Мужчинам не дают скидки в заведениях. Это дискриминация?

67
Аватар автора

Alexander Lapin

спросил в Сообществе

Регулярно вижу скидки 50% для женских компаний в разных заведениях. А где же подобные акции для мужчин? Поскольку я заведомо не могу принять участие в акции и получить скидку, мне кажется, что это дискриминация.

Подскажите, пожалуйста, можно ли что-то сделать с такими акциями?

Аватар автора

Анна Чеботарева

юрист

Страница автора

Дискриминация — категория субъективная, даже в судебной практике. Поэтому однозначно предсказать исход вашего потенциального спора с рестораном или другим заведением не получится. Но я расскажу, стоит ли вообще обжаловать акции, которые распространяются только на женщин.

Как заведения устанавливают скидки

Рестораны, кафе, магазины и другие подобные заведения обычно заключают с посетителями публичный договор. Это значит, что они обязаны продать товар или подать заказанное блюдо всем, кто к ним обратится, по одинаковой цене для всех потребителей внутри категории, например для всех мужчин или детей до семи лет.

Условия назначения скидки — это часть условий о цене. Поэтому на них распространяется не только гражданский кодекс, но и закон о защите прав потребителей. Напрямую скидки он не регулирует, но общие правила, в том числе об информировании потребителей, применяются. Поэтому о скидках обязательно нужно сообщать потребителям до того, как они сделали заказ.

Например, если это интернет-магазин, описать скидки можно в оферте или отдельном разделе на сайте. В офлайн-заведении можно сообщить о скидке в меню или сделать отдельные таблички на столах. Так, если на двери при входе в кафе написано «8—10 марта бесплатные напитки компаниям из трех девушек», акция законна.

Иногда условия акции описывают недостаточно подробно и потом отказываются давать скидку. Например, если на вывеске сказано, что «Скидка 10% на кофе с собой после 22:00 для студентов», а на кассе студент выясняет, что скидка действует не для всех вузов и не на все кофе, он может законно возмутиться и требовать продать ему кофе со скидкой.

  • Вот пример из судебной практики. Апелляционный суд поддержал Роспотребнадзор, который оштрафовал продуктовый магазин за то, что он не продал покупателю молоко со скидкой 10%. Магазин ссылался на то, что молоко проходило по другой акции и цена уже включала скидку. Но на ценнике этой информации не было, и потребителя об этом не предупредили.

Таким образом, права мужчин не нарушаются, если:

  1. Заведение не отказывается заключать публичные договоры с мужскими компаниями.
  2. Цены в меню для всех одинаковые.
  3. Условия предоставления скидки явно описаны — в оферте, на сайте заведения, в табличке на столе или в меню.

В целом скидки, которые дают заведения, — это их бизнес-решение. Часто их используют, чтобы привлечь ту категорию потребителей, которая туда редко ходит. Например, если ресторан хочет привлечь к себе больше женщин, он дает скидки женским компаниям или делает подарок к «гендерному» празднику. И похоже, что пока мужчины на это не жаловались: судебной практики по этому вопросу я не нашла.

Дискриминируют ли мужчин скидки только для женщин

Дискриминация определяется в разных законодательных актах РФ, но в вашем случае подходит определение из статьи 5.62 кодекса об административных правонарушениях, по которой теоретически заведение можно привлечь к ответственности.

Так, под дискриминацией закон понимает нарушение прав и свобод человека в зависимости от его принадлежности к одной из категорий. Например, к определенному полу.

Если обобщить нормы о дискриминации и нормы о публичном договоре, получается, что:

  1. Нельзя нарушать права мужчин просто потому, что они родились мужчинами.
  2. Организации или ИП вправе устанавливать скидки в зависимости от личных характеристик потребителей, но не могут нарушать закон.
  3. Нельзя оказывать услуги на разных условиях потребителям из одной категории без объективных оснований. Например, скидки, которые предоставляют мужчинам меньше 50 кг только из-за их веса, потенциально не соответствуют закону.

Судебных споров о дискриминации мужчин я не встречала, но иногда вопросы у проверяющих органов вызывает реклама с описанием некоторых акций.

  • Например, УФАС по Алтайскому краю анализировало, не оскорбляет и не дискриминирует ли по признаку полноты реклама фитнес-клуба «Было-сало». Рекламодатель предлагал скидку в зависимости от процента жировой массы тела.
  • Но в результате проверки УФАС не признало рекламу дискриминационной и отметило, что она выполняет социальную функцию, не оскорбляет людей и выглядит выгодной для тех, кто хочет похудеть.

Кроме того, тема дискриминации иногда поднимается в СМИ. Так, обсуждения вызвало фем-кафе «Симона» в Санкт-Петербурге. Оно специализировалось на обслуживании исключительно женщин, а мужчинам до 19:00 вход был запрещен. Основательницу кафе даже вызывали в прокуратуру, чтобы поговорить о дискриминации, но дело не возбудили, а само кафе закрылось из-за финансовых проблем.

При этом владелица кафе была уверена, что никакой дискриминации в деятельности ее заведения нет — только направленность на более узкую целевую аудиторию. Иначе по аналогии пришлось бы закрыть все барбершопы как места, куда ходят только мужчины.

Что в итоге

Я не нашла судебной практики по оспариванию гендерных акций. Но вы можете попробовать создать прецедент. В этом случае рекомендую собрать как можно больше доказательств дискриминации. Потому что вероятность успеха в оспаривании акций для женщин с детально прописанными правилами сейчас крайне мала.


Как вы относитесь к акциям и скидкам? Часто ими пользуетесь?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество