Кто отвечает за маркировку товаров при дропшиппинге?

У меня небольшой бизнес, построенный на дропшиппинге: я принимаю заказы от покупателей, а логистикой занимается мой поставщик.

Я продаю товары, которые подлежат обязательной маркировке с 1 января 2021 года. Должен ли я следить за наличием маркировки, если производство находится за рубежом, например в Китае, и производитель сам напрямую отправляет товар покупателю?

Если маркировка нужна, не совсем понятно, как закон о маркировке будет выполнять тот же «Алиэкспресс» и другие подобные площадки.

Одно из преимуществ дропшиппинга — то, что посредник физически никак не связан с товарами. Юридически он не владелец и не собственник того, что продает. Уже поэтому посредник не должен заниматься маркировкой.

Но не все так просто. Существуют разные схемы взаимоотношений участников дропшиппинга, а маркировка не сводится только к получению и нанесению кодов. Еще их нужно сканировать и передавать сведения в систему «Честный знак», которая следит, чтобы на территории России не было контрафакта.

Поэтому у посредника в некоторых случаях появляются обязанности, связанные с оборотом маркированных товаров. Расскажу о них подробнее.

Маркировка импортируемых товаров

Правила маркировки товаров действуют на территории России и других стран ЕАЭС: Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Российские производители и импортеры должны регистрироваться в системе «Честный знак», получать и наносить коды маркировки, а также передавать в систему сведения о вводе продукции в оборот.

Все остальные зарубежные производители маркировать свою продукцию по российским правилам не должны.

Обязанность по маркировке появляется, только если иностранные производители выступают заодно и импортерами — сами ввозят товар в Россию. Если они не передадут сведения о товарах в «Честный знак», груз не пройдет таможню.

У иностранного производителя есть три варианта:

  1. открыть в России филиал или представительство, нанять работников, которые будут заниматься вопросами маркировки;
  2. обратиться за помощью в маркировке товаров к российским компаниям;
  3. продать товар поставщикам-импортерам, которые получат коды маркировки, нанесут их на товар, введут информацию в систему мониторинга и завезут груз в Россию.

Чаще всего иностранные производители пользуются третьим вариантом, то есть продают товар поставщикам-импортерам, а те уже занимаются вопросами маркировки по российскому законодательству.

Когда дропшипперы должны следить за маркировкой товаров

Дропшиппер должен зарегистрироваться в «Честном знаке» и обеспечивать маркировку только в одном случае — если на территории России он становится первым собственником реализуемых товаров. При этом необязательно, чтобы товары физически проходили через дропшиппера, — достаточно, чтобы так было по документам. Несмотря на то что такая схема дропшиппингом не является, на практике ее часто называют именно так.

Например, интернет-магазин закупает товары у зарубежного производителя или поставщика и по документам становится их собственником. Чтобы сэкономить на складе, продавец оставляет товары у производителя или поставщика и договаривается, что именно тот будет обеспечивать доставку товаров покупателям. Продавец принимает заказы, оформляет их и пересылает информацию производителю или поставщику, который доставляет указанный в заказе товар покупателю.

В этой ситуации дропшиппер должен получить коды Data Matrix, нанести их на продукцию и передать в систему сведения о вводе товаров в оборот. Если он этого не сделает, его могут привлечь к ответственности.

Поскольку физически товары через продавца не проходят, у него нет реальной возможности самому нанести коды на товар. Эту проблему можно решить, если направлять полученные продавцом коды производителю или поставщику, который в итоге и маркирует товар перед отправкой или доставкой покупателю.

Когда не нужно следить за маркировкой

Дропшипперу не нужно регистрироваться в системе «Честный знак» и отслеживать маркировку, если собственником товаров на территории России сразу становится конечный покупатель. Ваш вариант — как раз такой классический дропшиппинг.

Обычно, когда дропшиппер и поставщик или производитель работают по такой схеме, то заключают агентский договор. Дропшиппер привлекает покупателей, принимает и оформляет заказы, получает плату и перечисляет деньги производителю или поставщику за минусом своего агентского вознаграждения. А тот, в свою очередь, обеспечивает доставку товаров клиенту.

При такой схеме посреднику — дропшипперу — регистрироваться в системе маркировки и отслеживать маркировку не нужно, потому что первым собственником товара на территории России сразу становится покупатель.

Вы не указали, как именно работаете с товаром и деньгами. Если вы сами закупаете товары, а поставщик только хранит и доставляет их, то регистрация и работа в системе маркировки — ваша прямая обязанность. В других случаях маркировать товары вам не нужно.

Что касается работы через зарубежные торговые площадки, например «Алиэкспресс», то нужно понимать вот что. Маркетплейсы создают условия и дают необходимые инструменты для торговых операций, но заниматься вопросами маркировки — обязанность самих участников площадки: производителей, посредников и продавцов.

Что будет, если нарушить правила маркировки

Лицам, которые продают товары без маркировки, когда она нужна, грозит штраф:

  • от 2000 до 4000 Р — для физических лиц;
  • от 5000 до 10 000 Р — для ИП;
  • от 50 000 до 300 000 Р — для компаний.

Если товар физически проходит через продавца, вместе со штрафом нарушитель потеряет товар — контролирующие органы конфискуют его и уничтожат. Правда, к дропшиппингу это отношения не имеет.

Елена Ефимова
Елена Ефимова
04.10.21, 08:04
Были ли у вас проблемы с продажей маркированных товаров по схеме дропшиппинга? Поделитесь опытом:
Загрузка
Роман
Автор Т—Ж

Импортер не может ввезти немаркированный товар. Маркировку необходимо нанести де импорта, продавцу или производителю, либо, в момент импорта, поместив товары в режим «таможенный склад», самостоятельно маркировать товар и потом, собственно, заявить импорт. Оба варианта связаны с немыслимым количеством косяков, узких мест и уязвимостей. Ну, например, сведения в таможенной декларации должны содержать данные DataMatrix кода товара, даже если у вас 100 000 артикулов в поставке. Ну или данные кода могут быть нанесены поставщиком небрежно и не читаться сканирующим устройством.

3
Роман
Автор Т—Ж

Конкретно по вопросу владельца пункта выдачи озона: обязанности по маркировке несет лицо, впервые выпускающее товар в оборот( производитель или прямой импортер). Вопросы маркировки ни как не могут волновать т.н. «Дропшипперов», не являющихся сторонами возмездной слелки.

3

Сообщество

Лучшее за неделю