«Я считаю не столько деньги, сколько свободу»: сколько зарабатывает инженер-велоконструктор
Мы постоянно публикуем истории читателей о самых разных профессиях.
Герой этого выпуска живет в Москве и проектирует велосипеды для небольшой компании в Стокгольме, а иногда еще для финских и немецких заказчиков. Он рассказал, как ему удалось стать инженером-конструктором на удаленке, почему работать из России для него сейчас выгоднее, чем переезжать в Европу, и зачем он делает проекты, которые никогда не увидят свет, вроде четырехколесного велосипеда-автобуса.
Выбор профессии
У меня большая и небогатая семья, работа руками у нас всячески ценилась и поощрялась. Отец постоянно что-то строил, мама увлекалась рукоделием. Кажется, тяга к инженерному, столярному и плотницкому делу у меня была всегда.
К окончанию школы я даже успел всерьез подумать о профессии и знал, что буду инженером или кем-то вроде того. Правда, не знал, куда идти учиться дальше. Поступил в МГУИЭ — Университет инженерной экологии. Но не проучился там и года — пошел работать куда попало: грузчиком на склад, в «Ростикс», раздавать флаеры.
Потом мама моей девушки предложила стать ее помощником: она была дизайнером интерьеров и ей требовался чертежник. Подходящих навыков у меня не было, но она посоветовала курсы. Так я познакомился с 3D-моделированием на основе программы Archicad, после курсов изучал ее сам.
Поработал так три года и решил, что диплом все-таки нужен, — пошел учиться на инженера-технолога в МГУПИ. Моя специальность называлась «технология художественной обработки материалов». Образование мне только мозги в порядок привело: институт заставлял настроить день, приучал вставать, когда надо, а не когда хочется, искать информацию, рассуждать, а не заучивать. Но это умения, которые обретаешь к концу первого курса, дальше уже только вникаешь в предмет, если он тебе нравится.
Практические навыки я получал сам. Постепенно прокачивал скиллы, углубляясь в конструкторскую сферу. Как-то мы с одногруппником решили вникнуть в казавшийся удивительным мир 3D-печати — на заре ее появления в России. На базе университетского фаблаба я познакомился со станками и программами из этой темы. Потом увидел какую-то статью на английском о парне, который своими руками сделал 3D-принтер. Тогда это казалось какой-то колоссально сложной, сугубо инженерной задачей.
Куда еще деть дурь скучающим молодым инженерам?
Мы пополам скинулись на комплектующие, заказали на «Ибэе» электронику, моторы, некоторые уникальные детали. Остальное решили сделать сами из материалов, которые удалось выудить на строительном рынке. Собирали первый принтер несколько месяцев. Нашли человека с покупным за баснословные тогда деньги принтером, который просто так напечатал нам части рамы. Всего на наш первый принтер ушло около 30 тысяч рублей. Печатал он сносно. Это было полнейшее чудо для нас. Первое, что напечатали ровно, — заяц. Ну а потом стали печатать новые запчасти для этого же принтера.
Тогда принтеров на рынке было мало, они были относительно дорогие, стоили в среднем около 60 тысяч. Несколько лет я заполнял нишу своими самоделками, делал принтеры на заказ, подгоняя под нужды клиентов. Это всегда было что-то очень простое в производстве и дешевое, у меня даже мысли не было брать за такое много. В среднем с каждого проданного принтера я получал 15 тысяч, в хороший месяц у меня было три заказа, в плохой — вообще не было. Тогда я жил с родителями, трат не было. Зато постоянно рос навык, а конструкторское дело приносило удовольствие. Но на принтерах далеко не уедешь, да и амбиций было маловато.
Довольно быстро 3D-принтеры перестали будоражить массы людей и стали сугубо нишевым продуктом — специализированным инструментом для тех, кто знал, зачем он нужен. Это действительно отличная вещь в умелых руках, он позволяет экономить время и деньги на производствах любого масштаба. Можно повертеть в руках прототип, прикинуть деталь перед серийным производством, сделать крышку сложной формы.
В итоге 3D-принтерами занялись большие компании и в моих услугах больше не нуждались — к 2016 году мне уже было некого удивить. Китайские принтеры за три копейки были везде, старые игроки переключились на коммерческий сектор.
Какое-то время я еще занимался 3D-печатью и мелкой серией настольных принтеров начального уровня. Поработал по смежным профессиям — чинил и настраивал принтеры. Например, на заводе, который занимался торговым оборудованием, вендинговыми и игровыми автоматами, мне приходилось обслуживать сотни принтеров. Доход был около 40 тысяч в месяц. Проработал меньше года, и стало скучно.
В 2016 году я начал работать в небольшом конструкторском бюро с опытным производством, которое в основном занималось субсубсубподрядами от оборонки. Попал туда случайно — разговорился с мужиками на выставке 3D-печати. Ходил между рядами и заметил у ребят порошковый 3D-принтер своей разработки. Начал расспрашивать, что да как, а в ответ получил приглашение поработать. Было ощущение, что они мне не первому предложили, слишком уж быстро мы перешли от «о, прикольные детальки вы напечатали» к «не хочешь у нас работать? приходи завтра». Я согласился.
Сначала меня посадили работать с 3D-принтерами, а через неделю уже поручили первый заказ на 3D-моделирование. Сказали, что SketchUp — это несерьезно, и мне пришлось быстро освоить Autodesk Inventor. Я всегда изучал программы, уже будучи в деле: Archicad для работы с интерьерами, SketchUp для 3D общего пользования, AutoCad — если нужно было что-то сделать из листовых материалов. Пару дней страданий, привыкания к навигации и интерфейсу, а потом уже как по маслу.
До сих пор радуюсь, когда открываю новые возможности программ, в которых давно работаю.
Потом меня обучили работе с ЧПУ-станком, то есть станком с числовым программным управлением. Сначала я менял инструмент и ставил заготовки, а через пару месяцев начал сам писать программы для ЧПУ — это текстовый файл с координатами перемещения шпинделя и командами.
В общем, работа была прикольная. Было много заказов, связанных с авиацией. Например, в Никарагуа поставили старые советские самолеты, но там нет ни спецов, ни инфраструктуры. Представьте: у вас есть старый самолет, куча старого оборудования для его обслуживания, но как научить людей работать с ним? Мы делали цифровые версии старых аналоговых приборов. Это сотни ящиков совершенного разного предназначения, которые использовали для проверки всех систем самолета наземными службами.
А иногда приходил какой-нибудь дед, который на оленях два месяца добирался до Москвы, с нарисованными на салфетке «чертежами», папкой каких-то неведомых патентов и просил сделать вечный двигатель или зарядку воды энергией космоса.
Бюро было маленькое, всего несколько человек, так что вовлеченность в проект была максимальной, никакой монотонной работы. Но и бюджеты не как у Роскосмоса, так что не всякая фантазия получала физическое воплощение. Было много работы «в стол», когда ты рисуешь что-то, стараешься, уже думаешь, как это все построишь, а потом облом.
Я пришел туда на должность технического специалиста с зарплатой 35 тысяч рублей в месяц. Пару раз просил прибавку согласно новым знаниям и обязанностям. Проработал там больше двух лет и дослужился до главного инженера и зарплаты 75 тысяч рублей в месяц.
Я получил там громадное количество опыта, сделал уйму клевых устройств: цифровые версии аналоговых приборов, корпуса для лазерных установок, очень много деталей для 3D-принтера, мини-фрезер с ЧПУ, мультифункциональный станок. Работа приносила удовольствие, но под конец был глобальный переезд компании в менее удобное место, переездом занимались сотрудники. Все эти силовые тренировки, перевоз станков и куча каких-то не связанных с инженеркой задач выбили из сил. Ушел я, по сути, в никуда.
2019 год стал для меня переломным, именно тогда я попал в свою нынешнюю профессию. К тому моменту я уже три года рисовал детали для велосипедов и выкладывал подробные модели на сайт grabcad.com, который принадлежит крупному производителю 3D-принтеров. Там на бесплатной основе юзеры делятся своими 3D-моделями — обычно всякой инженерикой. Можно попасть на главную страницу или просто быть в топах по загрузкам, это прикольное достижение, потому что сайт реально большой и популярный в этой теме.
Мои модели были популярны на сайте, часто висели в топах недели. Так у меня появился заказчик из Швеции. Он увидел там мои работы и предложил замоделить для него велосипед: ему нужно было обновить сайт и проектную документацию. Я сделал модель, мужик мне заплатил около 200 € и предложил сделать еще парочку. С тех пор мы работаем постоянно.
Место работы
С конца 2019 года я работаю инженером-конструктором на удаленке и проектирую велосипедные рамы и компоненты. Моя основная работа — это тот самый швед с сайта, его зовут Саймон. У него небольшая фирма по производству грузовых велосипедов в Стокгольме. Он занимается этим уже 11 лет. У нас с ним уже второй годовой контракт — до конца 2022 года, но мне кажется, что он предложит продлить его еще раз. Это стандартный договор на оказание услуг, там прописана моя работа — CAD drawing, мои и его данные, зарплата.
Каждый месяц разный, то густо, то пусто, но на зарплате это не отражается, Саймон сам предложил такой формат работы, для него важнее всегда иметь под боком инженера на окладе, чем договариваться по каждому заказу отдельно. Иногда он этим пользуется, и я рисую то, что ему в голову взбрело и что совершенно точно не увидит свет.
Например, четырехколесный велосипед-автобус.
Пока что самый безумный заказ — трехколесный велосипед с огромной коробкой спереди для коммерческих задач, как передвижной ларек. Все пока осталось на бумаге, но мы периодически возвращаемся к таким проектам. Порой устаешь от них, потому что они слишком амбициозные для масштабов, в которых мы работаем. Но работа «в стол» нивелируется уже готовыми велосипедами, которые колесят по Швеции. Порой мне даже не верится в это: я ведь обычный парень из Москвы, рисовал 3D-модели по приколу, а теперь ко мне обращаются забугорные производители.
От работодателя исходит фантастический энтузиазм, он очень любит велосипеды, всецело поддерживает свое государство в стремлении к экологичности, неистово верит в институт семьи. Когда он просит спроектировать велосипед для перевозки восьми детей, это кажется бредом, но спрос на это реально есть. Он и сам очень любит возить своих детей на велосипедах и топит за это всей душой. За всеми безумными идеями и раздолбайским руководством я вижу человека с горящими глазами, и мне тепло, когда я помогаю ему воплощать его мечты, которые отчасти становятся и моими.
Я считаю, что это хорошая работа, все стороны в плюсе: швед экономит, получив универсального работника в относительно дешевой стране, — для него держать сотрудника в офисе было бы в три-четыре раза дороже. А я получаю среднюю для инженера зарплату, но в редкой для этой профессии форме — на удаленке.
Суть профессии
Сначала мой работодатель присылал мне рамы в виде 3D-моделей, чтобы я их облагородил и добавил деталей для рендеров. После полугода работы он предложил мне и самому что-нибудь придумать. С тех пор я занимаюсь его основными моделями велосипедов: он решил перевести производство в Китай и заменить материал рам со стали на алюминий, так что работы много, нужно переделать практически все. Сделать чертежи, переделать все сто раз, потому что каждое производство со своими приколами, стандартными изделиями, радиусами гибки, диаметрами труб.
Обычно Саймон пишет мне с какой-то задачей типа «сделай велосипед по таким параметрам, сохрани стиль предыдущих велосипедов, а еще мне нужны все файлы для него: 3D, чертежи, картинки, пояснения, выкройки для тента от дождя, раскрой для ящика».
Сначала я переношу мысли из головы Саймона через его неидеальный английский. У меня он тоже далек от совершенства, но у шведа почему-то часто проскакивают слова на шведском или их смесь с английским. Know вместо now, finnish вместо finish уже привычное дело. Сначала я не понимал суть, когда он писал впопыхах или надиктовывал, но тогда он просто писал мне более развернутое сообщение позже. Сейчас мы с ним на одной волне. А еще он сказал, что будет называть меня Maxi, потому что в Швеции Max — женское имя.
Никаких документов, четких ТЗ, все чисто в разговоре. Сейчас мне уже не надо что-то уточнять, я понимаю суть и возможности, так что просто сажусь и где-то две недели делаю все, что он просит. С его стороны есть мягкий контроль процесса, я присылаю ему скриншоты или просто пишу, чем я занят сейчас. Когда создаю черновую 3D-модель, обсуждаю ее. Правки выглядят примерно так:
«Переделай, пожалуйста, все наши модели под новый диаметр главной трубы, на производстве говорят, что нужной нет в наличии».
Я сажусь и переделываю все тринадцать моделей велосипедов, чертежей и схем под новые диаметры. Это не сложно, но иногда просто скучно. В принципе, три основные модели его велосипедов запущены в производство, но до сих пор приходится вносить правки, чтобы учесть все производственные процессы, косяки, особенности.
Грузовые велосипеды — это довольно утилитарная штука, есть ограничения на максимальную длину и ширину, плюс ограниченный ассортимент труб на заводе и необходимость сделать все максимально легким — вот и все поле для маневра. В таких рамках не очень много хороших дизайнов обычно, в велоиндустрии все крутится вокруг профиля труб.
Я делаю 3D-модели в программах Inventor, SolidWorks, Catia, NX. Модель нужна для понимания общего вида. Чем точнее модель, тем меньше работы на остальных этапах. Потом шлифую, добавляю детали и делаю чертежи, развертки, пояснения. Указываю размеры, диаметры труб, резьбы, отверстия — все максимально подробно, чтобы не было вопросов.
В последнее время в связи с обновлением сайта я занимаюсь еще и рендерингом картинок. Работаю в довольно простой для освоения программе KeyShot. Загоняю модель в программу, назначаю материалы, выставляю свет и получаю изображение велосипеда на фоне города, например. Саймон использует их в своем инстаграме и для нового сайта. Я в этом не профи, но его устраивает результат.
Рабочий день
В неделю у меня выходит в среднем около 20 рабочих часов. Но большую часть дня я на связи. Швед может написать в 8 утра, а может в 8 вечера. Мы общаемся в «Телеграме», так что на большинство вопросов я отвечаю письменно, иногда нужно подкрепить ответ картинкой. На вопросы, не требующие быть за компьютером, отвечаю сразу. В противном случае прошу подождать пару часов. В общем, меня никто не трогает, отчетности нет, меня ценят за результат.
Работы во внеурочное время полно, но обычно это что-то быстрое и не особо напрягает. Чаще всего, если у меня выходной, задание может подождать. Правда, государственные праздники для меня больше не существуют: единственное, что у нас совпадает со шведским календарем, — это Новый год, но только до 3 января.
Работаю из дома, весь мой офис — это половина рабочего стола. Вторая половина — у моей второй половины, она тоже работает в 3D, но с уклоном в промдизайн, анимацию и рекламу.
Весь день провожу, глядя в монитор и клацая мышкой. Три года назад я собрал себе простенький компьютер за 30 тысяч, чему очень рад, учитывая цены на комплектующие. Для инженерных задач нужно много оперативной памяти и какой-никакой процессор. У меня не тяжелые сборки, супермощный компьютер не требуется, я же не автомобили проектирую. Но в планах обновление железа, хочется увеличить быстродействие в некоторых случаях, да и играть комфортнее будет.
Обычно я встаю в 8—9, завтракаю, гуляю с собакой, в это время стараюсь не открывать почту. Возвращаюсь в 10—11 и сажусь за компьютер. Проверяю почту, мессенджеры, сверяюсь со списком задач: обычно они есть на три-четыре дня вперед, новые поступают пару раз в неделю, а остальное время идут обсуждения. У меня висит бумажный список дел, этого хватает. Пугающие истории про удаленку меня не касаются: я очень хорошо работаю один, без отвлекающих разговоров, с возможностью ответить, когда мне удобно.
Работаю где-то до 13—14. Стараюсь делать перерывы, иначе болят глаза и спина. В обед могу позволить себе отвлечься на часок, но не всегда. В таком же режиме работаю до 18—19. Вечером гуляю с собакой, готовлю ужин, ем и, если надо, работаю до 22.
А могу весь день заниматься своими делами, отложив все на завтра. Всех денег не заработаешь, и я стараюсь не сгореть.
Подработки
Другие заказы бывают нечасто — обычно перед Новым годом. Делаю их в свободное время.
Все начинается так же с переписки в grabcad.com с вопросов типа: «Можешь нарисовать велосипед/раму/компонент?» Потом переводим общение в почту. Заказчик присылает чертеж, рисунки, похожие модели, редко — грубые 3D-модели. Я задаю наводящие вопросы, узнаю про какие-то мелочи, которые могут быть важны на первом этапе, и начинаю рисовать.
Присылаю картинки заказчику, убеждаюсь, что все идет в нужном направлении, и продолжаю рисовать. Потом присылаю финальные картинки — если все ок, прошу оплатить работу на «Пэйпэл», после прихода денег отсылаю все необходимые файлы. Чаще всего это просто 3D, иногда просят сделать чертежи для производства.
Модели на сайт я добавляю постоянно, поэтому количество откликов только растет. Мне пишут в основном иностранцы, чаще всего немцы. Возможно, потому что там развитая велосипедная культура? Обычно просят сделать 3D-модель рамы велосипеда. Мне нравятся такие задачи, часто это вызов: например, я постоянно работаю с металлом, а меня просят сделать модель карбоновой рамы — это уже следующий уровень.
Но главное — это отдых от основной работы, которая порой довольно монотонна.
За подработку я беру 15 € (1280 ₽) за час. Это может показаться большой суммой за инженерную фигню, которая в России скудно оплачивается, но я работаю быстро и с огнем в глазах, а для иностранных заказчиков это небольшие деньги. Обычно на грубую 3D-модель чего-то сложного уходит пара-тройка часов. Моя самая дорогая халтура — 850 € (72 571 ₽) и 600 € (51 227 ₽) за правки. Но этот заказ был размазан на несколько месяцев.
Приведу примеры заказов:
- Модель рамы городского велосипеда с мотором и батареей. Заказчик выдал мне эскизы, подробные 3D-модели мотора и аккумуляторной батареи, насыпал кучу уточнений. За раму в трех размерах — это как с размером одежды: большим людям побольше, маленьким — поменьше, то есть в итоге нужно было делать три рамы — я получил около 1000 € (85 378 ₽). Заказчик ушел довольным и обещал подогнать еще проектов.
- Модель рамы двухподвеса с узлами, напечатанными на 3D-принтере из титана. Заказчик заплатил 800 € (68 302 ₽), добавив примерно четверть сверху, и мы до сих пор общаемся, и я выполняю для него заказы.
- Модель рамы карбонового двухподвеса. Заказчик выдал мне кучу информации и эскизов. Работа идет до сих пор, платят поэтапно, в сумме накапало 1200 € (102 454 ₽).
Иногда приходят с работой по смежным вопросам — например, о велотренажерах. Но у меня большой опыт, я и станки проектировал, мне не страшно браться за любую задачу — соглашаюсь практически на все, что мне предлагают. Велосипедные чуваки почти всегда с горящими глазами, а значит, велик шанс, что продукт увидит свет, это очень мотивирует.
Подработка отлично вписывается в мой рабочий график, но она нестабильна. Есть один немец, с ним мы работаем уже больше полугода, я сделал для него четыре проекта. Одному финну — с ним знакомы около трех месяцев — каждую неделю что-то от меня надо. Раз в пару месяцев случается новый клиент, который может предложить что-то большое. Раз в два-три месяца залетают люди, которым нужно что-то сделать быстро и по мелочи.
Самый большой завал за все время — это пять работ, но ничего срочного. Это вообще не та отрасль, где есть срочность. Единственный момент — все хотят успеть до наступления китайского Нового года.
Случай
Был случай, когда мой начальник перестал отвечать на сообщения. Это было спустя полгода после начала работы. Где-то неделю я работал по инерции. В итоге ни слуху ни духу. Я добил все задачи, скинул, что есть, на почту и попрощался с работой мечты. Это тот риск, на который ты идешь, когда работаешь удаленно на иностранцев — не большие корпорации, а аналог нашего ИП. Тишина длилась два месяца.
Как оказалось, швед просто ушел в запой после развода. Он что-то сказал про тяжелые времена, я уже не помню, если честно. Обещал, что впредь не будет пропадать без предупреждения. Вернувшись, он перестроил фирму, увеличил доход и занялся сменой сайта.
Доход
Первое время я работал с почасовой оплатой, брал 10 € (853 ₽) в час. Так я мог получить больше денег, чем сейчас, но только за счет большого количества задач на старте. Кажется, был месяц с зарплатой около 1200 € (102 454 ₽), через два месяца задач поубавилось, но тогда же Саймон предложил мне перейти на зарплату. Теперь получаю стабильные 800 € (68 302 ₽), остальное — очень случайно. Мой максимум дохода за месяц c подработками — 1650 € (140 874 ₽).
Если пересчитать за год в рублях, то средняя месячная зарплата держится на отметке 85 тысяч.
Я оформился как самозанятый через приложение, так что никаких проблем с моей стороны нет, со стороны Саймона тоже, ведь у него контроль осуществляется еще и банком. Но с этим связано много приколов — например, банк два месяца не давал добро на переводы мне из-за подозрений, что я русский мафиози и тут какая-то преступная схема с отмыванием денег. На фоне очередных санкций против России все банковские переводы в нашу страну стали пристально изучать. Не знаю, как там все происходило, но Саймон долго потом смеялся: ему пришлось месяц ходить в банк и носить им всякие документы. Еще он где-то год постоянно ошибался в реквизитах, и мне приходилось отвоевывать свои деньги уже тут, у техподдержки банка.
Для фриланса я использую «Пэйпэл» — это быстрее, хотя много уходит на комиссии.
Пару раз Саймон предлагал мне переехать — но я сразу отказался. Даже с зарплатой 3000 € (256 135 ₽) я не смогу поддерживать в Швеции текущий уровень жизни.
В России моя зарплата чуть выше средней в этой области. Хотя еще пару лет назад я зарабатывал сильно меньше: много лет сидел на 40—50 тысячах в месяц, а потом вырос за счет расширения портфолио и случайных знакомств. Сейчас меня устраивает доход — я считаю не столько деньги, сколько свободу.
Меня угнетает работа по 8 часов в день, только потому что работодатель заплатил за тебя с 10 утра до 7 вечера. Оценка по делу — это круто.
Расходы
За два года я накопил небольшую сумму, но летом мы с девушкой решили купить автомобиль, на него последние накопления и ушли — это Фольксваген Гольф 7 2013 года. Остановились на нем, потому что он самый нормальный в своем классе и по виду приятный. Заказали автоподбор и с третьего просмотра попали в стоящий вариант. Потратили на авто 783 тысячи, на подбор — 12 тысяч, на страховку и первое ТО — еще по 20 тысяч рублей. Рассчитывали на 900 тысяч максимум, уложились.
У нас с девушкой траты пополам. Есть общая карта Т-Банка, на которую мы скидываем по 20 тысяч каждый месяц на еду, коммуналку, траты на собаку. Кроме этого, я трачу на автомобиль около 10 тысяч в месяц. Одежду и обувь покупаю редко, если размазать на год, то получится около 1—2 тысяч в месяц. Остальное уходит на подарки, кафе, мелочи. Летом появляется еще одна статья расходов — велосипед, это где-то 2—3 тысячи рублей в месяц на расходники, поездки в электричке, экипировку.
Импульсивные траты бывают, но очень редко. Например, как-то купил себе обуви и одежды на 30 тысяч рублей. На Новый год купил большой набор «Лего» с шаттлом «Дискавери» за 17 тысяч, а год назад — с ракетой «Сатурн» за 9 тысяч рублей.
Мой девиз по жизни: у меня все есть и мне ничего надо.
Практикую осознанный подход к покупкам: лучше один раз и хорошо, чем много раз и плохо. Я делаю вещи, поэтому понимаю, что хорошее не может стоить дешево. Ну и удовольствие от пользования хорошей вещью длится дольше. Не люблю хлам, мне доставляет удовольствие думать, что я не трачу ресурсы впустую, — и все это на фоне огромных наборов «Лего».
Экономия
Мой самый действенный лайфхак в жизни — делать по максимуму самому.
Пару лет назад я вложил все накопления в ремонт и какое-то время сидел с низкой зарплатой. Мы с девушкой скинулись пополам, по 350 тысяч. Я покупал все для чернового и чистового ремонта, она покупала технику, мебель. Накопления были у обоих, но из нас двоих тогда работала только она, так что я решил заняться ремонтом в одиночку. Тут разговоров на отдельную статью, если вкратце, то за три месяца и 700 тысяч рублей мы сделали капитальный ремонт двушки с новой мебелью, техникой и всей инженеркой. По прикидкам, сэкономили около 400 тысяч рублей.
После я взял подубитое авто и починил. Передняя подвеска требовала ремонта: лопнули передние пружины. Самый простой вариант — обратиться к официалам по замене передних стоек в сборе, сделают дорого и красиво, из оригинальных запчастей. А я купил относительно новые пружины с рук за 5 тысяч и заплатил только за их замену 12 тысяч. У дилера было бы 40 тысяч рублей. Сам починил блок кнопок стеклоподъемника и остальное по мелочи.
Еще полезно для кошелька оказалось покупать качественные вещи, не лучшее из лучшего, а просто хорошее. Например, я носил дешевые штаны из H&M, они постоянно рвались через год. Теперь взял джинсы из «Юникло», и они живут третий год, а стоят всего вдвое дороже. Это не лучший вариант, но показательный. То же самое с обувью, техникой. Взял один раз хорошее и не бешусь, что все сломалось, софт-тач стерся за полгода или кнопки не так хорошо нажимаются. Мне кажется, это перебивает все экономии на акциях в «Пятерочке» и хождение со своим пакетом.
Финансовая цель
Последние месяцы вышли плодотворными, и мне удается откладывать около половины зарплаты — это около 300—400 € (25 613—34 151 ₽) в месяц. Никакой конкретной цели нет. Хочется иметь финансовую подушку — месяца на три-четыре жизни в обычном режиме и какие-то накопления на отпуск, это примерно 200 тысяч рублей.
До пандемии мы с девушкой взяли билеты в Исландию, хотели проехать вокруг на велосипедах, но грянул карантин, и мечту пришлось надолго отложить. В таких путешествиях тратится не очень много денег, ведь еду обычно готовишь сам, а времяпровождение в основном бесплатное. Думаю, около 60 тысяч на человека максимум, снаряжение-то все есть.
По мере накопления денег начал изучать инвестиции. На этом заработать не удалось, пришлось вывести накопления для покупки автомобиля. Основную часть храню в валюте, потому что нет времени сесть и разобраться. Сейчас у меня около 2000 € (170 756 ₽).
Будущее
На ближайший год без работы не останусь, но что будет потом — совершенно неясно. Можно надеяться на заказы, сейчас их немало, но это абсолютный рандом.
В любом случае заводы ждут меня с распростертыми объятиями, я ведь умею рисовать чертежи и строить сложные модели. Думаю, что буду получать там те же 65—75 тысяч, но в формате восьмичасового обязалова и минимум двух часов в день в толпе в метро. Честно говоря, не самая привлекательная перспектива. Хочется сохранить свой текущий статус и жить в кайф — работать, когда хочу. Последние два года показали, что я получил эту работу очень вовремя: карантины на мой график вообще никак не повлияли.
Очень хочется брать больше заказов, постоянно работать с интересными клиентами, но это все частные ребята или небольшие фирмы с разовыми заказами. Велосипедная тема — она такая. Для увеличения дохода нужно уходить от частных заказов и пробираться в сторону больших производителей. Но уже с переездом в страну производства: им не нужны спецы где-то там, у них обсуждение, обмен идеями и вовлеченность в производственный процесс. Мне кажется, у меня еще мало опыта для такой практики. Если все круто, я бы поехал в Германию, там толковые ребята делают хорошие велосипеды. Зарплаты там около 6000 € (512 270 ₽) в месяц.
Постепенная велосипедизация столицы дарит небольшой луч надежды на развитие моей области в России. У меня было несколько заказчиков из нашей страны. С одними я знаком, но там не очень много задач. Другие приходят с разовыми предложениями.