31 июля Apple отчитался за 3 квартал 2018 финансового года. Компания рассказала, сколько она заработала и что будет делать дальше. Результаты в отчете превзошли ожидания аналитиков — акции начали расти. Посмотрим, настолько ли все хорошо.

Выручка

Apple увеличил выручку на 17% по сравнению с 3 кварталом 2017 года: с 45,4 до 53,2 млрд долларов. Рассмотрим выручку по регионам и сегментам.

В Америке и Европе выделить что-то интересное не могу. Кажется, точка роста выручки Apple — в Азии. Судя по отчету МВФ, самый быстрый рост ВВП показывают Азия и Африка. С Африкой пока ничего не понятно, а по Азии есть часть информации.

В Китае темп роста выручки увеличился. Аналитики боялись, что дорогой Айфон Х будет хуже продаваться: ВВП на душу населения ниже, чем в США и богатых странах Европы. Плюс зачем покупать дороже, когда есть местные аналоги. Но Тим Кук на пресс-конференции сказал, что большую часть выручки компания получила за счет продаж Айфона Х.

Ключевое на данный момент: сможет ли Apple не попасть под торговую войну между США и Китаем. Но об этом чуть ниже.

Япония. Apple принял стратегию обновления и расширения магазинов в Японии. В 2018 году компания открыла новый магазин, всего в стране их 8 штук.

Азия. К январю 2019 в Индии могут запретить продажи Айфона: Apple не хочет пропускать в App Store программу для блокировки спама, которую разработали индийские телекоммуникационные компании. Программа получает доступ к данным пользователя, а взамен блокирует спам. Скорее всего, вместо этого Apple разработает внутренний спам-фильтр.

В целом у Apple проблемы с продажами в Индии: страна с растущей экономикой, но слишком сильное неравенство в доходах населения. Покупатели выбирают дешевые аналоги. Плюс компания потеряла трех ключевых руководителей в Индии.

Выручка Apple по регионам. Цветом — рост показателя год-к-году

Выручка Apple по регионам. В скобках — рост показателя год-к-году

Регион4 квартал 20171 квартал 20182 квартал 20183 квартал 2018
Америка23 099 +14%35 193 +10%24 841 +17%24 542 +20%
Европа13 009 +20%21 054 +14%13 846 +9%12 138 +14%
Китай9 801 +12%17 956 +11%13 024 +21%9 551 +19%
Япония3 858 −11%7 237 +26%5 468 +22%3 867 +7%
Азия2 812 +5%6 853 +17%3 958 +4%3 167 +16%
Америка
4 квартал 2017
23 099 (+14%)
1 квартал 2018
35 193 (+10%)
2 квартал 2018
24 841 (+17%)
3 квартал 2018
24 542 (+20%)
Европа
4 квартал 2017
13 009 (+20%)
1 квартал 2018
21 054 (+14%)
2 квартал 2018
13 846 (+9%)
3 квартал 2018
12 138 (+14%)
Китай
4 квартал 2017
9 801 (+12%)
1 квартал 2018
17 956 (+11%)
2 квартал 2018
13 024 (+21%)
3 квартал 2018
9 551 (+19%)
Япония
4 квартал 2017
3 858 (−11%)
1 квартал 2018
7 237 (+26%)
2 квартал 2018
5 468 (+22%)
3 квартал 2018
3 867 (+7%)
Азия
4 квартал 2017
2 812 (+5%)
1 квартал 2018
6 853 (+17%)
2 квартал 2018
3 958 (+4%)
3 квартал 2018
3 167 (+16%)

Выручка по продуктам

Финансы Apple зависят от продаж Айфона: на них исторически приходится минимум 52% выручки. Тенденция такова: продажи Аймаков и Айпэдов либо растут медленно, либо падают. Ключевой рост — в сервисах компании: App Store, iCloud и Apple Music. Компания зарабатывает на продаже приложений и предоставлении места под файлы.

Во втором полугодии должен выйти новый Макбук-эйр — он должен стать конкурентом ноутбукам на базе Chrome OS. А от Айпэдов вряд ли стоит ждать кратного роста: по данным Strategy Analytics, рынок планшетов падает 14 кварталов подряд.

Выручка Apple по продуктам. Цветом — рост показателя год-к-году

Выручка Apple по продуктам. В скобках — рост показателя год-к-году

Сегмент4 квартал 20171 квартал 20182 квартал 20183 квартал 2018
Айфон28 846 +2%61 576 +13%38 032 +14%29 906 +20%
Сервисы8 501 +34%8 471 +18%9 190 +31%9 548 +31%
Аймак7 170 +25%6 895 -5%5 848 0%5 330 −5%
Айпэд4 831 +14%5 862 +6%4 113 +6%4 741 -5%
Другие продукты3 231 +36%5 489 +36%3 954 +38%3 740 +37%
Айфон
4 квартал 2017
28 846 (+2%)
1 квартал 2018
61 576 (+13%)
2 квартал 2018
38 032 (+14%)
3 квартал 2018
29 906 (+20%)
Сервисы
4 квартал 2017
8 501 (+34%)
1 квартал 2018
8 471 (+18%)
2 квартал 2018
9 190 (+31%)
3 квартал 2018
9 548 (+31%)
Аймак
4 квартал 2017
7 170 (+25%)
1 квартал 2018
6 895 (-5%)
2 квартал 2018
5 848 (0%)
3 квартал 2018
5 330 (−5%)
Айпэд
4 квартал 2017
4 831 (+14%)
1 квартал 2018
5 862 (+6%)
2 квартал 2018
4 113 (+6%)
3 квартал 2018
4 741 (−5%)
Другие продукты
4 квартал 2017
3 231 (+36%)
1 квартал 2018
5 489 (+36%)
2 квартал 2018
3 954 +38%
3 квартал 2018
3 740 (+37%)

Торговые пошлины США

В марте правительство США ввело торговые пошлины на импортный алюминий и сталь. Также ввели пошлины на ряд товаров, ввозимых из Китая. Из-за ситуации с торговыми пошлинами возник дефицит спроса в США — цены на сырье выросли. Производство Apple находится в Китае — некоторые инвесторы посчитали, что у компании вырастет себестоимость продукции. Якобы правительство введет пошлины на товары производимые на китайских заводах.

Генеральный директор Apple всех успокоил: продукция компании не попадает под торговые пошлины, себестоимость не выросла. Вы сами можете это проверить по валовой марже — это показатель доходности компании от продажи собственной продукции. В марже учитывается себестоимость продукции. Формула: валовая прибыль / выручка. Изменение на 0,3% — статистическая погрешность.

Валовая прибыль Apple

Показатель3 квартал 20173 квартал 2018
Валовая прибыль20,4 млрд $17,4 млрд $
Выручка53,2 млрд $45,4 млрд $
Валовая маржа38,5%38,2%
Валовая прибыль
3 квартал 2017
20,4 млрд $
3 квартал 2018
17,4 млрд $
Выручка
3 квартал 2017
53,2 млрд $
3 квартал 2018
45,4 млрд $
Валовая маржа
3 квартал 2017
38,5%
3 квартал 2018
38,2%

Прибыль и дивиденды

Apple увеличил прибыль на 32% по сравнению с 3 кварталом 2017 года: с 8,7 до 11,5 млрд долларов. 31% прибыли компания направит на выплату дивидендов.

Apple будет платить 0,73 $ дивидендов каждый квартал до февраля 2019 года. Следующая выплата — 13 августа. Чтобы получить дивиденды нужно купить акции и держать их до 9 августа. Выплата небольшая, но компания каждый год поднимает размер дивидендов.

Мультипликаторы Apple

ПоказательAppleMicrosoftSamsungAlphabet
EV / EBITDA13,619,614,225,1
EV / CF14,520,319,520,1
Долг / EBITDA0,81,4-0,9-0,3
ROIC28%20%10%14%
Рост выручки16%17%20%25%
EV / EBITDA
Apple
13,6
Microsoft
19,6
Samsung
14,2
Alphabet
25,1
EV / CF
Apple
14,5
Microsoft
20,3
Samsung
19,5
Alphabet
20,1
Долг / EBITDA
Apple
0,8
Microsoft
1,4
Samsung
-0,9
Alphabet
-0,3
ROIC
Apple
28%
Microsoft
20%
Samsung
10%
Alphabet
14%
Рост выручки
Apple
16%
Microsoft
17%
Samsung
20%
Alphabet
25%

Расчеты мультипликаторов можно посмотреть в гугл-таблице. Чтобы оценить компанию, сравним с конкурентами Apple. Samsung производит смартфоны и ноутбуки, Microsoft — операционную систему Windows и ноутбуки Surface, Alphabet поддерживает операционную систему Android.

EV, или Enterprise Value, — стоимость компании. Формула: рыночная капитализация + сумма кредитов − денежные средства. Вы покупаете акции компании вместе с долгом.

EBITDA — идеальная прибыль компании, которая не учитывает налоги и расходы, не связанные с основной деятельностью. Формула: операционная прибыль + амортизация. По EBITDA можно сравнивать компании из разных стран.

EV/EBITDA — показывает, за сколько лет компания окупит себя. Меньше 10 — возможно, компания недооценена. Инвесторы любят технологическую отрасль — показатели растут быстро, конкурентов мало, вложений в бизнес нужно меньше, чем добывающим компаниям. Нормально значение в отрасли — 20—40.

EV / CF, или EV to Cash Flow, — отношение рыночной капитализации к денежной прибыли компании. Мультипликатор аналогичен по смыслу EV / EBITDA, но в EV / CF берется реальная денежная прибыль, а не бухгалтерская. Ни одна из представленных компаний не обманывает инвесторов бумажной прибылью: EV / CF почти равен EV / EBITDA.

Рост выручки — изменение выручки в сравнении год-к-году. Важный показатель для американских компаний — в большинстве случаев ИТ-компании не платят дивиденды и не выкупают акции. Инвесторы ждут от компаний захвата нового рынка — оптимизацией расходов можно заняться позже.

Долг / EBITDA — показывает, сколько компании потребуется лет, чтобы раздать долги. Меньше 3 — у компании нет проблем с долгами, больше 5 — могут возникнуть проблемы с выплатой долга, если в бизнесе что-то пойдет не так. У Samsung и Alphabet отрицательное значение — текущие кредиты компании могут погасить с помощью собственных денег.

ROIC, или Return on Invested Capital,— рентабельность инвестированного капитала. Для мультипликатора нужны показатели операционной прибыли и инвестированного капитала. Операционная прибыль — это доходы компании от основной деятельности без учета единоразовых прочих доходов. Инвестированный капитал — это сумма всех средств, которые были использованы в бизнесе. Хороший показатель — от 15%.

ROIC = Операционная прибыль × (1 − ставка налога) / Инвестированный капитал

Ставка налога = Уплаченный налог / Прибыль до налогов

Инвестированный капитал = Капитал + Краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы

Что дальше

Акции Apple выросли в цене. Это не значит, что они продолжат расти или начнут падать. Главное — бизнес компании, а котировки вторичны.

А бизнес Apple таков: компания зависит минимум на 50% от продаж новых Айфонов. В количественном выражении продажи не растут — компания зарабатывает за счет роста цен. Чтобы получать больше комиссий, Apple развивает внутренние сервисы. На рынке компания торгуется дешевле основных конкурентов и начала выкупать акции на 100 млрд долларов.

На Apple не заканчиваются инвестиционные возможности. Можно инвестировать в разные компании. Главное — знать, что происходит с бизнесом:

  1. Microsoft очень много заработал. Стоит ли в него инвестировать.
  2. У Фейсбука выросли выручка и прибыль, а акции падают. Что происходит.
  3. Альтернатива IT: завод в Липецке заработал 915 млн $. Квартальная дивдоходность 3,2%.