«Лента» выпустила финансовый отчет за 1 полугодие 2018 года. А до этого — операционный отчет за 2 квартал 2018 года. Из финансового отчета мы узнаем, что у компании с расходами, прибылью и долгами, а из операционного — результаты работы магазинов: выручку и показатели открытых магазинов. Вместе все сложится в полноценную картину. Посмотрим.
Выручка и торговая площадь
«Лента» увеличила выручку на 18% по сравнению с 1 полугодием 2017 года: с 163,5 до 193,2 млрд рублей. В операционных отчетах компания раскрывает квартальные показатели выручки: выручка растет за счет роста торговой площади.
Выручка «Ленты» по кварталам в миллионах рублей. Цветом — рост к показателю год назад
Выручка «Ленты» по кварталам в миллионах рублей. В скобках — рост к показателю год назад
Период | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
---|---|---|---|---|
2016 | 66 525 +22% | 73 562 +22% | 75 419 +20% | 90 846 +21% |
2017 | 77 900 +17% | 85 587 +16% | 89 555 +19% | 112 090 +23% |
2018 | 93 400 +20% | 99 775 +17% | — | — |
Торговая площадь увеличилась на 17% по сравнению с 1 полугодием 2017 года: с 1,2 до 1,4 млн м². Руководство «Ленты» изменило начальные планы по расширению: изначально за 2018 год хотели открыть 20 гипермаркетов и 50 супермаркетов, теперь планируют открыть 18 гипермаркетов и 40 супермаркетов. Расходы на инвестиции снизятся на 5—10 млрд рублей. Пока непонятно, почему решили сократить инвестиции, компания ведь не платит дивиденды.
Торговая площадь «Ленты» в миллионах квадратных метров
Период | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
---|---|---|---|---|
2016 | 0,896 +23% | 0,923 +23% | 0,963 +22% | 1,146 +30% |
2017 | 1,168 +30% | 1,203 +30% | 1,382 +43% | 1,393 +22% |
2018 | 1,173 0% | 1,403 +17% | — | — |
Выручка на квадратный метр показывает, насколько эффективно используется торговая площадь компании. Интересно: «Лента» увеличила торговую площадь в 2017 году, но выручка на м² падала сильнее, чем в предыдущие годы. Возможно, руководство «Ленты» учло неэффективность инвестиций в 2017 году и поэтому сократило расширение в 2018.
Выручка «Ленты» на квадратный метр
Период | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
---|---|---|---|---|
2016 | 74 241 −1% | 79 710 −1% | 78 287 −2% | 79 262 −7% |
2017 | 66 718 −10% | 71 153 −11% | 64 796 −17% | 80 468 +2% |
2018 | 79 597 +19% | 71 108 0% | — | — |
Сопоставимые показатели
Магазины считают сопоставимые показатели — like-for-like (LFL). По ним сравнивают результаты только тех магазинов, которые открыты до отчетного периода. Показатель нужен, чтобы понять, за счет чего растет компания: за счет открытия новых магазинов или повышения эффективности старых. Главный показатель — продажи. Средний чек и трафик помогают увидеть, за счет чего выросли продажи.
Сопоставимые показатели «Ленты»
Период | 3 кв. 2017 | 4 кв. 2017 | 1 кв. 2018 | 2 кв. 2018 |
---|---|---|---|---|
Продажи | 0,7% | 5,2% | 6,1% | 3,5% |
Средний чек | 2,2% | 4,6% | 5,5% | 2,0% |
Трафик | −1,5% | 0,6% | 0,6% | 1,5% |
Чистая прибыль
«Лента» увеличила чистую прибыль на 15% по сравнению с 1 полугодием 2017 года: с 4,5 до 5,2 млрд рублей. Но у компании наблюдается и не очень хорошая тенденция: расходы на бизнес выросли на 27% — до 33,2 млрд рублей.
Сильно выросли расходы на зарплату и аренду помещений. Это понятно: компания расширяется. Но рост выручки и торговой площади идет медленнее, чем рост расходов, — это плохо. Может получиться, что некоторые магазины перестанут приносить прибыль. В погоне за «Магнитом» и X5 компания спешно расширяется, а эффективность снижается.
«Лента» не платит дивиденды и пока не планирует. Свободные деньги вкладывает в расширение бизнеса.
Считаем мультипликаторы
Показатель | P / E | EV / EBITDA | Чистый долг / EBITDA | Рост выручки |
---|---|---|---|---|
«Лента» | 10,1 | 6,6 | 2,8 | 18% |
«Магнит» | 12,7 | 6,9 | 1,4 | 7% |
X5 | 15,8 | 6,4 | 2,2 | 20% |
Акция — это доля в бизнесе. Чтобы оценить бизнес, придумали мультипликаторы — производные показатели, отражающие отношение между финансовыми результатами компании и капитализацией. Мультипликаторы помогают сравнивать компании между собой внутри отрасли и между странами, оценив эффективность вложенных денег.
Для расчета мультипликаторов нужно взять данные из финансовой отчетности компании. Чтобы получить честные мультипликаторы, нужно собрать данные за последние 12 месяцев. В случае «Ленты» — за последние два полугодия.
Я собрал все данные в таблице из финансовых отчетов «Ленты» за 2017—2018 годы, чтобы вам не пришлось тратить на это время. Внутри вкладок я подчеркнул, какую информацию взял из финансового отчета.
Для самостоятельных: данные из отчета о движении денежных средств публикуются суммирующим результатом. Чтобы получить квартальные данные, нужно вычитать результаты предыдущего периода из текущего.
Расскажу, какие мультипликаторы и зачем считал.
EV, или enterprise value, — стоимость компании. Формула: рыночная капитализация + сумма кредитов − денежные средства. Вы покупаете акции компании вместе с долгом.
EBITDA — идеальная прибыль компании, не учитывает налоги и расходы, не связанные с основной деятельностью. Формула: операционная прибыль + амортизация. По EBITDA можно сравнивать компании из разных стран.
Чистый долг. Формула: краткосрочные и долгосрочные кредиты и обязательства по финансовой аренде − денежные средства. Чистый долг отличается от долга: в нем учитывают только обязательства, по которым нужно платить проценты.
P / E, или price to earnings, — отношение рыночной капитализации к чистой прибыли компании. Показывает, за сколько лет компания окупит себя. Не лучший мультипликатор, потому что прибыль может увеличиться за счет одноразового дохода или убытка, и тогда оценка исказится.
EV / EBITDA — показывает, за сколько лет компания окупит себя. Если меньше 5 — вполне возможно, что компания недооценена. С помощью EV / EBITDA можно сравнивать компании из разных стран.
Чистый долг / EBITDA — показывает, за сколько идеальных прибылей можно погасить долг. Меньше 3 — у компании нет проблем с долгами.
Стоит ли инвестировать
«Лента» активно расширяется, но расходы растут быстрее, чем выручка и торговая площадь. Рано или поздно придется оптимизировать расходы — часть магазинов переделают или закроют. Это скажется на выручке и прибыли.
В отличие от «Магнита» и X5 «Лента» не платит дивиденды. Раз не платят — должны инвестировать в бизнес. «Лента» инвестирует, но с большим ростом расходов. Мне не нравится, что компания гонится за другими ретейлерами. Опыт «Магнита» показал: неэффективную площадь придется закрыть или модернизировать, а это новые расходы и падение прибыли.
На этой неделе Тинькофф-журнал будет разбирать отчетность российских ретейлеров. Будем определять, стоит ли инвестировать в компании этого сектора. Но вы можете не ждать нас и выбирать компании для инвестиций самостоятельно: