Вижу новости, что с 1 сентября цены на такси вырастут, а водителей станет меньше: что происходит
В августе СМИ стали писать, что после 1 сентября три четверти таксистов в России потеряют возможность работать из-за вступления в силу новых требований.
Речь идет об оформлении полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, ОСГОП. Он должен защитить пассажиров во время поездки.
Ряд экспертов отрасли заявили, что требование получать документ подтолкнет таксистов покинуть рынок и сменить вид деятельности, а это грозит дефицитом водителей. Некоторые высказали мнение, что стоимость поездок на такси обязательно вырастет.
Расскажу подробнее, зачем нужно ОСГОП для такси, ожидать ли дефицита водителей и может ли нововведение повлиять на цены.
Почему заговорили о проблемах в такси
В конце августа «Известия» со ссылкой на письмо союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» сообщили, что только 25% водителей получили разрешение на работу в такси, необходимое для оформления полиса ОСГОП. Остальные 75% не выполнили требование, утверждалось в письме.
В союзе сообщили со ссылкой на данные Минтранса, что среди самозанятых водителей разрешение на работу в такси получили только 1,5% от их общего числа — 21 тысяча человек. Среди работников таксопарков документ есть у 60%, то есть у 600 тысяч человек. Основная их часть — москвичи, уточнил глава «Цифрового мира».
После этого ряд СМИ написали, что 75% таксистов не смогут выйти на работу с сентября. Но это не совсем так.
Что за требования к такси вступают в силу
С 1 сентября вступают в силу новые требования для работы такси, согласно которым перевозчикам в дополнение к ОСАГО нужно оформлять полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, ОСГОП. Так перевозчик страхует свою ответственность при ДТП — и пассажир может рассчитывать на компенсацию от страховой компании за вред его здоровью или имуществу.
Для оформления полиса ОСГОП водитель и автомобиль должны быть внесены в региональные реестры такси, а для этого таксисту нужно получить разрешение на работу. Документ не выдадут без соблюдения нескольких требований: например, на крыше автомобиля такси должен быть установлен опознавательный фонарь оранжевого цвета. В Т—Ж есть подробная статья о том, кто и как может оформить разрешение на перевозку пассажиров и багажа.
Полис ОСГОП перевозчикам нужно покупать на каждый автомобиль, который включен в реестр такси. Организациям, индивидуальным предпринимателям или физическим лицам на это дается 60 дней со дня вступления закона в силу. Соответственно, таксисты смогут работать без ОСГОП до 31 октября 2024 года.
Если не выполнить требование, разрешение на перевозку пассажиров могут приостановить или аннулировать. Стоимость полиса ОСГОП для такси, рассчитанная по установленному Банком России тарифу, составит от 1300 до 5400 ₽ в год.
В «Яндекс Такси» заявили, что не ожидают оттока водителей из-за новых требований, поскольку с 1 сентября у таксистов будет еще 60 дней, чтобы купить полис ОСГОП и уведомить об этом госорганы. Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова также не считает, что «1 сентября в отрасли легкового такси будет коллапс», поскольку у перевозчиков есть время на оформление полиса до конца октября.
«Яндекс Такси» утверждает, что страховые еще даже не начали продавать полисы ОСГОП для такси. По данным компании, их начнут предлагать только с 1 сентября. В объединенной пресс-службе Национального союза страховщиков ответственности, Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков также сказали, что говорить о количестве заключивших договоры ОСГОП пока рано.
Зачем нужно ОСГОП для такси
В Центробанке считают, что введение дополнительной страховки для такси «повышает финансовую защищенность пассажиров». В рамках договора ОСАГО максимальная компенсация за причинение вреда здоровью пассажира в результате ДТП составляет 500 000 ₽, а за порчу имущества — 400 000 ₽. По полису ОСГОП предельный размер выплаты в случае получения травмы во время поездки вырастает до 2 000 000 ₽, а за вред имуществу страховая компания может выплатить до 23 000 ₽. В случае гибели пассажира его родственники вправе рассчитывать на компенсацию в 2 025 000 ₽.
Один из авторов изменений законодательства о такси, депутат Госдумы Анатолий Аксаков, отметил, что «аварийность такси в семь раз выше, чем у обычных автолюбителей». При этом ОСАГО в основном идет на возмещение ущерба, связанного с автомобилем, а не с жизнью и здоровьем.
Какие могут быть последствия у новых правил
Эксперты высказали опасения, что включение такси в систему ОСГОП приведет к ряду негативных последствий для работников отрасли и пассажиров.
Рост цен. Глава Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова считает, что введение ОСГОП прежде всего скажется на тарифах на услуги такси: «Это вполне логично: растут издержки перевозчиков — растут цены». По прогнозу главы движения «Форум такси» Олега Амосова, до конца 2024 года поездки на такси подорожают на 15—30%.
Нехватка таксистов. По мнению представителя сервиса такси «Максим» Павла Стенникова, дополнительные расходы могут существенно повлиять на желание многих таксистов работать дальше. Он отметил, что только за страховые продукты водитель должен будет заплатить около 36 тысяч рублей, а «во многих регионах это заработок среднего самозанятого водителя такси в месяц».
Увеличение количества нелегальных такси. В Общественном совете по развитию такси предполагают, что многие таксопарки и самозанятые водители не захотят тратиться на полис ОСГОП и станут работать в нелегальном поле. По результатам опроса «Цифрового мира», уйти в теневой сектор из-за требования покупки ОСГОП готовы 72% таксистов.
Снижение уровня безопасности. Глава «Цифрового мира» Валерий Корнеев отметил, что расширение нелегального сектора такси приведет к ухудшению криминогенной обстановки. «Если сейчас через приложение агрегаторов такси можно отследить, кто, кого, когда и куда вез, и в случае необходимости провести розыск, то у нелегальных таксистов, получающих заказы через мессенджеры и неминуемо попадающих в зависимость от криминала, такой информации не получить никогда», — предупредил он.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil