«Лента» заработала 5,1 млрд рублей за полугодие. Стоит ли инвестировать

«Лента» заработала 5,1 млрд рублей за полугодие. Стоит ли инвестировать

Обсудить

«Лента» выпустила финансовый отчет за 1 полугодие 2018 года. А до этого — операционный отчет за 2 квартал 2018 года. Из финансового отчета мы узнаем, что у компании с расходами, прибылью и долгами, а из операционного — результаты работы магазинов: выручку и показатели открытых магазинов. Вместе все сложится в полноценную картину. Посмотрим.

Выручка и торговая площадь

«Лента» увеличила выручку на 18% по сравнению с 1 полугодием 2017 года: с 163,5 до 193,2 млрд рублей. В операционных отчетах компания раскрывает квартальные показатели выручки: выручка растет за счет роста торговой площади.

Выручка «Ленты» по кварталам в миллионах рублей. Цветом — рост к показателю год назад

Период1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал
201666 525 +22%73 562 +22%75 419 +20%90 846 +21%
201777 900 +17%85 587 +16%89 555 +19%112 090 +23%
201893 400 +20%99 775 +17%

Выручка «Ленты» по кварталам в миллионах рублей. Цветом — рост к показателю год назад

1 квартал
201666 525 (+22%)
201777 900 (+17%)
201893 400 (+20%)
2 квартал
201673 562 (+22%)
201785 587 (+16%)
201899 775 (+17%)
3 квартал
201675 419 (+20%)
201789 555 (+19%)
4 квартал
201690 846 (+21%)
2017112 090 (+23%)

Торговая площадь увеличилась на 17% по сравнению с 1 полугодием 2017 года: с 1,2 до 1,4 млн м². Руководство «Ленты» изменило начальные планы по расширению: изначально за 2018 год хотели открыть 20 гипермаркетов и 50 супермаркетов, теперь планируют открыть 18 гипермаркетов и 40 супермаркетов. Расходы на инвестиции снизятся на 5—10 млрд рублей. Пока непонятно, почему решили сократить инвестиции, компания ведь не платит дивиденды.

Торговая площадь «Ленты» в миллионах квадратных метров

Период1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал
20160,896 +23%0,923 +23%0,963 +22%1,146 +30%
20171,168 +30%1,203 +30%1,382 +43%1,393 +22%
20181,173 0%1,403 +17%

Торговая площадь «Ленты» в миллионах квадратных метров

1 квартал
20160,896 (+23%)
20171,168 (+30%)
20181,173 (0%)
2 квартал
20160,923 (+23%)
20171,203 (+30%)
20181,403 (+17%)
3 квартал
20160,963 (+22%)
20171,382 (+43%)
4 квартал
20161,146 (+30%)
20171,393 (+22%)

Выручка на квадратный метр показывает, насколько эффективно используется торговая площадь компании. Интересно: «Лента» увеличила торговую площадь в 2017 году, но выручка на м² падала сильнее, чем в предыдущие годы. Возможно, руководство «Ленты» учло неэффективность инвестиций в 2017 году и поэтому сократило расширение в 2018.

Выручка «Ленты» на квадратный метр

Период1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал
201674 241 −1%79 710 −1%78 287 −2%79 262 −7%
201766 718 −10%71 153 −11%64 796 −17%80 468 +2%
201879 597 +19%71 108 0%

Выручка «Ленты» на квадратный метр

1 квартал
201674 241 (−1%)
201766 718 (−10%)
201879 597 (+19%)
2 квартал
201679 710 (−1%)
201771 153 (−11%)
201871 108 (0%)
3 квартал
201678 287 (−2%)
201764 796 (−17%)
4 квартал
201679 262 (−7%)
201780 468 (+2%)

Сопоставимые показатели

Магазины считают сопоставимые показатели — like-for-like (LFL). По ним сравнивают результаты только тех магазинов, которые открыты до отчетного периода. Показатель нужен, чтобы понять, за счет чего растет компания: за счет открытия новых магазинов или повышения эффективности старых. Главный показатель — продажи. Средний чек и трафик помогают увидеть, за счет чего выросли продажи.

Сопоставимые показатели «Ленты»

Период3 кв. 20174 кв. 20171 кв. 20182 кв. 2018
Продажи0,7%5,2%6,1%3,5%
Средний чек2,2%4,6%5,5%2,0%
Трафик−1,5%0,6%0,6%1,5%

Сопоставимые показатели «Ленты»

Продажи
3 кв. 20170,7%
4 кв. 20175,2%
1 кв. 20186,1%
2 кв. 20183,5%
Средний чек
3 кв. 20172,2%
4 кв. 20174,6%
1 кв. 20185,5%
2 кв. 20182,0%
Трафик
3 кв. 2017−1,5%
4 кв. 20170,6%
1 кв. 20180,6%
2 кв. 20181,5%

Чистая прибыль

«Лента» увеличила чистую прибыль на 15% по сравнению с 1 полугодием 2017 года: с 4,5 до 5,2 млрд рублей. Но у компании наблюдается и не очень хорошая тенденция: расходы на бизнес выросли на 27% — до 33,2 млрд рублей.

Сильно выросли расходы на зарплату и аренду помещений. Это понятно: компания расширяется. Но рост выручки и торговой площади идет медленнее, чем рост расходов, — это плохо. Может получиться, что некоторые магазины перестанут приносить прибыль. В погоне за «Магнитом» и X5 компания спешно расширяется, а эффективность снижается.

«Лента» не платит дивиденды и пока не планирует. Свободные деньги вкладывает в расширение бизнеса.

Считаем мультипликаторы

ПоказательP / EEV / EBITDAЧистый долг / EBITDAРост выручки
«Лента»10,16,62,818%
«Магнит»12,76,91,47%
X515,86,42,220%

P / E
«Лента»10,1
«Магнит»12,7
X515,8
EV / EBITDA
«Лента»6,6
«Магнит»6,9
X56,4
Чистый долг / EBITDA
«Лента»2,8
«Магнит»1,4
X52,2
Рост выручки
«Лента»18%
«Магнит»7%
X520%
Что это значит

Стоит ли инвестировать

«Лента» активно расширяется, но расходы растут быстрее, чем выручка и торговая площадь. Рано или поздно придется оптимизировать расходы — часть магазинов переделают или закроют. Это скажется на выручке и прибыли.

В отличие от «Магнита» и X5 «Лента» не платит дивиденды. Раз не платят — должны инвестировать в бизнес. «Лента» инвестирует, но с большим ростом расходов. Мне не нравится, что компания гонится за другими ретейлерами. Опыт «Магнита» показал: неэффективную площадь придется закрыть или модернизировать, а это новые расходы и падение прибыли.

На этой неделе Тинькофф-журнал будет разбирать отчетность российских ретейлеров. Будем определять, стоит ли инвестировать в компании этого сектора. Но вы можете не ждать нас и выбирать компании для инвестиций самостоятельно:

  1. Акции какой компании лучше купить.
  2. Как читать финансовую отчетность.
  3. Как оценить риски инвестиций.
Источник: «Лента»
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество