Кто умнее — муж­чины или жен­щи­ны: что об этом говорит наука
Мозг
5K
Иллюстрация — Аня Новикова

Кто умнее — муж­чины или жен­щи­ны: что об этом говорит наука

Как на интеллект влияют строение мозга и гендерная социализация

54
Аватар автора

Ольга Карасева

ищет ответ на вечный вопрос

Страница автора

Различия между мужчинами и женщинами есть буквально во всех областях жизни. По крайней мере некоторые в этом уверены.

Они утверждают, что представители двух полов по-разному думают, воспринимают действительность, реагируют на стресс и запоминают информацию.

Мужской мозг устроен совершенно не так, как женский, и по-другому вырабатывает нейромедиаторы — дофамин, окситоцин и кортизол. Поведение мужчин управляется половым гормоном тестостероном, а женщин — эстрогенами. И конечно, мужчины больше склонны к интеллектуальной деятельности. Так считает Джон Грэй — консультант по отношениям и автор книги «Мужчины с Марса, женщины с Венеры».

Хотя ученые неоднократно опровергали тезисы Грэя, многие люди до сих пор уверены, что представители двух полов сильно отличаются друг от друга, в том числе и обладают разным уровнем интеллекта. Рассказываем, как современная наука отвечает на вопрос о том, кто умнее — мужчины или женщины.

Мозг: рассылка об эмоциях и психике
Лайфхаки о том, как не поддаваться стрессу, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Чем различаются мужской и женский мозг

Мужской мозг действительно отличается от женского и по размерам, и по строению. Так, у мужчин больше выражена асимметрия и сильнее развиты связи внутри полушарий мозга, тогда как у женщин — между полушариями. Считается, что это может влиять на когнитивные способности: например, у мужчин лучше зрительно-пространственное мышление, а у женщин — вербальные навыки и память на лица.

Но это общие тенденции: многие ученые считают, что мозг конкретного человека крайне редко обладает выраженными отличиями, обусловленными полом. В 2010-е годы нейробиолог Дафна Джоэл с коллегами провела серию исследований, в которых сопоставила снимки мозга более 1400 человек. Она обнаружила, что системных различий между полами нет, а обладатели мозга с «типично мужским» или «типично женским» строением встречаются не так уж часто.

Вместо этого мозг каждого человека в разных пропорциях и комбинациях обладает чертами, которые более ранние исследования приписывали какому-то одному полу. Как пишет Джоэл, мозг человека можно сравнить с мозаикой, построенной из разных деталей — и потому в каждом отдельном случае получается уникальный набор характеристик.

Другая группа нейробиологов в 2021 году объединила результаты самых известных исследований за последние 30 лет и пришла к выводу, что многие различия в строении мозга мужчин и женщин, например в объеме серого и белого вещества, могут быть вызваны не половой принадлежностью, а разницей в размерах тела. Так как мужчины обычно крупнее женщин, то и мозг у них в среднем больше на 11%, а следовательно, больше и отдельные его части. Но если сравнить мозг двух мужчин — высокого и низкого, то обнаружится такая же разница в размерах. К тому же крупный мозг вовсе не гарантирует наличие выдающихся умственных способностей.

Более того, ученые пока не могут со стопроцентной уверенностью установить связь между конкретной структурой мозга и интеллектом. Так, в разное время исследователи предполагали, что умственные способности «записаны» в лобной доле, теменной доле или мозолистом теле, связаны с объемом серого и белого вещества или значительно зависят от некоторых частей дорсолатеральной префронтальной коры и теменной коры. Но сейчас считается, что интеллект человека — это слаженная работа различных областей мозга.

Области мозга, которые, по результатам разных исследований, связаны с интеллектом. Среди них лобная и височная доли, средняя височная извилина, парагиппокампальная извилина и другие. Источник: frontiersin.org
Области мозга, которые, по результатам разных исследований, связаны с интеллектом. Среди них лобная и височная доли, средняя височная извилина, парагиппокампальная извилина и другие. Источник: frontiersin.org

Половые гормоны — эстрогены и андрогены — тоже могут влиять на мозг и некоторые когнитивные процессы. Так, есть исследования, которые показали, что тестостерон — основной андроген в человеческом организме — улучшает способности к пространственному ориентированию, причем не только у мужчин, но и у самцов некоторых животных. Под пространственным ориентированием понимают совокупность навыков: пространственного восприятия, то есть способности понимать величину и форму предметов, пространственной визуализации и мысленного вращения объектов.

Повышение уровня тестостерона у женщин тоже приводит к улучшению пространственного мышления. В небольшом исследовании участниц разделили на две группы. Одним капали под язык 0,5 миллиграмма тестостерона, а другим — плацебо. У женщин из первой группы уровень тестостерона в крови вырос в 25 раз, и это увеличило активность парагиппокампальной области, гиппокампа и миндалины — областей мозга, которые задействованы в пространственном ориентировании.

Участницы из этой группы быстрее справлялись с заданиями на мысленное вращение и определение направления к ориентиру, чем женщины, не получавшие дозу тестостерона.

Тем не менее есть ученые, которые считают, что навыки пространственного ориентирования тоже не врожденные, а приобретаются в течение жизни. Метаанализ 128 исследований, в которых участвовало более 30 тысяч детей и подростков, показал, что обычно разница в навыках мысленного вращения объектов практически не наблюдается у детей младшего возраста, а мальчики начинают справляться лучше девочек только примерно в 6 лет. Поскольку тестостерон начинает влиять на развитие человека еще в утробе матери, то врожденные различия в способностях должны быть заметны с самого рождения, но этого не происходит.

Эстрогены тоже воздействуют на мозг и когнитивные функции. Например, снижение их уровня происходит с возрастом, и это может быть связано с изменениями в структуре мозга и снижением когнитивных функций. Также действие эстрогенов может влиять на память и обучение, но с одними задачами человек справляется хуже, а с другими — лучше.

Хотя андрогены обычно называют мужскими гормонами, а эстрогены — женскими, они присутствуют у людей обоих полов. Различается только их уровень в организме: количество тестостерона от природы обычно выше у мужчин, а эстрогенов — у женщин. Кроме того, уровни этих гормонов не фиксированы, а динамичны и подвержены среди прочего влиянию гендерного социального опыта.

Сейчас ученые уверены, что невозможно назвать какой-то один пол более умным, а другой — отстающим. По данным исследований, в IQ-тестах то мужчины опережают женщин примерно на два пункта, то женщины вырываются вперед, то представители обоих полов показывают одинаковые результаты. А научные работы, в которых один пол получает преимущество, часто подвергаются критике — например, за то, что авторы исключили из обзора результаты масштабного исследования с другими выводами.

Нейробиолог Роберт Сапольски объясняет, что никакого «гена способностей к математике», связанного с полом человека, не существует. Намного важнее, в какой среде живет человек, в каких условиях он вырос и какие установки существуют в его сообществе.

Кроме того, когда речь идет о разнице в когнитивных способностях и строении мозга женщин и мужчин, ученые обычно используют слова «в среднем» и «незначительно». То есть различия — это общая тенденция, но при этом у многих мужчин могут быть хорошо развиты навыки общения, а у многих женщин — зрительно-пространственное мышление.

Как на женщин и мужчин влияет гендерная социализация

Профессии, связанные с точными науками, например в ИТ-сфере, не просто обещают высокие зарплаты, но и остаются преимущественно мужскими. Например, в технологических компаниях США женщины занимают порядка 30% рабочих мест, а в России доля женщин в ИТ-отрасли составляет 26%.

Но дело вовсе не в том, что мужчины умнее или более склонны к точным наукам, а в гендерной социализации. Так называют процесс усвоения человеком правил поведения и установок в соответствии с предписанной обществом ролью мужчины или женщины. Гендерная социализация начинается еще в раннем детстве: родители и другие взрослые могут поощрять или, наоборот, блокировать определенное поведение ребенка или интерес к конкретным видам деятельности.

Так, во многих семьях мальчиков воспитывают настойчивыми и уверенными в себе, водят их на математические и кружки и дарят им развивающие игрушки. В то время как в девочках родители поощряют скромность и интерес к семейным играм.

А иногда мальчиков просто считают более умными по умолчанию. В проведенном в Великобритании эксперименте родителей попросили приблизительно оценить интеллект своих подрастающих сыновей и дочерей. Почти все опрошенные решили, что уровень IQ у мальчиков должен быть выше, чем у девочек. Причем так ответили даже семьи, в которых одновременно росли и сын, и дочь.

Сейчас многие родители стараются воспитывать детей так, чтобы они не подвергались негативным стереотипам, не считали себя более глупыми или неспособными к определенным видам деятельности. Но ребенок все равно может получить такие вредные установки, например, от старших родственников, в школе или из произведений массовой культуры.

Во взрослом возрасте гендерная социализация влияет и на выбор профессии, и на поведение на рабочем месте. К примеру, женщины могут не слишком настойчиво вести переговоры о зарплате, не стремиться на руководящие позиции, соглашаться на менее амбициозные проекты и испытывать неуверенность.

В 2020 году ученые из США решили проверить, как мужчины и женщины справляются с рабочими задачами на вычисление, — и участники эксперимента обоих полов показали примерно одинаковый результат. Но когда их попросили оценить, насколько хорошо они выполнили задания, женщины были менее уверены в правильности своих ответов.

Также известно, что женщины действительно хуже решают математические задачи, если думают, что им «не дано» преуспеть в этой сфере. Один эксперимент показал, что напоминание о стереотипах даже меняет работу мозга. Некоторым участницам перед выполнением задания говорили, что женщины плохи в математике. И функциональная магнитно-резонансная томография показала, что у них во время решения задач активировалась передняя поясная кора, ответственная за регуляцию эмоций.

В то время как у женщин, которым не говорили про их слабые способности, активнее работали угловая извилина, левая теменная и префронтальная кора — области, которые как раз связывают с математическими навыками.

Помимо гендерной социализации на карьеру влияют и внешние факторы, например доступ к образованию, процесс обучения, возможность получить желаемую работу. Так, в образовательной среде мужчины по умолчанию воспринимаются более умными. В недавнем исследовании ученые проанализировали данные об оценках диссертаций пяти тысяч аспирантов крупного голландского университета за период с 2011 по 2021 год. Выяснилось, что женщины-аспиранты почти в два раза реже получали академические награды, которыми отмечают лучшие работы.

Причем диссертации женщин оценивались ниже, чем диссертации мужчин, даже если у аспирантов был один и тот же научный руководитель. Разница между количеством получивших награды аспирантов и аспиранток оказывалась самой большой, когда работы оценивались исключительно мужскими комитетами. Но чем больше в составе комитета появлялось женщин, тем более равномерно распределялись награды. Причем даже на медицинском или социологическом факультетах, где училось больше аспиранток, награды они все равно получали реже мужчин.

Больше шансов попасть на интеллектуальную работу тоже у мужчин. Во время проведенного в 2019 году эксперимента американские ученые попросили тысячу добровольцев прочитать описание вакансии, а затем порекомендовать на эту работу двоих своих знакомых. Одной половине участников дали описание, в котором было сказано, что нужен умный человек для серьезной интеллектуальной деятельности, а другой половине — что ищут просто старательного сотрудника. На работу, требующую усердия, мужчин и женщин рекомендовали практически поровну, а вот подходящими для интеллектуальной работы намного чаще называли именно мужчин.

Другие внешние факторы, которые могут помешать построить карьеру, — необходимость заниматься воспитанием детей и вести быт. Даже в странах, которые считаются прогрессивными в вопросах гендерного равенства, женщины все еще в разы больше работают по дому и чаще уходят в декрет. Так что даже если женщина не подвержена стереотипам и уверена в себе, все это может помешать ее карьерным достижениям.

Мужчинам гендерная социализация тоже может навредить. Например, если под ее воздействием мужчина выбирает профессию, которая считается престижной и интеллектуальной, но совсем ему не нравится.

Как гендерная социализация меняет мозг

Как пишет нейробиолог Лиз Элиот в книге «Розовый мозг, голубой мозг», гендерная социализация может менять строение мозга. Он обладает нейропластичностью, то есть способностью меняться под влиянием обучения, выполняемой работы, увлечений, образа жизни и других факторов.

Потому у людей, с детства выбирающих занятия, не требующие, к примеру, много считать и запоминать большие объемы информации, и мозг анатомически будет отличаться от мозга тех, кто постоянно использует эти навыки.

Недавнее исследование с участием 1500 человек показало, что искусственный интеллект может отличить мужской мозг от женского: различия обнаружились в основном в сети пассивного режима, полосатом теле и лимбической системе.

Как объясняет нейробиолог Джина Риппон, эти области играют ключевую роль в развитии социальных навыков: позволяют замечать особенности поведения окружающих, хранить знания о себе, других людях, правилах, нормах общения и даже стереотипах. А поскольку мужчины и женщины ведут себя в обществе по-разному, то и различия в мозге могли сформироваться уже в процессе их жизни.

Что думают о своем интеллекте сами мужчины и женщины

Исследования показывают, что люди часто ошибаются в оценке уровня своего интеллекта. Но мужчины нередко считают его более высоким, чем он есть на самом деле, а женщины себя недооценивают. Причем люди остаются при своем мнении, даже если объективные показатели говорят об обратном. К примеру, студенты мужского пола уверены, что их одногруппники умнее одногруппниц, несмотря на то, что получают более низкие оценки.

Более того, стереотипу об интеллектуальном превосходстве мужчин и отставании женщин люди иногда следуют неосознанно. Во время масштабного исследования участников — более трех тысяч взрослых и детей из 79 стран — сначала спросили, верят ли они в то, что мужчины умнее женщин. А потом предложили пройти тест на ассоциации: в нем нужно было очень быстро — чтобы ассоциация была не осмысленной, а автоматической — сопоставить картинку и относящееся к ней слово.

Когда участникам встречалось слово «гений», они чаще выбирали изображение мужчин. В разных странах люди ассоциировали с гениальностью мужчин в 70—75% случаев. Причем так отвечали даже те участники эксперимента, которые до этого уверяли, что не подвержены стереотипам и не считают мужчин умнее женщин.

Стереотипы об интеллектуальном превосходстве мужчин сопровождают людей с самого детства. Так, в одном известном эксперименте американские ученые рассказывали детям историю про человека, который был «по-настоящему умным», а потом спрашивали, какого пола, по их мнению, был персонаж.

В возрасте пяти лет дети обычно называли свой пол: мальчикам казалось, что умный герой истории — это мужчина, а девочкам — что это женщина. Но уже в шесть лет ситуация менялась, и дети обоих полов чаще считали, что в истории фигурирует мужчина. Более того, девочки начинали вообще избегать участия в играх, если было известно, что они «для умников».

Правда ли, что у женщин лучше развит эмоциональный интеллект

Помимо общего интеллекта, то есть когнитивных способностей, измеряемых IQ-тестами, выделяют еще и эмоциональный интеллект — совокупность способностей человека понимать свои и чужие эмоции, контролировать свои порывы, распознавать, что чувствуют окружающие. Обычно считается, что женщины обладают более развитым эмоциональным интеллектом, хотя на самом деле общий показатель у людей обоих полов примерно одинаковый — просто у них лучше развиты разные навыки.

Так, женщины опережают мужчин в эмпатии, способности выстраивать межличностные отношения, ответственности, а также лучше справляются с распознаванием и интерпретацией информации, которую люди передают друг другу в межличностном общении, например успешнее считывают эмоции по выражению лица. Мужчины же, как правило, оказываются более стрессоустойчивыми, уверенными в себе и ассертивными, то есть умеют отстаивать свои интересы.

Женщины и мужчины показывают лучшие результаты именно в тех навыках, которые у представителей разных полов поощряются с детства. Так что эмоциональный интеллект, скорее всего, тоже зависит от гендерной социализации, а не биологических характеристик, например уровня половых гормонов.

В одном исследовании с участием более шестисот добровольцев ученые пытались проверить, может ли повышение уровня тестостерона подавлять у мужчин эмпатию. Одной половине испытуемых наносили на кожу тестостероновый гель, а другой — плацебо. У мужчин из первой группы уровень гормона повышался, но это никак не сказывалось на их эмпатии: если мужчина раньше хорошо понимал чужие эмоции, то он не терял этот навык.

Кто все же умнее — мужчины или женщины

  1. Сейчас ученые считают, что невозможно назвать один пол более умным, а другой — отстающим. Значительной разницы в результатах IQ-тестов мужчин и женщин нет, а в зависимости от страны то мужчины, то женщины вырываются вперед.
  2. Мозг мужчин и женщин различается, но незначительно. Некоторые исследователи полагают, что эти различия связаны всего лишь с разницей в размерах тела представителей двух полов.
  3. Различия в строении мозга и способностях обычно выводят, изучая средние показатели. Но в случае каждого конкретного человека все будет индивидуально: есть женщины с выдающимися математическими навыками и мужчины, отлично справляющиеся с работой, на которой важна коммуникация.
  4. Гендерная социализация, то есть усвоенные человеком общественные нормы, значительно влияют на то, как люди выбирают специальность и оценивают свой интеллект. Если в мальчиках с детства поощряют тягу к математике и амбициозность, то девочкам часто говорят, что они не созданы для занятия точными науками.
  5. Не менее важны и внешние обстоятельства. Человеку будет сложно проявить свой интеллект, если у него нет доступа к образованию или его не берут на работу для умных из-за стереотипов.

Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Сталкивались со стереотипами относительно вашего интеллекта из-за пола? Поделитесь:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество