«Моя мечта — создать свой „Яндекс“»: как я в 18 лет стала разработчиком и получаю 220 000 ₽

«Моя мечта — создать свой „Яндекс“»: как я в 18 лет стала разработчиком и получаю 220 000 ₽

Прошла вечерние занятия, курсы, стажировку и разрабатываю микросервисы

827
Аватар автора

Влада Сабельникова

работает инженером-программистом

Страница автора
Аватар автора

Мария Беликова

выведала секреты успеха

Страница автора

Влада выросла и живет в Москве. Училась в обычной общеобразовательной школе, расположенной неподалеку от дома. В свободное время профессионально занималась спортом — даже стала кандидатом в мастера спорта по акробатике.

Когда героиня училась в восьмом классе, папа посоветовал сфокусироваться на обучении в сфере ИТ, потому что это перспективная область. Школьница прислушалась к совету отца.

В статье Влада расскажет, как училась в «Яндекс-лицее» и ИТ-классе, прошла стажировку и онлайн-курс для программистов, чтобы к 18 годам стать мидл-Python-разработчиком.

Путь Влады в разработчики
Путь Влады в разработчики

Поступление в «Яндекс-лицей»

Обычно у подростков нет представления, кем они станут в будущем, а школьные учителя и родители не всегда готовы подсказать. Мне повезло: мой отец, работающий разработчиком, помог определиться с направлением и стратегией.

В 2019 году, когда я училась в восьмом классе, папа рассказал мне о «Яндекс-лицее». Я заинтересовалась: изучила информацию на сайте, почитала отзывы бывших учеников и начала готовиться к поступлению.

Это двухгодичная программа для школьников 8—11-х классов. Ученики проходят базовые понятия разработки, учатся писать код и работают над своими проектами. Например, ребятам предлагают создать чат-бота для мессенджера, разработать веб-приложение или обучить Алису новым командам.

Учеба включает занятия дважды в неделю и домашние задания. Уроки проходят очно во второй половине дня: предполагается, что школьники смогут совмещать обучение в школе и в лицее. Ребята, которые проходят курс до конца, получают сертификат. Его можно добавить в портфолио.

Обучение бесплатное, поступить могут только те, кто прошел отбор. Он состоит из двух этапов: первый проходит в онлайне и включает выполнение математических и логических задач на скорость, а второй — очное собеседование. Мне удалось попасть на программу только со второго раза. Расскажу, как это было.

Первая попытка. Я хорошо справилась с решением задач. На собеседовании меня попросили объяснить, как именно я решила одно из заданий. Я переволновалась и, к сожалению, не смогла ответить на все вопросы комиссии.

Помню, как один из экзаменаторов сказал, что с такими знаниями меня никуда не возьмут и мне стоит забыть об ИТ. Это прозвучало ужасно обидно. Тем более, как я потом узнала, финальное решение об отказе приняли не из-за моих ответов. Дело в том, что я тогда активно занималась спортом. В лицее есть какая-то особая метрика учета времени — у будущего студента не должно быть сторонних дел вне учебы, иначе он не выдержит нагрузки.

Письмо от лицея с отказом
Письмо от лицея с отказом

Я решила показать, на что способна, и не отказываться от своей цели. Так что собралась с силами и весь восьмой класс прокачивалась в задачах уровня Всероса по математике для старшеклассников. Я решала все возможные варианты и затем проверяла себя по ответам.

Вторая попытка. Ее я предприняла летом 2020 года, перед девятым классом. С первым этапом снова справилась блестяще. Накануне второго у меня был сильный стресс: хотя я знала формат встречи, боялась отказа и особенно потери еще одного года.

На собеседовании комиссия поинтересовалась, чего бы я хотела достичь с помощью программирования. Среди российских айтишников считается престижным устроиться в «Яндекс», «Лабораторию Касперского» или Сбер, но я ответила, что хочу создать собственный «Яндекс». Вероятно, именно эти слова стали решающими.

Через несколько недель получила письмо — меня зачислили в лицей.

Письмо о том, что меня зачислили. День, когда я его получила, — один из самых счастливых в моей жизни
Письмо о том, что меня зачислили. День, когда я его получила, — один из самых счастливых в моей жизни

Совмещение учебы в лицее и школе. Преподаватели лицея утверждают, что он не помешает получать базовое образование: уроки в школе проходят утром, а на курсах — вечером. Достаточно грамотно составить график занятий, и тогда получится их совмещать. Но я считаю так: если хочешь добиться результата, обо всем, кроме своей цели, придется забыть.

Моим приоритетом были знания в ИТ, поэтому я отодвинула школу на задний план. В то же время я осознавала, что мне придется сдавать ОГЭ. Между мной и учителями назревал конфликт: от того, как дети справятся с экзаменами, зависят рейтинг школы и премия преподавателей.

Я обратилась за советом к отцу — подготовила аргументы, почему обучение программированию для меня важнее. Мы решили, что папа поговорит с администрацией школы и объяснит нашу позицию. А она была такова: я существую для учителей только перед экзаменами. Да, я подготовлюсь и сдам ОГЭ. Но в течение учебного года не посещаю уроки, не делаю домашку. К счастью, преподаватели приняли наше условие.

Правда, в итоге я перевелась в другую школу, но об этом позже.

Обучение в лицее

Насколько я знаю, сейчас уроки в лицее проходят очно. Но я поступила в 2020, когда была эпидемия коронавируса. Так что в первый год мы занимались только онлайн на платформе «Яндекса». Расскажу подробнее.

Первый учебный год. Мы изучали базовый синтаксис языка программирования Python. На каждом уроке преподаватель объяснял новую тему — мы не засиживались над чем-то одним.

В лицее обучают с нуля, так что ученикам было достаточно уметь решать простые алгоритмические задачи. Мы прошли базовые паттерны программирования: циклы, переменные, условные операторы, функции, классы.

Каждую неделю нам давали около 40 заданий с нарастающей сложностью: классные, домашние и дополнительные. Задачи первых двух типов помогали закрепить теорию. А вот последние иногда выходили за рамки тем, которые мы изучали на уроках. Порой я часами ломала над ними голову.

Учителя никого не заставляли решать задания. Но лицеисты четко понимали, зачем пришли, и старались брать от учебы максимум.

Все задачи оценивались по какой-то внутренней системе — уже не помню как. В конце учебного года итоги каждого ученика суммировали и составляли рейтинг. А еще общее количество баллов влияло на вид сертификатов. О них расскажу чуть позже.

Как мне иногда казалось, учителя не знали или забывали, что мы дети. Заданий было много, некоторые оказывались очень сложными. К тому же после каждого урока давали новые задачи. Я никогда не бросала их, пока окончательно не разберусь. Засиживаться за учебой до шести утра стало для меня нормой.

Конечно, я могла попросить совета у папы или однокурсников, но я принципиально этого не делала, ведь они не всегда будут рядом. Для меня отличительная черта разработчика — это самостоятельность.

Однажды я получила на почту приглашение на олимпиаду для лицеистов. Она длилась около шести месяцев и включала по одной задаче в неделю. Конечно, я захотела поучаствовать.

Задания присылали по почте. Их можно было решать без ограничений по времени, но с лимитом попыток. Когда я увидела первую олимпиадную задачу, то поняла, что упражнения из домашки были элементарными.

В итоге мне удалось решить все задания, но за одно я набрала не максимальный балл и оказалась на втором месте в рейтинге. Первое разделили шесть человек — они выполнили все упражнения идеально.

Я заняла второе место в олимпиаде, но в таблице итогов нахожусь на седьмом. Первое разделили шесть человек. Они набрали всего на 0,4 балла больше, чем я. Источник: yastatic.net
Я заняла второе место в олимпиаде, но в таблице итогов нахожусь на седьмом. Первое разделили шесть человек. Они набрали всего на 0,4 балла больше, чем я. Источник: yastatic.net
Диплом призера олимпиады, на которой я заняла второе место. Затем меня и остальных победителей пригласили в офис «Яндекса». Мы послушали доклад разработчиков о том, как они защищают «Яндекс‑браузер» от всевозможных угроз
Диплом призера олимпиады, на которой я заняла второе место. Затем меня и остальных победителей пригласили в офис «Яндекса». Мы послушали доклад разработчиков о том, как они защищают «Яндекс‑браузер» от всевозможных угроз
Мы с ребятами из лицея быстро нашли общий язык
Мы с ребятами из лицея быстро нашли общий язык

Второй учебный год проходил очно: мы занимались промышленным программированием, решали реальные кейсы. Например, нужно было написать коннект в API с базой данных — проще говоря, получить данные с удаленного сервиса.

Изначально в моей группе собрались 30 учеников, но до конца дошли лишь четверо, включая меня. Насколько я знаю, многим ребятам не хватило мотивации.

Сертификаты выпускников имеют золотой, серый или зеленый цвет — в зависимости от того, сколько баллов в итоге набрал ученик. Золотой диплом — с отличием — получали ребята, заработавшие за учебный год более 80 баллов.

Я получила сертификаты с отличием за оба курса.

Золотой сертификат за первый год обучения в лицее
Золотой сертификат за первый год обучения в лицее
Сертификат об окончании курсов. Тоже с отличием
Сертификат об окончании курсов. Тоже с отличием

Переход в другую школу

Мои успехи в первый год обучения в лицее настолько впечатлили куратора, что он предложил мне перейти в ИТ-класс школы № 1560 «Лидер», где преподавал информатику. Я пришла в восторг и подумала, что отказаться будет преступлением. Папа меня поддержал. Так в середине девятого класса, в 2020 году, я перешла в другую школу.

Отец и в этот раз поговорил с куратором и руководством и объяснил нашу позицию: знания в ИТ для меня в приоритете, а к ОГЭ я буду готовиться, когда окончу первый курс в лицее.

Поначалу я ходила на уроки в «Лидере». Меня интересовали знания и потенциальные связи, которые я могла здесь получить. Контраст в образовательной программе по сравнению со старой школой действительно присутствовал — на первом же уроке алгебры мне показалось, что я попала на занятие по арабскому. Было очень сложно.

Но так как я в то же время училась в лицее и уделяла заданиям все свое время, на школу времени не оставалось. Я перестала ее посещать.

Вернулась лишь в начале мая, когда в лицее закончился первый курс. Я сразу перенаправила усилия на подготовку к ОГЭ: не спала, не ела, а только прорешивала варианты. В итоге, хоть на все было меньше месяца, я сдала русский и математику на четверки, а информатику — на отлично.

Кабинет для практических занятий в школе «Лидер»
Здесь проходили теоретические уроки
Робот, которого собрали ученики
Шкаф с пластиком для 3D‑ручек

Стажировка и первая работа

Я многому научилась в лицее, но мои знания на момент выпуска соответствовали уровню джуна. Мне кажется, что российский рынок перенасыщен такими специалистами и я вряд ли нашла бы работу. Поэтому предпочла другой путь — прокачать навыки на стажировке и стать более квалифицированным разработчиком.

После учебы в лицее я могла бы податься на стажировку в «Яндекс». Но у бывших учеников никаких льгот нет — компания рассматривает заявки на общей конкурсной основе. Я подумала, что стажерам там не платят. Мне же не хотелось работать бесплатно.

Я воспользовалась связями отца и попросилась в компанию его знакомых. Фирма разрабатывала ПО для государственных организаций и работала с передовыми технологиями. Например, одной из задач было создание системы контроля радиационной обстановки на военном заводе.

Сначала мне доверили писать только докстринги  . Это помогло разобраться, как работает код — хотя сама я его только описывала, а не создавала с нуля. Затем мне стали передавать более сложные задачи.

Помощь и доверие коллег, возможность разобраться в промышленном коде и практика подарили мне бесценный опыт. Постепенно я стала частью коллектива и полноценным бэкенд-разработчиком. Там же получила первую зарплату, пусть и небольшую.

Всего я провела в компании два года, с 2020 по 2022. Первые месяцы работала как стажер бесплатно, а с июня 2021 — как настоящий сотрудник с зарплатой. Осенью 2022 у компании начались трудности, она стала разваливаться, и мне, как и многим, пришлось уйти.

Курс для мидл-Python-разработчиков

О нем мне тоже рассказал отец, когда я училась на втором курсе лицея. Это программа «Яндекс-практикума» для разработчиков, которые обладают базовыми знаниями Python, SQL, фреймворков и хотят разобраться, как работает бэкенд.

Я решила пройти обучение по таким причинам:

  1. Мечтала стать лучшей в своей профессии.
  2. Планировала применить новые навыки на будущих стажировках.
  3. Доверяла компании-создателю курса.

В 2021 году обучение стоило 96 000 ₽. Я заплатила за него сама — из тех денег, которые получала в компании, где стажировалась и потом работала.

Программа тогда была рассчитана на шесть месяцев, но я проходила ее год. Мне не хватало времени, чтобы усвоить теорию и технологии, а их было много: Apache Kafka, Redis, ELK, RabbitMQ.

Я делала месячные перерывы и отрабатывала каждую тему. Например, чтобы разобраться в асинхронном программировании  , я написала собственный цикл событий (event loop) — основной механизм, ядро асинхронного программирования.

Документ подтверждает, что я прошла обучение по программе «Мидл-Python-разработчик» в объеме 500 часов
Документ подтверждает, что я прошла обучение по программе «Мидл-Python-разработчик» в объеме 500 часов

Уход из «Лидера» и поиск новой работы

Когда я перешла в десятый класс, поняла, что все школы, независимо от уровня, одинаковые. Вместо того чтобы преподавать заявленные предметы вроде алгоритмов и дата-сайенс, учителя «Лидера» стали натаскивать нас на ЕГЭ. Я разочаровалась в этом образовании.

Я осознала, что не вижу причин здесь оставаться: школьные преподаватели вряд ли смогут научить меня чему-то полезному. Я только потеряю время, окно возможностей закроется, шумиха вокруг ИТ утихнет — рынок перенасытится специалистами. В итоге найти хорошую работу станет еще сложнее. Так что я решила бросить школу.

Прежде чем действовать в этом направлении, я поговорила с отцом. В наших отношениях нет старшего и подчиненного, мы используем систему вопросов и противовесов — опираемся на разум и логику. Я поделилась аргументами, и он меня поддержал. Да и что тут скажешь, если я буду на работе зарабатывать больше, чем учитель в любой школе?

Так я сделала еще один шаг навстречу мечте: в ноябре 2022 года, когда мне исполнилось 18 лет, я отчислилась из 11-го класса моей второй школы.

Примерно месяц, с октября по ноябрь 2022, я отдыхала и набиралась сил. А затем начала искать работу. Расскажу, как это было.

Подготовка резюме. Выпускники «Практикума» получали не только сертификат, но и консультацию эйчара. Специалист помог мне составить резюме. В нем мы указали реальную пользу, которую я могла бы принести компании, добавили пункты про мои навыки и стажировку. Я опубликовала его на hh.ru в декабре. Возраст специально не указала, чтобы не столкнуться с предубеждениями.

Поиск работы и ситуация на рынке. Уже за первую неделю мне поступили три оффера. Думаю, помогло то, что я позиционировала себя как мидл-специалист, а не джун. В этой категории спрос значительно превышает предложение.

Уровень квалификации помог мне четко обозначить условия и не соглашаться на неинтересные варианты. Требования были простыми: гибридный график работы и зарплата от 200 000 ₽. Если мне называли другую сумму, я отвечала: «меньше не рассматриваю». Сейчас добавила бы еще одно условие — хочу работать в офисе в «Москве-Сити».

Рынок мидл-разработчиков нуждается в достойных кадрах, поэтому никто не давал десять тестовых заданий и не устраивал 50 собеседований. Работодатели хотели побыстрее закрыть вакансию, а не месяцами проверять навыки специалиста. Кроме того, выбирали не только они меня, но и я их.

Работаю в любимой кофейне
Работаю в любимой кофейне
Рабочий процесс
Рабочий процесс

Собеседования. Я проходила их каждый день — в среднем по одной-две встречи. Сначала мне предлагали первичный созвон, где обсуждались какие-то общие моменты, например ожидания по зарплате и графику. Дальше следовало техническое интервью — самый сложный этап. Наконец, были финальное собеседование и встреча с будущей командой.

Я общалась с представителями разных компаний, включая самые крупные в России: МТС, Сбербанк, VK. В большинстве похожих организаций соискатели проходят несколько этапов собеседований. На них проверяют технические навыки, за которые, собственно, и платят такие деньги. Помимо этого, смотрят и на софт-скиллы: умеет ли потенциальный сотрудник работать в команде, размышлять логически.

Например, на собеседовании в «Яндекс» я провалила первый этап, где проверяли хард-скиллы, потому что мне не хватило технических знаний. Тогда я очень расстроилась. Но сегодня, когда у меня еще больше опыта, смотрю на ситуацию иначе. И выбираю компанию не по имени, а по задачам и зарплате.

Работа. В итоге я нашла ее за три недели. Устроилась в крупный российский межбанковский финансовый сервис. В компании моя должность называется «инженер-программист». По факту я позиционирую себя как мидл-Python-разработчик.

Когда есть желание, я приезжаю на работу в офис
Когда есть желание, я приезжаю на работу в офис

Я разрабатываю микросервисную архитектуру. Из последних задач: с нуля написала микросервис Session pool. Это высокоуровневый пул сессий для доступа к внешнему API. Короче говоря, делаю ту же работу, что и в компании, где проходила стажировку, только теперь официально и за зарплату 220 000 ₽.

Иногда использую технологии, которым меня обучили на онлайн-курсе: заказчику нужны современные решения, такие как ElasticSearch или Kafka, а мне — практика. Так что отлично заходит. Все довольны.

Планы

Последние три года я училась и работала без праздников и выходных. В мае исполнилась еще одна моя долгожданная мечта — отпуск. Я провела месяц в раю — на острове, окруженном океаном, где наслаждалась манго на завтрак и лобстерами на ужин.

Я хочу повысить грейд и претендовать на зарплату от 450 000 ₽. Чтобы достичь этого, купила еще один курс — «DevOps для разработки». С его помощью я хочу получить навыки работы с такими технологиями, как Kubernetes или Terraform. После этого буду претендовать на senior-разработчика или DevOps-инженера. Думаю, с моим рвением я найду желаемую работу раньше, чем доучусь.

Я считаю так: достичь результата можно, только если полностью отдать себя делу. Если мы в выходные по чуть-чуть учимся писать код, то так всю жизнь и будем оставаться на месте и завидовать успеху других. Если же мы ставим четкую цель, то должны забыть про все остальное.

Моя мечта — вместе с коллегами из первой компании создать свой «Яндекс». Это будет платный видеохостинг с уклоном в обучающие материалы. Мне предстоит овладеть еще большим количеством практических навыков и создать финансовую подушку. Уверена, что у меня все получится.

Проходили собеседование по учебе или работе? Расскажите об этом — ваша история поможет читателям не сдаваться и избежать ошибок
Влада СабельниковаМожно ли найти хорошую работу без высшего образования? Поделитесь мнением:
  • Черный плащочень классно, девочка умница, но школу конечно надо было закончить тем более оставалась половина последнего года обучения, полгода никак не повлияло бы на ситуацию на ИТ рынке))) я правильно понимаю, что ребенок формально не имеет среднего образования и школьного аттестата?84
  • Черный плащSergey, откуда нам сейчас знать? ее обстоятельства могут измениться и требования компаний тоже могут поменяться, и законодательство у ней впереди 50 лет активной трудовой жизни40
  • AlexanderЧерный, наверное аттестат за 9-й класс есть? вообще конечно хоть для галочки 11 классов стоило закончить, никуда айти не убежал бы на пол года))41
  • Ну я в своё время без диплома на должности техника получал $2000. Прошло много лет, у меня два образования, с большим трудом вылез из кризисно-посткрымской задницы обратно к окладу в $2000, и тут начался бег на месте - доход растет, курс рубля падает. Так что главное - не диплом, а экономическая ситуация в стране.29
  • VulpesИстория успеха или рекламна интеграция? Не могу понять32
  • Mary Brandybuck54
  • СергейNursultan, вы слышали такое понятие как "ошибка выжившего"? ))) Ознакомьтесь прежде чем писать подобное. Когда вопрос касается всей дальнейшей жизни ставить все "на зеро" - не лучший вариант. Лишать себя такого базового документа как аттестат об образовании - опрометчиво.50
  • Mary Brandybuck34
  • Mary Brandybuck38
  • Сергейайтишник, плохо, что не поняли. А смысл в том, что на каждого такого умного и целеустремлённо добившегося успеха приходится десятки таких же умных, но оставшихся ни с чем. Но просто они не пишут подобных статей и их истории не так интересны. Бросить все ради какой то цели звучит красиво, но это русская рулетка. И ставить на кон всю жизнь не "подстелив соломки" даже в виде аттестата об образовании - глупо. ...даже не знаю где мой аттестат — так и не пригодился... У вас так. А у других может бумажка, которую считали бесполезной потом изменила всю жизнь. Опять "ошибка выжившего" - судить по единичному случаю о всех возможных вариантах.60
  • maximponomaryovAlexander, абсолютно бесполезные 10 и 11 классы.8
  • Никита ГрачёвКак же «обожаю» подобные соевые статьи Тинькофф Журнала! После предложения «Влада выросла и живет в Москве» прочитал только одну строчку, в части «папа посоветовал сфокусироваться на обучении в сфере ИТ». Давайте на чистоту. То, что сейчас Влада зарабатывает аж 220 тыщщ (!!!) и лично Илон Маск ей ботинки чистит, а сам экс-глава Яндекса Волож молится на нее — не заслуга Влады, а заслуга только лишь ее потрясающих, просто невероятно крутых стартовых условий. 1) Родилась не где-то там, не в **** мира, не на периферии, не в отдаленном регионе РФ, не в селе, а в столице РФ, Москве — ну то есть вопрос очных занятий решен по дефолту 2) Родители с хатой в Москве — вопрос с жильем решен также по дефолту, не приходится как многим российским студентам любом образом прогибаться, работая курьерами или официантами в попытках оплатить аренду. Ну просто сказочные стартовые условия! 3) Опять же повезло с родителями в том плане, что отец посоветовал заняться ИТ. В целом немного родителей старшего поколения в РФ осведомлены о перспективах IT63
  • yieldНикита, а ты видел в статье таблицу с результатами олимпиады? Там участники со всей страны. По твоему занять второе место в такой олимпиаде — это «заслуга только лишь ее потрясающих, просто невероятно крутых стартовых условий»?24
  • Игорь БушуевВлада, он имеет в виду, слишком много Яндекса. И мне так показалось. Реклама32
  • Черный плащайтишник, вопрос только один Чем помешал бы аттестат о законченном среднем образовании полету журавля? Тем более доучиться оставалось полгода, а ЕГЭ можно сдать только русский математику базу. Если баллы не важны, можно и не готовиться И из текста мне показалось, что это как раз не расчет, а эмоциональное решение С одной школой не договорились, с другой, хотя варианты-то были. Домашнее обучение например. Вы думаете спортсмены ходят в общеобразовательные школы? Но они все тем не менее с аттестатами К девочке по этому поводу вопросов нет, ей 18 лет, жизненный опыт соответствует Но папа!!! Вот тут вопросов много у меня. Он научил дочь программировать, но не научил договариваться с людьми, завершать проекты, уметь анализировать свои цели и разделять усилия. Если она хочет свое дело, ей это очень понадобится58
  • Alexandermaximponomaryov, на всякий случай аттестат можно было получить. видно, что девочка умная и способная, могла экстерном все сдать7
  • Иван ПетровНикита, да, мир не справедлив...хотя что такое понятие "справедливость" ? От каждого по возможностям, каждому по потребностям ? Здесь в статье сочетание и хороших стартовых возможностей от родителей, и сама автор статьи приложила много усилий для достижения текущего положения (были и отказы, и неудачи) + ей фортануло в генетической рулетке и достались мозги выше среднего и она их использует. Я вполне по-доброму завидую и желаю автору успехов и двигаться вперед. В следующей жизни может так не фортануть.21
  • айтишникAlexander, могла скорее всего, но я так понял, что не нашла ответа на вопрос ЗАЧЕМ?21
  • Гусь лапчатыйайтишник, ехать может и не надо, но переводить зарплату работнику в РФ с 2022 года становится все проблематичнее. Уже дешевле поискать такого же русскоговорящего, но вне СНГ. А получение рабочего внж сильно упрощается с дипломом хотя бы бакалавра. Blue Card в ЕС - диплом бакалавра. EB-2 в USA - диплом бакалавра. В ОАЭ миллион виз на все случаи жизни, но с дипломом инженера сильно проще получить "золотую визу" на 10 лет. Мне мой диплом нафиг был не нужен лет 15, а тут кааак пригодился. А ведь на последнем курсе чуть не бросила, родители уговорили "добить".35
  • Сидор СидоровНикита, очень точные и важные уточнения.1
  • Amily Wайтишник, если захочет в другую страну поехать поработать, без аттестата можно не получиться , да и в российских крупных компаниях тоже могут быть проблемы22
  • Черный плащВлада, у меня есть сын, олимпиадник по программированию. Сейчас он учится в ВУЗе и работает в Яндексе, но было время, когда он и его одноклассники, из которых несколько призеров и победителей всероса, и даже один призер межнара по математике, учились в школе. Да, они постоянно были то на сборах, то на олимпиадах, то в Сириусе. И школа была этим не очень довольна, родителей вызывали к завучу и директору постоянно, не за все четверти ребята были аттестованы. Помню, классный руководитель написала нам где-то в марте, что это первый день за весь учебный год, когда весь класс пришел на занятия)) Но! Никто из них не остался без аттестата. Все закончили 11 классов. И если я пишу, что со школой можно и нужно договариваться, я пишу это из собственного жизненного опыта. Я вырастила сына и много общалась с его друзьями и их родителями. Да, обычное школьное образование таким ребятам не совсем подходит. Жаль, что ты не попала в хорошую школу, где работают с одаренными детьми, там все во многом по-другому. Я не твой родитель и не хочу тебя лечить. Но ты выбрала самый простой вариант: убежать. Не всегда в жизни так поступать правильно, но решать конечно тебе.49
  • namiyield, нет, конечно, но сложно отрицать то, что в Москве гораздо больше условий для заинтересованных учеников. Вот, например, в Московской области в одном из городов профильные классы "с углубленным изучением чего-либо" - это просто доп часы (или уроки, если хотите), по условной биологии. В то время как в Москве даже в школах на окраине профильный класс - это профильный класс. Хочешь быть врачом - будут интерактивные стенды, прикладные уроки на манекенах и так далее. Сама видела. Про школы/лицеи/колледжи при каких-нибудь ВШЭ, МФТИ даже рассуждать нечего. База просто мощнейшая. И если даже в Московской области настолько сильно отличается ситуация, то в регионах всякие Олимпиады выигрывают ну очень усердные и старательные ученики, которые, вероятно, много времени посвящают самообучению, ну или у них есть учитель-ментор с такими же горящими глазами, который и на приборах прошлого века что-нибудь да покажет. Так что девушке с географическим положением явно повезло. Я не имею в виду, что все в Москве сплошь и рядом выходят гениями, люди везде одинаковые, кто-то будет учиться, а кто-то нет, но отрицать факт того, что в Москве реально хорошо готовят "кадры" нет смысла.27
  • НадеждаВлада, ваши слова про разность мышления у людей разного поколения как раз доказывает вашу эмоциональную незрелость. Умный человек прислушается к мнению других. Вы же по детски сразу выставили вперёд стереотип про разность поколений. Но Вы действительно пошли самым лёгким путем. Вот я родитель. А ещё я -работодатель. И те родители, которые здесь пишут, также пишут из своего руководящего опыта. Вот как работодатель я вам скажу, человек с ВО сильно отличается от человека без ВО. Со своим знанием вы сможете только писать код, на руководителя проектов вас не пустят. У вас нет для этого ни знаний, ни навыков, ни целеустремлённости. Вы не представляете, насколько сильно бы изменились, если бы пошли в институт и закончили его. Если вы думаете, что время есть, то я вас разочарую. Мозг развивается до 21 года. Вот насколько вы его разовьете до этого времени с этим вам и работать потом всю жизнь. Т.е. умение учиться формируется у вас сейчас. А вы это время тратите на сиюминутные деньги. В настоящее время вы вроде в выйгрыше, но стратегически в будущем вы будете сильно проигрывать своим сверстникам. ВУЗ это не только код. Это умение учиться в стрессе. Это умение договариваться. Умение себя организовывать. Это знания разных отраслей. Если не выучитесь то не видать вам руководства проектами. Будете работать вот так простым инженером всю жизнь. Да, с деньгами. Но без роста. Вы реально этого хотите?51
  • Надеждаайтишник, и что дальше у нее? Для сравнения студент ИТМО на втором курсе идёт на стажировку в Яндекс, Тинькофф, получая 70000. На третьем курсе паралельно и работает и учится получая за пол ставки от 40000. К выпуску у него зарплата от 300 тыс до 800 тыс, притом которая будет расти из года в год. Вы реально думаете что ее пустят на руководителя серьезного проекта через 4 года? Через 4 года на рынке труда появится 300 тысяч разработчиков с ВО. Кому она будет нужна с образованием в 9 классов. Ну да, будет разработчиком и все. И ничего дальше. В зарубежную компанию ей проход закрыт. Т.е. ей вообще недоступны серьезные компании с интересными должностями. И для чего это все?33
  • Надеждаnami, сейчас кстати для олимпиадников появились онлайн школы. Сын в школково занимался- прям огонь преподаватели! Хотя бы появилась возможность у детей из регионов готовиться к олимпиадам и получать дипломы. А вообще да, Москва - город возможностей.6
  • LordMopsОк, Влада, я прочитал статью и хочу сказать вот что - тебе очень повезло, что у твоего отца были связи в фирме, в которой разрабатывали ПО! У многих нет таких возможностей, ты же у hr проходишь по многим фильтрам, но большинство даже не может найти первую работу, чтобы этот опыт получить. Так что, все остальные, кто прочитает мой комментарий, особенно школьники - если у ваших родителей нет подобных связей, то даже не думайте выбирать путь, который выбрала Влада, ничем хорошим для вас это не закончится.44
  • kostia tretyakПри всём уважении к автору. Первую работу она получила по знакомству. С этого собственно и надо было начинать) В этом нет ничего плохого, каждый крутится как может. Но писать из этого историю успеха... изначально не равные возможности, плюс если мальчик, то от армии косить надо44
  • Alla EmilyВсе хейтят отказ от школы, а я бы переформулировала вопрос так: "Можно ли найти хорошую работу без высшего образования и отца, который пристроит на теплое местечко себе под крылышко для наработки тех несчастных 1-2 лет опыта, без которых никто не перезванивает выпускникам ИТ-курсов?"38
  • СергейВлада, нет никаких взвешенных решений, а просто стандартное поведение подростка в переходном возрасте, бунт против норм общества. Кто-то бросает школу убегаю с бродячим цирком или рок-группой, вы бросили школу уйдя в IT. Ситуации вроде разные, но логика одна. Скажете - бред? )) А вы перечитайте сами свои же комментарии "...вы не понимаете... устаревшее мышление... другое поколение...отличается от общепринятого..." - вот ваши аргументы. Никакой логики в том, что бы своими руками обрубать себе большую часть возможных путей развития в будущем нет. И еще, если позволите... серьезнейшая ошибка в ваших размышлениях это "...только потеряю время, окно возможностей закроется, шумиха вокруг ИТ утихнет...". Это "окно возможностей" старше не только вас, но и ваших родителей. Последовательные "IT-революции" идут с 60-70 годов. Еще в поколении Джобса и Гейтса молодые люди бросали все, что бы "успеть в IT". ))) Так что доучиваться можно было спокойно.41
  • НадеждаВлада, вывод из вашего комментария: ваша цель - отличаться от других. Если это повод оправдать себя и свое незаконченное образование - то может пора взглянуть правде в глаза и подумать, а не жалеете ли вы об отсутствии возможности учиться дальше в вузе, а не на каких то курсах. Если вы действительно живёте с установкой "быть не как все", ""иметь свой собственный путь", то это инфантильная детская позиция. Вам 18 лет, пора из этого вырасти и начать действительно думать своей головой. Потому что делать "вопреки" это тоже самое что делать "то что сказали" другие. Вашего мнения здесь нет, т к. вы изначально отталкиваетесь от чужого мнения, в вашем случае тупо в противоположную сторону. Взрослая жизнь - это когда сам анализируешь ситуацию, принимаешь решение и потом сам расхлебываешь последствия своего решения Вот я вам как опытный человек объясняю последствия вашего решения: без Вуза вы не прокачаете свой мозг до нужного уровня т к. не изучаете профильную математику, которая нужна для понимания архитектуры кода. У вас даже не будет банальной корочки о ВО, которая открывает двери в любые компании и карьерный рост. Вы ничего нового не придумаете, т.к. знаний и навыка учиться у вас для этого нет. Почитайте про образование Дурова хотя бы и вам станет понятно, почему он смог придумать много нового. Посмотрите учебные планы ПМИ ВШЭ, МФТИ, ИТМО, чтобы примерно понять, какого бэкграунда вы себя лишаете. Да и просто вы лишили себя самого лучшего студенческого времени. А это самое классное и веселое время во всей жизни! И вот после анализа того что даёт высшее образование честно сами себе ответьте на вопрос, что вы выберете: всю жизнь линейную позицию разработчика или карьеру и интересные проекты, где реально можно придумать что-то новое.36
  • айтишникAlla, согласен с вами, девушка использовала преимущество, которое у неё было. Это позволило сделать рывок. Но разве не этому учат учебники маркетинга — найти преимущество и реализовать его. Что в этом плохого? А без такого отца конечно будет сложнее, но не невозможно.5
  • Александр АлександровVulpes, да вроде всё очевидно:)1
  • Александр АлександровМаксим, с одной стороны да. Но с другой стороны связи можно самостоятельно приобрести. Если человек хочет, то добьётся. Но таким людям и плевать на любые наши советы:) они просто берут и делают.0
  • Sergey RedinНикита, эти условия действительно очень помогают, но все мы знаем множество людей с теми же начальными условиями которые ничем подобным похвастаться не могут.7
  • Mary Brandybuck48
  • namiВлада, а статья на Хабре или ином IT-ресурсе написана или что? В ТЖ я вольна читать какие угодно статьи, потому что ресурс позиционируется для широкого круга лиц. Если Вы испытываете к человеку презрение или неуважение, это не значит, что имеете право общаться с ним так, как ВАМ удобно. Такие Вы, айтишники, прогрессивные, а элементарных норм общения не выучили. Я еще и шаблон разорву, т.к. не сильно старше Вас, то есть, Вас сейчас такой же молодой человек отчитывает за грубое поведение. Чтобы Вы не думали, что тут только великовозрастные тетки сидят. За совет поискать статьи по русскому или литературе - спасибо. А Вам желаю поискать курсы по коммуникации :)31
  • Александр Александровnami, не надо обобщать на всех айтишников. Влада просто молода и опьянена сиюминутным успехом, поэтому слабо себя контролирует. Чаще айтишники всё же люди образованные и культурные. А Влада с большой вероятностью очень скоро убежит куда-нибудь в менеджмент или какой-нибудь ещё "успешный успех", и забудет про айти как про страшный сон. И мы тоже про неё забудем.40
  • Mary Brandybuck38
  • namiВлада, 1) Я бы и в лицо сказала про Ваше грубое поведение, с чего Вы решили иное? Я всегда говорю людям то, что думаю. 2) Вам уже не один человек сказал, что Вы грубите и хамите, а Вы продолжаете - Ваше право, но если Вы хотите быть руководителем своего "Яндекса", то курсы коммуникации лишними точно не будут. 3) Иногда полезно снять корону с головы хотя бы на 5 минут. О моих достижениях неизвестно ничего, но Вы с чего-то решили, что лучше меня и остальных комментаторов - это прослеживается в тоне речи и в том, что Вы сочли здесь присутствующих "горбатыми". 4) Занять позицию: "Все вокруг тупые, а я одна умная" - Ваш выбор, но это максимально инфантильная позиция, и если по ходу статьи мне было интересно про Вас почитать, я даже рассказала парочке знакомых про такую крутую айтишницу, то сейчас все Ваши достижения обнуляет Ваше хамское поведение не только по отношению ко мне, но и к остальным несогласным комментаторам. 5) Боже упаси ещё на Вас обижаться. Меня учили относиться со снисхождением к незрелым неразумным людям. P.S. Каждый из комментаторов, возможно, где-то работает или просто занимается полезным делом. Тут могут быть и учителя, и шоферы, и экономисты, и учёные из разных отраслей (к коим отношусь, например, я). Не на одном айти мир держится. Добрее будьте.29
  • Даниль СафинМаксим, первую работу в IT можно найти, если не бояться на первых порах "работать за хлеб". У меня братишка так из медиков в IT перекочевал)0
  • СергейВлада, на прямые оскорбления и хамство ты перешла первой и раньше. Это еще раз к вопросу о самомнении и адекватности. Завышенное ЧСВ вперемешку с комплексам и подростковым периодом, что сейчас проявилось в полной красе )) Так что не надо про анализ и рационализм решений и действий рассказывать. ...благодаря которому растёт узнаваемость моего личного бренда... При этом ты не личность )) Ты продукт. Продукт масс-медиа, рекламы и т.п. Сама это признаешь и считаешь нормальным. Бренд - не личность. Причем дешевый бренд... даже по посту видно, что и на курсах Яндекса ты не в первых рядах... ноль в обычном образовании. Ты даже не в первой тысяче среди своих ровесников, а ампломба ))27
  • LordMopsАлександр, профессиональный связи чаще всего формируется в вузе/колледже, там можно найти единомышленников и сформировать команду3
  • LordMopsДаниль, да конечно можно, я не говорю, что нельзя. Но тут все-таки повезло почти сразу получить опыт. Я лично пол года искал вакансию, пока меня не приняли на стажировку))) Потом правда я уже сам решил уйти от IT4
  • Конь В пальтоAlla, я себе сам нашел работу в 17 лет (на себя собсна) и ничего, всякое бывает если родители могут обеспечить на время поиска возможностей, почему бы нет?1
  • Инфузория туфелькаmaximponomaryov, может, она потом в 30 лет захочет историком стать куда без аттестата-то пойдёт? Жизнь длинная)2
  • Оттенки СинегоНикита, там еще про папины связи с трудоустройством в самом начале были упомянуты2
  • Никита ГрачёвОттенки, да, вы правы, очень важная деталь4
  • John DesmondИнфузория, не захочет. Сильно жадная.5
  • Инфузория туфелькаJohn, да, я уже почитала комментарии)1

Сообщество