Предприниматель может зарегистрировать логотип в качестве товарного знака в Роспатенте, чтобы защитить его от копирования и незаконного использования.
Того, кто будет пользоваться логотипом без вашего разрешения, можно будет привлечь к ответственности. Но есть проблема: каждый второй логотип, который разрабатывают для себя бренды, похож на уже зарегистрированный товарный знак.
Получается, что не каждый разработанный с нуля логотип разрешат зарегистрировать в Роспатенте, потому что часто он повторяет чью-то реализованную идею. Происходит это потому, что на данный момент на территории России действует уже больше 500 000 товарных знаков — сложно не повториться с идеями конкурентов.
Я работаю маркетологом в патентном бюро, и к нам обращаются клиенты, которые хотят получить юридическую защиту своего логотипа, то есть зарегистрировать его как товарный знак. Под руководством коллег — патентных поверенных — мы дорабатываем уже придуманные логотипы или разрабатываем новые, чтобы их можно было зарегистрировать.
Логотип — это изображение, эмблема или символика, которую используют организации и частные лица для идентификации своей деятельности и повышения узнаваемости. Вспомним, например, логотипы Nike — производителя спортивной одежды, «Яндекса» — поисковой системы, «Красного Октября» — кондитерской фабрики.
Я расскажу, как можно доработать логотип и что можно в нем изменить, чтобы не было проблем с регистрацией.
Для чего бизнесу регистрировать свой логотип
С помощью логотипа бизнес повышает узнаваемость, выделяет свою продукцию среди аналогов. Клиенты, увидев картинку на товаре, сразу понимают, кто его производитель.
Компании необязательно разрабатывать логотип и регистрировать его как товарный знак — работать можно и без него. Но регистрация товарного знака дает определенные преимущества — защиту от копирования, выход в торговые сети, возможность наказать нарушителя.
Защита от копирования и страховка от расходов. Вы будете спокойно пользоваться зарегистрированным товарным знаком и не бояться, что кто-то придет и заявит о плагиате. То есть у вас не будет штрафов за незаконное пользование логотипом, собственник товарного знака не потребует компенсации, и вам не придется проводить ребрендинг.
В 2020 году крупная сеть магазинов AllTime, которая занимается продажей часов и ювелирных украшений, подала в суд на Сбербанк за плагиат логотипа.
Компания AllTime зарегистрировала логотип в Роспатенте два года назад, а Сбербанк официально произвел ребрендинг в сентябре 2020 года. Представители AllTime хотели добиться запрета на использование Сбербанком нового логотипа и компенсации в размере 1 000 000 000 ₽. Этот иск арбитражный суд не рассмотрел: его вернули истцу, но не из-за фактуры дела, а из-за формальных нарушений. Возможность подать иск повторно у AllTime осталась.
В марте 2021 года компания AllTime направила новый иск в суд по интеллектуальным правам, и его приняли к рассмотрению. Дело откладывали несколько раз, следующее заседание назначено на 15 сентября 2021 года.
Формулировка иска AllTime теперь немного другая: компания требует признать актом недобросовестной конкуренции регистрацию Сбербанком нового товарного знака.
Подобные иски не редкость, но этот по-своему примечателен. По данным РБК, стоимость разработки нового лого для Сбера составила несколько сотен миллионов долларов. То есть, уже потратив весомую сумму на ребрендинг, банк вынужден бороться с угрозой для своей деловой репутации из-за обвинения в плагиате и рискует понести дополнительные расходы на судебные издержки и выплату компенсации.
На практике, когда владелец товарного знака предъявляет претензии, компании-нарушителю приходится что-то менять, а то и вовсе переименовывать свой проект. В этом случае все вложения в разработку и продвижение бренда обнуляются, все приходится начинать сначала. А процедура ребрендинга весьма недешевая.
- 420 000 ₽
Например, одному из наших клиентов потребовалось около 420 000 ₽ на ребрендинг кафе. Эти затраты включили в себя:
- Разработку фирменного стиля — 200 000 ₽.
- Входную группу и вывеску — 120 000 ₽.
- Печать меню — 50 000 ₽.
- Униформу для работников кафе — 50 000 ₽.
Выход в торговые сети. Товарный знак обеспечит более легкий и безопасный выход в торговые сети, например «Ашан», «Лента», и на маркетплейсы — «Озон», «Вайлдберриз». Сейчас многие площадки стремятся обезопасить себя от рисков и требуют от продавцов определенный набор документов. Часть маркетплейсов вообще не сотрудничают с организациями, у которых нет свидетельства о регистрации товарного знака.
Например, «Ламода» запрашивает информацию о товарном знаке на продукцию до начала сотрудничества — ей как минимум нужно предоставить подтверждение, что знак находится на регистрации. «Вайлдберриз» достаточно номера заявки, которая бы подтвердила, что обозначение находится в процессе регистрации.
Возможность наказать нарушителя. Если кто-то воспользуется вашим логотипом, то с нарушителя можно будет взыскать компенсацию до 5 миллионов рублей. Еще его могут привлечь к административной, а если своими действиями нарушитель нанес крупный ущерб, то и к уголовной ответственности.
Расширение бизнеса. Если вы будете продавать франшизу на свой бизнес, то товарный знак должен быть зарегистрированным. Ведь передавать право пользования можно только на официально зарегистрированные фирменные обозначения.
Где регистрируют логотипы и какие они бывают
Логотипы регистрируют в качестве товарного знака в Роспатенте. Это государственный орган, который проверяет товарные знаки на схожесть и ведет базу всех зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.
Логотипы регистрируют словесными, изобразительными и комбинированными товарными знаками.
Словесный товарный знак. В логотипе только слова или фразы, без графических элементов.
Изобразительный товарный знак. Если слов или фраз нет — логотип регистрируют как изобразительный товарный знак.
Комбинированный товарный знак. В логотипе есть и рисунок, и слова.
Перед тем как зарегистрировать новый товарный знак, Роспатент проверяет по своей базе, нет ли похожих слов и картинок, а если есть — насколько ваш вариант уникален. По закону есть всего два варианта неуникальности товарного знака:
- Сходство до степени смешения — когда потребитель может спутать два обозначения. Для его выявления достаточно подобия одного-двух элементов дизайна. Например, фирменная «М» в логотипе «Макдональдса» и она же, но перевернутая, на вывесках киосков с шаурмой — вместо буквы «ш».
- Тождественность— когда одинаковы все составные части дизайна логотипа: цвет, композиция, графические и словесные элементы. То есть клиент будет думать, что это одна организация, а на самом деле это совсем другая.
Если во время проверки Роспатент выявит сходство до степени смешения или тождественность, то он отклонит заявку на регистрацию логотипа. Так как регистрация занимает около 8 месяцев, а заплатить за нее придется примерно 30 000 ₽, лучше сначала проверить логотип на уникальность. Это может сэкономить ваше время, деньги и нервы.
Как проверить уникальность логотипа
Логотип нужно проверить на его охраноспособность и уникальность.
Охраноспособность означает, что название и картинка не противоречат закону. Например, в нем нет государственной символики, общепринятых слов, выражений, противоречащих моральным нормам.
Убедитесь, что ваш логотип не нарушает закон. Например, что он не похож на культурные объекты, в нем нет известных элементов вроде флага или герба страны.
Уникальность названия или картинки логотипа можно проверить через специальные сервисы.
Сайт Роспатента. Есть два варианта поиска: платный и бесплатный.
При бесплатном поиске ваше обозначение будет сравниваться только с уже зарегистрированными товарными знаками. По знакам, которые еще проходят регистрацию, проверка проводиться не будет. Также в этом случае не получится посмотреть и сравнить картинки логотипов: бесплатный поиск производится только по названиям.
На платной основе на сайте Роспатента можно проверять и изображения. Смотреть можно не только зарегистрированные товарные знаки, но и те, которые еще только регистрируются.
Платная проверка — это заказ услуг экспертов Роспатента, стоят они от 4130 ₽ до 47 200 ₽ в зависимости от вида обозначения и количества проверяемых классов МКТУ. МКТУ — это международная классификация товаров и услуг, признанная патентными поверенными и организациями во всем мире. В ней 45 классов: по 34 распределены все возможные группы товаров, по остальным 11 — услуги.
При регистрации товарного знака учитывается класс МКТУ, поэтому, например, средство для мытья посуды «Санлайт», товарный знак для которого получил регистрацию по классу с бытовой химией, не нарушает права известной ювелирной сети, товарный знак которой зарегистрирован в других классах.
Проверить комбинированный товарный знак стоит в два раза дороже отдельной проверки словесной части или изображения. Результат будет готов через 20 дней. Если проверку нужно провести срочно, то за это придется доплатить. Чем быстрее нужно проверить знак, тем выше будет доплата.
Система поиска на сайте Роспатента достаточно сложна, заполнить нужно большое количество граф. Новому пользователю, который впервые решил проверить свое обозначение, может быть непросто во всем разобраться.
По названию сервис может выдать несколько десятков схожих знаков. Чтобы сузить круг анализируемых названий, стоит проверять только интересующую вас отрасль, то есть сделать выборку по классу МКТУ.
«Линкмарк» — коммерческий сервис, в котором можно бесплатно проверить сходство логотипа по названию и по изображению. Однако система поиска здесь сложная: картинку надо описать словами и кодами в соответствии с Венской классификацией изобразительных товарных знаков.
Это единая международная классификация изобразительных элементов товарных знаков. Ее придумали, чтобы было проще найти схожие товарные знаки и избежать бюрократических трудностей на международном уровне. Она включает в себя классы и подклассы для разных категорий объектов, но разобраться в том, как правильно описать логотип по Венской классификации самостоятельно, не так просто.
Минус сервиса в том, что бесплатно сходство можно проверить только с зарегистрированными товарными знаками или свидетельствами с истекшим сроком годности. Доступ к знакам, которые находятся в процессе регистрации, платный. Безлимитное число поисков на платформе обойдется в 5000 ₽.
Также сервис предупреждает: его базы обновляются раз в неделю. Так как в день подается около 300 заявок на регистрацию товарных знаков, результаты устаревают быстрее.
«Онлайн-патент» — еще один сервис онлайн-поиска, в котором можно проверять логотипы по схожести названий.
По объему баз «Онлайн-патент» уступает «Линкмарку», а изображения на бесплатной основе не проверяет вообще. В полной мере воспользоваться поиском можно, только если купить услугу сопровождения регистрации товарного знака в Роспатенте.
Brand-search — бесплатный сервис поиска по товарным знакам, в том числе по заявкам на регистрацию.
Для работы с этим сервисом надо будет зарегистрироваться на сайте, но для получения полного отчета достаточно ввести свою электронную почту.
На Brand-search нет специального поиска по изображениям, так что проверить логотип получится только по названию.
Global Brand Database — это бесплатная открытая международная база товарных знаков. В ней есть поиск по названию и по изображениям.
Заметный минус сервиса: изображению тоже придется подбирать свой класс Венской классификации, как и на «Линкмарке», что сделать не так просто.
У этого сервиса самая сложная система фильтров, но это единственный вариант проверки товарного знака по международным базам, если требуется регистрация в другой стране. Например, при выходе бренда на заграничные рынки.
Как понять, что ваш логотип похож на чужой
Если вы нашли похожий на ваш логотип, то сначала убедитесь, что он относится к тому же классу МКТУ, что и ваше обозначение. Уже на этом этапе я рекомендую обращаться к специалистам по интеллектуальной собственности — юристам, патентным поверенным, — так как самому можно запутаться в терминах.
В этой классификации есть понятия «корреспондирующие классы» и «однородные товары», если ваш знак попадает под определение одного из них, это может препятствовать регистрации.
Например, к 29-му классу относится «паста томатная», а к 30-му классу — «соус томатный». Если подать на регистрацию название, скажем, «Черри-мерри», для товаров из класса 29, и в 29-м классе похожих знаков нет, это не значит, что путь свободен. Роспатент посмотрит не только на 29-й класс, но и на 30-й. И если в 30-м найдется противопоставление, например «Черриш-мерриш», то это будет проблемой для регистрации вашего знака.
Когда Роспатент проверяет заявку, то ищет похожие знаки не только в заявленных классах МКТУ, но и в корреспондирующих. Если находит наименования или изображения, которые сочтет сходными, заявку отклонят.
Если классы МКТУ разные и не повторяются, ваш знак не подпадает под категорию однородных товаров, нужно сравнить логотип с уже зарегистрированными по определенным критериям.
Сравнение похожих логотипов проводят по критериям, предусмотренным для товарных знаков. Названия сравнивают по тому, как похоже они звучат, картинки — как они похожи между собой, логотипы в целом оценивают по смысловой схожести.
Звуковой. В Роспатенте оценивают схожесть логотипов по одинаковым звукам, слогам, близкой структуре гласных и согласных, а также по присутствию части одного наименования в составе другого. Например, «Дексапарин»/Desparin — названия схожи фонетически, а также структурой гласных и согласных.
Графический. В этом параметре логотипы оценивают по общему восприятию, схожести начертания и/или шрифта, похожему расположению элементов, а также по общности цветовой палитры.
Смысловой. Здесь оценивают близость понятий и идей, лежащих в основе знака, одинаковый логический акцент компонентов логотипа. Например, Begood — «быть хорошим» — и Igood — «я хороший». Здесь просматривается близость по смыслу.
Роспатент сравнивает вашу заявку с уже зарегистрированными товарными знаками и по тем, что проходят регистрацию.
Если вы увидели, что ваш логотип не уникален, или таковым его признал Роспатент, то вам остается только отправить логотип на доработку.
Как можно сделать логотип уникальным
У каждой разновидности товарного знака есть свои нюансы, на которых можно сыграть при регистрации. Например, мне довелось работать с компанией, которая хотела зарегистрировать логотип со словом «букет».
В Роспатенте смотрят на логотип в том числе с точки зрения словесной составляющей, а слово «букет» запатентовать нельзя. Поэтому единственный способ его зарегистрировать был таким: превратить слово «букет» в условно нечитабельное, чтобы эксперты рассматривали его не как слово, а как набор графических символов.
Обычно задача по доработке звучит так: максимально сохранить стиль, но уйти от сходства с противопоставленными знаками. Как решить эту задачу, я покажу на примерах.
Заменить текстовые элементы на графические. Хороший пример такой доработки — логотип компании Akvaline system. Роспатент отклонил изначальную версию из-за схожести с логотипом Aqualine. В техническом задании юристы указали, от какого вида сходства требуется уйти — фонетического и графического, а также обозначили, насколько существенной может быть переработка логотипа. Например, один из комментариев — «сделать логотип нечитаемым за счет замены некоторых букв на изобразительные элементы».
В этом же техзадании были перечислены похожие обозначения компаний, чтобы дизайнер мог понять, чему противопоставлять логотип, направленный на доработку. Сложность была в том, что таких противопоставлений было больше 10, а клиент настаивал, чтобы логотип сильно не меняли.
Заменить шрифт графикой, но оставить читаемым. Логотип фирмы «Йамми» потребовал похожей работы, но с большим сохранением изначального концепта. Дизайнеру нужно было оставить название на логотипе максимально читаемым, но избавиться от графических элементов, которые препятствовали регистрации знака — круговую фразу, которая делала логотип схожим до степени смешения с другим обозначением.
Изменить композицию при сохранении общего графического решения. Бывает и обратная ситуация: когда нужно максимально сохранить общее графическое решение и задействовать при этом название товарного знака. В этом случае дизайнер может использовать графические элементы, вынося их за пределы слов вместо букв.
Это решение позволит добавить различий.
Примерно две трети всех логотипов приходится дорабатывать, чтобы сделать их патентоспособными. Занимаются этим дизайнеры в патентных бюро.
Доработка происходит следующим образом:
- Патентный поверенный вместе с юристом проверяют логотип клиента по всем базам Роспатента.
- Выявляют логотипы, схожие с обозначением заказчика.
- Составляют техническое задание, в котором описывают, какие элементы и как нужно поменять, чтобы логотип прошел регистрацию.
- Дизайнер под руководством патентного поверенного разрабатывает три варианта на выбор, чтобы учесть предпочтения клиента. Один из них впоследствии станет товарным знаком.
Иногда клиенты просят разработать логотип с нуля, а не дорабатывать старый. Обычно это делает новый бизнес, которому не нужно проводить масштабный ребрендинг.
Если у вас нет возможности получить услуги аттестованного патентного поверенного, то воспользуйтесь вышеприведенными лайфхаками.
Нужно ли регистрировать обновленный логотип
Логотипом можно спокойно пользоваться 10 лет, после чего свидетельство на товарный знак нужно продлить еще на 10 лет, потом еще на 10 лет — неограниченное количество раз.
Но важно понимать, что если за это время произошел ребрендинг логотипа: изменение цвета, графических элементов или шрифта, вы получили новый объект с юридической точки зрения. И защита, которая действует для прежнего товарного знака, на него не распространяется — нужно регистрировать новый товарный знак.
Другая ситуация со словесными товарными знаками. Если для определенных товаров или услуг вы зарегистрировали словесный знак «Кукушка», то это слово остается под защитой, несмотря на изменение изображений. Например, в марте рядом с «Кукушка» был нарисован мультяшный кукушонок, а в мае вы его убрали или заменили на силуэт птицы. Словом «Кукушка», как в вашем логотипе, никто пользоваться не может. Но если кто-то скопирует силуэт птицы и подпишет «Орел», вы не сможете ничего сделать — ведь защищенным остается только слово, а не логотип целиком.
Если же ваша «Кукушка» изначально регистрировалась как комбинированный знак с кукушонком, то любому, кто скопирует ваш логотип или его часть, вы можете направить претензию, а далее — иск. Заменив кукушонка на силуэт, вы создадите новое обозначение, не зарегистрированное в Роспатенте. Нарушителю, скопировавшему именно силуэт, предъявить претензии не получится.
Если вы уже представляете, какие возможные модификации ждут логотип в будущем, лучше зарегистрируйте сразу серию знаков. Серия знаков — это группа вариантов, объединенных сильным элементом. Например: «Макдональдс», «Макдональдс Гурмэ», «Макдональдс Café».
Сама процедура регистрации серии знаков не отличается от регистрации одного, но регистрация каждого знака тарифицируется отдельно. За каждый новый знак нужно будет заплатить и госпошлину, и услуги поверенных.
Чек-лист: как убедиться в уникальности логотипа перед регистрацией
- Перед подачей заявки на регистрацию товарного знака проверьте логотип на уникальность через специальные сервисы. В первую очередь на сайте Роспатента.
- Проверяйте логотип по своему классу МКТУ, но если есть однородные товары в других классах, то проверяйте и в них.
- Если вы нашли похожий на ваш зарегистрированный товарный знак конкурента, доработайте свой — вместо части слова сделайте графику, измените композицию или придумайте новый логотип.
- Поторопитесь подать заявку на регистрацию товарного знака — каждый день в Роспатент направляют более 300 заявок.