Жильцы вправе знать, сколько ресурсов уходит на нужды дома.

Минстрой еще раз разъяснил коммунальщикам, что нужно обязательно сообщать жильцам данные об общедомовом потреблении и как провести перерасчет, если жильцы за какой-то период забудут передать данные счетчиков.

Расскажу об этих двух моментах подробнее.

Общедомовое потребление должно быть отражено в квитанции

В правилах предоставления коммунальных услуг есть требования к информации, которую коммунальщикам нужно указывать в квитанции. В ней должны быть данные не только об индивидуальном, но и об общедомовом потреблении:

  • текущие показания общедомовых приборов учета;
  • объем отопления, электричества и воды, затраченный на общедомовые нужды за месяц;
  • дополнительно расход на электроэнергию и холодную воду — если дом не подключен к централизованному отоплению и снабжению горячей водой, а ее, например, нагревают в собственной котельной;
  • суммарный объем каждого вида ресурса во всех жилых и отдельно в нежилых помещениях дома — чтобы было понятно, что жильцы не платят за воду и обогрев в коммерческих помещениях.

Потребителям важно знать, сколько ресурсов уходит на содержание дома и правильно ли по ним начисляют плату.

С сентября 2022 года действует порядок доначислений — весь год плату за расходы на общедомовые нужды определяют по региональным нормативам. И раз в год, если в доме есть общедомовый счетчик, делают перерасчет исходя из его показаний.

Если по итогам года обнаружится расход сверх нормативов, долг в течение года будут доначислять жильцам. Если же была переплата, последующие платежи уменьшат на ее сумму. Там, где общедомовых счетчиков нет, всегда считают по нормативу — перерасчетов нет.

Минстрой даже составил примерную форму квитанции — чтобы потребитель знал, за что платит.

Как все устроено на практике

Но многие УК, расчетные центры и ТСЖ продолжают предоставлять информацию в неполном виде: одни говорят, что счетчики стоят, но не позволяют снимать текущие показания, другие — что вся информация не помещается в квитанцию. А некоторые предлагают жильцам самим рассчитывать объем потребления.

Это неправильно — если нет полной информации, легче ошибиться и завысить показатели общедомового потребления — а значит, и сумму в квитанциях. Например, если в доме подземный паркинг и он не общедомовое имущество, коммунальщики должны вычитать расходы на его отопление из общедомового потребления, а не вписывать в квитанции жильцов.

Поэтому если в квитанции не хватает информации об объеме расходов на общедомовые нужды, коммунальщиков можно привлечь к административной ответственности. Но сначала надо написать им претензию. А если они не отреагируют — обратиться в виртуальную приемную Роспотребнадзора или лично в территориальный орган.

Еще можно обратиться в государственную жилищную инспекцию. Ее отделения есть во всех регионах, а написать туда можно через ГИС ЖКХ. Ведомство также отреагирует на жалобу и выдаст предписание об устранении нарушений.

Инспекция вправе привлекать УК к ответственности за такие нарушения по другой статье — за управление домом с нарушением лицензионных требований.

Как делают перерасчет тем, кто забывал передавать показания счетчиков

Всем, у кого в квартире стоят исправные счетчики на тепло, свет и воду, нужно ежемесячно передавать их показания в ресурсоснабжающие организации. Сроки приема данных могут различаться, но в целом — не позднее 25-го числа месяца, за который нужно совершить расчет.

Когда жильцы забывают передать показания, плату им начисляют по рассчитанному на основе прежних показаний среднемесячному потреблению. А когда потребители молчат три месяца подряд — начисляют по нормативу потребления с повышающим коэффициентом 1,5. Это может быть невыгодно, так как норматив будут начислять на каждого жильца и возможна переплата.

Счетчик исключают из базы начислений. Даже если потребитель станет снова слать показания, рассчитывать плату все равно будут по нормативу.

Поэтому если жильцы хотят снова платить за реальное потребление и считают, что за прошлый период потратили по счетчикам меньше, чем им насчитали по нормативу с повышающим коэффициентом, они могут получить перерасчет.

Его сделают после того, как сотрудники ресурсоснабжающей компании придут и сами снимут показания счетчика. Их задача — установить, что прибор исправен, просто показания разнятся с теми, что в последний раз отправлял потребитель. Об этом они составляют акт и фиксируют текущие показания.

Это бесплатно. Потребителю достаточно вызвать специалиста к себе домой — услуга называется «Снятие контрольных показаний». Сотрудник ресурсоснабжающей организации составит акт, и после этого все данные обновятся. Никуда идти не придется. Вскоре последует и перерасчет.

В большинстве случаев перерасчет делают в пользу потребителя, так как норматив — это завышенное потребление для одного человека. А там, где норматив начислялся на одного-двух жильцов, а проживала большая семья и по счетчикам потратила больше, — плату, наоборот, доначислят.

Что в итоге

  1. Если в вашей квитанции нет информации об объемах потребления воды, света и тепла на общедомовые нужды или показаний с общедомовых приборов учета — это нарушение. Можно написать претензию в УК, а если она не отреагирует, пожаловаться в ГЖИ.
  2. Потребители должны передавать показания счетчиков, если они есть и исправны. Иначе, спустя три месяца, плату станут начислять по нормативу с повышающим коэффициентом, а счетчик исключат из базы начислений. Придется вызывать сотрудника компании — поставщика ресурса, чтобы сделать перерасчет.
  3. Если нет возможности передать актуальные показания, просто повторите предыдущие данные. Это лучше, чем не отправить показания совсем.

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Ирина Половодова
Ирина Половодова
Доводилось разбираться со счетчиками? Расскажите о своем опыте:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество