Я раскрыл массовое кибермошенничество — часть 2

Как мы вернули деньги через суд
137
Аватар автора

Ранис Шагиев

раскрыл кибермошенников

Страница автора

В 2018 году у моего брата со счета телефона похитили 15 349 ₽: сначала 14 925 ₽, а через пять месяцев еще 424 ₽. Как это произошло, я рассказал в первой части истории.

Злоумышленники с помощью смс списали деньги с телефонного баланса, который одновременно был счетом банковской карты брата. Мы больше года писали жалобы в Роскомнадзор, Банк России, прокуратуру, полицию, оператору связи и банку брата — безрезультатно. Никто не верил, что переводы совершили мошенники, а не брат: все из-за услуги «Мобильный платежи». Роль сыграло и то, что украли небольшую сумму: контролирующие органы и МВД не хотели заниматься незначительным преступлением.

Поэтому мы решили обратиться в суд с иском к одному из крупнейших операторов связи — «Мегафону», хотя понимали, что доказательств его вины было недостаточно.

В итоге в августе 2020 года брату присудили 29 875,55 ₽. Это сумма с учетом судебных расходов, компенсации морального вреда, неустойки и штрафа. Вот как это было.

Как я писал исковое заявление

Я достаточно часто обращался в суд и уловил логику процесса — знал, как аргументировать свою позицию и на что обращать внимание в иске. Суд не раз помогал мне возвращать деньги: я уже писал в Т⁠—⁠Ж, как взыскал компенсацию за отель, который не соответствовал заявленной категории, и вернул стоимость платной регистрации на рейс из-за технических проблем у авиакомпании. Иск к «Мегафону» и банку я тоже решил писать самостоятельно.

Причин подавать в суд и на оператора, и на банк было две:

  1. Деньги брата хранились на счете «Мегафона». Брат переводы не совершал и посторонним симкарту не передавал, то есть соблюдал все правила безопасности. Но мошенник смог списать деньги без подтверждения одноразовым паролем — значит, оператор не обеспечил сохранность денег на счете, а банк не приостановил однотипные операции.
  2. «Мегафон» и банк «Раунд» — аффилированные компании, поэтому и отвечать должны вместе. Но степень вины каждого может определить только суд.

За несколько дней я собрал все документы и подготовил иск. В нем ориентировался на закон о защите прав потребителей, так как брат — потребитель банковских услуг и услуг связи. Чтобы удостовериться, что я правильно составил исковое заявление, показал его текст юристу.

В иске мы требовали взыскать солидарно с оператора и банка:

  1. Незаконно списанные деньги — 15 324 ₽. Деньги за отправку смс — 25 ₽ — мы включать не стали: их «Мегафон» вернул раньше.
  2. Проценты за то, что ответчики не вернули брату деньги, а «пользовались» ими с 20 августа 2018 года, даты первого хищения, по 7 октября 2019 года, день подачи иска. Такая ответственность предусмотрена законом, если ответчик неправомерно удерживает деньги или уклоняется от их возврата. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, если другой размер не установлен законом или договором. В нашем случае сумма процентов исходя из ключевой ставки составила 1293,13 ₽.
  3. Проценты с 8 октября 2019 по день исполнения решения суда — также исходя из ключевой ставки Банка России.
  4. Расходы на оказание юридических услуг — 15 000 ₽.
  5. Компенсацию морального вреда — 5000 ₽. В такую сумму я оценил душевные страдания брата.
  6. Штраф за отказ ответчиков добровольно удовлетворить требования потребителя — 50% от суммы, которую суд взыщет в пользу брата.

Вместе со штрафом по закону «О защите прав потребителей» получилось 47 425,7 ₽. Вообще, этот штраф рассчитывает судья после того, как решит, сколько взыскать с ответчика. Истец штраф считать не должен — достаточно заявить требование о нем. Все расчеты я подробно расписал в иске — это требование гражданского процессуального кодекса.

К исковому заявлению мы приложили копии документов, которые подтверждали наши требования. Вот их список:

  1. Договор об оказании услуг связи на абонентский номер брата.
  2. Заявление на выдачу банковской карты.
  3. Вся переписка с оператором и банком.
  4. Детализация по абонентскому номеру.
  5. Обращения в правоохранительные органы.
  6. Претензии брата оператору и банку.

Также приложили копии паспорта брата, договора с юристом и квитанции об оплате его услуг.

Исковое заявление в суд. Всего мы просили взыскать чуть больше 47 тысяч рублей, но цена иска была меньше, потому что в нее не включается моральный вред и судебные расходы. Чтобы показать расчет процентов по ст. 395 ГК РФ, я сделал таблицу: ключевая ставка несколько раз менялась, а сумма долга выросла после второго хищения — расчет был сложным
Исковое заявление в суд. Всего мы просили взыскать чуть больше 47 тысяч рублей, но цена иска была меньше, потому что в нее не включается моральный вред и судебные расходы. Чтобы показать расчет процентов по ст. 395 ГК РФ, я сделал таблицу: ключевая ставка несколько раз менялась, а сумма долга выросла после второго хищения — расчет был сложным
Исковое заявление в суд. Всего мы просили взыскать чуть больше 47 тысяч рублей, но цена иска была меньше, потому что в нее не включается моральный вред и судебные расходы. Чтобы показать расчет процентов по ст. 395 ГК РФ, я сделал таблицу: ключевая ставка несколько раз менялась, а сумма долга выросла после второго хищения — расчет был сложным
Исковое заявление в суд. Всего мы просили взыскать чуть больше 47 тысяч рублей, но цена иска была меньше, потому что в нее не включается моральный вред и судебные расходы. Чтобы показать расчет процентов по ст. 395 ГК РФ, я сделал таблицу: ключевая ставка несколько раз менялась, а сумма долга выросла после второго хищения — расчет был сложным
Исковое заявление в суд. Всего мы просили взыскать чуть больше 47 тысяч рублей, но цена иска была меньше, потому что в нее не включается моральный вред и судебные расходы. Чтобы показать расчет процентов по ст. 395 ГК РФ, я сделал таблицу: ключевая ставка несколько раз менялась, а сумма долга выросла после второго хищения — расчет был сложным
Исковое заявление в суд. Всего мы просили взыскать чуть больше 47 тысяч рублей, но цена иска была меньше, потому что в нее не включается моральный вред и судебные расходы. Чтобы показать расчет процентов по ст. 395 ГК РФ, я сделал таблицу: ключевая ставка несколько раз менялась, а сумма долга выросла после второго хищения — расчет был сложным
Исковое заявление в суд. Всего мы просили взыскать чуть больше 47 тысяч рублей, но цена иска была меньше, потому что в нее не включается моральный вред и судебные расходы. Чтобы показать расчет процентов по ст. 395 ГК РФ, я сделал таблицу: ключевая ставка несколько раз менялась, а сумма долга выросла после второго хищения — расчет был сложным
Исковое заявление в суд. Всего мы просили взыскать чуть больше 47 тысяч рублей, но цена иска была меньше, потому что в нее не включается моральный вред и судебные расходы. Чтобы показать расчет процентов по ст. 395 ГК РФ, я сделал таблицу: ключевая ставка несколько раз менялась, а сумма долга выросла после второго хищения — расчет был сложным

Брат подал исковое заявление 8 октября 2019 года лично в канцелярию судебного участка мирового судьи по адресу своего места жительства, так как цена иска была меньше 100 000 ₽, а спор был о защите прав потребителей — можно было самостоятельно выбрать место его рассмотрения. В цену иска не включается моральный вред и судебные расходы.

В канцелярию брат отнес экземпляр искового заявления для суда со всеми приложениями, в том числе описями и квитанциями об отправке комплектов иска ответчикам. Один экземпляр заявления с отметкой о принятии остался на руках у брата.

Подтверждение отправки ответчикам комплектов искового заявления: описи и квитанции. Их мы приложили к экземпляру иска для суда
Подтверждение отправки ответчикам комплектов искового заявления: описи и квитанции. Их мы приложили к экземпляру иска для суда
Подтверждение отправки ответчикам комплектов искового заявления: описи и квитанции. Их мы приложили к экземпляру иска для суда
Подтверждение отправки ответчикам комплектов искового заявления: описи и квитанции. Их мы приложили к экземпляру иска для суда

Как суд вынес и отменил заочное решение

От судебного участка мы получили смс, что заседание назначили на 31 октября. На нем присутствовали только мы с братом, представители оператора и банка не явились. Возражений на иск они также не представили.

По закону суд может рассмотреть дело без ответчиков, если они знали о времени и месте заседания. Судья проверил материалы дела, спросил у нас, не против ли мы решить спор без ответчиков, — мы были согласны.

Я выступил как представитель брата: рассказал о хищении денег и возбуждении уголовного дела, огласил основную версию мошенничества — при помощи клона симкарты. Аргументировал позицию тем, что брат переводы не делал, посторонним людям симкарту не давал. Также упомянул, что симкарта была нужна исключительно как ключ к счету, а типовыми услугами — звонками, смс, интернетом — брат никогда не пользовался. Раз все именно так, значит, в хищении виноваты оператор и банк.

В итоге судья вынес заочное решение — удовлетворить требования частично и взыскать в пользу брата 31 992,43 ₽. Это сумма с учетом почтовых расходов — 566,74 ₽, которые брат указал в иске, когда уже сдавал его в канцелярию. Но компенсацию морального вреда суд снизил с 5000 до 1000 ₽, а стоимость юридических услуг — с 15 000 до 5000 ₽, поэтому уменьшился и штраф по закону «О защите прав потребителей».

Суд признал оператора единственным ответчиком — именно он должен был выплатить все присужденные брату деньги.

Заочное решение суда. Деньги брату должен был выплатить «Мегафон» — в два раза больше, чем украли мошенники
Заочное решение суда. Деньги брату должен был выплатить «Мегафон» — в два раза больше, чем украли мошенники

По закону суд направляет ответчику копию заочного решения в течение 3 дней со дня его принятия. Когда ответчик получит документ, он может оспорить его в течение 7 дней — для этого достаточно доказать, что ответчик не мог явиться в суд по уважительной причине.

Решение вступает в силу через месяц после принятия — это срок на его обжалование, отдельный процесс, когда надо доказать, что в решении были ошибки. На следующий день после того, как решение вступит в законную силу, можно просить выдать исполнительный лист.

В нашем случае оператор 13 декабря направил в суд заявление об отмене заочного решения — 27 декабря его отменили и назначили новую дату заседания.

Заявление оператора об отмене заочного решения: представитель «Мегафона» не мог явиться в суд, потому что извещение получил в день заседания
Заявление оператора об отмене заочного решения: представитель «Мегафона» не мог явиться в суд, потому что извещение получил в день заседания
Определение суда об отмене заочного решения. Новое заседание назначили на 20 января 2020 года
Определение суда об отмене заочного решения. Новое заседание назначили на 20 января 2020 года

Как началось рассмотрение дела

На заседание 20 января 2020 года никто не пришел: суд не направил уведомления. Поэтому судья отложил рассмотрение дела на 27 января. Об этом заседании нас тоже никто не уведомил, но в тот день брату позвонили из суда и попросили написать заявление об увеличении исковых требований и рассмотрении дела без его участия.

Я понимал, что сотрудники судебного участка просто забыли известить нас о заседании и так пытались исправить свою ошибку. Мы в целом были не против, тем более представитель оператора направил ходатайство об отложении рассмотрения дела — если бы мы пришли в суд, услышали бы только, как заседание переносится.

Поэтому мы направили секретарю судьи по электронной почте скан заявления об увеличении исковых требований — пересчитали сумму процентов. После этого мировой судья определил удовлетворить ходатайство представителя «Мегафона» и назначил новую дату заседания — 20 февраля.

Протокол судебного заседания 20 января. Из⁠-⁠за того, что суд не уведомил стороны процесса, рассмотрение дела отложили на неделю
Протокол судебного заседания 20 января. Из⁠-⁠за того, что суд не уведомил стороны процесса, рассмотрение дела отложили на неделю
В заявлении об увеличении исковых требований я пересчитал сумму процентов — она выросла на 305,12 ₽
В заявлении об увеличении исковых требований я пересчитал сумму процентов — она выросла на 305,12 ₽
В протоколе от 27 января судья назначил новое заседание — 20 февраля в 11:00
В протоколе от 27 января судья назначил новое заседание — 20 февраля в 11:00

На заседание 20 февраля представители «Мегафона» и банка «Раунд» снова не пришли, но мобильный оператор направил возражения на наше исковое заявление.

«Мегафон» утверждал, что клона или дубликата симкарты быть не может, а причастность сотрудников оператора не подтверждается доказательствами, поэтому просил полностью отказать в иске. В результате судья снова отложил заседание — на 25 февраля.

Возражения оператора на наше исковое заявление меня не впечатлили: сумбурным текстом ответчик отрицал возможность клонирования симкарты и всю вину перекладывал на брата
Возражения оператора на наше исковое заявление меня не впечатлили: сумбурным текстом ответчик отрицал возможность клонирования симкарты и всю вину перекладывал на брата
Возражения оператора на наше исковое заявление меня не впечатлили: сумбурным текстом ответчик отрицал возможность клонирования симкарты и всю вину перекладывал на брата
Возражения оператора на наше исковое заявление меня не впечатлили: сумбурным текстом ответчик отрицал возможность клонирования симкарты и всю вину перекладывал на брата
Возражения оператора на наше исковое заявление меня не впечатлили: сумбурным текстом ответчик отрицал возможность клонирования симкарты и всю вину перекладывал на брата

Что было не так с возражениями оператора на иск

Стиль и содержание возражений на исковое заявление меня не впечатлили, поэтому я решил подробно их изучить: чувствовал, что там могут быть ошибки. Меня зацепила ссылка на судебную практику, и я сразу попал в точку.

Оператор приводил в качестве примера решение Пресненского районного суда от 30 июня 2015 года № 2-2220/15, но на сайте судебного участка такого решения нет. А вот решение Октябрьского районного суда города Пензы от 19 октября 2011 года № 2-1932/2011, наоборот, подробно раскрывает аналогичный спор и полностью подтверждает наши доводы о наличии клона симкарты.

Одного из дел, на которые ссылался представитель мобильного оператора, нет в судебной базе
Одного из дел, на которые ссылался представитель мобильного оператора, нет в судебной базе
А второе дело подтверждало нашу позицию: клон симкарты может существовать
А второе дело подтверждало нашу позицию: клон симкарты может существовать

На следующем заседании, 25 февраля, я передал судье и представителю оператора комментарии к возражениям, где подробно описал, с чем мы не согласны. Указал на нестыковки в ссылках на судебную практику, а также сделал акцент на деле, которое подтверждало нашу позицию.

Судья решил направить запрос в отдел полиции, чтобы в суд представили материалы уголовного дела. После этого представитель оператора предложил перенести заседание: ему нужно было время, чтобы ознакомиться с нашими комментариями. Судья согласился.

На следующем заседании, 5 марта, представителей опять не было, но оператор направил ходатайство об отложении рассмотрения дела, чтобы провести техническую проверку по нашим доводам. В итоге судья снова отложил заседание — до 13 марта.

Наши возражения на отзыв «Мегафона». В них я сделал акцент на выводах похожего судебного дела о наличии клона симкарты и сослался на статью авторитетного аналитика на сайте антивирусной компании
Наши возражения на отзыв «Мегафона». В них я сделал акцент на выводах похожего судебного дела о наличии клона симкарты и сослался на статью авторитетного аналитика на сайте антивирусной компании
Ходатайство оператора. «Мегафон» попросил паузу для технической проверки довода о возможности создать клон симкарты
Ходатайство оператора. «Мегафон» попросил паузу для технической проверки довода о возможности создать клон симкарты

Как оператор доказывал, что клонировать симкарту невозможно

Заседание 13 марта было важным и информативным: оператор представил техническое заключение, а из полиции поступили материалы уголовного дела.

В техническом заключении оператор сделал вывод, что симкарту клонировать невозможно. Вот почему:

  1. В 2018—2019 годах не было претензий по абонентским номерам «Мегафона» о наличии клонов симкарт. Впоследствии окажется, что это неправда.
  2. Смс, при помощи которых украли деньги, поступали и отправлялись в зоне действия базовой станции оператора по адресу: г. Казань, ул. Сибирский Тракт, д. 12 А.

Второй пункт меня удивил, ведь в день кражи телефон был у меня. Я точно знал, что симкарта была совершенно в другом месте — в селе Столбище Лаишевского района Республики Татарстан, это в 30 километрах от Казани. В какой-то мере я даже успокоился: это означало, что в телефоне точно не могло быть вирусных приложений.

Странным было то, что оператор сделал заключение только по первому хищению, хотя по второму было больше сведений и в детализации был указан IMEI устройства злоумышленника. Напомню: когда деньги украли во второй раз, все смс принимались и отправлялись через симкарту в телефоне, который брату не принадлежит.

Заключение о невозможности клонировать симкарту «Мегафона» — всего две страницы, никакого детального анализа. Заключение подписал техдиректор филиала «Мегафон-Поволжье»
Заключение о невозможности клонировать симкарту «Мегафона» — всего две страницы, никакого детального анализа. Заключение подписал техдиректор филиала «Мегафон-Поволжье»

С материалами уголовного дела все было не очень понятно: по запросу полиции «Мегафон» представил данные из информационно-биллинговой системы, где на момент хищения указан IMEI устройства брата, а место хищения — также улица Сибирский Тракт в Казани. Я не знал, как трактовать это противоречие: либо сотрудники оператора дали искаженную информацию, либо злоумышленники внесли ложные данные в информационную базу.

Кроме того, полицейские направили запросы о биллинге только двум операторам связи — «Мегафону» и «Билайну». Но «Билайн» никаких сведений не прислал. Думаю, так произошло, потому что следователь ошибся при составлении запроса в суд, и впоследствии ошибка повторилась в судебном постановлении о предоставлении сведений.

Постановление следователя. В итоговой части вместо запроса сведений по телефонным номерам получателей указан номер брата, хотя в описательной части все было верно
Постановление суда: удовлетворить ходатайство о получении информации из биллинга. Данные совпадают с ошибочным постановлением следователя
Постановление суда: удовлетворить ходатайство о получении информации из биллинга. Данные совпадают с ошибочным постановлением следователя
Данные биллинга, где отображаются географические координаты базовых станций. Так можно определить местонахождение абонента и узнать обо всех соединениях. Мы еще раз убедились, что место хищения — г. Казань, ул. Сибирский Тракт, д. 12
Данные биллинга, где отображаются географические координаты базовых станций. Так можно определить местонахождение абонента и узнать обо всех соединениях. Мы еще раз убедились, что место хищения — г. Казань, ул. Сибирский Тракт, д. 12

Дополнительно представитель «Мегафона» передал нам и суду отзыв на исковое заявление. В нем отразил выводы из заключения о технической невозможности клонировать симкарту и заявил ходатайство: просил исключить из доказательств ранее представленные возражения на иск. Якобы другой представитель оператора был некомпетентен. Хотя и нам, и судье было ясно, что он просто облажался, так как судебная практика в возражениях была против оператора.

В итоге судья предложил провести судебную экспертизу, чтобы проверить, возможно ли все-таки клонировать симкарту, и дал нам время подумать до 20 марта — новой даты заседания.

Новый отзыв «Мегафона». В конце представитель просит исключить из материалов дела ранее представленные возражения на наш иск 😐
Новый отзыв «Мегафона». В конце представитель просит исключить из материалов дела ранее представленные возражения на наш иск 😐

Как мы готовились к судебной экспертизе

Местонахождение симкарты. После заседания я решил собрать доказательства того, что телефон с симкартой брата находился не там, где указано в биллинге оператора. Во время первой кражи симкарта стояла в телефоне на Андроиде, поэтому первым делом я посмотрел историю перемещений в тот день.

Оказалось, что в промежутке с 16:00 до 17:00 я проезжал через район, где якобы произошло хищение, а в конечном пункте, в селе Столбище, оказался в 17:17. При этом преступление началось в 18:41 и завершилось в 19:04.

Хронология моих перемещений с телефоном 20 августа 2018 года — в день первой кражи
Хронология моих перемещений с телефоном 20 августа 2018 года — в день первой кражи

Запросы в экспертные организации. Чтобы понять, имеет ли смысл проводить экспертизу, 16 марта я написал в организацию, которую нашел в судебной практике из первого отзыва «Мегафона». В тот же день они ответили, что по данным биллинга, детализации соединений и геолокационных данных о местонахождении абонента сотовой связи можно самостоятельно определить наличие клона симкарты — для этого не нужны специальные знания и судебная экспертиза.

Кроме того, на территории Казани не оказалось ни одной организации, которая смогла бы провести такую экспертизу. Я сделал несколько запросов в экспертные учреждения Москвы и понял, что стоить подобная экспертиза будет около 100 тысяч рублей.

100 000 ₽
средняя стоимость судебной экспертизы по определению клона симкарты
Ответ экспертной организации. Наличие клона симкарты можно самостоятельно определить по исходным данным: биллингу, детализации соединений, геолокации
Ответ экспертной организации. Наличие клона симкарты можно самостоятельно определить по исходным данным: биллингу, детализации соединений, геолокации
Коммерческие предложения на проведение судебной экспертизы. Цены в разы превышали стоимость иска
Коммерческие предложения на проведение судебной экспертизы. Цены в разы превышали стоимость иска
Коммерческие предложения на проведение судебной экспертизы. Цены в разы превышали стоимость иска
Коммерческие предложения на проведение судебной экспертизы. Цены в разы превышали стоимость иска
Коммерческие предложения на проведение судебной экспертизы. Цены в разы превышали стоимость иска

Дополнительные материалы для суда. Я подготовил для суда материалы, где еще раз изложил выводы, что клон симкарты может существовать и это понятно без экспертизы. Сделал сравнительную таблицу с местонахождением симкарты брата по трем источникам: данным «Мегафона», геолокации и моим показаниям.

Мы планировали передать документы 20 марта, но началась пандемия, и рассмотрение дела приостановили.

Дополнительные материалы к исковому заявлению. Я тезисно изложил выводы о наличии клона симкарты, а также приложил хронологию перемещений симкарты брата по разным источникам: биллингу, геолокации, моим показаниям. Написал, что проводить экспертизу необязательно, и просил полностью удовлетворить исковые требования брата
Дополнительные материалы к исковому заявлению. Я тезисно изложил выводы о наличии клона симкарты, а также приложил хронологию перемещений симкарты брата по разным источникам: биллингу, геолокации, моим показаниям. Написал, что проводить экспертизу необязательно, и просил полностью удовлетворить исковые требования брата
Дополнительные материалы к исковому заявлению. Я тезисно изложил выводы о наличии клона симкарты, а также приложил хронологию перемещений симкарты брата по разным источникам: биллингу, геолокации, моим показаниям. Написал, что проводить экспертизу необязательно, и просил полностью удовлетворить исковые требования брата
Дополнительные материалы к исковому заявлению. Я тезисно изложил выводы о наличии клона симкарты, а также приложил хронологию перемещений симкарты брата по разным источникам: биллингу, геолокации, моим показаниям. Написал, что проводить экспертизу необязательно, и просил полностью удовлетворить исковые требования брата
Дополнительные материалы к исковому заявлению. Я тезисно изложил выводы о наличии клона симкарты, а также приложил хронологию перемещений симкарты брата по разным источникам: биллингу, геолокации, моим показаниям. Написал, что проводить экспертизу необязательно, и просил полностью удовлетворить исковые требования брата
Дополнительные материалы к исковому заявлению. Я тезисно изложил выводы о наличии клона симкарты, а также приложил хронологию перемещений симкарты брата по разным источникам: биллингу, геолокации, моим показаниям. Написал, что проводить экспертизу необязательно, и просил полностью удовлетворить исковые требования брата

Запросы операторам связи. Пока наступила неопределенность из-за коронавируса, я решил основательно подготовиться к судебной экспертизе: если бы суд ее назначил и вывод оказался бы не в нашу пользу, нас ожидали большие финансовые затраты — в восемь раз больше суммы иска.

Я вспомнил важную деталь: на момент первого хищения в телефоне были установлены две симкарты — моя и брата. А когда деньги украли во второй раз — сразу три: моя, брата и матери.

Раз симкарты были в одном устройстве, значит, по данным биллинга они должны находиться в одном и том же месте.

На судебном заседании представитель оператора рекомендовал обратиться в офис, чтобы получить данные биллинга с привязкой к географическим координатам. Я понимал, что он ошибается: когда мы ранее просили предоставить такую информацию, нам отказывали. Однако нам надо было показать суду, что мы пытались запросить сведения, но их нам не предоставили: тогда можно запросить их через суд.

Для этого мы подготовили заявления «Мегафону» от имени каждого абонента — меня, брата и матери. Два из них направили 23 марта, третье — 9 апреля. Позже поступили однотипные ответы оператора: он не предоставляет клиентам данные биллинга с фиксацией географических координат.

Еще я 24 марта обратился в центральный офис оператора «Теле-2»: там была оформлена моя симкарта, которая находилась вместе с мегафоновской картой брата, когда деньги украли в первый раз.

На территории офиса начали действовать коронавирусные ограничения — абонентов не принимали, а письмо рекомендовали закинуть в большой ящик. Меня такой подход не устраивал: я не смог бы потом доказать, что письмо было отправлено. Но выбора не было. В результате ответа от «Теле-2» я, конечно, не получил.

Такие заявления мы отправили в «Мегафон». Просили предоставить детализацию услуг сотовой связи и данные биллинга с фиксацией географических координат
Такие заявления мы отправили в «Мегафон». Просили предоставить детализацию услуг сотовой связи и данные биллинга с фиксацией географических координат
Такие заявления мы отправили в «Мегафон». Просили предоставить детализацию услуг сотовой связи и данные биллинга с фиксацией географических координат
Ответы «Мегафона»: клиентам предоставляют только детализацию
Ответы «Мегафона»: клиентам предоставляют только детализацию
Ответы «Мегафона»: клиентам предоставляют только детализацию
Ответы «Мегафона»: клиентам предоставляют только детализацию
Ответы «Мегафона»: клиентам предоставляют только детализацию
Запрос в «Теле-2» вообще остался без ответа
Запрос в «Теле-2» вообще остался без ответа

Возобновление рассмотрения дела. Пока я направлял запросы операторам, рассмотрение дела возобновилось. Заседание прошло 29 июня — без нашего участия, поскольку смс с уведомлением поступило с задержкой.

На следующее заседание, 7 июля, не пришел представитель оператора, поэтому судья снова отложил рассмотрение дела. Несмотря на это, мы передали судье очередные дополнительные материалы, где подробно рассказали, что безрезультатно пытались запросить данные биллинга у операторов и что это необходимо сделать через суд. Судья все же решил обсудить необходимость судебных запросов биллинговых данных на следующем заседании с участием представителя оператора.

На заседании 13 июля мы подробно разъяснили участникам процесса, что, даже если проводить экспертизу о возможности клонировать симкарту, для нее не хватает данных биллинга. Без них эксперт просто получит около 100 тысяч рублей и ответит, что сведений недостаточно. Мы этого не хотели: чтобы решить спор, нужен был однозначный ответ, можно клонировать симкарту или нет. А сравнить данные биллинга от разных операторов можно и без экспертизы.

В итоге представитель оператора попросил отложить рассмотрение дела, чтобы изучить документы, которые мы представили. Судья удовлетворил ходатайство — заседание перенесли на 20 июля.

Очередные дополнительные материалы к иску. Я написал, что самостоятельно получить данные биллинга нам не удалось, а без них экспертиза нецелесообразна. Поэтому просил удовлетворить требования по имеющимся доказательствам
Очередные дополнительные материалы к иску. Я написал, что самостоятельно получить данные биллинга нам не удалось, а без них экспертиза нецелесообразна. Поэтому просил удовлетворить требования по имеющимся доказательствам
Очередные дополнительные материалы к иску. Я написал, что самостоятельно получить данные биллинга нам не удалось, а без них экспертиза нецелесообразна. Поэтому просил удовлетворить требования по имеющимся доказательствам

Как прошли основные слушания по делу

20 июля целая команда представителей оператора подготовила несколько обращений в суд: дополнительный отзыв, запрос материалов из полиции по двум кражам, ходатайство о привлечении Роскомнадзора в качестве третьего лица. Видимо, документы составляли разные люди, потому что в них были нестыковки: в отзыве представитель оператора утверждал, что брату отказали в возбуждении уголовного дела, но при этом «Мегафон» просил истребовать материалы этого самого уголовного дела.

Мы тоже дали жару: заявили ходатайство об истребовании данных биллинга с привязкой к географическим координатам у «Мегафона» и «Теле-2» по всем номерам телефонов. Это было нужно, чтобы определить местонахождение всех симкарт, установленных в одном телефоне в момент хищения. Если они будут различаться, значит, у симкарты брата есть клон.

Судья удовлетворил ходатайства всех участников и отложил рассмотрение дела до 3 августа.

Дополнительный отзыв «Мегафона» на иск брата. На третьей странице представитель оператора заявляет, что брату отказали в возбуждении уголовного дела
Дополнительный отзыв «Мегафона» на иск брата. На третьей странице представитель оператора заявляет, что брату отказали в возбуждении уголовного дела
Дополнительный отзыв «Мегафона» на иск брата. На третьей странице представитель оператора заявляет, что брату отказали в возбуждении уголовного дела
Дополнительный отзыв «Мегафона» на иск брата. На третьей странице представитель оператора заявляет, что брату отказали в возбуждении уголовного дела
При этом оператор ходатайствует об истребовании материалов уголовного дела из полиции. Какие могут быть материалы, если дела якобы нет, я так и не понял
При этом оператор ходатайствует об истребовании материалов уголовного дела из полиции. Какие могут быть материалы, если дела якобы нет, я так и не понял
Ходатайство «Мегафона» о привлечении к делу Роскомнадзора как третьего лица. По мнению представителя оператора, именно этот орган является надзорным по отношению к оператору связи и сможет дать комментарии по существу. Но я сомневался в компетенции Роскомнадзора, так как уже получал от них отписку с цитированием позиции «Мегафона»
Ходатайство «Мегафона» о привлечении к делу Роскомнадзора как третьего лица. По мнению представителя оператора, именно этот орган является надзорным по отношению к оператору связи и сможет дать комментарии по существу. Но я сомневался в компетенции Роскомнадзора, так как уже получал от них отписку с цитированием позиции «Мегафона»
Наше ходатайство об истребовании данных биллинга у «Мегафона» и «Теле⁠-⁠2». Если местонахождение не совпадет, значит, у симкарты брата есть клон
Наше ходатайство об истребовании данных биллинга у «Мегафона» и «Теле⁠-⁠2». Если местонахождение не совпадет, значит, у симкарты брата есть клон
Наше ходатайство об истребовании данных биллинга у «Мегафона» и «Теле⁠-⁠2». Если местонахождение не совпадет, значит, у симкарты брата есть клон

3 августа судья огласил ответ Роскомнадзора — представитель ведомства не мог присутствовать на заседании, просил рассмотреть дело без него. Из полиции пришли материалы проверки по второму хищению, от 20 февраля 2019 года, однако не было данных биллинга от оператора. Тут возникло недопонимание: судья надеялся, что представитель оператора самостоятельно предоставит эти данные на основании протокола суда. А запрос в «Теле-2», возможно, не направили по моей вине: я просил о нем в письменном ходатайстве, но устно про запрос этому оператору не напомнил.

Вот что мы узнали из материалов полиции. Оперативный сотрудник выезжал по адресу регистрации владельца телефонного номера, на который перевели деньги со счета брата, но на месте подозреваемого не было. Свидетели пояснили, что он там не проживает.

Оперативник в рапорте просил руководство отдела передать материалы дела в следственную часть, так как признаки состава преступления были. В итоге рапорт поступил старшему следователю, который отправил материалы дела обратно, чтобы установить местонахождение владельца номера и опросить его.

Так происходило несколько раз: оперативник рапортом докладывал, что установить местонахождение абонента невозможно, и повторно просил передать дело в следственный орган.

В итоге другой следователь 20 марта 2019 года постановил отказать в возбуждении уголовного дела — это постановление мы обжаловали в прокуратуре.

После нашей жалобы следователь по уголовному делу о первом хищении поставил перед оперативными сотрудниками конкретный перечень задач:

  1. Установить местонахождение владельца телефонного номера и доставить его в отдел.
  2. Если информации об абоненте нет, объявить его в оперативный розыск.
  3. Проверить штрафы ГИБДД и передать сведения об автомобиле для задержания.
  4. Опросить сотрудника службы безопасности оператора.

В итоге в последнем рапорте оперативник написал, что по месту регистрации подозреваемого не обнаружили, а информацию об автомобиле передали в ГИБДД. Но чтобы получить информацию от оператора, следователю необходимо было направить официальный запрос. На этом все закончилось — 15 мая 2019 года следователь отказал в возбуждении уголовного дела. Хотя, по идее, оперативники должны были запросить у оператора сведения, куда дальше ушли деньги, и разузнать по IMEI об аппарате злоумышленника.

В конце заседания мы все же настояли на судебном запросе биллинговых данных у операторов связи: даже материалы из полиции подтверждали, что для разрешения дела не хватает именно их. Судья удовлетворил наше ходатайство и отложил рассмотрение дела до 5 августа.

Первый рапорт оперативника: установить местонахождение владельца телефонного номера не получилось
Первый рапорт оперативника: установить местонахождение владельца телефонного номера не получилось
Рапорт о наличии признаков состава преступления. На возбуждение уголовного дела по второму хищению он, к сожалению, не повлиял
Поручения следователя с конкретным перечнем задач — это было уже после нашей жалобы в прокуратуру
В последнем рапорте оперативника было формальное описание бесполезных действий. Это был процесс без результата
В последнем рапорте оперативника было формальное описание бесполезных действий. Это был процесс без результата

5 августа я убедился, что у симкарты брата был клон. От «Мегафона» поступило много разных документов, в том числе данные биллинга по судебному запросу. В подготовке участвовали даже сотрудники центрального аппарата оператора — по моим неподтвержденным данным, в рассмотрении принимали участие 7—8 человек. И это при цене иска чуть больше 15 тысяч рублей.

Сначала мы выяснили, что моя симкарта «Теле-2», которая стояла в телефоне вместе с симкартой брата, 20 августа 2018 года, когда мошенники в первый раз украли деньги, в 18:43 авторизовалась в сети в селе Столбище Лаишевского района из-за входящего смс и находилась там до следующего дня. А списания происходили с 18:20 до 19:03. То есть один и тот же телефон с двумя установленными симкартами в одно и то же время находился в двух разных местах.

Получалось, что по моим показаниям, по данным биллинга моей симкарты, а также по сведениям геолокации симкарта, с которой украли деньги, находилась в селе Столбище. А по данным биллинга «Мегафона» — в Казани. Три аргумента против одного.

Также мы узнали место, откуда отправляли смс, чтобы списать деньги во второй раз: Казань, ул. Академика Арбузова, д. 7. Это в том же районе, где произошло первое хищение: расстояние между двумя точками — 1,2 км. Но я точно знал, что телефон с симкартой брата к моменту второй кражи уже несколько дней был на одном и том же месте — дома. А чтобы добраться оттуда до места хищения, нужно проехать половину города.

Раз телефон был дома, биллинговые данные других симкарт, которые в нем стояли, должны были показать наш домашний адрес. Биллинг моей симкарты именно это и показал. Сомнительным осталось то, что биллинговые данные «Мегафона» не показывают сведения при входящих смс, хотя у «Теле-2» при любых соединениях сразу указывается местонахождение симкарты.

А биллинг по симкарте матери вообще оказался очень странным: в представленных «Мегафоном» документах нет информации о местоположении телефона за февраль 2019 года — весь столбец пустой. Раз у «Теле-2» есть полная информация обо всех соединениях, то и у «Мегафона» должно быть так же. Но по неизвестной мне причине оператор эти данные суду не предоставил.

Расстояние между адресами, откуда мошенники отправляли смс, чтобы списать деньги с карты брата
Расстояние между адресами, откуда мошенники отправляли смс, чтобы списать деньги с карты брата
Местонахождение моей симкарты «Теле⁠-⁠2» 20 августа 2018 года — в день первого хищения. Именно по этому адресу находился телефон, где стояли симкарты — моя и брата
Местонахождение моей симкарты «Теле⁠-⁠2» 20 августа 2018 года — в день первого хищения. Именно по этому адресу находился телефон, где стояли симкарты — моя и брата
Данные биллинга по номеру брата в день, когда мошенники списали деньги во второй раз, — 20 февраля 2019 года. В момент хищения мегафоновская симкарта авторизовалась в другом устройстве, находившемся в Казани, на ул. Арбузова, д. 7. В остальное время симкарта была дома
Данные биллинга по номеру брата в день, когда мошенники списали деньги во второй раз, — 20 февраля 2019 года. В момент хищения мегафоновская симкарта авторизовалась в другом устройстве, находившемся в Казани, на ул. Арбузова, д. 7. В остальное время симкарта была дома
Биллинг моей симкарты в день второго хищения — 20 февраля 2019 года. Телефон был в одном месте — дома
Биллинг моей симкарты в день второго хищения — 20 февраля 2019 года. Телефон был в одном месте — дома
Биллинг моей симкарты в день второго хищения — 20 февраля 2019 года. Телефон был в одном месте — дома
Биллинг моей симкарты в день второго хищения — 20 февраля 2019 года. Телефон был в одном месте — дома
Биллинг симкарты матери. Столбец о местоположении симкарты почему⁠-⁠то пустой за весь месяц
Биллинг симкарты матери. Столбец о местоположении симкарты почему⁠-⁠то пустой за весь месяц

Все эти сведения были существенными при рассмотрении дела, поэтому судья начал задавать вопросы о расхождении в данных биллинга и отсутствии информации о местоположении симкарты. Представитель «Мегафона» ответить на вопросы суда не смог. Он даже звонил коллегам — техническим специалистам, но от них получить комментарии тоже не удалось.

Судья также обратил внимание, что деньги со счета списали из-за подключенной оператором без согласия брата услуги «Мобильные платежи». Из материалов дела следовало, что брат эту услугу не подключал: подписанного заявления не было. Представитель оператора ответил, что услуга «Мобильные платежи» подключается по условиям тарифа.

В суде мы выяснили, что у брата тариф «Переходи на ноль», и судья попросил секретаря с помощью представителя оператора распечатать условия этого тарифа. Оказалось, что услуга «Мобильные платежи» не входит в перечень автоматических услуг при заключении договора.

После этого представитель оператора начал убеждать суд, что брат подключил эту услугу при заключении договора. По запросу суда мы представили на обозрение оригинал договора, где услуги «Мобильные платежи» тоже не было. Брат при заключении договора дал согласие только на подключение дополнительной услуги «Кто звонил».

Представитель «Мегафона» не смог ответить на все вопросы суда, и у него закончились аргументы. Поэтому судья решил отложить рассмотрение дела до 7 августа, чтобы команда оператора лучше подготовилась к вопросам.

У меня было предчувствие, что на следующем заседании судья попросит показать перечень подключенных у брата услуг, поэтому я заранее подготовил ноутбук с интернетом, чтобы зайти в личный кабинет на сайте «Мегафона».

Договор брата с «Мегафоном» на оказание услуг связи. Подключена единственная дополнительная услуга — «Кто звонил»
Договор брата с «Мегафоном» на оказание услуг связи. Подключена единственная дополнительная услуга — «Кто звонил»
Условия тарифа брата. Услуга «Мобильные платежи» не входит в перечень автоматически подключаемых
Условия тарифа брата. Услуга «Мобильные платежи» не входит в перечень автоматически подключаемых

Как прошло последнее заседание по делу

7 августа представитель оператора дал дополнительные пояснения: брат использовал симкарту как электронный кошелек для оплаты коммунальных услуг и покупок в интернет-магазинах. В качестве подтверждения представитель приложил выписку по операциям.

Судья посмотрел документы и увидел, что в них указаны операции по оплате товаров и услуг банковской картой, а также выдача наличных в банкомате. Но переводов среди этих операций не было.

Тут я понял: ни один из представителей оператора до последнего заседания так и не осознал, что у брата есть настоящая банковская карта от подконтрольного оператору банка «Раунд». Представитель оператора начал убеждать суд, что у брата есть только виртуальная карта к его телефонному счету, но физически ее нет. Поэтому в выписке все операции указываются как оплата банковской картой.

Мы возразили, что у брата есть пластиковая карта от оператора и в представленном списке нет ни одной операции перевода с использованием услуги «Мобильные платежи». Кроме того, мы сообщили участникам судебного процесса, что готовы продемонстрировать личный кабинет брата во время заседания. Это бы подтвердило, что услуга «Мобильные платежи» у него не подключена, хотя по детализации видно, что операции по карте проходят и без этой услуги.

Судья объявил перерыв для демонстрации. Наши доводы были убедительными, представитель оператора ничего не смог возразить.

Дополнительные пояснения «Мегафона»: оператор решил, что брат оплачивал со счета телефона коммунальные услуги, кредиты, покупки в интернет-магазинах, переводил деньги и снимал наличные. Получается, юристы «Мегафона» до этого заседания не знали, что у брата есть полноценная банковская карта от банка-партнера. К этим пояснениям представитель «Мегафона» приложил перечень совершенных операций, но среди них не было переводов
Дополнительные пояснения «Мегафона»: оператор решил, что брат оплачивал со счета телефона коммунальные услуги, кредиты, покупки в интернет-магазинах, переводил деньги и снимал наличные. Получается, юристы «Мегафона» до этого заседания не знали, что у брата есть полноценная банковская карта от банка-партнера. К этим пояснениям представитель «Мегафона» приложил перечень совершенных операций, но среди них не было переводов
Дополнительные пояснения «Мегафона»: оператор решил, что брат оплачивал со счета телефона коммунальные услуги, кредиты, покупки в интернет-магазинах, переводил деньги и снимал наличные. Получается, юристы «Мегафона» до этого заседания не знали, что у брата есть полноценная банковская карта от банка-партнера. К этим пояснениям представитель «Мегафона» приложил перечень совершенных операций, но среди них не было переводов
Дополнительные пояснения «Мегафона»: оператор решил, что брат оплачивал со счета телефона коммунальные услуги, кредиты, покупки в интернет-магазинах, переводил деньги и снимал наличные. Получается, юристы «Мегафона» до этого заседания не знали, что у брата есть полноценная банковская карта от банка-партнера. К этим пояснениям представитель «Мегафона» приложил перечень совершенных операций, но среди них не было переводов
Дополнительные пояснения «Мегафона»: оператор решил, что брат оплачивал со счета телефона коммунальные услуги, кредиты, покупки в интернет-магазинах, переводил деньги и снимал наличные. Получается, юристы «Мегафона» до этого заседания не знали, что у брата есть полноценная банковская карта от банка-партнера. К этим пояснениям представитель «Мегафона» приложил перечень совершенных операций, но среди них не было переводов

В итоге судья решил частично удовлетворить требования брата: взыскать в его пользу с оператора 29 875,55 ₽ вместо 47 425,7 ₽. Суд снизил компенсацию морального вреда с 5000 до 1000 ₽, расходов на юридические услуги — с 15 000 до 7000 ₽. Штраф по закону «О защите прав потребителей» уменьшился до 4000 ₽.

29 875 ₽
суд взыскал в пользу брата

Также суд обязал «Мегафон» заплатить в бюджет города госпошлину за рассмотрение дела — 700 ₽.

Решение суда. Для нас была важна победа, а не сумма, которую судья сильно подрезал. Но все равно в итоге по решению суда брату полагалось почти 30 тысяч — в два раза больше, чем у него украли
Решение суда. Для нас была важна победа, а не сумма, которую судья сильно подрезал. Но все равно в итоге по решению суда брату полагалось почти 30 тысяч — в два раза больше, чем у него украли

Как мы исполняли решение суда

Оператор не согласился с решением суда, поэтому мы были готовы к апелляционной жалобе.

По закону решения суда первой инстанции, которые не вступили в законную силу, можно обжаловать в апелляционном порядке. Апелляционную жалобу подают в течение месяца со дня, когда суд примет решение в окончательной форме.

18 сентября 2020 года брат по почте получил от оператора частную жалобу на определение судьи. Как выяснилось, оператор направил в адрес судебного участка заявление о составлении мотивированного решения суда, которое вернули из-за пропуска срока подачи.

Мировой судья обязан составить мотивированное решение, если от участника процесса поступит заявление об этом. Подать такое заявление можно в течение 3 дней со дня, когда суд объявит резолютивную часть решения, если участники дела присутствуют на заседании.

Мне показалось, что представители оператора на самом деле пропустили срок, так как и саму частную жалобу, судя по отметке на конверте, «Мегафон» отправил в адрес брата с просрочкой — 16 сентября. При этом последний день для подачи частной жалобы — 14 сентября.

Почтовый конверт, в котором пришла частная жалоба. Последний день для подачи жалобы — 14 сентября 2020 года, но направлена она 16 сентября, с просрочкой в два дня
Почтовый конверт, в котором пришла частная жалоба. Последний день для подачи жалобы — 14 сентября 2020 года, но направлена она 16 сентября, с просрочкой в два дня
Частная жалоба на определение судьи
Частная жалоба на определение судьи
Частная жалоба на определение судьи

Пока оператор подавал жалобы, решение суда вступило в законную силу, а значит, можно было получить исполнительный лист. Для этого 27 октября мы обратились в судебный участок, где получили оригинал листа.

В тот же день мы отправились в отделение банка, где у оператора открыт счет — об этом мы узнали в интернете. Брат подал заявление о взыскании задолженности. В заявлении указал свои реквизиты, приложил к нему оригинал исполнительного листа.

28 октября 2020 года деньги — 29 308,81 ₽ — поступили на счет брата. Брат забыл указать в заявлении почтовые расходы, поэтому сумма была меньше, чем по решению суда.

Суд взыскал с «Мегафона» в пользу брата 29 875,55 ₽ — эта сумма отражена в исполнительном листе
Суд взыскал с «Мегафона» в пользу брата 29 875,55 ₽ — эта сумма отражена в исполнительном листе
Деньги поступили на счет брата через день после того, как мы получили исполнительный лист. Пришло чуть меньше — 29 308,81 ₽, потому что брат забыл указать в заявлении банку почтовые расходы
Деньги поступили на счет брата через день после того, как мы получили исполнительный лист. Пришло чуть меньше — 29 308,81 ₽, потому что брат забыл указать в заявлении банку почтовые расходы

Однако на этом все не закончилось: судья все же передал материалы дела в апелляционную инстанцию. Заседание назначили на 16 декабря 2020 года.

Позже на сайте суда я узнал, что на рассмотрении находятся сразу две жалобы «Мегафона». Спустя месяц там же появились тексты судебных актов: по первой жалобе материалы вернули мировому судье, чтобы устранить опечатки, по второй — обратно «Мегафону», потому что в материалах дела не было сведений о юридическом образовании представителя.

«Мегафон» и на этом не остановился: на сайте суда была зарегистрирована новая жалоба, рассмотрение которой назначили на 16 апреля 2021 года. Результат мы пока не знаем — ждем текст определения на сайте.

Несмотря на все это, мы уже успели отсудить у «Мегафона» деньги в пользу другого потерпевшего, у которого похитили почти 66 000 ₽. Об этом и о пользе публичной огласки для поиска преступников я расскажу в следующей статье.

Итоги рассмотрения дела в суде

На возврат денег ушло больше двух лет. Такое же время понадобилось, чтобы задержать злоумышленников. Мы сообщили «Мегафону» о списаниях 25 августа 2018 и 25 февраля 2019 года, а иск направили 8 октября 2019 года. Решение суд вынес 7 августа 2020, деньги на счет поступили 28 октября 2020.

Нам удалось вернуть через суд почти 30 тысяч рублей — в два раза больше, чем у нас похитили. Но это без учета трудозатрат: на 15 судебных заседаний мы потратили очень много сил.

О том, как мы с другими потерпевшими нашли преступника, я расскажу в третьей части статьи.


Ранис ШагиевКак бы вы пытались восстановить справедливость в такой ситуации?
  • Антон КрутовЕсли честно я бы забил, понимаю что это неправильный подход, но с точки зрения отдачи это благотворительность. Меня всегда поражали в российской судебной практике суммы компенсаций например морального ущерба в 10 тысяч рублей и подобные ситуации, когда ничего кроме морального удовлетворения по факту не получаешь. плюс никогда не кладу на симку больше 1000 зная скотское поведение ВСЕХ мобильных операторов9
  • Маша Романоваавтор,вы прям большой молодец-дошли до конца,несмотря ни на что)но сколько вы потратили нервов и времени это поражает.А еще поражает что всем как обычно пофигу на потребителей-и оператору и полиции,считайте вы сами выступили в роли следователя67
  • Антон Семеновчитал как триллер, жду продолжения)18
  • АлексейЗа такую проделанную работу должна быть награда в разы больше. Фактически проделали всю работу за оператора, которому было лень разбираться и просто признать свой косяк. Однозначно вы молодец! ПС клоны симкарт таки реальны. Это печально, учитывая, как много завязано нынче на симку.42
  • AlexanderВажный момент который остался за скобками(или я почему-то это пропустил): получается вот так вот просто клонируются симки, а операторы никак не могут объяснить что произошло. То ли я невнимательно читал. Получается, банкам у которых нет функционала "запретить удалённое восстановление доступа к ДБО" надо немедленно очень серьёзно задуматься над тем, чтобы считать смс единственным достоверным фактором.13
  • SvarrogВы молодец! выложите, пожалуйста, материал еще и на VC и Пикабу. Страна должна знать про чудесный сервис Мегафона. Ну и главное прецедент и по вашим следам уже будет проще идти другим пострадавшим. Ну и конечно страшно за свои сим карты... ЗЫ. Давно отказался от этого оператора, не хочется приносить деньги богатейшему россиянину, живущему в Лондоне...25
  • Ранис ШагиевМаша, спасибо:) я простой любитель сложных игр:)))40
  • Воинствующий котеистРанис, кажется, вы нашли своё призвание)) Зарабатывайте на этом!6
  • Ранис ШагиевAlexander, как бы грустно не звучало, но все именно так:( Дополнительно можете почитать в интернете о работе спецслужб стран мира, которые применяют поддельные базовые станции для перехвата звонков и сообщений. Здесь принцип работы схожий. Если злоумышленник сделает клон сим-карты, то абонент может потерять очень многое: - деньги на счете телефона; - остатки на банковских счетах, с которые можно сделать перевод по смс (н-р, у Сбера путем отправки на номер 900); - учетные записи в социальных сетях и на различных ресурсах; - доступ к ДБО (правда, сейчас банки пересмотрели способы восстановления: требуют доп.информацию, н-р, номер карты, логин и пароль).6
  • Ранис ШагиевSvarrog, в силу договоренностей с Т-Ж, на других ресурсах не смогу разместить текущую статью и это правильно:) И на vc и пикабу уже есть публикации о Мегафоне (от имени других пострадавших), но об этом подробнее расскажу в следующей части:)7
  • Veta IvanchenkoТребую создания новой рубрики на Т—Ж с расследованиями. Первая часть была скорее грустной, а эта прям захватывающая, прочитала на одном дыхании. Ну и никак не возьму в толк, неужели же не проще было оператору сразу компенсировать вам эту сумму — копейки для них — чем тратить время своих сотрудников на походы по судам, подготовку документов итп. Особенно печально, что эти ресурсы они могли потратить на то, чтобы залатать дыры в безопасности, а не судиться со своим клиентом.39
  • Veta IvanchenkoЕще добавлю, что как бы ни мерзко было читать про поведение оператора, банков, полиции, все равно в конце так искренне радуешься. Как будто фильм посмотрел, где маленький человек идет против системы и побеждает. Ранис, вы в статье упомянули, что у вас уже большой опыт в судах, читала вашу историю про отдых в Турции, с нетерпением жду и других статей)27
  • Anna CymVeta, я не юрист, но здесь, вероятно, большая репутационная потеря со стороны оператора и опять таки судебный прецедент не на руку бизнесу)15
  • Ранис ШагиевАнтон, согласен: рядовой потребитель поступит также, компенсация через суд не всегда существенная; а некоторые операторы, действительно, позволяют списать со счета за подключенную без согласия абонента услугу и за это им ничего не будет из-за малозначительности нарушения:) Однако для меня важно разобраться в проблеме и решить ее, т.к. в случае неустранения, могу потерять еще больше в будущем. Поэтому в моих действиях есть очень глубокая логика, которую не все смогут понять:)12
  • Ранис ШагиевРоман, точно:) Можно иметь диплом с присвоением квалификации юриста, но плохо разбираться в законах. Также наоборот: анализировать и находить закономерности, при этом не обязательно, что это исключительно в сфере юриспруденции.6
  • Ранис ШагиевAnna, да, поэтому Мегафон всеми силами пытается обжаловать решение суда:)6
  • flashingmatchаплодирую стоя такой настойчивости и верности своим принципам!:)) доказать свое. Теперь появилось примерное представление, как действовать в таких случаях. Спасибо за опыт.8
  • Pavel UsachevНе передать словами, насколько полезные и важные дела вы сделали не только для себя, а сразу для всей страны:) Огромнейшее вам спасибо за то, что так усердно занялись этим очень важным случаем. Отдельное спасибо за эти статьи, которые читаются как детектив или замечательный учебник-справочник. Да это целое произведение искусства выживания, борьбы за справедливость и разложения одной ситуации по полочкам и до малейших деталей. И спасибо Т-Ж за редактуру этого произведения:) На таких людях держится мир, и вы должны быть награждены:)10
  • Pavel UsachevАнтон, у автора статьи нашлись силы пройти через все это не ради своих денег, вовсе нет. Здесь вопрос намного шире: доказать возможность клонирования симкарты, когда все вокруг это отрицают. А возможность клонирования означает, что абсолютно все владеющие телефонами с привязкой к банковским счетам (а где сейчас не требуют номер телефона в качестве логина?) рискуют потерять все свои деньги и не только деньги, это может быть слив данных века. Здесь главное, чтобы нашёлся хотя бы один такой герой, один супермэн, кому удастся пройти через эти сложности. Вопрос денег тут совсем не уместен. Это не 15 тысяч, а потенциально миллиарды рублей у многих граждан сразу. А ради миллиардов вы бы разве не стали бороться и ходить в суды до конца? Стали бы, только если бы деньги достались именно вам? Хорошо, автору статьи следует открыть счёт краудфандинга, чтобы неравнодушные могли перечислить ему благодарности в виде части от тех денег, потерю которых Ранис Шагиев, его родные и юрист предотвратили. Буду ждать здесь ссылку на краудфандинг:)18
  • AlexanderРанис, спасибо что уточнили! ВТБ вот ничего не пересмотрел(для входа в мобильное приложение достаточно смс). К сожалению... ТБ и Сбер тоже..0
  • nice fellaРанис, спасибо вам за детектив :) В заключении вы пишете "На возврат денег ушло больше двух лет. Такое же время понадобилось, чтобы задержать злоумышленников". Так злодеев в итоге поймали? Где про это можно почитать? Удачи вам в делах.6
  • Ранис ШагиевPavel, спасибо за столько тонкое понимание проблемы и солидарность с ней:) Вот и ссылочка краудфандинг https://www.tinkoff.ru/sl/5gafEAWUUJE6
  • Ранис ШагиевAlexander, ТБ точно нет: при новой авторизации с нового устройства попросит еще пароль от личного кабинете:)2
  • Ранис Шагиевnice, ожидайте следующую часть, там все карты будут раскрыты:)8
  • Илья ОксенкругСнимаю шляпу перед автором!!! Очень теплое и приятное впечатление оставила публикация. История человека, в одиночку поборовшего огромную и бездушную машину со огромной штатной юридической службой, а также безразличие правоохранительной системы. Такие истории возвращают веру в добро и справедливость, пусть даже такой ценой. Аплодирую стоя!10
  • Ранис ШагиевИлья, спасибо:) Искренне пытаюсь изменить этот мир в лучшую сторону, чтобы всегда сила была в правде.9
  • Ранис ШагиевIrina, обычный пользователь не особо поймет разницу, когда деньги лежат на банковском счете телефона или телефонном, если одни и те же функции нормально выполняются:) Это современные тренды в мире финансов, когда компании создают продукты в одной эко-системе:) Вы говорите про случай, когда мошенники списывают деньги клиентов, имея реквизиты карты для оплаты в интернет-магазинах с вводом одноразового смс-пароля:) А этот случай именно про переводы, которые можно сделать вообще без карты, что еще опаснее:)6
  • Maxx SvAlexander, у меня при входе в мобильные приложение требует или код доступа или отпечаток пальца. Как вы сделали вход по смс?1
  • Ранис ШагиевMaxx, в настройках можно выбрать дополнительную защиту с одноразовым паролем для входа в личный кабинет:)2
  • Кирилл МокрушинМеня удивляет что операторы и банки тратят столько времени для борьбы с клиентами, а не с мошенниками. Выяснить что был клон для оператора 5 минут И это не говоря о подписках и подключенных задним числом услугах13
  • Ольга ЛысенкоРанис...Вы человек из будущего. Спасибо за Вашу позицию и такой подробный рассказ.6
  • Veta IvanchenkoДа, про репутацию была моя первая мысль, но тут в итоге все равно облажались и вышло даже хуже. Насчет прецедента — согласна)1
  • Ранис ШагиевКирилл, так даже сейчас Мегафон не пишет, что был клон, а косвенно отнекивается мол мошенники списали деньги без согласия абонента:) Вот в полиции четко сказали: клон и поддельная базовая станция.7
  • AlexanderЕсли вы про ВТБ, то удалите приложение, поставьте заново, будет достаточно смс. Проверил только что. Б-безопашливость. и это при том что у меня запрещено "дистанционное восстановление доступа". Короче чем больше банк, тем крупнее решето.1
  • Светлана ИванцеваAlexander, ТБ смотрит imei телефона. Я меняла телефон на новый и с него не смогла сразу попасть в личный кабинет. Потребовался звонок в поддержку банка, чтобы все проверить и удостовериться, что я это я. Времени заняло это несколько часов, но зато безопасно.7
  • YuSVeta, +1
  • SvarrogРанис, ясно а у вас кабальные условия с Т-Ж навсегда? или через полгодика уже можно будет И вот на основании вашего судебного дела и по сути доказательства, что клонирование симке возможно и практикуется сотрудниками Мегафона, прижучить их через Роспотреб не получилось?4
  • Ранис ШагиевАлексей, к сожалению, Мегафон не в состоянии признать косяк и отблагодарить за достигнутый "результат":) Клон существует и это очень серьезная уязвимость7
  • Ранис ШагиевVeta, так получается, потому что я искренне хочу изменить этот мир и внутри рождается гипермотивация:)17
  • Ранис ШагиевVeta, мало кто захочет повторить мой путь, но план действий я заложил:)3
  • Ранис ШагиевSvarrog, можно сделать репост и разместить ссылку на статью, но копи-пастить на другом сайте - нельзя:) При неочевидных ситуациях будет очередная отписка:(4
  • Ранис ШагиевАнтон, впереди часть 3:)3
  • Ранис ШагиевОльга, будущее зависит от наших действий сегодня, поэтому всегда нужно стараться улучшить нашу жизнь:) Самое главное, чтобы изменения приносили удовольствие, иначе повторять мои трюки будет нереально7
  • Ранис ШагиевPavel, очень ценю людей, которые сходу понимают мою логику мыслей и действий:) спасибо5
  • GartzРанис, не знаю, кто Вы по образованию, но я бы на месте "Мегафона" уволила бы нафиг их юристов и взяла бы Вас на работу. Вы куда круче!:)6
  • Йожег Без ГоловыPavel, почему же государственная машина не может поверить? Она прекрасно об этом знает и вовсю пользуется. И совсем не заинтересована в том, чтобы были абсолютно безопасные протоколы передачи данных, стойкие криптографические алгоритмы и т.д. се ля ви.5
  • Сергей СягаевОстаётся только присоединится в чествованиям автора. Большая работа с принципиальным результатом. А в Мегафон - ни ногой. Недобросовестные сотрудники и ошибки могут оказаться везде, конечно, но задача компании - выявлять и разбираться, а не вот так вот действовать.5
  • Ранис ШагиевЙожег, повторюсь, что нерешенная серьезная проблема несет больший риск потери в будущем, поэтому пойти по Вашему совету не есть хорошо:)4
  • Ранис ШагиевLizka, да проблема ведь не в юристах, а в целом команде Мегафона: служба поддержки обвиняет клиента по любой проблеме и занимаются отписками, служба безопасности это отдел, с которым никак не связаться, чтобы поговорить на одном языке; а юридическая служба как роботы поддерживают сторону первых двух подразделений, даже если формальная логика и очевидные доводы на стороне клиента. От Мегафона буду ждать предложений:)5
  • Ранис ШагиевЙожег, на самом деле после первого хищения были предприняты максимальные меры безопасности: - сим-карту брата переставили в кнопочный телефон (без возможности установки приложений и выхода в интернет); - сменили пин-код; - с самого начала к этому номеру телефона была привязана единственная карта Мегафон банка, поэтому с карт и счетов в других банках в принципе невозможно было списать; - на балансе телефона оставили незначительную сумму 424 руб. - ее и похитили; - телефон с сим-картой практически не перемещался после первого хищения. Могу с уверенностью сказать, что обезопасили себя максимально:) Если бы не второе хищение, то маловероятно, что мы смогли бы добиться результатов:) Поэтому не было бы счастья, так несчастье помогло:)7