Как переехать в Казахстан
Граждане России могут въехать в Казахстан без визы — по внутреннему или заграничному паспорту.
Без вида на жительство или разрешения на проживание они могут находиться в республике до 90 дней в течение каждых 180. Раньше можно было выехать из страны и сразу въехать обратно, чтобы обнулить срок пребывания, но с 27 января 2023 года бордер-ран не работает.
Расскажем, как оформить разрешение на временное проживание, РВП, и что нужно для получения вида на жительство, ВНЖ.
О чем вы узнаете
- Что важно знать перед переездом
- Что такое РВП, РПП и ВНЖ
- Кто может получить РВП в Казахстане
- Какие документы нужны для всех типов РВП
- Оформление РВП для воссоединения семьи
- Оформление РВП для обучения
- Оформление РВП для работы
- Оформление РВП для бизнес-иммиграции
- Как подать документы на РВП
- Как получить ВНЖ в Казахстане
Что важно знать перед переездом в Казахстан
Загранпаспорт. Хотя въезжать в страну россияне могут по внутреннему паспорту, загранпаспорт понадобится, чтобы оформить ВНЖ. Срок его действия на момент подачи заявления должен быть больше 180 дней.
Разрешение на временное проживание оформляют по паспорту, по которому иностранец въехал в страну. Это может быть как заграничный, так и внутренний документ. Об этом нам сообщил оператор портала госуслуг Казахстана.
Еще загранпаспорт понадобится, чтобы открыть банковский счет в Казахстане, например для уплаты госпошлины за получение ВНЖ.
Уведомление о прибытии. В течение трех дней после въезда в Казахстан гостиница или собственник жилья, где остановился иностранец, должна подать уведомление о его прибытии в органы внутренних дел. Это надо сделать, даже если гость пробудет в стране всего несколько дней.
Есть три способа подать уведомление:
- лично в территориальном подразделении МВД. Уведомление зачастую заполняют произвольно, хотя есть официально утвержденная форма;
- через визово-миграционный портал;
- через информационную систему eQonaq.
Если иностранец сменит адрес в Казахстане, принимающая сторона тоже должна подать уведомление в течение трех рабочих дней.
Нарушителям грозит штраф . Его считают в месячных расчетных показателях, МРП. В 2024 году 1 МРП = 3692 KZT (737 ₽) .
Штраф для должностных лиц, некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства — 36 920 KZT (7300 ₽) за первое нарушение и 147 680 KZT (29 500 ₽) за повторное в течение года.
Для субъектов среднего предпринимательства — 55 380 KZT (11 076 ₽) и 258 440 KZT (51 500 ₽) соответственно. Для субъектов крупного предпринимательства — 73 840 KZT (18 450 ₽) и 369 200 KZT (73 850 ₽).
Физическим лицам — собственникам жилья — могут просто вынести предупреждение. Но за повторное нарушение грозит штраф 110 760 KZT (22 150 ₽).
Сам иностранец не несет ответственности за то, что принимающая сторона не подала уведомление.
Регистрация. Обязательную регистрацию для иностранцев отменили . Таким образом, достаточно уведомления, которое подаст принимающая сторона.
ИИН, индивидуальный идентификационный номер, нужен, чтобы получать цифровые услуги в Казахстане и открыть банковский счет.
ИИН можно оформить:
- в посольстве или консульстве Казахстана в России по предварительной записи;
- лично или по нотариально заверенной доверенности по месту пребывания в центре обслуживания населения, ЦОН. Полное название — НАО «Государственная корпорация „Правительство для граждан“» по месту пребывания.
Надо будет заполнить заявление и предъявить заграничный или внутренний российский паспорт.
Согласно пункту 8 приложения 4 к приказу министра внутренних дел РК № 258, нотариально заверенный перевод паспорта понадобится, только если фамилия, имя, отчество и место рождения в документе указаны не на кириллице или латинице. Такие изменения в закон вступили в силу в октябре 2022 года. Если у вас требуют перевод внутреннего российского паспорта, вы можете ссылаться на этот документ.
ИИН должны выдать за один рабочий день, это бесплатно. Подать заявку в электронном виде сейчас нельзя, потому что эта услуга не автоматизирована.
Валюта. Между странами ЕАЭС — Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией — нет таможенного контроля. Но указ президента РФ запрещает вывозить больше 10 000 $ (806 025 ₽) в иностранной наличной валюте из России в любую страну, в том числе государства ЕАЭС. Считать нужно по курсу ЦБ на день выезда из страны. На рубли это ограничение не распространяется. На деньги на банковских счетах — тоже.
Президент Казахстана запретил вывозить из страны наличную иностранную валюту на сумму больше 10 000 $ (976 108 ₽). Это ограничение распространяется и на рубли. Расчет проводят по курсу Национального банка.
Что такое РВП, РПП и ВНЖ
РВП — разрешение на временное проживание. Это бланк с QR-кодом, в котором указан номер. РВП дает право находиться в Казахстане больше 90 дней.
Чтобы получить этот документ, нужны основания для пребывания в стране, например работа или обучение. Как правило, РВП выдают на год, а членам семьи граждан Казахстана — на срок до 3 лет. РВП можно продлевать, при этом срок действия документа ограничен сроком действия загранпаспорта, трудового договора, датой конца обучения или лечения — в зависимости от целей нахождения в Казахстане. РВП не дает права владеть недвижимостью в стране. При выезде из Казахстана и повторном въезде в страну обновлять РВП не требуют.
Для ребенка до 16 лет делать отдельный РВП не нужно. Его просто вписывают в анкету родителя .
РПП — разрешение на постоянное проживание в Казахстане, бумажный документ. Оформление РПП — обязательная стадия перед получением ВНЖ.
Подать документы на РПП можно, даже если у вас не было РВП. В этом случае на время рассмотрения ходатайства о выдаче РПП вам предоставят временный РВП. Срок его действия не может превышать 90 дней .
ВНЖ — вид на жительство в Республике Казахстан. Пластиковый документ выдается на десять лет и ограничен сроком действия загранпаспорта , но его можно продлевать. ВНЖ дает право купить жилую недвижимость, получить местное водительское удостоверение, зарегистрировать автомобиль в Казахстане и встать на учет в качестве ИП.
В соответствии с пунктом 19 статьи 73 закона «О дорожном движении» РК после оформления ВНЖ иностранный гражданин обязан в течение двух месяцев сменить национальное водительское удостоверение на казахстанское: ездить с международными правами в Казахстане после получения ВНЖ нельзя.
Получить водительское удостоверение можно в ЦОН. Адреса опубликованы на официальном портале.
В ноябре в Казахстане ввели визу цифрового кочевника
С визой Neo Nomad находиться в стране можно будет до года. Программа нацелена на путешественников, которые работают удаленно в разных сферах — от программирования, маркетинга и финансов до консалтинга, дизайна и электронной коммерции.
Заявитель должен продемонстрировать стабильный доход в размере 3000 $ (294 810 ₽) в месяц, предоставить справку об отсутствии судимости и медицинскую страховку.
Где будут оформлять визу и какие требования к документам, пока неизвестно.
Кто может получить РВП в Казахстане
Получить разрешение на временное проживание можно на следующих основаниях:
- Работа.
- Воссоединение с семьей.
- Учеба.
- Бизнес-иммиграция. РВП дадут тем, кто занимается предпринимательством в Казахстане.
- Лечение.
- Миссионерство.
Заявление на РВП подает и подписывает приглашающая сторона, например работодатель, родственник, медицинская клиника. Документ оформляют за один рабочий день бесплатно. Это подтверждают путешественники в чате «Релокация в Казахстан».
Какие документы нужны для всех типов РВП
Список документов на РВП приводят в приложении 1-1 к приказу министра внутренних дел Казахстана от 04.12.2015 № 992. Но юристы и россияне, которые оформляли РВП, советуют пойти в центр обслуживания населения по месту жительства и уточнить список необходимых документов там. Зачастую требования центров в разных районах или даже сотрудников одного ЦОН могут разниться.
Для оформления РВП надо представить:
- Анкету на РВП. Как ее заполнить, расскажем дальше.
- Копию внутреннего или заграничного паспорта иммигранта.
- Нотариально заверенное согласие на проживание иммигранта, если он не собственник жилья. Оно указано в списке документов на все РВП, кроме разрешения на временное проживание с целью лечения. При этом регистрация по месту жительства не требуется. Иногда удается обойтись без согласия. Например, если при личной подаче документов в центр обслуживания населения с заявителем придет собственник недвижимости. А порой бывает достаточно назвать его ИНН. При подаче заявления дистанционно на портал egov.kz загружают электронный документ.
- Документы, которые подтверждают цель пребывания. Например, для лечения в Казахстане нужны документы от медицинской организации, которые подтверждают необходимость лечения или постоянного ухода за пациентом. Подробно о том, что понадобится для других РВП, — в следующих разделах.
- Справка о дактилоскопической регистрации. С 1 января 2024 года иностранцы с 16 лет должны сдать отпечатки пальцев для оформления РВП и ВНЖ. Процедура бесплатная. Ее проходят в подразделениях миграционной службы или ЦОН. По отзывам россиян, при дактилоскопировании спрашивают паспорт, ИИН и нотариально заверенное согласие на проживание .
Граждане стран ЕАЭС, в число которых входит Россия, не должны представлять медстраховку. Но в ЦОН могут потребовать другие документы — все индивидуально.
Приглашающая сторона подает документы лично в ЦОН или дистанционно, на сайте электронного правительства Казахстана.
Особенности оформления РВП для воссоединения семьи
Категории людей, которые не могут получить РВП через воссоединение с семьей, прописаны в статье 27 главы 4 закона «О миграции населения». Это члены семей иностранцев, которые приехали для сезонной работы, учебы или стажировки либо по гуманитарным причинам.
Кто может получить ВНЖ для воссоединения семьи. К ним относят несколько категорий:
- Супруги, которые состоят в браке от года.
- Дети до 18 лет, которые не состоят в браке и находятся на иждивении, под опекой или попечительством приглашающего.
- Дети старше 18 лет, которые не могут себя обеспечивать по состоянию здоровья. Они тоже должны не состоять в браке.
- Нетрудоспособные родители, которые находятся на иждивении приглашающего.
- Другие члены семьи, содержание которых — обязанность приглашающего.
Кто может приглашать иностранцев для воссоединения семьи:
- Граждане Казахстана. Они могут приглашать всех из списка выше. Членам семьи РВП дадут на срок до 3 лет. Его можно продлевать.
- Этнические казахи и бывшие соотечественники. Ко второй категории относятся люди, которые родились в Казахстане или Казахской ССР либо были гражданами страны и постоянно проживают за рубежом, но получили РВП в Казахстане минимум на 2 года. Обе категории могут приглашать только супругов, детей и родителей. РВП дадут на тот же срок, на который приглашающий получил разрешение.
- Иммигранты, которые постоянно проживают в Казахстане, и бизнес-иммигранты, если живут в Казахстане не меньше года. Они могут приглашать супругов, детей и родителей. РВП дадут на год с правом продления. Но срок действия не может превышать тот, что прописан в РВП пригласившего человека.
Какие документы нужны: стандартный пакет для всех видов РВП и подтверждение семейных связей. Для воссоединения супругов — свидетельство о браке. Для детей — свидетельство о рождении.
Особенности оформления РВП для обучения
Кто подает ходатайство на РВП: образовательная организация.
Какие документы нужны: стандартный пакет для всех видов РВП и ходатайство учебного заведения Казахстана.
Срок действия РВП — год, но не больше длительности обучения .
Особенности оформления РВП для работы
РВП могут оформить совершеннолетние граждане, у которых есть знания, квалификация и опыт для выбранной работы.
Этот РВП популярен среди граждан России. Они создают юрлица в Казахстане или покупают доли в уже существующих. В результате получают РВП как работники в собственной организации.
Наиболее популярная организационно-правовая форма в стране — ТОО, товарищество с ограниченной ответственностью, аналог российского ООО. Обычно россияне создают юридические лица с единственным участником, где учредитель и директор — один человек. Так как трудовой договор в таком случае не нужен, но трудовые отношения существуют, есть возможность получить РВП как работник.
Чтобы зарегистрировать ТОО в ЦОН или на портале электронного правительства Республики Казахстан и получить подтверждающую справку, надо заранее оформить в центре обслуживания населения электронную цифровую подпись.
Какие документы нужны. Понадобится стандартный пакет для всех видов РВП, а также :
- Трудовой договор. В него вписывают ИИН и адрес проживания сотрудника. Договор регистрируют в единой системе учета трудовых договоров — ЕСУТД. Регистрацию оформляют на сайте enbek.kz.
- Ходатайство от компании.
В законе сказано, что вместо трудового договора можно предъявить гражданско-правовой по выполнению работ или оказанию услуг. Но на практике обычно требуют только трудовой договор. Причина в том, что ГПХ не предполагает никаких отчислений в местные фонды, например в пенсионный или социального медицинского страхования. Поэтому гражданско-правовые отношения иммигрантов с местными заказчиками Казахстану менее интересны, чем трудовые с местными работодателями.
Еще, как правило, требуют справку с места работы. Ее формируют после регистрации договора на электронной бирже труда enbek.kz.
В зависимости от региона оформления РВП могут понадобиться дополнительные документы. Например, участник телеграм-чата «Релокация в Казахстан» при получении РВП для трудоустройства в Алма-Ате представил:
- Талон ИП с QR-кодом и адресом. Должен быть указан район регистрации работодателя. Талон выгружают с портала egov.kz.
- Уведомление о прибытии.
- Ходатайство на получение РВП от работодателя с печатью ИП.
- Трудовой договор с печатью ИП.
- Доверенность на получение документов от имени работодателя с печатью ИП — если начальник не будет присутствовать.
- Распечатку с действующим договором с электронной биржи труда Enbek HR.
- Номер ИИН.
- Старый РВП, если был действующий. Для прекращения надо приложить приказ об увольнении с прежнего места работы с печатью работодателя.
Также ему понадобились стандартные документы, которые представляют на все типы РВП: справка о дактилоскопировании, нотариальное согласие от собственника жилья, паспорт.
Срок действия — год с возможностью продления, но не дольше срока трудового договора или ГПХ .
Что важно учитывать. Если трудовой договор с иностранцем расторгли досрочно, но он найдет работу в течение 15 дней и заключит новый, можно будет не покидать Казахстан . В противном случае придется выехать из страны.
Особенности оформления РВП для бизнес-иммиграции
Бизнес-иммиграция, исходя из буквального толкования закона, может быть основанием для выдачи РВП иммигрантам, которые оформили визу С5. Но граждане ЕАЭС, в том числе россияне, имеют право вести предпринимательскую деятельность в Казахстане без бизнес-виз. Поэтому такой РВП не пользуется популярностью.
Бизнес-иммигранты получают РВП для предпринимательской деятельности. Они обязаны в течение двух месяцев зарегистрировать коммерческую организацию в Казахстане или вступить в состав акционеров компании, которая работает в стране.
При регистрации юрлица для формирования уставного капитала они должны внести в банк сумму не меньше минимальной установленной законодательством страны.
В законе о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью указано, что первоначальный уставный капитал не может быть меньше 100 МРП. При этом 1 МРП — 3692 KZT (735 ₽), а значит, на ноябрь 2024 года уставный капитал составляет 369 200 KZT (73 840 ₽). Но есть уточнение: для субъектов малого предпринимательства уставный капитал нулевой. К малым относят те организации, в которых работают до 100 человек, и те, среднегодовой доход которых не превышает 300 000 МРП, то есть 1 107 000 000 KZT (221 074 743 ₽) .
Какие документы нужны. Понадобится стандартный пакет для всех видов РВП, а также:
- Медицинская справка по форме 028/у. Она подтверждает, что у иностранца нет заболеваний, препятствующих работе.
- Медицинская страховка, которая покрывает первичную медико-санитарную помощь и экстренное лечение в стационаре.
- Справка об отсутствии судимости.
Срок действия. Бизнес-иммигрантам и членам их семей РВП оформляют на год с возможностью ежегодного продления .
Как подать документы на РВП в Казахстане
Лично документы подают в ЦОН. Как мы уже писали, предварительно нужно прийти в центр обслуживания и запросить там список: в разных центрах он может различаться.
В ЦОН заполняют анкету на выдачу РВП. Образец опубликован в приложении 1 к приказу министра внутренних дел РК № 992.
Дистанционно. Приглашающая сторона подает документы на сайте электронного правительства Казахстана. Пригласить человека может работодатель, родственник или юрлицо, в проекте которого участвует бизнес-иммигрант. При этом самому иммигранту не нужно быть зарегистрированным на сайте электронного правительства. Но регистрация на этом сайте пригодится при получении госуслуг в дальнейшем: оформления документов, оплаты госпошлин и так далее.
Представитель приглашающей стороны должен авторизоваться на портале, заполнить электронную анкету и прикрепить документы, которые подтверждают право на временное проживание иностранца в Казахстане. Приглашающий заверяет анкету электронной цифровой подписью.
Подписанное заявление уйдет на подтверждение собственнику помещения, в котором живет иммигрант. Собственник должен авторизоваться в своем аккаунте на сайте электронного правительства и нажать кнопку, чтобы подтвердить, что предоставляет иностранцу место жительства.
Если все документы в порядке, но после дистанционной подачи заявки пришел отказ в выдаче РВП, придется лично обратиться в центр обслуживания населения.
Как получить ВНЖ в Казахстане
Процедура состоит из двух этапов. Сначала надо получить разрешение на постоянное проживание, РПП, и только потом обратиться за ВНЖ.
РПП выдают в отделе миграционной службы. Это нам подтвердил оператор службы поддержки на портале казахстанских госуслуг. Также об этом свидетельствует личный опыт туристов.
В отличие от РВП, для получения РПП не нужно ходатайство третьих лиц и основания вроде трудоустройства или лечения. Но процедура оформления сложнее. Главное отличие заключается в том, что заявителям необходимо подтвердить свою материальную обеспеченность. При этом требование распространяется не на всех: об исключениях расскажем дальше. Для дальнейшего получения ВНЖ нужно зарегистрироваться по месту жительства.
Еще сложно найти жилье для постоянного проживания. При оформлении РВП собственник недвижимости ничем не рискует: он не регистрирует иммигранта в своей квартире, а лишь подтверждает его проживание. А для получения ВНЖ необходима регистрация иностранного гражданина — аналог российской регистрации по месту жительства. В народе ее называют пропиской.
Собственники часто не хотят регистрировать в своей квартире чужого человека, поскольку некоторые не платят подоходный налог со сдаваемой недвижимости. Плюс не все понимают, что регистрация не даст иммигранту права претендовать на дом, квартиру или ее долю.
Кому не нужно подтверждать платежеспособность, указано в пункте 4 статьи 49 закона «О миграции населения»:
- Этнические казахи.
- Бывшие соотечественники, которые родились в Казахской ССР или Казахстане либо ранее имели здесь гражданство.
- Люди, которые имеют право на получение гражданства Казахстана в упрощенном порядке, и члены их семей. Например, в эту категорию входят заявители, которые состояли в гражданстве Белорусской, Казахской, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР. При условии, что они родились и жили в Казахстане до 21 декабря 1991 года. Полный список — в законе Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года № 17.
- Иностранцы с востребованными профессиями.
Как подтвердить платежеспособность. Для этого нужно принести справку из банка о наличии денег на одном или нескольких счетах. В приказе министра внутренних дел РК № 531 сказано, что у иностранца должно быть не меньше 1320 МРП — месячных расчетных показателей на дату ходатайства. В 2024 году это 4 873 440 KZT (973 256 ₽).
Какие еще документы нужны для оформления РПП. В приложении 3 к приказу министра внутренних дел РК от 04.12.2015 № 992 указано, что необходимо представить:
- Заявление-анкету о выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан. Его получают в полиции или заполняют на сайте электронного правительства республики Казахстан.
- Копию и подлинник заграничного паспорта. Срок его действия на день подачи заявления должен быть больше 180 календарных дней. По внутреннему паспорту ВНЖ оформить нельзя.
- Подтверждение платежеспособности или документ, который свидетельствует, что человеку не нужно доказывать платежеспособность.
- Справку об отсутствии или наличии судимости. Ее можно заказать через госуслуги, в МФЦ, МВД или в консульстве России в Казахстане. Т—Ж рассказывал, как получить справку о несудимости. Примут только оригинальную справку с живой печатью. Электронная с госуслуг не подойдет.
- Нотариально заверенный договор с физическим или юридическим лицом о предоставлении жилья. Еще подойдет заявление физ- или юрлица о предоставлении жилища и постановке иностранца на регистрационный учет по месту жительства минимум на 180 дней. Эти документы представляют иммигранты, которые по закону обязаны подтвердить свою платежеспособность. Адрес, который указывают при оформлении разрешения, должен иметь регистрационный код.
- Медицинскую справку по форме 028/у об отсутствии заболеваний, с которыми иностранцам запрещен въезд в Казахстан. Например, туберкулеза, психических расстройств, лепры.
- Фотографию 35 × 45 мм.
- Документ об уплате государственной пошлины — 4 МРП. В 2024 году это 14 768 KZT (2950 ₽).
- Справка о дактилоскопировании.
- Если у заявителя востребованная профессия, которая позволяет получить ВНЖ в упрощенном порядке, нужно ходатайство профильного министерства или его подразделения. В нем указывают группу занятий по национальному классификатору и соответствие требованиям.
По опыту заявителей, при подаче документов требуют предоставить бумажный скоросшиватель и конверт евроформата.
Для ребенка понадобятся документы № 1, 2, 5, 7, 8 из списка выше. А еще:
- Копия и подлинник свидетельства о рождении или другого документа, удостоверяющего личность ребенка.
- Нотариально заверенное согласие второго родителя, если он живет за пределами Казахстана.
- Нотариально заверенное согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на постоянное проживание в Казахстане.
Также могут потребоваться документы, которые не указаны в официальном перечне. Например:
- Уведомление о прибытии иностранца.
- Копию удостоверения личности собственника недвижимости, где иностранец будет проживать.
- Справку, которая содержит сведения о зарегистрированных правах и/или обременениях на недвижимость, в которой будет постоянно проживать иммигрант. Собственник может получить ее на сайте электронного правительства.
- Копию свидетельства о заключении брака, если в заявление вписывают мужа или жену.
- Копию свидетельства о смене имени, если заявитель менял имя, фамилию или отчество.
- ИИН.
Документы представляют на казахском или русском языке. Если они на других языках, придется перевести и заверить у нотариуса.
Как долго оформляют РПП. По закону — 45 календарных дней. На практике это может пройти немного быстрее . А если не хватает документов, процесс, наоборот, затянется.
РПП выдают получателю в бумажном формате.
Как получить ВНЖ. Заявитель должен оформить постоянную регистрацию в Казахстане. Для этого надо прийти в ЦОН с собственником жилья. Собственник должен взять свое удостоверение личности.
Документы на ВНЖ можно подать после получения РПП. Для этого понадобятся:
- Квитанция об уплате государственной пошлины. Пошлина составляет 20% от размера МРП. В 2024 году это 739 KZT (146 ₽). Ее уплачивают в банке Казахстана.
- Две фотографии размером 3,5 × 4,5 см.
- Действительный национальный паспорт. В департаменте полиции Костанайской области сообщили, что имеется в виду загранпаспорт.
Карточку ВНЖ оформляют в ЦОН. В приложении 1 к приказу министра внутренних дел Республики Казахстан № 266 сказано, что срок изготовления — 17 рабочих дней. В ускоренном порядке — 7 дней, но тогда придется уплатить дополнительную пошлину — 1116 KZT (221 ₽).
Если все в порядке, заявителю выдадут вид на жительство — пластиковую карточку.
«Список обязательных документов для оформления ВНЖ в каждом районе свой»
Я гражданка Казахстана, а мой молодой человек живет в стране уже семь лет. Он решил получить ВНЖ, потому что ему понадобилось открыть ИП. Сделать это могут только граждане Казахстана и те, кто имеет ВНЖ.
Документы на РПП он подавал в конце июля 2022 года в Алматы. Главный минус — отсутствие единого списка документов. Он вроде бы есть на сайте электронного правительства республики, но пока не соответствует действительности. Список обязательных документов для оформления РПП нужно уточнять в миграционных службах. Требования в разных районах могут различаться.
Мы подавали документы в миграционной службе Алмалинского района Алма-Аты. Очередь там была небольшая. Электронной записи нет, консультацию у офицеров можно получить бесплатно. Главное — не стесняться, подходить и спрашивать.
Там нам выдали анкету и бланк для автобиографии. Ее нет в списке документов, но нас попросили ее представить. Хотя в чате об оформлении ВНЖ я читала, что ее требуют не у всех. Автобиографию можно писать в свободной форме. Она должна быть максимально развернутой и содержать в хронологическом порядке все основные события. Обязательно надо указать ФИО, дату рождения, гражданство, образование, места работы и должности, семейное положение, наличие детей, отсутствие судимости, дату и подпись. Писать можно на русском или казахском языке.
Еще надо было представить другие документы, в том числе подтверждение платежеспособности и справку о несудимости с печатью МВД России. Мы заказывали ее через консульство России в Казахстане.
В миграционной службе у нас не приняли договор аренды жилья — попросили оформить нотариально заверенное согласие собственника о предоставлении жилья на безвозмездной основе. На такое соглашаются далеко не все владельцы недвижимости: на квартиру накладывается обременение, которое тяжело снять. Мы пошли к нотариусу и переделали договор на безвозмездное предоставление жилья. Он бессрочный. Нам было проще, так как владелец жилья — мой родственник.
По регламенту РПП делают 45 календарных дней, но у нас этот процесс затянулся примерно на 70. Сначала у нас не принимали документы, потом не выдали талон с датой. Его выдают как подтверждение того, что документы приняты. Мы ждали его две недели. А этот документ очень важен, так как именно от него идет отсчет 45 дней, в течение которых должны выдать РПП. Но я общалась с другими людьми, которым не выдавали никаких талонов. То есть это тоже зависит от района.
После получения РПП мы пошли в ЦОН с собственником квартиры, с которым заключили договор о предоставлении жилья, и подали документы на ВНЖ. В итоге все заняло три месяца. Молодой человек получил ВНЖ в ноябре 2022 года.
Что в итоге
- Граждане России могут находиться в Казахстане без разрешения на временное проживание 90 дней. Нельзя выехать из Казахстана и снова заехать, чтобы продлить пребывание — бордер-ран больше не работает.
- Чтобы оформить разрешение на временное проживание, РВП, нужны основания. Например, работа, учеба, ведение бизнеса. РВП оформляют бесплатно.
- Для получения ВНЖ нужно сначала оформить разрешение на постоянное проживание — РПП. Для этого придется собрать пакет документов и доказать платежеспособность. Некоторым заявителям, например тем, у кого востребованная профессия, доказывать наличие денег не нужно.
- На оформление ВНЖ в общей сложности вместе с получением РПП может уйти два-три месяца.
- ВНЖ дает право покупать недвижимость и открывать ИП в Казахстане.
- В течение двух месяцев после получения ВНЖ придется сменить национальное водительское удостоверение на казахстанское.
Все важное про эмиграцию и релокацию — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе: @t_emigration