Как я продал студию маникюра с убытком в полмиллиона

Как открыть бизнес в Новосибирске, а потом продать в минус

60
Как я продал студию маникюра с убытком в полмиллиона
Аватар автора

Егор Кошкин

продал в минус маникюрный бизнес

Страница автора

Летом 2018 года я взял кредит, чтобы открыть студию маникюра и помочь своей девушке стать предпринимательницей. Через год девушка ушла, а я остался с убыточным бизнесом.

В тот момент продать маникюрный салон мне не хватило смелости. Во-первых, я считал, что мне по силам довести бизнес до хороших показателей, потому что второй проект работает в плюс. Продажу я воспринимал как слабость. Во-вторых, продажа бизнеса в том виде, в котором он был, в любом случае была бы с убытком, а внутри теплилась надежда разогнать показатели и продать в плюс.

Через два года я продал бизнес с минусом в 520 000 ₽. Расскажу, как так вышло.

Каждый мастер маникюра мечтает о своей студии

В 2014 году я завязал с работой по найму и открыл небольшую фирму по установке пластиковых окон. Потом перешел в автомобильное дело и сейчас сдаю машины в аренду. Этот бизнес мы развиваем с партнером больше двух лет, он приносит прибыль и позволяет выплачивать кредит, взятый на маникюрную студию. Не раз думал о том, что миллион можно было инвестировать в автобизнес и зарабатывать.

Моя девушка с 2010 года занималась маникюром, работала в студиях за процент — когда часть денег от сделанной работы уходит салону, а часть — мастеру. Обычно для мастеров это 25—50% от суммы заказа. Я как предприниматель горел своим делом и мне хотелось, чтобы девушка тоже начала работать на себя. Мне казалось, что каждый уважающий себя мастер маникюра мечтает вырасти во владельца студии.

План был такой: находим помещение, делаем хороший ремонт, запускаем студию.

Эту мысль я благополучно поселил в голове подруги. А она поддержала эту затею: то ли потому что сама по себе мягкий человек, то ли просто переоценила свои силы. Тогда у меня было свободное время и стабильная прибыль, и я взял в кредит миллион рублей на пять лет, чтобы помочь открыть ей маникюрный салон.

Девушка получает собственный салон и со временем начинает руководить бизнесом, который знает от и до. Я помогаю первое время. Такой ситуация виделась мне. Все вышло не так.

Как искали и ремонтировали помещение в Новосибирске

В законодательстве нет жестких требований к помещениям под студию маникюра. Поэтому мы выделили два критерия: чтобы студию было легко найти и не было проблем с парковкой. Хотели, чтобы это было помещение в центре города, с площадью до 40 м² и отдельным входом.

Поиск занял около месяца. Я ходил по центральным улицам, высматривая вывески «аренда» и «сдам», исследовал всевозможные площадки, но, как обычно, нашел на «Авито». Уже пора было начинать отдавать кредит, сроки поджимали, да и помещение соответствовало требованиям, поэтому мы подписали договор и принялись за ремонт.

45 000 ₽
стоила аренда помещения в месяц
Так выглядел вход в наше помещение до ремонта
Так выглядел вход в наше помещение до ремонта
А это уже после ремонта и открытия. Помещение у студии удачное: его несложно найти, есть свой отдельный вход и входная зона, которую мы украшали к праздникам
А это уже после ремонта и открытия. Помещение у студии удачное: его несложно найти, есть свой отдельный вход и входная зона, которую мы украшали к праздникам

От предыдущих арендаторов нам остались розовые стены, убитый санузел и общий неопрятный вид. Ремонт обошелся нам в 380 000 ₽ без мебели.

За два месяца мы:

  1. Покрасили стены и заменили пол.
  2. Полностью переделали санузел и вентиляцию.
  3. Отремонтировали крыльцо и вывеску.
  4. Заменили двери.
  5. Частично переделали электрику и освещение.

Чтобы сделать все красиво, обратились к нескольким дизайнерам, внесли аванс за работу, но в итоге не нашли с ними общего языка.

Один предлагал сделать для ресепшена столешницу из натурального камня и деревянный бордюр под потолок. На мой взгляд, это были чрезмерные траты, мы обсудили это и мирно разошлись. Второй дизайнер просто показался мне некомпетентным. На тот момент у меня в голове сформировалось видение того, как должен выглядеть салон маникюра, я решил обойтись без дизайнера и не пожалел.

Нам хотелось минимализма и белого цвета, так что мы сохранили кучу фотографий с «Пинтереста», сами нарисовали проект в блокноте и приступили к отделке.

Мы расчертили расположение мебели мелом на полу, чтобы понять, как ее лучше расставить
Мы расчертили расположение мебели мелом на полу, чтобы понять, как ее лучше расставить
Набросок проекта в блокноте с размерами
Набросок проекта в блокноте с размерами
Так студия выглядела после ремонта и обустройства
Так студия выглядела после ремонта и обустройства
1/2
Так студия выглядела после ремонта и обустройства
Так студия выглядела после ремонта и обустройства

Мебель в салон выбрали белую и частично сделали на заказ. Для салонов красоты есть много готовых предложений, но наше помещение было не очень большим, и стандартные варианты не подходили. Нам изготовили по заказу угловую стойку ресепшена, столы для мастеров с толстой столешницей и стол для визажиста.

Что еще купили:

  1. Медицинские стулья со спинкой для мастеров. Эти стулья были на колесиках и с подставкой для ног — чтобы мастерам было удобнее работать. В Новосибирске нужных не нашли, заказывали в Москве.
  2. Кресла для клиентов.
  3. Шкаф для материалов и тумба для расходников и стерилизаторов.
  4. Кресло и стол для педикюра.

Вся рабочая мебель обошлась нам в 200 000 ₽.

200 000 ₽
потратил на рабочую мебель

Чтобы сделать ремонт, мы попросили месяц арендных каникул. Сейчас понимаю, что можно было просить более лояльные условия: мы потратили приличную сумму и в результате сильно улучшили помещение. Но тогда мы спешили открыться, да и опыта таких переговоров не было.

С фирменным стилем студии получилось почти так же, как и с дизайн-проектом помещения. Я выбрал несколько компаний с крутыми работами из Москвы и Казани и обратился к ним. От цен глаза полезли на лоб — от 400 000 ₽ за брендбук. А у тех, кто просил меньше, работы не впечатляли. Тогда решили пойти сложным путем — найти хорошего фрилансера.

Я нарисовал макет логотипа: сначала на бумаге, потом доделал на компьютере, как смог. Потом на сайте «Фл-ру» выбрал несколько исполнителей, которые работали в похожем стиле, с третьего раза попал в точку.

Как-то среди работ компаний, которые занимаются брендингом, я увидел логотип с акварельными разводами, он мне очень понравился. Моя девушка делала сложные дизайны и рисунки на ногтях, поэтому решили, что такой образ будет в тему.

Мой набросок для потенциальных исполнителей
Промежуточный вариант, решили, что в логотипе не хватает яркости
Добавили цвета — яркие акварельные разводы, которые ассоциировались у нас с лаками для ногтей
А вот финальный результат. Такими же акварелями дополнили интерьер

Есть студии, которые тратят на ремонт по три миллиона, а некоторые умудряются уложиться в несколько сотен тысяч. Последние обычно — студии с низкими ценами, туда идут экономные клиенты, которые при этом не менее требовательные. Получается, что ресурсов тратишь столько же, но зарабатываешь меньше.

Мы хотели, чтобы студия выглядела красивой и удобной, так, как мы себе ее представляли, но при этом хотели уложиться в адекватный бюджет. На мой взгляд, внешний вид студии важен для платежеспособных клиентов.

Расходы на открытие маникюрной студии — 1 000 000 ₽

Мебель для работы200 000 ₽
Стройматериалы180 000 ₽
Ремонтные работы180 000 ₽
Расходники для студии: лаки, инструменты, антисептики, маски, материалы для дизайна130 000 ₽
Депозит и оплата первого месяца аренды90 000 ₽
Оборудование для работы мастеров: аппараты, лампы, стерилизаторы, контейнеры для инструментов80 000 ₽
Техника: телевизоры, компьютер на ресепшен80 000 ₽
Реклама: вывеска, сити-бокс, промоутеры, таргетинг в «Инстаграме»40 000 ₽
Дизайн-проект студии20 000 ₽

Расходы на открытие маникюрной студии — 1 000 000 ₽

Мебель для работы200 000 ₽
Стройматериалы180 000 ₽
Ремонтные работы180 000 ₽
Расходники для студии: лаки, инструменты, антисептики, маски, материалы для дизайна130 000 ₽
Депозит и оплата первого месяца аренды90 000 ₽
Оборудование для работы мастеров: аппараты, лампы, стерилизаторы, контейнеры для инструментов80 000 ₽
Техника: телевизоры, компьютер на ресепшен80 000 ₽
Реклама: вывеска, сити-бокс, промоутеры, таргетинг в «Инстаграме»40 000 ₽
Дизайн-проект студии20 000 ₽

Открытие и продвижение студии

Для студии мы не стали открывать новое юридическое лицо. У меня уже было ИП на ЕНВД, поэтому просто добавили еще один ОКВЭД — предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты. По налогам выходило примерно 40 000 ₽ в год за два бизнеса.

Детального бизнес-плана у нас не было, примерно прикинули, сколько будет уходить на 2—3 мастеров, расходники и аренду, и что будет оставаться нам. Наш главный мастер должен был делать выручку 110 000 ₽, принимая 55 клиентов в месяц. Средний чек по расчетам должен быть 2000 ₽, так в итоге и вышло. Остальные мастера должны были приносить 60—80% от выручки главного мастера в зависимости от скорости работы, мастерства и загрузки.

Мастеров мы нашли через знакомых и «Инстаграм». Часто ищут через «Авито», но для нас этот способ не сработал — по объявлению никто не пришел. Собеседование мы провели только один раз: в них особо нет смысла, потому что нужно видеть, как мастер выполняет работу. Для этого приглашают модель или просят продемонстрировать навыки на администраторе.

Цену за услуги решили поставить выше среднего — чтобы было, как в приличных студиях. У нас были хорошие и дорогие материалы, качественное оборудование, кофе для гостей. Маникюр с покрытием гель-лаком стоил 1400 ₽, полный педикюр без покрытия — 1800 ₽. Маникюрных студий огромное количество, и мы хотели выделиться высоким качеством работы. Низкие цены привлекают случайных клиентов и не позволяют собрать базу постоянных.

Продвигаться решили через «Инстаграм» и площадки с отзывами. На тот момент я начал интересоваться маркетингом, проходил различные курсы, смотрел видео. Моих навыков хватило, чтобы запустить таргетинг на заранее созданный и оформленный профиль в «Инстаграме», собрать сайт на конструкторе и разместиться на всех возможных площадках: «2ГИС», «Фламп», «Йелл», «Зун» и еще нескольких локальных.

Отзывы мы добавляли по согласованию с клиентами. То есть мы спрашивали у клиентов, можно ли взять их отзыв из «Инстаграма», регистрировали почту на Яндексе, авторизовались через нее в «2ГИС» и вставляли текст отзыва.

Старались привлечь клиентов через красивые и качественные картинки в «Инстаграме»
Старались привлечь клиентов через красивые и качественные картинки в «Инстаграме»

Первые клиенты пришли по знакомству

Мы запустились с одним мастером — им была моя девушка. Поэтому первыми посетительницами были либо знакомые, либо ее постоянные клиенты.

Новые люди приходили с таргетированной рекламы в «Инстаграме». Около 80% посетительниц возвращались в салон. Думаю, это связано с высоким качеством и скоростью работ: ногти носили по 5 недель, они не отваливались и не откалывались.

Проблема была в том, что какое-то время в студии был только один мастер — моя партнерша. Кроме мастера она была еще и управляющей. Новые мастера должны были соответствовать уровню студии, и поэтому найти их было непросто. Я частично занимался рекламой и был на подхвате, но основное время тратил на свой бизнес.

Больше историй о бизнесе — у вас в почте
Подпишитесь на рассылку для предпринимателей: раз в неделю присылаем важные новости и истории успеха

Как делили обязанности в бизнесе

В первый год работы студии я особо не вовлекался в процессы. Бизнес работал, отбивал аренду и кредит, мастера что-то зарабатывали. Меня это устраивало, хотя сам я дохода не получал.

Помимо рекламы и дизайна рекламной продукции я занимался решением второстепенных вопросов бизнеса. Например, общался с комитетом рекламы, когда они сказали, что нужно переделывать вывеску. Затем искал рабочих, которые это сделают. Вызывал мебельщиков и ремонтников, если что-то ломалось, иногда закупал материалы и прочие мелочи. Помогал с организацией обучающих курсов, делал дизайн для сертификатов и прочей макулатуры.

Моя партнерша как мастер составляла свое расписание, другие мастера сами вносили своих клиентов через систему бронирования Yclients. Как управляющая моя девушка следила, чтобы все материалы и все необходимое было в наличии. Она подбивала приход средств, а мастера свой процент забирали сами. Когда я позже занялся всем сам, то изменил процесс: теперь и составлением расписания, и учетом доходов занимался один человек — администратор.

На моей девушке было много операционных задач, а кроме того, она была самым востребованным мастером в салоне. Мы много говорили об этом, и я пытался объяснить ей, что задачей бизнеса было сделать крутую студию, а не раскачать ее как мастера. Я считал, что ей разумно развиваться в менеджера, который досконально знает свой продукт, повышать качество работ других сотрудников и постепенно отходить от обслуживания клиентов. Она вроде соглашалась, но в итоге отказалась от студии и продолжила работать мастером.

В общем, я брал на себя некоторые решения, она управляла текущей работой салона, а вся прибыль оставалась на балансе студии — и это всех устраивало.

Когда все пошло не так

Спустя год с лишним в студии работало три мастера вместе с моей девушкой. Но рабочие процессы в студии шли так вяло, что я понял: такими темпами все может прогореть и мне будет нечем отбивать кредит. Тогда я активно вовлекся в жизнь студии. Примерно в то же время осознал, что люди не всегда планируют стать управленцами, а хотят продолжать работать руками. Так вышло и с моей девушкой.

Я начал активнее заниматься рекламой, помогал вести аккаунт в «Инстаграме», придумывал и продвигал акции. Ежедневно выкладывал истории и несколько раз в неделю посты, запустил на них рекламу на 10 000 ₽.

В «Инстаграме» рассказывал про двух новых мастеров, показывал их работы и выкладывал актуальное расписание. Напечатал большие ламинированные листы, чтобы на их фоне делать фотографии маникюра и создать в аккаунте единый стиль. Еще мы сдали одно рабочее место в аренду мастеру по бровям. Она платила за место 12 000 ₽ в месяц, принимала своих клиентов и использовала собственные материалы и расходники.

Думаю, что все это сработало в совокупности, потому что денег и клиентов стало больше. Спустя месяц совместной работы оборот студии вырос на 40%, и студия даже начала зарабатывать. В среднем месячный оборот составлял 250 000 ₽, а чистая прибыль — 40 000 ₽.

40 000 ₽
получали чистой прибыли студии

Все могло быть прекрасно, но через пару месяцев у нас с девушкой случился личный конфликт, и я закрыл двери студии на три дня. Мы не обсуждали такую ситуацию заранее, и по договору она была просто мастером в салоне красоты.

Вопрос о том, что личные отношения могут помешать ведению бизнеса, мы даже не поднимали, по крайней мере я не задумывался об этом. У нас были долгие отношения, мы проходили разные трудности, и я надеялся, что это поможет избежать проблем в будущем.

Через три дня я остыл и попытался договориться о дальнейшей судьбе студии, но услышал лишь претензии в свой адрес. Забрать себе студию девушка отказалась, хотя мне она была не нужна. В итоге я остался один со студией маникюра и кредитом.

Позже бывшая девушка рассказала, что ажиотаж вокруг закрытия пошел ей на пользу как мастеру, клиентов прибавилось. Да и по финансам и трудозатратам ей проще снимать рабочее место за 10 000 ₽ и не заморачиваться со своей студией.

Чтобы продать студию, решил вывести ее в плюс

Мне был неинтересен маникюрный бизнес, поэтому я решил вывести студию в плюс, а затем выгодно продать. Чтобы разобраться в этой сфере как следует, я через «Инстаграм» нашел несколько топовых руководителей студий в Новосибирске и договорился с ними на консультацию. За первую отдал 6000 ₽ — ее проводила владелица сети маникюрных студий, она параллельно занимается коучингом и помогает развивать бизнес.

Тогда трендом было продвигать свой бизнес через персональный бренд. Коуч сказала: «Егор, персональный бренд — это круто, ты будешь выделяться. Ты ведь не мастер, а владелец студии, люди к вам потянутся». Я замотивировался. Отлично, думаю, все логично, так и нужно делать. Если я справлюсь с этим, справлюсь с чем угодно. Мотивации хватило, чтобы дойти до машины.

Какой персональный бренд, что за бред, это же студия маникюра, подумал я.

Предполагалось, что я должен постоянно светиться в «Инстаграме», презентовать акции, зазывать клиентов, рассказывать новости и всякое такое. Но это не для меня, я не хотел отождествлять себя со студией маникюра.

Вторая консультация была бесплатной. Ее проводил управляющий крупной сети студий, он предложил за 150 000 ₽ вывести мою студию на хороший доход. Он ссылался на то, что студии под его управлением работают, а, значит, ему можно доверять. Говорил, что зарабатывает 3 000 000 ₽ в месяц, и мои деньги ему не нужны. Платить нужно было, чтобы у меня самого была мотивация и вовлеченность, чтобы я серьезно относился к нашей с ним работе. К его гонорару нужно было добавить еще 150 000 ₽ на рекламу и зарплату мастеров, докупить материалов. Все звучало как-то размыто, и я отказался.

К тому времени сумма, потраченная на студию, медленно, но верно увеличивалась. Нужно было оплачивать аренду, рекламу, зарплату. На все это я потратил еще около 300 000 ₽ вместе с арендой салона из собственных средств.

300 000 ₽
потратил на содержание студии из собственных средств

Потом ушел основной мастер, а с ней и часть клиентов. Мастера работают за процент, их гонорар напрямую зависит от количества клиентов. Какое-то время студия просто была закрыта, а мастера не понимали, что происходит, и начали потихоньку собирать вещи.

Новый план и коронавирус

Нужно было собирать команду и срочно начинать делать деньги — ниша-то сверхдоходная. Около месяца я потратил на поиск новой управляющей. Нашел ее через знакомых, она посоветовала таргетолога и сммщика, а еще мы наняли новых мастеров. Я решил положиться на специалистов и подумал, что они лучше меня сделают работу, в которой я не являюсь экспертом.

Мы составили контент-план для «Инстаграма», придумали акцию, чтобы привлечь клиентов, настроили таргетированную рекламу, обновили прайс, визитки и флаеры. Акция была такая: мы давали скидку на первое посещение 50%. Администратор обзванивала записавшихся и предлагала еще сертификат 50% на педикюр, а уже на самом педикюре мы дарили сертификат на 300 ₽. Плюс дарили небольшие подарки вроде кремов или бафиков — это такая штука для полировки ногтей. При встрече клиенток угощали хорошим кофе. Логика была такая: клиентка за 2—3 визита привыкает к студии, ей все нравится, она становится постоянной и приходит раз в 3—4 недели.

Напечатали специальные флаеры к акции и давали их всем посетительницам салона. Из-за коронавируса не удалось измерить эффективность акции
Напечатали специальные флаеры к акции и давали их всем посетительницам салона. Из-за коронавируса не удалось измерить эффективность акции
Всем гостям предлагали кофе из полупрофессиональной кофемашины. Кажется, что из таких мелочей в итоге складывается общее впечатление о салоне
Всем гостям предлагали кофе из полупрофессиональной кофемашины. Кажется, что из таких мелочей в итоге складывается общее впечатление о салоне
1/2
Напечатали специальные флаеры к акции и давали их всем посетительницам салона. Из-за коронавируса не удалось измерить эффективность акции

Как следует протестировать схему не получилось, начался коронавирус. Когда ввели самоизоляцию, заявок практически не стало. Мы пробовали снижать цены, включали дополнительную рекламу, но толку было мало. Мой и так слабый интерес к бизнесу окончательно исчез, и в начале мая 2020 года я выставил студию на продажу.

К этому моменту мы уже выплатили по кредиту 350 000 ₽ из первоначального миллиона, но также я дополнительно вложил 300 000 ₽ из своих средств.

Тогда я переключился на решение вопросов с банками, у меня была приличная кредитная нагрузка — часть автомобилей из моего основного бизнеса взята в кредит, а кроме того был лизинг. Во всех СМИ говорили про отсрочки и субсидии для предпринимателей, но я в итоге их так и не получил.

Продать бизнес удалось только с третьей попытки

Продал салон я к началу июля 2020 года. Вначале решил пойти в организацию, которая продает бизнесы. Они пообещали разместить объявление на своих площадках, попросили 10 000 ₽ и 10% от суммы сделки, минимум 100 000 ₽. Результат был нулевым: менеджер связывался всего пару раз, и то, только чтобы уточнить актуальность.

Второй раз я попробовал запостить объявление на «Авито», но решил не расписывать все детали, а просто написал: «подробности по телефону». Это тоже не сработало: звонков было мало, посмотреть помещение приходила всего пара человек.

В третий раз я собрался с силами, поднял все записи, расписал плюсы, оценил предложение и понял, что оно намного выгоднее и дешевле, чем открывать студию с нуля. Ведь можно стартовать сразу, не тратя силы на ремонт и покупку мебели с техникой. С душой и самоотдачей я написал объемный текст и залил на «Авито». И это сработало.

Звонков и сообщений после публикации этого объявления стало гораздо больше. Я показывал студию восемь раз, с каждым клиентом поддерживал общение, собирал обратную связь. Много людей сливались, потому что думали, что раз бизнес готовый, то можно ничего не делать и только получать деньги.

В тексте я рассказал, кто есть в команде, что есть из мебели и оборудования, рассказал про ремонт и что покупатель получит готовый работающий бизнес с клиентской базой. Информацию по остаткам товара, отчетность и саму базу клиентов присылал уже в личной переписке
В тексте я рассказал, кто есть в команде, что есть из мебели и оборудования, рассказал про ремонт и что покупатель получит готовый работающий бизнес с клиентской базой. Информацию по остаткам товара, отчетность и саму базу клиентов присылал уже в личной переписке
В тексте я рассказал, кто есть в команде, что есть из мебели и оборудования, рассказал про ремонт и что покупатель получит готовый работающий бизнес с клиентской базой. Информацию по остаткам товара, отчетность и саму базу клиентов присылал уже в личной переписке

Сделки срывались из-за владельца помещения

Спустя неделю после того, как я выложил объявление, появилась реально заинтересованная в покупке девушка. Все шло отлично, мысленно я уже считал деньги и прикидывал, какой убыток зафиксирую. Но все оказалось не так просто.

Из-за пандемии собственник помещения завис в Турции. К тому времени как я выложил объявление о продаже, он уже полгода находился за рубежом и не мог вернуться в Россию.

Собственника нет, договор аренды девушка подписать не может — а это было важным моментом в нашей сделке. Кроме того, покупательница просила скидку и арендные каникулы, а собственник сидел в Турции и делал вид, что не понимает сложностей, возникших из-за пандемии. В итоге мы не смогли договориться.

Дальше владелец помещения решил выкупить у меня бизнес сам, но потом передумал. Когда я заявил ему, что прекращаю оплачивать аренду, и если он хочет, может меня выселить, собственник предложил арендные каникулы на время поиска покупателя.

Спустя неделю на очередном показе нашлись заинтересованные ребята, у которых уже была своя студия. Вопросы были те же: скидка на аренду, каникулы, проблема с подписанием договора аренды. Собственник снова начал капризничать, я чувствовал себя бесплатным риелтором и понимал, что оказался в неудобной ситуации: если снова потеряю клиентов, на следующих меня не хватит.

После длительных переговоров я добился удовлетворительных условий по стоимости аренды и каникул, которые устроили обе стороны. В июле 2020 года я получил первую часть оплаты и передал студию, вторую часть оплаты запланировали спустя три недели после подписания договора.

В итоге бизнес я продал за 430 000 ₽, то есть с общим минусом 520 000 ₽. Остаток по изначальному кредиту в миллион рублей до сих пор выплачиваю из своих денег. На момент выпуска материала осталось оплатить 650 000 ₽.

430 000 ₽
выручил за продажу маникюрного салона

Нельзя просто взять и открыть свой бизнес

Для себя из всей этой истории я вынес урок: просто так открыть студию маникюра и хорошо зарабатывать вряд ли получится.

Сама по себе ниша очень доходная: себестоимость услуги довольно низкая, соотношение затрат и прибыли хорошее. Но это непростой бизнес: сильная конкуренция, много операционки, постоянная текучка кадров, а клиенты часто приходят на конкретного мастера.

А еще, по-моему, свой бизнес должен либо нравиться, либо хотя бы не отталкивать. Тогда получится развиваться в своем направлении, повышать знания и навыки, правильно подбирать персонал, учиться делегировать и постепенно выходить из операционной деятельности.

Мне было некомфортно в студии, и это мешало увидеть полную картину и погрузиться в процесс, а навыков делегирования не хватило. Еще я понял, что если бы в момент открытия студии нам попался вариант готового бизнеса, похожий на мое предложение, мы бы сэкономили приличную сумму.

На тот момент хотелось сделать все идеально, под себя. Как выяснилось, главное — это вовсе не красивый ремонт и мебель.

Мнение эксперта

Аватар автора

Ольга Химич

основательница студии маникюра «Nстудия» в Новосибирске

Страница автора

Управлять бизнесом и одновременно работать руками невозможно. По-моему, главной ошибкой Егора было придумать за партнершу, что ей хочется быть кем-то больше, чем мастером маникюра. Маникюрщица может довольно быстро прийти к заработку выше 100 000 ₽ в месяц, если работает качественно и внимательна к клиенткам. При этом мастера, которые работают на себя, платят налог 4% как самозанятые, если вообще платят, и просто арендуют рабочее место.

В итоге бывшей партнерше Егора тоже оказалось проще снять рабочее место за 10 000 ₽. Когда чистая прибыль салона в месяц 30 000 ₽—40 000 ₽, мало у кого есть мотивация ввязываться в свой бизнес.

Своим бизнесом нужно заниматься постоянно, а если не хочется, то лучше нанять сильного управленца. Странно рассчитывать на хороший доход, просто сделав мастера маникюра управляющей.

Бизнес-плана на салфетке недостаточно. Еще одной ошибкой было не прописать бизнес-план детально. Например, совершенно неверно рассчитана себестоимость процедуры — учли только аренду, расходники и заработок мастеров. Но еще есть зарплата администраторов, хозяйственные и коммунальные расходы, кредит и налоги — все это нужно сразу закладывать в расчет себестоимости услуги. Поэтому и процент заработка мастеров — 50% — получился у студии слишком большим. По сути бизнес отдавал мастерам часть выручки, которой нужно было покрывать расходы.

В маникюрном бизнесе достаточно хорошая маржинальность, но только при определенных условиях. Сначала нужно обеспечить всех мастеров клиентами, а потом удержать и тех и других. Как правило, мастера не уходят, если чувствуют стабильность в компании — и предпринимателю нужно это учитывать.

Ремонт и помещение. Каждый предприниматель хочет, чтобы в его или ее студии было красиво и стильно, но реализовывать идеи нужно, оглядываясь на бюджет. Если денег немного, стоит договориться с собственником о том, что помещение неприемлемо для работы, сделать ремонт за счет арендодателя или увеличить срок арендных каникул. Если договориться не получается, лучше искать помещение, подходящее по средствам.

Работа с клиентками. Важная часть работы любого салона красоты — удержание клиенток. Студии нужно растить активную базу клиенток, с ними нужно работать каждый день. В первую очередь — собирать контакты, группировать по категориям, а дальше уже понимать, кому и насколько часто стоит напоминать об услугах, отправлять специальные предложения, скидки и акции.

Еще можно собирать обратную связь у клиенток за какие-то небольшие подарки или бонусы. Информацию стоит фильтровать, но она может дать взгляд со стороны, что исправить или на что обратить внимание. А еще клиенткам нравится, когда их мнением интересуются, это вызывает доверие к студии.

Я бы посоветовала выстроить воронку продаж: кто, откуда, как попадает в маникюрную студию. В какой момент человек становится клиентом, что стимулирует его вернуться. Это поможет разобраться в приоритетах, например понять, на что стоит потратить деньги в первую очередь — на кофемашину или вывеску в окне.

Стоит помнить, что основная аудитория этого бизнеса пока что — женщина, которая покрывает ногти гель-лаком. Поэтому и маркетинг должен ориентироваться на нее.

Теги: бизнес
Редакция
Что бы вы сделали по-другому на месте Егора?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество