Я опоздала на стыковочный рейс

И отсудила у авиакомпании 67 тысяч рублей
48
Я опоздала на стыковочный рейс

Я летела из Екатеринбурга в Тунис с пересадками в Москве и Париже. Но в Москве все пошло не по плану.

Аватар автора

Оксана Матвиенко

восстановила справедливость

Эта история о том, как отстоять свои права, когда вроде бы никто не виноват.

Билеты

В новогодние праздники 2015 года я решила отдохнуть в Тунисе. Забронировала отель, оплатила трансфер, купила билеты. Чартеров не было, но нашлись регулярные рейсы с пересадками. По маршруту Екатеринбург — Москва — Париж и обратно меня взялась отвезти авиакомпания «Трансаэро», из Парижа в Тунис и обратно — «Эйрфранс».

При полете с пересадками всегда есть риск опоздать на стыковочный рейс, поэтому я заложила побольше времени между прилетом в Париж и отлетом в Тунис. Но стыковка в Москве от меня не зависела. Ее организовывала авиакомпания, которая продала мне билет Екатеринбург — Москва — Париж.

Рейс из Екатеринбурга прилетал в московское Внуково в 7:35. Рейс в Париж улетал оттуда же в 11:25. На пересадку было почти четыре часа — но этого не хватило.

Что случилось в Москве

Когда мы подлетали к Москве, оказалось, что во Внуково самолет съехал с полосы и аэропорт закрыли. Вместо Внуково мы приземлились в Домодедово. Из самолета нас не выпустили: попросили подождать, пока все наладится и мы перелетим во Внуково. Ждать пришлось три часа.

Когда мы прилетели во Внуково, на табло еще горела посадка на мой стыковочный рейс в Париж. Оказалось, его задержали. Но я все равно не успела: когда прибежала на посадку, трап уже убрали.

На стойке «Трансаэро» мне предложили улететь в Париж завтра, а ночь провести в отеле за счет авиакомпании. Такой вариант меня не устраивал: вечером в Париже меня уже ждал рейс до Туниса, а там — трансфер и бронь в отеле. Поэтому я решила лететь в Париж за свой счет. Но перед этим сделала две вещи:

  1. Попросила сотрудника «Трансаэро» поставить на моей маршрутной квитанции отметку, что из-за смены аэропорта мой рейс задержался. Так у меня появилось доказательство того, что и когда случилось.
  2. Удостоверилась, что если я не полечу в Париж по своему билету, то это его не аннулирует и потом я смогу по нему вернуться.

Если пропустить один из сегментов полета, то последующие сгорают. Но я не пропустила рейс, а опоздала на него по вине авиакомпании — это доказывала отметка на моей маршрутной квитанции. Сотрудник компании подтвердил, что с билетом порядок. Когда пропущенный рейс завершился, я на всякий случай еще раз проверила статус моего билета на сайте авиакомпании. Если бы его все-таки аннулировали, у меня было бы время что-то с этим сделать.

После этого я начала искать билеты до Парижа. Самым дешевым оказался рейс через Прагу за 42 490 рублей. Это меня обескуражило: перелет со всеми пересадками из Екатеринбурга в Париж и обратно стоил только 28 800. Но меня ждал Тунис, поэтому я купила билет и успела на пересадку во Франции. Отдых состоялся.

Маршрутная квитанция «Трансаэро» с пометкой об изменении аэропорта прибытия. В суде она помогла мне доказать, что и когда произошло
Маршрутная квитанция «Трансаэро» с пометкой об изменении аэропорта прибытия. В суде она помогла мне доказать, что и когда произошло
Новый билет до Парижа я тоже сохранила
Новый билет до Парижа я тоже сохранила

Почему я решила бороться

На первый взгляд, мне просто не повезло. Авиакомпания не могла предусмотреть ЧП в аэропорту и не могла пустить меня на борт после того, как убрали трап. Более того, мне постарались пойти навстречу: предложили оплатить ночь в гостинице и посадить на следующий рейс. Авиакомпания не виновата, что при этом я не успевала на стыковочный рейс по другому билету, — это уже не ее проблемы.

Но я все-таки решила бороться за свои деньги. Если бы авиакомпания выпустила меня из самолета в Домодедово, я могла бы взять такси до Внуково и успеть на стыковочный рейс до Парижа. Вместо этого меня держали в самолете. Все выглядело так, будто компания решила сэкономить на высадке пассажиров, — а расплачиваться мне.

Еще по возвращении домой я узнала, что после того, как убрали трап, тот самый рейс до Парижа не взлетал еще больше часа. Это было очень обидно и тоже настроило меня на борьбу.

Претензия

В первую очередь я написала претензию на имя генерального директора «Трансаэро». Контакты взяла с сайта компании. Я описала ситуацию и потребовала компенсировать 42 490 рублей, которые потратила на билет до Парижа, и заплатить 10 тысяч морального ущерба. Эта сумма может быть произвольной — мне показалась уместной такая. А еще я потребовала заплатить штраф 100 рублей: по 25 рублей за каждый час задержки рейса из Екатеринбурга в Москву.

Я указала номера билетов и рейсов, чтобы авиакомпании было проще установить все обстоятельства. Кроме того, я сослалась на законы, по которым требовала возместить мне убытки, и добавила номер банковского счета, на который готова получить деньги.

К претензии я приложила копии посадочных талонов и маршрутных квитанций с пометками сотрудников авиакомпании
К претензии я приложила копии посадочных талонов и маршрутных квитанций с пометками сотрудников авиакомпании
К претензии я приложила копии посадочных талонов и маршрутных квитанций с пометками сотрудников авиакомпании

Претензию я отправила по почте заказным письмом с описью вложения. Другой вариант — принести лично в офис авиакомпании. В этом случае надо попросить поставить на своей копии отметку о том, что у вас ее приняли.

По умолчанию закон о защите прав потребителей дает авиакомпании на ответ 10 дней, но в договорах обычно прописывают 30. Свою претензию я отправила в феврале, ответ пришел в конце марта. Авиакомпания написала, что посадка в аэропорту Домодедово произошла не по ее вине, поэтому мне компенсируют только неиспользованную часть билета. Он стоил 28 800 рублей, полет состоял из четырех сегментов: два туда и два обратно. Поэтому мне согласились вернуть сумму за один из сегментов — 7616 рублей.

Это меня не устраивало, и я решила идти в суд.

Позиция авиакомпании логична, но я все равно была уверена в своей правоте
Позиция авиакомпании логична, но я все равно была уверена в своей правоте

Подача иска

Чтобы не запутаться в исках и судах, я обратилась к знакомому юристу. Заявление вполне можно составить по образцам из интернета, но мое дело не казалось таким уж однозначным, поэтому я решила, что так надежнее.

По смыслу исковое заявление не сильно отличается от претензии. К требованиям добавился штраф за то, что авиакомпания не удовлетворила претензию добровольно, — 50% от суммы компенсации. Я также добавила компенсацию расходов на услуги юриста — 5000 рублей.

Гражданские иски рассматривают в судах общей юрисдикции. Закон дает потребителям право судиться там, где им удобнее: по своему адресу или месту нахождения ответчика. Я живу в Екатеринбурге, авиакомпания зарегистрирована в Москве, поэтому я выбрала судебный участок поближе к дому. Его номер я узнала на сайте ГАС РФ «Правосудие».

Госпошлину за подачу иска я не платила, потому что его цена меньше миллиона рублей.

Документов стало больше, требований — тоже. В остальном иск похож на претензию
Документов стало больше, требований — тоже. В остальном иск похож на претензию
Документов стало больше, требований — тоже. В остальном иск похож на претензию
Документов стало больше, требований — тоже. В остальном иск похож на претензию

Судебное заседание

Заседание назначили через три недели после того, как приняли исковое заявление. Представители авиакомпании не пришли, но прислали свои возражения. Их позиция осталась прежней: самолет сел в другом аэропорту не по их вине, поэтому они не отвечают за последствия.

Я не спорила с тем, что посадка в Домодедово — не вина авиакомпании. Мой главный аргумент был такой: компания могла выпустить пассажиров из самолета, чтобы минимизировать ущерб от ситуации, но не сделала этого. Она должна ответить не за то, что самолет сел в другом аэропорту, а за свое бездействие.

С момента приземления до окончания посадки на стыковочный рейс до Парижа прошло три часа. Добраться на такси из Домодедово во Внуково можно было за час: второго января все дороги свободны. Если бы авиакомпания выпустила меня из самолета, я бы успела на стыковочный рейс с запасом. Но для авиакомпании высадить пассажиров в другом аэропорту — значит лишний раз заплатить за трап и выгрузку багажа. Вместо высадки, она все время держала пассажиров в самолете.

Это обстоятельство стало ключевым. Судья решил, что у авиакомпании была возможность обеспечить мою посадку на самолет до Парижа, но она этого не сделала.

59 311 ₽
взыскал суд с авиакомпании в мою пользу

Всего суд наказал авиакомпании выплатить мне 59 311 рублей:

  1. 34 874 ₽ — за билет до Парижа. Билет стоил 42 490 ₽, но 7616 ₽ авиакомпания выплатила добровольно.
  2. 18 437 ₽ — штраф за то, что дело дошло до суда.
  3. 4000 ₽ — компенсация расходов на юриста. Я потратила 5000 ₽ и могла это доказать, но суд посчитал, что «разумные расходы» — это 4000 ₽.
  4. 2000 ₽ — компенсация морального вреда. И на том спасибо.
Авиакомпания не стала обжаловать решение суда, и через полтора месяца я получила исполнительный лист
Авиакомпания не стала обжаловать решение суда, и через полтора месяца я получила исполнительный лист

Получение денег

Получить деньги по исполнительному листу можно с помощью приставов или через банк ответчика. Я получала через банк. Авиакомпания уже переводила мне деньги, поэтому реквизиты ее счета я просто посмотрела в интернет-банке.

Я написала в банк заявление о принятии листа к исполнению, в котором указала номер листа, сумму компенсации и свои реквизиты. В Екатеринбурге нашлось отделение банка авиакомпании, поэтому я просто отнесла туда заявление вместе с листом.

Через три дня деньги были на моем счете. С момента подачи претензии до получения денег прошло полгода.

Заявление и оригинал исполнительного листа можно отправить в банк и почтой — заказным письмом с описью вложения. Тогда у себя нужно оставить копии
Заявление и оригинал исполнительного листа можно отправить в банк и почтой — заказным письмом с описью вложения. Тогда у себя нужно оставить копии
Всего, с учетом добровольной компенсации, авиакомпания выплатила мне 66 927 рублей
Всего, с учетом добровольной компенсации, авиакомпания выплатила мне 66 927 рублей

Как получить компенсацию от авиакомпании

  1. Сохраняйте все квитанции, билеты, талоны и чеки. Если случилось что-то неприятное — попросите сотрудников авиакомпании где-то это зафиксировать. Например, сделать отметку на маршрутной квитанции.
  2. Попытайтесь объективно посмотреть на ситуацию. Если не получилось улететь из-за бурана, землетрясения, извержения вулкана, то авиакомпания ничего не заплатит. А если кто-то где-то поленился пошевелить пальцем — шансы есть.
  3. Если решили бороться за свои деньги — пишите претензию и подавайте в суд. За потребительский иск даже не нужно платить госпошлину.
Оксана МатвиенкоА у вас было так, что не давали выйти из самолета и вы куда-то опоздали? Как поступили?
  • Александр ДонскихОчень интересная и полезная информация. Спасибо!6
  • Марк МирводаБраво!0
  • Vlad Tyurinвсегда было интересно, должна ли будет авиакомпания компенсировать расходы на билеты, если потерпевший не как автор выберет самые дешёвые, а какой-нибудь престижный бизнес-класс? в полном объёме же по идее?1
  • Перелётная улиткаСпасибо за статью! Летели Уральскими из Тбилиси. Задержка на 4 часа. В аэропорту девушка так же делала отметку о задержке на билете. Уточнила зачем- оказалось она тоже опаздывала на пересадку (+ переезд из Жуковского во Внуково). Авиакомпания ей предоставила бесплатный трансфер, надеюсь она успела.1
  • Aleksey AverinАлександр, потребителю0
  • Aleksey AverinNikita, за каждый косяк юрлица должен платить потребитель?5
  • БорисAleksey, а в чем отличие от морального вреда тогда? Почему штраф такой большой(относительно), а моральный вред такой мелкий.0
  • Aleksey AverinАлександр, штраф фиксирован по закону, 50% от суммы требований за отказ от добровольного удовлетворения требований... а моральный вред у нас ещё доказать надо, например, справкой из больницы об инфаркте :)5
  • Белла ОгурцоваПолезная информация. Спасибо.1
  • Sergey ZubtsovskyVlad, скорее всего, авиакомпания заявит претензию, что можно было улететь и дешевле. Если сможет доказать, то полет бизнес-классом суд вполне может посчитать злоупотреблением правом. Последствия этого мне неведомы, но, думаю, если заплатят, то меньше.5
  • Владимир ПетровСтранно:"Авиакомпания написала, что посадка в аэропорту Домодедово произошла не по ее вине, поэтому мне компенсируют только неиспользованную часть билета." Так бывает в 99% случаев и что же получается? Не платить? Нет.Вы авиакомпания и не исполнили свои обязательства, вы и платите компенсацию, а какие там у вас взаимоотношения с аэропортом не моё дело, можете им свой иск выдвинуть, а у потребителя нет договора с аэропортом. Так что странно что именно зацепка за то что не выпустили из самолёта помогла.7
  • Степан Андрееввот кто разорил трансаэро))9
  • Александр Малютиностается главный вопрос - если в перелете 5 сегментов (3 туда и 2 обратно), то сгорают ли все остальные сегменты если хоть один из них опоздал НЕ по вине авиакомпании. А например из за плохой погоды1
  • Виктор БуцевКак раз собирался обращаться к юристу по этому поводу. Спасибо!0
  • Ruslan AllanazarovС такой фамилией, вам сам Бог велел всех наказывать!1
  • Андрей РибШикарная и полезная информация ...спасибо и за образцы...можно применять везде...1
  • Сергей СнежинскийСтепан, Не она, а юр. отдел трансаэро...3
  • Lesya GrechanikСегодня вечером Победа. Летели Сочи/Екатеринбург/Новосибирск. Из Сочи взлетел на 40 минут позднее человеку плохо на борту. Опоздали на регистрацию на рейс на Победу ( возможности электронной регистрации нет - проверяют ручную кладь на калибраторе) багаж был оплачен тем не менее с разрешения представителя авиакомпании нас зарегистрировали но за багаж повторно взяли 3000.0
  • Ренат ГареевНи разу не было такого. Но вот сталкивался, когда предлагается лететь, допустим АК Норд Винд, мне надо было в Питер, но была пересадка в Москве - всего час.... А если я не успею (самолет чуть запоздает, очереди итп)? Они будут виноваты?0
  • Ruslan AllanazarovAleksey, дак инфаркт это уже последствия. Это уже не моральный, а вполне себе реальный вред. А в чем выражается моральный вред? Это любые потери не имущественного характера, которые могут выражаться в физических или душевных страданиях пострадавшего или его близкого окружения. Это прямо по учебнику.3
  • Ruslan AllanazarovАлександр, судя по аве, я думал ты продолжишь так: остается главный вопрос - если деньги сейчас, то когда стулья?0
  • Sergry GruzdevNikita, пассажир опоздал с ТрансАэро на ТрансАэро. До ЭирФранса запас был такой большой, что я бы выставил ещё иск за неосмотренные достопримечательности городу Парижу6
  • Aleksey AverinRuslan, физических страданиях, а инфаркт из-за чего? Перенервничала...0
  • Евгений МартьяновNikita, так нельзя?0
  • ptizaРенат, если транзит с такой стыковкой предлагает авиакомпания, то есть именно в таком виде он есть в поисковой выдаче, то авиакомпания несет ответственность (задержат вылет второго плеча в ожидании запоздавших на первом плече пассажиров, это очень часто случается - это если задержка в пределах 40 минут-часа. если больше, то улетят без вас, но вам предложат весь набор плюшек - бесплатную гостиницу и посадку на ближайший по времени рейс без всяких доплат). если же вы купили два отдельных рейса с такой тесной стыковкой то все риски на вас, мол, сам дурак, надо понимать нереальность такого забега, особенно если второе плечо за границус прохождением паспортного контроля.3
  • Марина АлександровнаБыло. Летела грузинскими авиалиниями из Москвы в Батуми. Самолет посадили в ночи в Тбилиси, вместо Батуми. Никаких компенсаций и отелей никому не обещали, а просто поставили перед фактом. У меня была страховка , но авиакомпания всячески уклонялась от выдачи мне справки для страховой. Перед отъездом удалось попасть на прием к Ген. директору головного офиса авиакомпании и в ходе переговоров мы решили вопрос в досудебном порядке, и то после моей фразы , что в суде я получу гораздо больше.1
  • Дмитрий ИвановА что можно сделать в такой ситуации ? 6 октября у авиакомпании Победа был приобретен билет на рейс DP-105 со временем отправления 13-50. Сегодня (1 ноября) от авиакомпании я получил письмо со следующим содержанием "Обратите внимание, что на рейсе DP105 время отправления изменено с 13:50 на 19:35. Приносим извинения за доставленные неудобства." Но что делать в случае переноса рейса по времени из-за изменения расписания ? Особенно если в таком случае срывается стыковка рейсов.2
  • Julie GreeenSvetlana, ну обратный билет тоже бы сгорел. В новогодние праздники вернуться в Россию в последний момент тоже копейки по вашему? Просто потому что кто то зажал трап.3
  • Татьяна СенченковаБольшое спасибо за статью! Вы умничка и пример для обманутых туристов! Тем, кому некогда самостоятельно этим заниматься, могу порекомендовать одну компанию, которая занимается подобными вопросами, но только в случае, если в перелете присутствуют страны ЕС. Эти проблемы очень качественно решает helpavia. У них на сайте можно сразу проверить свой рейс на возможность получения компенсации, ссылка - https://helpavia.com/ru/?utm_source=helpavia_wz3. Это бесплатно. Вообще они бесплатно работают над выбиванием компенсации за задержки и отмены рейса, отказа в посадке и пропущенные пересадки. Что очень удобно - берут свой процент только в случае успешного получения компенсации на ваш счет.1
  • НеОнКак то раз летел в командировку. Стыковочный рейс был через 5 часов после приземления первого. Но первый рейс задержался на 4 часа. Полетел этим рейсом. +/- успевал вроде но так же придя в зал вылета увидел как мой самолёт отъезжает. Хорошо что деньги не мои - нам просто купили билеты на другой рейс, а делали ли возврат из за опоздания, я не знаю)1
  • MaraВладимир, помогло то, что попалась порядочная судья. Иск мог быть не удовлетворён полностью, легко!5
  • Roman GilmanovПодал заявку в www.compensair.com и получил компенсацию0
  • Вася Ворощенкода было,.....буквально недавно, пишу претензию авиакомпании S7, задержка вылета на Сеул привело к опозданию на рейс до Филиппин.....Также пришлось покупать новый билет в Сеуле,...Отдых немного испорчен тем, что в Сеуле гостиница пропала, так как задержка рейса на сутки !!!!0
  • Маргарита КоваленкоА кто то судился с иностранной компанией по поводу задержки рейса и опоздания на стыковочный рейс?0
  • КсенияНу и зачем замазывать БИК, к/с и ИНН Тинькофф банка? Всё равно это данные публичные. Имеет смысл замазывать, если вы по какой-то причине скрываете также название банка.0
  • КсенияMargarita, как жаль, что таким простым и очевидный вещам радуемся как манне небесной, а так должно всегда так быть по логике.0
  • КсенияАлександр, в тексте сказано куда0
  • КсенияAleksey, там уже не только моральный вред, а ещё затраты на лечение0
  • КсенияLesya, ужас...0
  • КсенияЕвгений, ТЫ СПРАШИВАЕШЬ ИЛИ УТВЕРЖДАЕШЬ? Если утверждаешь, то незачем вопросительный знак.0
  • Goran PetrovichДмитрий, что делать? Идти в офис а/к. У нас так сделали, в итоге мы получили билеты даже на прямой рейс т.к. они сорвали нам дальнейшие планы. Пришлось конечно нажимать на сотрудников, не сильно, потому что они на голубом глазу просто вам предлагают какой-нибудь наименее удобный рейс.0
  • Валентин Письменныйздравсвуйте, сбросьте пожалуйста решение суда (на сайте суда имеется только резолютивная часть), данная информация необходима, поскольку имеется похожий спор, для представления суд практики0