решили оформить товарный знак. И тут я допустил серьезную ошибку. Товарный знак оформляется больше года, поэтому сначала все подают как можно быстрее заявку, чтобы «забронировать» знак и им не воспользовались другие. А уже потом оплачивают пошлины. Мы поторопились и стали оформлять товарный знак на ИП партнера, подумав, что потом переоформим на ООО. На самом деле просто так переоформить знак нельзя, если захотите расстаться с партнером.

Перед тем как открыть расчетный счет, мы расписали, что нам нужно:

  1. Доступность счета и услуг, чтобы можно было работать из любой точки мира и не ходить в отделение банка.
  2. Гибкость тарифов для малого бизнеса.
  3. Интеграция с «Тильдой», чтобы можно было подключить интернет-эквайринг. «Тильда» — это конструктор сайтов, на котором сделан наш интернет-магазин.
  4. Известный бренд, который не будет отталкивать партнеров при заключении сделок.

Выбрали в итоге Тинькофф-банк, подключили там же эквайринг и онлайн-кассу.

Как изготавливается маршмеллоу

Принцип простой: взбить сироп с сахаром и водой так, чтобы получилось супервоздушно. На деле это выглядит так:

  1. Смешиваем кукурузный сироп с сахаром и водой и начинаем нагревать смесь. За счет того, что вода кипит и испаряется, температура смеси растет очень быстро.
  2. Когда сироп достигнет нужной температуры, его пора смешивать с желатином и крахмалом. Мы кладем все это в машинку для взбивания. На этом этапе смесь насыщается кислородом, а сахар не дает ему улетучиваться — за счет этого десерт и становится воздушным. Если упустить момент, когда желатин начнет максимально разбухать, можно случайно получить гигантскую маршмеллину, так сказать, на всю семью.
  3. Кладем смесь в бокс, ровняем лопаткой и отправляем в холодильник.

Чтобы расширять аудиторию и найти партнеров для продажи, мы стали придумывать новые вкусы. Старались ориентироваться на наши первые вкусы: должно быть ярко, необычно, вкусно. Так появились маршмеллоу со вкусом бородинского хлеба, тыквы, томата с базиликом, корицей и юзу — это японский гибрид лимона и мандарина.

За два месяца мы добавили новые вкусы и два продукта: соленую карамель и морсы на основе сока, который оставался с производства маршмеллоу. Так мы могли максимально использовать все сырье.

Параллельно мы начали сертифицировать продукцию. Друзья и фанаты будут верить на слово о том, что продукт натуральный и безопасный, а для продажи в торговых сетях и производства крупных партий нужен сертификат. Его делают в лаборатории: проверяют состав, определяют условия хранения, помогают подтвердить или скорректировать срок хранения в этих условиях. Еще проверяют, соответствует ли товар техническим условиям — это такой специальный набор требований.

20 000 ₽
стоил сертификат на маршмеллоу

Такой сертификат со всеми дополнительными проверками обошелся нам в 20 000 ₽, делали его 4 недели.

Как выбирали каналы продаж

Первые партнеры выходили на нас сами: видели наш инстаграм, пробовали наши вкусняхи в кофейнях или им рассказывали друзья-бариста. На старте мы продавались в нескольких знакомых кофейнях, через инстаграм и простенький сайт. Поток заказов через эти каналы был небольшой.

Чтобы зарабатывать больше, есть два пути: увеличивать ассортимент, чтобы привлекать разную аудиторию, или расширять каналы сбыта — находить новых партнеров, обращаться к дистрибьюторам и заходить в крупные сети.

Расширение ассортимента — очень важная для пищевого бренда вещь. Она позволяет раскручивать текущий бизнес, потому что предлагает аудитории разные продукты и закрывает больше потребностей. Чем больше у бизнеса продукции, тем больше людей она может привлечь. К примеру, кто-то не любит маршмеллоу, но любит мармелад — за ним он и придет. А через какое-то время, если продукт ему понравится, может попробовать и маршмеллоу. А еще разнообразие в ассортименте защищает нас от сезонных просадок.

Как только мы решили вопросы с цехом, мы переделали сайт, чтобы продавать через него в розницу, и определили еще несколько каналов продаж.

Одиночные кофейни. Взяли сайт «Кофейная карта Москвы», отметили понравившиеся места, и партнер стал кататься по ним с нашим десертом. Конверсия была не очень: редко удавалось застать того, кто принимает решения, а порой владельцы были не в восторге от такой агрессивной продажи. Еще это отнимало много времени и сил, которые можно было потратить на другие каналы.

С несколькими кофейнями мы запартнерились, чтобы там бесплатно проводить дегустации: мы приводили им новых людей, а те покупали много напитков, потому что сладкое хочется запить. Дегустации мы проводили, чтобы сделать наших подписчиков клиентами, устраивали их примерно раз в месяц.

На дегустациях мы собирали отзывы и тестировали новые вкусы. Зеленая «лапша» в стаканчике — это бамбуковые щипчики, чтобы брать маршмеллоу не руками

Сетевые кофейни. Мы пытались рассылать письма, писали сообщения в соцсетях и отлавливали контакты через знакомых. Хороший отклик был в «Кофиксе» и «Правда кофе».

«Кофикс» отреагировали классно: они взяли товар, спросили цены и объем поставок, посчитали и вернулись с фидбеком: «Ребята, текущая цена нам не подходит. Как только сможете дать вот такие цены, возвращайтесь». Обычно новичков игнорируют или отвечают сухо, поэтому такой ответ был ценным.

В озвученные цены мы не проходили, так как у нас себестоимость была выше, поэтому на время отложили партнерство.

Ретейл. Практически везде был полный игнор, но мы твердо решили зайти в «Азбуку Вкуса» и «Вкусвилл». Как все в итоге вышло, расскажу дальше.

Фестивали и маркеты. У нас крафтовый, хипстерский продукт, и маркеты — идеальное место, чтобы найти для него покупателей. На всех маркетах у нас был ажиотаж, а еще удавалось познакомиться с другими производителями, обменяться контактами и лайфхаками. Именно так мы получили контакты менеджера в «Азбуке Вкуса».

Особенно круто получилось в июле, на цветочном фестивале в Музеоне. «Музеон, лето и куча молодежи! Что может быть лучше для нас?», — подумали мы. «Нате-ка вам ливней, холодов и бабушек-огородников вместо хипстеров с лонгбордами», — ответила судьба.

На маркете «Местной еды» — это гастрономический московский фестиваль

Но продажи и среди пенсионеров были колоссальными. У нас разлеталось все: вход был платный, территория ограничена, кроме нас из сладостей было только дорогущее мороженое. Июль принес нам рекордные 180 000 ₽ выручки. Фестивали — хорошее подспорье, но выбирать их надо с умом: в идеале нужно узнавать, кто туда приходит, какие еще конкуренты будут, где разместят вашу точку и много ли будет людей.

Большую часть наших клиентов составляли кофейни и магазинчики натуральных продуктов. Еще в апреле 2019 года мы провели дегустацию, поучаствовали в маркете и за месяц выручили 106 000 ₽. Это было первое подтверждение, что мы идем верным курсом. Но была проблема в сезонности бизнеса, потому что кофейни и фестивали зависят от погоды.

Это только кажется, что в дождь все хотят сесть в центре города с чашкой какао и насыпать туда свежего маршмеллоу.

На самом деле мало кто хочет тащиться в ливень в кофейню, а тем более на фестиваль. Поэтому мы проседали вместе с ними. Например, холодным летом 2019 года мы получали около 100 000 ₽ в месяц. Через сайт нам приходило только 2—3 заказа в неделю, и мы решили выходить на крупные торговые сети с высоким чеком: «Азбука Вкуса», «Вкусвилл», «Глобус».

Контракт и почти провал с «Азбукой вкуса»

Мы отправили закупщикам разных торговых сетей 135 писем, в том числе во «Вкусвилл». Туда мы пробовали попасть несколько раз: и «вхолодную», и через знакомых. Думали, что мы идеально друг другу подходим, ведь и продукт и целевая аудитория совпадают. Но каждый раз мы получали либо игнор, либо отказ.

Потом мы практически подписали контракт с «Яндекс-лавкой», но все сорвалось. «Яндекс-лавка» принимала товары через распределительный центр: привозишь туда тонну, допустим, карамелек, а они уже сами развозят их на склады в каждый район. Эту систему они отменили, а у нас не было ресурсов развозить товар самим.

Повезло с «Азбукой вкуса», но не без приключений. Контакт их закупщика мы добыли через соседей по фестивалю. Неделю я готовил красивую презентацию и убеждал партнера не посылать табличку в «Экселе» со ссылкой на сайт. В переговорах я не участвовал, но просил партнера держать меня в курсе и обсуждать со мной все ответы. Это помогло предотвратить катастрофу.

Во время переговоров «Азбука вкуса» сильно занижала нам цену и в какой-то момент, когда они попросили еще 20% скидки, партнер впал в ступор и решил написать, что мы с ними сотрудничать не будем. Это письмо я вовремя отловил, поэтому советую: как бы вы ни доверяли партнеру, держите друг друга в курсе всех переписок и обсуждайте любые сомнения.

Первое время мы умудрялись сотрудничать с «Азбукой вкуса» себе в убыток. Я попросил партнера подсчитать себестоимость отгрузки товара, чтобы понимать, сколько мы сможем зарабатывать. В итоге получалось, что пускай и небольшая, но маржа у нас оставалась. Наше предложение устроило ретейлера. Потом выяснилось, что партнер подсчитал только сырьевую себестоимость, без учета расходов на логистику, оплату труда и аренды цеха. Сейчас мы просим «Азбуку вкуса» делать заказы от определенного размера, чтобы не уходить в минус.

В итоге спустя 6 месяцев нервотрепки, подготовки документов и переговоров, мы заключили контракт. Были безгранично счастливы, но абсолютно выжаты эмоционально. По контракту мы договорились поставлять ассорти из маршмеллоу, соленую карамель и кранчмеллоу — это маршмеллоу в обсыпке из хрустящих хлопьев и карамели.

Выход партнера из бизнеса

Как я уже рассказывал, вначале мы четко закрепили зоны ответственности с партнером. На нем — вся операционка, процессы в цеху, продажи и новые линейки вкусов. С меня — деньги и все, что связано с сайтом. Все главные стратегические вопросы мы договорились решать вместе. Но эти договоренности были только в переписке, на бумаге мы их не закрепляли — это привело к неоправданным ожиданиям и обидам.

У моего партнера была управляющая доля, но не было опыта управления бизнесом. Мои советы он не принимал, и к декабрю 2019 года бизнес ушел в минус и долги, несмотря на вложенные мной уже 1,5 миллиона рублей. Не было ни планирования, ни структуры продаж, ни нормального управления процессами. Если я прописывал план, партнер не выполнял его и отказывался нанимать кого-то с опытом. Это был жесткий кризис, во время которого я понял, что партнер не может перейти от готовки на кухне к управлению бизнесом со сложной цепочкой процессов.

В январе мы договорились, что я выкупаю его долю и долги по зарплате и перед контрагентами — это обошлось почти в 600 000 ₽. Сам процесс затянулся до марта, потому что партнер то соглашался на сделку, то отказывался, но в итоге мы разошлись. Сейчас он работает управляющим в кофейне бывшего клиента Oh, Mallow!, которого нашел я.

Как я перестраивал процессы после ухода партнера

С января 2020 года я стал пересматривать всю работу компании. Что осталось нам от партнера:

  1. Бухгалтерия велась в «Экселе» по памяти, цифры не сходились. Было много пробелов, счета на оплату выставлялись по два раза.
  2. Товароучета не было вообще, мы не знали, сколько у нас сырья и упаковки, на какой объем их хватит.
  3. Мы не знали точной себестоимости товаров и соотношение постоянных и переменных расходов.
  4. Закупки велись хаотично, часто даже в ближайшем магазине.
  5. Партнер вел инстаграм и общался с аудиторией не от лица фирмы, а от себя, раскручивал личный бренд.

Все новогодние праздники мы просидели в цеху, пересобирая все по крупицам и составляя план развития. План был такой:

  1. Разобраться с цифрами — определить себестоимость товара, спланировать продажи и придумать, как снизить долги перед контрагентами.
  2. Сосредоточиться на В2В-продажах и выйти к концу года минимум в две федеральные сети.
  3. Придумать новые вкусы и расширить ассортимент. Хотели сделать больше вкусов карамели, попробовать изготовить мармелад и пастилу. Еще думали делать десерты на заказ на основе маршмеллоу и сделать линейку десертов без сахара.
  4. Сделать нормальный сайт, чтобы повысить конверсию в продажи, и начать продавать через «Инстаграм».

Несколько месяцев я пытался найти инвестора: своих денег не хватало, а чтобы расширить производство и поставить его на поток, нужен был человек с опытом. В итоге понял: пытаться привлечь инвестора в шаткий проект — значит просто отдать его за бесценок.

Решил продолжать сам, и тут помог опыт продакта. Оказалось, методы работы в ИТ можно спокойно применять и в других сферах: с минимальными вложениями тестировать гипотезу, и если она работает, делать полноценный продукт и вкладывать деньги. За счет этого мы смогли за два месяца все оптимизировать.

Ускорили процесс приготовления маршмеллоу в три раза. При партнере у нас не было четких инструкций, поэтому качество было нестабильным. Когда нет регламентов, а новым сотрудникам все объясняют на словах, нельзя нормально контролировать качество. Мы подробно прописали состав и алгоритм, а еще переделали рабочее место кондитера. Вместе с ним мы прошлись по всему процессу: прямо шли по цеху и проговаривали, что делаем, откуда что берем и куда кладем. После этого мы нарисовали на бумаге несколько вариантов, как можно расставить мебель и оборудование, чтобы у кондитера все было под рукой и ничего не мешалось. В итоге десерты стали готовиться почти в 3 раза быстрее.

Часть нашего ассортимента: разные вкусы маршмеллоу, четыре вида сливочной карамели, ириски, тыквенная и апельсиновая паста для напитков, кранчмеллоу — маршмеллоу в рубашке из соленой карамели и хрустящих хлопьях. Источник: Ксения Колесникова

Уменьшили себестоимость на 63%. Это получилось благодаря возросшей скорости готовки и работе с поставщиками. Мы прошерстили список поставщиков и оставили тех, кто подходил нам по цене, с остальными перестали работать.

Улучшили логистику. В ходе анализа всего бизнеса мы обнаружили, что доставка курьерской службой уводит заказ в минус или в лучшем случае в ноль, особенно если это за Мкадом. Часть заказов мы отправляли в распределительные центры ретейлеров, у которых есть свои высокие требования к водителям и машинам. Это повышало стоимость самой доставки. Например, доставка заказа на 5000 ₽ могла стоить 3000 ₽.

Чтобы не терять деньги на перевозках товара, мы определили минимальный объем заказа для розницы и минимальную стоимость для бесплатной доставки. И наняли своих водителей с авто и медкнижками вместо того, чтобы использовать другие курьерские службы. Поскольку мы продаем пищевые продукты, то медкнижки должны быть у всех наших работников, в том числе у водителей.

Так как у нас небольшие объемы, такой вариант оказался идеальным, кроме того, в пандемию это помогло водителям, которые остались без работы.

Начали отслеживать все заказы в CRM. Все заказы сначала попадали в CRM и рабочий чат в «Телеграме». Потом администратор брал их в работу и отмечал все статусы в CRM: можно было в любой момент узнать, на какой стадии тот или иной заказ. Все заказы мы начали принимать только через сайт и после полной оплаты. До этого можно было прислать заказ в «Вотсап», отправить смс или позвонить, а оплачивать при получении.

Еще мы смогли найти новых партнеров: договорились отгружать им 2,5 тонны соленой карамели в месяц. Это обещало нам месячную выручку в 900 000 ₽ и выход в прибыль с апреля 2020 года. «Все складывается отлично», — примерно так я думал в середине марта.

Что делали в кризис

Коронавирус застал нас врасплох. Утром 20 марта я подписал документы на продажу доли с партнером, отдал ему деньги, а вечером пошла информация, что город скоро посадят на карантин и что первые кофейни уже начали закрываться. Проект с соленой карамелью заморозился.

К счастью, после перестройки процессов мы стали тратить меньше, а производить больше. Люди всегда будут хотеть есть и радовать себя вкусняшками, тем более когда заперты в четырех стенах и не могут выйти в любимую кофейню с десертами. И мы начали активно делать упор на розницу.

До этого розничные продажи приносили не более 5—10% всей выручки. Мы пытались их качать через сайт, закупали трафик, настраивали таргет в соцсетях. Работало это крайне неэффективно — конверсия была в районе 1—2%, и кампании себя не окупали. Таргет не давал результатов, а закупать трафик было дорого и бессмысленно: люди не ищут в поисковиках маршмеллоу, а запросов по слову «зефир» или «натуральные сладости» было мало.

Пришлось идти нестандартным путем. Я начал с друзей. Раз у меня много знакомых в московских компаниях, почему бы не закинуть им по набору и попросить прорекламировать его во внутреннем чате компании? Результат был огонь: в марте 90% выручки было с заказов от сотрудников Тинькофф, ВТБ, Яндекс, «Мейл-ру».

Воодушевившись, я пошел по другим компаниям. Написал эйчарам, что хочу дать их сотрудникам скидку на свои уникальные сладости. Это сработало хуже, чем заброс от друзей: я разослал письма в 15 компаний, откликнулись три. Но 10—15% заказов все равно до сих пор приходит от компаний.

Третий способ: мы заявили по всем каналам, что до конца апреля у нас 30% скидки и бесплатная доставка внутри Мкада. Это подхлестнуло спрос, и заказы стали регулярными. В апреле мы пошли дальше и дали несколько постов в тематических каналах в «Телеграме»: где-то по бартеру, где-то дали скидку как гастроэнтузиастам в такое непростое время.

Нас накрыло волной. За два дня нам упало заказов на 100 000 ₽.

Мы начали участвовать во всех движухах гастроэнтузиастов. Вышли на профсоюз «Местной еды» — это проект, который поддерживает малый гастрономический бизнес. Через него мы смогли не только продавать маршмеллоу на маркетах, но и смогли зайти во «Вкусвилл». В апреле наш товар попал в 18 магазинов, а уже в мае разошелся по 150 точкам Москвы и Мособласти. Это была временная мера для поддержки локального бизнеса. Потом мы общались про выход на полку на постоянной основе, но пока все переговоры заморожены.

Рост заказов в апреле был и безмерной радостью, и выстрелом в ногу. Мы просто не были готовы к такому наплыву заказов, да еще и перед праздниками. У нас заканчивались продукты и упаковка, поставщики либо не работали из-за коронавируса в принципе, либо были на отдыхе, либо задрали цены в 3—5 раз. Кроме того, мы осознали, что нам не хватает автоматизации — стали часто упускать заказы. В общем, это был ад, но самый крутой ад за все время — апрель принес нам 260 000 ₽. После этого мы доработали процесс работы с заказами, и теперь каждый из них учитывается и обрабатывается.

Сейчас мы хотим сделать минимальный запас сырья и готовых продуктов, чтобы не так сильно зависеть от поставок в случае нового локдауна. Планы такие: автоматизировать варку и розлив карамели, арендовать склад и набрать команду продаж и менеджеров, чтобы выходить в другие торговые сети. Ну и будем искать партнеров и дистрибьюторов. У нас пищевая продукция, здесь вообще не бывает стопроцентной прибыли, а еще сильная сезонная зависимость.

Выручка компании за несколько последних месяцев

Июнь425 878 ₽
Июль191 358 ₽
Август176 228 ₽
Сентябрь104 760 ₽
Июнь425 878 ₽
Июль191 358 ₽
Август176 228 ₽
Сентябрь104 760 ₽
Тэги: еда, бизнес
Автор фото на обложке — Ксения Колесникова
Артем Феоктистов
А вы как думаете, лучше делать бизнес одному или с партнером?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Kostya Golikov

Артём, кнопки «лучи поддержки» нет, но тем не менее вы большие молодцы, надеюсь дальше все будет еще круче! Пост очень четко и по делу 👏

38
Артем Феоктистов

Kostya, спасибо большое! Работаем)

11
Aleksandr Nikolaev

Артем, так а чистая прибыль у Вас какая? Одна выручка указана в статье.

1
Артем Феоктистов

Aleksandr, прибыльными на данный момент были три месяца. Сейчас для нас главное, что мы стабилизировали выручку и держим расходы под контролем. Значит и на прибыль выходим постепенно

4
Aleksandr Nikolaev

Артем, благодарю за пояснение. Просто во вступлении указано: "... дорос от стажера до ведущего инженера и тимлида. В какой-то момент заскучал: мне не хватало вызовов", поэтому неясно, зачем было открывать свой бизнес вместо продвижения в карьере с тимлида до директора. Впечатление от статьи такое, что качество жизни ухудшилось по сравнению с работой "на дядю", и основное удовольствие от свое дела в том, что можешь сам всем рулить.

0
Артем Феоктистов

Aleksandr, вы упустили в большом тексте, что я не ушел от "дяди") я всё ещё успешно и с полной отдачей работаю ведущим продактом, но уже совсем в другой компании, не в той, где вырос до тимлида.
Так что уровень жизни растет, и в первую очередь за счёт опыта приобретаемого в том числе и в своём деле

6
Николай Рогозинский

Артем, добрый день! Как получается работать и наемником в компании и собственником своей? Не т ли ощущения что где-то не хватает внимания из-за необходимости работать на двух фронтах?
И как к этому относится работодатель?

1
Aleksandr Nikolaev

Николай, а работодателю-то какое дело? В данном случае своё дело с деятельностью компании никак не пересекается, никакие NDA и т.п. не нарушаются.

0
Артем Феоктистов

Николай, тайм-менеджмент, планирование, делегирование и отличная команда)

0
0
Ismail Valiev

Очень приятное чтиво. Надо сказать, мне нравится читать тексты от коллег-разработчиков, там всегда всё чётко, понятно и по полочкам.
Вдвойне радует то, что у компании возникают проблемы вроде "не успеваем обработать заказы", "кончается место на складе" и "где взять продажников", а не "чем платить зарплату". Даже с учётом кризиса.
Удачи автору в его начинаниях, надеюсь когда-нибудь и в своём м-нске увидеть вашу продукцию на полках супермаркетов.

12
Артем Феоктистов

Ismail, спасибо! будем работать в этом направлении

1
Артем Феоктистов

Ismail, заказывайте уже сейчас, доставим транспортной компанией. Заказ прям на сайте можно сделать https://ohmallow.ru/

0
Ismail Valiev

Артем, доставка ТК из Москвы до меня в среднем неделя. Переживёт ли продукция доставку без рефа?

1
Артем Феоктистов

Ismail, в текущих температурых условиях точно можно не беспокоиться, важно чтобы наверное не заморозили даже)

1
0
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

Статья огонь, я ждал уже печальный конец, а нет!
Автор молодец - увижу вашу продукцию, обязательно куплю!

8
Артем Феоктистов

тьфунатебя, спасибо! такие отзывы заряжают дальше фигачить!)
не откладывайте - заказывайте на сайте с доставкой

2
0
Яна Седова

Читается, как роман!) Давненько я не ела маршмеллоу, надо купить)

4
Артем Феоктистов

Yana, самое время!) там же и подарки можно присмотреть, у нас отличные наборы

0
0
Илья Кудрявцев

За зелёную лапшу-щипчики однозначно респект:)

4
0
Анна Дудина

Артем, удачи вам и развития бизнеса! Пожелание от меня как от потенциального клиента - добавьте подробные описания на сайте к товарам (например, открыла сейчас Подарочный Набор "Максимум"- и не могу понять, что и в каком количестве туда входит, на фото не понятно).

3
Артем Феоктистов

Анна, уже в процессе) спасибо!

0
Анна Дудина

Artem, подскажите, а сейчас дегустации в кофейнях проводятся и если да - в каких?

0
Артем Феоктистов

Анна, сейчас с этим сложно( и собираться нельзя, и кофейни боятся так как чуть что их штрафуют за маски и перчатки, а дегустация как раз не подходит под формат "пришел, сел, снял маску". Мы постараемся в декабре придумать что-то

0
0
Танчик Худякова

Классные ребята делают хороший продукт! Артем, вы молодцы! Не представляю, как ты успеваешь! Пожалуйста, начните делать томатную пастилу с базиликом! Умоляю, я куплю тонну сразу! Я просто не люблю сладкое, я купила наборы на НГ, потом еще что-то и все раздарила! Но делать так каждый месяц не получается. Хочется что-то несладкое, чтобы покупать и поддерживать вас!

3
Артем Феоктистов

Танчик, спасибо большое! воодушевляет и окрыляет!)
Придется все-таки сделать пастилу, куда теперь деваться!

0
0
Nicholas Vasilkov

Одному с партнерами)

2
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

Nicholas, вместе одному!

1
0
Tanya Chibireva

С таким партнером и конкурентов не надо😁 хорошо, что вы вовремя взяли все в свои руки и упорядочили тот управленческий ад, который там творился))

2
AlenaStribog F
Герой Т—Ж 🏅

Tanya, вот я тоже подумала, как там бывший партнер, замечает ли, что без него все в гору пошло, делает ли выводы про свои компетенции))

1
Tanya Chibireva

AlenaStribog, по опыту общения с подобными товарищами - никаких выводов они не делают, оправдывают себя всячески и ругают этот ужасный жестокий мир, который не оценил их таланты по достоинству. Хотя достоинство там только одно, да и то только в случае, если такой товарищ мужского пола.

3
Артем Феоктистов

AlenaStribog, ну не сказать, чтобы прям в гору пошло, пандемия делает свое грязное дело) а партнер не делает выводы, только пытается мелкопакостить)

0
Артем Феоктистов

Tanya, на самом деле у нас до сих пор много еще проблем в этой области и есть над чем работать) на счет конкурентов - наверное) тем более, что он наши рецепты раздает сейчас всем..

1
0
Алексей

одному лучше

1
0
Stanislav Lysikov

Работы не в проворот, а по факту по деньгам в банке у продакта наверняка больше :( Вот такая жизнь малого бизнеса.

1
Артем Феоктистов

Stanislav, всегда нужно помнить, что это огромный опыт, а опыт - лучший друг продакта!
но малый бизнес не для слабонервных, это так)

8
0
Андрей Аааа
18.11.20, 13:40
Отредактировано

Что такое маршмеллоу? (Извините за глупый вопрос, в гугле забанили, спрашивают про какие-то светофоры на картинке)

1
Артем Феоктистов

Андрей, воздушный дессерт, дальний родственник зефира по потребительскому отношению)
Помните как в американских фильмах бой-скауты или отцы с детьми над огнем жарили белые такие цилиндрики на палочке? вот это и есть маршмеллоу!)

3
0
Сергей Клочков

Молодцы

1
0
Яна Иванова

Интересная статья, спасибо) Вы большой молодец, а можете поделиться - как все успеваете?
И отдыхаете ли?

1
0
Максим Варычев

Артём, красава! Надеюсь у тебя всё получится. Вообще выбор партнёра это как выбор супруги - ошибки недопустимы. Поэтому хорошо, что вы так быстро разошлись.

Да и ход, написать статью в этом журнале, крутой.

В общем, успехов тебе и, надеюсь, всё у тебя получится!)

А что на счёт всяких Озонов и Вайлдберрисов?

1
Артем Феоктистов

Максим, спасибо! стараемся и декабрь уже показывает результаты нашей работы!)
Расходится надо было раньше - это 100%, еще при первых намеках и конфликтах.
Озон и Вайлдбериз не работают с продукцией малым сроком годности + экономика не всегда сходится пока.

0
Артем Феоктистов

Алексей, все в цеху и по технологии) причем там мало быть, надо и стерилизовать

1
0
Игорь Смирнов

Захотелось попробовать :)

0
Артем Феоктистов

Игорь, ни в коем случае не надо противиться этому желанию!) тем более скоро Новый Год и порадовать можно не только себя!

0
Артем Феоктистов

Алексей, я не знаю как у курьеров агрегаторов и пиццерий, но мы решили именно так поступить в разгар пандемии

0
Артем Феоктистов

RussianGirl, к сожалению агар-агар тут не подойдет, текстура будет совершенно иная. Ну и это будет уже зефир, а мы все-таки НЕЗЕФИР))

0
Артем Феоктистов

Denis, написать на artem@ohmallow.ru или найти на фейсбуке)

0
0
Владимир Анисимов

Как же я вас понимаю.(Только я в шоколаде....буквально) Прошел через все стадии и читал ваш рассказ как воспоминания. Партнер может быть , договор помогает, но у вас должна быть управляющая доля и решающее слово. Можно ли попробовать ваш десерт? Успехов вам, вы справитесь!

0
0
Анастасия Жданова-Ленц

Артём, во-первых, маршмеллоу выглядит очень вкусно, хочу купить! Где? Во-вторых, советую пройти какие-нибудь качественные курсы. Мне кажется, у вас хорошая бизнес-идея, но нет какой-то базы знаний или не видите пути решения некоторых проблем. Советую рассмотреть школу Soho, там специалисты работают и с готовыми бизнес-идеями. Успехов!

0
0
Мария

Как всё у вас красиво, Артём)). Жаль только, что человек, взявший на себя обязанности по закрытию долгов по зарплате, эти обязанности в январе 2020 года не выполнил. Зато фото красивые в статье))

0

Сообщество