Владельцы построек вдоль железной дороги смогут оформить землю в собственность

Но с некоторыми условиями

19
Владельцы построек вдоль железной дороги смогут оформить землю в собственность
Аватар автора

Андрей Корнилов

юрист

Страница автора

Землю у железной дороги разрешили оформлять в рамках дачной и гаражной амнистии.

Соответствующее постановление издало правительство. Раньше владельцы объектов рядом с рельсами могли лишь арендовать участки.

Расскажем подробнее.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

В чем проблема с землями у железной дороги

По обе стороны от железной дороги установлены так называемые полосы отвода. Это примыкающие к путям участки земли, на которых размещены объекты железнодорожной инфраструктуры: линии связи, склады или ремонтные мастерские.

Ширина полос отвода меняется в зависимости от региона и местности. Для «обычных» железных дорог крайний рельс находится в 15—20 метрах до границы полосы отвода. Точный размер устанавливают территориальные органы Роскадастра совместно с железнодорожниками.

Земля в полосе отвода принадлежит государству и находится в аренде у РЖД. Но часто бывает, что в полосе отвода стоят строения, которые не относятся к железной дороге. Это могут быть гаражи, хозяйственные постройки, садовые и даже индивидуальные жилые дома. Такие постройки в общем случае нельзя считать самовольными, и государство давало возможность их легализовать.

Как было раньше

Получить землю под строением возле железной дороги можно было в аренду на 49 лет.

Собственник заключал договор с Росимуществом. То есть порядок для частника был таким же, как для РЖД: нужна государственная земля — берите в аренду.

Это связано с неудобствами:

  1. За землю нужно вносить арендную плату, которая в случае с государственной землей ежегодно увеличивается на размер инфляции.
  2. Арендодатель может расторгнуть договор. Например, если земля потребуется для государственных нужд. Арендатору выплатят компенсацию, но вряд ли она будет велика.
  3. Арендованный участок нельзя дарить, оставлять в наследство или продавать.

Что изменилось

Теперь владельцы гаражей, хозпостроек, садовых и жилых домов в полосе отвода могут оформить право собственности на землю. Но с оговоркой: зарегистрировать можно только необходимый для использования объекта участок земли. То есть землю под гаражом передадут в собственность, а вот пару соток вокруг него — уже нет, даже если там и стоит забор.

Оформлять нужно через раздел участка ОАО «РЖД». Будущему собственнику придется нанять кадастрового инженера и провести межевание. Это стоит в среднем 10 000 ₽.

Для оформления собственности нужно соблюсти три условия:

  1. Раздел участка не нарушит безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В самом постановлении и принятых изменениях не говорится ничего о том, как это установить. Но можно предположить, что понадобится экспертное заключение Росжелдора, отвечающего за безопасность движения и эксплуатации железной дороги.
  2. Земельный участок в будущем не станут использовать для нужд железнодорожного транспорта.
  3. Сооружение размещено на земельном участке не на основании сервитута или публичного сервитута — ограниченных прав пользования чужой землей.

Если железной дороге нужен участок, она его не отдаст

Аватар автора

Геннадий Савинов

эксперт по загородной недвижимости

Страница автора

В связи с новым постановлением возникает два основных вопроса:

  1. Кому вообще нужны участки в зоне 15—20 м от железной дороги? Вряд ли на таких участках можно жить даже временно.
  2. А что изменилось? Если посмотреть на публичную кадастровую карту Росреестра, можно обнаружить, что земельные участки, прилегающие к железным дорогам, и раньше оформлялись в собственность. В моей практике такое тоже было — по согласованию с администрацией железной дороги. Таких случаев мало, но они есть.

Исходя из постановления очевидно, что если железной дороге действительно нужен земельный участок, то она его не отдаст.

Мне кажется, что более важен контекст. Возможно, правительство подало знак РЖД: «Вы там сильно не упорствуйте, если кто-то захочет приватизировать эти участки вдоль железных дорог, которыми владельцы по 50 лет пользуются. Особенно под гаражами. Поскольку налоги нам надо собирать сегодня. А если полосу отвода нужно будет расширить, то это мы всегда сможем сделать, изъяв участки для государственных или муниципальных нужд».


Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Андрей КорниловКак лучше поступать с постройками у железной дороги?
  • Man on the trailОсталось понять, зачем?3
  • Да, ДинараMan, сейчас строить у железной дороги нельзя. Смею предположить, что потихоньку мы придем к тому, что этот запрет отменят и вместо чудесного яблоневого сада рядом с моим домом вырастет уродливая новостройка эконом-класса 😭🥲3
  • Николай КорневЯ примерно понимаю это так: есть Росимущество, федеральный орган, который в том числе распределяет государственные земли между разными госкомпаниями, министерствами и ведомствами, будь то РЖД, Росатом, Минобороны или ещё что. И вот РЖД арендует у Росимущества.1
  • Николай, в СССР при госэкономике было все куда как проще: земля государственная, отвечает МПС, Аэрофлот, ВТБ и прочие госмонополии. И не было никаких арендных отношений, платежей и прочего.0
  • Andre MacarenoБлин, я уже думал можно прям землю с железной дорогой выкупить и устраивать там забастовки рабочих0
  • LizА есть уже рабочая схема, как это сделать? Какой пакет документов? Межевой план-это понятно. А что еще необходимо?0
  • LizNikolay, мы не в СССР😁. Вам все правильно ответили про аренду.1
  • LizУважаемый автор, а в каком пунке данного постановления сказано, что земля под строением будет передаваться в собственность? Я этого не увидела.1
  • LizLiz, все, увидела, п.61
  • Александр инженерВо - первых земля передается не в собственность, а в субаренду. Во- вторых РЖД не смогут отказать в ее предоставление , так как теперь это их прямая обязанность заключать договора суб. аренда с собственниками зданий по их обращению.0
  • Александр инженерNikolay, договор аренды на земельный участок полосы отвода, заключаемый РЖД с государством , должен отныне содержать обязательное условие, по которому ОАО РЖД обязуются передавать часть арендуемой земли в субаренду , собственникам зданий , сооружений , расположенных на такой части арендуемой РЖД земли.0
  • Александр инженерMan, многие дома и гаражи, да что там целый кооперативы и товарищества, расположены вдоль жд путей, соответсвтенно были они все построены до введения в действия земельного кодекса и прочих современных законов и естественно, слыхать не слыхивали про полосы отвода при строительстве, а теперь с появлением кадастра федеральных законов регулирующих все и вся им остался неудел и хоть как то привести такие строения в соответствие современным нормам им назначили еще один инструмент в рамках дачной и гаражной амнистии, позволяющий в упрощенном порядке получить право на землю.2
  • Александр инженерLiz, и где вы такое увидели , если речь про постановление 264, то там нет слов о передаче в собственность ни в п. 6 ни в п. 5 ни в п. 4, указывается лишь возможность передачи части арендуемой РЖД земли в субаренду собственникам, расположенных на ней зданий .0
  • LizАлександр, речь о постановлении 492 от 28.03.20230
  • Шпинат Огурцов1
  • Егор Перлинжил как-то в районе жд вокзала, привыкнуть прям очень тяжело к такой атмосфере0
  • ЛидияВот также живу и я с мамой в полосе отвода РЖД, являемся субарендаторами, на котором стоит муниципальный дом. И вот в этом году 13000кв.м платим субаренду 24300р((((( И в собственность нет смысла оформлять, так как поперёк земли проходит городская канализация (((0
  • ЕленаДать людям бесплатно приватизировать0