26 января «Магнит» на официальном сайте для инвесторов опубликовал пресс-релиз с финансовыми результатами за 2017 год: прибыль упала на 35% по сравнению с 2016. Но выручка выросла на 6,4%, а расходы в пресс-релизе не указали — сейчас непонятно, что произошло.

Страница 6 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2017 года
Страница 6 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2017 года

Если вы следили за «Магнитом» в 2017 году, то знаете: компания показала в пресс-релизе за третий квартал падение чистой прибыли на 54%. Тогда цена акций упала на 12%.

Финансовый директор объяснил: мы делали редизайн магазинов и их пришлось временно закрывать — прибыль недополучили. А еще открыли новые магазины и запустили комплекс по выращиванию грибов.

Можно было пройти мимо и сказать: ну разовые расходы, потом будет лучше. Но руководство сделало публичный прогноз: поднимем выручку на 9—11%. А вышло 6%. И здесь что-то пошло не так — разбираемся.

Магазинов больше, выручки меньше

Главный актив «Магнита» — магазины. Но за каждый магазин приходится оплачивать аренду на землю и ЖКХ. Больше площадь — больше трат.

Поэтому эффективность торговли «Магнита» можно вывести в формулу: чем больше выручки зарабатывается на 1 квадратный метр магазина, тем лучше. Соберем данные и посчитаем — возьмем пресс-релиз за 2015 год, чтобы посмотреть динамику за несколько лет.

Страница 3 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2017 года
Страница 3 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2017 года
Страница 5 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2017 года
Страница 5 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2017 года
Страница 2 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2015 года
Страница 2 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2015 года
Страница 4 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2015 года
Страница 4 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2015 года

Переносим данные в таблицу.

Выручка «Магнита» с 1 м² магазина

ГодВыручка, млн РПлощадь, млн м²Выручили на м²
2014763 5273,59212 681 Р
2015950 6134,41215 558 Р
20161 074 8115,06212 413 Р
20171 143 2905,75198 833 Р
2014
Выручка
763 527 млн Р
Площадь
3,59 млн м²
Выручили на м²
212 681 Р
2015
Выручка
950 613 млн Р
Площадь
4,41 млн м²
Выручили на м²
215 558 Р
2016
Выручка
1 074 811 млн Р
Площадь
5,06 млн м²
Выручили на м²
212 413 Р
2017
Выручка
1 143 290 млн Р
Площадь
5,75 млн м²
Выручили на м²
198 833 Р

Если бы мы не посчитали выручку на один квадратный метр, то у нас сложилось бы ложное мнение: выручка растет, а прибыли нет из-за редизайна и грибного завода. А тут очевидно: выручка на квадратный метр падает с 2016 года.

Открывать новые магазины «Магнит» будет. Если они смогут найти прибыльные места, выручка будет расти — мы это увидим в показателе выручки на квадратный метр.

Средний чек вырос

Розничные магазины ведут статистику like-for-like — результаты магазинов, которые были в прошлом и текущем отчетных периодах. У магазинов, открытых еще до 2017 года, падение среднего чека и выручки:

Мы посчитали за вас средний чек для всех магазинов «Магнита» — по нашим данным средний чек вырос на 0,3%, но за счет новых магазинов. У нас уже есть выручка — осталось собрать количество покупателей.

Страница 3 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2017 года
Страница 3 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2017 года
Страница 2 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2015 года
Страница 2 пресс-релиза «Магнита» по итогам 2015 года

Переносим данные в таблицу. Для интереса добавим данные о продуктовой инфляции, которые опубликовал Банк России. Думаем так: продукты стоят дороже, покупателям приходится от чего-то отказываться — нужно узнать, как с этим справляется «Магнит».

Средний чек в «Магните»

ГодВыручка, млн РПокупателей, млн чел.Средний чек, РПродуктовая инфляция
2014763 527337622615,4%
2015950 613294432314,0%
20161 074 81138172824,6%
20171 143 29040402831,1%
2014
Выручка
763 527 млн Р
Покупателей
3376 млн чел.
Средний чек
226 Р
Продуктовая инфляция
15,4%
2015
Выручка
950 613 млн Р
Покупателей
2944 млн чел.
Средний чек
323 Р
Продуктовая инфляция
14,0%
2016
Выручка
1 074 811 млн Р
Покупателей
3817 млн чел.
Средний чек
282 Р
Продуктовая инфляция
4,6%
2017
Выручка
1 143 290 млн Р
Покупателей
4040 млн чел.
Средний чек
283 Р
Продуктовая инфляция
1,1%

В 2016 году продуктовая инфляция упала в два раза и средний чек «Магнита» тоже — компания работает неэффективно. Рост в 2017 году на 0,3% по сравнению с 2016 слишком слабый при падающей продуктовой инфляции.

Считайте средний чек в 2018 году — «Магнит» все сам понимает, поэтому привлек дополнительные 45,5 млрд рублей на развитие бизнеса.

Что делать дальше

23 марта «Магнит» опубликует аудированную финансовую отчетность компании. Посчитаете мультипликаторы, сравните с «Лентой» и X5 Retail Group и примете решение. «Магнит» ведь не один в России торгует — есть и другие компании, и они тоже подчиняются общим тенденциям в экономике. Узнаете, что со средним чеком у других компаний.

Если готовы тратить время на квартальные отчеты и пресс-релизы, то сверяйте результаты с прогнозом руководства на 2018 год.

А пока почитайте саксесс стори из США: