Вижу новости, что с 1 сентября цены на такси вырастут, а водителей станет меньше: что происходит

196
Вижу новости, что с 1 сентября цены на такси вырастут, а водителей станет меньше: что происходит
Аватар автора

Яна Ломакина

часто ездит на такси

Страница автора

В августе СМИ стали писать, что после 1 сентября три четверти таксистов в России потеряют возможность работать из-за вступления в силу новых требований.

Речь идет об оформлении полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, ОСГОП. Он должен защитить пассажиров во время поездки.

Ряд экспертов отрасли заявили, что требование получать документ подтолкнет таксистов покинуть рынок и сменить вид деятельности, а это грозит дефицитом водителей. Некоторые высказали мнение, что стоимость поездок на такси обязательно вырастет.

Расскажу подробнее, зачем нужно ОСГОП для такси, ожидать ли дефицита водителей и может ли нововведение повлиять на цены.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Почему заговорили о проблемах в такси

В конце августа «Известия» со ссылкой на письмо союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир»  сообщили, что только 25% водителей получили разрешение на работу в такси, необходимое для оформления полиса ОСГОП. Остальные 75% не выполнили требование, утверждалось в письме.

В союзе сообщили со ссылкой на данные Минтранса, что среди самозанятых водителей разрешение на работу в такси получили только 1,5% от их общего числа — 21 тысяча человек. Среди работников таксопарков документ есть у 60%, то есть у 600 тысяч человек. Основная их часть — москвичи, уточнил глава «Цифрового мира».

После этого ряд СМИ написали, что 75% таксистов не смогут выйти на работу с сентября. Но это не совсем так.

Что за требования к такси вступают в силу

С 1 сентября вступают в силу новые требования для работы такси, согласно которым перевозчикам в дополнение к ОСАГО нужно оформлять полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, ОСГОП. Так перевозчик страхует свою ответственность при ДТП — и пассажир может рассчитывать на компенсацию от страховой компании за вред его здоровью или имуществу.

Для оформления полиса ОСГОП водитель и автомобиль должны быть внесены в региональные реестры такси, а для этого таксисту нужно получить разрешение на работу. Документ не выдадут без соблюдения нескольких требований: например, на крыше автомобиля такси должен быть установлен опознавательный фонарь оранжевого цвета. В Т⁠—⁠Ж есть подробная статья о том, кто и как может оформить разрешение на перевозку пассажиров и багажа.

Полис ОСГОП перевозчикам нужно покупать на каждый автомобиль, который включен в реестр такси. Организациям, индивидуальным предпринимателям или физическим лицам на это дается 60 дней со дня вступления закона в силу. Соответственно, таксисты смогут работать без ОСГОП до 31 октября 2024 года.

Если не выполнить требование, разрешение на перевозку пассажиров могут приостановить или аннулировать. Стоимость полиса ОСГОП для такси, рассчитанная по установленному Банком России тарифу, составит от 1300 до 5400 ₽ в год.

В «Яндекс Такси» заявили, что не ожидают оттока водителей из-за новых требований, поскольку с 1 сентября у таксистов будет еще 60 дней, чтобы купить полис ОСГОП и уведомить об этом госорганы. Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова также не считает, что «1 сентября в отрасли легкового такси будет коллапс», поскольку у перевозчиков есть время на оформление полиса до конца октября.

«Яндекс Такси» утверждает, что страховые еще даже не начали продавать полисы ОСГОП для такси. По данным компании, их начнут предлагать только с 1 сентября. В объединенной пресс-службе Национального союза страховщиков ответственности, Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков также сказали, что говорить о количестве заключивших договоры ОСГОП пока рано.

Зачем нужно ОСГОП для такси

В Центробанке считают, что введение дополнительной страховки для такси «повышает финансовую защищенность пассажиров». В рамках договора ОСАГО максимальная компенсация за причинение вреда здоровью пассажира в результате ДТП составляет 500 000 ₽, а за порчу имущества — 400 000 ₽. По полису ОСГОП предельный размер выплаты в случае получения травмы во время поездки вырастает до 2 000 000 ₽, а за вред имуществу страховая компания может выплатить до 23 000 ₽. В случае гибели пассажира его родственники вправе рассчитывать на компенсацию в 2 025 000 ₽.

Один из авторов изменений законодательства о такси, депутат Госдумы Анатолий Аксаков, отметил, что «аварийность такси в семь раз выше, чем у обычных автолюбителей». При этом ОСАГО в основном идет на возмещение ущерба, связанного с автомобилем, а не с жизнью и здоровьем.

Какие могут быть последствия у новых правил

Эксперты высказали опасения, что включение такси в систему ОСГОП приведет к ряду негативных последствий для работников отрасли и пассажиров.

Рост цен. Глава Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова считает, что введение ОСГОП прежде всего скажется на тарифах на услуги такси: «Это вполне логично: растут издержки перевозчиков — растут цены». По прогнозу главы движения «Форум такси» Олега Амосова, до конца 2024 года поездки на такси подорожают на 15—30%.

Нехватка таксистов. По мнению представителя сервиса такси «Максим» Павла Стенникова, дополнительные расходы могут существенно повлиять на желание многих таксистов работать дальше. Он отметил, что только за страховые продукты водитель должен будет заплатить около 36 тысяч рублей, а «во многих регионах это заработок среднего самозанятого водителя такси в месяц».

Увеличение количества нелегальных такси. В Общественном совете по развитию такси предполагают, что многие таксопарки и самозанятые водители не захотят тратиться на полис ОСГОП и станут работать в нелегальном поле. По результатам опроса «Цифрового мира», уйти в теневой сектор из-за требования покупки ОСГОП готовы 72% таксистов.

Снижение уровня безопасности. Глава «Цифрового мира» Валерий Корнеев отметил, что расширение нелегального сектора такси приведет к ухудшению криминогенной обстановки. «Если сейчас через приложение агрегаторов такси можно отследить, кто, кого, когда и куда вез, и в случае необходимости провести розыск, то у нелегальных таксистов, получающих заказы через мессенджеры и неминуемо попадающих в зависимость от криминала, такой информации не получить никогда», — предупредил он.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Яна ЛомакинаЧто думаете о ценах на такси?
  • Ник ЗавадскиЦены на такси уже выросли на 100%. Обосновано это как обычно - цены вырастут, зато за рулем теперь будут идеально здоровые выспавшиеся белокурые голубоглазые арийцы со стальной челюстью, обученные по программе лондонских таксистов, знающие город и правила как свои пять пальцев. В реальности, как вы понимаете, таксисты остались те же, просто такси подорожало и бумажек прибавилось. Впрочем, ничего нового.112
  • Kirill PНик, >>Цены на такси уже выросли на 100%. Смотря где. В регионах типа Ярославской области, такси стоит очень дешево (полгорода проехать за 250 руб.). А вот в Москве цены действительно стали высокие. Из одного конца района в другой может стоить 400 руб. Понимаю рвение пересадить всех на ОТ, но он стал ходить хуже в последний год.3
  • Семён АксёновВот и настало время, когда я не могу позволить себе такси...15
  • Семён АксёновKirill, я не заметил ухудшений...0
  • Александр"Нелегальное такси" - это какая-то пугалка, кто им будет пользоваться, какой рынок вообще нелегального такси в современном мире? Это надо выйти из дома, тормозить машины рукой, чтобы найти нелегального таксиста, или звонить куда-то?) Может быть в телеграм-чатах будут более продвинутые, ну окей. В итоге 0,5% возможно и уйдут "в тень", будут там сидеть грустить, остальные продолжат работу, пусть и с меньшим доходом, или найдут себе другую сферу заработка.28
  • МаксимВ больших городах каршеринг реально спасает!5
  • ВладимирАлександр, в 21 - 22 годах возле некоторых ТРЦ видел бомбил с надписью на бумажке "такси". Пару раз пользовался, цены такие же как и в Яндекс.Такси, но уехать можно "прям сейчас", а не ждать 15 минут.6
  • ПхахаНу блин, сейчас все, кто не сел в такси из-за стоимости, встанут на самокаты - заговор кароч13
  • Забаненый за правду500р за 10 минутную поездку. Ничего цензурного не думаю10
  • ЙцукенKirill, 100 метров проехать может стоить 400 рублей34
  • Alexander SchnurrbartАлександр, если вы не из Питера (см. вчерашние анекдот ру), то всего каких-то 15 лет назад достаточно было просто выйти на дорогу, поднять руку и договориться о поездке. сейчас, наверное, таксисты начнут раздавать свои визитки.9
  • ВладимирAlexander, есть третий вариант. Мне нужно было съездить загород зимой, я на профи.ру нашел водителя с машиной (джип нужен был) чуть дешевле, чем в такси. Возможно, что для поездок на вокзал/аэропорт такой вариант будет вполне подходящим11
  • Джон ЛеджендПеренимаем японский опыт! Ну только в части цен, естественно) Там вроде самое дорогое такси в мире сейчас.6
  • Alexander SchnurrbartВладимир, ну да. людям придётся как-то законтачиваться напрямую, по-чёрному. минуя агрегаторы, приложения, диспетчеров...6
  • WTFНик, ну нефть с газом продавать все сложнее и доходы падают, нужно от новой нефти повышать маржинальность, так, чтобы она радовалась и хлопала в ладошки.11
  • Alexander korolevБиробиджан, такси Яндекс GO уже мало осталось, скоро вообще не останеться. Государство ни чего не хочет делать только деньги получать, где государственное такси, почему я работая в такси должен обклеить свое авто (свое), про само занятость все схавали думали ладно вступим чтобы налоговая отцепилась, а тут на тебе реестры, страховки, полисы обелейки шашки и все за свои деньги, и так возишь по этим дорогам по конченому асфальту ямы да дыры, получаешь эти гроши и не знаешь куда их вложить Толи на ремонт машины Толи еще куда либо. Конечно большая часть уйдёт в тень и будем возить, дальше но за наличку мест по городам много где люди привыкли. Так что не понятно когда государство чем нибудь будет помогать людям, а не пытаться последнее забрать с работяги. 🥺🥺🥺🥺😭😭😭😭23
  • A_TСейчас еду. Это расстояние я в мае проезжала за 1500. Это 50 км.9
  • Павелсейчас проверил историю поездок в Яндекс такси. Маршрут один и тот же. Тариф эконом 30.09.2021 - 366р. 20.06.2022 - 463р. 16.08.2024 - 741р.33
  • ИванСемён, наши люди на такси в булочную не ездят8
  • АлексейСтраховку должен покупать агрегатор а не водитель10
  • Это яKirill,в Ярославле, действительно, достаточно низкие цены, как в прочем и на многое другое (живу на 2 города), а рядом в Вологде 3км за 300-400р4
  • АлександрKirill, нормальный в Ярославле ОТ. Ещё бы у вас ввели лимит на бесплатную пересадку, было бы вообще отлично.1
  • Алексей ДушенкоЧто-то какие-то очень странные желания по подорожанию цен на такси. При максимальной стоимости страховки в 5400 руб. за год - цены на такси вырастут на 15-20%!!!!! Опять кого-то хотят на деньги развести...10
  • Иван БондаревПавел, сейчас проверил блокнот с затратами на авто. 2021 год машину покупал за 680т.р., 2024 машину покупал за 2,2млн25
  • ПавелИван, так и живём... стабильность и рост экономики ощущаем на собственной шкуре11
  • Джон ЛеджендТаксист, а вы не замечали, что в последнее время эта зона может на пол города распространяться и "уйти" из неё затруднительно?25
  • ЗлатеникаKirill, я не знаю как это получается, но есть города размером больше Москвы, в которых поездка из одного конца города в другой на официальном-официальном такси, со всеми чеками и лицензиями, стоит 300 руб ) колдовство, не иначе0
  • ЗлатеникаЗабаненый, вы просто представляйте, что это не 500р за 10минутную поездку, а всего 5$, и сразу психологически становится легче )6
  • ЗлатеникаИван, сейчас проверила курс доллара 2021 - 69р 2024 - 94р29
  • ЗлатеникаТаксист, это же что-то около 600р за полтора часа, я ничего не путаю? ) получается, за 8 часовой рабочий день около 3000р, за пятидневку - около 70 000р в месяц8
  • A_TТаксист, она везде. В эконом цена -230 руб и вонючий Кар. Большего бреда написать трудно5
  • Kirill PАлександр, да, транспорт у вас огонь, обновили, новые автобусы приятно ездить. Я про ОТ в Мск - подвижной состав хороший, а вот график не всегда, особенно в выходные.1
  • Виктория ЗоринаЗлатеника, какие, например?1
  • userТаксист, таксисты часто охотно рассказывают о своих доходах, пока едешь. Меньше 70 мне в моем мухосранске никто не называл. Средняя зарплата у населения тут (включая меня) от 35 до 50, причем 50 это прям богачи. Как думаете, хватит у нас оплачивать больше? Думаю нет. Просто таксисты привыкли жить сверхдоходами, но оплачивать их уже некому из-за инфляции.8
  • ГригорийПавел, хммм а что же случилось?0
  • Комок нервовПавел, даже можно сказать на собственном очке ощущаем((1
  • Алексей ЧерновНи одного корректного правдивого факта. Ноль понимания происходящего в отрасли Статья ради статьи 🤡🤦‍♂️5
  • Uljana SkomorokhovaKirill, а в нашем маленьком городе 250 рублей, это если без ребенка, утром в воскресенье в хорошую погоду 10-минутная поездка0
  • Забаненый за правдуМаксим, удобно устроился информационный сервис. Десятки процентов за заказ брать-ок, отвечать за безопасность-не ок7
  • DmitryЯ отсутствовал в Москве год. За это время цена на такси выросла до такого состояния, что я стал уходить из бара до закрытия метро чтобы успеть на него и в два часа ночи я могу идти пешком до дома. По сути я практически полностью отказался от такси поскольку за такую цену я психологически не могу позволить себе ездить.7
  • AlekseyИменно Осгоп никак не повлияет ни на рост цен ни на нехватку водителей. В отрасли в целом огромная проблема которую не могут решить власти , так как абсолютно не понимают эту сферу. Даже департамент транспорта абсолютно не компетентен в этом вопросе. Уход водителей есть и он будет только увеличиваться, так как работа убыточная , именно убыточная. В ней на сегодняшний день заработать НЕВОЗМОЖНО!!! , если работать в нормированном графике. Пишу это с абсолютной уверенностью.4
  • FlashНик, откройте для себя комфорт плюс. 90% водителей - русские. Москва.0
  • FlashГригорий, евромайдан0
  • СветланаНик, фуф, а то все разом напряглись. А тут простой закон. А "пугалок тьма".0
  • СветланаKirill, нынешняя зима покажет весь общественный транспорт в красе. И потом посмотрим.0
  • СветланаПавел, и офигеваем. А сделать не можем ничего. Продолжаем жить и "наблюдать".0
  • МаксНик, а вы не берёте в расчет что цена на газ поднялась на 50%, на бензин растет постоянно, запчасти выросли минимум в три раза, ну а стоимость машин вообще зашкаливает. Такси - это повышенный износ малины и соответственно частый ремонт. А взять машину в кредит вообще роскошь. Китаец со сдачей старого авто платеж в районе 50к на 7 лет. Смотрите и в другую сторону. Если вам нужны арийцы, то вам нужно не в РФ в такси ездить. Для примера в Дубае такси стоит, если брать километраж раз в 5-10 дороже чем в мск. В аэропорт зарядили 7к. Тот же Яндекс. Он кстати там дороже чем аналогичные сервисы. Как-то так0
  • МаксПавел, откройте для себя изменения стоимости заправки машины, запчастей, уровень цен и естественно стоимость авто с 21 по 24 года. Будете ошарашены1
  • Bel'chikha PushistayaFlash, ЕМ был в 13 году. Жопа наступила после контрнаступа.0
  • Валерия ОвденкоНик, вы еще в Краснодаре цены не видели... Здесь тысячами уже измеряются.0
Вот что еще мы писали по этой теме