«Трижды меняла ценовую политику»: 5 историй о том, как шли дела в бизнесе в 2022 году
2022 год для предпринимателей был разным.
Одни нашли новый подход к своему делу и увеличили прибыль, другие заняли новую нишу после ухода зарубежных компаний. Кто-то закрыл проект, а кто-то устал от вызовов и ограничений, но пока держится.
Перед Новым годом мы предложили читателям Т—Ж рассказать о своих успехах и проблемах в бизнесе. Собрали их истории.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Когда расширила ассортимент и нашла клиентов
У меня розничный магазин женской одежды в торговом центре в Питере. Изначально его открывал муж, точнее сразу три магазина. Бизнес-модель была такая: продажа пальто, монобренд. Быстро стало понятно, что идея нежизнеспособна: это привело к долгам. Два магазина закрыли.
Тогда я и начала добавлять второй слой товаров, наблюдать за покупателями — какой возраст, размер одежды, что хотят купить. Потом сами клиенты стали говорить, как хорошо, что мы продаем именно размеры 50+, потому что они нигде не могут найти себе одежду, — так и случился инсайт. За последний год пришли также покупатели размеров 44—48, поэтому добавляю модели и для них.
С весны выручка выросла на 20% по сравнению с прошлым годом. Я сделала ставку на женщин старше 45 лет с размерами одежды 48—56, которые не готовы покупать онлайн и хотят примерку, у которых нет такой закредитованности, как у молодежи. Сработало. Также есть пример знакомой, у которой два магазина в торговом центре в Питере: у нее спад 25%, она ориентировалась на молодежь и клиентов с размерами 42—48.
Моя цель — сначала вывести магазин в прибыль, а потом уже буду думать о масштабировании. По плану еще года два :)
Когда хотела развивать проект, но потеряла силы и энергию
Не уверена, что у меня прямо бизнес, я бы назвала это своим проектом — небольшой медиаблог, который со временем надеюсь либо монетизировать. Либо открыть свой бренд, а медиа использовать как поддержку для него.
В 2022 году у меня был миллион планов: кроме того, что я хотела продолжать рассказывать истории про путешествия, которые и раньше рассказывала, я собиралась начать сотрудничать с классными проектами по всей России, которые близки по духу. Идей было много: запустить совместный мерч, сварить пиво с дружественной пивоварней, сделать плакаты со знакомыми художниками — и продавать это за френдли прайс. Аудитория небольшая, но лояльная, и если сделать качественный продукт и хорошо о нем рассказать, то все бы вышло.
Но потом случился конец февраля, и энергия ушла. Проект медиа погрузился в летаргический сон, где пребывает и сейчас. Коллабы лежат в столе как память о будущем. Но я не желаю на этом заканчивать. Хочется верить, что мне — и моей аудитории — нужно время и в какой-то момент силы вернутся, а я перепридумаю то, что хотела, или придумаю новое — и все запущу.
В конце концов, я не верю, что если не вести запрещенную соцсеть, то там все умрет. Подписчики же никуда не денутся, а возвращаться куда-то не в ноль всегда легче, чем начинать с самого начала.
Когда внешние условия помогли развитию бизнеса
Все хорошо. В адвокатуре все всегда понятно: чем кругом хуже, тем тебе лучше, так как спрос больше.
Понятно, что не для всех. Но если вы в какой-то области прямо спец-спец — все будет ок. Так что 2022 год был отличный, 2023 год будет еще лучше, так как западные юридические компании тоже ушли из страны.
Когда понял, что нужно менять формат работы
Я изготавливаю мебель на заказ в мастерской. Год для меня и моего бизнеса был сложный: усталость, выгорание, ничего уже не хочется делать. Сейчас новых заказов нет, потому что я их почти не ищу. Хочется поставить все на паузу и закрыть текущие дела, а после — заняться реорганизацией бизнеса. Буду съезжать с текущего помещения, вывезу инструменты и оборудование.
Если говорить про экономическую сторону — цены на сырье прыгали, но я бы не сказал, что это сильно на мне отражалось. Если что-то становилось дороже, я немного поднимал стоимость и для клиентов. Когда та же фурнитура, дерево и железо дешевели — снижал цены. В целом ощущения были примерно как во время пандемии, может, ощущалось даже чуть легче.
Сейчас работа есть, она никуда не делась, но кажется, что клиенты стали больше экономить: заказывают более дешевые или небольшие изделия. Возможно, из-за того, что год заканчивается, а расходов у людей сейчас много. Коллеги, которые усердно вкладывались в рекламу в течение года, вроде бы почти не пострадали.
Я почти не давал рекламу, продвигаю услуги в основном через «Авито», хотя были планы на соцсеть, которую запретили. Думаю еще про «Яндекс-директ» и площадки для мастеров, но отложил это на потом. Есть идея выйти на маркетплейсы с небольшими изделиями, тогда нужно будет придумать для продаж на этих площадках что-то серийное. Основная масса клиентов приходит сейчас через сарафанное радио.
У меня была попытка расшириться, но я не смог это грамотно организовать. В планах — поменять формат работы: найду новое помещение поменьше и подешевле, поделю с кем-нибудь аренду, откажусь от текущего сотрудника, буду брать небольшие заказы и не ставить жесткие сроки, потому что это привело меня к выгоранию. Так я смогу сэкономить 50—70 тысяч и создать какой-то порядок.
Свои доходы посчитать не могу. Иногда кажется, что их нет: все уходит на гонорар работнику, а там уже пора закупать материалы, оплачивать аренду и так далее. Деньги получаю, когда отдаю мебель клиентам.
Дело сильно зависит от моего эмоционального состояния и организации процессов, так что займусь этими вопросами в первую очередь, а там будет видно.
Когда новый подход принес результаты
Я судебный юрист и арбитражный управляющий, веду дела по банкротству и взысканию долгов, защищаю от субсидиарной ответственности. Сначала было падение спроса. Пришлось перестроиться, поменять подход.
В начале года меняла систему в работе и тестировала разные каналы привлечения клиентов. В чем-то пришлось провести оптимизацию — например, отказаться от расширенной CRM, но больше из-за того, что она не помогала достигать целей, а те инструменты, что в ней имелись, стали менее эффективными.
Полностью отказались от холодных звонков. В итоге пришло понимание, какие клиенты нужны и что им важно, — очертили ЦА по иным критериям.
Заменила помощников и делегировала им другие полномочия, чем ранее. Прошла обучение маркетингу. Стала вести каналы в «Телеграме» и на «Ютубе», освоила новые навыки для продвижения своих услуг.
Также за год пришлось трижды менять ценовую политику. Успехи ощутимы, и могу сказать: несмотря ни на что, этот год самый удачный из тех пяти лет, что я работаю как предприниматель.
Я правда довольна результатом. Думаю, помогли вложения в маркетинговые навыки плюс личный бренд. И пусть это будет только начало :)