Я инвестировал кредитные деньги

И не прогорел
59

Три года назад я открыл ИИС, вкладывал в него свои деньги, а потом вложил еще и кредитные.

Аватар автора

Юрий Луняков

частный инвестор

ИИС — это специальный брокерский счет с налоговыми льготами от государства. Мы уже много о нем писали. Если вы еще не читали наши статьи про ИИС, пройдемте:

В этой статье я расскажу про свой опыт: куда я вкладывал, сколько зарабатывал и какие ошибки допустил.

Не пытайтесь повторить это дома

Инвестиции — это сложно, и, вообще, раз на раз не приходится. Гарантировать доходность при торговле на бирже не может никто: ни мы, ни управляющие компании, ни сама биржа. Даже если повторить все действия из статьи шаг за шагом, нельзя ожидать такой же доходности.

Не воспринимайте информацию из статьи как беспроигрышную стратегию заработка: это личный опыт, который можно оценить и использовать или не использовать в своей стратегии. Рассчитывать в инвестициях можно только на себя.

Один мальчик воспользовался этой стратегией и умер.

Если у вас есть интересный опыт ведения ИИС, инвестирования кредитных денег или вообще чего-либо по инвестициям, поделитесь с нами: journal@tinkoff.ru.

2015 год

Открытие ИИС

В апреле 2015 года я открыл ИИС и внес на него 400 тысяч рублей из своих накоплений. Опыта инвестиций у меня не было, поэтому я открывал ИИС через управляющую компанию — она занимается доверительным управлением: предлагает на выбор несколько стратегий, а потом покупает за меня ценные бумаги.

Я выбрал агрессивную стратегию с планируемой доходностью около 20% годовых. Риски агрессивной стратегии компенсировались возможностью поместить часть средств на депозит. В моем случае 400 тысяч рублей разбили на две части: половина пошла на инвестиции, а половина на депозит — 150 тысяч под 11,25% и 50 тысяч под 9,75% годовых, каждый депозит на три года. Возможность поместить средства ИИС на депозит была только в 2015 году, теперь ее нет.

Результат первого года. Такая стратегия вместо 20% дала 7,1% годовых без учета налогового вычета. Плюс 52 000 рублей вычета, который я получил в 2016 году и реинвестировал.

Отчет управляющей компании за 2015 год
Отчет управляющей компании за 2015 год
2016 год

Изменение инвестиционной стратегии

В июне 2016 года я получил 13% налогового вычета за первый год и снова внес 400 тысяч рублей на брокерский счет. Доля депозитов в портфеле из-за дополнительных средств упала в два раза.

Управляющая компания поменяла инвестиционную стратегию — и менеджера тоже. Акции Сбербанка, «Новатэка», «Лукойла» и «Сургутнефтегаза» продали, а вместо них купили акции ВТБ, НЛМК и «Роснефти».

Результат второго года. Доходность от акций в 2016 году более чем в два раза превысила доходность 2015 года: 16,5% годовых плюс еще 52 000 налогового вычета, который я получил в 2017 году. В конце 2016 года на счете 937 991 рубль.

Отчет управляющей компании за 2016 год
Отчет управляющей компании за 2016 год
2017 год

Вложил кредитные деньги

В 2017 году мне уже не хватало собственных средств для инвестиций и я решил экспериментировать: вложил кредитные деньги. Я брал большой кредит на пять лет для инвестиций в недвижимость и решил выделить из него 100 000 рублей для вложения в ИИС.

Кредит был под 16% годовых. Можно было найти кредит и под меньший процент, но мне было важно взять кредит на большой срок и иметь возможность отказаться от навязанного страхования без финансовых потерь и повышения ставки. Для удобства расчетов я считаю деньги, потраченные на ИИС, отдельным кредитом: 100 тысяч на пять лет под 16% годовых.

Инвестиционная стратегия УК в 2017 году не изменилась, структура активов осталась прежней.

Результат третьего года. Эта стратегия по итогам 2017 года привела к отрицательной доходности, то есть к убытку. За 2017 год я получил 13 тысяч рублей вычета — по идее, это покрывает убыток от инвестиций. Но, если учесть, сколько процентов мне предстояло выплатить за взятый кредит, отбить использование кредитных средств не получилось. Доля депозитов выросла, потому что стоимость акций по итогам года просела:

Отчет управляющей компании за 2017 год
Отчет управляющей компании за 2017 год
2018 год

Последние месяцы инвестирования

Закрыть ИИС и вывести деньги без потери налоговых льгот можно не меньше чем через три года — для меня это был апрель 2018 года. Поэтому в начале года мои деньги еще лежали на счете и ими распоряжалась управляющая компания.

За первый квартал 2018 года эта стратегия показала доходность 4,7%.

Отчет управляющей компании за 2018 год
Отчет управляющей компании за 2018 год

Результаты

Всего за три года инвестирования я вложил 900 тысяч рублей, из них 100 тысяч кредитных средств со ставкой 16% годовых. На руки я получил 1 276 220 рублей после уплаты налогов и вознаграждения управляющей компании: 1 159 220 рублей на счете и еще 117 тысяч налогового вычета.

В июне 2018 года я досрочно погасил кредит — итоговая переплата по нему составила 7700 рублей.

Получилось 368 520 рублей прибыли — 41% за три года. Если сравнить мои инвестиции и вклад в банке с ежемесячной капитализацией, для такого же результата мне нужен был бы вклад с доходностью около 15% годовых.

Мой заработок на ИИС — 368 520 ₽

Вложил в ИИС900 000 ₽
Вывел с ИИС1 159 220 ₽
Получил налоговый вычет117 000 ₽
Выплатил проценты по кредиту7700 ₽

Мой заработок на ИИС — 368 520 ₽

Вложил в ИИС900 000 ₽
Вывел с ИИС1 159 220 ₽
Получил налоговый вычет117 000 ₽
Выплатил проценты по кредиту7700 ₽

Стоит ли брать кредит на ИИС

Мой эксперимент с кредитом оправдался бы, если бы я выбрал менее рискованную стратегию инвестирования и как минимум не потерял деньги на инвестициях. Поясню свои расчеты.

Я вложил 100 тысяч кредитных денег и получил с них 13 тысяч налогового вычета.

За кредит я переплатил 7700 рублей процентов.

По результатам года я потерял на инвестициях еще 11 тысяч рублей.

Если бы мои инвестиции за 2017 год сработали в ноль, я заработал бы 5300 рублей. Если бы доходность ИИС была положительной — заработал бы еще больше.

В целом в этой ситуации можно согласиться со словами моего менеджера в управляющей компании:

С нашими процентными ставками по кредитам инвестировать заемные средства очень рискованно

Конечно, всегда лучше использовать собственные средства, иначе заметную долю прибыли съедят проценты по кредиту. Но если взять кредит под минимальную процентную ставку, инвестировать в низкорисковые ОФЗ под 7—8% годовых и получать по ИИС вычет типа А, то итоговая доходность может перекрыть проценты по кредиту. Но все равно есть риск, что проценты съедят всю прибыль или что итоговая выгода не будет стоить потраченного времени.

Юрий ЛуняковА вы вкладывали куда-нибудь кредитные деньги? Расскажите о своем опыте:
  • Антон АдамовКак при серой зарплате узнать какой выйдет вычет по ИИС? белая зарплата минимальная1
  • Тимофей ПисаревАнтон, вы же знаете свою официальную зарплату. Берите ее, считайте налог, который с неё уплачивается, умножайте на 12 и получайте сумму максимального вычета4
  • Андрей ПоторочинЯ вкладывал кредитные деньги) Россельхозбанк однажды давал возможность снимать деньги со своей кредитки без комиссии и в грейс. Естественно, просил максимальный лимит кредитки, тут же снимал средства и отправлял на депозит в Тинькофф) Удалось откупить обслуживание карты РСХБ на 5 лет вперед. Стратегия автора - выскорискованная. Получив в ДУ минус в первый год, я думаю о кредите не было бы и речи. Да и на одного везунчика Юрия приходится 100 и больше разорившихся кешберианцев, любителей торговать с плечом и прочих псевдо-инвесторов, жаждущих быстрых денег.16
  • Стэн КавиИнтересно было бы сравнить с вложениями в долларах в американский фондовый рынок, чувствую по итогу за этот период было бы намного выгоднее. :-) За прошлый год даже если просто хранить доллары дома — около 20% годовых в рублях. И это без учёта самой доходности инвестиций.0
  • Константин КутузовМаксим, забанить бы вас, свидетелей кэшберри11
  • Sergey YevseevКогда я вижу, что налоговый вычет считают частью прибыли, я хватаюсь за голову. С тем же успехом можно лечь в больницу, получить вычет и посчитать прибыль от болезни. Ваша прибыль составила за 3 года 259 220 рублей. Это 9,6 процентов годовых. В момент вашего входа на рынок ставки по депозитам были выше.5
  • Евгений ИвановМаксим, как же бесят люди, которые сами угодили в яму и других туда затягивают ((4
  • Алексей СвиринSergey, да совершенно нормально. Без инвестиций он бы ничего не получил и деньги ушли бы в бюджет. Я делаю вычеты и по инвестиция, и по учебе/здоровью. Вычет по инвестициям — прибыль, вычет по учебе/здоровью — скидка/кэшбек.13
  • AndyЯ под 4% то не очень хотел брать когда была такая возможность, а тут чел под 16% берет и думает что какую то выгоду накопит9
  • Павел БорисовSergey, согласен. Получается, если я не заплатил налоги государству и отчисления в пенсионный фонд, я заработал дополнительные деньги? Нет, я просто не дал их украсть.3
  • Pavel Kosukhin15% годовых за 3 года - это 56% сложным процентом (ежемесячная капитализация). Даже 15*3 = 45 больше 41. А 41% годовых - это 11.5% сложным процентом. Сильно больше текущих ставок, но все же не 15. Не вводите в заблуждение.2
  • Luniakov YuriВерно, немного соврал со сложным процентом. Где то получается чуть больше 12%, если просто возводить в степень 1.12^3= 1.405.0
  • Алексей РусаковСчитаю что неправильно посчитан 41% доходности, так как 900 тр были инвестированы не единовременно, а поэтапно в течение трех лет. Если грубо, то размер инвестиций для соотнесения с полученными %% правильнее считать так: 400 тр*100% + 400 тр*66% + 100 тр*33%=700 тр. При этом расчете доходность 52,6% за весь период.4
  • Иннокентий ВолодинЕсть ли смысл брать в кредит 400тыс, пополнять ими ИИС перед закрытием, а после закрытия - закрывать кредит?1
  • Сергей ПисаренкоСтэн, как сгуляли на 20, так и вернулись в 0 )1
  • Сергей ПисаренкоИннокентий, ну так посчитайте, 52 тыс перекроют ваш кредит на пол года?0
  • Иннокентий ВолодинСергей, почему на полгода? я открывал ИИС в ноябре, кредит возьму в октябре, закрою ИИС в ноябре, погашу кредит в ноябре, а в апреле следующего года получу последние 52тыр вычета. 52 тыр перекроют 11 месяцев выплат процентов по кредиту на 5 лет под 15% годовых. Но прибыли от этого не будет почти никакой.1
  • Стэн КавиСергей, ровно год назад курс рубля — 55.83, сегодня — 65.93, т.е. разница за год более 18%. Где вы видите 0? :)2
  • Litus LitusovБольно видеть как люди, не имеющие представления о чистой приведенной стоимости и внутренней нормой доходности пытаются посчитать доходность своих вложений :-( товарищи, ну вы хоть немного окунитесь в тему-то перед инвестированием1
  • Сергей ПисаренкоСтэн, я больше пошутил, конечно если мы возьмем точку входа январь 2018, так оно и будет, а если возьмем апрель или еще хуже, август , то у же не так радостно. На таком коротком отрезке времени, точка входа была бы крайне важна, сами же видите, что сейчас на американском рынке, тем более, что автор закрыл иис и , как я понял продал все активы. Я согласен, что все выше написанное вызывает только улыбку, управляющая компания, кредит на взнос на иис, это еще все хорошо закончилось )5
  • Можно ДенисLitus, поделитесь источниками для изучения?0
  • Наталья ГусеваSergey, вы совершенно точно посчитали, мне кажется автор ошибся. В итоге по моим прикидкам получается все равно лучше просто держать на вкладе. Вся эта суматоха приводит только к убыткам, и все эти стратегии от финансистов не дают обещанный результат, у меня так было в Финаме. Вовремя спохватилась и вывела деньги, немного сама отбила на своих стратегиях, но рынок конца 2017 года не дал возможности заработать хоть что-то. Ну и в конце концов с потерей в три процента сняла оттуда деньги и положила в Тиньков на вклад, там и вернула потерянное.1
  • Evgeny SementsovНа первый взгляд, вполне работающая схема - всё в рамках условий использования ИИС. Иннокентий, есть хорошая статья на эту тему - "ИИС: можно ли получить 5 вычетов за 3 года?" Загуглите, может тоже будет актуально. Т.е. в вашем случае может есть смысл дотянуть до января.0
  • Андрей СкрипкинAndy, наверное, не так важно абсолютное значение процента. Пусть даже вы возьмете кредит под 50% и внесете его на вклад под 51% - вы в плюсе.3
  • R MossСтэн, если память не изменяет, то в апреле 2015го, когда автор открывал ИИС доллар стоил 72рубля... в апреле 2018го доллар.. 57-60? Если брать "за этот период", слабо верится, что он заработал бы :)2
  • Ян ВелькерНе ясно откуда у Вас взялась цифра 1 276 220 и 1 159 220, судя по отчетности у Васс было 1 074 954, с которых нужно было заплатить налог и комиссию управленцам :) Итого, скорее всего, Вы получили на руки не 1 159 220, а 1 059 220 (лень считать реальную цифру). Вложили Вы 900 000 из которых 52 000 + 52 000 = 104 000 это реинвестированные налоговые вычеты. Значит по сути вложено 900 - 104 = 796 000. Прибыли получено: 1 059 220 (что осталось на счете) + 13 000 (вычет полученный в 2018) - 796 000 (вложенные свои кровные + кредитные) - 7 700 (% по кредиту) = 268 520 ₽. Как Вы понимаете, это не 368 520 ₽. В итоге реальная доходность за три года составила: 268 520 / 796 000 = 33,73 % В годовых процентах это 33,73 / 3 = 11,24% если грубо. Что тоже конечно неплохо на сегодня, но если мне не изменяет память в 2015м были вклады на 3 года под такой или около того процент. Хочу заметить, что даже при эти расчетах все не до конца может быть верным, так как не ясна точная цифра полученная Вами на руки со счета после уплаты налогов и комиссий4
  • Никита ПопковМожно, так Litus же и пишет. IRR (Internal Rate of Return). Она же внутренняя ставка дисконта, она внутренняя норма доходности. Простой метод которым можно даже сложные по структуре, как у автора, инвестиции считать.0
  • Rasul UstarkhanovДержу деньги в валюте! Рисковать как автор желания нет, ибо выигрыш слишком низкий а риски высоки0
  • Денис АхимовНаталья, Потерянное с учетом упущенной прибыли?1
  • Денис АхимовСтэн, задним периодом ты практически уже миллионер. Тебе же говорят, что купил бы не в тот момент и был бы минус.0
  • Roman KНаталья, автор не ошибся, а Сергей написал не подумав. Каким образом на вкладе может быть выгоднее? Вы с вклада получите вычет 13%? Нет. А положив на ИИС и купив ОФЗ, которые не облагаются НДФЛ и доходность по которым Выше, вы не заплатите налогов, но при этом получите вычет, если зарплата позволяет.2
  • Roman KПавел, причём тут пенсионный фонд? Налоги по Вашему, это воровство?0
  • Roman KChris, может стоит посмотреть в словаре значение слова воровство, а потом значение слова налоги? А потом не натягивать за уши эти понятия друг на друга? То как налоговая система работает в РФ это частный случай. Такой подменой понятие можно любую чушь подвести под воровство. Вот Ваш коммент это воровство! Вы крадёте время тех людей, кто читает ваши буковки. Аяяй. Не стыдно Вам заниматься воровством? И даже если считать что эти 13% Вы просто не дали украсть, всё равно это приход, т.к. в обычной ситуации Вы бы их не вернули. Тут важнее дельта а не то как называть вычет.6
  • Василий ПетровичБрать кредит и вкладываться в Газпром... Ещё и через УК... Ну и жесть...3
  • Александр ЭлсМожно рискнуть, но только в такой момент, когда рынок уже хорошо провалился, как в марте 2020. Но страшно, конечно. Должна быть стратегия покрытия долга из текущих источников дохода, иначе будет батхёрт, если еще и работу потеряете... Да и проще использовать фьючерс с 1,5 - 2 плечом, если верите в то, что рынок точно вырастет через квартал - два - год, и перекладываться каждый квартал.1
  • Сергей ШубинСкоро будет уже год, как я инвестирую кредитные 150к. Правда, ставка по ним до сих пор 0%. Началось с того, что я решил протестить тинькофский перевод баланса с кредитной карты под 0% на 120 дней. Дальше открыл Райф 110 дней, по акции можно было вытащить весь лимит в грейс на весь период, ими закрыл тинька. Ну и далее каждый раз открывал какую либо новую кредитку с переводом баланса и закрывал ей старую)) причем, тот же Райф открыл заново черед день после того как закрыл. По моим подсчётам, где-то в октябре у меня кончится топливо для бесплатного бабла, видимо, уже не буду ничего придумывать и просто к октябрю все финально закрою. Хотя, посмотрим, что нового предложат банки)) P.S. на брокерском счете многократное обеспечение этого кредита + дополнительно сумма перекрытия лежит под % на остаток, так что да, в теории я ещё и в плюсе) Повторяйте только при возможности моментально расплатиться в любой момент.1
  • Ева КуликовскаяPavel, совершенно верно0
  • Ева КуликовскаяМожно, я могу поделиться.0
  • Полиция Т—ЖЕва, ваш комментарий показался подозрительным — удалили из него ваш контакт0
  • Геннадий Кабаевфосагро бы купил и не парился0
  • Филипп КиркоровПавел, а потом у таких не платящих налоги воришек власть во всем виновата.0
  • Филипп КиркоровНаталья, потерянное вернуть невозможно, причина инфляция и тем более если это вклад или облигации.0
  • Вячеслав КорнивскийДобрый день! Я регулярно вкладываю свои + кредитные деньги в инвестиции (конкретные бизнесы с залогом). Но всегда рассчитываю сумму кредита так, что смог бы платить при результате инвестирования 0. И главное - всегда стараюсь свободные средства кидать на досрочку. В 2017 году брал 168 тр. в банке Открытие (процент не помню). Погасил за 6 мес. В 2018 - 192тр в Тинькофф под 14,9. Вложил в проект с 24% (2% в мес.) 500тр. Проценты с проекта превышал платёж банку (ведь помимо % ещё и тело долга гасить надо). Досрочно погасил. 3й раз был кредит 500тр в Тинькофф и 1 млн в Сбере. Увеличил долю в том же проекте, а также в новый зашёл под 30 годовых. 4й раз в сентябре 2021 на 2 новых проекта взял 3,25млн, 2 кредита под 11,9% (Тинькофф и Сбер) в один день. Частично досрочно погасил, снизив платёж, но после февральских событий дальнейшую досрочку посчитал нецелесообразной. Раз в квартал увеличиваю инвестиции в менее профинансированный проект. Также ежегодно пользуюсь "Переводом баланса". Раньше ещё 3 карты кредитных Альфа банка было, где можно было на 100 дней без % снимать ежемесячно по 150тр. Но эту лавочку свернули, оставил только одну карту на пожарный случай, остальные закрыл. Что думаете о схеме? PS. Итог на сегодня: оф. з/п 90тр, инвест доход 175тр, затраты на кредиты 77тр (из них на проценты уходит 26000)0
  • Essa SaИннокентий, расскажите как сработала ваша схема? Думаю провернуть в конце года. Единственное,что вывод с иис может занять ещё месяц, кредит рассчитываю на 2-3 месяца, один из них средства на иис лежат. Вопросов у налоговой не было,вычет дали на эту сумму?0