Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.

Когда-то давным-давно я была 18-летней девушкой, искала работу и очень ждала обратной связи после собеседований.

Так ждала, что мне было очень неловко идти на одно собеседование, не получив обратную связь с предыдущего места, где я проходила интервью. Письма с формальными отказами после собеседования я получала дай бог в половине случаев. Звонила эйчарам узнать результаты, если мне не перезванивали с предложением о работе. Но с какого-то момента я перестала ждать и больше не звоню.

У меня за жизнь было очень много собеседований, основное их количество пришлось на период 18—22 лет. И ни разу не было такого, чтобы я позвонила после собеседования и услышала: «Мы вас берем».

Часто я узнавала, что остановились на другой кандидатуре. Это было неприятно, иногда даже больно — и все же лучше, чем неопределенность. Но больше половины ответов по результатам интервью были такими: «Мы еще не решили».

Самое обидное — я первое время реально думала, что такой ответ означает, что у меня есть шанс, и ждала ответа. Но после такого предложение о работе я получила только один раз.

Сейчас понимаю, что означало «мы еще думаем» после собеседования:

  1. «Отказ, но мне неприятно давать тебе отрицательную обратную связь. Отвали!» Вероятность — 80%.
  2. «Другому кандидату сделали предложение, но он пока его не принял или еще не вышел. Ты остался впрок». Вероятность — 19%.
  3. «Мы насчет тебя действительно думаем, подожди немного». Вероятность — 1%.

Мой вывод такой: не сделали предложения сразу после собеседования — значит, если захотят пригласить на работу, сами наберут. Иногда звонили вечером того же дня, иногда — через два месяца после собеседования. Иногда звонили, а я не отвечала, но в этом случае писали смс и просили набрать.

Все это неприятно, противно, особенно после того, как приходила на очное собеседование по морозу, долго душевно общалась с эйчаром и потенциальной начальницей. Но я стала относиться к отсутствию обратной связи как к неизбежному злу. Так проще.



Иллюстратор — Аня Кольцова
Редакция
Редакция
Согласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Владимир

При прохождении собеседования всегда говорил, что вы - третьи-четвертые, кто меня собеседует за последнюю неделю. Если не было ответа и я был заинтересован в работе - звонил сам и говорил, что есть офер, но работать у вас было бы интереснее. Пару раз прокатывало.

65
0
Дмитрий Романов

Как это знакомо.
Но 3 года назад, в последний раз, когда активно искал работу- я просто на это забил. Искал работу 1,5 месяца. По началу ни шатко,ни валко. И когда я ситуацию отпустил, тут пошли приглашения один за другим. За неделю было 4 приглашения, и уже по факту трудоустройства, спустя 3 недели еще два приглашения! В общем, не надо зацикливаться, это 100%.
А вообще, по hr у меня отдельная история претензий. Не знаю, как в других странах, но в России культура собеседований и обратной связи- просто даже не на нулевом, а на отрицательно месте находится.
Это очень печально и ято с этим делать - хз.

62
Vestnik Apokalisa

Дмитрий, в Америке такая же ситуация)У меня одна HR пропала после того, как назначила собеседование, и так не ответила ни на мое голосовое, ни на письмо. И это был Harley-Davidson, а не какая-то маленькая компания.

20
Аглая Воронова

Дмитрий, а у нас вообще культура не великая. Вы думаете, что кандидаты лучше?
Я очень часто на отрицательную обратную связь получаю в ответ хамство.
Да и на собеседованиях не лучше.

5
Дмитрий Романов

Уверен, кандидаты бывают не лучше.
Однако, если вы, по крайней мере, стараетесь давать обратную связь- вам уже честь и хвала!
Глядишь, мир станет чуточку лучше!

19
0
Влад Беляков

Мне всегда интересна обратная связь не "мы вам перезвоним", а что-то более конкретное. Например: "собеседующему показалось что Вам надо подтянуть алгоритмы и bash, понравилось знание Python".

38
Kristi002 Fox

Влад, а они так никогда не говорят))) Это очень странная политика у них. Не понимаю, что стоит сказать человеку, который показался заинтересованным в собемндовании, если они знают ответ, почему он не прошел. Как будто их сожрет на месте акула, если они скажут эту суперконфиденциальную информацию

24
Айрат Сафин

Kristi002, мешает сказать обратную связь после собеседования то же самое, что мешает дать обратную связь после неудачного свидания. Как правило, никто же не скажет, что у тебя плохие манеры, тупые шутки, пахнет изо рта и просто скучный, а будет мило улыбаться и контрольное "спасибо за вечер, созвонимся (нет)"
Ну и плюс вероятность нарваться на спор мол нет, я не такой, вы ошибаетесь, вообщем лишний ненужный гемор для интервьюира

24
Супер Мама

Айрат, разница в том, что HR работу делает, и ей за это деньги платят.

4
Айрат Сафин

Супер, верно. Но HR платят за удачный подбор кадров, а не за консультативную работу с неподходящими кандидатами. Поэтому этот момент исключительно на его усмотрение

1
Аглая Воронова

Айрат, какое крутое сравнение)))))))))))))))))))))))
И самое смешное, что вообще было бы хорошо сказать "у тебя воняет изо рта" - это дало бы "зону ближайшего развития". Но так не делают или делают редко.

3
Нина Тимофеева

Айрат, согласна, однако и после свидания некрасиво говорить "созвонимся" и исчезать. Но там личные отношения, а тут вроде как профессионалы. Другой вопрос, что рекрутер может и не знать точную причину отказа, если решение принял начальник.

2
Аглая Воронова

Kristi002, потому что давала обратную связь hr. И она не знает какого докера или баша не хватило и какого линукса нет опыта установки.
У нее просто инфа «не подходит». Вот она и отвечает так.

0
Alexander

Влад, хотел ответить на ваш комментарий, в итоге получилась отдельная самостоятельная мысль -- https://journal.tinkoff.ru/job-interview-opinion/#c1127764

>> cобеседующему показалось что Вам надо подтянуть алгоритмы и bash, понравилось знание Python".

Мы так несколько человек и наняли с лагом минимум в год от первой встречи на вакансию, которая еще даже опубликована не была .

2
Леонид Старостин

Влад, и мне тоже, поэтому всегда после отказов докапываюсь до HR, чтобы получить полноценную обратную связь. И почти всегда получаю, полезная штука)

1
really nice
Герой Т—Ж 💫

Влад, алгоритмы ибаш, зачет

0
0
Елизавета Сопруненко

07.12.22, 06:44

Отредактировано

Я столкнулась с другой странностью. Меня собеседовал CEO, всё было отлично, мы, казалось, остались довольны друг другом. Я попросила выслать тестовое, чтобы понять, подойдём ли мы друг другу, — самый обычный вопрос. Собеседник сказал, что пришлёт его до конца дня… И всё. Через день написала сама, спросила, будет ли тестовое. Но ответа не получила.

И вот что это было? Ну не подошла я по каким-то причинам, на напиши хотя бы «сорян, не подходите». А тут человек просто слился без понятных причин. Обидно, досадно, но ладно.

35
ТиграБенгальская

Простите,, так может роходить сбор информации о внутренней кухне ваших предыдущих работодателей, если они прямые конкуренты

3
Елизавета Сопруненко

ТиграБенгальская, не конкуренты, в том и дело))

3
Аглая Воронова

Простите,, вот очень бесит.

1
Ерофей Дорогин

Простите,, Я тут где-то на ТЖ описал случай из своей биографии: прошёл все этапы, последний разговор с ГД. Далее обратная связь с формулировкой "нам на эту позицию нужна женщина".

0
Баклажан

Простите,, мне такие конченные тоже попадались. Сделал тестовое, сказали, что хотели бы пообщаться, спросили, когда удобно. Я ответил и всё….

0
Елизавета Сопруненко

Артём, сочувствую :(( Это неприятно. Но зато сразу видно, как относятся к сотрудникам.

0
Вилко

Простите,, а вот нечего CEO задания раздавать!

0
Maey Wrote

Аглая, вы сейчас реально задались вопросом почему людей бесит отсутствие обратной связи? Тогда все ваши -" я даю обратную связь" - чушь собачья. Просто вы даже не осмысливаете. Вот весь HR такой. Ни одного толкового сотрудника этой профессии в жизни не встречала. В чем их смысл при наборе персонала - непонятно. Технически вы позиции не знаете, требования руководителей тоже, как первичный фильтр - редкое говно, пропускает дельных кандидатов. Да даже дать задачу найти и собрать базу кандидатов - не умеете. Будете сидеть у моря и ждать пока какой-нибудь бедолага отзовётся.

32
Андрей

Maey, Вы совершенно правы.
Знаю реальную историю, когда в достаточно средней компании руководитель, он же хозяин, никак не мог понять, почему так долго не могут найти толковых людей на несколько позиций не самых сложных.
Вызвал кадровика, попросил его дать ему резюме, которые тот отбраковал и из них за полдня после личного собеседования нашел сотрудников, одного сделал замом.
кадровика уволил в тот же день и больше их не брал.

21
0
Наталья Анисимова

По юности как-то устраивалась на работу и по окончанию собеседования мне сказали, что сначала проведут проверку через СБ и по итогам сообщат мне решение. Прошла неделя, другая... Я не звонила, ибо сказали сами позвонят. Ну сами так сами. Стала присматривать другие варианты и вот проходит третья неделя. Звонок, а я уже и забыла про них.))) Говорят мол все у меня после проверки СБ хорошо, ждут на работу. Чего они там пытались три недели на студентку накопать, я не знаю, может действительно ждали какого-то другого кандидата, но не дождались.

18
Аглая Воронова

Наталья, у некоторых компаний реально очень долгое прохождение СБ для всех сотрудников. Ее никак не обойти. И бывает, что 3 недели. Бывает.

6
Irina Viv

Аглая, это точно. Сын устраивался в Сбере это заняло почти 3 месяца с положительным результатом

5
Влад Беляков

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, на госпредприятие устраивался в 2012 году.
4 месяца через ФСБ проверяли.
Хотя не знаю что они там проверяли если у меня родственников нет, за границей один раз( в 11 лет) был, учился по специальности, приводов в ментовку не было.
Сейчас я бы не стал ждать несколько недель непонятно чего и пошел к другому работодателю.

2
Аглая Воронова

Влад, вопрос просто в самой форме, а не в Ваших родственниках.

0
Андрей

Наталья, зависит от компании.
если крупная, то у их СБ есть контакты с другими СБ, если Вы до этого работали тоже в крупной компании, поэтому при не первом месте работы обычно проверки быстрые.
А вот если первое, то негде запросить информацию, которую по Вам уже искали и находили.
Сегодня уже есть базы определенные, а ранее надо было писать в МВД, например, да еще Вашего родного региона, если Вы не из Москвы/Питера.
В зависимости от компании и подразделения ,в которое приходите, проверяют на судимость родню до N-го колена. Вы, можете, вообще не знать о таких родственниках, а они есть и их тоже проверяют.

5
0
Anya

Именно прям ждать, надеяться и никуда не ходить больше, пока не ответили из первого места - точно не стОит. Ну а так, "мы с Вами свяжемся" абсолютно точно не подразумевает отказа. На собственном опыте и опыте близких знакомых знаю, что некоторые конторы, особенно крутые и крупные, реально долго согласуют.
Ну а так, конечно, многое бесит. И то, что истинную причину отказа крайне редко объясняют, и то, что могут долго мучить тестовыми, а в итоге ничего.
Но самое тошное собеседование было у меня, когда меня зачем-то позвали для статистики.
На собеседовании было три унылых девушки. Одна откровенно зевала, листая телефон. Другая просто читала моё резюме, поковыривая в носу. Третья задала пару надменных вопросов, в основном не особо относящиеся к делу. И всё. Я вышла как оплеванная от туда в ужасном настроении. Я сразу поняла, что изначально они не были настроены на диалог. Но только потом я случайно узнала (сфера то одна))) , что на момент, когда я туда пришла, они уже выслали оффер человеку, человек его подписал, и дорабатывал последние дни на старом месте, чтобы выйти к ним. Вот нафига так делать, а???
И, кстати, человека они взяли реально хорошего. Девушка одного со мной возраста, но без мужа и детей, что сразу её делает более предпочтительной для любого работодателя, чем меня с садом, утренниками и удаленками)))Девушка более релевантным опытом и с бОльшим опытом именно в нужной сфере (у меня был перерыв на декрет в 3года). Ну и в целом, она больше подходит под стиль компании (это не камень в её огород, просто там определённые моменты есть, куда я бы не вписалась, думаю). Ну вот ЗАЧЕМ звать, когда уже нашли подходящего человека?
Ещё и с обратной связью перезвонили, хотя та девушка уже вышла.
Надеюсь, ей там действительно хорошо, она замечательная и крутой профессионал.

17
Андрей

Anya, зря Вы так думаете. есть работодатели, которые, наоборот, любят и берут тех, у кого много "якорей". в виде кредитов, семьи, детей...
а свободный как ветер человек их пугает.
Для такого подхода в компании достаточно, чтобы там работал бывший мент, всё.

11
0
IT Girl
Герой

10.12.22, 16:19

Отредактировано

Бывает такая странная обратная связь, что лучше бы ее и не было. Например: я - технический писатель, и пишу именно технические тексты, туториалы. Однако меня часто находят какие-то эйчары, которым нужен автор промо-статей для продвижения-продажи ИТ-продуктов и сервисов. Они спрашивают у меня ссылку на портфолио (где, разумеется, 100500 туториалов и курсов), и бывает, что через пару недель пишут: "К сожалению, Вы нам не подходите".
WTF? Я и не собиралась вам подходить, попросили ссылку на портфолио - дала, предупредила, что не пишу "продающие" тексты.

17
Владимир

Разбитная, Значит не стоит у вас работать.

16
0
Андрей

Все верно. Хорошо бы в школах сразу учили такой позиции.
Я так стал относиться уже будучи относительно взрослым и не только к вопросам собеседования и обратной связи, но вообще ко всему и ко всем.
Например, договорились встретиться в 10-00. человека нет в 10-10. досвидос. и больше никогда с этим человеком встреч не будет.
Просят в долг до конца месяца. даю. месяц закончился, сам не напоминаю. через две недели человек сам начинает нудеть, что вернет частями. разрешаю, но сразу говорю, чтобы больше ко мне не обращался с подобными вопросами.
И так во всем. с членами семьи, знакомыми, коллегами.
очень облегчает жизнь, расчищает круги необязательных и несобранных долб...ов вокруг.

Не помню, здесь ли, была статья с воплем кадровика о том, что человек, которому собрались делать предложение о работе или о заключительной встрече с непосредственным начальником, не приезжает или не реагирует на звонки, смс.
оооох, сколько же там таких воплей от ее коллег было в комментариях.
ни одна ов...а даже не задумалась о карме/бумеранге/справедливости за их "мы вам перезвоним".
в качестве оправдания такие кадровики всегда пишут: у меня столько людей, каждого обзванивать потом долго.
а это твоя работа!

не пишите мне, что кадровики - это те, кто заполняет трудовые книжки, а вы все HR.
нет! вы кадровики все.
тот же ..., только вид сбоку в таких случаях говорят.

нет профессии, которую бы я презирал больше.

14
Аглая Воронова

Андрей, я - HR, и даже если по 5 собеседований в день, то дать всем-всем обратную связь - совершенно не сложно. Да, нужно вести таблицу. Да, нужно уделить этому минут 20 в неделю.
Все.
И - да, делать это не приято. Часто нарываешься на негатив. Однако это реально работа, которую надо выполнять.
И, да, нужно со школы учить и проходить собеседования, и проводить. И уважать поставленные сроки.

15
0
Юлия Иванова

Следующий уровень это когда делаешь тестовое задание полдня-день, а в итоге игнор, как обычно. В аду должен быть отдельный котел для таких hr-ов.

14
0
Надежда Махова

05.12.22, 06:45

Отредактировано

Считаю, правильным, если тебе говорят, мол, в течение двух ней не позвонили, значит, всё.
Это реальный срок отсобеседовать ещё несколько кандидатов и принять решение взять кого-то или переписать вакансию под другие требования, либо переучить своего сотрудника.
Всё, не морочить голову людям.
К меня было так, что сразу приглашали, вечером перезванивали, в течение двух дней...

Было, что приглашали и позже, но я уже давала согласие выйти в другое место.
Одни товарищи пригласили, договорились, что я, выйду через несколько дней, им надо было установить рабочее месте, через неделю звонят, мол, мы вас уже и не ждём. Ну и ладно, я к тому времени, других нашла😁😁😁

Плохо, что у нас не принято делать письменный оффер, и часто потом работодатель сливается с обещанного. И да, нужно говорить, что вы активно ищите работу и у вас несколько собеседований было вчера-позавчера, сегодня два и со следующей недели вы планируете выйти на работу.

13
Anya
Автор

06.12.22, 06:16

Отредактировано

Надежда, почему не принят письменный оффер? Ещё как принят. Первый письменный оффер я получила в 2016ом. Год назад, при выходе из декрета - тоже подродбный и письменный. Три месяца назад я меняла работу, прошла ряд собеседований. Получила два оффера, письменных. Один из них приняла, очень довольна. У мужа тоже - последние три места работы - только официальные письменные офферы. Видимо от уровня компании зависит.

9
0
андрей иванов

"Налью" еще про HR. Часто, даже на топовые позиции фидбэк уровня "дно". Из реальной жизни (за последние 3-4 года):
1) позиция CFO в очень крупной компании, типо инхаус exec search команда - "Андрей, Вы в отпуск, да? Мммм... Как плохо...У нас есть ведь и другие кандидаты, понимаете? Но Вы нам так понравились (уже успел встретиться с HRD), что так и быть (ЧТО БЛ..Ь?!) после вашего отпуска представим Вам Генеральному Директору".
2) Брендовый exec search, искали человека в Совет Директоров - устно пообщались с ними, потом с Генеральным Директором, последняя встреча должна была бы быть с акционером. Тупо пропали, когда у них IPO сорвалось. Даже не написали....
Про то, что творилось иногда, когда я еще не был топ-менеджером, вообще умолчу:)
И в целом, из 8-10 так называемых exec search хантеров, в моем круге общения только 2-3 реально крутые, профи и т.д. Всегда есть связь, дают советы (в т.ч. куда-то не идти) и т.п.
Справедливости ради, есть адекватные и крутые HR. В итоге, замкнутый круг: эйчары гонят на неадекватных кандидатов, адекватные кандидаты гонят на неадекватный эйчар. Начать, как всегда, надо с себя, но это сложно для людей обычно.

11
0
Sergey Averyanov

Отсутствие обратной связи это явное неуважение к кандидату, особенно учитывая тот факт, что сейчас в случае отказа просто приходит автоматическое письмо от робота и никаких трудозатрат оно не требует вообще. Но многие компании даже этого сделать не могут.

11
Аглая Воронова

Евгений, я - менеджер по подбору персонала сейчас. И стараюсь всем дать обратную связь. Именно потому что была в той шкуре и не хочу портить себе карму.

9
Андрей

Аглая, зря поднял. у кадровика должен быть "наметан" глаз на адекватность, как по тексту резюме, так и по телефонному общению. ее манере. сегодня, благодаря технологиям, можно еще провести видео-собеседование, на котором еще больше оценить степень адекватности. и все это не за часы, а достаточно оперативно.

9
Anya

Аглая, к счастью, я доросла до уровня, когда имею право и возможность чего-то требовать и получать это. И требуют по разному. Я понимаю, что у вас слегка проф деформация уже, но, поверьте, именно я требую так, что это дают, либо объясняют, что дать не могут. Единственное неприятное собеседование я описала выше. Хотя, конечно, наверняка Вы по работе видите разное.

7
0
Сергей Варламов

12.12.22, 15:17

Отредактировано

Однажды по тако наивности искал работу три месяца зацикливаясь на одном и упуская другое. Думал, что один такой олух, теперь отлегло

7
0
Мятлик
Герой

13.12.22, 07:50

Отредактировано

Мой комментарий будет не совсем про отсутствие обратной связи, но всё же: меня огорчает, что первичные собеседования (то есть, с hr-специалистами) после окончания пандемии перестали проводить по видеосвязи и теперь приходится через весь город ехать, дабы всего лишь узнать те подробности о вакансии, которые по телефону не сообщили или в тексте на сайте не указали. Раньше я за день могла по видеосвязи прособеседоваться в пяти компаниях, а теперь, когда просят живые встречи - максимум в одной-двух 😕
Отдельная хвала эйчарам, которые проводят первичное "мини-собеседование" по телефону, дабы ни одной из сторон не приходилось тратить время на очную встречу (считаю, что её лучше проводить уже при вторичном собеседовании с руководством).

7
Андрей

Аглая, Вы ошибаетесь. пандемия показала, что удаленно могут работать абсолютно все. Очные совещания не нужны. в них (любых совещаниях) вообще мало толку. без них всё и все прекрасно работают.
говорю, как типичный офисный сотрудник. до пандемии удаленный формат даже не обсуждался в компании. во время нее необходимые совещания как внутри компании, так и с городскими учреждениями проходили в режиме онлайн через соответствующие приложения.
после снятия всех ограничений значительная часть офисных сотрудников уволилась, когда им отказали в удаленном и/или комбинированном режиме работы.
из дома работали, подключившись к облачным серверам, также происходило подписание документов (ЭЦП).
нет сегодня должностей, которые требуют обязательного присутствия в офисе. к сожалению, в РФ не всем даже пандемия это показала.
исключения естественны: рабочие профессии, врачи, диспетчера...

6
0
Mike

Просто не париться, сразу забывать о собеседовании и идти на следующее. Позвонят с предыдущего - отлично, нет - время не теряем.

6

Сообщество