Владельцы построек вдоль железной дороги смогут оформить землю в собственность

Но с некоторыми условиями

18
Владельцы построек вдоль железной дороги смогут оформить землю в собственность
Аватар автора

Андрей Корнилов

юрист

Страница автора

Землю у железной дороги разрешили оформлять в рамках дачной и гаражной амнистии.

Соответствующее постановление издало правительство. Раньше владельцы объектов рядом с рельсами могли лишь арендовать участки.

Расскажем подробнее.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

В чем проблема с землями у железной дороги

По обе стороны от железной дороги установлены так называемые полосы отвода. Это примыкающие к путям участки земли, на которых размещены объекты железнодорожной инфраструктуры: линии связи, склады или ремонтные мастерские.

Ширина полос отвода меняется в зависимости от региона и местности. Для «обычных» железных дорог крайний рельс находится в 15—20 метрах до границы полосы отвода. Точный размер устанавливают территориальные органы Роскадастра совместно с железнодорожниками.

Земля в полосе отвода принадлежит государству и находится в аренде у РЖД. Но часто бывает, что в полосе отвода стоят строения, которые не относятся к железной дороге. Это могут быть гаражи, хозяйственные постройки, садовые и даже индивидуальные жилые дома. Такие постройки в общем случае нельзя считать самовольными, и государство давало возможность их легализовать.

Как было раньше

Получить землю под строением возле железной дороги можно было в аренду на 49 лет.

Собственник заключал договор с Росимуществом. То есть порядок для частника был таким же, как для РЖД: нужна государственная земля — берите в аренду.

Это связано с неудобствами:

  1. За землю нужно вносить арендную плату, которая в случае с государственной землей ежегодно увеличивается на размер инфляции.
  2. Арендодатель может расторгнуть договор. Например, если земля потребуется для государственных нужд. Арендатору выплатят компенсацию, но вряд ли она будет велика.
  3. Арендованный участок нельзя дарить, оставлять в наследство или продавать.

Что изменилось

Теперь владельцы гаражей, хозпостроек, садовых и жилых домов в полосе отвода могут оформить право собственности на землю. Но с оговоркой: зарегистрировать можно только необходимый для использования объекта участок земли. То есть землю под гаражом передадут в собственность, а вот пару соток вокруг него — уже нет, даже если там и стоит забор.

Оформлять нужно через раздел участка ОАО «РЖД». Будущему собственнику придется нанять кадастрового инженера и провести межевание. Это стоит в среднем 10 000 ₽.

Для оформления собственности нужно соблюсти три условия:

  1. Раздел участка не нарушит безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В самом постановлении и принятых изменениях не говорится ничего о том, как это установить. Но можно предположить, что понадобится экспертное заключение Росжелдора, отвечающего за безопасность движения и эксплуатации железной дороги.
  2. Земельный участок в будущем не станут использовать для нужд железнодорожного транспорта.
  3. Сооружение размещено на земельном участке не на основании сервитута или публичного сервитута — ограниченных прав пользования чужой землей.

Если железной дороге нужен участок, она его не отдаст

Аватар автора

Геннадий Савинов

эксперт по загородной недвижимости

Страница автора

В связи с новым постановлением возникает два основных вопроса:

  1. Кому вообще нужны участки в зоне 15—20 м от железной дороги? Вряд ли на таких участках можно жить даже временно.
  2. А что изменилось? Если посмотреть на публичную кадастровую карту Росреестра, можно обнаружить, что земельные участки, прилегающие к железным дорогам, и раньше оформлялись в собственность. В моей практике такое тоже было — по согласованию с администрацией железной дороги. Таких случаев мало, но они есть.

Исходя из постановления очевидно, что если железной дороге действительно нужен земельный участок, то она его не отдаст.

Мне кажется, что более важен контекст. Возможно, правительство подало знак РЖД: «Вы там сильно не упорствуйте, если кто-то захочет приватизировать эти участки вдоль железных дорог, которыми владельцы по 50 лет пользуются. Особенно под гаражами. Поскольку налоги нам надо собирать сегодня. А если полосу отвода нужно будет расширить, то это мы всегда сможем сделать, изъяв участки для государственных или муниципальных нужд».


Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Как лучше поступать с постройками у железной дороги?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество