У Dropbox убытки из-за сотрудников
«Дропбокс» — хранилище файлов в интернете для совместной работы. Компания выпустила финансовый отчет за 2 квартал 2018 года. У Dropbox выросла выручка, а расходы выросли сильнее — прибыль упала. Но не все так просто.
Выручка
Dropbox увеличил выручку на 27% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 266,7 до 339,2 млн долларов. Выручка выросла благодаря росту платящей аудитории на 20% за год — до 11,9 млн пользователей.
До 2015 года в Dropbox можно было только хранить файлы. Сейчас в линейку продуктов входят Paper для совместной работы в документах и Showcase для презентации работ для клиентов и сотрудников. На основе прогнозов консалтинговых компаний Dropbox оценивает текущий рынок сервисов для совместной работы в 50 млрд долларов.
Dropbox планирует увеличить количество платящих подписчиков за счет интеграции своего сервиса с другими. Руководство считает, что это поможет привлечь корпоративных клиентов, которые платят больше.
Расходы
Dropbox увеличил операционные расходы на 28% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 201,2 до 256,9 млн долларов. Операционные расходы — это траты бизнеса на зарплаты, аренды, маркетинг и исследования.
Раньше Dropbox продвигался преимущественно за счет сарафанного радио. Во 2 квартале компания потратила на рекламу 87,4 млн долларов. Мне кажется, руководство серьезно ошибалось раньше, когда не инвестировало так серьезно в рекламу: стоимость рекламы в интернете растет. Теперь компании приходится наверстывать упущенное большими рекламными бюджетами.
Если сравнивать по полугодиям, расходы выросли на 136% — до 918,5 млн долларов. Такой скачок произошел из-за выплаты компенсаций сотрудникам: когда Dropbox вышел на фондовый рынок, сотрудникам бесплатно раздали часть акций. По бухгалтерским правилам у акций должна быть оценка: Dropbox раздал сотрудникам акций на 541,6 млн долларов. Но по факту компания ничего не заплатила. Это сильно искажает чистую прибыль.
Прибыль и операционный денежный поток
У Dropbox чистый убыток 4,1 млн долларов за 2 квартал 2018 года. Но ранее я писал: на это повлиял бумажный убыток 541,6 млн долларов на компенсацию акциями для сотрудников — 55,1 млн долларов заплатили во 2 квартале.
Чистая прибыль может быть искажена: например, компания подписала контракт, планирует перевести деньги с отсрочкой на полгода, а потом банкротится — денег по факту никто не получит, а чистая прибыль есть. Поэтому нужно смотреть на операционный денежный поток — деньги, которые компания получила на свои счета. Это те деньги, с которых компания реально платит налоги и проценты по кредитам.
Dropbox увеличил операционный денежный поток на 30% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 86,1 до 111,9 млн долларов. По реальным деньгам у компании все неплохо. Но нужно понимать, как компания получает деньги: скорее всего, крупные корпорации покупают подписку сразу на год. Через год Dropbox нужно удержать пользователей для повторной покупки.
Мультипликаторы Dropbox и конкурентов
Стоит ли инвестировать
У Dropbox растут нужные показатели: аудитория, средний чек, выручка и операционный денежный поток. В компании считают, что потенциал рынка — 50 млрд долларов. Даже если не доверять цифрам и поделить прогноз надвое, Dropbox не захватил даже 5% рынка. Есть куда расти. Только вопрос: какими дополнительными продуктами и функциями привлечет новых пользователей Dropbox? Есть же бесплатный «Гугл-диск» для совместной работы в документах.
Пока Dropbox нацелен на рост и не платит дивиденды, другие компании зарабатывают много и делятся с инвесторами:
- Apple заработал 11,5 млрд за квартал: платят каждый квартал 0,73 $ дивидендов.
- Microsoft заработал 16,5 млрд за год: на свободные деньги выкупят акции и заплатят дивиденды.
- «Роснефть» за полугодие заработала 309 млрд рублей. Половину отдадут дивидендами.