Как я продал студию маникюра с убытком в полмиллиона

Как открыть бизнес в Новосибирске, а потом продать в минус
64
Как я продал студию маникюра с убытком в полмиллиона
Аватар автора

Егор Кошкин

продал в минус маникюрный бизнес

Страница автора

Летом 2018 года я взял кредит, чтобы открыть студию маникюра и помочь своей девушке стать предпринимательницей. Через год девушка ушла, а я остался с убыточным бизнесом.

В тот момент продать маникюрный салон мне не хватило смелости. Во-первых, я считал, что мне по силам довести бизнес до хороших показателей, потому что второй проект работает в плюс. Продажу я воспринимал как слабость. Во-вторых, продажа бизнеса в том виде, в котором он был, в любом случае была бы с убытком, а внутри теплилась надежда разогнать показатели и продать в плюс.

Через два года я продал бизнес с минусом в 520 000 ₽. Расскажу, как так вышло.

Каждый мастер маникюра мечтает о своей студии

В 2014 году я завязал с работой по найму и открыл небольшую фирму по установке пластиковых окон. Потом перешел в автомобильное дело и сейчас сдаю машины в аренду. Этот бизнес мы развиваем с партнером больше двух лет, он приносит прибыль и позволяет выплачивать кредит, взятый на маникюрную студию. Не раз думал о том, что миллион можно было инвестировать в автобизнес и зарабатывать.

Моя девушка с 2010 года занималась маникюром, работала в студиях за процент — когда часть денег от сделанной работы уходит салону, а часть — мастеру. Обычно для мастеров это 25—50% от суммы заказа. Я как предприниматель горел своим делом и мне хотелось, чтобы девушка тоже начала работать на себя. Мне казалось, что каждый уважающий себя мастер маникюра мечтает вырасти во владельца студии.

План был такой: находим помещение, делаем хороший ремонт, запускаем студию.

Эту мысль я благополучно поселил в голове подруги. А она поддержала эту затею: то ли потому что сама по себе мягкий человек, то ли просто переоценила свои силы. Тогда у меня было свободное время и стабильная прибыль, и я взял в кредит миллион рублей на пять лет, чтобы помочь открыть ей маникюрный салон.

Девушка получает собственный салон и со временем начинает руководить бизнесом, который знает от и до. Я помогаю первое время. Такой ситуация виделась мне. Все вышло не так.

Как искали и ремонтировали помещение в Новосибирске

В законодательстве нет жестких требований к помещениям под студию маникюра. Поэтому мы выделили два критерия: чтобы студию было легко найти и не было проблем с парковкой. Хотели, чтобы это было помещение в центре города, с площадью до 40 м² и отдельным входом.

Поиск занял около месяца. Я ходил по центральным улицам, высматривая вывески «аренда» и «сдам», исследовал всевозможные площадки, но, как обычно, нашел на «Авито». Уже пора было начинать отдавать кредит, сроки поджимали, да и помещение соответствовало требованиям, поэтому мы подписали договор и принялись за ремонт.

45 000 ₽
стоила аренда помещения в месяц
Так выглядел вход в наше помещение до ремонта
Так выглядел вход в наше помещение до ремонта
А это уже после ремонта и открытия. Помещение у студии удачное: его несложно найти, есть свой отдельный вход и входная зона, которую мы украшали к праздникам
А это уже после ремонта и открытия. Помещение у студии удачное: его несложно найти, есть свой отдельный вход и входная зона, которую мы украшали к праздникам

От предыдущих арендаторов нам остались розовые стены, убитый санузел и общий неопрятный вид. Ремонт обошелся нам в 380 000 ₽ без мебели.

За два месяца мы:

  1. Покрасили стены и заменили пол.
  2. Полностью переделали санузел и вентиляцию.
  3. Отремонтировали крыльцо и вывеску.
  4. Заменили двери.
  5. Частично переделали электрику и освещение.

Чтобы сделать все красиво, обратились к нескольким дизайнерам, внесли аванс за работу, но в итоге не нашли с ними общего языка.

Один предлагал сделать для ресепшена столешницу из натурального камня и деревянный бордюр под потолок. На мой взгляд, это были чрезмерные траты, мы обсудили это и мирно разошлись. Второй дизайнер просто показался мне некомпетентным. На тот момент у меня в голове сформировалось видение того, как должен выглядеть салон маникюра, я решил обойтись без дизайнера и не пожалел.

Нам хотелось минимализма и белого цвета, так что мы сохранили кучу фотографий с «Пинтереста», сами нарисовали проект в блокноте и приступили к отделке.

Мы расчертили расположение мебели мелом на полу, чтобы понять, как ее лучше расставить
Мы расчертили расположение мебели мелом на полу, чтобы понять, как ее лучше расставить
Набросок проекта в блокноте с размерами
Набросок проекта в блокноте с размерами
Так студия выглядела после ремонта и обустройства
Так студия выглядела после ремонта и обустройства
1/2
Так студия выглядела после ремонта и обустройства
Так студия выглядела после ремонта и обустройства

Мебель в салон выбрали белую и частично сделали на заказ. Для салонов красоты есть много готовых предложений, но наше помещение было не очень большим, и стандартные варианты не подходили. Нам изготовили по заказу угловую стойку ресепшена, столы для мастеров с толстой столешницей и стол для визажиста.

Что еще купили:

  1. Медицинские стулья со спинкой для мастеров. Эти стулья были на колесиках и с подставкой для ног — чтобы мастерам было удобнее работать. В Новосибирске нужных не нашли, заказывали в Москве.
  2. Кресла для клиентов.
  3. Шкаф для материалов и тумба для расходников и стерилизаторов.
  4. Кресло и стол для педикюра.

Вся рабочая мебель обошлась нам в 200 000 ₽.

200 000 ₽
потратил на рабочую мебель

Чтобы сделать ремонт, мы попросили месяц арендных каникул. Сейчас понимаю, что можно было просить более лояльные условия: мы потратили приличную сумму и в результате сильно улучшили помещение. Но тогда мы спешили открыться, да и опыта таких переговоров не было.

С фирменным стилем студии получилось почти так же, как и с дизайн-проектом помещения. Я выбрал несколько компаний с крутыми работами из Москвы и Казани и обратился к ним. От цен глаза полезли на лоб — от 400 000 ₽ за брендбук. А у тех, кто просил меньше, работы не впечатляли. Тогда решили пойти сложным путем — найти хорошего фрилансера.

Я нарисовал макет логотипа: сначала на бумаге, потом доделал на компьютере, как смог. Потом на сайте «Фл-ру» выбрал несколько исполнителей, которые работали в похожем стиле, с третьего раза попал в точку.

Как-то среди работ компаний, которые занимаются брендингом, я увидел логотип с акварельными разводами, он мне очень понравился. Моя девушка делала сложные дизайны и рисунки на ногтях, поэтому решили, что такой образ будет в тему.

Мой набросок для потенциальных исполнителей
Промежуточный вариант, решили, что в логотипе не хватает яркости
Добавили цвета — яркие акварельные разводы, которые ассоциировались у нас с лаками для ногтей
А вот финальный результат. Такими же акварелями дополнили интерьер

Есть студии, которые тратят на ремонт по три миллиона, а некоторые умудряются уложиться в несколько сотен тысяч. Последние обычно — студии с низкими ценами, туда идут экономные клиенты, которые при этом не менее требовательные. Получается, что ресурсов тратишь столько же, но зарабатываешь меньше.

Мы хотели, чтобы студия выглядела красивой и удобной, так, как мы себе ее представляли, но при этом хотели уложиться в адекватный бюджет. На мой взгляд, внешний вид студии важен для платежеспособных клиентов.

Расходы на открытие маникюрной студии — 1 000 000 ₽

Мебель для работы200 000 ₽
Стройматериалы180 000 ₽
Ремонтные работы180 000 ₽
Расходники для студии: лаки, инструменты, антисептики, маски, материалы для дизайна130 000 ₽
Депозит и оплата первого месяца аренды90 000 ₽
Оборудование для работы мастеров: аппараты, лампы, стерилизаторы, контейнеры для инструментов80 000 ₽
Техника: телевизоры, компьютер на ресепшен80 000 ₽
Реклама: вывеска, сити-бокс, промоутеры, таргетинг в «Инстаграме»40 000 ₽
Дизайн-проект студии20 000 ₽

Расходы на открытие маникюрной студии — 1 000 000 ₽

Мебель для работы200 000 ₽
Стройматериалы180 000 ₽
Ремонтные работы180 000 ₽
Расходники для студии: лаки, инструменты, антисептики, маски, материалы для дизайна130 000 ₽
Депозит и оплата первого месяца аренды90 000 ₽
Оборудование для работы мастеров: аппараты, лампы, стерилизаторы, контейнеры для инструментов80 000 ₽
Техника: телевизоры, компьютер на ресепшен80 000 ₽
Реклама: вывеска, сити-бокс, промоутеры, таргетинг в «Инстаграме»40 000 ₽
Дизайн-проект студии20 000 ₽

Открытие и продвижение студии

Для студии мы не стали открывать новое юридическое лицо. У меня уже было ИП на ЕНВД, поэтому просто добавили еще один ОКВЭД — предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты. По налогам выходило примерно 40 000 ₽ в год за два бизнеса.

Детального бизнес-плана у нас не было, примерно прикинули, сколько будет уходить на 2—3 мастеров, расходники и аренду, и что будет оставаться нам. Наш главный мастер должен был делать выручку 110 000 ₽, принимая 55 клиентов в месяц. Средний чек по расчетам должен быть 2000 ₽, так в итоге и вышло. Остальные мастера должны были приносить 60—80% от выручки главного мастера в зависимости от скорости работы, мастерства и загрузки.

Мастеров мы нашли через знакомых и «Инстаграм». Часто ищут через «Авито», но для нас этот способ не сработал — по объявлению никто не пришел. Собеседование мы провели только один раз: в них особо нет смысла, потому что нужно видеть, как мастер выполняет работу. Для этого приглашают модель или просят продемонстрировать навыки на администраторе.

Цену за услуги решили поставить выше среднего — чтобы было, как в приличных студиях. У нас были хорошие и дорогие материалы, качественное оборудование, кофе для гостей. Маникюр с покрытием гель-лаком стоил 1400 ₽, полный педикюр без покрытия — 1800 ₽. Маникюрных студий огромное количество, и мы хотели выделиться высоким качеством работы. Низкие цены привлекают случайных клиентов и не позволяют собрать базу постоянных.

Продвигаться решили через «Инстаграм» и площадки с отзывами. На тот момент я начал интересоваться маркетингом, проходил различные курсы, смотрел видео. Моих навыков хватило, чтобы запустить таргетинг на заранее созданный и оформленный профиль в «Инстаграме», собрать сайт на конструкторе и разместиться на всех возможных площадках: «2ГИС», «Фламп», «Йелл», «Зун» и еще нескольких локальных.

Отзывы мы добавляли по согласованию с клиентами. То есть мы спрашивали у клиентов, можно ли взять их отзыв из «Инстаграма», регистрировали почту на Яндексе, авторизовались через нее в «2ГИС» и вставляли текст отзыва.

Старались привлечь клиентов через красивые и качественные картинки в «Инстаграме»
Старались привлечь клиентов через красивые и качественные картинки в «Инстаграме»

Первые клиенты пришли по знакомству

Мы запустились с одним мастером — им была моя девушка. Поэтому первыми посетительницами были либо знакомые, либо ее постоянные клиенты.

Новые люди приходили с таргетированной рекламы в «Инстаграме». Около 80% посетительниц возвращались в салон. Думаю, это связано с высоким качеством и скоростью работ: ногти носили по 5 недель, они не отваливались и не откалывались.

Проблема была в том, что какое-то время в студии был только один мастер — моя партнерша. Кроме мастера она была еще и управляющей. Новые мастера должны были соответствовать уровню студии, и поэтому найти их было непросто. Я частично занимался рекламой и был на подхвате, но основное время тратил на свой бизнес.

Как делили обязанности в бизнесе

В первый год работы студии я особо не вовлекался в процессы. Бизнес работал, отбивал аренду и кредит, мастера что-то зарабатывали. Меня это устраивало, хотя сам я дохода не получал.

Помимо рекламы и дизайна рекламной продукции я занимался решением второстепенных вопросов бизнеса. Например, общался с комитетом рекламы, когда они сказали, что нужно переделывать вывеску. Затем искал рабочих, которые это сделают. Вызывал мебельщиков и ремонтников, если что-то ломалось, иногда закупал материалы и прочие мелочи. Помогал с организацией обучающих курсов, делал дизайн для сертификатов и прочей макулатуры.

Моя партнерша как мастер составляла свое расписание, другие мастера сами вносили своих клиентов через систему бронирования Yclients. Как управляющая моя девушка следила, чтобы все материалы и все необходимое было в наличии. Она подбивала приход средств, а мастера свой процент забирали сами. Когда я позже занялся всем сам, то изменил процесс: теперь и составлением расписания, и учетом доходов занимался один человек — администратор.

На моей девушке было много операционных задач, а кроме того, она была самым востребованным мастером в салоне. Мы много говорили об этом, и я пытался объяснить ей, что задачей бизнеса было сделать крутую студию, а не раскачать ее как мастера. Я считал, что ей разумно развиваться в менеджера, который досконально знает свой продукт, повышать качество работ других сотрудников и постепенно отходить от обслуживания клиентов. Она вроде соглашалась, но в итоге отказалась от студии и продолжила работать мастером.

В общем, я брал на себя некоторые решения, она управляла текущей работой салона, а вся прибыль оставалась на балансе студии — и это всех устраивало.

Когда все пошло не так

Спустя год с лишним в студии работало три мастера вместе с моей девушкой. Но рабочие процессы в студии шли так вяло, что я понял: такими темпами все может прогореть и мне будет нечем отбивать кредит. Тогда я активно вовлекся в жизнь студии. Примерно в то же время осознал, что люди не всегда планируют стать управленцами, а хотят продолжать работать руками. Так вышло и с моей девушкой.

Я начал активнее заниматься рекламой, помогал вести аккаунт в «Инстаграме», придумывал и продвигал акции. Ежедневно выкладывал истории и несколько раз в неделю посты, запустил на них рекламу на 10 000 ₽.

В «Инстаграме» рассказывал про двух новых мастеров, показывал их работы и выкладывал актуальное расписание. Напечатал большие ламинированные листы, чтобы на их фоне делать фотографии маникюра и создать в аккаунте единый стиль. Еще мы сдали одно рабочее место в аренду мастеру по бровям. Она платила за место 12 000 ₽ в месяц, принимала своих клиентов и использовала собственные материалы и расходники.

Думаю, что все это сработало в совокупности, потому что денег и клиентов стало больше. Спустя месяц совместной работы оборот студии вырос на 40%, и студия даже начала зарабатывать. В среднем месячный оборот составлял 250 000 ₽, а чистая прибыль — 40 000 ₽.

40 000 ₽
получали чистой прибыли студии

Все могло быть прекрасно, но через пару месяцев у нас с девушкой случился личный конфликт, и я закрыл двери студии на три дня. Мы не обсуждали такую ситуацию заранее, и по договору она была просто мастером в салоне красоты.

Вопрос о том, что личные отношения могут помешать ведению бизнеса, мы даже не поднимали, по крайней мере я не задумывался об этом. У нас были долгие отношения, мы проходили разные трудности, и я надеялся, что это поможет избежать проблем в будущем.

Через три дня я остыл и попытался договориться о дальнейшей судьбе студии, но услышал лишь претензии в свой адрес. Забрать себе студию девушка отказалась, хотя мне она была не нужна. В итоге я остался один со студией маникюра и кредитом.

Позже бывшая девушка рассказала, что ажиотаж вокруг закрытия пошел ей на пользу как мастеру, клиентов прибавилось. Да и по финансам и трудозатратам ей проще снимать рабочее место за 10 000 ₽ и не заморачиваться со своей студией.

Чтобы продать студию, решил вывести ее в плюс

Мне был неинтересен маникюрный бизнес, поэтому я решил вывести студию в плюс, а затем выгодно продать. Чтобы разобраться в этой сфере как следует, я через «Инстаграм» нашел несколько топовых руководителей студий в Новосибирске и договорился с ними на консультацию. За первую отдал 6000 ₽ — ее проводила владелица сети маникюрных студий, она параллельно занимается коучингом и помогает развивать бизнес.

Тогда трендом было продвигать свой бизнес через персональный бренд. Коуч сказала: «Егор, персональный бренд — это круто, ты будешь выделяться. Ты ведь не мастер, а владелец студии, люди к вам потянутся». Я замотивировался. Отлично, думаю, все логично, так и нужно делать. Если я справлюсь с этим, справлюсь с чем угодно. Мотивации хватило, чтобы дойти до машины.

Какой персональный бренд, что за бред, это же студия маникюра, подумал я.

Предполагалось, что я должен постоянно светиться в «Инстаграме», презентовать акции, зазывать клиентов, рассказывать новости и всякое такое. Но это не для меня, я не хотел отождествлять себя со студией маникюра.

Вторая консультация была бесплатной. Ее проводил управляющий крупной сети студий, он предложил за 150 000 ₽ вывести мою студию на хороший доход. Он ссылался на то, что студии под его управлением работают, а, значит, ему можно доверять. Говорил, что зарабатывает 3 000 000 ₽ в месяц, и мои деньги ему не нужны. Платить нужно было, чтобы у меня самого была мотивация и вовлеченность, чтобы я серьезно относился к нашей с ним работе. К его гонорару нужно было добавить еще 150 000 ₽ на рекламу и зарплату мастеров, докупить материалов. Все звучало как-то размыто, и я отказался.

К тому времени сумма, потраченная на студию, медленно, но верно увеличивалась. Нужно было оплачивать аренду, рекламу, зарплату. На все это я потратил еще около 300 000 ₽ вместе с арендой салона из собственных средств.

300 000 ₽
потратил на содержание студии из собственных средств

Потом ушел основной мастер, а с ней и часть клиентов. Мастера работают за процент, их гонорар напрямую зависит от количества клиентов. Какое-то время студия просто была закрыта, а мастера не понимали, что происходит, и начали потихоньку собирать вещи.

Новый план и коронавирус

Нужно было собирать команду и срочно начинать делать деньги — ниша-то сверхдоходная. Около месяца я потратил на поиск новой управляющей. Нашел ее через знакомых, она посоветовала таргетолога и сммщика, а еще мы наняли новых мастеров. Я решил положиться на специалистов и подумал, что они лучше меня сделают работу, в которой я не являюсь экспертом.

Мы составили контент-план для «Инстаграма», придумали акцию, чтобы привлечь клиентов, настроили таргетированную рекламу, обновили прайс, визитки и флаеры. Акция была такая: мы давали скидку на первое посещение 50%. Администратор обзванивала записавшихся и предлагала еще сертификат 50% на педикюр, а уже на самом педикюре мы дарили сертификат на 300 ₽. Плюс дарили небольшие подарки вроде кремов или бафиков — это такая штука для полировки ногтей. При встрече клиенток угощали хорошим кофе. Логика была такая: клиентка за 2—3 визита привыкает к студии, ей все нравится, она становится постоянной и приходит раз в 3—4 недели.

Напечатали специальные флаеры к акции и давали их всем посетительницам салона. Из-за коронавируса не удалось измерить эффективность акции
Напечатали специальные флаеры к акции и давали их всем посетительницам салона. Из-за коронавируса не удалось измерить эффективность акции
Всем гостям предлагали кофе из полупрофессиональной кофемашины. Кажется, что из таких мелочей в итоге складывается общее впечатление о салоне
Всем гостям предлагали кофе из полупрофессиональной кофемашины. Кажется, что из таких мелочей в итоге складывается общее впечатление о салоне
1/2
Напечатали специальные флаеры к акции и давали их всем посетительницам салона. Из-за коронавируса не удалось измерить эффективность акции

Как следует протестировать схему не получилось, начался коронавирус. Когда ввели самоизоляцию, заявок практически не стало. Мы пробовали снижать цены, включали дополнительную рекламу, но толку было мало. Мой и так слабый интерес к бизнесу окончательно исчез, и в начале мая 2020 года я выставил студию на продажу.

К этому моменту мы уже выплатили по кредиту 350 000 ₽ из первоначального миллиона, но также я дополнительно вложил 300 000 ₽ из своих средств.

Тогда я переключился на решение вопросов с банками, у меня была приличная кредитная нагрузка — часть автомобилей из моего основного бизнеса взята в кредит, а кроме того был лизинг. Во всех СМИ говорили про отсрочки и субсидии для предпринимателей, но я в итоге их так и не получил.

Продать бизнес удалось только с третьей попытки

Продал салон я к началу июля 2020 года. Вначале решил пойти в организацию, которая продает бизнесы. Они пообещали разместить объявление на своих площадках, попросили 10 000 ₽ и 10% от суммы сделки, минимум 100 000 ₽. Результат был нулевым: менеджер связывался всего пару раз, и то, только чтобы уточнить актуальность.

Второй раз я попробовал запостить объявление на «Авито», но решил не расписывать все детали, а просто написал: «подробности по телефону». Это тоже не сработало: звонков было мало, посмотреть помещение приходила всего пара человек.

В третий раз я собрался с силами, поднял все записи, расписал плюсы, оценил предложение и понял, что оно намного выгоднее и дешевле, чем открывать студию с нуля. Ведь можно стартовать сразу, не тратя силы на ремонт и покупку мебели с техникой. С душой и самоотдачей я написал объемный текст и залил на «Авито». И это сработало.

Звонков и сообщений после публикации этого объявления стало гораздо больше. Я показывал студию восемь раз, с каждым клиентом поддерживал общение, собирал обратную связь. Много людей сливались, потому что думали, что раз бизнес готовый, то можно ничего не делать и только получать деньги.

В тексте я рассказал, кто есть в команде, что есть из мебели и оборудования, рассказал про ремонт и что покупатель получит готовый работающий бизнес с клиентской базой. Информацию по остаткам товара, отчетность и саму базу клиентов присылал уже в личной переписке
В тексте я рассказал, кто есть в команде, что есть из мебели и оборудования, рассказал про ремонт и что покупатель получит готовый работающий бизнес с клиентской базой. Информацию по остаткам товара, отчетность и саму базу клиентов присылал уже в личной переписке
В тексте я рассказал, кто есть в команде, что есть из мебели и оборудования, рассказал про ремонт и что покупатель получит готовый работающий бизнес с клиентской базой. Информацию по остаткам товара, отчетность и саму базу клиентов присылал уже в личной переписке

Сделки срывались из-за владельца помещения

Спустя неделю после того, как я выложил объявление, появилась реально заинтересованная в покупке девушка. Все шло отлично, мысленно я уже считал деньги и прикидывал, какой убыток зафиксирую. Но все оказалось не так просто.

Из-за пандемии собственник помещения завис в Турции. К тому времени как я выложил объявление о продаже, он уже полгода находился за рубежом и не мог вернуться в Россию.

Собственника нет, договор аренды девушка подписать не может — а это было важным моментом в нашей сделке. Кроме того, покупательница просила скидку и арендные каникулы, а собственник сидел в Турции и делал вид, что не понимает сложностей, возникших из-за пандемии. В итоге мы не смогли договориться.

Дальше владелец помещения решил выкупить у меня бизнес сам, но потом передумал. Когда я заявил ему, что прекращаю оплачивать аренду, и если он хочет, может меня выселить, собственник предложил арендные каникулы на время поиска покупателя.

Спустя неделю на очередном показе нашлись заинтересованные ребята, у которых уже была своя студия. Вопросы были те же: скидка на аренду, каникулы, проблема с подписанием договора аренды. Собственник снова начал капризничать, я чувствовал себя бесплатным риелтором и понимал, что оказался в неудобной ситуации: если снова потеряю клиентов, на следующих меня не хватит.

После длительных переговоров я добился удовлетворительных условий по стоимости аренды и каникул, которые устроили обе стороны. В июле 2020 года я получил первую часть оплаты и передал студию, вторую часть оплаты запланировали спустя три недели после подписания договора.

В итоге бизнес я продал за 430 000 ₽, то есть с общим минусом 520 000 ₽. Остаток по изначальному кредиту в миллион рублей до сих пор выплачиваю из своих денег. На момент выпуска материала осталось оплатить 650 000 ₽.

430 000 ₽
выручил за продажу маникюрного салона

Нельзя просто взять и открыть свой бизнес

Для себя из всей этой истории я вынес урок: просто так открыть студию маникюра и хорошо зарабатывать вряд ли получится.

Сама по себе ниша очень доходная: себестоимость услуги довольно низкая, соотношение затрат и прибыли хорошее. Но это непростой бизнес: сильная конкуренция, много операционки, постоянная текучка кадров, а клиенты часто приходят на конкретного мастера.

А еще, по-моему, свой бизнес должен либо нравиться, либо хотя бы не отталкивать. Тогда получится развиваться в своем направлении, повышать знания и навыки, правильно подбирать персонал, учиться делегировать и постепенно выходить из операционной деятельности.

Мне было некомфортно в студии, и это мешало увидеть полную картину и погрузиться в процесс, а навыков делегирования не хватило. Еще я понял, что если бы в момент открытия студии нам попался вариант готового бизнеса, похожий на мое предложение, мы бы сэкономили приличную сумму.

На тот момент хотелось сделать все идеально, под себя. Как выяснилось, главное — это вовсе не красивый ремонт и мебель.

Мнение эксперта

Аватар автора

Ольга Химич

основательница студии маникюра «Nстудия» в Новосибирске

Страница автора

Управлять бизнесом и одновременно работать руками невозможно. По-моему, главной ошибкой Егора было придумать за партнершу, что ей хочется быть кем-то больше, чем мастером маникюра. Маникюрщица может довольно быстро прийти к заработку выше 100 000 ₽ в месяц, если работает качественно и внимательна к клиенткам. При этом мастера, которые работают на себя, платят налог 4% как самозанятые, если вообще платят, и просто арендуют рабочее место.

В итоге бывшей партнерше Егора тоже оказалось проще снять рабочее место за 10 000 ₽. Когда чистая прибыль салона в месяц 30 000 ₽—40 000 ₽, мало у кого есть мотивация ввязываться в свой бизнес.

Своим бизнесом нужно заниматься постоянно, а если не хочется, то лучше нанять сильного управленца. Странно рассчитывать на хороший доход, просто сделав мастера маникюра управляющей.

Бизнес-плана на салфетке недостаточно. Еще одной ошибкой было не прописать бизнес-план детально. Например, совершенно неверно рассчитана себестоимость процедуры — учли только аренду, расходники и заработок мастеров. Но еще есть зарплата администраторов, хозяйственные и коммунальные расходы, кредит и налоги — все это нужно сразу закладывать в расчет себестоимости услуги. Поэтому и процент заработка мастеров — 50% — получился у студии слишком большим. По сути бизнес отдавал мастерам часть выручки, которой нужно было покрывать расходы.

В маникюрном бизнесе достаточно хорошая маржинальность, но только при определенных условиях. Сначала нужно обеспечить всех мастеров клиентами, а потом удержать и тех и других. Как правило, мастера не уходят, если чувствуют стабильность в компании — и предпринимателю нужно это учитывать.

Ремонт и помещение. Каждый предприниматель хочет, чтобы в его или ее студии было красиво и стильно, но реализовывать идеи нужно, оглядываясь на бюджет. Если денег немного, стоит договориться с собственником о том, что помещение неприемлемо для работы, сделать ремонт за счет арендодателя или увеличить срок арендных каникул. Если договориться не получается, лучше искать помещение, подходящее по средствам.

Работа с клиентками. Важная часть работы любого салона красоты — удержание клиенток. Студии нужно растить активную базу клиенток, с ними нужно работать каждый день. В первую очередь — собирать контакты, группировать по категориям, а дальше уже понимать, кому и насколько часто стоит напоминать об услугах, отправлять специальные предложения, скидки и акции.

Еще можно собирать обратную связь у клиенток за какие-то небольшие подарки или бонусы. Информацию стоит фильтровать, но она может дать взгляд со стороны, что исправить или на что обратить внимание. А еще клиенткам нравится, когда их мнением интересуются, это вызывает доверие к студии.

Я бы посоветовала выстроить воронку продаж: кто, откуда, как попадает в маникюрную студию. В какой момент человек становится клиентом, что стимулирует его вернуться. Это поможет разобраться в приоритетах, например понять, на что стоит потратить деньги в первую очередь — на кофемашину или вывеску в окне.

Стоит помнить, что основная аудитория этого бизнеса пока что — женщина, которая покрывает ногти гель-лаком. Поэтому и маркетинг должен ориентироваться на нее.

РедакцияЧто бы вы сделали по-другому на месте Егора?
  • ДаблГусьКак говорил Джон Рокфеллер - „Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе."54
  • OльгаМой мастер по маникюру год назад тоже решила открыть свою студию с коллегой-подругой, но в Москве. Я, конечно, продолжаю к ней ходить до сих пор, потому что мастер она крутой, но вот в части управления были видны сразу же различия между той студией, где она работала и той, которую они открыли сами. И два месяца меня терзали сомнения, продолжать ли к ней ходить. В студии, куда я ходила изначально, было практически все для того, чтобы комфортно проводить время за маникюром + хорошая система бонусов. Почти всегда предлагали чай/кофе, по телевизору крутили интересные фильмы, записаться можно было через приложение, а за фото с ногтями и отметкой студии в соц. сетях была скидка 10%. Помимо этого, за каждое посещение начислялись бонусы, которыми потом можно было оплатить какую-то услугу (но только полную стоимость). Плюс местоположение было для меня очень удобным, в спальном районе. После каждого посещения студии приходила смска с формой обратной связи, если что-то не понравилось, могли вернуть деньги. И САМОЕ ГЛАВНОЕ - возможность оплаты картой! Девочки открыли свою студию в центре города, и многим клиенткам просто было неудобно туда добираться. Помещение было очень красивым и, скорее всего, аренда была очень дорогая. Девочки набрали кучу кредитов и до сих пор их выплачивают. В связи с этим, цены на их работы выросли, и вместо привычных мне 1500 (с 10% скидкой) я стала платить 2000. Бонусов они никаких не предусмотрели, более того, оплата картой работала не всегда (девочки поняли, что с этого тоже идёт комиссия и просили перекинуть по номеру телефона). Фильмы по телевизору они особо не выбирали, а иногда даже выключали, потому что им мешало. Чай/кофе было не всегда. Потом стукнула пандемия и им пришлось закрыть ИП, переехать в почти тот же район, где они до этого работали, снять там маленький кабинет и полностью отказаться от эквайринга. При этом, цены на услуги не стали меньше. Теперь уже без кофе и без оплаты картой совсем. Из этого выводы, мастера они реально хорошие, но вот управленцы так себе. Этот длинный комментарий был для тех мастеров по маникюру, которые вдруг тоже захотят уйти от работы на тётю/дядю к своему бизнесу.133
  • ClosureПо моему опыту, если девушка хочет открыть свой салон красоты/маникюра, то она хочет в образе Кэри Брэдшоу с бокалом мартини по-хозяйски поручать угодливым мастерам обслужить своих подружек, а не вести бизнес и вот это все. Стоило конечно лучше оценить вовлеченность несостоявшейся хозяйки.17
  • Даниил СмирновНе стал бы кредит брать. Жаль пацана, но также и девушек жаль, которые «на крыльях любви» влезают в кредиты, ради «супер идея, которая сделает миллионерами!» через год/другой.. Мне вообще кажется, что скорее будут популярны услуги с выездом на дом, чем посещение салонов (все мы помним эту весну?)1
  • glazeЕсли город относительно большой, то студия в центре города - не лучшая идея, на мой взгляд. Женщины ходят на маникюр после работы или в выходные, живут они наверняка не в центре. Незачем ей ехать в центр на маникюр, когда можно найти мастера рядом с домом. Второе. Тратили деньги на ненужные вещи вроде мебели на заказ, дизайнеров нанимали. Можно все сделать чисто и опрятно гораздо дешевле, но это не суть, к бизнес процессам это не относится в принципе. Это просто ошибки на старте. Про личный бренд вам правильно сказали, это лучший вариант для smm. А то, что вы мужчина, можно превратить в плюс, если грамотно все сделать. Вас можно понять, вам этот бизнес не интересен, отсюда и низкая мотивация. Лучше заниматься тем, что нравится, вы правы. Поэтому желаю вам не унывать, тем более что вы не потеряли всё, второй бизнес работает. В бизнесе случаются провалы, зато вы приобрели опыт.22
  • SGЕсли автор думал о салоне уровнем выше среднего - надо было очень внимательно и непредвзято отнестись к качеству работ девушки и других мастеров. Судя по фото - работы очень средние. Кстати, 5 недель ходить с лаком - это не положительное качество работы, это тоже показатель того, что салон провалился по ЦА. Контингент просто экономил на маникюре, отращивая ноготь чуть не на всю длину. А автор еще и скидками заманивал - это совсем провал. За реально хорошим мастером люди готовы через весь город ездить, и платить сколько попросит. Собственно, этого и надо было добиваться, имхо. Но как плюс - визуально салон достаточно приятный. Только столы уж слишком близко: маникюр - это не только про ногти, это еще и про поболтать с мастером, которая становится часто "подружкой" для своих клиентов. И лишние уши тут ну совсем никак. Дистанция наше все :) Особенно если мы про салон "выше среднего".11
  • OльгаOxana, ну ладно вам, на фото красивые и аккуратные работы. лично я вот часто хожу по месяцу с лаком и если он у меня через 2-3 недели начнет скалываться, то я в этот салон больше не пойду. Ещё и отзыв плохой напишу. Заманить скидками новых клиентов- очень даже неплохо. Если бы меня мой хороший мастер попросил заплатить "сколько захочет" (больше 2.5 к), я бы может один раз и заплатила, а потом пришлось бы искать нового мастера. И думаю, в связи с тем, что такая конкуренция, я бы нашла. А на счет поболтать, неплохо болтается и втроем-вчетвером. Все таки главное в маникюре - это маникюр, а не болтание. И иногда ну совершенно бывает не до трепли языком. А если мастер только и делает, что болтает, меня лично это напрягает.26
  • SGOlga, соглашусь, 2-3 недели - норма для геля. И действительно, если он скалывается в этот период - то фу. Но и месяц без снятия - это не от хорошей жизни (грустно вспоминаю апрель'2020 :) ). Могу пояснить, что лично для меня дешевит все работы на фотографиях. Первая - явно затек под кутикулу лак. Последняя - грубо наложена фольга. Может быть, так выглядит на фото, а в реальности лучше, - но тогда не стоило это ставить как пример работы. На предпоследней "дизайн" испортил пропорции ногтей и только ухудшил вид рук. Аналогично, не стоило это показывать, даже если дизайн просил сам клиент. Ну и все фото - очень толстое покрытие, нашлепки просто какие-то. Через 5 недель это будет выглядеть совсем убого: отросший плоский ноготь и сидящий на краю "плевок" лака. В общем, я бы не пошла к такому мастеру даже если бы мне приплатили. Заманивать скидками - имхо, не очень хороший метод для места, которое претендует на "выше среднего". Во-первых, к реально хорошим мастерам и так люди придут, через сарафанное радио. Во-вторых, пришедшие по скидке потом просто пойдут в другой салон, который предложит скидку на первый визит, потом в третий и т.д. В общем, отдача от метода сомнительна. В-третьих, по скидке лично у меня всегда сомнение в качестве. Если мастер обычно получает, условно, 1000 рублей за работу, а тут ему светит только 500 - он точно будет делать все так же, как и за 1000? Или сколько заплатили - на столько и работаем? И в-четвертых, скидки-заманухи - это как раз признак загибающегося бизнеса. А если он загибается - то почему? Нет достаточного числа постоянных клиентов? А почему нет? Наверное, с качеством не очень. Не, туда не пойдем. Насчет конкуренции - да, она есть. Но если говорить, опять же, про "выше среднего", то должен быть некий "эксклюзив". И он точно не в кофе с телевизором. Правильный мастер болтает, если болтает клиент, и молчит, если клиент молчит :) Но в любом случае - сидящий вплотную посторонний человек раздражает. А маникюр - это релакс :) Собственно, наши с вами доводы с разных сторон говорят только об одном: найти клиентов можно где угодно и на любые деньги. Главное - правильно определиться с ЦА. :)14
  • WegeographБизнес бизнесом. Но я один не могу понять зачем красить ногти за 2к рублей, ведь в этом нет никакой практической пользы?23
  • Дмитрий МятелковOlga, все верно пишете - у владельца бизнеса/администратора и мастера по маникюру абсолютно противоположные задачи, в идеале админ даже не должен дружить с мастерами. Только так обеспечивается порядок, соблюдение регламентов, стандартов качества и не воруется база клиентов. Соответственно, если мастер устает работать на "плохого строго хозяина" и хочет открыть свою студию, он должен сам стать "плохим строгим хозяином" - иначе будет вот это все, что вы написали: телевизор мешает мастерам, кофе нет, карты не принимаем, кешбека нет...20
  • АндрейОчень много загона на то чтоб все было красиво и люксово (и в принципе эта цель оказалась выполненной), а вопросы рентабельности, формирования грамотной команды и привлечения клиентов на втором плане оказались поэтому и такой результат. Типа дорогой игрушки получилось, но такие вещи затевают не на последние деньги и уж точно не в кредит.13
  • ДарёнкаНельзя мешать бизнес и личную жизнь. Ну поругались, но зачем было закрывать салон на 3 дня и портить отношения с главным мастером, которая, судя по тексту, делала большую долю выручки? Да и не удивлюсь, если девушка изложила клиенткам свою версию событий (я бы именно так и сделала), дальше сработало сарафанное радио и постоянные клиенты отвалились. Ну и конечно, решить за девушку, что она должна быть управляющей, а потом, упс, ей больше нравится просто красить ногти - классика48
  • OльгаOxana, на счет под кутикулу, не вижу, что лак затек, но лично преимущества мастеров для меня - это как раз маникюр под кутикулу, чтобы ни в коем случае не было никаких просветов в первую неделю. На последнем фото глиттер, а не фольга) Да и маникюр в принципе выглядит не толсто имхо. А тот дизайн, что вам не понравился, многим очень даже ничего)) На счет скидок, салоны в окружности, которые делают за 1000 рублей рано или поздно заканчиваются и все равно придется выбирать один постоянный. Но даже не в этом дело. Я в свой салон пришла именно по такой системе - была скидка, я была в первый раз и мне сделали все хорошо. А дальше я вернулась туда снова. В некоторых местах, кстати, скидка распространяется на салон, а не на мастера. То есть мастеру платят так, как если бы он сделал без скидки, а скидка это элемент маркетинга, а реклама на салоне. Да, у всех есть своя ЦА. У моей родственницы тоже своя студия, сама она красит ногти только певицам-звездам. У неё в студии мастера делают все хорошо, аккуратно, НО за однотонный маникюр с покрытием люксио берут около 3-4 к. А художественную роспись ногтей, например, делать даже не умеют. Лично я хз, что тут "эксклюзивного", но вот ехать на другой конец города, чтобы мне покрыли однотонно ногти за 3-4 к, я бы точно не была готова. Хотя, судя по ценам, это реально "эксклюзив".7
  • OльгаДмитрий, очень хочется, чтобы до мастеров дошла эта информация. Особенно, про кэшбек.6
  • Лейсан ГильфановаТа ситуация, когда человек на пустом месте создал себе дорогое хобби) Инициатива автора, девушка его, насколько понимаю свой бизнес не хотела, ни о чем не просила и не бегала за ним с горящими глазами и просьбой взять кредит или помочь. Бизнес выбрал, в котором ни у него, ни у девушки (в качестве управленца) опыта нет. Кредит взял ещё до того, как что-то запланировал. Игнорировал управленческий кризис, хотя, как мне показалось по тону текста, по подруге было видно, что админская тема ей неинтересна. Закрыл салон на три дня из-за личных проблем - это как вообще понимать? Не говорю про этическую сторону отношений со второй половиной - там же есть ещё другие люди, мастера там, клиенты... Такой кредит, конечно, очень болезненная штука, но посочувствовать автору сложно.63
  • AlinaWegeograph, чтобы другие женщины, уже покрасившие ногти за 2к рублей, не застыдили:) А это ведь и начальница может быть, так что иногда приходится. Если есть иные причины, интересно было бы почитать. Эстетический фактор оправдан от з/п хотя бы 200к, тратить больше 2% (из расчета 2 раза в месяц) на красоту ногтей - смелое для бюджета решение.27
  • Maria MakarenkoWegeograph, на маникюр обычно ходят, что бы руки были опрятными, а покраска ногтей как правило составляет 20% от стоимости маникюра, если без дизайна и прочего мракобесия0
  • Maria MakarenkoOxana, ой, ну из-за маникюра маленький процент людей будет ездить на другой конец города, если мы говорим про большой город. За косметологом будут, а что бы маникюр сделать, обычно либо рядом с домом, либо рядом с работой.5
  • ETMaria, 20%?! Как же, у нас в городе маникюр без покрытия 300р, с покрытием 1200р))6
  • Павел ХрамовУмиляют вот эти вот «бизнесмены», которые однажды внезапно решают, что они больше не хотят «пахать на дядю», начинают заниматься предпринимательством, а потом не менее внезапно решают, что все вокруг обязательно хотят (или должны хотеть) иметь свое дело, а то «на дядю горбатиться» – это зашквар. В итоге ни в чем не повинная девушка, которая просто хотела заниматься ногтевым сервисом, получает из-за такого тонну геморроя на свою голову.20
  • Natalia Balaevaglaze, а те, кто в центре живут, маникюр не делают?2
  • KseniyaWegeograph, а зачем вам понимать? Кому-то есть польза, кому-то нет. Например у меня очень тонкие и гибкие ногти от природы, их невозможно отрастить, они за все цепляются и рвутся. Это не удобно, это мешает. Покрытие гель-лаком меня просто спасает. Плюс, как правило, покрытие это только часть процесса. Маникюр сам по себе - это обработка ногтей и кутикулы в первую очередь, уход.13
  • KseniyaЗакрыть студию на три дня из-за ссоры с девушкой. Тут я просто в шоке. Бизнесмен из автора...так себе, однако.60
  • KseniyaAlina, если посмотреть первые пять статей по такому гугл запросу, то становится очевидно, что экономия в таких вопросах - вред. К счастью, я не гонюсь за дешевизной. Если вы хотите меня убедить, что делать маникюр и покрытие не надо - не старайтесь. У меня было достаточно времени, чтобы сформировать свое мнение и решить, на что я готова тратить свои кровно заработанные.12
  • МарияWegeograph, у многих ногти ломаются и если покрывают гель-лаком - это фактически защита от расслоения и повреждений. Кому-то нужно исправить форму, если ногтевое ложе слишком короткое. В каком-то смысле это и эстетическая и медицинская функция.4
  • Мако Сакураия из Новосибирска, и честно говоря. у нас в городе этих маникюрных студий...как бы помягче, очень много, прям вот на каждом шагу. Парикмахерских столько нет, сколько ногтевых. То есть конкуренция, демпинг, много кто на дому работает. При такой конкуренции , наверное, сложно вести бизнес, да еще с ценами выше среднего (как написал сам автор про цены). А как клиент - вот уж лучше было бы мало студий, но прям идеальные с профи-мастерами, чем миллион мелких студий и каждый раз фиг поймешь, мастер там со стажем работает или какая-нибудь подружка хозяйки салона, с кучей проплаченных отзывов на флампе. С бровистами сейчас та же история...8
  • OльгаAlina, вред гель-лака только в том, как его могут снять плохие мастера. И как раз от снятия все эти статьи. Я делаю себе маникюр с гель лаком вот уже как 5 лет подряд и мои ногти крепкие, хорошие и ничего с ними не случилось. Потому что мне нормально снимают гель.1
  • Мако СакураиА к вопросу, что бы сделали по-другому - ну изначально понять, что его девушка не хотела руководить, управлять студией! Одно дело, когда человек рвет за свой бизнес, генерит идеи, придумывает всякие фишки небанальные, не знаю, девичники в салоне, фотозоны, привлекает местных инста-див. И другое, когда это все неинтересно человеку и не надо.8
  • AlinaKseniya, если честно, я хотела, чтобы мне подкинули аргументы, зачем его делать) а то я ощущаю давление общества, что ннннадо и я какая-то неправильная, а я так и не понимаю зачем тратить в моем случае 4% дохода на ногти :\1
  • KseniyaAlina, если не ощущаете потребности, то и не делайте, а на общество плевать. У всех свои личные причины. Не думаю, что тут можно найти какие-то общие аргументы)) Мои я привела выше и 5 лет - полет нормальный.11
  • Yulia SidorovaТоже из Новосибирска. Ценник совсем неадекватный. Это для Москвы/Питера нормально, наверное. В Новосибе в пределах 1000 руб можно найти для гель-лака массу предложений и даже простенький дизайн.2
  • Анастасия Подлесныхglaze, я езжу на маникюр в центр города, потому что полюбила эту студию, хожу к конкретному мастеру, цена вполне устраивает, это не сетевой салон и у меня там есть скидка. Пробовала ходить ближе к дому — или получается дороже, или с мастером что-то не то. Москва.2
  • Наталья Макашеваglaze, нет, адрес, указанный в тексте, - это центр жилой застройки, сложившейся в 70-80е годы. это не административная/бизнес районы2
  • Наталья МакашеваAlina, не хотите - не делайте нет тут никакого давления общества, хоть обгрызайте свои ногти - всем плевать, главное чтоб чужим людям не пытались обгрызть5
  • Мария ШевченкоYulia, я из Москвы - маникюр с гель-лаком 1200 рублей - это без дизайна и со снятием старого покрытия, педикюр без покрытия 1000 рублей. Поэтому такие цены в Новосибирске несколько удивляют. Но раз клиенты были, видимо нормально.3
  • Борис СтоляровСпасибо Егору и редакторам за крутой и полезный материал!2
  • Сергей ТихоновWegeograph, красить ногти за 2к рублей нужно, потому что мастер, которая красила ранее за 1,5к рублей, когда работала по найму, теперь решила сама открыть бизнес и по этому цена выросла, а идти к другому мастеру ни кто не хочет, потому что качество работы у этого мастера идеальное, а ещё есть сарафанное радио, в честность, голосящих на нем респонденток, вера железная и страх потерять те выгоды, красоту и внимание со стороны противоположного пола - огромный. Вот три кнута, которые подстёгивают, каждую девушку платить 2к за процедуру каждые 5 недель, а мастер, непосредственно имеющий с этого выгоду и по этому поддерживающий всякого рода страшилки через сарафанное радио, неужели станет вправлять мозги нашим ветренным особам???2
  • Сергей ТихоновNatalia, Большой привет будущим клиенткам маникюра в центре)))0
  • Сергей ТихоновПавел, Вообще-то, в будущем, когда не будет преступности, так всё и будет))) Так что зря Вы критикуете0
  • Andrey F.А что за проблемы были с подписанием договора аренды, когда собственник в Турции? Много раз подписывал договора в виде электронных сканов, обмениваясь по почте. Они полностью легальны, для надежности нужно прописать адреса эл.почты сторон и способ коммуникации в самом договоре. Оригиналами можно затем обменяться обычной почтой.2
  • Алексей Степанюк"Мы не обсуждали такую ситуацию заранее, и по договору она была просто мастером в салоне красоты... ...Через три дня я остыл и попытался договориться о дальнейшей судьбе студии, но услышал лишь претензии в свой адрес. Забрать себе студию девушка отказалась, хотя мне она была не нужна. В итоге я остался один со студией маникюра и кредитом." рад за девушку, что бросила токсичную манипулятивную мразь, которая при расставании еще пыталась повесить на девушку кредит.14
  • Julia BOxana, " За реально хорошим мастером люди готовы через весь город ездить"________ Не, я не буду в жепу мира ездить за услугами. Мне лень. Я так хорошего парикмахера потеряла. Но ездить не готова. Найду возле дома, благо у меня тут ногтевых студий и парикмахерских штук 10 (метро Ботанический сад, это не самый центр Москвы).4
  • Алекс ВернClosure, Интересная статья и интересный комментарий. Спасибо! Прохожу сейчас такой же этап со своей девушкой. Речь не о маникюрном салоне, а вообще о бизнесе. Моя девушка сильно доказывает, что хочет быть милиардером, а делать для этого ничего не хочет. Точнее сказать, говорит, что хочет, а на самом деле НЕ делает ничего! Послы с её стороны инфантильный - ты мужчина - ты и делай, а я буду пафосно ходить с шампанским.0
  • ЮлияМария, подскажите ,где в Москве, Вы по таким ценам делаете маникюр и педикюр, буду очень признательна за адрес. Спасибо.0
  • Darya VoynovichСтранным оказалось то, что девушка захотела свою студию, но не захотела становиться управляющей. Тогда зачем ей была нужна студия?0
  • Darya VoynovichЮлия, я в quickly хожу. Дизайн там бесполезно заказывать, а вот однотон нормально сделают. Я по утренней акции всегда захожу (до 15:00 маникюр с покрытием 999 руб, педикюр кажется 1999; снятие старого покрытия отдельно оплачивается ~400 руб. Да, по итогу обновить маник 1399 выходит)0
  • ЕхиднаАлекс, ну, быть миллионершей за счет того, что замужем за миллиардером - тоже выход1
  • A_TМой мастер так же открыла студию. Есть ли доход? Ну сужу по автомобилям из салона и тому как вобще живет человек) цена в Новосибе 2.2-2.6 и я пошла бы к ней в любой район, вообще. Сама она так же принимает, но значительно реже. Просто это человек топ. Без опазданий за все 10 лет знакомства.0
  • A_TOльга, да я терплю перевод на тел. Это не оч приятно. А если кто-то с кредиткой?но в моей студии это единственный минус.0
  • Павел ХрамовЖил, мальчик, оставь свою закомплексованную мизогинность при себе, спасибо большое0