Эмиграция
102K

Как переехать в Казахстан

Правила оформления РВП и ВНЖ

24
Как переехать в Казахстан
Аватар автора

Мария Бочко

узнала, как переехать в Казахстан

Страница автора
Аватар автора

Виктория Гребенар

выяснила детали

Страница автора

Граждане России могут въехать в Казахстан без визы — по внутреннему или заграничному паспорту.

Без вида на жительство или разрешения на проживание они могут находиться в республике до 90 дней в течение каждых 180. Раньше можно было выехать из страны и сразу въехать обратно, чтобы обнулить срок пребывания, но с 27 января бордер-ран больше не работает.

Расскажем, как оформить разрешение на временное проживание, РВП, и что нужно для получения вида на жительство, ВНЖ.

Что важно знать перед переездом в Казахстан

Загранпаспорт. Хотя въезжать в страну россияне могут по внутреннему паспорту, загранпаспорт понадобится, чтобы оформить ВНЖ. Срок его действия на момент подачи заявления должен быть больше 180 дней.

Разрешение на временное проживание оформляют по паспорту, по которому иностранец въехал в страну. Это может быть как заграничный, так и внутренний документ. Об этом нам сообщил оператор портала госуслуг Казахстана.

Еще, по словам юриста Антона Иванова, загранпаспорт понадобится, чтобы открыть банковский счет в Казахстане и уплачивать с него госпошлины.

Коронавирусные документы для въезда не нужны. Требование предъявлять результат ПЦР-теста или сертификат о вакцинации отменили с 8 июня 2022 года. А внутри страны все ограничения сняли 28 мая 2023.

Уведомление о прибытии. В течение трех дней после въезда в Казахстан принимающая сторона должна подать уведомление о прибытии иностранца. Это делают одним из способов:

Уведомление подают представители гостиницы или собственники жилья, где остановился иностранец. В противном случае им грозит штраф. Его считают в месячных расчетных показателях, МРП. В 2023 году 1 МРП = 3450 KZT⁣ (615 ₽). Штраф для физических, должностных лиц, некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства — от 34 500 KZT⁣ (6238 ₽). Для субъектов среднего предпринимательства — от 51 750 KZT⁣ (9358 ₽). Для субъектов крупного предпринимательства — от 69 000 KZT⁣ (12 477 ₽).

При личной подаче документов ходатайство заполняют в произвольной форме.

Юрист по миграционному праву Айгерим Хандуллаева в интервью казахстанской газете «Время» пояснила, что уведомление надо подавать, даже если человек пробудет в Казахстане несколько дней. Редактору статьи это подтвердил оператор службы поддержки госуслуг страны.

Если иностранец сменил адрес в Казахстане, принимающая сторона должна подать уведомление в течение 3 рабочих дней.

Регистрация. По словам Хандуллаевой, информация о том, что для пребывания в стране больше 30 дней россияне должны зарегистрироваться в Казахстане, неверна. «В МВД нам четко сказали, что понятие „регистрация“ исключено в Казахстане еще с 2020 года, как и ответственность для иностранцев за проживание без регистрации свыше месяца», — цитирует юриста «Время». Таким образом, достаточно уведомления, которое подаст принимающая сторона.

ИИН, индивидуальный идентификационный номер, нужен для получения цифровых услуг в Казахстане. Еще он понадобится для открытия банковского счета.

Его можно получить лично или по нотариально заверенной доверенности. Подавать документы необходимо в центре обслуживания населения НАО «Государственная корпорация „Правительство для граждан“» по месту пребывания. Сокращенно — ЦОН. Для этого надо заполнить заявление и предъявить заграничный или внутренний российский паспорт.

В приказе министра внутренних дел Казахстана № 258 сказано, что нотариально заверенный перевод паспорта понадобится, только если фамилия, имя, отчество и место рождения в документе указаны не на кириллице или латинице. Такие изменения в закон вступили в силу в октябре 2022 года. Если в ЦОН потребуют перевод внутреннего российского паспорта, вы можете ссылаться на этот документ.

Услугу должны оказать за один рабочий день, это бесплатно. Подать заявку в электронном виде сейчас невозможно по техническим причинам.

Валюта. Между странами ЕАЭС — Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией — нет таможенного контроля. Но указ президента РФ запрещает вывозить больше 10 000 $⁣ (806 025 ₽) в иностранной наличной валюте из России в любую страну, в том числе государства ЕАЭС. Считать нужно по курсу ЦБ на день выезда из страны. На рубли это ограничение не распространяется. На деньги на банковских счетах — тоже.

Президент Казахстана запретил вывозить из страны наличную иностранную валюту на сумму больше 10 000 $⁣ (806 025 ₽). Расчет проводят по курсу Национального банка.

Что такое РВП, РПП и ВНЖ

РВП — разрешение на временное проживание. Это бланк с QR-кодом, в котором указан номер. РВП дает право находиться в Казахстане больше 90 дней.

Чтобы получить этот документ, нужны основания для пребывания в стране, например работа или обучение. Как правило, РВП выдают на год, а членам семьи граждан Казахстана — на срок до 3 лет. РВП можно продлевать, при этом срок действия документа ограничен сроком действия загранпаспорта, трудового договора, датой конца обучения или лечения — в зависимости от целей нахождения в Казахстане. РВП не дает права владеть недвижимостью в стране. При выезде из Казахстана и повторном въезде в страну обновлять РВП не нужно.

РПП — разрешение на постоянное проживание в Казахстане, бумажный документ. Оформление РПП — обязательная стадия перед получением ВНЖ.

Подать документы на РПП можно, даже если у вас не было разрешения на временное проживание. В этом случае на время рассмотрения ходатайства о выдаче РПП вам предоставят временный РВП. Срок его действия не может превышать 90 дней.

ВНЖ — вид на жительство в Республике Казахстан. Пластиковый документ выдается на 10 лет и ограничен сроком действия заграна, но его можно продлевать. По словам юриста Антона Иванова, вид на жительство дает право купить жилую недвижимость, получить местное водительское удостоверение, зарегистрировать автомобиль в Казахстане и оформить ИП.

В соответствии с пунктом 19 статьи 73 закона «О дорожном движении» РК после оформления ВНЖ иностранный гражданин обязан в течение двух месяцев сменить национальное водительское удостоверение на казахстанское: ездить с международными правами в Казахстане после получения ВНЖ нельзя.

Получить водительское удостоверение можно в филиале НАО «Государственная корпорация „Правительство для граждан“». Адреса опубликованы на официальном портале НАО.

Кто может получить РВП в Казахстане

Получить разрешение на временное проживание можно на следующих основаниях:

  1. Работа.
  2. Воссоединение с семьей.
  3. Учеба.
  4. Бизнес-иммиграция. РВП дадут тем, кто занимается предпринимательством в Казахстане.
  5. Лечение.
  6. Миссионерство.

Заявление на РВП подает и подписывает приглашающая сторона, например работодатель, родственник, медицинская клиника. Документ оформляют за один рабочий день бесплатно. Это подтверждают путешественники в чате «Релокация в Казахстан».

Какие документы нужны для всех типов РВП

Список документов на РВП приводят в приложении 1-1 к приказу министра внутренних дел Казахстана от 4 декабря 2015 года № 992. Но юристы и россияне, которые оформляли РВП, советуют пойти в центр обслуживания населения по месту жительства и уточнить список необходимых документов там. Зачастую требования центров в разных районах или даже сотрудников одного ЦОН могут разниться.

Для оформления РВП надо представить:

  1. Анкету на РВП. Как ее заполнить, расскажем дальше.
  2. Копию внутреннего или заграничного паспорта иммигранта.
  3. Нотариально заверенное согласие на проживание иммигранта, если он не собственник жилья. Оно указано в списке документов на все РВП, кроме разрешения на временное проживание с целью лечения.
  4. Документы, которые подтверждают цель пребывания. Например, для лечения в Казахстане нужны документы от медицинской организации, которые подтверждают необходимость лечения или постоянного ухода за пациентом. Подробно о документах, которые нужны для других РВП, — в следующих разделах.

Помимо этого в ЦОН могут потребовать ИИН, уведомление о прибытии иностранца и другие дополнительные документы. Но все индивидуально. Например, на правительственном сайте Казахстана указано, что для получения РВП с целью работы нужно уведомление о прибытии. При этом один из участников чата «Релокация в Казахстан» сообщил, что оформлял РВП несколько раз и у него такого документа не требовали. Другая участница чата написала, что у нее уведомление все-таки спрашивали.

Граждане стран ЕАЭС, в число которых входит Россия, не должны представлять медстраховку.

Приглашающая сторона подает документы лично в ЦОН или дистанционно, на сайте электронного правительства Казахстана.

Особенности оформления РВП для воссоединения семьи

Категории людей, которые не могут получить РВП через воссоединение с семьей, прописаны в законе «О миграции населения». Это члены семей иностранцев, которые приехали для сезонной работы, учебы или стажировки либо по гуманитарным причинам.

Кто может получить ВНЖ для воссоединения семьи. К ним относят несколько категорий:

  1. Супруги, которые состоят в браке от 3 лет.
  2. Дети до 18 лет, которые не состоят в браке и находятся на иждивении, под опекой или попечительством приглашающего.
  3. Дети старше 18 лет, которые не могут себя обеспечивать по состоянию здоровья. Они тоже должны не состоять в браке.
  4. Нетрудоспособные родители, которые находятся на иждивении приглашающего.
  5. Другие члены семьи, содержание которых — обязанность приглашающего.

Кто может приглашать иностранцев для воссоединения семьи:

  1. Граждане Казахстана. Они могут приглашать всех из списка выше. Членам семьи РВП дадут на срок до 3 лет. Его можно продлевать.
  2. Этнические казахи и бывшие соотечественники. Ко второй категории относятся люди, которые родились в Казахстане или Казахской ССР либо были гражданами страны и постоянно проживают за рубежом, но получили РВП в Казахстане минимум на 2 года. Обе категории могут приглашать только супругов, детей и родителей. РВП дадут на тот же срок, на который приглашающий получил разрешение.
  3. Иммигранты, которые постоянно проживают в Казахстане, и бизнес-иммигранты, если живут в Казахстане не меньше двух лет. Они могут приглашать супругов, детей и родителей. РВП дадут на год с правом продления. Но срок действия не может превышать тот, что прописан в РВП пригласившего человека.

Какие документы нужны для подтверждения цели получения РВП: подтверждение семейных связей. Для воссоединения супругов — свидетельство о браке. Для детей — свидетельство о рождении.

Особенности оформления РВП для обучения

Кто подает ходатайство на РВП: образовательная организация.

Какие документы нужны для подтверждения цели получения РВП: ходатайство учебного заведения Казахстана.

Срок действия РВП. Разрешение дают на год. Срок действия не может превышать длительность обучения.

Особенности оформления РВП для работы

РВП могут оформить совершеннолетние граждане, у которых есть знания, квалификация и опыт для выбранной работы.

Какие документы нужны для подтверждения целей получения РВП:

  1. Трудовой договор. В него вписывают ИИН и адрес проживания сотрудника. Договор регистрируют в единой системе учета трудовых договоров — ЕСУТД. Регистрацию оформляют на сайте enbek.kz. В законе сказано, что вместо трудового договора можно предъявить гражданско-правовой по выполнению работ или оказанию услуг.
  2. Ходатайство от компании.

На правительственном сайте Казахстана уточняют, что могут понадобиться дополнительные документы — в зависимости от региона оформления РВП. Например, один из участников закрытого чата Travelask о релокации в Казахстан сообщил, что кроме заявления, которое он заполнил в ЦОН, ему понадобились:

  1. Приказ о приеме на работу.
  2. Справка о госрегистрации юрлица.
  3. Справка от хозяина о наличии недвижимости, которую он готов предоставить заявителю для проживания.
  4. Справка об уточнении адреса места работы.
  5. Справка с места работы.
  6. Трудовой договор.
  7. Уведомление о прибытии.
  8. Удостоверение личности хозяина жилья.
  9. Ходатайство.
  10. Нотариальное согласие собственника на проживание.

Срок действия — год с возможностью продления, но не дольше срока трудового договора или ГПХ.

Что важно учитывать. Если трудовой договор с иностранцем расторгли досрочно, но он найдет работу в течение 15 дней и заключит новый договор, можно будет не покидать Казахстан. В противном случае придется выехать из страны.

По словам юриста Антона Иванова, если родитель оформляет РВП для работы, для ребенка до 16 лет делать отдельный РВП не нужно. Его просто вписывают в анкету родителя.

Особенности оформления РВП для бизнес-иммиграции

Бизнес-иммигранты получают РВП для предпринимательской деятельности. Они обязаны в течение двух месяцев зарегистрировать коммерческую организацию в Казахстане или вступить в состав акционеров компании, которая работает в стране.

При регистрации юрлица для формирования уставного капитала они должны внести в банк сумму не меньше минимальной установленной законодательством страны.

В законе о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью указано, что первоначальный уставный капитал не может быть меньше стократного размера месячного расчетного показателя. 1 МРП — 3450 KZT⁣ (615 ₽), а значит, на момент публикации статьи уставный капитал составляет 345 000 KZT⁣ (61 769 ₽). Но есть уточнение: для субъектов малого предпринимательства и микрофинансовых организаций уставный капитал нулевой. К малым относят те организации, в которых работают до 100 человек, и те, среднегодовой доход которых не превышает 300 000 МРП, то есть 1,035 млрд казахстанских тенге, или 185,265 млн рублей.

Какие документы нужны: в законе указано, что понадобится документ, выданный местным исполнительным органом Республики Казахстан в соответствии со статьей 40 закона о миграции населения. Какой именно — не поясняют. По словам юриста Антона Иванова, это ходатайство, которое должны выдавать местные администрации. Но он в своей практике не сталкивался со случаями, когда ходатайства получали россияне. Как правило, граждане РФ оформляют юрлицо в Казахстане и подают документы на РВП на основании работы в своей организации.

Срок действия. Бизнес-иммигрантам и членам их семей РВП оформляют на год с возможностью ежегодного продления. Но срок действия не может превышать три года.

«Вместо договора ГПХ обычно требуют трудовой»

Аватар автора

Антон Иванов

юрист и автор телеграм-канала Nation in Migration

Самые популярные основания для получения РВП в Казахстане — трудоустройство и бизнес-иммиграция.

Приказ МВД Казахстана № 992 предусматривает выдачу РВП на основании трудового или гражданско-правового договора. На моей практике были случаи, когда клиенты получали РВП на основании договора ГПХ. Но это скорее исключительные случаи. При подаче документов обычно требуют только трудовой договор.

Причина проста: ГПХ не предполагает никаких отчислений в местные фонды, например в пенсионный или социального медицинского страхования. Поэтому гражданско-правовые отношения иммигрантов с местными заказчиками Казахстану менее интересны, чем трудовые с местными работодателями. Не советую заключать фиктивные трудовые договоры: сотрудники Департаментов полиции и других уполномоченных органов периодически проводят проверки.

Кроме трудового договора иммигранту понадобится справка с места работы. Ее формируют после регистрации договора на электронной бирже труда.

Еще понадобится согласие на проживание от собственника недвижимости, где иммигрант остановился. Варианты подтверждения согласия бывают разными. При подаче заявления дистанционно его нужно загрузить в электронном виде на портал электронного правительства республики Казахстан. При личной подаче документов через центр обслуживания населения могут потребовать нотариально заверенное согласие или личное присутствие собственника недвижимости. Но иногда бывает достаточно назвать ИНН собственника недвижимости. При этом он не должен регистрировать иммигранта в своей квартире.

Бизнес-иммиграция, исходя из буквального толкования закона, может быть основанием для выдачи РВП иммигрантам, которые оформили визу С5. Граждане ЕАЭС, в том числе россияне, имеют право вести предпринимательскую деятельность в Казахстане без бизнес-виз.

Поэтому граждане РФ, которые создают юрлица в Казахстане или покупают доли в уже существующих юрлицах, получают РВП не как бизнес-иммигранты, а как работники в собственной организации.

Наиболее популярная организационно-правовая форма в стране — ТОО, товарищество с ограниченной ответственностью, аналог российского ООО. Как правило, россияне создают юридические лица с единственным участником. То есть учредитель и директор организации — один человек. Так как трудовой договор в таком случае не нужен, но трудовые отношения существуют, есть возможность получить РВП как работник. Поэтому в РВП бизнес-иммигранта в графе «Цель пребывания в Республике Казахстан» чаще указывают «Работа».

Рекомендую заранее оформить в центре обслуживания населения электронную цифровую подпись. С ней иммигрант за полчаса может зарегистрировать ТОО в ЦОН или на портале электронного правительства республики Казахстан и получить подтверждающую справку.

Как подать документы на РВП в Казахстане

Лично документы подают в ЦОН. Как мы уже писали, предварительно нужно прийти в ЦОН и запросить там список: в разных центрах он может различаться.

В ЦОН заполняют анкету на выдачу РВП. Образец опубликован в приказе министра внутренних дел Республики Казахстан № 992.

Форма заявления о выдаче РВП. Источник: adilet.zan.kz
Форма заявления о выдаче РВП. Источник: adilet.zan.kz

Дистанционно. Приглашающая сторона подает документы на сайте электронного правительства Казахстана. Пригласить человека может работодатель, родственник или юрлицо, в проекте которого участвует бизнес-иммигрант. При этом самому иммигранту не нужно быть зарегистрированным на сайте электронного правительства. Но регистрация на этом сайте пригодится при получении госуслуг в дальнейшем: оформления документов, оплаты госпошлин и так далее.


Представитель приглашающей стороны должен авторизоваться на портале, заполнить электронную анкету и прикрепить документы, которые подтверждают право на временное проживание иностранца в Казахстане. Приглашающий заверяет анкету электронной цифровой подписью.

По словам юриста Антона Иванова, подписанное заявление уйдет на подтверждение собственнику помещения, в котором живет иммигрант. Собственник должен авторизоваться в своем аккаунте на сайте электронного правительства и нажать кнопку, чтобы подтвердить, что предоставляет иностранцу место жительства.

Если все документы в порядке, но после дистанционной подачи заявки пришел отказ в выдаче РВП, придется лично обратиться в центр обслуживания населения.

Как получить ВНЖ в Казахстане

Процедура состоит из двух этапов. Сначала надо получить разрешение на постоянное проживание, РПП, и только потом обратиться за ВНЖ.

РПП выдают в отделе миграционной службы. Это нам подтвердил оператор службы поддержки на портале казахстанских госуслуг. Также об этом свидетельствует личный опыт туристов.

В отличие от РВП, для получения РПП не нужно ходатайство третьих лиц и основания вроде трудоустройства или лечения. Но процедура оформления сложнее. Главное отличие заключается в том, что заявителям необходимо подтвердить свою материальную обеспеченность. При этом требование распространяется не на всех: об исключениях расскажем дальше. Для дальнейшего получения ВНЖ нужно зарегистрироваться по месту жительства.

Кому не нужно подтверждать платежеспособность. Это прописано в пункте 4 статьи 49 закона «О миграции населения». Платежеспособность не должны подтверждать:

  1. Этнические казахи.
  2. Бывшие соотечественники, которые родились в Казахской ССР или Казахстане либо ранее имели здесь гражданство.
  3. Люди, которые имеют право на получение гражданства Казахстана в упрощенном порядке, и члены их семей. Например, в эту категорию входят заявители, которые состояли в гражданстве Белорусской, Казахской, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР. А еще — те, кто родился или жил в Казахстане до 21 декабря 1991 года. Полный список — в законе Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года № 17.
  4. Иностранцы, обладающие востребованными профессиями. Список есть на сайте Минтруда Казахстана.

Как подтвердить платежеспособность. Для этого нужно принести справку из банка о наличии денег на одном или нескольких счетах. В постановлении правительства Республики Казахстан № 1185 сказано, что у иностранца должно быть не меньше 1320 МРП — месячных расчетных показателей на дату ходатайства. В 2023 году это 4 554 000 KZT⁣ (815 348 ₽). Одновременно надо доказать, что у иностранца есть сумма, достаточная для покупки недвижимости из расчета 15 м² на одного члена семьи. Ее рассчитывают по рыночной стоимости жилья в регионе получения ВНЖ.

Если жилье иностранцу предоставляет физическое или юридическое лицо и есть заключенный договор, не нужно доказывать наличие денег на покупку жилья. Достаточно подтверждения суммы на счете не меньше 1320 МРП.

Юрист Антон Иванов говорит, что на практике вариант, когда в качестве доказательства платежеспособности используют подтверждение наличия денег на покупку жилья, часто не работает. «При подаче документов на РПП в департаменте полиции просят документ, подтверждающий место жительства», — подчеркивает он.

Какие еще документы нужны для оформления РПП. В приложении 3 к приказу министра внутренних дел Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 992 указано, что необходимо представить:

  1. Заявление-анкету о выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан. Его получают в полиции или заполняют на сайте электронного правительства республики Казахстан.
  2. Копию и подлинник заграничного паспорта. Срок его действия на день подачи заявления должен быть больше 180 календарных дней. По внутреннему паспорту ВНЖ оформить нельзя.
  3. Подтверждение платежеспособности или документ, который свидетельствует, что человеку не нужно доказывать платежеспособность.
  4. Справку об отсутствии или наличии судимости. Ее можно заказать через госуслуги, в МФЦ, МВД или в консульстве России в Казахстане. Подробнее — в другой статье Тинькофф Журнала. По словам юриста Антона Иванова, примут только оригинальную справку с живой печатью. Электронная с госуслуг не подойдет.
  5. Нотариально заверенный договор с физическим или юридическим лицом о предоставлении жилья. Еще подойдет заявление физ- или юрлица о предоставлении жилища и постановке иностранца на регистрационный учет по месту жительства минимум на 180 дней. Эти документы представляют иммигранты, которые по закону обязаны подтвердить свою платежеспособность. Адрес, который указывают при оформлении разрешения, должен иметь регистрационный код.
  6. Медицинскую справку по форме 028/у об отсутствии заболеваний, с которыми иностранцам запрещен въезд в Казахстан. Например, туберкулеза, психических расстройств, лепры.
  7. Фотографию 35 × 45 мм. Но судя по отзывам россиян в чате «Релокация в Казахстан», могут потребовать больше одного фото. Например, в Алма-Ате заявительнице понадобилось пять фотографий.
  8. Документ об уплате государственной пошлины — 4 МРП. В 2023 году это 13 800 KZT⁣ (2435 ₽).

По опыту заявителей, при подаче документов требуют предоставить бумажный скоросшиватель и конверт евроформата.

Для ребенка понадобятся документы № 1, 2, 5, 7, 8 из списка выше. А еще:

  1. Копия и подлинник свидетельства о рождении или другого документа, удостоверяющего личность ребенка.
  2. Нотариально заверенное согласие второго родителя, если он живет за пределами Казахстана.
  3. Нотариально заверенное согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на постоянное проживание в Казахстане.

Также могут потребоваться документы, которые не указаны в официальном перечне. Например:

  1. Уведомление о прибытии иностранца.
  2. Копия удостоверения личности собственника недвижимости, где иностранец будет проживать.
  3. Справка, которая содержит сведения о зарегистрированных правах и/или обременениях на недвижимость, в которой будет постоянно проживать иммигрант. Собственник может получить ее на сайте электронного правительства.
  4. Копия свидетельства о заключении брака, если в заявление вписывают мужа или жену.
  5. Копия свидетельства о смене имени, если заявитель менял имя, фамилию или отчество.
  6. ИИН.

Документы представляют на казахском или русском языке. Если они на других языках, придется перевести и заверить у нотариуса.

Как долго оформляют РПП. По закону — 45 суток. На практике это может пройти немного быстрее. Об этом сообщают участники закрытого чата Travelask. А если не хватает документов, процесс, наоборот, затянется.

РПП выдают получателю в бумажном формате.

Как получить ВНЖ. Заявитель должен оформить постоянную регистрацию в Казахстане. Для этого надо прийти в ЦОН с собственником жилья. Собственник должен взять свое удостоверение личности.

Документы на ВНЖ можно подать после получения РПП. Для этого понадобятся:

  1. Квитанция об уплате государственной пошлины. Пошлина составляет 20% от размера МРП. В 2023 году это 690 KZT⁣ (123 ₽). Ее уплачивают в банке Казахстана.
  2. Две фотографии размером 3,5 × 4,5 см.
  3. Действительный национальный паспорт. Юристу Антону Иванову в департаменте полиции Костанайской области сообщили, что имеется в виду загранпаспорт.

В законе не уточняют, где именно оформляется ВНЖ. Оператор службы поддержки казахстанских госуслуг уточнил, что документы подают в отдел миграционной службы.

В приложении 1 к приказу министра внутренних дел Республики Казахстан № 266 сказано, что срок оформления карточки ВНЖ — 17 дней. В ускоренном порядке — 7 дней, но тогда придется уплатить дополнительную пошлину — 1116 KZT⁣ (200 ₽).

Если все в порядке, заявителю выдадут вид на жительство — пластиковую карточку.

«Процедура получения ВНЖ в Казахстане может затянуться на 3—4 месяца»

Аватар автора

Антон Иванов

юрист, автор телеграм-канала Nation in Migration

Получение ВНЖ занимает в среднем от двух до трех месяцев: с момента подачи заявления до оформления РПП и получения пластиковой карточки ВНЖ. Но если учитывать время, которое уходит на подготовку документов, процесс длится дольше. А поскольку среди документов есть еще и справка об отсутствии судимости, процедура может затянуться на три-четыре месяца. Электронная копия справки не подойдет, а оригинал с печатью можно получить только в МВД России или в консульских учреждениях МИД России. Срок изготовления справки — до 30 дней.

Одна из сложностей — найти жилье для постоянного проживания. При оформлении РВП собственник недвижимости ничем не рискует, он не регистрирует иммигранта в своей квартире, а лишь подтверждает его проживание. А для получения ВНЖ необходима регистрация иностранного гражданина — аналог российской регистрации по месту жительства. В народе ее называют пропиской.

На практике взаимодействие иммигрантов и собственников происходит не очень гладко. Например, бывает сложно объяснить, что иммигрант не сможет претендовать на какую-либо долю в недвижимости. Собственники не хотят регистрировать в своей квартире чужого человека и «светить» в госорганах недвижимость, которую сдают в аренду без уплаты подоходного налога.

«Список обязательных документов для оформления ВНЖ в каждом районе свой»

Аватар автора

Маржан

помогала своему молодому человеку оформить ВНЖ

Я гражданка Казахстана, а мой молодой человек живет в стране уже семь лет. Он решил получить ВНЖ, потому что ему понадобилось открыть ИП. Сделать это могут только граждане Казахстана и те, кто имеет ВНЖ.

Документы на РПП он подавал в конце июля 2022 года в Алматы. Главный минус — отсутствие единого списка документов. Он вроде бы есть на сайте электронного правительства республики, но пока не соответствует действительности. Список обязательных документов для оформления РПП нужно уточнять в миграционных службах. Требования в разных районах могут различаться.

Мы подавали документы в миграционной службе Алмалинского района Алма-Аты. Очередь там была небольшая. Электронной записи нет, консультацию у офицеров можно получить бесплатно. Главное — не стесняться, подходить и спрашивать.

Там нам выдали анкету и бланк для автобиографии. Ее нет в списке документов, но нас попросили ее представить. Хотя в чате об оформлении ВНЖ я читала, что ее требуют не у всех. Автобиографию можно писать в свободной форме. Она должна быть максимально развернутой и содержать в хронологическом порядке все основные события. Обязательно надо указать ФИО, дату рождения, гражданство, образование, места работы и должности, семейное положение, наличие детей, отсутствие судимости, дату и подпись. Писать можно на русском или казахском языке.

Еще надо было представить другие документы, в том числе подтверждение платежеспособности и справку о несудимости с печатью МВД России. Мы заказывали ее через консульство России в Казахстане.

В миграционной службе у нас не приняли договор аренды жилья — попросили оформить нотариально заверенное согласие собственника о предоставлении жилья на безвозмездной основе. На такое соглашаются далеко не все владельцы недвижимости: на квартиру накладывается обременение, которое тяжело снять. Мы пошли к нотариусу и переделали договор на безвозмездное предоставление жилья. Он бессрочный. Нам было проще, так как владелец жилья — мой родственник.

По регламенту РПП делают 45 календарных дней, но у нас этот процесс затянулся примерно на 70. Сначала у нас не принимали документы, потом не выдали талон с датой. Его выдают как подтверждение того, что документы приняты. Мы ждали его две недели. А этот документ очень важен, так как именно от него идет отсчет 45 дней, в течение которых должны выдать РПП. Но я общалась с другими людьми, которым не выдавали никаких талонов. То есть это тоже зависит от района.

После получения РПП мы пошли в ЦОН с собственником квартиры, с которым заключили договор о предоставлении жилья, и подали документы на ВНЖ. В итоге все заняло три месяца. Молодой человек получил ВНЖ в ноябре 2022 года.

Что в итоге

  1. Граждане России могут находиться в Казахстане без разрешения на временное проживание 90 дней. Нельзя выехать из Казахстана и снова заехать, чтобы продлить пребывание — бордер-ран больше не работает.
  2. Чтобы оформить разрешение на временное проживание, РВП, нужны основания. Например, работа, учеба, ведение бизнеса. РВП оформляют бесплатно.
  3. Для получения ВНЖ нужно сначала оформить разрешение на постоянное проживание — РПП. Для этого придется собрать пакет документов и доказать платежеспособность. Некоторым заявителям, например тем, которые родились в РСФСР и имели гражданство СССР, доказывать ее не нужно.
  4. На оформление ВНЖ в общей сложности вместе с получением РПП может уйти два-три месяца.
  5. ВНЖ дает право покупать недвижимость и открывать ИП в Казахстане.
  6. В течение двух месяцев после получения ВНЖ придется сменить национальное водительское удостоверение на казахстанское.

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan

Переехали в Казахстан? Поделитесь опытом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество