Мошенники получили доступ к госуслугам, что делать?

36

У меня вскрыли кабинет на госуслугах. Мошенники три раза запросили справки 2-НДФЛ. Подскажите, пожалуйста, как узнать, не взяли ли они кредит или микрозаем на мое имя? И могут ли они это сделать?

Аватар автора

Мишель Коржова

работала в банке

Страница автора

Чтобы узнать, не взял ли кто-то кредит на ваше имя, нужно проверить кредитную историю. Но кредит — это не единственный способ, как мошенники могут использовать ваши данные с госуслуг.

Расскажу, как восстановить доступ к госуслугам, если мошенники поменяли логин и пароль, как разобраться с последствиями взлома и что делать, чтобы такого больше не повторилось.

Что мошенники могут сделать с доступом к чужому аккаунту на госуслугах

Взять кредит. Сам портал не выдает кредиты и займы, но позволяет заемщику подтвердить личность при их оформлении в некоторых МФО. Это очень удобно, но если доступ к учетной записи получают мошенники, удобство оборачивается против владельца.

А еще на госуслугах хранятся данные вашего паспорта. Их может быть достаточно, чтобы подать заявку на онлайн-кредит. Например, чтобы получить кредит от 700 000 ₽, мошенники вместе с фальшивым паспортом могут использовать справку о доходах и суммах налога физического лица из кабинета налоговой — ее еще называют справкой 2-НДФЛ.

Получить чужой вычет. Мошенники авторизуются на сайте ФНС через госуслуги, просматривают суммы отчислений и подают заявление на получение налогового вычета. При этом они просят налоговую перевести налог к возврату на банковский счет, который специально открывают для этой цели. Например, о таком случае писали на habr.ru.

Продать данные другим мошенникам. Взломщикам не обязательно самим использовать украденную информацию. Ее можно перепродать другим мошенникам в даркнете. Если вы известный человек, ваши справки с госуслуг будут ценны сами по себе. А данные обычных людей объединяют и продают пакетами по несколько тысяч записей.

Обмануть вас или ваших близких. В личном кабинете на госуслугах и на сайтах, куда через них можно зайти, находится много чувствительной информации о человеке: где он живет, сколько и как он зарабатывает, где держит счета, какое у него имущество. Это поможет злоумышленнику притвориться вами, написать близким людям и добиться, чтобы они перевели ему деньги.

Эту же информацию могут использовать и против вас. Например, мошенники увидят, в каких банках у вас открыты счета, позвонят и сообщат о проблемах со счетом, чтобы выманить деньги.

Одна из распространенных схем выглядит так. Получив доступ к госуслугам, хакеры меняют пароль и контрольный вопрос для его восстановления. Когда владелец попытается восстановить пароль, ему покажут сообщение: «Ваша учетная запись заблокирована из-за подозрений в мошенничестве. Срочно позвоните по такому-то номеру». Если позвонить, начнется классический развод из серии «нужно срочно перевести деньги на защищенный счет».

Схему развода с контрольным вопросом на госуслугах мы разобрали в отдельном материале.

Мошенники используют механизмы госуслуг, чтобы пострадавший поверил: номер, на который нужно позвонить, действительно принадлежит сервису. Но если присмотреться, понятно, что аферисты заменили контрольный вопрос призывом им позвонить. Источник: ютуб⁠-⁠канал «Борис Воронин о кредитах, долгах»
Мошенники используют механизмы госуслуг, чтобы пострадавший поверил: номер, на который нужно позвонить, действительно принадлежит сервису. Но если присмотреться, понятно, что аферисты заменили контрольный вопрос призывом им позвонить. Источник: ютуб⁠-⁠канал «Борис Воронин о кредитах, долгах»

Как восстановить доступ к госуслугам

Восстановить доступ можно несколькими способами в зависимости от ситуации:

  1. Если мошенники не поменяли данные для входа и у вас есть доступ к телефону и почте, которые указаны на госуслугах, нажмите «Восстановить» на странице авторизации. Затем укажите номер телефона или адрес почты, а также данные паспорта, ИНН или СНИЛС. Перейдите по ссылке из письма или введите код из смс. После этого вам предложат придумать новый пароль.
  2. Если телефон и почта недоступны, зарегистрируйтесь повторно через онлайн-банк из списка. Так можно сделать, только если вы клиент этого банка. В банке сверят вашу личность по паспортным данным и пришлют пароль для входа на портал.
  3. Если ничего не помогло или мошенники заблокировали доступ, обратитесь в центр обслуживания, возьмите с собой паспорт и СНИЛС. Оператор поможет восстановить доступ.

Как проверить, не взяли ли на ваше имя кредит или заем

Для начала проверьте, в какие еще сервисы заходили мошенники с использованием учетной записи на госуслугах. Это можно сделать в личном кабинете в разделе «Безопасность» → «Действия в системе». Это поможет понять, чего именно хотели добиться взломщики.

После этого запросите свою кредитную историю. Через госуслуги можно узнать, в каких бюро она хранится, и потом заказать в них отчеты. Два раза в год это можно сделать бесплатно. Из отчетов будет видно, подавались ли заявки на кредиты и займы от вашего имени.

За деньги также можно подписаться на специальные сервисы бюро кредитных историй. Сервисы уведомляют подписчиков обо всех новых заявках и одобрениях кредитов и займов.

Какие платные сервисы от БКИ можно использовать

Название бюроЧто включает услугаСтоимость
Скоринг-бюроСообщают клиенту о каждом кредите, оформленном на его паспортные данные525 ₽ в год — уведомления по смс и почте
ОКБТариф Lite: сообщают о новых заявках на кредит, оформлении кредитов и запросах кредитной истории99 ₽ в месяц
Тариф Premium: сообщают обо всех изменениях кредитной истории и дают возможность ежедневно ее проверять390 ₽ в месяц или 1190 ₽ в год
НБКИСообщают о новых заявках на кредит, оформленных кредитах и появлении новых паспортных данных750 ₽ в год

Какие платные сервисы от БКИ можно использовать

Скоринг‑бюро
Что включает услугаСообщают клиенту о каждом кредите, оформленном на его паспортные данные
Стоимость525 ₽ в год — уведомления по смс и почте
ОКБ тариф Lite
Что включает услугаСообщают о новых заявках на кредит, оформлении кредитов и запросах кредитной истории
Стоимость99 ₽ в месяц
ОКБ тариф Premium
Что включает услугаСообщают обо всех изменениях кредитной истории и дают возможность ежедневно ее проверять
Стоимость390 ₽ в месяц или 1190 ₽ в год
НБКИ
Что включает услугаСообщают о новых заявках на кредит, оформленных кредитах и появлении новых паспортных данных
Стоимость750 ₽ в год

Что делать, если в кредитной истории нашлись чужие заявки

Пускать дело на самотек опасно: можно дождаться, что банк подаст на вас в суд, после чего деньги с ваших счетов спишут на основе его решения.

Вот как я советую действовать:

  1. Срочно обратитесь в банк или МФО и сообщите, что заявку подали мошенники. Если ее еще не одобрили, организация ее аннулирует.
  2. Если заявку уже одобрили и мошенники получили деньги, запросите ее копию и копию приложенного к ней паспорта.
  3. Обратитесь в полицию и получите талон-уведомление. У нас есть специальная инструкция, которая поможет составить заявление и добиться, чтобы его приняли.
  4. Обратитесь в банк или МФО с письменным заявлением о мошенничестве и потребуйте аннулировать кредитный договор. Образец заявления запросите в банке. Приложите к нему талон-уведомление и другие доказательства того, что вы не обращались за кредитом. Например, укажите, что вход на госуслуги выполнялся из непонятного места, не совпадающего с вашим IP, или подпись в заявлении не совпадает с подписью в вашем паспорте.
  5. Если кредитор откажет в рассмотрении заявки об аннулировании кредитного договора, обратитесь с жалобой. Если взяли кредит в банке, пожалуйтесь в Центральный банк, если в МФО, обратитесь к финансовому уполномоченному.
  6. Если жалобы не помогут, попытайтесь добиться справедливости в суде.

Наконец, не падайте духом, если что-то не получается. В Тинькофф Журнале описаны истории, когда люди добивались справедливости в самых серьезных случаях. Например, на паспорт одного читателя взяли четыре кредита на общую сумму 198 694 ₽. Но он все равно добился их аннулирования и исправил кредитную историю.

Если чужих заявок нет

Даже если в кредитной истории нет чужих заявок, это не значит, что мошенники не попытаются использовать ваши данные в будущем. Поэтому в любом случае нужно подать заявление в МВД. Это можно сделать лично или через интернет-приемную на сайте министерства.

Увы, вероятность, что мошенников найдут, невелика. Однако своевременная заявка поможет в будущем, если вдруг мошенники используют ваши данные и вам придется доказывать свою невиновность.

Как защитить свою учетную запись на госуслугах

Я сама не всегда следовала правилам информационной безопасности. Но весной 2022 года ночью мне пришло сообщение, что в мой гугл-аккаунт зашли где-то в Калифорнии. С тех пор моя мотивация придерживаться этих правил выросла в разы.

Вот что стоит сделать, чтобы защитить личный кабинет на сайте госуслуг.

Придумайте надежный пароль. Он не обязательно должен выглядеть так, словно по клавиатуре прошел кот. Но длинный пароль гораздо безопаснее короткого. Набор символов !Pswd12 подобрать куда легче, чем !DlinniyParol12. Семь символов компьютер хакера сможет взломать за несколько минут, а на четырнадцать уже уйдут века.

Специалисты по безопасности считают, что надежный пароль содержит более 14 символов. Главное, чтобы он был уникальным, ведь parol1234567890 и mailru987654321 хакеры проверят в первую очередь.

Используйте разные пароли для разных сайтов. Утечки баз данных с паролями время от времени случаются, особенно в небольших компаниях. Будет обидно, если хакеры украдут базу данных салона красоты, а заодно получат пароль от госуслуг.

Запомнить отдельный пароль для каждого сайта нереально. Но это и не требуется. Просто добавляйте в конец или начало вашего длинного пароля несколько символов из названия сайта, на котором регистрируетесь. А в начало добавьте номер года и регулярно его меняйте: это защитит вас от программ, которые анализируют слитые базы данных и проверяют, актуален ли похищенный пароль.

  • Например, вас поразила культура Франции, поэтому для пароля вы выбрали фразу ViveLaFrance. Тогда паролем для сайта госуслуг, установленным в 2023 году, будет сочетание символов 23ViveLaFrance!Go, а для mail.ru — 23ViveLaFrance!Ma.

Подключите двухфакторную аутентификацию. На госуслугах это называется «Вход с подтверждением». Тогда для входа в личный кабинет помимо пароля придется ввести код из смс или специального приложения. Для подключения услуги зайдите в профиль и кликните на «Безопасность» или перейдите по этой ссылке.

Заодно включите оповещение о входе — если мошенник каким-то образом еще раз войдет в ваш личный кабинет, вы сразу об этом узнаете.

Обязательно включите вход с подтверждением по смс. Если мошенники украдут пароль, то войти в аккаунт все равно не смогут: для этого придется похитить ваш телефон. Источник: gosuslugi.ru
Обязательно включите вход с подтверждением по смс. Если мошенники украдут пароль, то войти в аккаунт все равно не смогут: для этого придется похитить ваш телефон. Источник: gosuslugi.ru

Используйте антивирус. Антивирус поможет защитить ваш компьютер от шпионских программ, которые умеют похищать пароли. Зачастую достаточно не отключать встроенный в Windows защитник. Но если вы регулярно скачиваете файлы с сомнительных сайтов, лучше установить что-нибудь еще.

Что в итоге

В личном кабинете на сайте госуслуг хранится много чувствительной информации, с помощью которой мошенники могут вам навредить. Поэтому в любом случае его стоит защитить — придумать сложный пароль и включить доступ с подтверждением.

Если подозреваете, что кто-то получил доступ к вашим госуслугам, в первую очередь проверьте данные о входах на другие сайты, запрошенные документы и закажите кредитную историю — два раза в год это можно сделать бесплатно. Если окажется, что кто-то взял кредит или заем от вашего имени, лучше не пускайте дело на самотек, а обратитесь в банк или МФО, который его выдал, а также в полицию.

Если пароль от госуслуг не подходит или кто-то сменил контактный номер телефона, не звоните по номеру, который видите на экране восстановления доступа: он принадлежит мошенникам. Если не получается восстановить доступ самостоятельно, обратитесь в центр обслуживания, возьмите с собой паспорт и СНИЛС.

Мишель КоржоваА вы сталкивались с неожиданностями на госуслугах? Поделитесь историей:
  • Иван ПетровДвухфакторная аутентификация у вас подключена при входе в личный кабинет?12
  • Николай КолтушкинНадо заказать кредитную историю, там будут все ваши кредиты. Например, через мобильное приложение сбербанка3
  • Alexander1) уверен на 80% что этот взлом -- кроссчек. то есть пароль который вы использовали на каком-то ресурсе либо сохраняется для дальнейшего пробива во всех удобных местах либо используются уже существующие базы паролей 2) скорее всего были запрошены вообще все данные которые можно запросить автоматизировано через ГУ. Самое чувствительное думаю ЛК налоговой (смените там пароль) со списком имущества и списком счетов в банках. + данные о детях/членах семьи + раздел ГУ "выданные согласия" чтобы узнать куда через учётку ГУ входили 3) редко но бывает, проверьте на телефоне приложения с доступом к смс.5
  • Анастасия ПодлесныхА как мошенники могут получить за меня налоговый вычет только с помощью 2-НДФЛ? Для этого нужны договор с организацией типа вуза или больницы, справка из медучреждения.9
  • Павел СафроновПодключил двухфакторку. Но почитав эту статью подумываю сменить почту на анонимную. В мейле можно сделать мнимую почту для разного рода, а все сообщения с ней будут сыпаться на настоящую уже. Ну и не светить её особо.2
  • ДенисТолько сегодня звонили ,говорили с акцентом ,сразу понятно откуда звонок. Немного поиздевался над ними , они бросили трубку.2
  • Кто-тоИстория почти, как у меня) В прошлом году были украдены все документы, и взломан после этого буквально через сутки личный кабинет от Госуслуг. Только зачем-то запрашивали данные моих транспортных средств... не совсем поняла, зачем. Но отреагировала я быстро. Конечно, служба поддержки мне не помогла от слова "совсем", поэтому действовала самостоятельно. Изменила для входа абсолютно все, поставила двухфакторную аутентификацию6
  • AlfacomАнастасия, также как и с кредитом: на поддельный документ. Уж если паспорт на спец.бланке подделать могут, то и справку из какой-нибудь стоматологии на простой бумаге подделать им не составит труда.2
  • Анастасия ПодлесныхAlfacom, эх...0
  • AlfacomПавел, такую почту можно даже не заводить отдельно или через фичи типа упомянутой в мейле. Попробуйте использовать свою же почту, только до символа @ поставить + и что-нибудь написать. Например, если почта pavel@(почтовый сервис), попробуйте в профиле госуслуг сменить на pavel+gosuslugi@(почтовый сервис). Все письма, отправленные на pavel+gosuslugi придут на pavel. Как минимум у Гугла такое работает.5
  • Павел СафроновAlfacom, а вот о таком способе не знал! Спасибо мил человек!1
  • MandarinАнастасия, мне тоже непонятна схема с вычетом. Мне как-то налоговая не хотела переводить вычет на карту не на мое имя2
  • Анастасия ПодлесныхEvgeniia, ну да, они на самом деле большие любители докапываться2
  • Лана СчастливаяGrn, с мобильного браузера тоже работает0
  • Даниил ЧувилкинДобрый день, друзья! К дополнению, я рекомендую Вам обратиться, после таких случаев, в службу поддержки Портала госуслуг. Сообщите им все данные, которые у Вас есть на мошенников - номер телефона, когда звонили, что произошло в общем и целом. Также, вы можете попросить специалистов провести анализ вашего профиля. Зачастую, когда звонят мошенники, сообщают, что мол взломан личный кабинет на ЕПГУ, что сейчас все данные ваши будут украдены и чтобы этого не произошло сообщите код, который «мы» вам «выслали». Код запрещено сообщать третьим лицам. В сообщении от Портала также говорится о запрете передаче кода другим лицам. Берегите себя и не поддавайтесь на уловки злоумышленников.2
  • Наталья Галеева (Шумейко)да столкнулась от моего имени в росреестр подали документы для регистрации зем участка на соседа для увелечения его площади0
  • Алла БондаренкоЗдравствуйте, я сказала код из смс, они представились из Госуслуг. Потом 3 часа не могла зайти туда, в конечном итоге удалось поменять пароль и дозвониться по горячей линии оператору. Номер телефона и время я всё указала. Вот, надеюсь, что ничего не произойдёт. Но на следующий день от них был звонок с претензиями, спросили корректировала ли я свои данные0
  • Ольга ТумсэкУ меня подключен вход по коду из стороннего приложения, и все равно только за август дважды взломали аккаунт! Тех поддержка Госуслуг просто регистрирует мои заявки и вопрос никак не решает. Уже думаю просто удалить профиль да и все.0
  • Наталья ПетроваНа днях обнаружилось , что мошенники взломали почту и зашли на госуслуги и поменяли адрес прописки0
  • PaSHA SHeremetevДело не столько в том, что нужно делать человеку, чтобы не попасться на уловки мошенников. Нужно чтобы банковская система исключала возможность оформления кредитов непонятно кем. Всё должно проверяться несколько раз. Но банки не будут этого делать никогда. Прибыль важнее всего. У кого-то получится в суде отстоять свои права, у кого-то нет. Вот с тех "у кого-то нет" денюжка в банк по любому будет капать.2
  • user2791421Сайт госуслуг взломали мошенники, думаю они узнали мои личные данные, могут ли они взять кредит на моё имя, пороль я поменяд0
  • БорисВы не написали как заблокировать гос услуги. как это можно делать с банковской картой.0
  • Екатерина ГузьМой старый номер МТС принадлежал мне с 2007 года ,естественно привязка к госуслугам на нем , я не собиралась с ним расставаться, на счету симки были деньги , я благополучно отложила телефон с симкой в тумбу ,подарили другой телефон и была замена симки , вход был в госуслуги по Face ID и паролю , прошло время и МТС без оповещения в приложении продали мой номер через 90 дней , его выкупили мошенники и вскрыли по смс мои госуслуги, взяли 3 микрозайма на 60 000 рублей это пока то что я нашла ! Написала в прокуратуру, как вообще система безопасности госуслуг пропустила номер с другим лицевым счетом вход по незнакомому ip адресу, а просто по смс . Написала с госуслуг заявление в прокуратуру на госуслуги! Жду ответ0
  • Алексей ТомоЕкатерина, у меня такая же беда тоже самое в в ОКБ заходили,и все тоже что у вас на скрине.мониторю кредитную историю ,и весь на нервах Меня развели сильнее.назвал коды.потом как в тумане После шок.тепнрь в ожидании взрыва бочки с порохом.очень страшно быть. в ожидании. написал заявление в полицию все подробно. таких там было минимум 5 человек.я даже не знаю ,что дальше делать.полиция успокоила ,говорит когда что-то будет с вами.то приезжайте. 4 дня я сплю по 2 -3 часа в сутки .весь на нервах. Очень переживаю ,боюсь что могу не справиться если будет кабальные суммы ,которые я так как и вы не брал. Ели будет тупик ,то конец у меня будет печальный. Семья может остаться без меня на всегда.я говорю вам об этом ,только потому что не кому сказать боле душераздирающе го крика души.хочется чтобы прошло мимо но видимо я как и вы буду в этой ситуации. Просто ожидание смерти хуже самой смерти. Найдите меня. Может придумаем как дальше действовать.( Алексей) у меня это произошло 15 02 24.,родные не знают,я в России а они в другом государстве.очень жаль если жизнь оборвется из-за этого кашмара.0
  • Нелли БаклановаДа. Я попыталась, но не смогла зайти на Госуслуги. И сразу позвонила в службу поддержки. Мне посоветовали обратиться в МФЦ для получения нового пароля и написать заявление в полицию о взломе сайта. Что я сразу и сделала. Буквально через час после звонка я уже получила новый пароль. На тот момент с моей страницы уже были отправлены запросы о социальных льготах, которые я получаю, о моей трудовой занятости, и ещё несколько. При обращении в полицию я узнала, что я на данный момент уже восьмая за этот день с таким заявлением.0
  • Ольгаочень умно придумали БКИ - дополнительный заработок на активности мошенников. Имеет место проблема взломов и взятия кредитов третьими лицами, так сказать, и на этом решили еще и подработать, введя платные услуги оповещения. А не проще усилить защиту? Видимо, это не выгодно.2
  • CthutqПозвонили якобы с Мегафон озвучили все мои данные и предложили срочно продлить СИМ карту на год или на тридцать лет и что это связано с Госуслугами. Я сказал – Продлевайте. Он спросил – Насколько? Я сказал – Не знаю Он сказал – Давайте на 30 лет? Я сказал – Ну давайте. После этого он отключился.0
  • НатальяАлексей, попробуйте обратиться в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде ФГУП «ГРЧЦ» +7 (499) 550-80-03 4people@grfc.ru. Опишите им на почту свою проблему. Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде создан по инициативе Роскомнадзора Федеральным государственным унитарным предприятием «Главный радиочастотный центр» для оказания безвозмездной юридической помощи гражданам по защите прав и законных интересов в связи с обработкой их персональных данных в цифровой среде.1
  • НатальяЕкатерина, здесь поможет только обращение в суд, нужно признать договоры займов незаключенными. Бесплатную юридическую помощь и представительство в суде оказывает Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде ФГУП «ГРЧЦ» +7 (499) 550-80-03 4people@grfc.ru.0
  • Дарья ДеминаАлексей, в крайнем случае можно объявить себя банкротом. Так знакомая сделала, когда ее мошенники развели на деньги. После объявления банкротства не нужно выплачивать долг по кредиту1
  • MikhailАнастасия, через госуслуги можно залогиниться на nalog.ru и от туда выкачать ваши справки 2-ндфл и также подать на вычет.0
  • Наталья КирилловаМне в личный кабинет мошенники подкинули "рисунок" моей генеральной доверенности на некую личность, гражданина украины, который причастен к экстримизму и террактам... Ну в качестве запугивающего материала, разумеется🙄, очень надеюсь... Прикрепили скан к паспорту, и даже якобы, подписанную моей ЭП. Связались с моей учётной записи с ОКБ, снесли стандартную биометрию (голосовую), ну и видимо по звонку попытались на моё имя взять кредит у Совков. Но самое страшное - заинтересовались недвижимостью, которая, к их разочарованию, оказалась.... в ипотеке. Эх😁))).... Что делать.... Пошла в МФЦ и подала заявку на запрет сделок с недвижимостю без моего личного участия, на всякий. Оказывается есть такая услуга.0
  • Виталий ВасечкинЗвонки из банков - прошлый век! Новый писк: Вчера звонили, якобы из пенсионного фонда и говорили, что пересчитана пенсия и надо сходить в отделение ПФ, дали ФИО человека, сообщили адрес ПФ, согласовали время и отправили смс. Код в этом смс, якобы номер талона и его нужно сообщить. Я им сказал, что они мошенники. Не согласились и начали меня убеждать, что это не так. Смс приходила - "код восстановления к учетной записи" на госуслугах. Посланы! И вам советую!1
  • Марина ГрачеваМне позвонили якобы сотрудники мтс, чтобы продлить мой номер. Я по глупости повелась на этот обман и сообщила им 2 кода, которые пришли мне на телефон. Потом поняла, что меня развели(( Пыталась войти в госуслуги, не смогла. Часа через 2 только пошла в мфц и там поменяла пароль и получила доступ к госуслугам. Пошла в полицию написать заявление. Мошенники в моих госусулгах заходили на портах ао "окб"ucbreport.ru, запрашивали различные справки. Стала судорожно проверять свою кредитную историю... Израсходовала все бесплатные возможности проверки. Позже узнала, что запись в кредитной истории может появится через неделю(( Короче, на нервах и теперь боюсь брать трубку...0
  • Марина ГрачеваАлексей, у вас все обошлось? Что с кредитной историей?0