Я открыла агентство корпоративных мероприятий и путешествий в 2010 году за 47 000 ₽

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Мария Гурова

Страница автора

Идея и суть бизнеса

Мы занимаемся организацией корпоративных мероприятий и поездок для клиентов-компаний по России и другим странам. Это могут быть мотивационные поездки, тимбилдинги, конференции, стратегические сессии или гибридные форматы.

Задача агентства — по брифу от клиента предложить наиболее интересный вариант, где будут учтены пожелания по месту, формату, бюджету и все это соотнесено с бизнес-целями заказчика.

Все началось, когда в 2008 году я работала в трейд-маркетинге компании Danone, и мне поручили организацию мероприятий как для коммерческого департамента, так и события для топ-менеджеров. Тогда французский ивент в FMCG был сильным, и дальше я поняла, что готова заниматься этим профессионально.

Уволилась, и в 2010 году открыла свое агентство ПАМ Студио. Фокусируемся на бизнес-мероприятиях, заботимся о том, чтобы давать клиенту больше, чем он ожидает. С 2018 мы с партнером работаем под брендом MICE Capital — «умные мероприятия и путешествия для вашего бизнеса».

Открытие

В 2010 году я зарегистрировала ООО «ПАМ Студио», где первые 8 лет была генеральным директором. Стартовали в Москве, я в то время училась в МГУ. 2007-2012 года были очень активными — можно было быстро сделать карьеру в найме, и культура мероприятий сильно прижилась. Компании были готовы вкладываться в развитие команды, в красивые шоу для ежегодных конференций. Сегодня, конечно, технологий больше, но и тогда был какой-то особенный драйв.

Мне было интересно попробовать и посмотреть, что получится из этой задумки. В моей семье нет предпринимателей, так что меня не очень поддержали с решением уволиться в никуда и работать на себя. Но мое правило — боишься — делай шаг вперед. Я все же предусмотрела вариант с планом Б на случай, если бизнес провалится, так как предприниматели составляют всего несколько процентов от общего числа желающих попробовать.

После окончания 5 курса с красным дипломом и рекомендациями, поступила на бюджет в аспирантуру МГУ и уволилась из Danone. Так я дала себе 3 года — если с компанией и предпринимательством не сложится, то 3 года у меня хотя бы будет стипендия и комната в здании МГУ, пока я пишу диссертацию. Я продолжу развиваться в науке, которая меня тоже интересовала. Но через 3 года у меня уже была вечеринка с шампанским в центре Москвы, где мы праздновали день рождения компании, и тот же Danone стал моим клиентом. Также мы делали ивенты Интел, ВТБ 24, ИКЕА, РЭШ и других компаний.

Траты на запуск

С регистрацией помогали специальные фирмы. Оформление документов обошлось в 10 000 — 12 000 рублей — устав, решения, получение выписок, и 10 000 рублей — уставный капитал. 20 000 рублей стоил первый сайт агентства и еще 5 000 рублей — первая фотосессия команды. Мне и сейчас очень важно показывать людей, чтобы у компании были лица, а не какая-то абстрактная «команда профессионалов».

С самого начала работало сарафанное радио и нетворкинг. Первыми клиентами становились знакомые по работе из других сфер или в университете (я организовывала выпускной курса, была главным редактором газеты и много чем занималась). Появились запросы на юбилей компании по информационной безопасности, тимбилдинги, вечеринки, свадьбы. Думаю, я смогла построить личный бренд.

Офис для команды мы сняли где-то через год. Кредитов не брали, все делалось на свои деньги. Сначала работали без фиксированной зарплаты — распределяли прибыль по итогам проведенных мероприятий, часть оставляли на операционку. В сфере ивентов у агентства нет высоких расходов, вроде больших помещений или дорогого оборудования, и в этом плюс — можно тестировать идею достаточно «дешево» и продолжить, если понравилось.

Ошибки на этапе открытия

Все сделали правильно. Помню себя, сидящую в переговорной Danone, когда говорила начальнице, что увольняюсь. Мне тогда сказали, что у меня «синдром выпускника», и что меня ждут обратно. С тех пор прошло 14 лет.

Команда

Сейчас в московской команде нас 9, плюс аутсорс — бухгалтерия, юристы, дизайнеры, креативщики. Проджекты оформлены по контракту, с кем сотрудничество не системное — ИП и кто-то самозанятый.

Есть еще команда в Буэнос-Айресе (там вторая моя компания-туроператор по Аргентине — PAM Travel). Туда на большие проекты привлекаю людей удаленно, так как бизнес сезонный. С наймом проблема есть — не хватает специалистов, даже на ассистентские позиции приходят очень слабые соискатели с большими ожиданиями по зарплате.

Доходы и расходы

Важно понимать, что в сфере ивентов лучше мыслить годами и циклами, а не месяцами, так как один крупный проект может планироваться более года. С финансовой точки зрения сложно провести водораздел между месяцами. Недавно у нас был проект на Сейшелах на 120 человек. В течение года по разным причинам он переносился 3 раза.

Крупные проекты могут создавать небольшим компаниям объем годовой выручки даже до 30-40%, но получить такие проекты сложно. Бюджет хорошего выезда за рубеж может быть больше 60-80 млн рублей. Но и риски соответствующие. Прибыль по проекту может быть между 5 и 30%, все зависит от специфики контракта с клиентом и самого проекта. Есть клиенты, кто работает с прозрачной отчетностью — там 30% не получится точно.

Операционные расходы — зарплата сотрудникам, аренда офиса, бухгалтерия и юристы, сервисы вроде 1С и прочие программы, маркетинг. Мы пока на УСН 15%. Вероятно, скоро перейдем на общую систему налогообложения, так как рост и восстановление отрасли после пандемии происходит активно. Также бывает, что клиент отдает предпочтение НДС-ной компании.

Продвижение

Мы участвуем в платных выставках и отраслевых мероприятиях. Бюджет может быть и в несколько тысяч рублей за входной билет, и 200 000 рублей за мероприятие, где есть место/стенд, декор и подарки участникам, в зависимости от формата.

Обычный наш канал — сарафанное радио. Клиенты рекомендуют нас друг другу и при переходе в другие компании часто возвращаются к нам за ивентами. Такие встречи со «старыми» новыми клиентами — мои самые любимые.

Интересная история о бизнесе

Кошмар 10-летней давности, который я помню, как сегодня — на ночном монтаже в Известия Холл, на конференции на 1000 человек, техники смонтировали стеклянную сцену, декор и все оборудование. И в моменте установки гигантского экрана обнаружили, что он не влезает. До репетиции и прогона со спикерами оставалось 2 часа.

Спасение пришло, откуда не ждали — ребята, которые ставили мебель в зале, оказались профессиональными техниками по совместительству, залезли на высокую ферму, чтобы руками установить экран. Даже думать не хочу, что было бы, не окажись они рядом.

Советы начинающим предпринимателям

Нужно быть готовым к тому, что ваши сотрудники могут уйти работать к конкуренту или открыть свое агентство. Быть готовым к тому, что не все тендеры честные. Кредитование клиентов, когда маленьким компаниям предлагают, на условиях ниже рынка, кредитовать финансовых гигантов или крупный бизнес, в этом есть парадокс.

Большинство клиентов хотят постоплату, но это неправильно для отрасли в плане организации мероприятия.

Новичкам советую пойти ассистентом к классному проджекту и учиться у него, примеряя на себя все особенности сферы.

Когда в 2010 году я регистрировала компанию, в Москве было 3000+ агентств. Но это не помешало построить свой путь.

Планы

Очень хочется ничего не ждать от сферы, а просто системно работать. Сфера MICE начиная с весны 2020 года в постоянном стрессе, так как бизнес-мероприятия — первое, на что урезают бюджет при малейшем кризисе.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество