Ну и что? 38 505

Даже если ИП не работает, ему могут начислить страховые взносы по максимуму. Но потом пересчитают

22.09.17 г. Мы обещали держать вас в курсе по поводу ситуации со взносами ИП. Минфин провел совещание с председателем Пенсионного фонда. Ведомства договорились, что всё-таки пересчитают взносы опоздавшим с декларацией. Но это не поможет тем, с кого долги уже взыскивают по решению суда.

Ситуация такая: предпринимателям начали присылать уведомления, что у них долги по пенсионным взносам на десятки и даже сотни тысяч рублей. При этом предприниматели либо не работали, либо уже платили взносы — просто забыли подать декларацию.

Это выглядит диковато: человек не работал, не получал доход и даже вовремя всё платил. Просто он по незнанию или из-за халатности не сдал один документ — а ему больше ста тысяч рублей недоимки. Или даже двести.

Это может коснуться всех ИП, даже если они не работали и не зарабатывали все последние годы. И даже тех, кто пока никаких уведомлений не получал.

Корень проблемы в декларации. Каждый год ИП должны сообщать в налоговую, сколько они заработали и сколько заплатили налогов и взносов. Если этого не сделать вовремя, могут начислить взносов по бешеной ставке. Такой закон.

Но камень преткновения не в самом законе, а в таком нюансе: можно ли ИП исправиться? Например, он забыл подать декларацию, но по факту платил взносы и вообще вел себя хорошо. Может ли он подать декларацию и получить перерасчет, чтобы не платить бешеные взносы? Например, если вспомнит сам или узнает от налоговой о нарушении.

Пенсионный фонд сказал: нет, нельзя. Пропустили подачу декларации — платите огромные взносы, мы ничего не знаем и пересчитывать не будем. Формально у пенсионного фонда нет оснований для уменьшения начислений опоздавшим с отчетами.

Всё это касается взносов и начислений, которые пришлись на период до 2017 года, когда ими занимался пенсионный фонд. По всему новому действуют другие правила: сейчас взносами занимается налоговая, а в кодексе отдельная глава. И там такого правила по доначислениям из-за просроченной декларации нет.

За что начисляют повышенные страховые взносы?

Повышенные взносы начисляют за то, что предприниматель не отчитался о своих доходах за год. Даже если доходов вообще не было, всё равно нужно подать декларацию. Декларация — это отчет. В нем может быть ноль, но сам отчет должен быть.

По закону все ИП платят за себя фиксированные взносы — в пенсионный фонд и на медицинское страхование. Сумма зависит от МРОТ и дохода. В 2015 году каждому ИП даже при нулевом доходе нужно было заплатить 22 тысячи рублей. В 2016 году — 23 тысячи, а в 2017 — почти 28 тысяч.

И вот каждый год предприниматели подают декларацию в налоговую. Там они указывают, сколько заработали и сколько страховых взносов заплатили. Пенсионный фонд и налоговая получают эти данные и проверяют, правильно ли предприниматель посчитал взносы и всё ли заплатил в бюджет. Если правильно — его не трогают. Ну или что-то доначислят.

А если предприниматель не подавал декларацию, то пенсионный фонд не мог проверить начисления. Тогда взносы считали с повышенным коэффициентом — в 8 раз больше, чем фиксированная сумма. Это не прихоть пенсионного фонда, а требование закона.

Пенсионный фонд каждый год ждал данных о доходах из налоговой до 15 июня. Потом имел полное право доначислить по максимальному тарифу.

Но ведь этот закон о взносах уже не действует!

Этот закон действовал до 1 января 2017 года, пока страховыми взносами занимался пенсионный фонд. Потом их передали налоговой — сейчас начисления и уплату проверяет она.

Но теми суммами, которые предприниматели начисляли по 2016 год включительно, заведовал пенсионный фонд. Если накопились долги, налоговая не имеет права их пересчитывать — это не их сфера ответственности. А вот взыскивать их она обязана.

Кого тогда это касается?

Некоторые предприниматели не ведут бизнес и не подают декларации. Кто-то оформил ИП на себя по просьбе родственника и думает, что за него всё сдают и платят в срок. Бывает, что человек не знает, что и когда нужно сдавать в налоговую: взносы платит, а отчеты не отправляет. Или думает, что нет дохода — нет и декларации. Все они под угрозой начисления по повышенному тарифу.

Даже если за 2015 год предприниматель ничего не заработал и всего лишь не подал нулевую декларацию, пенсионный фонд выставит ему недоимку по страховым пенсионным взносам — 148 тысяч рублей. Даже если ИП честно и вовремя заплатил положенный минимум 18 тысяч.

Если не подать декларацию еще и за 2014 год, пенсионные взносы тоже посчитают по максимуму — 138 тысяч рублей плюсом к положенным 17 тысячам.

Данные о долгах на 1 января 2017 года пенсионный фонд передал в налоговую. И взыскивать эти недоимки теперь будет она. Сделать это очень просто: ИП отвечают по своим долгам личным имуществом. Из-за двух просроченных деклараций можно запросто лишиться машины или вляпаться во что-нибудь похуже.

Если не подал декларацию вовремя, можно ведь подать позже. Тогда начисления скорректируют и уберут недоимку?

О том и речь, что нет. Свою позицию по этому поводу пенсионный фонд как раз и разъяснил в недавнем письме. Чтобы пересчитали взносы за 2014 год, декларацию нужно было подать в 2015. За 2015 год пересчитают, только если отчитаться в 2016.

А если подать декларацию на год позже положенного — например в 2017, — пенсионный фонд не будет пересчитывать взносы. Так и оставят максимум.

Говорят, что для пересчета нет оснований по закону. Даже если налоговая передаст в пенсионный фонд просроченную декларацию, из которой будет понятно, что ИП в прошлые годы заработал меньше лимита в 300 тысяч или вообще ничего, недоимку не уменьшат. Даже если за 2014 или 2015 годы предприниматель перечислил все взносы, придется доплатить еще кучу денег.

Пока это официальная позиция пенсионного фонда. Ее должны придерживаться все территориальные отделения.

Что по этому поводу думает налоговая?

Налоговая на стороне предпринимателей и считает, что это незаконно. Такой подход нарушает права налогоплательщиков. Если предприниматель исправился и отчитался, взносы нужно пересчитать с учетом реальных доходов.

Налоговая и пенсионный фонд обмениваются информацией по своим каналам. Если какой-то ИП опомнится и пришлет декларацию за прошлые периоды, пенсионный фонд точно узнает об этом.

В законе нет прямого указания, что пенсионный фонд обязан пересчитать взносы. Но и запрета на пересчет тоже нет. И если бы пенсионный фонд согласился пересчитывать взносы, он бы ничего не нарушил. Но он не соглашается.

Пока это всего лишь мнение налоговой против позиции пенсионного фонда. Ситуацию обещают обсудить на совещании в Минфине. Может быть, тогда все договорятся и предпринимателям спишут долги. А может быть, Минфин согласится с ПФ и придется платить. Мы расскажем, чем всё закончится.

Если налоговая согласна пересчитать взносы, почему она сама не может этого сделать?

Налоговая администрирует взносы с 1 января 2017 года. Повлиять на начисления до этой даты она не может. Пенсионный фонд говорит: вот у этого ИП есть долг 150 тысяч рублей из-за несданной декларации. Налоговая не может уменьшить эту сумму и обязана взыскивать недоимку.

Разбираться по долгам и переплатам до 2017 года нужно с пенсионным фондом. Если получится, фонд передаст в налоговую новые данные.

Если я сдал декларацию — хоть и с просрочкой, но всё-таки сдал, — что теперь будет?

Главное — успеть сдать в тот год, когда положено по закону — то есть в течение следующего за отчетным. Например, за 2015 год нужно отчитаться в 2016. Тогда пенсионный фонд согласен пересчитывать взносы с учетом реального дохода даже при просрочке.

Если декларацию за 2015 год сдать в 2017 году, тогда всё — не пересчитают. Но никто не запрещает отстаивать свои права в суде. Пока практика противоречивая, поэтому гарантии успешного исхода дела никто не даст.

Это грабеж! За нулевую декларацию десятки тысяч недоимки?

Это требование закона. Оно не новое — так было и раньше. Чтобы не переплачивать, нужно вовремя сдавать декларации или закрыть ИП за ненадобностью. Это проще и дешевле, чем кажется.

Я не помню про свои декларации. Как проверить, вдруг что-то должен?

В налоговой можно запросить список отчетностей и акт сверки за любой период. Это удобно делать через систему отправки отчетности или ведения бухгалтерии.

Но даже если такого нет, тратить деньги на сверку не придется: сейчас у ИП есть личные кабинеты прямо на сайте nalog.ru.

На всякий случай можно свериться и с пенсионным фондом: отправить запрос по почте или сходить лично.

Ну и что? 3 837

Нет ИНН — нет посылки

Таможня выпустила новый приказ об оформлении посылок из иностранных интернет-магазинов. Теперь службы экспресс-доставки смогут привезти заказ только тем покупателям, которые указали свой ИНН. Если его нет, посылка не пройдет через таможню. Транспортные компании уже сообщили об этом своим клиентам.

Если вы ждете посылку из-за границы, проверьте почту: возможно, вам уже прислали письмо с просьбой предоставить ИНН. Исключение — доставка Почтой России, там пока этого ограничения нет.

Кроме ИНН нужны паспортные данные и ссылки на товары из интернет-магазина. Эти правила действуют даже для тех посылок, которые уже оплачены, отправлены, но пока не прошли таможню. Если не выполнить требования, груз не дойдет.

Но это еще не самое интересное. С введением новых требований схемам с незаконным предпринимательством и уходом от таможенных пошлин пришел конец. Объясняем, как это работает и чего вам ждать.

Кого это касается?

Это касается всех, кто заказывает что-то из зарубежных интернет-магазинов для личных нужд. Например на «Айхербе», «Ибэе», «Алиэкспрессе» и «Амазоне». Такие посылки проходят таможенный контроль. Обычно оформлением занимается таможенный представитель — это служба экспресс-доставки, которая везет посылку из Америки, Европы или Китая.

Чтобы оформить посылку и правильно рассчитать пошлины, курьерской службе нужны данные о ввозимых товарах: при оформлении их передают в электронный реестр.

Хотя этот приказ формально касается только тех, кто везет товары для себя, на самом деле не только их. Еще тех, кто оформляет товар как для себя, а на самом деле на этом зарабатывает.

Что изменилось в оформлении посылок на таможне?

Раньше для оформления посылки нужны были только паспортные данные покупателя, список покупок и адрес доставки. Теперь требуют еще и ИНН.

Иногда курьерская служба просит предоставить ссылки на товары или скрины из интернет-магазинов. Их придется прислать — это может быть запросом таможни, который лучше не игнорировать.

Службы доставки уже объявили о новых требованиях и запрашивают эти данные у клиентов. Без ИНН покупателя с 7 декабря 2017 года они не смогут оформить посылку на таможне.

Зачем таможне нужен ИНН?

Все дело в пошлинах. По закону без пошлин из иностранного интернет-магазина можно доставить 31 кг товаров для личных нужд. Или вложиться в лимит по стоимости — он равен 1000 евро на человека. Это лимиты на календарный месяц.

Важно, чтобы товары были не для перепродажи, а именно для себя. Если в месяц заказано больше 31 кг или посылки конкретного человека стоят больше 1000 евро, ему насчитают пошлину. В итоге товары обойдутся дороже.

Опытные покупатели это понимают и используют с выгодой для себя. Схемы разные. Кто-то делит посылки на мелкие. Кто-то оформляет несколько заказов, чтобы каждый был дешевле 1000 евро. Еще предприниматели заказывают как будто для себя, а на самом деле продают товары из Китая в своих интернет-магазинах.

Государство задумалось и решило надежнее все контролировать. Для этого просят ИНН. Так можно точно идентифицировать покупателя и проверить вес и стоимость его посылок за месяц. Данные о посылках попадут в общую базу. По ИНН будет легко проверить, что, когда и на какую сумму заказал конкретный человек. Если выяснится, что лимиты превышены, будут начислять пошлины.

А еще по ИНН можно проследить заказы по разным периодам. Статистика может оказаться весьма любопытной для таможни и налоговой.

При чем здесь налоговая?

Кажется, что формально ни при чем: ИНН ведь просит таможня. Но кое-что стоит иметь в виду. Базы таможни и налоговой связаны: ведомства обмениваются данными, а что-то берут из общих источников.

По ИНН таможня будет вести учет посылок по каждому человеку — ей это нужно для расчета пошлин. Налоговая тоже может заинтересоваться этими данными.

Например, если кто-то регулярно привозит из Китая большие партии товаров или одни и те же наименования, а официально не занимается бизнесом и не платит налог с доходов. Если такое выяснится, у налоговой будут вопросы. Закончиться все может начислением налогов и штрафами.

Но как они узнают, что конкретно в посылке и в каком количестве?

Список и стоимость товаров указаны в декларации. Попытка указать неправильные данные теперь может провалиться. Таможенники могут проверить ссылки на конкретные товары. Или попросят скрины из интернет-магазина, чтобы убедиться, что стоимость товара указана правильно.

Лучше не экспериментировать: все посылки таможня проверяет с помощью рентгентехники. Если данные не сойдутся, могут не пропустить посылку или начислить пошлину. Тем более будут проблемы, если под видом игрушек или техники кто-то захочет провезти что-то запрещенное.

Чем это грозит обычному человеку?

Физическим лицам, которые покупают товары в Китае или брендовую одежду в США, это ничем не грозит. Посылки и так проходят таможенный контроль, а с лимитами и пошлинами ничего не изменилось. Всего лишь нужно указывать ИНН при оформлении и на всякий случай делать скрины всех товаров, чтобы в случае чего подтвердить цену или скидку.

Что, если заказы не для себя, а для бизнеса?

Теперь такое будет проще вычислить и доказать. Товары для перепродажи нужно оформлять не так, как для личных нужд. Об этом стоит подумать заранее.

Если маскировать предпринимательство под личные закупки, это может обойтись дороже, чем пошлины по-честному.

Теперь посылки будут идти дольше?

Таможенники официально пообещали, что все это не отразится на сроках доставки. Но только если получатель посылки укажет свой ИНН. Для новых посылок с этим проще: ИНН будут запрашивать при оформлении. Посылка дойдет в обычные сроки с поправкой на предновогодний ажиотаж.

А вот по заказам, которые уже в транспортной компании, ИНН придется передавать дополнительно. Службы доставки рассылают клиентам такие запросы. Некоторые покупатели не знают о новых требованиях и игнорируют эти письма. Тогда посылку не пропустят на таможне и срок доставки увеличится.

У меня уже оформлен заказ. Что мне делать, чтобы его не задержали?

Узнайте в службе доставки, которую выбрали при оформлении, как передать ИНН. Иногда его просят отправить по почте или через личный кабинет. А может быть, вашу посылку успели внести в реестр и оформить до того, как заработал новый приказ. Транспортные компании точно знают, что нужно делать: таможня провела для них отдельное совещание.

Обязательно убедитесь, что курьерская служба ничего от вас не ждет. Может быть, вам отправляли запрос, а вы не заметили или он попал в спам. Передадите ИНН, и с доставкой все будет как обычно.

Я не хочу, чтобы за моими посылками следили. Как этого избежать?

Этого нельзя избежать. Вы и раньше указывали паспортные данные и адрес, поэтому таможня все знала.

Пока есть один способ доставлять товары для личного пользования без ИНН: его все еще не требует Почта России. Там какой-то свой порядок, или их не интегрировали с общей базой, но таможенники официально подтвердили, что посылки через почту пройдут и без ИНН. Если это принципиально, можно попробовать так.

Но сэкономить на пошлинах или скрыть закупки для бизнеса вряд ли получится: в 2018 году к общей системе таможенного контроля присоединится и Почта России.

Я покупаю со скидками и на распродажах. Потом цена меняется. Как доказать, что на момент заказа цена была ниже?

Обязательно делайте скрины и сохраняйте ссылки на каждый товар. Если удастся купить телевизор за 35 тысяч рублей, а завтра он будет стоить 70 тысяч, таможня может засомневаться в правдивости данных. Если не докажете факт скидки, заплатите пошлину.

Я не знаю свой ИНН. Где его взять?

Узнать ИНН можно на сайте налоговой. Это бесплатно.

У меня остались вопросы. Кому их задать?

Мы рассказали то, что знаем сами. Но в таможенном законодательстве много непонятного. Если не можете разобраться, проконсультируйтесь с экспертами.

Бесплатно можно почитать разбор вопросов на сайте таможенной службы. Если не поможет, отправьте свой вопрос или запишитесь на личный прием — там все для этого предусмотрено.

Ну и что? 73 242

За одну квартиру можно получить два вычета и даже больше

Тут Минфин и налоговая напомнили, как получать вычеты по НДФЛ супругам, которые купили квартиру за свои деньги или в ипотеку.

НДФЛ смогут вернуть и муж и жена, даже если квартира оформлена на кого-то одного, а второй вообще не проходит по документам. Это касается двух вычетов: при покупке квартиры и по ипотечным процентам. Один вычет Минфин предлагает распределять один раз, а другой — каждый год.

Если правильно оформить документы, максимальный вычет за одну квартиру составит 4 млн рублей при покупке и 6 млн рублей за проценты банку. Налог будут возвращать сразу обоим супругам. Объясним, что имеет в виду Минфин и почему на это нужно смотреть с прищуром.

Откуда информация про двойные вычеты?

Минфин не первый раз объясняет, что вычет за одну квартиру положен каждому супругу в полном размере. Но некоторые семьи были не в курсе и теряли деньги: делили один вычет на двоих или его заявлял кто-то один. Вместо 520 тысяч при покупке квартиры семья получала только 260.

Какие вычеты положены семье при покупке квартиры?

Если квартиру покупает семья, то жилье — совместная собственность супругов. Неважно, на кого оно оформлено и кто платил. Даже если в свидетельстве только муж, квартира общая.

При покупке квартиры есть два вида имущественных вычетов.

Виды имущественных вычетов

По расходам на квартиру По ипотечным процентам
Лимит на человека 2 млн рублей 3 млн рублей
На сколько объектов дают вычет сколько угодно (если договор после 2014 года) на один объект
Переносится ли остаток на другие объекты да нет
Вычет по расходам на квартиру
Лимит на человека
2 млн Р
На сколько объектов дают вычет
сколько угодно (если договор после 2014 года)
Переносится ли остаток на другие объекты
да
Вычет по ипотечным процентам
Лимит на человека
3 млн Р
На сколько объектов дают вычет
на один
Переносится ли остаток на другие объекты
нет

Оба вида вычета можно получить один раз в жизни. Эти вычеты может заявить каждый супруг. При условии, что они оба платят или будут платить НДФЛ по ставке 13%. Но это не все, что нужно знать о вычетах, чтобы не потерять деньги.

Как распределить вычет при покупке квартиры между супругами?

Вычет при покупке квартиры работает сам по себе и не связан с вычетом за проценты.

Неважно, покупает семья квартиру в ипотеку или за свои. Со всей суммы расходов в пределах лимита можно вернуть 13%. Так может сделать каждый супруг.

Расходы на покупку квартиры можно распределять между собой как угодно.

Пример 1. Квартира стоит 3 млн рублей. Муж заявит 2 млн вычета, а жена только 1 млн, или наоборот. Или они разделят вычет поровну — по 1,5 млн. Государство в любом случае вернет семье 390 тысяч рублей, а остаток вычетов можно перенести на другие объекты.

Пример 2. Квартира стоит 4 млн рублей. Оба супруга могут заявить по 2 млн рублей вычета и вернуть не 260 тысяч рублей налога на двоих, а 520 тысяч.

Пример 3. Квартира стоит 2 млн рублей. Муж может получить весь вычет сейчас, а жена использует свое право при покупке другой недвижимости. Или оба сейчас заявят по 1 млн, а еще по 1 млн — когда построят дом. В любом случае с этой квартиры можно вернуть 260 тысяч рублей, а еще 260 тысяч — позже.

Минфин говорит, что договориться о распределении имущественного вычета при покупке конкретной квартиры супруги должны заранее и один раз — до того, как им начнут возвращать налог. Перераспределять остаток вычета при покупке квартиры после того, как налоговая его предоставит и начнет возвращать НДФЛ, якобы нельзя. Это касается и остатка вычета, который перейдет на следующие годы: Минфин говорит, что его тоже нельзя перераспределять.

То есть как вначале договорились, так и будете возвращать налог. Такое мнение у Минфина.

А если что-то изменится? Налог же нельзя вернуть за год. Неужели нельзя передумать и перераспределить остаток вычета?

Вот поэтому и нужно разбираться в законе, несмотря на разъяснения Минфина, налоговой и кого угодно еще. Их мнения — это не нормативные документы.

Минфин говорит, что вычет перераспределить нельзя. Налоговая с этим вроде бы согласна. А вот Верховный суд нет.

Летом 2017 года рассматривалось дело супругов, которые сначала распределили вычет поровну, а потом передумали: заключили брачный договор и квартира с ипотекой досталась жене. Она заявила вычет, а налоговая предоставила ей только половину. Мол, так вы раньше договорились, а передумать нельзя. Две инстанции налоговую поддержали, а Верховный суд отменил эти решения.

Сказал так. Оба супруга имеют право на вычет в полном объеме. Если вычет нельзя использовать сразу и появляется остаток, его переносят на следующий год. Распределять вычет и остаток можно как угодно. Менять договоренности тоже можно. Главное, чтобы общая сумма вычета на каждого супруга была в пределах лимита.

Президиум Верховного суда еще в 2015 году высказал такое же мнение.

Аналогичная позиция была и у центрального аппарата ФНС. И это несмотря на то, что Минфин и раньше считал, что перераспределять вычет нельзя.

Похоже, ведомства до сих пор не договорились. Но вам нужно быть в курсе всех позиций, чтобы использовать их по закону и с выгодой для себя.

Как распределять вычет по ипотечным процентам?

Этот вычет тоже положен обоим — мужу и жене. Каждому максимум по 3 млн рублей в пределах реально уплаченных процентов. Но остаток этого вычета перенести на другие объекты не получится. Зато его точно можно заново распределять каждый год. Минфин разрешает так делать.

Пример. Супруги заплатили за год 200 тысяч рублей процентов по ипотеке. Решили, что налог со всей суммы в 2017 году вернет муж. А в 2018 году сумму процентов поделят поровну и каждый вернет налог с половины суммы. Нужно всего лишь написать заявление и распределить остаток по-новому.

Делить можно как угодно, пока сумма процентов по ипотеке не достигнет 3 млн рублей на каждого. Не на всю семью, не на одну квартиру, не по одному кредиту, а именно на каждого — семья может заявить 6 млн рублей вычета с процентов и вернуть 780 тысяч рублей налогов. Ну это если очень дорогая ипотека или на большую сумму.

Если один из супругов раньше получал вычет по процентам, но использовал не весь, второй раз заявить не разрешат. Поэтому тоже важно продумать все заранее. Может быть, по одной квартире весь вычет использует муж, а жена — когда купят вторую квартиру. Вдруг она тоже будет в ипотеку.

Мы купили квартиру и хотим получить вычеты. Как правильно сейчас все оформить?

Посчитайте, как выгоднее распределить вычет за 2017 и 2018 год. Составьте соглашение о распределении вычета с учетом мнения Минфина. По нему вы получите вычет за 2017 год и сможете использовать его в нужных пропорциях в 2018 году. За это время может появиться новое мнение Минфина.

Даже если оно не появится, а вы захотите распределить вычет по-другому, решать будет ваша налоговая. А на крайний случай есть суд. Как видите, он не всегда на стороне инспекций.

В любом случае по закону оба супруга могут заявить вычет в пределах своего лимита.

Когда нужно подавать заявление о распределении вычетов?

Вычет можно получить у работодателя или в налоговой. Сейчас конец года, поэтому стоит дождаться января и подать декларацию за 2017 год, чтобы вернуть всю сумму налога сразу. Заодно можно получить уведомление на 2018 год, чтобы вообще не платить НДФЛ.

Но в каждой истории есть нюансы. Если есть сомнения, проконсультируйтесь в своей налоговой.

Что бы вам ни ответили, сделайте поправку на то, что инспекторы часто сами не знают, как правильно. Нам несколько раз присылали их ответы. Надеемся, у вас будет по-другому.