«Было нечего почитать, поэтому решил написать роман»: как я издавал собственную книгу
Читатель Т—Ж несколько лет писал роман и в 2021 году издал его.
Илья прошел путь от создания концепции книги до публикации в крупном издательстве и уже планирует два продолжения. В своей истории читатель рассказал, как готовил книгу к выпуску, искал помощников и издательство, а также сколько потратил в процессе. Оказалось, что опубликовать свое произведение стоит недешево, а деньги писательство приносит совсем небольшие.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория и идея книги
Я живу и работаю в Москве. В 2015 году окончил омский политех, получив специальность инженера-конструктора в ракетостроении, а после разрабатывал элементы ракетных двигателей и проектировал элементы каркасов самолетов. Сейчас контролирую производство серверного оборудования для крупнейших ИТ-компаний России.
По призванию я конструирую не только ракеты и самолеты, но еще и увлекательные сюжеты. Родители с детства привили мне любовь к чтению и книгам, поэтому мне самому захотелось стать автором: рассказывать истории людям, чтобы вдохновлять и увлекать их новыми приключениями. Десять лет я писал «в стол», периодически выкладывая самые, на мой взгляд, удачные истории на сайт «Проза-ру» и в свою группу во «Вконтакте».
Я поставил себе цель до 30 лет написать и опубликовать полноценный роман, продолжал работать над стилем и умением рассказывать — и, забегая вперед, скажу, что мне это удалось. Правда, пришлось самому стать издателем.
Идея сюжета книги родилась спонтанно и задолго до того, как я нашел издательский сервис от «Литреса». Мне было нечего почитать, поэтому решил написать роман сам. В 2014 году по пути домой из гипермаркета я внезапно осознал, что могу сделать масштабную и захватывающую историю. В тот же вечер я взялся за свой первый полноформатный роман.
Мой роман называется «Долгая поездка», и он полностью оправдывает свое название: это была большая эпопея как для героев книги, так и для меня. История начинается на склонах исландского вулкана, а заканчивается хоть и тоже в Исландии, но после солидного крюка. В пути герои не только переживают невероятные приключения, но и заново осознают и переосмысляют себя, чтобы начать по-настоящему жить по возвращении домой.
Что-то похожее произошло и со мной. Но главное, чему я научился у собственных персонажей, — это умение действовать смелее: очертя голову я бросился в издательское дело.
Опыта в бизнесе у меня не было. Я решился сделать коммерческий продукт из своего произведения в 2019 году, когда узнал о сервисе «Самиздат» от «Литреса».
Одно время я думал превратить роман в сценарий для приключенческого сериала и всерьез собирался поучаствовать в каком-нибудь питчинге, но вовремя себя одернул: это затратный и непростой процесс, многое пришлось бы упростить, что казалось мне преступным. Поэтому я остановился на книге.
Тестовая публикация
Как я уже говорил выше, подходящий сервис для публикации книги за деньги я нашел только в 2019 году, а в предыдущие пять лет наскоками работал над текстом, женился, обзавелся детьми и собакой и окончательно обосновался в Москве.
В 2019 году я опубликовал в «Самиздате» от Литреса небольшую детективную историю «Запертая комната». Подготовил текст по правилам сервиса, нашел на фотостоках картинку для обложки, прошел все этапы модерации, и раза с третьего моя книга появилась на сайте.
По той же схеме я выпускал роман «Долгая поездка». Пока я заканчивал свой магнум опус , в «Самиздате» появилась возможность публиковать произведение частями. Я сделал из своего романа своеобразный сериал: с 21 июля по 24 октября 2021 года выпускал по главе раз в пять дней, подстегивая читателей подписываться на этот черновик, — они получали всю книгу из 30 глав за 50 ₽, просто с отсрочкой в несколько месяцев. Это было выгодно, так как после публикации романа произведение целиком должно было стоить дороже — 300 ₽.
Я продал роман по главам 20 раз за 50 ₽, а после перевода книги из черновика в готовый роман ее купили еще 24 человека за 300 ₽ — учитывая комиссию сервиса, за тот период я получил 2311 ₽.
В процессе публикации романа по главам читатели стали спрашивать, можно ли купить книгу в бумажном виде. Раньше печать по требованию для авторов была прямо на сайте «Самиздата», и я даже бесплатно выпустил для себя пару копий своего детективчика «Запертая комната». Но для читателя это было накладно: тоненькая брошюра на 100 страниц у партнеров «Литреса» могла потянуть на 700 ₽, а сколько бы стоил мой гигантский роман, я даже представить боялся. Да и к моменту публикации романа производство бумажных книг на сайте стало недоступно, так что я решил искать другой способ.
Команда
Еще в начале 2021 года, когда голый текст стал превращаться в произведение с коммерческим потенциалом, я задался вопросом о художественном оформлении и о дополнительной паре глаз, которая поможет мне с редактурой рукописи.
Среди знакомых нашел двух художниц и составил дополнительные лицензионные соглашения на интеллектуальную собственность — это нужно для издательств, чтобы распространять иллюстрации вместе с текстом. Договор я нашел в интернете, мы его дистанционно подписали и начали работу.
Эти талантливейшие девушки к началу публикации бумажной версии «Долгой поездки» в июле 2021 года создали иллюстрации и обложку романа. Пока они рисовали, я попросил двух своих друзей-книгоманов стать моими редакторами и бета-ридерами , и вместе с ними мы корпели над текстом.
За пару месяцев, с сентября по ноябрь 2021 года, мы с ребятами причесали макет текста с иллюстрациями, подготовили художественную обложку под формат печати, а с сотрудниками типографии согласовали типы бумаги, картона и переплета, после чего лишь осталось нажать кнопку «Распечатать».
Команда состояла из друзей и знакомых, так что искать кого-то и обсуждать оплату практически не приходилось.
Все работали на чистом творческом энтузиазме и при символических капиталовложениях. Например, редактор предпочитал оплате угощение фастфудом во время обсуждения правок, а художницам достаточно было возместить расходы на материалы. В качестве бонуса каждому участнику команды я подарил по печатному экземпляру романа.
Как мне тогда казалось, если бы я попытался найти подрядчиков на стороне, то столкнулся бы с огромным рынком предложений, долгими прениями о заработной плате, затянутыми сроками и лишними нервами.
Возможно, я ошибался, но, поскольку писатели вообще люди закрытые и им сложно работать в команде, для своего первого масштабного проекта я постарался создать дружелюбную и приятную атмосферу среди знакомых мне людей.
Рабочий процесс
У каждого члена команды была конкретная задача, основанная на техническом задании, которое я выдавал. Я пересылал части текста редактору, чаще всего по главам, и просил посмотреть, нет ли там нелогичных моментов или вопросов к действиям персонажей, оценить общую атмосферу текста, а также проверить стилистические моменты, опечатки и орфографические ошибки.
Для автора обложки я в меру своих сил набросал черновик изображения, мы обсудили цветовую гамму, художественные приемы и мелкие элементы, отсылающие к событиям романа. Через несколько промежуточных этапов обложка была готова.
Примерно в том же ключе я работал над заданиями для автора иллюстраций: чаще текстом, иногда корявыми набросками объяснял ей, что должно выйти. Результатом остался очень доволен — у нас получилось 30 картин к каждой главе и три бонусных изображения, подготовленных специально для печатного издания.
Легче всего было работать с бета-ридером: его задача была читать, выдавать свое ревью и обсуждать сюжетные повороты. Мне оставалось только выслушивать его, все записывать и вовремя вносить правки в дальнейшие события в книге. Коммуникация происходила через электронную почту, в мессенджерах и по телефону.
В результате у нас получилась масштабная книга, прекрасно оформленная как с точки зрения текста, так и с точки зрения атмосферных сопроводительных картинок.
Выпуск печатной книги
Осенью 2021 года я хотел организовать оперативную печать тиража через какое-нибудь издательство, но это было дорого: экземпляр на 420 страниц в твердом переплете стоил бы почти 1400 ₽. Однако запросы от читателей продолжали поступать, поэтому я нашел небольшую типографию, которая была готова напечатать любой тираж, от одной книги до бесконечности, главное — вовремя оплатить счет.
Формально это были даже не книги, а скорее очень объемные брошюры, так как у них не было ISBN и других специальных кодов, которые нужны для распространения книги в торговых сетях и автоматизации любой работы с печатным изданием.
Каждый экземпляр «Долгой поездки» обошелся читателям в 700 ₽ — в два раза дешевле, чем при обращении в крупные издательства. Мне удалось продать все 30 заказанных книг. Заработать на этом я не пытался, просто был посредником между типографией и заказчиками. Можно сказать, что даже ушел в небольшой минус, так как большую часть книг рассылал почтой и потратил на это около 2000 ₽. Но я все равно был доволен, а лучшим вознаграждением для меня были отзывы на «Литресе» и потенциальный приток читателей.
Параллельно я пытался выпустить книгу через издательства: выбрал несколько известных с книгами моего жанра, отправил письмо с информацией о себе и романе, синопсисом, кратким описанием сюжета и анонсом будущих продолжений. В ответ получал вежливые отказы либо ничего.
Доходы и расходы
Я работаю с двумя форматами продуктов: электронными книгами и бумажными. После запуска романа на «Литресе» в июле 2021 года я заключил с «Самиздатом» лицензионный договор на распространение электронных версий моих произведений на их площадке и у партнеров. Сервис передавал мне 35% роялти с каждой продажи, перед этим уплачивая все налоги с прибыли и получая свой процент за издательские услуги.
В марте 2023 года я передал права на электронную книгу «Долгая поездка» издательству «Эксмо». Схема осталась прежней: издатель заботится о налогах и выплачивает мне 33% роялти — примерно 56 ₽ с продажи одного экземпляра, — а связывают нас все те же договорные отношения по лицензионному соглашению.
Две электронные книги — «Запертая комната» и «С новым домом!» — в «Самиздате» стоят по 50 ₽ каждая, это самая низкая цена, которую автор может выставить на сайте.
Я сделал это сознательно, потому что произведения короткие и в основном нужны для репрезентации меня как автора. Но, поскольку, на мой взгляд, любой труд должен быть оплачен, я беру за эти книги денежку, пусть и небольшую.
Роман «Долгая поездка» издательство продает за 170 ₽. Пока я продавал ее сам, книга стоила 300 ₽ за электронную версию и 700 ₽ за печатную — все экземпляры в бумаге были изготовлены по предзаказам за себестоимость. На цену, которую поставило издательство, я никак не могу повлиять, хоть она и кажется мне заниженной.
С бумажными книгами сейчас полная вакханалия. Самиздатовские произведения на «Литресе» по-прежнему не производят в бумаге из-за технических проблем сервиса, а роман под эгидой «Эксмо» только начал свой путь, и, как мне сказали в издательстве, о печатной версии думать пока рано.
После февраля 2022 года издание книг обходится примерно в два раза дороже.
Бумага, краски для промышленных принтеров и запчасти к ним стали дефицитным товаром. К тому же я заметил, что на фоне всего происходящего в мире читательская способность людей поубавилась. Печатных книг я сейчас не продаю, хотя идеи для реализации печатной «Долгой поездки» имеются — у меня все права на эту версию, — жду достаточного количества предзаказов.
Я платил по 500 ₽ в месяц за безлимитный интернет и около 2500 ₽ за проездной на метро, где я в основном и работал над романом по пути в офис и домой, — фактически я просто решил монетизировать свой интеллектуальный труд. За время создания «Долгой поездки» с 2019 по 2021 год я потратил около 75 000 ₽ из личных средств и заработал примерно 2600 ₽ через «Самиздат». От «Эксмо» я еще не получил выплаты — не накопилась нужная сумма для вывода, — но знаю, что на сегодня книга продалась на сумму 600—700 ₽.
Реклама
Главной проблемой для моего «бизнеса» была необходимость сначала наладить рынок сбыта, а потом уже запускать производство. Возможно, перед выходом на книжный рынок мне стоило вложиться в рекламу, но, поскольку свободных денег не было, я работал с тем, что есть: с подписчиками на специально созданные профили в «Инстаграме» и во «Вконтакте», друзьями и знакомыми.
Еще я обратился к нескольким «читающим» блогерам. Отправил пять заявок с предложениями о сотрудничестве, откликнулись трое, причем согласились поучаствовать бесплатно. Благодаря им у книги появились развернутые отзывы и дополнительные читатели. С некоторыми из ребят я до сих пор поддерживаю теплые отношения.
Средний портрет моих «клиентов» — дети от 12 лет и взрослые, любящие вдумчиво читать, погружаться в сюжет и не стесняющиеся задавать автору и себе вопросы о событиях в книге. «Сарафанное радио» среди читателей иногда срабатывает и приводит новых людей, но не все готовы платить за электронную книгу или вкладываться в издание печатной версии.
Продвижение — это то, чем я планирую активно заниматься, но пока не трачу на это денег. Мне и моим коллегам-художницам особенно греет душу то, что именно обложка и иллюстрации внутри текста привлекли большую часть читателей: этого мы и добивались. Так, обложка романа заинтересовала русскоязычную читательницу из Австралии, она рассказала о нем друзьям из книжного клуба, и все они приобрели роман — это вызвало скачок продаж в апреле 2022 года. Позже мы провели встречу-обсуждение с моим участием в соцсети.
Издательство выпустило книгу с другой обложкой, но изначальный вариант до сих пор присутствует в тексте книги, во всех моих соцсетях и всячески участвует в промоматериалах. Последние пару лет тренд на электронные книги скорее усиливается, поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее.
Выводы
Я считаю, что лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего. Я потратил почти семь лет на создание романа, художественное оформление, продвижение и поиск своих читателей. А сколько было попыток передать рукопись в издательства! Но, увидев потенциал в своей книге, я довел ее до ума, превратил в настоящий продукт и вывел его на рынок. Получилось не идеально, но мне удалось узнать много нового, познакомиться с интересными людьми из книжной индустрии и, главное, донести свой роман до читателей.
По заверениям менеджера издательства, электронная версия книги продается довольно бодро. Я собираю предзаказы на печатную версию книги, права на которую до сих пор у меня, а мои читатели уже ждут обещанные мной два продолжения романа. Сейчас я стремлюсь продвинуть свою книгу, увеличить читательскую аудиторию и в конце концов выпустить книгу в печатном виде крупным тиражом, чтобы роман оказался на полках книжных магазинов по всей стране.