Я год судился с одной известной авиакомпанией и в итоге выиграл суд.
В декабре 2018 года мы с приятелем купили авиабилеты из Грузии в Россию с бесплатной онлайн-регистрацией. Из-за технической неисправности на сайте авиакомпании мы не смогли зарегистрироваться на рейс бесплатно и были вынуждены оплатить регистрацию в аэропорту.
Авиакомпания подтвердила техническую неисправность и пообещала вернуть деньги, но так и не сделала этого. В итоге я пошел в суд. Регистрация стоила 3914 Р, а с авиакомпании я взыскал 14 743 Р.
На судебные разбирательства ушел почти год. Вот как все было.
Что за неисправность на сайте авиакомпании
Мы должны были лететь из Тбилиси в Казань. По правилам авиакомпании бесплатная онлайн-регистрация на рейс для пассажиров, которые вылетают из аэропортов иностранных государств, открывается за 24 часа и заканчивается за 4 часа до вылета.
Примерно за 19 часов до вылета я безуспешно пытался зарегистрировать себя и друга. Постоянно возникали ошибки: то регистрация вообще была недоступна, то свободное место было только для одного из нас, а зарегистрировать одного пассажира из двух было невозможно — кнопка «Продолжить» не нажималась. Зато была возможность выбрать платные места.
Мы с другом не стали регистрироваться на платные места: потом было бы практически невозможно доказать, что мы сделали это вынужденно. Оплата услуги подтверждала бы наше согласие с условиями регистрации. Поэтому мы решили сделать скриншоты, которые подтверждали техническую неисправность на сайте, и направить их на электронную почту авиакомпании с требованием зарегистрировать нас на рейс.
|
|
В день вылета зарегистрироваться на сайте мы так и не смогли. На письмо авиакомпания не ответила. Поэтому мы заранее приехали в аэропорт, чтобы зарегистрироваться на рейс бесплатно. До вылета оставалось больше 4 часов.
Сотрудники аэропорта и представители авиакомпании знали о технической неисправности: зарегистрироваться на сайте не смог почти весь самолет. Несмотря на это, сотрудники отказались зарегистрировать пассажиров бесплатно — вместо этого они выдали бланк заявления на возврат денег за платную регистрацию. Мы должны были направить его в авиакомпанию после прибытия в Казань.
Мне пришлось заплатить 155 ₾ (3914 Р) за регистрацию. Нас с другом зарегистрировали на места, которые на сайте авиакомпании были со статусом «место занято», и мы полетели.
Заявление на возврат
Когда я прилетел домой, написал на электронную почту авиакомпании письмо с просьбой вернуть деньги. К письму приложил заполненный бланк заявления на возврат за платную регистрацию.
В заявлении указал реквизиты счета для перечисления денег и приложил к нему чек об оплате регистрации.
После этого началась странная переписка. Сотрудники авиакомпании писали, что я представил скриншот из приложения, а не с сайта. Что «ошибка при бронировании» в сообщении из приложения не подтверждает мою попытку зарегистрироваться на рейс. На самом деле я направил скриншоты как с сайта, так и из мобильного приложения.
Меня просили уточнить реквизиты банковской карты, хотя в заявлении на возврат я уже указал реквизиты своего счета. В итоге я решил продублировать реквизиты и указал данные карты, которой платил за регистрацию.
Потом мое обращение передали в некий «отдел для рассмотрения возврата денежных средств за оплаченную услугу регистрации в аэропорту». Срок рассмотрения — 30 календарных дней.
На протяжении 5 месяцев я обращался в авиакомпанию около 12 раз — каждый раз мне отвечали, что возврат денежных средств одобрен, но занимает длительное время.
Досудебная претензия
В итоге я устал ждать и направил авиакомпании досудебную претензию с требованием вернуть деньги за вынужденную платную регистрацию.
Я написал, что не смог воспользоваться услугой онлайн-регистрации, которая по умолчанию бесплатна для всех билетов авиакомпании, из-за технической неисправности на сайте. Потребовал вернуть 3914,31 Р за платную регистрацию в течение 10 календарных дней с даты получения претензии. Такой срок предусмотрен законом. Других сумм не требовал.
В претензии я также сразу указал реквизиты банковского счета для перечисления денег.
На претензию представитель авиакомпании ответил на следующий же день. Он в очередной раз подтвердил, что возврат денег за регистрацию в иностранном аэропорту одобрен, и отметил, что он занимает много времени.
Суд в Казани
После ответа на претензию я ждал возврата почти полгода. А потом решил обратиться в суд.
Чтобы составить иск, я пошел к юристу. Он помог с формулировками, а собирал и направлял все документы я самостоятельно.
В иске я требовал взыскать с авиакомпании:
- Деньги за вынужденную платную регистрацию на рейс — 3914 Р.
- Неустойку за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке с 7 декабря 2018 года — дня, следующего после дня оплаты регистрации, — по дату подготовки иска, 24 апреля 2019 года. Всего неустойка составила 7767 Р.
- Расходы на оказание юридических услуг — 4500 Р.
- Компенсацию морального вреда — 5000 Р.
- Штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя — 50% от суммы, которую суд постановит в мою пользу.
Вместе со штрафом по закону «О защите прав потребителей» получалось 27 023 Р.
Я подал иск 25 апреля 2019 года в мировой суд по месту своего жительства, так как спор был имущественный, в сфере защиты прав потребителей, а сумма иска — меньше 100 тысяч рублей.
К исковому заявлению я приложил копии документов, подтверждающих мои требования:
- Квитанцию о покупке авиабилетов.
- Правила регистрации на рейс.
- Письмо в авиакомпанию о технической неисправности на сайте.
- Чек об оплате регистрации.
- Заявление на возврат денег за платную регистрацию.
- Претензию и ответ на нее.
Также я приложил копии своего паспорта, договора с юристом и квитанции об оплате его услуг. Иск подал лично в канцелярию суда, на нем поставили штамп о принятии.
Спустя месяц — 24 мая 2019 года — я по почте получил обратно исковое заявление и определение суда о том, что с моим иском следует обратиться к мировому судье по месту нахождения авиакомпании. Судья аргументировал свою позицию тем, что иски к перевозчикам предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика.
Мне показалось, что доводы судьи неверны и их можно обжаловать: мое дело связано с защитой прав потребителей, а у потребителя по закону есть право выбрать место рассмотрения иска. Но я не стал подавать частную жалобу на определение суда, потому что мне часто приходится подавать иски именно в этот участок мирового судьи по другим делам. Там у меня сложились нормальные отношения с работниками суда: мне дают комментарии по телефону, готовят документы в срок. Я не хотел портить эти отношения.
Суд в Москве
Я составил новый вариант иска с незначительными изменениями: добавил требование о взыскании почтовых расходов в размере 102 Р и попросил рассмотреть гражданское дело без моего участия, так как не хотел тратиться на поездки в Москву.
Иск направил 25 мая 2019 года Почтой России с уведомлением о вручении в суд по месту нахождения авиакомпании. Им оказался судебный участок мирового судьи № 432.
К заявлению приложил те же документы, которые получил обратно от казанского суда, и еще добавил оригинал квитанции Почты России о направлении иска в суд Москвы.
Судебный процесс длился два месяца: сначала была досудебная подготовка, затем два основных судебных заседания. Первое было отложено из-за неявки авиакомпании. За рассмотрением дела я следил на сайте суда.
На все заседания я получал судебные повестки с требованием явиться в суд и представить все имеющиеся доказательства по делу. Судебные повестки отличались от тех, что я получал в Казани, — мне их направляли в электронном виде через портал госуслуг.
После каждой повестки я звонил секретарю суда и напоминал, что в иске просил рассмотреть дело без моего участия. Она делала себе пометки, и в итоге проблем не возникло.
Решение суда и исполнительный лист. Последнее заседание состоялось 4 июля 2019 года. По его итогам статус дела на сайте суда изменился на «завершено». На следующий день я позвонил в судебный участок, чтобы уточнить информацию по делу. Сотрудница суда подтвердила, что решение по делу принято: все мои требования суд удовлетворил.
Когда выносится судебное решение, сторонам дается месяц на его обжалование. Если за этот месяц никто из сторон не подал апелляционную жалобу, решение вступает в законную силу. Уже на следующий день после этого можно просить выдать исполнительный лист.
Я отправил заявление о выдаче исполнительного листа в суд по электронной почте 5 августа 2019 года. Просил направить лист по адресу моей регистрации в Казани. На этом этапе столкнулся с проблемами, с которыми ранее сам не сталкивался, но слышал от разных знакомых.
В течение месяца я так и не получил исполнительный лист. Когда позвонил в судебный участок, мне ответили: «Ждите, секретарь в отпуске». Еще через месяц ответ был: «Ожидайте, сотрудник канцелярии в отпуске». На третий месяц пошли уже стандартные отмазки — в суде не отвечали на звонки и сообщения по электронной почте, а если у меня получалось дозвониться, мне говорили: «У нас очень много дел — не успеваем», «Мы самый большой судебный участок Москвы — ожидайте», «Дело находится у судьи — на нее повлиять не можем».
В конце концов мое железное терпение лопнуло — 7 ноября 2019 года я направил жалобу на бездействие сотрудников судебного участка в управление по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы.
Я не рассчитывал, что это даст результат, но в итоге на следующий же день на сайте опубликовали мотивированное решение суда. При этом не очень понятно, почему именно так произошло: мировой судья обязан составить мотивированное решение, только если от сторон поступит заявление о его составлении. Я такое заявление не подавал. Маловероятно, что оно поступило от авиакомпании.
Когда я прочитал решение, обнаружил, что часть моих требований суд не удовлетворил. Суд посчитал, что я не представил доказательства расходов на оплату услуг юриста в размере 4500 Р и почтовых расходов в размере 102 Р, и отказал в их взыскании. В итоге суд удовлетворил требования на сумму 14 743 Р.
Я допускаю, что мог не вложить документы по оказанным юридическим услугам, но вот квитанции почтовых расходов точно приобщил: мне пришлось просить сотрудника почты сначала взвесить документы, потом распечатать квитанцию и засунуть в конверт. Скорее всего, сотрудники суда попросту потеряли мои документы и в итоге не приложили их к делу.
Я позвонил секретарю суда и изложил свое недовольство. У нее был стандартный, монотонный и безразличный ответ: «Если не согласны с решением суда, вы вправе его обжаловать. В таком случае мы не станем направлять вам исполнительный лист».
Подавать апелляционную жалобу из-за 4602 Р у меня не было ни времени, ни желания — поэтому я вежливо попросил отправить мне все полагающиеся по делу документы.
Исполнение решения суда
Я получил решение суда 15 ноября 2019 года, а исполнительный лист — 19 ноября. Но и здесь сотрудники московского суда умудрились накосячить.
Решение суда мне направили по ошибочному адресу: неверно был указан номер дома. Номер моего дома — 100, а на конверте был указан дом 10. В ответе судебного управления на мою жалобу были указаны трек-номера писем с решением и исполнительным листом, поэтому я самостоятельно отслеживал их на сайте Почты России. Там появилась надпись о неудачной попытке вручения, хотя я целый день был дома. После этого я обратился в почтовое отделение, где письмо хранилось. В итоге письмо забрал.
Кроме того, дата решения была указана с ошибкой: вместо 2019 был указан 2018 год. Я подумал, что это несущественно: главное, чтобы в исполнительном листе все было верно. Так и получилось.
Дальше я действовал по инструкции. Для подстраховки 19 ноября 2019 года направил запрос в налоговую службу для раскрытия сведений обо всех счетах авиакомпании. По закону взыскатель, у которого на руках есть исполнительный лист с неистекшим сроком, вправе обратиться в налоговую с заявлением о предоставлении этих сведений.
После налоговой, в этот же день, я передал заявление о взыскании со своими реквизитами и оригинал исполнительного листа в банк, где у авиакомпании был открыт счет. Банковские реквизиты авиакомпании нашел в интернете. Мне перечислили 14 743 Р на мой банковский счет через три дня — 22 ноября 2019 года.
Что в итоге
Для удовлетворения моих требований понадобилось 352 календарных дня — без 13 дней год. Я сообщил авиакомпании о технической ошибке на сайте 5 декабря 2018 года, иск подал 25 мая 2019 года. Решение суд вынес 4 июля, а получил я его 15 ноября 2019 года. Деньги поступили на мой счет 22 ноября 2019 года.
В суде я просил взыскать с авиакомпании 27 125 Р. В итоге мне удалось получить 14 743 Р при стоимости платной регистрации 3914 Р — тоже неплохо.
Запомнить
- Если не получается пройти бесплатную онлайн-регистрацию, сообщите об этом в авиакомпанию.
- Сразу собирайте доказательства, что не смогли зарегистрироваться на рейс по уважительной причине. Это могут быть скриншоты с сайта авиакомпании и ваши обращения в службу технической поддержки.
- Отправьте в авиакомпанию досудебную претензию.
- Если ответа на претензию нет, обращайтесь в суд.
- Посещайте заседания или подавайте ходатайство о рассмотрении дела в ваше отсутствие.
- Если выиграли, передайте исполнительный документ судебным приставам или в банк. Через банк деньги получите быстрее.
Как на скриншотах логотип не замазывай, все равно Победа остается поБЕДОЙ :))
Георгий, только сейчас заметил, что еще и в ссылке на статью Т—Ж заботливо проинформировал читателей о названии авиакомпании :)
Может, конечно, имелась ввиду победа в суде, но каламбур в точку!
Георгий, еще а одном скриншоте to:pobeda@aero интересно какой это авиакомпании..?
Мария, моральное удовлетворение - бесценно ;)
Андрей, да, это тоже очень важно) так же, как победа во время игры в футбол, шахматы и т.д.
Ох, моя любимая "Победа", мой любимый 432й участок. Ничего не поменялось за год с лишним, всё также исполнительные листы по жалобам выдают...
Очень рад, что у Вас хватило терпения и сил на суд ради морального удовлетворения, которое бесценно! Поздравляю с победой над победой! :)
Мария, это образ жизни - всегда и везде требовать справедливости, закрепляя финансовым результатом.
Отстаивать свои права - это навык, который можно экстраполировать на более сложные дела в будущем. При возникновении любого спора у меня в голове автоматически (уже на уровне рефлекса) складывается дальнейший алгоритм действий, который позволит мне принять правильное решение. Увы, это достигается только при многократном повторении аналогичных действий, теоретические знания недостаточны.
Еще не зайдя в статью поняла, что речь пойдет о Победе
Победа -- это как маршрутки. Все их ненавидят, но пользуются. Чтобы вы понимали мой уровень страха и нелюбви к этой авиакомпании: если я вижу, что перелет по адекватной цене возможен только Победой, я отменяю путешествие.
Dinara, в чём именно выражается нелюбовь к победе? На нее жалуются только те, кто перед полетом не читал правил компании. Сколько раз летал, никогда не возникало проблем. Да, правила жёсткие. Но они четко прописаны в условиях и я про них знал. Зато у Победы самые новые самолёты на рынке, потому что это лоукостер и им нужна максимальная загруженность рейсов.
Егор, отвечу за Dinara и за себя: "нелюбовь" заключается в том, что при возникновении технической ошибки сотрудники авиакомпании не предприняли попыток моментально отреагировать на обоснованные жалобы клиентов, направленные по нескольким каналам обратной связи (по электронной почте, по телефонному звонку, при непосредственном обращении к представителю).
"Да, правила жёсткие. Но они четко прописаны в условиях и я про них знал." - не подходит для данного случая, т.к. я и другие пассажиры строго соблюдали все правила: за 24 часа до вылета пытались пройти онлайн-регистрацию.
"Сколько раз летал, никогда не возникало проблем" - не нужно быть чересчур самоуверенным: все так думают, пока не попадают в неприятную ситуацию.
Я тоже до этого случая только читал на различных сайтах информацию о том, что пассажиры авиакомпании не смогли пройти бесплатную онлайн-регистрацию (http://www.travel.ru/news/2018/11/08/261815.html).
Однако сам столкнулся впервые с этой проблемой, хотя летаю достаточно много, в т.ч. данной авиакомпанией как до этого случая, так и после - пока, к счастью, без происшествий.
Егор, автор прав. Онлайн регистрация у них вечно не работает из иностранных аэропортов. У меня было то же самое. Но в суд идти было лень.
Flu, летала Победой из Пизы, из Бергамо, из Барселоны, из Стамбула - всё работало.
Егор, например лично для меня поведение ..беды - однозначный резон максимально избегать полётов "Аэрофлотом". Ибо рыба гниёт с головы.
Егор, вы точно читали статью?
В окт, 2019 г. Победа оказывается уже отменила платные регистрации в заруб. аэропортах. Мне вернули деньги за платную регистрацию без суда, где-то за 2 месяца. Написал письмо в авг, 19 деньги вернули в сент, 19.
Совет. В журнале на борту судна дают журнал Победа, там находите почту ген. дира и переписываетесь с ним по поводу возврата. Конечно с тобой общается секретарь, но скорость ответов порадовала.
Антон, логично. Аппарат ГД вполне может ускорить линейные департаменты, пообещав довести до шефа, как они их косяки разгребают, их покрывая зачем-то :)
Евгений, это называется ручное управление. На самом деле это показывает отсутствие системной работы в компании.
Антон, не обязательно это вопрос свободного времени. Когда ты просто добродушный человек, и возникла критическая ситуация для другого, ты экстренно бросишь все дела и поможешь.
А если работа с законами, судами и документами -- это частое или профессиональное дело, то суд с авиакомпанией -- просто ещё один опыт применения знаний на практике. Тем более интересный и важный, поскольку личный.
Авторы подобных исков к авиакомпаниям стараются не ради своих четырёх тысяч рублей. А ради справедливости, ради того, чтобы там услышали: «Вы слишком обнаглели, если будете продолжать так вести себя и дальше, то исков будет больше, чем вся ваша прибыль.»
Чтобы больше такого не было.
Если я правильно понимаю, то другие пассажиры столкнулись с той же проблемой -- им не хотели возвращать деньги, а судиться они не "смогли найти времени (сил, знаний)". Отлично, умножьте 4000 на вместимость самолёта, а потом на количество повторений ошибки онлайн-регистрации.
Можно сказать, что автор нашёл время судиться за миллион рублей, которые потенциально будут за пару рейсов брать с пассажиров в будущем. Они не достанутся автору. Но мы живём в едином обществе друг ради друга, а не только ради личной выгоды. Гораздо хуже, если этот миллион достанется авиакомпании практически за мошенничество.
моё почтение!
Дима, не очень корректно комментируете и Вы явно далеки от судебных дел:
одно дело подать суд с целью получить 27к (первоначальная сумма всех требований), другое дело - подать апелляцию ради увеличения первоначальной суммы на 4к. Очевидно, что во втором случае экономически нецелесообразно пройти весь путь заново, поэтому было принято соответствующее решение.
Универсальная схема подготовки документов для суда: направляется обращение с изложением требований, далее форматируется под претензионную форму с последующим редактированием под исковое заявление.
Вы молодец! Если бы почаще люди бы подавали такие иски и суды бы штрафовали такие компании, такого бы беспредела не было. Да, я готова судиться с авиакомпанией.
Откуда у вас у всех столько времени???
тьфунатебя, кто-то тратит время на прочтение статей, оставление комментариев, просмотр TV и т.д., а кто-то - судится, пишет статьи). Поэтому Ваш вопрос риторический.
тьфунатебя, думаю, для автора это был принципиальный момент
Ох уж эта сраная Победа... :))) Такая же фигня была с ней и тоже в Тбилиси... Они специально это делают (проблемы на сайте), чтобы разводить пассажиров на бабки. Возмущался весь самолет, но не думаю, что кто-то пошел в суд. Автору респект.
Flu, утверждать однозначно, что это делается специально - чересчур громко, но есть факты, которые свидетельствуют об этом: в моем случае не смогли пройти бесплатную онлайн-регистрацию большинство пассажиров сразу двух рейсов. При явном случае представителю авиакомпании следовало зарегистрировать всех пассажировбез взимания платы, а не выдавать бланки на возврат ("Сначала заплати, а потом попробуй вернуть").
Некоторые пассажиры безуспешно звонили по платному телефону горячей линии авиакомпании в условиях международного роуминга - их жалко вдвойне, т.к. дополнительные расходы на звонок явно сопоставимы со стоимостью платной регистрации.
Наконец то и нашей стране люди начинают использовать суды в спорах за свои права.
Ранис поздравляю с выигранным делом, Вы молодец что пожертвовали своим временем ради справедливости.
Респект, что додавил компанию, и даже в большей степени суды.
Но! Во-первых, автор сам юрист, или по крайней мере часто общается, а значит готов к таким приключениям. Во-вторых, такие вот приключения, когда тебя в суде в Москве отсылают куда подальше, а в итоге не выплачивают все, что положено - заставляют даже не задуматься, а плюнуть на 4000. У меня сейчас есть ситуация с Фликсбасом, который не отвез меня вовремя (автобус не приехал), и из-за которого я чуть не опоздал и пришлось заплатить еще 3500 рублей, чтобы уехать на другом автобусе. Есть у кого-нибудь подобный опыт?
Vlad, я писала им письмо с претензией по электронной почте. Дали сертификат на сумму покупки нового билета. Но там больше наш косяк был, не их.
Minerva, ок, спасибо! Уже 3 раза написал им за 12 дней.
Vlad, у нас была похожа ситуация, автобус не приехал, нас пересадили на другой, но ночью, что было неудобно. Я им писала и в итоге дали сертификат на новый билет. Расходы я подтвердить чеками не могла (типа проезд, еда - пока ждали автобус несколько часов), так что ничего не возместили, но писали, что вроде как возместят, если предоставить чеки.
Поздравляю с Победой :)
Антон, поверьте, Вы тоже сможете найти свободное время - вопрос исключительно в приоритетности задач.
Опытные юристы подскажут, что "обратился к помощи юриста" может иметь несколько смыслов:)
Да.Уважаю упорство автора.Молодец!
О, победа! Они мне разбомбили чемодан, спустя год, благодаря экспертизе в спец салоне за 500рублей, мне удалось получить компенсацию за него. За каждый кг пустого чемодана 20 долларов (без суда) , благо дело, был чемодан хреновый турецкий... с тех пор юзаю только чемоданы Samsonite, им тупо пофиг на кидания в аэропортах...
Денис, подскажите пожалуйста, что за экспертиза в спец.салоне? Мне тоже разбили чемодан, в Турции представители выдали справку об этом. Обратно прилетев, пошла в офис Победы, там сказали, либо отремонтируйте, а ремонту там не подлежит. Либо принесите справку с магазина о стоимости чемодана, что не получилось сделать, т.к чемодан именно такой вышел из ассортимента. И продавцы не смогли мне помочь. Хотя чемодан покупался в фирменном брендированном отделе.
Лучше с ними не летать. Меньше времени и нервов
Alexey, из-за одного случая не нужно обижаться на весь мир:)
Вот поругаетесь с соседом, не квартиру же продавать?)
На самом деле полеты авиакомпаниями-лоукостерами имеют ряд преимуществ:
1) новые самолеты
2) в базовую стоимость билета включены только перелет и ручная кладь - для многих этого достаточно, ведь переплачивать за лишние 20 кг багажа, за бутерброд с колбасой и газировку не всем хочется - все по желанию
3) расширенная сеть направлений
4) особенно приятны цены европейских лоукостеров (Ryanair, WizzAir, easyJet): перелеты с одной страны в другую за 10 евро (700 руб.)
Ранис, у ..беды это - система, базовый принцип работы такой: положить болт на клиента, и обращать на него внимание только когда он из-под этого болта выберется. И судя по тому, как построен новый МАШ (SVO), этот принцип внедрён материнской компанией.
Все правильно. Это дело принципа! Если плевать, не связываться, не отстаивать... в конечном итоге законы станут пустым местом и их нарушение станет безнаказанным.
Наслаждалась каждой буквой статьи. Ранис, вы мой герой!)
Судимся с Победой у нас дело принял мировой по месту жительства, не подскажете в какой банк отправить исполнительный лист
Иванов, наберите в гугле "авиакомпания победа счет бик"
Ранис, спасибо. Я бодалась с ними и через горячую линию и через обратную связь. Ответили отказом, - техническую ошибку доказать не удалось.
Я думаю отсуженные деньги авиакомпания с лихвой окупила платой за регистрацию других (менее принципиальных) пассажиров, которые не пошли в суд. Тут сразу вспомнил историю про прокурора, который после своего путешествия требовал от победы отменить платную регистрацию в иностранных аэропортах.
Просто не летайте уё$ищьными авиакомпаниями - берегите нервы!
Интересно. Конечно, нужно иметь желание и терпение. Полагаю, что в следующий раз в подобной ситуации никто не станет ждать полгода "у моря погоды". Спасибо за информацию.
По поводу авиакомпании. Летала много. Правила читала. Проблем не было. Но удивляют люди, не читавшие правил, "попадающие на деньги" из-за этого и ругающие не себя, а перевозчика. Однажды со мной сидела в самолете дама, полтора часа ругала Победу за то, что ей пришлось (не помню сколько) заплатить за багаж. Билет у дамы был безбагажный. Её самый главный аргумент был "неужели непонятно, что не все летают с рюкзаками?"
ирина, отвечу по порядку:
1) ждать полгода "у моря погоды"
в моем случае любое действие совершается с точки зрения математической логики:
а) если компания крупная и владеет активами (это легко можно проверить, зная ИНН организации), то можно и подождать - либо компания сама выплатить обещанное, либо сумма неустойки будет расти с каждым днем до предельного значения - поэтому полгода здесь это приемлемый срок.
б) если ответчик физическое или юридическое лицо без какого-либо имущества, то медлить никак нельзя - даже при наличии выигрышного судебного решения получить из пустого кармана хоть что-то станет маловероятным, а иногда невозможным
2) Правила читала. Проблем не было.
Повторюсь с ответом на аналогичный комментарий пользователя выше:
"Сколько раз летал, никогда не возникало проблем" - не нужно быть чересчур самоуверенным: все так думают, пока не попадают в неприятную ситуацию.
Я тоже до этого случая только читал на различных сайтах информацию о том, что пассажиры авиакомпании не смогли пройти бесплатную онлайн-регистрацию (http://www.travel.ru/news/2018/11/08/261815.html).
Однако сам столкнулся впервые с этой проблемой, хотя летаю достаточно много, в т.ч. данной авиакомпанией как до этого случая, так и после - пока, к счастью, без происшествий.
3) Но удивляют люди, не читавшие правил, "попадающие на деньги" из-за этого и ругающие не себя, а перевозчика.
Если раньше я тоже крайне негативно относился к таким людям, то сейчас более сдержанно.
Иногда человеку нужно один раз совершить перелет, а для этого нужно изучить правила авиакомпании на нескольких десятках страниц с мелким шрифтом и с кучей звездочек, которые отсылают на нормативно-правовые акты. Увы, перелет условно 1 час, а изучение правил - 3-4 часа.
По логике при покупке авиабилета черным по белому должно быть написано и без всяких оговорок - стоимость всех потенциально возможных затрат, которые может понести пассажир (у любой организации есть статистика по затратам, которые понес пассажир по невнимательности. И вместо того, чтобы обратить на это внимание при покупке, авиакомпания наоборот старается об этом умолчать для получения "нечестного" вознаграждения).
Поэтому моя позиция такова - мир изменится в лучшую сторону только в том случае, если все участники - пассажир и авиакомпания - будут стремиться к справедливости, а не к попытке извлечь выгоду.
Нет
А в какой банк исполнительный лист нести?