Банк России изменил границы тарифного коридора по ОСАГО. Для аккуратных водителей полис может стать дешевле, а для тех, кто часто попадает в ДТП — дороже.

В целом методика расчета изменений осталась прежней: стоимость полиса ОСАГО считают как произведение базовых ставок и коэффициентов.

А вот размер минимальных и максимальных базовых ставок изменился примерно на 10% и в большую, и в меньшую сторону. Применять их могут не ко всем водителям, что проживают в определенном регионе, а к каждому водителю конкретно. Расскажем, как это будет работать.

Как было раньше

До сентября 2020 года на базовую ставку влиял только адрес регистрации в паспорте водителя: для всех водителей одного региона действовали общие условия. Если в определенном регионе было много водителей, которые попадают пьяными в ДТП, ставку повышали для всех — даже для тех, кто никогда в жизни не садился пьяным за руль.

Главное — не попадать в ДТП, тогда коэффициент бонус-малус (КБМ), который учитывает безаварийную езду, не рос, и полис становился дешевле. Еще на стоимость влиял водительский стаж: чем он больше, тем ниже была стоимость полиса.

В сентябре 2020 года государство решило, что это несправедливо — аккуратные водители не должны отвечать за нарушения земляков.

В итоге выпустили указание, в приложениях к которому установили порядок применения страховых тарифов, а еще перечислили факторы, которые не могут влиять на тарифы и базовые ставки: к ним отнесли национальность, должностное положение и вероисповедание. Хотя закон уже разрешал учитывать и другие факторы — например, факты лишения прав или нарушения ПДД — порядок не был прописан, и страховщики не могли использовать эту возможность.

Страховщикам при этом дали право решать, какую именно базовую ставку применить к конкретному водителю — но только в тех пределах, которые установил Банк России. О том, как это работало, мы рассказывали в статье «Вступили в силу новые правила расчета тарифов ОСАГО».

Что изменилось

В «Закон об ОСАГО» не вносили никаких изменений. Банк России воспользовался своими правами, и вот что он сделал.

Установил новые предельные размеры базовых ставок: изменил их минимальные и максимальные значения. Если раньше базовая ставка, например, для автомобилей категории B и BE, которые в собственности физлиц и ИП, за исключением такси, была 2471—5436 Р, то теперь это 2224—5980 Р.

Установил новые коэффициенты страховых тарифов. В случае с юридическими лицами они зависят от места регистрации юридического лица, которое указано в свидетельстве о постановке на налоговый учет. Для физических лиц коэффициенты зависят от адреса регистрации владельца, указанного в ПТС — если регистрация в паспорте с ним не совпадает, то самое время поменять ПТС и внести в него актуальные данные.

Тут многих владельцев автомобилей ждет приятный сюрприз: старые коэффициенты во многих регионах были выше новых. Например, в Адыгее коэффициент снизился с 1,27 до 1,24, в Московской области — с 1,63 до 1,56. Но в некоторых регионах коэффициент подняли — например, в Кызыле он вырос с 0,64 до 0,76.

Когда это начнет работать

Указание подписали 8 декабря 2021 года, но в законную силу оно вступит с 9 января 2022 года.

Исключение — новая методика расчета КБМ, которая начнет действовать с 1 апреля 2022 года.

Что это значит для водителей

Сложно сказать точно, как теперь изменится стоимость полиса для каждого конкретного водителя. Страховые компании получили возможность учитывать еще больше факторов, и каждый из них может повлиять на бюджет водителя.

Но водить аккуратнее с каждым годом становится все выгоднее. Чем меньше страховая компания теряет на выплатах по вине водителя — тем дешевле ему обойдется полис ОСАГО.